Висарион Пуйу
Висарион Пуйу | |
---|---|
Церковь | Румынская Православная Церковь Русская Православная Церковь Заграницей (после 1954 г.) |
Архиепископия | Чернивцы |
Метрополис | Буковина |
Установлено | 10 ноября 1935 г. |
Срок закончился | Май 1940 г. или март 1941 г. |
Предшественник | Нектария Котларчук |
Преемник | Титус Симедреа |
Другие сообщения | Епископ Арджеша (1921–1923) Епископ Хотинский (1923–1935). Экзарх Приднестровья (1942–1943) Епископ Румынской православной епархии Западной Европы (1948–1958). |
Заказы | |
Рукоположение | 1908 |
Посвящение | 17 октября 1935 г. |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 10 августа 1964 г. Париж или Вильс-Мезон , Франция | (85 лет)
Номинал | Восточная Православная Церковь |
Профессия | Богослов |
Альма-матер | Kyiv-Mohyla Academy |
Висарион Пуйу ( Румынское произношение: [visariˈon ˈpuju] ; иногда Виссарион по- французски ; [ 1 ] [ 2 ] родился Виктор Пуйу 27 февраля 1879 года в Пашкань , Румыния — 10 августа 1964 года в Париже. [ 3 ] [ 4 ] или Viels-Maisons , [ 5 ] Франция ) — митрополит Румынской Православной Церкви . Во время Второй мировой войны , когда Румыния была союзницей нацистской Германии , он служил ведущим православным священнослужителем в оккупированном Приднестровье , на территории, где несколько сотен тысяч евреев было убито . В августе 1944 года, когда Румыния перешла на другую сторону, он укрылся в нацистской Германии.
После войны он жил в Италии и Швейцарии , прежде чем окончательно поселился во Франции . приговорил его к смертной казни заочно В 1946 году Бухарестский народный трибунал . Он создал Румынскую Православную Епархию Западной Европы под управлением Русской Православной Церкви Заграницей и в течение нескольких лет играл важную роль в румынской диаспоре . Священный Синод в Бухаресте лишил Пуйу сана в 1950 году, но посмертно восстановил его среди своего духовенства в 1990 году. Связи Пуйу с Железной гвардией , а также его ответственность за Холокост были предметом научных публикаций в после- коммунистическая эпоха.
Ранняя жизнь и монашеская карьера
[ редактировать ]Виктор Пуйу родился 27 февраля 1879 года в Пашкань , Румыния . Он посещал местную начальную школу, а затем продолжил образование в семинариях в Романе (1893–1896) и Яссах (1896–1900). Он окончил теологический факультет Бухарестского университета в 1905 году и стал монахом по-римски 22 декабря 1905 года. Он принял монашеское имя Висарион и был рукоположен в диакона через три дня . С января 1907 по июль 1908 года учился в Киево-Могилянской академии в Киеве , в Российской империи . С 1905 по 1908 год он был дьяконом в соборе Святых воевод по-римски, а в 1908 году перешёл в собор святителя Николая в Галаце . Там 6 декабря 1908 года он был рукоположен в сан священника, а 1 января 1909 года возведен в сан архимандрита . Три месяца спустя он был назначен директором Галацкой духовной семинарии и викарием архиепископства Нижнего Дуная. 1 сентября 1918 года он стал директором Кишиневской духовной семинарии в Бессарабии , а два месяца спустя - экзарх губернских монастырей. [ 5 ] [ 6 ]
17 марта 1921 года Пуйу был избран епископом Арджеша . Он был рукоположен в эту должность 25 марта митрополитом Валахии Мироном Кристеа в столичном соборе Бухареста и в тот же день возведен на эту должность королем Фердинандом . Двумя днями позже он был возведен на епископское кресло в соборе Куртя-де-Арджеш ; он оставался там два года. В 1923 году он переехал в Бельцы в качестве епископа Хотина, где оставался до 1935 года. [ 5 ]
Политическая ситуация в Румынии в конце 1920-х — начале 1930-х годов ознаменовалась подъемом фашистского движения, известного как Легион Архангела Михаила . Легион был основан в 1927 году Корнелиу Зелеа Кодряну как отколовшаяся от А.С. Кузы партии крайне правой антисемитской под названием Лига национальной христианской защиты . На протяжении конца 1920-х и начала 1930-х годов Легион неуклонно увеличивал свое членство среди студентов, крестьян, рабочих и торговцев, а также среди священников. [ 7 ] Термин «Железная гвардия», часто используемый в наши дни в качестве альтернативного названия Легиона, появился только в 1930 году и первоначально обозначал военизированное подразделение организации. [ 8 ]
В 1935 году Пуйу назначил архимандрита Антима Нику экзархом монастырей своей Хотинской епархии. В последующие годы, под влиянием Пуйу, Ника стала членом Железной гвардии и помощником преподавателя Юлиу Скрибана . Скрибан, Ника и Пуйу все трое будут участвовать в будущей Румынской православной миссии в Приднестровье . [ 9 ]
митрополит Буковинский.
[ редактировать ]После смерти Нектари Котларчук [ 10 ] Висарион Пуйу был избран архиепископом Черновицким (Черновицким) и митрополитом Буковины 17 октября 1935 года. Он был возведен на престол 10 ноября, взяв на себя управление очень богатой митрополией. До его назначения различные активы находились под светским управлением, и никакой дискриминации по этническому признаку не практиковалось. Однако под руководством Пуйу контракты с предприятиями, принадлежащими евреям, были расторгнуты. Он также начал ограничивать трудоустройство лиц этнически нерумынского происхождения. [ 11 ] [ 12 ] Первая статья в прессе, поддерживающая такую политику дискриминации, опубликованная в периодическом издании Буковинской метрополии, также появилась всего через несколько недель после интронизации Пуйу. [ 11 ]
Пуйу старался воздерживаться от явных публичных политических заявлений. Он разрешил публикацию антисемитских статей в периодических изданиях Румынской православной церкви на Буковине и позже сделал то же самое в Приднестровье , но единственный раз, когда он сам написал политический текст, был в сентябре 1936 года, в Cuvântul preocesc («Священнический текст»). Слово»), когда он опубликовал «Церковь перед лицом коммунистической опасности» . Статья Пуйу поддержала тезис иудео-большевизма и подвергла критике другие христианские конфессии. Один абзац гласил: «Совершенно верно, что большинство коммунистов чужды нашему народу, в основном жиды, но верно также и то, что их деструктивные идеи привлекли также большое количество неосведомленных румын. Некоторые из них, особенно крестьяне, привлекаются коммунистическим колдовством через сектанты, которые без исключения поощряются иностранцами с целью разрушения Церкви». [ 13 ]
Поддержка Пуйу «Железной гвардии» материализовалась, когда он использовал свои частные средства для поддержки одного из «трудовых лагерей» организации в Тамашешти . [ 14 ] Более того, в 1937 году он бросил вызов румынскому правительству и провел специальные религиозные службы для лидера Железной гвардии Иона Моцы и его товарища-легионера Василе Марина . [ 15 ] [ 14 ] Эти двое погибли во время гражданской войны в Испании, сражаясь на стороне националистов. В том же году король Карол II начал оказывать давление на Православную церковь с целью свержения Пуйу. По словам историка Иона Попа (историка) , действия короля были вызваны «антисемитской, про-железной гвардией и прогерманской политикой Пуйу». [ 16 ]
После кампании против «иностранных» банков Пуйу в 1938 году вообще создал новый, названный Северным банком. Румынизация рабочей силы, финансов и бизнеса метрополии в это время была практически завершена. [ 11 ]
Помимо связей с «Железной гвардией», пребывание Пуйу в столице Буковины было также омрачено обвинениями в бесхозяйственности. [ 17 ] и растрата, [ 17 ] конфликт с местной академической и политической элитой [ 18 ] и даже восстание части низшего духовенства. [ 18 ]
10 февраля 1938 года король Карол II приостановил действие конституции Румынии , запретил все политические партии и назначил патриарха Мирона Кристя, главу Румынской православной церкви, премьер-министром . Это было началом «Королевской диктатуры». В марте 1939 года Кристя умерла, оставив место Патриарха вакантным. Пуйу публично отказался от участия в гонке за престол в июне, вероятно, под давлением короля Карола II. Монарх стремился избежать избрания прогерманского Патриарха в лице Пуйу или Николае Бэлана . [ 18 ] В мае 1940 года Пуйу был вынужден уйти с поста митрополита Буковины. Его заменил Тит Симедреа . [ 13 ] [ 17 ]
Тем временем советский лидер Иосиф Сталин присоединился к нацистской Германии лидеру Адольфу Гитлеру в нападении и разделе Польши . , оккупировал страны Балтии и разгромил Финляндию в марте 1940 года. Это укрепило позицию румынских политиков, которые выступали за более тесные связи с нацистской Германией. Затем, в июне 1940 года, после советского ультиматума , Румыния уступила Бессарабию и Северную Буковину Советскому Союзу без какого-либо военного сопротивления. [ 19 ] Принятие королем Каролем II Второй Венской премии , по которой уступила Венгрии часть Трансильвании , еще больше ослабило его режим. [ 20 ] а 6 сентября 1940 года Кэрол была вынуждена отречься от престола. [ 21 ]
откровенно прогерманская коалиция военных во главе с маршалом Ионом Антонеску и Железной гвардией К власти пришла . Глава Румынской Православной Церкви Патриарх Никодим Мунтяну отреагировал осторожно, и его обращение в сентябре 1940 года было без энтузиазма. [ 22 ] Пуйу, с другой стороны, выиграл от смены режима, поскольку он был быстро восстановлен в должности митрополита Буковины. По мнению Попа, это означает, что Симедреа не был должным образом назначен митрополитом, или, по крайней мере, это был предлог, использованный Железной Гвардией, чтобы вернуть Пуйу на его прежнюю должность. [ 13 ]
Сотрудничество Легиона с Антонеску насильственно закончилось в январе 1941 года. Действительно, стремясь к полному контролю над правительством, легионеры организовали восстание, известное как восстание легионеров . Однако переворот провалился, и после этого Пуйу снова был заменен на посту митрополита Буковины Симедреей. [ 13 ]
Нескольким сотням легионеров, в том числе Хориа Сима и другим лидерам, удалось бежать в нацистскую Германию. [ 23 ] [ 24 ] Пуйу присоединился к этому эмигрантскому сообществу Железной гвардии на заключительном этапе Второй мировой войны . [ 25 ] [ 26 ]
Экзарх Приднестровья
[ редактировать ]22 июня 1941 года немецкие войска при поддержке Румынии напали на Советский Союз. После первоначального военного успеха Румыния восстановила контроль над Бессарабией и Северной Буковиной. [ 27 ] и, после соглашения между Антонеску и Гитлером , оккупировала также территорию между реками Днестр и Буг . [ 28 ] Название этой провинции было Приднестровье. [ 29 ] и это станет местом массового убийства. При режиме Антонеску 146 423 еврея из Бессарабии и Буковины были депортированы в Приднестровье, по меньшей мере 75 000 из них умерли; Туда же было депортировано 25 500 цыган , из которых 11 000 выжили. Более того, по меньшей мере 130 000 местных украинских евреев были убиты во время румынской оккупации. [ 30 ]
15 августа 1941 года, предположив, что советское атеистическое правление уничтожило Русскую Православную Церковь в Приднестровье, Священный Синод Румынской Православной Церкви решил учредить миссию и «реевангелизировать» местных жителей. Главным архитектором предприятия был архимандрит Юлий Скрибань. [ 31 ] [ 32 ] В указе Антонеску от 19 августа 1941 года, который сделал оккупацию Приднестровья официальной, прямо говорилось, что церкви, закрытые Советским Союзом, должны быть вновь открыты и необходимо предпринять усилия по возвращению местного населения к его духовным традициям. Правительство оказало давление на Румынскую православную церковь, чтобы она распространила свою власть на оккупированные территории и учредила регулярное епископство. Первоначально Церковь сопротивлялась, поскольку этот план противоречил каноническому праву, поскольку Российский Патриархат по-прежнему обладал номинальной властью в регионе. [ 33 ]
В ноябре 1942 года Пуйу был отозван из отставки, чтобы принять на себя обязанности Скрибана в Приднестровье. [ а ] Пуйу получил официальный титул «Епископа Одесского и всего Приднестровья», но его церковная провинция по каноническому праву была временным экзархатом военного характера. [ 35 ] [ 36 ] Тем не менее он снова стал членом Священного Синода. Кроме того, помимо Приднестровья, ему была предоставлена власть и над соседней Бессарабской митрополией . [ 17 ] [ б ] План Пуйу относительно экзархата включал преобразование Одессы в митрополию с двумя суфражистскими епископствами в Балте и Тульчине . [ 39 ] Это было частично успешным, поскольку, действительно, Балта и Тульчин были повышены до статуса епископства, пока Пуйу находился у власти, но ни один епископ так и не был назначен из-за отступления Оси . [ 40 ]
Еще до конца 1942 года Пуйу направил в Святейший Синод доклад с оккупированных территорий. Он написал:
«Завоевание нации начинается с оружия, продолжается назначением ей администраторов, а затем завершается ее полным обращением. Вторым важным пунктом мандата, данного мне в Приднестровье, была систематизация общественной жизни, необходимое действие, требующее два немедленных шага: один срочный, иногда хирургический, который находится в руках гражданской администрации и армии, а другой - постоянное духовное обновление через Православную Церковь и школу». [ 41 ] [ 42 ]
Этот документ станет доказательством на суде над Пуйу после войны. [ 42 ]
Усилия Румынии по восстановлению жизни православных христиан на оккупированных территориях были подлинными. При советской власти к 1941 году только 1 из 891 церкви, стоявшей до русской революции , была еще открыта; 363 из них были закрыты, 269 — частично снесены, 258 — полностью снесены, при этом не осталось ни одного действующего монастыря или женского монастыря. [ 43 ] К концу румынской оккупации действовало 600 церквей (плюс 135 «молитвенных домов»), а также двенадцать монастырей и две семинарии. [ 43 ] [ 44 ] [ 39 ] Однако многие церкви и монастыри были перестроены и отремонтированы с использованием рабского труда евреев. [ 45 ] [ 46 ] Это стало возможным благодаря директиве Антонеску от 23 ноября 1941 года. [ 46 ] Более того, многие из миссионеров были бывшими членами «Железной гвардии», стремившимися реабилитироваться после восстания против Антонеску в 1941 году. [ 47 ] Некоторые пришли с историей антисемитского насилия. [ 31 ] Они поносили евреев в своих проповедях [ 48 ] а в некоторых случаях некоторые из них были виновниками различных преступлений, совершенных против депортированных и местных евреев. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Что касается нееврейского местного населения, то христианское возрождение, принесенное румынами, проявляло некоторый энтузиазм, по крайней мере, в первые два года оккупации. [ 52 ] но поведение румынского духовенства подорвало авторитет миссии. Случаи хищений, [ 53 ] коррупция, [ 53 ] вымогательство [ 54 ] и различные формы злоупотреблений [ 53 ] [ 54 ] вызвало недовольство местного населения до такой степени, что офицеры румынской жандармерии в Приднестровье жаловались в письменной форме, причем в одном отчете говорилось, что «священникам [...] удается разрушить то, что большевикам не удалось разрушить, в отношении веры в Бога. Это связано с тем, что их участие в незаконных деловых операциях и совершение действий, которые ставят под угрозу достоинство их должности». [ 51 ] Сексуальное поведение румынского духовенства также вызвало общественное возмущение, и Пуйу под давлением как правительства, так и церковных властей был вынужден издать более строгие правила. [ 55 ] Еще одним источником недовольства стал тот факт, что этническим румынским священникам платили в три раза больше, чем местным. [ 53 ]
Со стороны Пуйу была попытка обратиться к местному православному населению. Менее радикальный в своем подходе к румынизации по сравнению со своим предшественником Скрибаном, он время от времени проводил богослужения на церковнославянском языке или произносил проповеди на русском языке . [ 53 ]
1 декабря 1943 года Пуйу направил маршалу Антонеску заявление об отставке с просьбой разрешить ему вернуться в монастырь Нямц . Он утверждал, что велась подготовка к эвакуации провинции, что у него недостаточно человеческих и финансовых ресурсов для проведения миссии, и жаловался, что ждал шесть месяцев, чтобы получить печатный станок, и столкнулся с трудностями с поставками бумаги. [ 56 ] Ход войны менялся, и, возможно, Пуйу был осторожен. С января по август 1944 года он останавливался в монастыре Нямц, а затем отправился в Бухарест . [ 57 ]
Изгнание
[ редактировать ]Путешествие в Хорватию и ссылка в нацистской Германии.
[ редактировать ]В августе 1944 года Патриарх Хорватский Гермоген Максимов решил поместить Спиридона Мифку на епископскую резиденцию Сараево . Максимова Автокефальная Хорватская православная церковь была порождением пронацистского режима усташей и, возведя на престол епископа в Сараево, стремилась распространить свое влияние на современную Боснию и Герцеговину . Согласно каноническому праву, для церемонии требовался соосвященитель, и Румынская Православная Церковь в конечном итоге предоставила его в лице Пуйу. Тот факт, что Румыния и Хорватия в то время были странами Оси, вероятно, сыграл важную роль в этом шаге. Пуйу покинул Румынию 10 августа, провел пресс-конференцию в Загребе 14 августа, отдав дань уважения лидеру усташей Анте Павеличу , и принял участие в церемонии 15 августа. Максимова и Мифку казнили после войны, но для Пуйу время этого путешествия оказалось очень удачным. Он все еще находился за границей 23 августа, когда после государственного переворота 1944 года, совершенного королем Михаилом I , Румыния перешла на другую сторону и присоединилась к войне против нацистской Германии. Пуйу решил не возвращаться в Румынию и отправился в изгнание. [ 1 ] [ 57 ]
Тем временем нацисты создавали румынское правительство под руководством Железной гвардии в изгнании . Константин Папанаце , соперник Хории Сима , предложил генерала Иона Георге на пост главы правительства, а, когда последний был отстранен, - Пуйу. [ 25 ] Сыма же активно стремился подорвать кандидатуру Пуйу. [ 25 ] Когда нацисты в конечном итоге отдали предпочтение Симе, Штефан Палагицэ и другие легионеры из конкурирующей фракции предложили создать восточно-православный епископат во главе с Пуйу в нацистской Германии. Против этого плана выступил Сыма, который предложил вместо этого Пуйу присоединиться к его правительству. По словам историка Пола А. Шапиро, Пуйу сначала согласился, но затем колебался и, наконец, отказался. [ 58 ] Попа, однако, ссылаясь на отчеты разведывательных служб, утверждает, что, когда «Радио Донау» наконец передало в эфир объявление о создании правительства Хориа Симы в изгнании в декабре 1944 года, Пуйу числился его членом. Аргумент Попа основан на том факте, что коммунисты не намеревались арестовать Пуйу до 14 декабря 1944 года, после передачи Radio Donau, когда имя священнослужителя появилось в списке, в котором он был назначен религиозным секретарем правительства Железной гвардии в изгнании. [ 57 ]
присутствие Пуйу в лагере Китцбюэль в Австрии Задокументировано , под стражей у американцев, в мае 1945 года. Капеллан (полковник) Герберт Э. Маккомби из 36-й пехотной дивизии сообщил о своей встрече с румынским священнослужителем: «Он (т. е. Пуйу) рассказал мне, что немцы платили ему несколько сотен марок в месяц плюс еду и жилье для содержания Он спросил, сколько, по моему мнению, американцы заплатят ему за переход на другую сторону. Поскольку он не оказал большой помощи немцам, я не думал, что американцы ему что-нибудь заплатят. Я организовал для него жилье и пайки. «племяннице» с ним я устроил для нее отдельное помещение». [ 26 ] Рассказ полковника Маккомби важен, поскольку он доказывает, что Пуйу подвергался особому обращению со стороны нацистских властей вместе с другими изгнанными легионерами. Женщина, сопровождавшая Пуйу, действительно была его племянницей. [ 26 ]
Другим известным священнослужителем, связанным с сосланными легионерами Симы и связанным с Пуйу, был священник Василе Болдяну . Болдяну рано присоединился к Железной гвардии, занимал ряд должностей среднего и выше среднего уровня, достигнув звания коменданта легиона во времена Национального легионерского государства, и исполнял обязанности во время религиозной службы, проводимой при эксгумации тела Кодряну. в ноябре 1940 года. Арестованный после восстания, он провел два года в тюрьме, прежде чем сбежать в оккупированный немцами сербский Банат . Участвуя в подпольном легионерском движении, он был арестован нацистскими властями в июне 1944 года и отправлен присоединиться к другим беженцам Железной гвардии. И Пуйу, и Болдяну сыграют значительную роль в румынской православной общине Парижа после войны. [ 59 ]
Ссылка в Италии и суд за военные преступления
[ редактировать ]Местонахождение Пуйу в первые годы после войны неизвестно. Хотя следы документов существуют, установить хронологию сложно. Его присутствие в Италии в период с 1945 по 1947 год подтверждено, однако его точное местонахождение является предметом споров. Некоторые источники называют монастырь Магуццано местом убежища Пуйу, находящегося под защитой Папы Пия XII и кардинала Тиссерана , но сохранившаяся переписка Пуйу, похоже, указывает на то, что это не было постоянным местом жительства. [ 60 ]
Тем временем в Румынии Народный трибунал был создан для преследования виновных в Холокосте , членов правительства Антонеску и видных легионеров. Из 2700 обвиняемых только 668 были осуждены. Остальные были освобождены за отсутствием улик. Более того, многие из осужденных могли бы воспользоваться амнистией в 1950 году. Прокуроры больше сосредоточились на установлении связей с предыдущим режимом, а не на тщательном расследовании обвинений в геноциде. [ 61 ] Это касалось и духовенства, причастного к преступлениям, совершенным в Приднестровье. [ 62 ] Таким образом, многие румыны стали рассматривать эти судебные процессы как результат советской оккупации , а не как попытку восстановить справедливость в вопросах массовых убийств. [ 61 ]
Судимый Народным трибуналом в Бухаресте, Пуйу был заочно приговорен к смертной казни 21 февраля 1946 года. Ему было предъявлено два обвинения: «поощрение со своей позиции террористических акций в Бессарабии и Приднестровье» и служение гитлеризму и распродажа интересов страны, занимая должность секретаря по делам религий, как это ясно видно из сообщения новостей, переданного немецким радио «Донау» 14 декабря 1944 года в 0.30 утра». [ 42 ] Обвинение также упомянуло еще одну передачу Radio Donau, датированную Новым 1945 годом, когда Пуйу якобы подстрекал румын не подчиняться советским приказам. По словам Попы, это было второе обвинение, на котором сосредоточились обвинение и суд, а именно приговор, согласно которому Пуйу был назначен епископом Румынской православной церкви в Германии «декретом, подписанным Хорией Симой в его должности главы предательского правительства в Германии». Германия". В судебных документах ни разу не упоминаются страдания еврейских жертв в Приднестровье. Тем не менее, утверждает Попа, обвинение было известно о преступлениях, совершенных во время правления Пуйу, и, похоже, подразумевало, что отчет митрополита за 1942 год был компрометирующим. [ 63 ] [ с ]
Неоднозначная формулировка приговора Трибунала, по мнению Попа, является источником путаницы в отношении точных причин, по которым Пуйу был приговорен к смертной казни. Последний абзац оригинального судебного документа гласит: «[c]считая, что упомянутыми выше деяниями он совершил преступление, приведшее к катастрофе страны, совершив военное преступление, предусмотренное статьей № 2, буквой J, и наказанное по статье № 3, параграф 11 Закона 312/1945. По этим мотивам Народный трибунал именем Закона постановляет: Он осуждает подсудимого, румына, взрослого человека, сегодня исчезнувшего, за [войну] (т.е. слово); война в оригинале удалена) преступление, заключавшееся в том, чтобы вызвать катастрофу страны и совершить военное преступление, заключающееся в том, что он покинул национальную территорию, поставил себя на службу гитлеризму, нападая на страну через письменность, через речь, как согласно упомянутым выше статьям, мы приговариваем его к смерти». [ 63 ]
30 января 1947 года Пуйу отправил мемуары премьер-министру Кассационного суда Румынии, в которых изложил обвинения, по которым он был осужден. Он заявил, что ему совершенно ничего не было известно о каких-либо «террористических акциях», совершенных в Приднестровье во время его пребывания в должности, и, кроме того, заявил, что если бы до него дошли слухи о таких действиях, он бы сообщил об этом королю. [ 65 ] Далее Пуйу прокомментировал свой отчет за 1942 год, утверждая, что, будучи ведущим священнослужителем, он сосредоточивал свое внимание только на вопросах души и мирной деятельности, в отличие от других авторитетов. Последние, утверждал он, могут при необходимости проводить действия в стиле полиции или даже хирургические действия против повстанческих элементов. [ 45 ] [ д ] Наконец, Пуйу категорически отрицал какую-либо связь с правительством Железной гвардии в изгнании, несмотря на все убедительные доказательства, и потребовал отмены его приговора, который позволил бы ему вернуться в Румынию . [ 45 ]
Епископ Румынской Православной епархии Западной Европы.
[ редактировать ]К маю 1948 года Пуйу добрался до Швейцарии и пытался получить удостоверение личности, позволяющее ему перебраться во Францию . Межправительственный комитет по делам беженцев первоначально выдал документ о рейсе; затем, узнав о проблемном прошлом священнослужителя, отозвал его, прежде чем согласиться предоставить ему какое-то временное удостоверение личности, которое позволило бы ему покинуть Швейцарию. Пуйу перебрался во Францию, и его иммиграционный статус там, по крайней мере до 1955 года, неясен. [ 60 ]
В 1948 году православные румынские деятели в Париже решили разорвать общение с Патриархатом в Бухаресте, и в следующем году Пуйу создал Румынскую православную епархию Западной Европы . На этой новой должности он поручил священнику-легионеру Болдяну руководить крупнейшей парижской общиной. Сыма, переживший войну и оставшийся лидером ныне находящейся в изгнании «Железной гвардии», осознал важность структур эмигрантской православной церкви и восстановил контакт с Пуйу в 1949 году. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] Другие бывшие румынские политики в изгнании, такие как Николае Рэдеску , также посетили его в то время в Париже. [ 69 ] Пуйу вел себя как лидер румынской диаспоры в Западной Европе и олицетворял элемент сопротивления новой церковной иерархии в Бухаресте. [ 4 ]
Период между 1949 и 1953 годами был отмечен правовым и каноническим конфликтом по поводу церкви Святых Архангелов расположенной на улице Жан де Бове в Париже. Насильственное смещение настоятеля Мартиниана Йовановича в 1949 году произошло из-за его тесных связей с бывшим королем Каролем II. Оппозицию Йовановичу возглавил протеже Пуйу Болдяну, который завоевал доверие общества и сохранит его на протяжении многих лет. [ 70 ] Коммунистическое правительство в Бухаресте не смогло получить юридический контроль над зданием, которое к 1953 году перешло в руки местной ассоциации верующих. Однако согласно каноническому праву восточно-православной церкви положение прихода было проблематичным. [ 71 ] Долгосрочное решение было наконец найдено в 1954 году, когда Пуйу вступил в общение с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), и 11 апреля приходской совет официально признал власть Пуйу. [ 72 ]
Священный Синод Румынской Православной Церкви лишил Пуйу сана в 1950 году. Решение Священного Синода, написанное митрополитом Бэланом, назвало его «агентом Ватикана » . [ 73 ] и был взят под давлением коммунистических властей. [ 74 ] Последний почувствовал угрозу со стороны Пуйу в контексте крупного кризиса румынской диаспоры в США . Епископ Румынского православного епископата Америки , базирующегося в Детройте , Поликарп Морушка поехал в Бухарест в 1939 году и не смог вернуться в Соединенные Штаты из-за начала Второй мировой войны. Еще в Румынии в 1948 году он был свергнут новым режимом. Священный Синод в Бухаресте избрал Андрея Молдавана на вакантное место в 1950 году, но местные верующие отказались его принять, отдав предпочтение Валериану Трифа, известному члену Железной гвардии. [ 68 ] [ 74 ] [ 75 ] Трифа участвовал в восстании 1941 года, а также какое-то время работал секретарем Пуйу во время его ссылки. [ 60 ] Рассекреченные документы доказывают, что Пуйу отправлял письма как Молдавану, так и Трифе, а власти Бухареста были осведомлены о переписке и, следовательно, об опасности, которую представляло влияние бывшего митрополита. Лишив его сана, они стремились ограничить это влияние. [ 74 ]
Парадоксально, но в 1951 году румынская секретная служба ( Секуритате ) начала планировать связаться с Пуйу, чтобы завербовать его. Тщательно продуманная стратегия включала установление контактов через православных священнослужителей, шантаж брата и племянницы Пуйу, использование агентов внутри Церкви или членов Священного Синода. [ 76 ] 20 августа 1955 года Пуйу направил письмо в посольство Румынии в Париже с просьбой о репатриации. По мнению Попы, нельзя исключать возможность того, что это была инициатива Пуйу, независимая от плана Секуритате. [ 77 ] Румыния только что вступила в Организацию Объединенных Наций и предпринимает шаги по репатриации беглецов. Однако Попа отмечает, что все развивалось очень быстро. Условия были разработаны Министерством внутренних дел еще 29 августа, а 26 октября румынский агент посетил дом Пуйу. [ 73 ]
Переговоры между священнослужителем и румынскими властями продолжались в течение следующих месяцев. Согласно архивному документу от ноября 1955 года, Пуйу просил лидера коммунистов Георгия Георгиу-Дежа о полном восстановлении своего духовного сана и просил назвать его митрополитом Молдавии . Требования были настолько необоснованными, что в 1956 году власти пришли к выводу, что Пуйу действительно не заинтересован в возвращении в Румынию. К тому времени его влияние в румынской православной диаспоре в Париже уменьшилось, и последние годы его жизни были отмечены бедностью и изоляцией. [ 73 ]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]Теофил Ионеску сменил Пуйу в 1958 году на посту епископа Румынской православной епархии Западной Европы. В 1972 году Ионеску восстановил общение с Патриархатом в Бухаресте, в результате чего главный приход на улице Сен-Жан де Бове и большинство румынских православных верующих в Париже перешли под власть митрополита РПЦЗ Нью-Йорка. [ 78 ]
Есть свидетельства того, что в 1963 году Пуйу еще раз обратился в посольство Румынии в Париже, чтобы договориться о репатриации. Если это так, то никаких решительных шагов предпринято не было, и Пуйу умер во Франции в 1964 году. Попа и Леустан местом смерти указывают Париж, [ 3 ] [ 4 ] но православный священник и профессор Мирча Пэкурариу цитирует Вильс-Мезон , к западу от Парижа, где Пуйу был впервые похоронен. [ 5 ] Его нынешнее место упокоения находится на кладбище Монпарнас . [ 5 ]
Посмертная оценка
[ редактировать ]После румынской революции 1989 года православные круги начали переоценку наследия Пуйу. 25 сентября 1990 года Священный Синод Румынской Православной Церкви проголосовал за отмену своего решения 1950 года лишить Пуйу сана и посмертно восстановил его в рядах духовенства. [ 79 ]
В последующие десятилетия популярность Пуйу росла, особенно в румынской Молдавии , где, по словам Иона Попы, она достигла культовых масштабов с конференциями и симпозиумами, часто организуемыми в честь его памяти. Статьи, напечатанные в национальной прессе, часто представляли Пуйу в благоприятном свете, а в 2003 году член парламента Румынии публично призвал вернуть тело Пуйу в Румынию. Память его особенно прославляется православными группами с антисемитскими взглядами. Вообще говоря, источники, близкие к радикальным православным группировкам, изображают Пуйу героем, мучеником, жертвой короля Кароля II и, чаще всего, жертвой коммунизма. [ 80 ]
Улицы в Бельцах, Молдова , [ 81 ] и Чоорани , [ 82 ] Румыния, названы в его честь. Совсем недавно, в 2021 году, румынское новостное издание G4 Media сообщило, что бюст Пуйу был выставлен на всеобщее обозрение в монастыре Путна в нарушение национального законодательства об осужденных военных преступниках. [ 83 ] [ 84 ]
Вопрос о роли Пуйу в преступлениях, совершенных в Приднестровье, поднимался в исследованиях Холокоста Ионом Попа и Ионутом Билюцэ. Последний считает, что обязанностью Пуйу как экзарха было правильно информировать Патриархат в Бухаресте о ситуации в провинции, но он сознательно не сделал этого. Билюцэ пишет: «Пую осознавал, что «хирургическая» политика «гражданской администрации и армии» должна предшествовать этому «духовному обновлению». официальная переписка скрывала участие кого-либо из его священнослужителей в убийствах и грабежах. Его молчание защищало не только друзей, таких как Антим Ника, но и других, независимо от каких-либо личных отношений. По сей день официальная церковная историография не учитывает жестокое поведение даже армии. не говоря уже о духовенстве в Приднестровье». [ 41 ]
Попа утверждает, что Пуйу «поддерживал немецкую пропаганду против иудео-большевизма». [ 73 ] и отвергает возможность того, что Пуйу не знал об антисемитских преступлениях, совершавшихся на территории его экзархата. [ 85 ] Он отмечает, что «в июле 1943 года, в середине срока полномочий Висариона Пуйу на посту митрополита Приднестровья, евреи (мужчины, женщины и дети) использовались в качестве рабов под надзором жандармерии на дорожных работах в рамках подготовки к предстоящему торжественное открытие Балтского собора. Большинство из них умерло от голода и истощения или было казнено». [ 45 ] и заключает, что «он не был жертвой коммунизма в том смысле, в каком его пытаются изобразить в самых последних произведениях. Более того, он не был мучеником православного достоинства и тем более святым. Его пришлось судить за свои действия во время Суд и приговор, хотя и были проблематичными, были необходимым шагом в анализе позиции румынских православных иерархов, вовлеченных в политику ненависти». [ 86 ] Более того, Попа считает, что «проблемным является тот факт, что судили только Висариона Пуйу. Многие другие высшие иерархи были вовлечены в поощрение политики Иона Антонеску». [ 87 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обстоятельства этого события особенные. Лето 1942 года ознаменовалось напряжением среди иерархии Румынской православной церкви. Патриарх Никодим удалился в монастырь Нямц стал Николай Бэлан на несколько месяцев, а фактическим главой церкви . У Пуйу и Бэлана были разногласия. Сохранившиеся отчеты разведки показывают, что ситуация была достаточно серьезной, чтобы предупредить Антонеску и немецкую миссию. Интересно, что после выдвижения Пуйу в ноябре сообщения прекратились. [ 34 ]
- ↑ Столица Бессарабии была вакантной с 1936 года, когда Гурье Гросу был вынужден уйти в отставку. [ 37 ] Святой Сёнд избрал преемника в лице Ефрема Еначеску только в январе 1944 года, незадолго до захвата Бессарабии советскими войсками. [ 38 ]
- ↑ Статья Пуйу 1936 года « Церковь перед лицом коммунистической опасности » никогда не упоминалась в судебных документах, возможно, потому, что обвинение не знало о ее существовании. [ 64 ]
- ↑ В данном случае линия защиты Пуйу была, по мнению Попы, небрежной. По словам Попа, формулировка Пуйу подразумевает, что он еще в 1947 году все еще верил в пропаганду военного времени, которая описывала «сотни тысяч евреев, депортированных и убитых в Приднестровье, как большевиков, мятежников и врагов государства». [ 45 ] и поддержали действия румынского государства, предпринятые против них. [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бесс 2006 , с. 269.
- ^ Бирсан 2019 , с. 466.
- ^ Перейти обратно: а б Попа 2013 , стр. 201.
- ^ Перейти обратно: а б с Леустин 2009 , стр. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пэкурариу 2002 , стр. 403.
- ^ Попа 2013 , стр. 183.
- ^ Кларк 2015 , стр. 72–99.
- ^ Кларк 2015 , стр. 4, 99.
- ^ Билиюта 2020 , стр. 19–20.
- ^ Пакурариу 2002 , стр. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с Попа 2013 , стр. 185.
- ^ Попа 2017 , стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д Попа 2013 , стр. 187.
- ^ Перейти обратно: а б Билюцэ 2020 , стр. 38.
- ^ Попа 2017 , стр. 26.
- ^ Попа 2017 , стр. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с д Билюцэ 2020 , стр. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с Попа 2013 , стр. 186.
- ^ Удалить 2006 , стр. 12–13, 20–21.
- ^ Удалить 2006 , с. 48.
- ^ Удалить 2006 , с. 50
- ^ Попа 2017 , стр. 36.
- ^ Кларк 2015 , с. 232.
- ^ Удалить 2006 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с Шапиро 2007 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б с Попа 2013 , стр. 196.
- ^ Удалить 2006 , с. 83.
- ^ Удалить 2006 , с. 166
- ^ Солонари 2016 , с. 383.
- ^ Иоаннид 2022 , стр. 492–493.
- ^ Перейти обратно: а б Билюцэ 2020 , стр. 22.
- ^ Попа 2017 , стр. 61, 88.
- ^ Солонари 2019 , стр. 130–131.
- ^ Попа 2013 , стр. 188.
- ^ Билюцэ 2020 , стр. 18.
- ^ Солонари 2019 , с. 131
- ^ Кларк 2015 , с. 192.
- ^ Пакурариу 2002 , стр. 172.
- ^ Перейти обратно: а б Билюцэ 2020 , стр. 26.
- ^ Билиута 2020 , стр. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Билюцэ 2020 , стр. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с Попа 2013 , стр. 191.
- ^ Перейти обратно: а б Солонари 2019 , с. 133.
- ^ Кларк 2015 , с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Попа 2013 , стр. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Билюцэ 2020 , стр. 30.
- ^ Билиюта 2020 , стр. 22, 25.
- ^ Билиюта 2020 , стр. 23.
- ^ Билиюта 2020 , стр. 28, 30–31.
- ^ Попа 2017 , стр. 50–51.
- ^ Перейти обратно: а б Солонари 2019 , с. 135.
- ^ Солонари 2019 , стр. 135–136.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Солонари 2019 , с. 134
- ^ Перейти обратно: а б Билюцэ 2020 , стр. 29.
- ^ Билиюта 2020 , стр. 31.
- ^ Удалить 2006 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б с Попа 2013 , стр. 190.
- ^ Шапиро 2007 , с. 162.
- ^ Шапиро 2007 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с Попа 2013 , стр. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 2012 , с. 304.
- ^ Попа 2017 , стр. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Попа 2013 , стр. 192.
- ^ Попа 2013 , стр. 197.
- ^ Попа 2013 , стр. 193.
- ^ Бирсан 2019 , стр. 465–466.
- ^ Шапиро 2007 , стр. 162–163.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 2015 , с. 243.
- ^ Леустин 2009 , стр. 101, 227.
- ^ Бесс 1994 , с. 108.
- ^ Бесс 1994 , с. 114.
- ^ Бесс 1994 , стр. 115–117.
- ^ Перейти обратно: а б с д Попа 2013 , с. 202.
- ^ Перейти обратно: а б с Попа 2013 , с. 199.
- ^ Леустин 2009 , стр. 101–104.
- ^ Попа 2013 , стр. 199–200.
- ^ Попа 2013 , с. 200.
- ^ Бирсан 2019 , с. 465-466.
- ^ Попа 2017 , с. 173.
- ^ Попа 2013 , стр. 183, 203.
- ^ Google . «Висарион Пуйу» (Карта). Карты Гугл . Google.
- ^ Google . «Висарион Пуйу» (Карта). Карты Гугл . Google.
- ^ Пол 2021 .
- ^ Роман 2021 .
- ^ Попа 2013 , стр. 193–194.
- ^ Попа 2013 , стр. 202–203.
- ^ Попа 2013 , стр. 203.
Библиография
[ редактировать ]- Бесс, Жан-Поль (1994). Румынская православная церковь в Париже, в самом сердце Латинского квартала (на французском языке). ДЮК ISBN 978-2904092114 .
- Бесс, Жан-Поль (2006). «Недолговечная Хорватская православная церковь и ее боснийское продолжение» . Балканика (на французском языке) (XXXVII): 265–271. дои : 10.2298/BALC0637265B .
- Билюца, Ионут (2020). « Христианизация» Приднестровья: румынское православное духовенство как бенефициары, виновники и спасатели во время Холокоста» . Исследования Холокоста и геноцида . 34 (1): 18–44. дои : 10.1093/hgs/dcaa003 .
- Кларк, Роланд (2012). «Новые модели, новые вопросы: историографические подходы к румынскому Холокосту». Европейский обзор истории: Revue européenne d'histoire . 19 (2): 303–320. дои : 10.1080/13507486.2012.662946 . S2CID 144324235 .
- Кларк, Роланд (5 июня 2015 г.). Фашистская активность молодежи Священного легионера в межвоенной Румынии . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-080145-633-6 .
- Делетант, Деннис (2006). Забытый союзник Гитлера: Ион Антонеску и его режим, Румыния, 1940–44 . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-140399-341-0 .
- Иоаннид, Раду (2022). Холокост в Румынии: уничтожение евреев и цыган при режиме Антонеску, 1940–1944 (второе изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-5381-3808-3 .
- Леустин, Люциан Н. (2009). Православие и холодная война: религия и политическая власть в Румынии, 1947–65 . Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1057/9780230594944 . ISBN 978-1-349-30411-0 .
- Павел, Андреа (22 февраля 2021 г.). «Как власти нарушают закон, сводя к минимуму роль военных преступников в Румынии 40-х годов / Список улиц, учреждений и памятников в стране, которые до сих пор носят имена Иона Антонеску, Мирчи Вулкэнеску, Раду Дыра и других». G4 Media (на румынском языке) . Проверено 16 сентября 2022 г.
- Пэкурариу, Мирча (2002). Словарь румынских богословов (Второе издание, переработанное и полное изд.). Энциклопедическое издательство. ISBN 973-45-0409-6 .
- Попа, Ион (2013). «Висарион Пуйу, бывший румынский православный митрополит (архиепископ) Приднестровья - историческое исследование его жизни и деятельности». Холокост. Исследование и исследования (6): 182–203.
- Попа, Ион (11 сентября 2017 г.). Румынская православная церковь и Холокост (изд. Kindle). Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-02989-8 .
- Роман, Михай (13 августа 2021 г.). «16 ситуаций, в которых нарушается закон: Список улиц с именами осужденных военных преступников / Где находятся их бюсты в Румынии» . G4 Media (на румынском языке) . Проверено 16 сентября 2022 г.
- Шапиро, Пол А. (2007). «Глава 7: Вера, убийство, воскресение. Железная гвардия и Румынская православная церковь». В Спайсере, Кевин П. (ред.). Антисемитизм, христианская двойственность и Холокост . Издательство Университета Индианы. стр. 136–170. ISBN 978-0-253-34873-9 .
- Солонарь, Владимир (2016). «Националистический утопизм, ориенталистское воображение и экономическая эксплуатация: румынские цели и политика в Приднестровье, 1941–1944». Славянское обозрение . 75 (3): 583–605. дои : 10.5612/slavicreview.75.3.0583 . S2CID 164575062 .
- Солонарь, Владимир (2019). Империя-сателлит: румынское правление на юго-западе Украины, 1941–1944 гг . Издательство Корнелльского университета . ISBN 9781501743191 .
- Бирсан, Габриэль (17 сентября 2019 г.). «Румынская православная митрополия Западной и Южной Европы». В Цвиллинге, Анн-Лор (ред.). Религиозные меньшинства во Франции (на французском языке). Баярд. стр. 463–477. ISBN 9782227494855 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на румынском языке) Заявление относительно Пуйу от 11 марта 2003 г. в Палате депутатов Румынии . члена парламента Павла Тырпеску
- 1879 рождений
- 1964 смертей
- Люди из Пашкань
- Выпускники Бухарестского университета
- Kyiv-Mohyla Academy alumni
- Румынские православные митрополиты
- румынские богословы
- Православное духовенство осуждено за преступления
- Восточное православие и крайне правая политика
- Румынское антикоммунистическое духовенство
- Румынские эмигранты в Советском Союзе
- Румынцы осуждены за военные преступления
- Люди, осужденные Румынским народным трибуналом
- Холокост в Приднестровье
- Румынские эмигранты во Франции
- Похороны на кладбище Монпарнас