Томас Уилсон (епископ)
Томас Уилсон | |
---|---|
Епископ Содорский и Манский | |
![]() | |
Церковь | Англиканская церковь |
Видеть | Содор и человек |
В офисе | 1697–1755 |
Предшественник | Баптист Левинц |
Преемник | Марк Хиддесли |
Заказы | |
Рукоположение | 20 октября 1689 г. |
Посвящение | 16 января 1698 г. |
Личные данные | |
Рожденный | 20 декабря 1663 г. |
Умер | 7 марта 1755 г. Майкл, остров Мэн | ( 91 год
Томас Уилсон (20 декабря 1663 – 7 марта 1755) был епископом Содора и Мана с 1697 по 1755 год.
Он родился в Бертоне в Уиррале , Чешир, в декабре 1663 года. Изучив медицину в Тринити-колледже в Дублине , он был рукоположен в священники в 1689 году. В 1692 году лорд Манна Уильям Стэнли , 9-й граф Дерби , назначил его личным капеллан и наставник графского сына. Пять лет спустя, по настоянию лорда Дерби, Вильсон принял назначение на вакантное епископство Содора и Мэна .
Приехав на остров Мэн , он обнаружил здания епархии в руинированном состоянии. Строительство новых церквей было одним из его первых действий, и в конечном итоге он восстановил большинство церквей епархии, а также основал публичные библиотеки. Он курировал принятие в Тинвальде Закона об урегулировании 1704 года, который предоставлял арендаторам право продавать и передавать свою землю при условии сохранения только фиксированной арендной платы и платы за отчуждение. Вильсон работал над восстановлением церковной дисциплины на острове, хотя у него были конфликты с гражданскими властями отчасти из-за сокращения доходов от Вильсона, смягчающего штрафы в духовном суде. Он встретил Джеймса Оглторпа в Лондоне и благодаря этой встрече заинтересовался зарубежными миссиями. Он был одним из первых защитников Общества распространения Евангелия в зарубежных странах .
Отношения епископа Вильсона с народом острова Мэн были отмечены взаимной привязанностью и уважением. Его личное благочестие выражалось в активной благотворительной деятельности, и он часто вмешивался, чтобы оградить свою паству от требований государственных властей. Он отказался от назначения на гораздо более богатую кафедру Эксетера . Когда он умер 7 марта 1755 года в возрасте 91 года, говорят, что на его похоронах присутствовало почти все взрослое население острова Мэн.
Молодость (1663–87)
[ редактировать ]
Уилсон был шестым из семи детей и пятым сыном Натаниэля Уилсона (умерла 29 мая 1702 г.) и Элис Уилсон, урожденной Браун (умерла 16 августа 1708 г.). Он родился в Бертоне , Чешир, 20 декабря 1663 года. [2] По словам биографа Уилсона Джона Кебла , обе стороны его семьи проживали в Бертоне на протяжении многих столетий. Большую часть детства Уилсон провел в пасторском доме в Уинвике , Ланкашир, где его сводный дядя по отцовской линии Ричард Шерлок был настоятелем; Шерлок руководил обучением Уилсона. Именно через Шерлока можно было установить самую раннюю связь с островом Мэн, поскольку он был капелланом сына 7-го графа Дерби и лорда Манна, среди чьих амбиций было восстановление порядка в церкви на острове Мэн. Человек после срыва в семнадцатом веке. [3]
Уилсон обучался в Королевской школе в Честере. [4] и поступил в Тринити-колледж в Дублине в качестве сизара 29 мая 1682 года. Его наставником был Джон Бартон, впоследствии декан Арды . Джонатан Свифт поступил туда в прошлом месяце, среди других современников были Питер Браун и Эдвард Чендлер . Он был избран ученым 4 июня 1683 года. В феврале 1686 года он получил степень бакалавра. Влияние архидиакона Майкла Хьютона (умер в 1709 г.), пребендария собора Святого Патрика . [3] обратил свои мысли от медицины к церкви. [2] Он был рукоположен в дьякона до достижения канонического возраста Уильямом Мортоном , епископом Килдэра , 29 июня 1686 года. [2] в Килдэрском соборе в день его освящения. [3]
Он покинул Ирландию 10 февраля 1687 года, чтобы стать викарием своего дяди Шерлока в часовне Ньючерч Кеньон в приходе Уинвик. Он был рукоположен в священники Николасом Стратфордом 20 октября 1689 года и оставался во главе Ньючерча с зарплатой в 30 фунтов стерлингов до конца августа 1692 года. Затем он был назначен домашним капелланом Уильяма Стэнли, 9-го графа Дерби . В начале 1693 года он был назначен хозяином богадельни в Латоме , получив еще 20 фунтов стерлингов. На Пасху он дал обет откладывать пятую часть своего небольшого дохода на благотворительность, особенно для бедных. [2] Уилсон отказался от своих приходских обязанностей, чтобы сосредоточиться на образовании наследника графа, продолжая выполнять эту роль в течение пяти лет. Кебл предполагает, что семья Стэнли одобрила принятие Вильсоном Славной революции 1688 года. Стоуолл предполагает, что Вильсон стал более цениться 9-м графом после того, как дал ему убедительный совет против его задолженности и напоминал ему о возможности финансового кризиса, возникающего в результате любого смена правительства. [3]
В июне 1693 года лорд Дерби предложил ему ценный приходской дом Бэдсворта в Западном райдинге Йоркшира , но он отказался от него, приняв резолюцию против нерезидента. Он получил степень магистра в 1696 году. 27 октября 1698 года он женился в Уинвике на Мэри (16 июля 1674 - 7 марта 1705), дочери Томаса Паттена. [2] У пары было четверо детей, из которых только Томас дожил до взрослого возраста и стал пребендарием Вестминстера и ректором церкви Святого Стефана Уолбрука. [3]
Предпочтение
[ редактировать ]
27 ноября 1696 года лорд Дерби предложил ему епископство Содора и Мана , освободившееся после смерти баптиста Левинца , и настоял на том, чтобы он принял его. [2] Дерби ранее предлагал эту должность Уилсону, который «скромно отказался». [3] Основанием для настойчивого предложения была жалоба, поданная Вильгельму III архиепископом Йоркским ; Джоном Шарпом по поводу продолжительности вакансии предыдущий и в основном отсутствовавший действующий президент Баптист Левинц умер в 1693 году. [5] Уильям предъявил Дерби ультиматум о немедленном выдвижении кандидатуры или о навязывании ее по воле короля. [3] Уильям согласился на возвышение Вильсона 25 декабря 1697 года и приказал архиепископу Йоркскому посвятить Вильсона в сан епископа. [6] 10 января 1697 года ему был присвоен статус доктора юридических наук. Томас Тенисон , архиепископ Кентерберийский (так называемая степень Ламбета ). 16 января 1697 года он был рукоположен в епископа в Савойской капелле в Лондоне. [5] 28 января ему снова предложили должность приходского священника в Бадсворте , и он снова отказался, хотя кафедра в Мэне стоила не более 300 фунтов стерлингов в год. Его первым делом было взыскание задолженности по королевской награде (аннуитет в размере 100 фунтов стерлингов, предоставленный в 1675 году). [2]
Работа на острове Мэн (1697–1749).
[ редактировать ]
6 апреля он приземлился в Дербихейвене на острове Мэн. Он был установлен 11 апреля 1697 года среди руин собора Святого Германа . [6] в замке Пил в Пиле . Он сразу же поселился в Бишопскорте , Кирк Майкл , который, как он обнаружил, тоже находился в плачевном состоянии. [2] остались только башня и часовня. [3] Уилсон приступил к восстановлению большей его части, затратив 1400 фунтов стерлингов, из которых все, кроме 200 фунтов, поступило из его собственного кармана. Вскоре он стал «очень энергичным плантатором» фруктовых и лесных деревьев, превратив «голые склоны» в «богатую лесистую долину». [2] Он был ревностным фермером и мельником, много сделавшим своим примером для освоения ресурсов острова. Некоторое время он был единственным врачом на острове. Он открыл аптеку, бесплатно раздавая советы и лекарства бедным. [2]
Он пробыл на острове менее двух месяцев, когда перед ним оказалось прошение Кристофера Хэмптона из Кирка Брэддана, чья жена была приговорена к семи годам каторжных работ за кражу ягненка и который попросил у епископа лицензию на второй брак. учитывая его «детей, оставшихся без матери». 26 мая 1698 года Вильсон предоставил ему «свободу сделать такой выбор, который может быть наиболее полезен для вашей поддержки и утешения». [2] Однако его взгляды на брак обычно были строгими; брак с сестрой умершей жены он расценивал как инцест . [7]
Строительство новых церквей (начиная с часовни Каслтауна в 1698 году) было одной из его первых забот, и в 1699 году он подхватил концепцию приходских библиотек, разработанную его другом Томасом Бреем , и начал создание таких библиотек в своей епархии. Это привело к тому, что на мэнском языке были созданы условия для нужд его народа. Печать молитв о бедных семьях запланирована в меморандуме Троицы 1699 года, но не была осуществлена до 30 мая 1707 года, даты выхода его «Принципов и обязанностей христианства»… на английском и манксском языках, с краткими и простые указания и молитвы , 1707 год. Это была первая книга, опубликованная на острове Мэн, и ее часто называют Мэнским катехизисом . В 1733 году за ним последовали «Дальнейшие инструкции» и «Краткие и ясные инструкции к Вечере Господней» . Евангелие от Матфея было переведено с помощью его генерального викария в 1722 году и опубликовано в 1748 году при поддержке его преемника на посту епископа Марка Хилдесли . Остальные Евангелия и Деяния также были переведены на остров Мэн под его руководством, но не опубликованы. Он свободно издавал случайные приказы для особых служб с новыми молитвами, Акт о единообразии 1662 года без указания острова Мэн. [2] Публичная библиотека была основана Вильсоном в Каслтауне в 1706 году, а с этого года — с помощью попечителей «академического фонда» и пожертвований леди Элизабет. Он многое сделал для повышения эффективности гимназий и приходских школ на острове. Он был назначен DD в Оксфорде 3 апреля 1707 года и зарегистрирован в Кембридже 11 июня. В 1724 году он основал, а в 1732 году снабдил школу в Бертоне, где он родился. [2]
Вопросы аренды земли
[ редактировать ]Уилсон принимал активное участие в другом необходимом улучшении острова, помимо строительства библиотек и часовен и распространения современных методов ведения сельского хозяйства. Вопросы землевладения были основным источником нестабильности для арендаторов на острове, которые еще не полностью порвали с более древними феодальными традициями. Попытки предыдущих графов Дерби отстоять права землевладельцев встревожили общество. 9-й граф поручил Вильсону собирать предложения об изменениях от арендаторов, и эта работа привела к осуществлению при 10-м графе с принятием в Тинвальде Акта об урегулировании 1704 года. Островитяне считали это своей Великой хартией вольностей . Закон предоставил арендаторам право продавать и передавать свою землю при условии, что семье Стэнли будет выплачиваться только фиксированная арендная плата и плата за отчуждение. [3]
Восстановление церковной дисциплины
[ редактировать ]Восстановление церковной дисциплины на острове было для Вильсона серьезной задачей. Скандалы, часто затрагивающие мораль духовенства, доставляли ему неприятности. «Духовные уставы» острова (действительные, если они не заменены англиканскими канонами 1603 года) были местного происхождения и часто были неуклюжими в своих положениях. Не пытаясь нарушить их, за единственным исключением отмены замены епитимьи штрафом, Вильсон составил набор из десяти церковных конституций , которые были подписаны духовенством на созыве в Бишопскорте 3 февраля 1704 года и ратифицированы губернатором острова Мужчина и совет на следующий день. Затем они были подтверждены Джеймсом Стэнли, 10-м графом Дерби , и публично провозглашены на холме Тинвальд 6 июня. , сказал Об этих конституциях Питер Кинг, 1-й барон Кинг , что «если бы древняя церковная дисциплина была утрачена, ее можно было бы найти во всей ее чистоте на острове Мэн». [2]
Гражданский и церковный конфликт
[ редактировать ]
Улучшенная дисциплина работала гладко до 1718 года, когда она вступила в противоречие с гражданскими властями графа, отчасти из-за сокращения доходов из-за практики Вильсона по смягчению штрафов в духовном суде. Роберт Моудсли, губернатор с 1703 года, был в гармонии с Вильсоном; его преемник в 1713 году Александр Хорн стал решительным противником Вильсона. [2] Основные спорные вопросы, по-видимому, заключаются в том, следует ли подавать апелляции по церковным делам к церковным властям или к гражданским властям лорда Манна; и, позже, должны ли солдаты лорда Манна подпадать под церковное правление или нет. [3] Первый прямой конфликт начался в 1716 году. Мэри Хенрикс, замужняя женщина, была отлучена от церкви за прелюбодеяние и приговорена к покаянию и тюрьме. Она обратилась к лорду острова, и Хорн удовлетворил апелляцию. Вильсон, утверждавший, что апелляция подавалась только к архиепископу Йоркскому , не явился на слушание и был оштрафован на 10 фунтов; штраф был переведен. Епископальный регистратор Джон Вудс из Кирка Малью был дважды заключен в тюрьму (1720 и 1721 годы) за отказ действовать без указания епископа. В 1721 году жене губернатора Джейн Хорн было приказано попросить прощения (в смягчение покаяния) за клеветнические высказывания. За допуск ее к причастию и за ложное учение архидиакон Мана Роберт Хорробин, капеллан губернатора, был отстранен от должности в 1722 году. Отказавшись отозвать приговор, Вильсон был оштрафован на 60 фунтов, а его генеральные викарии - на 20 фунтов за каждого, причем за неисполнение обязательства. были заключены в замок Рушен . Вильсон обратился к Короне; их освободили, но штрафы были оплачены через Томаса Корлетта. Сырость тюрьмы настолько повредила правую руку Уилсона, что он отныне не мог пошевелить пальцами, чтобы писать. В 1724 году епископство Эксетера было предложено Вильсону в качестве компенсации. Он отказался, по общему мнению, сказав королеве Каролине : «Я не оставлю свою жену и детей, потому что они бедны» . После своего упадка Георг I пообещал покрыть свои расходы из личного кошелька - залог, который после смерти короля остался невыполненным. [2]

Частью доктрины Хорробина было одобрение им книги, которую Вильсон осудил. 19 января 1722 года Джон Стивенсон, мирянин из Балладула, отправил Вильсону экземпляр « Независимого вига» 1721 года, который был распространен на острове и отправлен Стивенсону Ричардом Уортингтоном для публичной библиотеки. Вильсон направил пастырское письмо своему духовенству, предложив им отлучить от церкви «агентов и пособников» «подобных богохульных книг». [2] За сокрытие книги Стивенсон был заключен в тюрьму в замке Рашен Хорном, который потребовал от Уилсона передать книгу в качестве условия освобождения Стивенсона. Он сделал это в знак протеста. Когда книга дошла до библиотекаря Уильяма Косса, он сказал, что «он скорее примет яд, чем получит эту книгу в библиотеку на любых других условиях, чем немедленно сжечь ее». [2] Хорробин, с другой стороны, подтвердил, что в работе «есть правила и указания, достаточные для того, чтобы привести нас на небеса, если бы мы могли их соблюдать». [2]
Хорн был свергнут в 1728 году. Флойд, его преемник, в целом был непопулярен. С назначением Томаса Хортона в 1725 году начался новый конфликт между гражданской и церковной властью. Теперь лорд Дерби заявил 5 октября 1725 года, что акт Генриха VIII, поместивший Мэна в провинцию Йорк, отменил все островные законы в духовных вопросах. Непосредственным результатом стало то, что Хортон отказался выполнять недавнее решение Дома ключей, разрешающее солдатам выполнять приказы церковного суда. Пересмотр «духовных уставов» был предложен Домом ключей с согласия Вильсона. Хортон предпринял шаг, приостановив действие всего кодекса до тех пор, пока он не будет «изменен и пересмотрен». Далее он лишил генерала-сумнера и назначил другого. Безрезультатные прошения о возмещении ущерба были отправлены лорду Дерби; 6 ноября 1728 года Дом ключей обратился к королю на совете, но из этого ничего не вышло. [2]
1 февраля 1736 года умер десятый лорд Дерби, и власть над Мэном перешла к Джеймсу Мюррею, 2-му герцогу Атоллу . Пересмотр статутов, предложенный в 1725 г., был немедленно осуществлен, что привело к «заметному отсутствию споров между гражданскими и церковными судами». Сложный иск о присвоениях (по всем из которых Атолл имел законные претензии) на какое-то время поставил под угрозу светскую жизнь церкви и был урегулирован только 7 июля 1757 года после смерти Вильсона. В 1737 году с помощью сэра Джозефа Джекила Вильсон и его сын смогли вернуть некоторые документы, обеспечив духовенству эквивалент их десятины. Между Вильсоном и Атоллом (и назначенными им губернаторами), похоже, никогда не было никаких личных разногласий. В соответствии с пересмотренным церковным законом заявления о моральных преступлениях стали менее частыми, а процедура была менее упрощенной. Но, пока его здоровье сохранялось, Вильсон усердно применял дисциплинарные меры через духовные суды, и количество дел, связанных с клерикальными делами, увеличивалось. Чрезвычайная трудность найти подходящих кандидатов для крайне бедных бенефициаров побудила Вильсона получить разрешение от архиепископа Йоркского для рукоположения до наступления канонического возраста. [2]
Терпимость и более широкие интересы
[ редактировать ]
Вильсон по своей природе не был нетерпимым человеком, и его симпатии не ограничивались англиканством. Говорят, что кардинал Флёри написал ему, «поскольку они были двумя старейшими епископами», и, как он считал, «беднейшие в Европе» пригласили его во Францию. Он был настолько доволен ответом Вильсона, что получил приказ, запрещающий французским каперам разорять остров Мэн. Католики «нередко посещали» его службы. Он позволял несогласным сидеть или стоять во время причастия, и они не были вынуждены становиться на колени, что они и делали. Квакеры . любили и уважали его [2]
В 1735 году он встретил Джеймса Оглторпа в Лондоне, и это было началом его практического интереса к зарубежным миссиям, хотя он был одним из первых сторонников Общества распространения Евангелия в зарубежных странах , а еще раньше — Общества содействия распространению Евангелия в зарубежных странах. Христианское знание . Его «Эссе к инструкции для индейцев… в… диалогах» , написанное в 1740 году, было начато по просьбе Оглторпа и посвящено попечителям основания колонии Джорджия в Америке (в 1745 году он стал членом Попечители Джорджии). Сыну Уилсона было поручено доработать рукопись для печати, и он представил рукопись Исааку Уоттсу . Большинство попечителей Джорджии были несогласными . С 1738 года Вильсон «интересовался Цинцендорфом через друзей, которые встречали его в Оксфорде и Лондоне в 1737 году. В 1739 году он переписывался с Генри Коссартом , автором « Краткого отчета о моравских церквях» , и получил от Зинцендорфа и его помощников копию. Моравского катехизиса с письмом от 28 июля 1740 года. Цинцендорф снова был в Лондоне в 1749 году, проводя там синод с 11 по 30 сентября. 23 сентября пришло известие о смерти Кохия Берлинского. antistes 'из 'реформированного тропа' (одного из трех) в Моравской церкви . Вакантная и несколько сомнительная должность была предложена Вильсону с правом нанять в качестве замены его сына, а Зинцендорф послал ему кольцо с печатью. 19 декабря Вильсон написал о своем согласии. [2]
Спустя годы и смерть (1749–1755 гг.)
[ редактировать ]С восьмидесяти шестого года жизни Уилсон страдал от подагры. Он умер в Бишопскорте 7 марта 1755 года. [6] пятидесятилетие со дня смерти жены. Его гроб был сделан из вяза, посаженного им самим, и сделан из досок для этой цели за несколько лет до его смерти. У него было решительное возражение, упомянутое в его завещании, против захоронений в церквях, и он был похоронен (11 марта) в восточной части кладбища Кирк-Майкл, где на его могиле установлен квадратный мраморный памятник. Преподобный Филип Мур произнес похоронную проповедь. [2]
Наследие
[ редактировать ]Вильсон действовал с единственной целью морального и религиозного улучшения своего народа, и его строгость в сочетании с его самоотверженной благотворительностью вызвала к нему нежное почитание тех, кому он посвятил свою работу. [2] Конечно, его пятьдесят восемь лет службы на острове в качестве постоянного епископа; его интерес к языку и истории острова, а также его участие в улучшении многих аспектов жизни острова — его наследие. В той степени, в которой возникают какие-либо разногласия, как отмечает более поздний биограф, они «сосредоточены на его защите церковного надзора за индивидуальной и семейной жизнью - функции, которая в восемнадцатом веке все больше подвергалась сомнению». [3] описал его Спустя столетие после его жизни Джон Генри Ньюман как «пылающий и сияющий свет», и некоторые из его сочинений были переизданы в журнале «Tracts for the Times» . Жизнь Уилсона Джона Кебла была опубликована вместе с его произведениями (Оксфорд, 1847–1863).
Теологический колледж епископа Вильсона был основан в 1879 году, но закрыт в 1943 году.
Работает
[ редактировать ]«Сочинения» Уилсона были собраны (под руководством его сына) Клементом Краттуэллом , 1781 г., 2 тома, включая « Жизнь» (перепечатано в 1785 г., 3 тома), и Джоном Кеблом с дополнениями в Библиотеке англо-католического богословия. , 1847–63, 7 томов, которым предшествовала « Жизнь » , 1863, 2 тома, которой Кебл посвятил шестнадцать лет труда. Помимо отмеченных выше работ, множества проповедей и религиозных произведений, он опубликовал:
- Жизнь , описанная для «Практического христианина» , 1713 год. Ричардом Шерлоком
- История острова Мэн Камдена в (2-й) редакции Гибсона «Британии» , 1722 г.
- Наблюдения включены в «Резюме исторической части Ветхого Завета» , 1735 г. (Его «Заметки» находятся в издании Библии 1785 г.)
Посмертными публикациями были:
- Sacra Privata , впервые опубликованная Кратвеллом в 1781 году.
- «Максимы благочестия и христианства» , впервые опубликованные Кратвеллом в 1781 году.
- Шарманейн Лиорш Томас Уилсон , опубликованный только один раз Крутвеллом в 1783 году. Этот единственный том, содержащий 22 проповеди Вильсона на острове Мэн, был переведен с английского на «Гайлк» (именно так Мэн называется на титульном листе) Томасом Корлеттом.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Историческая Англия, «Коттедж епископа Уилсона, Бертон-Виллидж (1387801)» , Список национального наследия Англии , получено 16 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Гордон 1900 , стр. 139–142.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уоттерсон Трокслер 2004 г.
- ^ «Вдохновляющие выпускники» . Королевская школа Честера. Архивировано из оригинала 15 декабря 2011 года . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Повике и Фрид 1961 , стр. 255.
- ^ Jump up to: а б с Хорн, Смит и Массетт 2004 , стр. 141–146.
- ^ Согласно английскому законодательству, так было до принятия Закона о браке сестры умершей жены 1907 года .
Ссылки
[ редактировать ]- Хорн, Джойс М.; Смит, Дэвид М.; Массетт, Патрик (2004). «Епископы Содора и Мана» . Fasti Ecclesiae Anglicanae 1541–1857: том 11: Карлайлская, Честерская, Даремская, Манчестерская, Рипонская, Содорская и Мэнская епархии . стр. 141–146 . Проверено 23 ноября 2007 г.
- Повике, Ф. Морис ; Фрид, Э.Б. (1961). Справочник британской хронологии (2-е изд.). Лондон: Королевское историческое общество . п. 255.
- Уоттерсон Трокслер, Кэрол (2004). «Уилсон, Томас (1663–1755)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/29691 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
Атрибуция
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гордон, Александр (1900). « Уилсон, Томас (1663–1755) ». В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 62. Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 139–142).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Томаса Уилсона из Поиска книг Google , если не указано иное.
- Знание и практика христианства, облегчающие даже самые низкие способности, или Очерк обучения индейцев , 1759 г.
- Шарманейн , 1783 год.
- Проповеди: Преосвященнейшего Отца в Боге Томаса Уилсона Д.Д. , том II, 1796 г.,
- Принципы и обязанности христианства , 1821 г.
- Parochialia, или Инструкции духовенству по исполнению приходских обязанностей , Томас Уилсон, в книге «Наставник священнослужителя: или сборник трактатов о министерских обязанностях» , четвертое издание, 1827 г.
- Sacra Privata: Частные размышления и молитвы преподобного Т. Уилсона, DD , 1847 г.
- Краткое и ясное руководство для лучшего понимания Вечери Господней , 1848 г.
- Жизнь Р. Шерлока Д.Д. в книге «Практический христианин: или благочестивый кающийся». Книга преданности , 1843 г.
- Труды Преосвященного Отца в Боге Томаса Уилсона, доктора медицинских наук, лорда-епископа Содорского и Манского , под редакцией Джона Кебла , 1847–1863, из Интернет-архива.
- Другие публикации
- Жизнь преосвященного отца в Боге Томаса Уилсона , в Ежегодной биографии и некрологе за 1821 год , том V, 1821 год, из Поиска книг Google
- Блокнот острова Мэн
- Работы Томаса Уилсона в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Епископы англиканской церкви 17 века
- Епископы англиканской церкви XVIII века
- Епископы Содора и Мана
- Люди из Нестона
- 1663 рождения
- 1755 смертей
- Люди, получившие образование в Королевской школе в Честере.
- Англиканские богословы 17 века
- Англиканские богословы XVIII века
- Выпускники Тринити-колледжа Дублина