Люди не боятся
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2010 г. ) |
Коренные народы в Канаде |
---|
![]() ![]() |
Inuit Qaujimajatuqangit ( /inuit qaujimajatuqaŋit/ , Inuktitut syllabics : ᐃᓄᐃᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ; sometimes Inuit Qaujimanituqangit - ᐃᓄᐃᑦ ᖃᐅᔨᒪᓂᑐᖃᖏᑦ ) [1] — это инуктитутская фраза, которую часто переводят как « инуитов традиционные знания », «традиционные институты инуитов» или даже «традиционные технологии инуитов». Его также можно сократить как « IQ ». [2] Оно происходит от корня глагола « каудзима- », означающего «знать», и его можно буквально перевести как «то, что издавна было известно инуитам».
Традиционные знания
[ редактировать ]Инуитский Каухимаджатукангит — это совокупность знаний и уникальных культурных представлений инуитов о том, как работает природа, люди и животные. Таким образом, у инуитов Каужимаджатукангита есть как практические, так и эпистемологические аспекты, которые вытекают из фундаментального принципа, согласно которому люди учатся, являются разумными существами с бесконечным потенциалом решения проблем в рамках диктата природы и технологии. Согласно документу правительства Нунавута от 2013 года, озаглавленному «Учет социальных ценностей инуитов», [3] Инуит Каужимаджатукангит состоит из следующих компонентов:
- Inuuqatigiitsiarniq (уважение к другим, отношения и забота о людях)
- Тунганарник (воспитание хорошего духа, будучи открытым, гостеприимным и инклюзивным)
- Пиджицирник (служение и обеспечение семьи, сообщества или того и другого)
- Aajiiqatigiinniq (принятие решений путем обсуждения и консенсуса)
- Пилиммаксарник или Пиджариуксарник (развитие навыков посредством практики, усилий и действий)
- Piliriqatigiinniq или Ikajuqtigiinniq (совместная работа ради общего дела)
- Кануктуурник (новаторский и находчивый)
- Аватиттинник Камациарник (уважение и забота о земле, животных и окружающей среде)
Закон о защите языка инуитов 2008 года устанавливает право родителей на то, чтобы их дети получали образование на языке инуктитут. [4] Знания инуитов, передаваемые из поколения в поколение (от старших до молодежи) и основанные на опыте (обучение через участие) также называются «экологическими знаниями инуитов» (IEK). [5] «Традиционные экологические знания» (ТЭК) или «Местные экологические знания» (ЛЭК). [6]
Исследования традиционных знаний
[ редактировать ]Исследовательский центр Иглулик в Иглулике , Нунавут, занимается документированием инуитов Каужимаджатукангита, а также исследованием климатологических и сейсмических данных. [7] В 1999 году Арктический колледж Нунавута начал публиковать устную историю Каухимаджатукангита в серии книг «Интервью со старейшинами инуитов», в которых рассматриваются взгляды старейшин на широкий круг тем, от права и здоровья до космологии, толкования снов и шаманизма. [8]
Политика
[ редактировать ]С начала 21 века Каухимаджатукангит стал чем-то вроде политического лозунга в Нунавуте , поскольку правительство пытается больше интегрировать традиционную культуру инуитов в их современную структуру управления, чтобы бороться с бесправием, вызванным колониализмом. Большая часть этой интеграции предполагает цитирование устной истории, в том числе истории поколений, посредством интервью со старейшинами. Хотя офицеры Королевской канадской конной полиции и критики, не принадлежащие к инукам, отвергли устную историю как ненадежную и менее конкретную, чем статистика, правительство Нунавута, как известно, консультировалось со старейшинами по вопросам культуры и экологических знаний. IQ также приобрел популярность в южных провинциях Канады, но еще не достиг такого же уровня известности. [8]
В академических кругах
[ редактировать ]Каужимаджатукангит все чаще включается в канадскую академическую среду в 21 веке. Морской биолог Энояк Судловеник использует Каужимаджатукангит для изучения здоровья морских арктических животных, включая белух и кольчатых нерп . [9] В 2021 году журнал Polar Biology опубликовал результаты исследования, в ходе которого IEK (посредством опроса старейшин инуитов и охотников) отследил изменение местонахождения атлантических моржей в условиях изменения климата. [6] Для этого исследования были опрошены 32 старейшины-инуки и охотники на моржей (и один охотник, не являющийся инуками) из Нунавика, чтобы поделиться своими наблюдениями о том, изменилось ли местоположение местных моржей Нунавика и Нунавута либо из-за охоты, либо из-за повышения температуры. Респонденты были выбраны на основе их глубоких знаний об охоте на моржей и признания их местными ассоциациями охотников, рыболовов и промысловиков.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Примерное произношение EE-noo-eet khah-OO-yi-mah-nee-too-khah-ngeet
- ^ Инуит Каужимаджатукангит (IQ). Архивировано 14 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Учет социальных ценностей инуитов
- ^ «Закон о защите языка инуитов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2016 г. Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Eyegetok 1998
- ^ Jump up to: а б Мартинес-Левассер, Лаура М.; Фургал, Крис М.; Хэммилл, Майк О.; Анри, Доминик А.; Бернесс, Гэри (сентябрь 2021 г.). «Новые модели миграции и распространения атлантических моржей (Odobenus rosmarus rosmarus) вокруг Нунавика (Квебек, Канада), выявленные с помощью знаний инуитов» . Полярная биология . 44 (9): 1833–1845. Бибкод : 2021PoBio..44.1833M . дои : 10.1007/s00300-021-02920-6 . ISSN 0722-4060 . ПМК 8550009 . ПМИД 34720377 .
- ^ «Иглулик, НУ» . Псевдоним: Информация и поддержка по арктической логистике. Архивировано из оригинала 6 августа 2007 г. Проверено 17 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин, Киви (2009). « Мы тоже здесь для этого?»: Инуит Каужимаджатукангит - традиционные знания или критическая теория?» . Канадский журнал местных исследований . 29 (1/2): 183–202. ProQuest 218101725 – через ProQuest.
- ^ Кэмпбелл, Линдси (21 октября 2021 г.). «Использование традиционных знаний инуитов и западной науки для изучения морской жизни Арктики» . Маклина . Проверено 17 марта 2022 г.
Цитаты
[ редактировать ]- Айгеток, Сандра и Наташа Торп. Молодежный лагерь для пожилых людей на реке Хиукитак, 7–14 августа 1998 г. Нунавут?: сн, 1998.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кассам, К.-АС 2002. «Гром в тундре: инуит Каужимаджатукангит из Батерста Карибу, Наташа Торп, Найкак Хаконгак, Сандра Эйгеток и старейшины Китикмеот». Арктика . 55: 395.
- Остен, Ярих, Фредерик Лаугранд и Мариано Аупилаардьюк. Шаманизм и реинтеграция правонарушителей в общество Взгляды инуитов на ХХ век, т. 4. Икалуит: Арктический колледж Нунавута, программа языка и культуры, ISBN 1-896204-56-2
- Венцель, Джордж В. 2004. «От TEK к IQ: инуиты Каужимаджатукангит и культурная экология инуитов». Арктическая антропология . 41, нет. 2: 238.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Инуит Каужимаджатукангит (IQ) - Департамент человеческих ресурсов правительства Нунавута, 2005 г.
- Комитет IQI - Департамент экономического развития и транспорта,
- Основание инуитов Каужимаджатукангит Катимаджиит - Департамент культуры, языка, Эдлеров и молодежи Нунавута, 8 сентября 2003 г.