Jump to content

Люди не боятся

Inuit Qaujimajatuqangit ( /inuit qaujimajatuqaŋit/ , Inuktitut syllabics : ᐃᓄᐃᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ; sometimes Inuit Qaujimanituqangit - ᐃᓄᐃᑦ ᖃᐅᔨᒪᓂᑐᖃᖏᑦ ) [1] — это инуктитутская фраза, которую часто переводят как « инуитов традиционные знания », «традиционные институты инуитов» или даже «традиционные технологии инуитов». Его также можно сократить как « IQ ». [2] Оно происходит от корня глагола « каудзима- », означающего «знать», и его можно буквально перевести как «то, что издавна было известно инуитам».

Традиционные знания

[ редактировать ]

Инуитский Каухимаджатукангит — это совокупность знаний и уникальных культурных представлений инуитов о том, как работает природа, люди и животные. Таким образом, у инуитов Каужимаджатукангита есть как практические, так и эпистемологические аспекты, которые вытекают из фундаментального принципа, согласно которому люди учатся, являются разумными существами с бесконечным потенциалом решения проблем в рамках диктата природы и технологии. Согласно документу правительства Нунавута от 2013 года, озаглавленному «Учет социальных ценностей инуитов», [3] Инуит Каужимаджатукангит состоит из следующих компонентов:

  • Inuuqatigiitsiarniq (уважение к другим, отношения и забота о людях)
  • Тунганарник (воспитание хорошего духа, будучи открытым, гостеприимным и инклюзивным)
  • Пиджицирник (служение и обеспечение семьи, сообщества или того и другого)
  • Aajiiqatigiinniq (принятие решений путем обсуждения и консенсуса)
  • Пилиммаксарник или Пиджариуксарник (развитие навыков посредством практики, усилий и действий)
  • Piliriqatigiinniq или Ikajuqtigiinniq (совместная работа ради общего дела)
  • Кануктуурник (новаторский и находчивый)
  • Аватиттинник Камациарник (уважение и забота о земле, животных и окружающей среде)

Закон о защите языка инуитов 2008 года устанавливает право родителей на то, чтобы их дети получали образование на языке инуктитут. [4] Знания инуитов, передаваемые из поколения в поколение (от старших до молодежи) и основанные на опыте (обучение через участие) также называются «экологическими знаниями инуитов» (IEK). [5] «Традиционные экологические знания» (ТЭК) или «Местные экологические знания» (ЛЭК). [6]

Исследования традиционных знаний

[ редактировать ]

Исследовательский центр Иглулик в Иглулике , Нунавут, занимается документированием инуитов Каужимаджатукангита, а также исследованием климатологических и сейсмических данных. [7] В 1999 году Арктический колледж Нунавута начал публиковать устную историю Каухимаджатукангита в серии книг «Интервью со старейшинами инуитов», в которых рассматриваются взгляды старейшин на широкий круг тем, от права и здоровья до космологии, толкования снов и шаманизма. [8]

Политика

[ редактировать ]

С начала 21 века Каухимаджатукангит стал чем-то вроде политического лозунга в Нунавуте , поскольку правительство пытается больше интегрировать традиционную культуру инуитов в их современную структуру управления, чтобы бороться с бесправием, вызванным колониализмом. Большая часть этой интеграции предполагает цитирование устной истории, в том числе истории поколений, посредством интервью со старейшинами. Хотя офицеры Королевской канадской конной полиции и критики, не принадлежащие к инукам, отвергли устную историю как ненадежную и менее конкретную, чем статистика, правительство Нунавута, как известно, консультировалось со старейшинами по вопросам культуры и экологических знаний. IQ также приобрел популярность в южных провинциях Канады, но еще не достиг такого же уровня известности. [8]

В академических кругах

[ редактировать ]

Каужимаджатукангит все чаще включается в канадскую академическую среду в 21 веке. Морской биолог Энояк Судловеник использует Каужимаджатукангит для изучения здоровья морских арктических животных, включая белух и кольчатых нерп . [9] В 2021 году журнал Polar Biology опубликовал результаты исследования, в ходе которого IEK (посредством опроса старейшин инуитов и охотников) отследил изменение местонахождения атлантических моржей в условиях изменения климата. [6] Для этого исследования были опрошены 32 старейшины-инуки и охотники на моржей (и один охотник, не являющийся инуками) из Нунавика, чтобы поделиться своими наблюдениями о том, изменилось ли местоположение местных моржей Нунавика и Нунавута либо из-за охоты, либо из-за повышения температуры. Респонденты были выбраны на основе их глубоких знаний об охоте на моржей и признания их местными ассоциациями охотников, рыболовов и промысловиков.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Примерное произношение EE-noo-eet khah-OO-yi-mah-nee-too-khah-ngeet
  2. ^ Инуит Каужимаджатукангит (IQ). Архивировано 14 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Учет социальных ценностей инуитов
  4. ^ «Закон о защите языка инуитов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2016 г. Проверено 8 января 2018 г.
  5. ^ Eyegetok 1998
  6. ^ Jump up to: а б Мартинес-Левассер, Лаура М.; Фургал, Крис М.; Хэммилл, Майк О.; Анри, Доминик А.; Бернесс, Гэри (сентябрь 2021 г.). «Новые модели миграции и распространения атлантических моржей (Odobenus rosmarus rosmarus) вокруг Нунавика (Квебек, Канада), выявленные с помощью знаний инуитов» . Полярная биология . 44 (9): 1833–1845. Бибкод : 2021PoBio..44.1833M . дои : 10.1007/s00300-021-02920-6 . ISSN   0722-4060 . ПМК   8550009 . ПМИД   34720377 .
  7. ^ «Иглулик, НУ» . Псевдоним: Информация и поддержка по арктической логистике. Архивировано из оригинала 6 августа 2007 г. Проверено 17 октября 2007 г.
  8. ^ Jump up to: а б Мартин, Киви (2009). « Мы тоже здесь для этого?»: Инуит Каужимаджатукангит - традиционные знания или критическая теория?» . Канадский журнал местных исследований . 29 (1/2): 183–202. ProQuest   218101725 – через ProQuest.
  9. ^ Кэмпбелл, Линдси (21 октября 2021 г.). «Использование традиционных знаний инуитов и западной науки для изучения морской жизни Арктики» . Маклина . Проверено 17 марта 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кассам, К.-АС 2002. «Гром в тундре: инуит Каужимаджатукангит из Батерста Карибу, Наташа Торп, Найкак Хаконгак, Сандра Эйгеток и старейшины Китикмеот». Арктика . 55: 395.
  • Остен, Ярих, Фредерик Лаугранд и Мариано Аупилаардьюк. Шаманизм и реинтеграция правонарушителей в общество Взгляды инуитов на ХХ век, т. 4. Икалуит: Арктический колледж Нунавута, программа языка и культуры, ISBN   1-896204-56-2
  • Венцель, Джордж В. 2004. «От TEK к IQ: инуиты Каужимаджатукангит и культурная экология инуитов». Арктическая антропология . 41, нет. 2: 238.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e294412c6073364cf4b951097d9644ef__1717416780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/ef/e294412c6073364cf4b951097d9644ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Inuit Qaujimajatuqangit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)