Kassian Bogatyrets
Kassian Bogatyrets (Kasyan Bohatyrets) | |
---|---|
Суфражист Буковинский епископ | |
Церковь | Румынская Православная Церковь Русская Православная Церковь ( Украинский Экзархат ) |
Назначен | 1944 |
Срок закончился | 1945 |
Предшественник | Тит Симедреа (как митрополит) |
Преемник | Феодосий (Ковернинский) |
Заказы | |
Рукоположение | 1897 Аркадий Чуперкович |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 28 июля 1960 г. Черницы , украинский SSR , Советский Союз | ( 91 год
Похороненный | Чернищские метры |
Национальность | Австрийский (до 1918 г.) Румынский (1920–1954) Советский (1954–1960) |
Резиденция | Столичный дворец Буковины Свято-Веденский монастырь |
Альма-матер | Университет Франца Иосифа I |
Касьян Дмитриевич Богатырец , или Касьян Дмитрович Богатырец ( русинский и русский : Кассиан Дмитриевич Богатырец ; украинский : Касіян Димитрович Богатырец ; румынский : Касьян Богатирец , Богатирец , Богатерец или Богатырец ; 5 ноября 1868 г. - 28 июля, 1960), православный священник, историк церкви и лидер русинской общины на Буковине . Родившийся гражданином Австро-Венгрии , он изучал теологию и историю и служил в приходе Садхора . Он привлек подозрение австрийских властей своей открытой поддержкой русофильской политики и подвергся преследованиям после посещения Российской империи в 1908 году. Он был арестован в первые дни Первой мировой войны и депортирован в Санкт-Мариен , затем судился за подстрекательство к мятежу в Вене. . Его планировали казнить через повешение в начале 1917 года, но он был освобожден по всеобщей амнистии незадолго до падения австрийской монархии.
Оказавшись между румынским и украинским национализмом , Богатырец надеялся помешать включению Буковины в состав Великой Румынии или, по крайней мере, сохранить ее автономию. В конце концов он присоединился к Румынской православной церкви вместе со всей Буковинской епархией , включая свой новый приход в Кочмани (Кицмань) . Его амбиции улучшить положение румынских русинов были оспорены Украинской национальной партией , и он остался лидером русофильского меньшинства внутри более крупного украинского меньшинства . Богатырец выступал за использование славянского языка как в образовании, так и в церковных службах, а также вел миссионерскую работу среди украинцев Марамуреша / Марамороша . Он также помог организовать Чехословацкую православную церковь по другую сторону границы, в Карпатской Руси .
Вторая мировая война снова бросила вызов национальной принадлежности Богатырца, что побудило его поддержать воссоединение с Русской Православной Церковью . Он остался на советской территории после оккупации северной Буковины , но в конце концов был вынужден покинуть страну. Он жил в нацистской Германии и Румынии до 1941 года, когда вторжение под руководством Германии позволило ему вернуться в Черновцы (Черновцы) . В течение трех лет он помогал митрополиту Титу Симедре и взял на себя эффективное руководство епархией, когда Симерея покинула Буковину. Он присоединился к Украинскому экзархату в конце 1944 года, приветствуя возвращение Советов, но с 1949 года был маргинализирован. Его последней работой была работа историографом региональной церкви через ее различные административные аватары.
Биография
[ редактировать ]ведущий русофил
[ редактировать ]Богатырец родился в селе Кабовцы-Кабин , в северной половине Буковинского княжества (ныне Черновицкая область , Украина). [ 1 ] Его семья была засвидетельствована там еще с эпохи до австрийской аннексии, когда вся Буковина была частью Молдавии . Богатырецы принадлежали богатым молдавским йоменам ( разеши ), но их земли были разбросаны между наследниками мужского пола еще до рождения Кассиана - его родители, Дмитрий и Ксения, были официально зарегистрированы как «фермеры» или «крестьяне». [ 2 ] Как и некоторым его предкам, Кассиану была суждена карьера священника. Он учился в Народной школе и гимназии Черновиц (Черновцы), которую окончил с отличием в 1889 году, затем поступил на факультет православного богословия Университета Франца-Иосифа I , получив диплом с отличием в 1893 году. [ 3 ] Он также интересовался украинским фольклором , представляя свои находки (в основном румынскому) Академическому ортодоксальному обществу Черновиц. [ 4 ]
11 мая 1897 года он женился на Стефаниде Велигорской, дочери священника Александра из Ошихлеб. В июне того же года он был рукоположен в диакона Аркадием Чуперковичем , митрополитом Буковины и Далмации , заняв административную должность в Садхоре . [ 1 ] В 1898 году Богатырец стал доктором богословия того же университета Франца-Иосифа I, пройдя также курсы повышения квалификации по славистике . [ 1 ] В 1898 году его перевели из Садгоры в Оршовцы , а в следующем году в Становцы . [ 5 ]
В этом контексте Богатырец стал важной фигурой среди буковинских русофилов (или « старорусинов »). Фракцию возглавили православный богослов Евгений Гакман и ученый Евгений Козак ; его противниками были « украинофилы », греко-католики и модернизирующие «младорусины», такие как Иерофей Пигуляк и Николай фон Василько . [ 6 ] Русофильское движение в целом было обескуражено австрийскими администраторами, поддержавшими фракцию Пигуляка. Когда Богатырец подал заявку на должность преподавателя в своей альма-матер, он получил вето со стороны австрийских чиновников и митрополита Аркадия. [ 7 ] Он продолжил свое служение, получив похвалу. В 1901 году он дослужился до должности приходского священника и в этом качестве начал длительную карьеру в сфере народного образования и политической активности, открывая читальни и кооперативные общества, а также распространяя русофильские идеи среди своих прихожан. [ 8 ]
В 1908 году, получив почетное звание экзарха , [ 8 ] Богатырец посетил Российскую империю . В Санкт-Петербурге он прочитал скандальную лекцию, которую подхватила газета «Новое время» . Предполагалось, что Буковина была неотъемлемой частью Киевской Руси (и, как таковая, была русской ирредентой ). [ 9 ] одновременно критикуя австрийских чиновников за их украинофильскую политику. [ 8 ] В Черновицах было назначено официальное расследование. По возвращении на Буковину, что совпало с серьезным подавлением деятельности русофилов и русинов, Богатырец был переведен в приход Веренчанки , к западу от Заставны . [ 10 ] Он по-прежнему участвовал в протестах русинов в том году, присоединившись к делегации, подавшей петицию губернатору Бургиньону . [ 8 ] В начале 1910 года по Австрии распространился слух, что он был частью русской шпионской сети и что по этому поводу он был свергнут митрополитом. [ 11 ] Он безуспешно баллотировался на выборах в сейм Буковины в 1911 году , будучи кандидатом и региональным лидером Русинской национальной партии . [ 12 ]
Заключение и возвращение
[ редактировать ]К январю 1914 года в результате возобновления подавления «старорусского» движения Богатырец остался без прихода. [ 13 ] В августе-сентябре, когда разразилась Первая мировая война, некоторые районы Буковины оказались под российской оккупацией . Перед австрийской эвакуацией начальник полиции Черновиц Константин Тарангул фон Валя Уцей приказал арестовать Богатырца. [ 14 ] Его перевели в лагерь для интернированных в Санкт-Мариене , в Верхней Австрии , затем в тюрьму-гарнизон Вены . Стефаниду также задержали через несколько дней после мужа и депортировали в Талергоф . [ 15 ] В конце концов Богатырца судили вместе с Иларионом Цуркановичем (Цуркановичем) и 20 другими обвиняемыми с 14 сентября 1916 года по 17 февраля 1917 года. Как он сам позже вспоминал, обвинительное заключение состояло из 360 страниц, и все они были «фиктивными». [ 16 ] Он был одним из 17 приговоренных к смертной казни через повешение. [ 17 ] Была подана апелляция, [ 18 ] хотя, якобы, Богатырец отказался просить о помиловании. [ 19 ] В конце концов, по условиям всеобщей амнистии, дарованной императором Карлом , все подсудимые были избавлены от наказания, а Богатырцу было присвоено место жительства в Граце . [ 20 ]
В конце концов, в сентябре 1917 года Богатырцу разрешили вернуться в Веренчанку, чтобы возобновить работу священником. [ 9 ] К ноябрю 1918 года австрийская монархия рухнула. Буковина после стычек между украинской галицкой и румынской армиями была оккупирована последней. Когда румынская временная военная администрация вела переговоры о переходе к гражданскому правлению, он вновь стал политическим организатором своей общины; Основное украинское руководство, в том числе Пигуляк, Степан Смаль-Стоцкий и Владимир Залозецкий-Сас , покинуло регион в знак протеста, уверенные, что Парижская мирная конференция вынесет решение в пользу Украинской Народной Республики . [ 21 ]
Некоторое время Богатырец сотрудничал с консервативным румыном Янку Флондором из Всеобщего конгресса , который поддерживал региональную автономию Буковины в составе Великой Румынии . В июне румынский генерал Николае Петала услышал жалобы от трансэтнической коалиции, выражавшей поддержку автономии Буковины: Богатырец был представителем всех украинских групп; Среди других выступавших были румыны Флондор и Джордж Григоровичи , немцы Альберт Кольрусс и Рудольф Гайдош , а также евреи Майер Эбнер и Якоб Пистинер . [ 22 ] Когда Украинская Народная Республика уступила позиции конкурирующей Украинской Советской Социалистической Республике , Богатырец подписал обращение, адресованное союзникам . Представленный там чехословацкой делегацией, [ 9 ] он выступал за создание нового украинского государства, включающего Буковину, Восточную Галицию , Карпатскую Русь , Бессарабию и Марамуреш/Мараморош . [ 23 ] Богатырец включил исторический обзор, в котором утверждалось, что Буковина изначально была русинской, и карту, которая предполагала, что украинцы и русины составляли большинство населения Буковины. [ 9 ]
В румынской Буковине и втором изгнании
[ редактировать ]Со временем Буковина вошла в состав Румынского государства. Богатырец и Козак согласились бойкотировать выборы в ноябре 1919 года , отметив, что украинско-русинские свободы попираются властями. Письмо протеста подписали и их соперники-украинофилы. [ 24 ] Богатырец пересмотрел эту позицию в течение нескольких месяцев, баллотируясь в Собрание депутатов на выборах в мае 1920 года в Заставне. Он проиграл с большим отрывом (640 против 2994) Константину Кракалиа из Социалистической партии . [ 25 ] Это поражение ознаменовало окончательный упадок «старорусской» политики среди украинцев Румынии ; с 1928 года на первый план вышли Залозецкий-Сас и его Украинская национальная партия , которые сформировали успешные партнерские отношения с ведущими румынскими политиками. [ 26 ]
К 1921 году Богатырец присоединился к вновь созданной Чехословацкой православной церкви , приняв участие в ее миссионерской деятельности среди украинцев Мукачево . [ 27 ] профессор Почетный канонического права в своей альма-матер (перекрещенный в Чернауцком университете имени Карла I), он внес непосредственный вклад в разработку конституции Чехословацкой церкви ок. 1928 год. [ 28 ] Другую свою деятельность он сосредоточил на управлении Черновицкой епархией, которая к тому времени входила в состав Румынской Православной Церкви . В 1925 году Богатырец был избран русинским представителем в Епархиальное собрание; Петр Катеринюк представлял украинцев, а остальные делегаты были румынами. Он занялся защитой как украинцев, так и русинов Румынии , требуя, чтобы в школе преподавали на родном языке по всей епархии, и просил официальный молитвенник ( Молитвослов ) для использования на родном языке. [ 29 ] Он особенно критически относился к румынизации , назвав свою защиту русинской идентичности «невозможной борьбой». [ 9 ]
Протоиерей с 1929 года, он переехал в приход Коцмани в 1930 году (где служил до 1940 года), а также получил от митрополита Висариона Пуйу задание координировать миссионерскую деятельность в Днестре , Марамуреш. Его работа должна была обеспечить более тесный союз приходов Марамуреша и Буковины и бороться с влиянием украинских греко-католиков. [ 30 ] К 1931 году Богатырец был вовлечен в прямой спор по поводу политической легитимности с Залозецким-Сасом. Богатырец снискал расположение румына, буковинца Константина Исопеску-Грекул , который признал его «истинным лидером» и «человеком с большим характером». [ 19 ] Его кампания за лингвистический плюрализм внезапно закончилась в апреле 1937 года, когда епархиальный совет вынес решение в пользу дисциплинарных санкций для священников, которые в своих проповедях или в воскресной школе использовали языки, отличные от румынского. [ 31 ] Однако в 1939 году румынское государство разрешило Богатырецу получать и носить Золотой крест за заслуги , вручаемый Второй Польской республикой . [ 32 ]
В июле 1940 года, после советского ультиматума, румынская администрация ушла из северной Буковины . Богатырец и еще 131 приходской священник епархии остались на советской территории под началом русского православного епископа Дамаскина (Малюты) . [ 33 ] Богатырец объявил себя украинцем по национальности, хотя, по мнению русинского исследователя С. Г. Суляка, он сделал это только под давлением соответствия советской политике в отношении национальностей. [ 34 ] В короткие сроки режим начал национализировать все церковное имущество и прекратить выплату зарплаты, депортировав часть духовенства в ГУЛАГ . Священники жаловались и просили, чтобы им разрешили вернуться в Румынскую церковь; В ответ власти разрешили им покинуть страну. [ 31 ] В результате все приходские священники, кроме 22, пересекли границу с нацистской Германией и оккупированной Польшей . [ 35 ]
Богатырец был одним из тех, кто воспользовался этой возможностью, уехав со Стефанидой и двумя своими детьми (Николаем и Надеждой). [ 35 ] Около шести месяцев они проведут в монастыре Леубус в Гау Силезии , где отец Кассиан лечил свою болезнь. [ 35 ] и проводил исследования в библиотеке. Он был зарегистрирован как беженец в лагере для военнопленных Леубус, и его посетила румынская комиссия. [ 31 ] В конце концов комиссия добилась возвращения его и его семьи в Румынию, где Богатырец служил приходским священником в Монтеору . [ 35 ] В июле 1941 года нападение Германии на Советский Союз вернуло румынскую администрацию на север Буковины. После длительных переговоров Богатырцам также разрешили вернуться в Буковину в сентябре и поселиться в Черновцах. [ 31 ] Тит Симедреа , новый глава Буковинской епархии, сделал отца Кассиана своим духовником , приписанным к Введенскому ( Свято-Введенскому ) монастырю. [ 36 ]
Советские годы
[ редактировать ]В марте 1944 года, когда северная Буковина вернулась к Советскому Союзу , митрополит Симерея укрылся в Румынии вместе с большей частью буковинского духовенства, но Богатырец не последовал за ним. Зная об улучшении статуса Русской Церкви и разочарованный кампанией румынизации под руководством Иона Антонеску , он решил продолжить работу в епархии. [ 37 ] Он приветствовал Красную Армию и выделил несколько тысяч рублей пожертвований на военные нужды. [ 38 ] Он стал епископом-суфражистом , готовя полное общение с Русской Церковью и в конечном итоге передав руководство митрополиту Феодосию Украинского Экзархата . Переходный процесс признал все румынские рукоположения, но вернулся к юлианскому календарю . [ 39 ] Наблюдая за этими изменениями в качестве суфражиста или помощника Феодосия, Богатырец одновременно служил духовником в Свято-Введенском (который стал епархиальной резиденцией после его выселения из Митрополичьего дворца ) и настоятелем Никольского собора в Черновцах (Черновицах). [ 40 ]
Стефанида Богатырец скончалась 31 августа 1944 года, оставив его вступить в монашество; тем временем ее дети эмигрировали во Францию. [ 41 ] Большую часть следующего года Кассиан посвятил написанию « Краткой истории Буковинской епархии» («Краткой истории Буковинской епархии») от имени митрополита Феодосия и Российского Синода . Он продолжил работу над расширенной версией, испросив у Феодосия разрешения изучить буковинский архив в Киеве , хотя, вероятно, ему так и не удалось этого сделать. [ 42 ] По запросам правительства Украинской ССР и Краеведческого музея написал исторические заметки о Митрополичьем дворце и местном распространении липованской , баптистской , пятидесятнической и адвентистской церквей . [ 43 ] В 1946 году он был произведён в Ставрофоры и получил от Советского государства медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» . [ 44 ]
Хотя ему не удалось убедить Советы вернуть Митрополичий дворец или дать разрешение на издание пастырского журнала, Богатырецу удалось добиться возобновления богословского обучения в университете и заручиться их поддержкой своей антисектантской миссионерской деятельности. [ 45 ] В конце 1947 года Феодосий, занявший новое место в Кировограде , рекомендовал Богатырца в качестве замены в Черновцах, подчеркнув его научную компетентность и русофильскую позицию. Это предложение было отклонено патриархом Алексием , который считал Богатырца политически неблагонадежным. [ 46 ] Церковь фактически понизила его в сан протоиерея , поскольку сан протоиерея не использовался в русском православии. Однако в 1955 году консистория назначила ему ежемесячную пенсию в размере 2000 рублей, отметив его вклад в церковную жизнь в австрийскую эпоху, а также его научную деятельность. [ 47 ] Богатырец также пренебрегал советским государством. Его дом на улице Правды был национализирован в 1949 году, и он переехал со своими книгами в квартиру на Квитки-Основьяненко. [ 48 ] он получил только Гражданство и паспорт Советского Союза в 1954 году. [ 49 ]
Богатырец ушел из служения в 1955 году после тяжелой болезни и завещал свои книги церкви. [ 50 ] Он умер 28 июля 1960 года. Через два дня его похоронили в семейном склепе на Черновицком кладбище в сопровождении большой похоронной процессии, на которой присутствовали его бывшие прихожане. [ 51 ] Он не завершил труд всей своей жизни как историка « История Буковинской епархии» («История Буковинской епархии»), так и не приступив к запланированным главам церковной истории после 1950 года. [ 52 ] Через несколько дней после его похорон КГБ конфисковал многие из его книг, а рукопись была признана утерянной; [ 53 ] however, a typewritten copy had been kept by Bogatyrets' niece, Evgenya V. Gorzhu. [ 49 ] Работа также представляет собой сборник региональной истории, от скифов , даков и болоховенов до дней автора. Большой интерес уделялся преследованиям церкви при австрийцах и русино-румынской борьбе за контроль над епархией. [ 54 ] Текст Богатырца также содержал отмеченные фактические ошибки, в результате которых первое использование названия «Буковина» ошибочно датировалось 1392 годом (вместо исторического 1412 года); Подробности истории церкви во время российской оккупации 1914 года и большей части Второй мировой войны полностью отсутствовали. [ 55 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Chuchko & Sulyak, p. 147; Яремчук, p. 275
- ^ Чучко и Суляк, с. 145
- ^ Chuchko & Sulyak, p. 145. See also Yaremchuk, p. 275
- ^ «Театр и музыка. Общество Православной академии», в «Семье» , № 1. 5/1891, стр. 58.
- ↑ Yaremchuk , p. 275
- ^ Майкл, с. 79
- ^ Chuchko & Sulyak, pp. 145–146; Яремчук, p. 275
- ^ Jump up to: а б с д Чучко и Суляк, с. 147
- ^ Jump up to: а б с д и Яремчук, p. 276
- ^ Chuchko & Sulyak, p. 147; Яремчук, p. 276
- ^ "Юпник вохун?", в Stajerc , выпуск 14/1910.
- ^ Чучко и Суляк, стр. 146, 148.
- ^ «Австрия. Дела на Буковине», в «Народных новинах» , 3 февраля 1914 г., с. 2
- ^ Чучко и Суляк, с. 148. См. также Гайсенюк, с. 450
- ^ Chuchko & Sulyak, p. 148; Яремчук, p. 276
- ^ Gaysenyuk, p. 459; Yaremchuk, p. 276
- ^ Gaysenyuk, p. 459; Яремчук, p. 276. See also Chuchko & Sulyak, p. 148
- ^ Чучко и Суляк, с. 148
- ^ Jump up to: а б Николае Йорга , Мемуары. Том. 6: Попытка межпартийного правительства: (1931–2) , с. 99. Валении де Мунте: Датина Романеаска, 1939 г.
- ^ Chuchko & Sulyak, p. 148. See also Gaysenyuk, p. 459; Яремчук, p. 276
- ^ Майкл, стр. 82–83
- ^ Даниэль Хренчук, «Интеграция национальных меньшинств Буковины в Королевство Великой Румынии (1918–1928). Некоторые соображения», в Codrul Cosminului , No. 12 (2006), с. 160–161
- ^ O. Sokolevych, "Украинский вопрос в свете румынской политико-исторической науки (4): Румынско-украинское соседство в последние дни Австрии", in Vyzvolnyy Shlyakh , Vol. IX, Issue 11 (109), Ноябрь 1956, p. 1282
- ^ Андрей Попеску, «Чернауцы (город и уезд)», в Богдане Мургеску , Андрее Флорине Сора (ред.), Румыния, голосует Маре. Парламентские выборы 1919 года «по травинке» , с. 99. Яссы: Полиром , 2019. ISBN 978-973-46-7993-5
- ^ Майкл, стр. 84–85.
- ^ Майкл, стр. 84–85, 98–99.
- ^ Юрий Данилец (Юрий Васильович Данилец), «Часопис русский православный вѣстникъ 1921–1922», в православии и современности. Сбор вкладов VII. Научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Прешов, 31 марта 2015 г.) , с. 46–48. Прешов: Прешовский университет , 2015. ISBN 978-80-555-1366-9
- ^ Павел Марек, «К вопросу строительства Чешской православной церкви в период первой республики», в трудах философского факультета университета Брно (Studia Minora Facultatis Philosophicae Universitatis Brunensis). С, Историческая серия , Том. 55, выпуск C53, 2006, стр. 90.
- ^ Chuchko & Sulyak, pp. 148–149, 155; Яремчук, pp. 276–277
- ^ Chuchko & Sulyak, pp. 148-149, 154-155. See also Yaremchuk, p. 276
- ^ Jump up to: а б с д Яремчук, p. 277
- ^ «Королевские указы. Королевское министерство иностранных дел. Канцелярия орденов», в Официальном вестнике , №. 63, часть I, 15 марта 1939 г., с. 1296.
- ^ Чучко и Суляк, стр. 149, 155.
- ^ S. G. Sulyak, "Русины: прошлое, настоящее, будущее", in Rusyn , Issue 3/2009, pp. 67–68
- ^ Jump up to: а б с д Чучко и Суляк, с. 149
- ^ Chuchko & Sulyak, p. 149; Яремчук, p. 277
- ^ Chuchko & Sulyak, pp. 149–150; Яремчук, p. 277
- ↑ Yaremchuk , p. 278
- ↑ Yaremchuk, pp.
- ^ Chuchko & Sulyak, pp. 149–150; Яремчук, pp. 277–278
- ^ Chuchko & Sulyak, pp. 150, 151; Яремчук, p. 277
- ^ Chuchko & Sulyak, pp.
- ^ Chuchko & Sulyak, pp. 150, 155; Yaremchuk, p.
- ↑ Chuchko & Sulyak, p.
- ↑ Yaremchuk, pp.
- ^ Chuchko & Sulyak, pp. 150–151; Yaremchuk, p.
- ^ Chuchko & Sulyak, p. 151; Яремчук, p. 279
- ^ Chuchko & Sulyak, p. 151; Яремчук, p. 278
- ^ Jump up to: а б Чучко и Суляк, с. 151
- ↑ Yaremchuk , p. 279
- ^ Чучко и Суляк, стр. 151, 154.
- ^ Чучко и Суляк, стр. 155–157.
- ↑ Yaremchuk , p. 280
- ^ Чучко и Суляк, стр. 151–153.
- ^ Чучко и Суляк, стр. 151, 153–155.
Ссылки
[ редактировать ]- M. K. Chuchko, S. G. Sulyak, "Архипресвитер Кассиан Богатырец исследователь церковной истории Буковинской Руси", in Rusyn , Issue 1 (35)/2014, pp. 143–164.
- Vitaly Gaysenyuk, "Репрессии австрийских властей против москвофилов Буковины в годы Первой мировой войны", in Codrul Cosminului , Nr. 2 (2014), pp. 443–462.
- Флорин-Разван Михай, «Электоральная динамика кандидатов от меньшинств из Буковины на всеобщих выборах в межвоенной Румынии», в Василе Чобану, Сорин Раду (ред.), Политические партии и национальные меньшинства из Румынии в 20 веке , Том V, стр. .77 -102. Сибиу: ТехноМедиа, 2010. ISBN 978-973-739-261-9
- Serhiy Yaremchuk, "Жизненный путь православного священника Кассиана Богатырца", in Вопросы истории Украины: Сборник научных статей, т. 6. В честь профессора Павла Михайлины , pp. 275-280. Chernivtsi: Zelena Bukovina, 2003. ISBN 966-7123-88-Х
- 1868 рождений
- 1960 смертей
- Политики Буковины
- Русофилы Галичины
- Православные священники XIX века
- Православные священники XX века
- Румынское православное духовенство
- Русское православное духовенство
- Члены Православной Церкви Чешских земель и Словакии
- Румынские христианские миссионеры
- Восточно-православные миссионеры
- Румынский народ русинского происхождения
- Украинский народ русинского происхождения
- Украинские историки религии
- Советские историки
- Румынские историки ХХ века
- Историки Русской Православной Церкви.
- Жители Черновицкой области.
- Выпускники Черновицкого университета
- Академический состав Черновицкого университета
- Участники Первой мировой войны из Австро-Венгрии.
- Люди, осужденные за измену Австро-Венгрии
- Австрийские заключенные приговорены к смертной казни
- Людей, освобожденных условно-досрочно от смертного приговора
- Румынские беженцы
- Румынские эмигранты в Германии
- Румынский народ Второй мировой войны
- Украинский народ Второй мировой войны
- Натурализованные граждане Украины
- Лауреаты Золотого креста за заслуги (Польша)