Шоломская эскадрилья
Раввин Шоломская эскадрилья | |
---|---|
Заголовок | Маггид Иерусалимский |
Персональный | |
Рожденный | Эскадрилья Шолома Мордехая 1912 |
Умер | 21 декабря 1997 г. Иерусалим |
Религия | иудаизм |
Национальность | Израильский |
Супруг | Лия Ауэрбах |
Родители) | Раввин Ицхак и Фрида Швадрон |
Номинал | харедим |
Альма-матер | Хевронская иешива |
Другой | Машгиах ручани , ешиват Тиферет Цви Рош-ешива , Мекор-Хаим-ешива |
Похороненный | Елеонская гора |
Шолом Мордехай Хакоэн Швадрон ( иврит : הרב שלום מרדכי הכהן שבדרון ) (1912–21 декабря 1997 г.) был харедимским раввином и оратором. Он был известен как « Магид Иерусалимский о » за свои пламенные, вдохновляющие муссарах речи . Некоторые из рассказанных им историй о характере и поведении лидеров Торы и цадиков предыдущих поколений были включены в серию книг «Маггид» раввина Пайсаха Крона , наставником которого был раввин Швадрон.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Раввин Швадрон родился в районе Бейт-Исраэль в Иерусалиме в семье раввина Ицхака и Фрейды Швадрон. Его отец ранее был ав беис-дином (главой раввинского суда) Хотимира. Он был сыном раввина Шолома Мордехая Швадрона , ведущего галахического авторитета, известного под еврейским акронимом Махаршам . [ 1 ] [ 2 ]
Это был второй брак его отца. Раввин Ицхак Швадрон овдовел от своей первой жены Хайи Лии в 1898 году, оставив ему девять детей. [ 3 ] В 1903 году он иммигрировал в Палестину с четырьмя детьми и снова женился на Фрейде, которая воспитывала сирот как своих собственных. [ 4 ] У Ицхака и Фриды Швадрон было еще шестеро детей. [ 4 ] Их сын Шолом, родившийся через полтора года после смерти Махаршама, был назван в честь своего прославленного деда. [ 5 ]
Раввин Ицхак Швадрон умер в возрасте 63 лет, оставив Фрейду вдовой в возрасте 35 лет, а юного Шолома - сиротой в возрасте 7 лет. [ 6 ] Фрида изо всех сил пыталась поддержать своих маленьких детей, а также своего болезненного брата, который жил с ней, продавая хлеб по домам. Вечером она находила время читать Псалмы и делиться с детьми наследием Торы их отца. [ 6 ] Позже Швадрон опубликовал некоторые мысли своего отца о Торе во предисловиях к своим книгам «Охолей Шем» и «Даас Тора Махаршам» (Часть II). [ 7 ]
Несколько лет Шолом был вынужден жить в Дискинском приюте в Иерусалиме. [ 8 ] В возрасте 12 лет он поступил в ешиват Цион под руководством раввина Яакова Каценеленбогена. В возрасте 15 лет он поступил в ешиву Ломза в Петах-Тикве под руководством раввина Элияху Душнитцера. [ 9 ]
Несмотря на семейные лишения, раввин Швадрон стал выдающимся знатоком Торы. К 18 годам он каждый семестр изучал 700 страниц Гемары в ешиве Хеврона . [ 8 ] которая переехала в Иерусалим после резни в Хевроне в 1929 году . [ 10 ] За семь лет обучения в хевронской ешиве он стал талмидом мувхаком (близким учеником) машгиах ручани раввина Лейба Часмана . [ 11 ] [ 12 ] Он также учился у раввина Эли Лопиана , раввина Йечезкеля Левенштейна , [ 8 ] и раввин Меир Ходош . [ 13 ]
Свадьба
[ редактировать ]В пятницу Хануки 1936 г. [ 14 ] Раввин Швадрон женился на Лее Ауэрбах, дочери раввина Хаима Иехуды Лейба Ауэрбаха , рош-ешивы Шаар ха-Шамаим ешивы . Раввин Ауэрбах был известной иерусалимской личностью, чья крайняя бедность могла сравниться только с его любовью к Торе и знатокам Торы. [ 15 ]
История первых дней женитьбы раввина Швадрона иллюстрирует ужасную бедность, царящую в семье Ауэрбахов. В рамках соглашения о приданом раввин Ауэрбах и его жена обязались содержать своего зятя в течение первых трех лет его брака. угостила его черным хлебом, сливками, чашкой кофе и халвой В первый день он пришел позавтракать, и свекровь . Рабби Швадрон поел, поблагодарил тещу и пошел учиться. На следующее утро он понял, что его жена не присоединилась к нему, и спросил, где она. «О, ей нужно было куда-то пойти», — ответила Ребецин Ауэрбах. На третье утро, когда его жена все еще не присоединилась к нему, раввин Швадрон забеспокоился и потребовал объяснить, что происходит. Свекровь со слезами на глазах призналась, что они согласились поддержать его , но у нее тоже нет денег, чтобы поддержать ее . Жена раввина Швадрона приходила после его ухода и обходилась на завтрак хлебом и водой. [ 16 ]
Раввин Швадрон основал свой собственный дом, руководствуясь простотой и отсутствием роскоши. Он и его семья жили в небольшой двухкомнатной квартире в районе Шаарей Хэсэд в Иерусалиме, где не было ни холодильника, ни ванны, ни стиральной машины, ни проточной воды. Воду брали из близлежащего колодца. Кухня, расположенная во дворе, была настолько маленькой, что не отвечала галахическим требованиям к мезузе . [ 17 ] Тем не менее, несмотря на нехватку места и удобств, семья была известна тем, что делилась всем, что имела, с заглянувшими посетителями и малоимущими гостями. [ 18 ]
Раввин Швадрон был первым зятем раввина Ауэрбаха. [ 13 ] Он был зятем раввина Шломо Залмана Ауэрбаха , рош-ешивы ешивы Коль Тора в Баит-Вегане , с которым у него были долгие и продуктивные отношения в качестве партнеров и друзей по обучению, и раввина Симхи Бунима Лейзерсона , президента-основателя Чинух . Ацмай . Школьная система [ 8 ]
После женитьбы раввин Швадрон присоединился к коллелю Охель Тора , где он учился вместе с будущими лидерами Торы, такими как раввин Шмуэль Вознер , раввин Элиэзер Вальденберг и раввин Йосеф Шалом Эльяшив . Он также преподавал вечерний класс Гемары жителям Шаарей Хесед, района, в котором он сейчас жил, и учился каждый вечер со своим зятем, раввином Шломо Залманом Ауэрбахом. В 1937 году его попросили провести более продвинутый вечерний Гемара шиур в Шаарей Хесед, класс, который он преподавал в течение следующих 25 лет. [ 19 ]
В 1943 году он стал машгиах ручани в ешивате Тиферет Цви для подростков. Беседы, которые он давал студентам, а также его личный пример полной концентрации на собственном обучении, произвели на этих мальчиков неизгладимое впечатление. [ 20 ] Аналогичное положительное влияние раввин Швадрон оказывал на сефардских студентов иешивы Мекор Хаим , где он служил рош-ешивой с 1950 по 1960 год. Он преподавал высший шиур , устанавливая личные отношения со студентами, которые часто длились три или четыре десятилетия. [ 21 ]
По настоянию Брискер Рава раввин Швадрон стал представителем организации Пейлим , которая способствовала духовному спасению еврейских детей, эмигрировавших из Йемена и Марокко и находившихся в абсорбционных лагерях . [ 22 ]
Маггид Иерусалимский
[ редактировать ]В 1952 году раввин Швадрон начал читать лекцию по пятницам для публики в Зихрон Моше штибель недалеко от района Геула в Иерусалиме. Именно эта лекция, продолжавшаяся в течение следующих 40 лет, принесла Швадрону титул «Маггида Иерусалимского». [ 23 ]
Каждое выступление он открывал галахой и заканчивал пламенным муссаром , проникая в сердца слушателей и вдохновляя их на самосовершенствование. [ 23 ] Мастер рассказывания историй, раввин Швадрон смог вызвать эмоции своей аудитории с помощью песен, остроумных замечаний и преувеличенных манер, прежде чем произнести «изюминку» своего призыва к переменам. Часто он подчеркивал иронию человеческих слабостей громким смехом и словами: « Pilei ployim, hafla vafelle ! (Чудо из чудес! Удивительно!)» [ 8 ]
Ниже приводится описание одной речи, произнесенной в еврейский месяц элул , когда раввин Швадрон готовил своих слушателей к серьезному созерцанию и тшуве перед Рош ха-Шана и Йом Кипуром :
«Представьте себе, что обитателям местного кладбища Небесный Суд предоставил возможность вернуться в этот мир всего на один час. Всего на один час, всего на один час», — запел он скорбным тоном голоса.
«Посмотри на дверь!» он поразил публику. «Вот эльте буббе (прабабушка) и старый раввин, который скончался в прошлом году! А еще Берель, Янкель и Йоссель! Они все приходят!»
Слушатели обернулись, ожидая увидеть давно ушедших членов их сообщества, входящих в богато украшенный дверной проем. Яркие описания, данные оратором, привели в головокружительный водоворот собравшихся членов синагоги, представивших город, наполненный усопшими.
«Подвиньтесь», — неустанно продолжал говорящий. «Уступите мне место, — кричат бывшие ушедшие. — У нас всего один час!» Всего один час, всего один час, — произносил он особым тоном, уникальным для маггидов.
Скорбные тона и манеры маггида играли на эмоциях слушателей, направляя аудиторию именно туда, где он хотел: с мыслями о величии Бога, смертности человека и периоде тшува . [ 8 ]
В ходе своих выступлений раввин Швадрон огласил множество историй о ведущих раввинах и цадиках предыдущих поколений. [ 8 ] Некоторые из этих историй были включены в книги раввина Пайсаха Крона «Магид говорит» (над которыми сотрудничал Швадрон) и «Отголоски Маггида» (опубликованные после смерти раввина Швадрона).
Точно так же, как он призывал других меняться и совершенствоваться, раввин Швадрон постоянно работал над совершенствованием себя. С момента женитьбы и до тех пор, пока ему не исполнилось восемьдесят, он делал таанит диббур ( תענית דבור , воздержание от речи) каждый понедельник и четверг, а также в течение 40-дневного периода с первого дня месяца Элула до Йом Кипура . [ 8 ] [ 24 ]
Отношения с Кронами
[ редактировать ]Раввин Швадрон часто ездил за границу, чтобы собрать деньги для учреждений, с которыми он был связан. Во время своего многомесячного пребывания он выступал перед собраниями, съездами и другими собраниями, укрепляя свой титул «Маггид». [ 8 ]
, пригласил его Именно во время одной из таких поездок, в конце 1964 года, раввин Аврохом Зелиг Крон, отец раввина Пайсаха Крона остановиться в его доме в Нью-Йорке, хотя раввин Швадрон не знал ни его, ни его семью лично. . Раввин Швадрон настоял на оплате арендной платы, на что раввин Крон неохотно согласился. За те пять месяцев, что раввин Швадрон прожил у Кронов, между ним и семьей сформировалась тесная связь. 1965 года он уезжает Когда раввин Швадрон объявил, что после Песаха обратно в Израиль на лодке, вся семья провожала его на пристани. Затем раввин Крон вручил раввину Швадрону конверт со всеми уплаченными им «деньгами за аренду», поскольку он никогда не собирался их хранить. [ 25 ]
Несколько дней спустя раввин Крон сказал, что настолько скучает по своему гостю, что решил поприветствовать его, когда его лодка пришвартовалась в Израиле. Он и его жена быстро оформили паспорта и вылетели в Израиль за два дня до приезда Швадрона. Предоставив семье раввина Швадрон время для воссоединения, Кроны появились с радушным приемом. [ 26 ]
После этого события раввину Крону поставили диагноз неизлечимой болезни, и он умер через год. Через шесть месяцев после этого семья получила письмо от раввина Швадрона, в котором говорилось, что он снова приезжает в Америку. Раввин Швадрон стал суррогатным отцом семи сирот Крона. [ 27 ] Он проявил большую чувствительность к вдове раввина Крона, вспоминая, как его собственная мать боролась за воспитание своих детей-сирот. [ 8 ]
При поддержке и активном участии раввина Швадрона раввин Пайсах Крон написал первую из своих популярных «Маггид» книг , «Магид говорит », опубликованную в 1987 году. [ 28 ] Последующие названия ( «Вдоль путешествия Маггида» , «По следам Маггида ») увековечили память о влиянии Швадрона на весь проект. После смерти Швадрона этот факт отразился и в титулах Крона ( «Отголоски Маггида» , «Размышления Маггида »).
Персональные виньетки
[ редактировать ]Р. Шалом был известен своим личным благочестием. В течение всего месяца Элул Р. Шалом совершал Таанис Дибур , воздерживаясь от разговоров, за исключением Дивре Тора и Мусара.
Опубликованные работы
[ редактировать ]Раввин Швадрон написал, аннотировал и отредактировал более 25 сефаримов , в основном написанных его дедом Махаршамом . [ 12 ] К ним относятся:
- Шеэйлот Утешувот Махаршам
- Охолей Шем
- Даас Тора Махаршам
Он также отредактировал и опубликовал два знаменитых муссарских текста, составленных его учителями — «Ор Яхель» раввина Лейба Часмана и «Лев Элияху» раввина Элия Лопиана . [ 12 ] [ 29 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Мать Швадрона, Фрида, умерла в 1962 году. Его жена Лия умерла в 1977 году. [ 12 ]
Раввин Швадрон умер 21 декабря 1997 года (22 кислева 5758 года). [ 8 ] Похоронен на еврейском кладбище на Елеонской горе . [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лазевник (2000), стр. 90–91.
- ^ Циновиц, Моше. «Эскадрон рабби Шалома Мордехая Ха-Коэна» . Бучач.орг . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ Лазевник (2000), стр. 379.
- ^ Jump up to: а б Лазевник (2000), с. 91.
- ^ Лазевник (2000), стр. 380.
- ^ Jump up to: а б Лазевник (2000), стр. 92–93.
- ^ Лазевник (2000), стр. 380–381.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Донн, Йохон. «Магид Иерусалимский: 10 лет со дня его кончины». Хамодия , 13 декабря 2007 г., стр. С6-С7.
- ^ Лазевник (2000), стр. 381.
- ^ Лазевник (2000), стр. 383.
- ^ Лазевник (2000), стр. 384.
- ^ Jump up to: а б с д Крон (1987), с. 20.
- ^ Jump up to: а б Лазевник (2000), стр. 387.
- ^ Лазевник (2000), стр. 29, 387.
- ^ Лазевник (2000), стр. 36.
- ^ Лазевник (2000), стр. 32–33.
- ^ Лазевник (2000), стр. 30–31.
- ^ Лазевник (2000), стр. 63–66.
- ^ Лазевник (2000), стр. 388–389.
- ^ Лазевник (2000), стр. 390.
- ^ Лазевник (2000), стр. 391.
- ^ Лазевник (2000), стр. 394.
- ^ Jump up to: а б Лазевник (2000), с. 395.
- ^ Лазевник (2000), стр. 388.
- ^ Крон (1987), стр. 26–29.
- ^ Крон (1987), стр. 29–30.
- ^ Крон (1987), стр. 30–31.
- ^ Крон (1987), с. 14.
- ^ Лазевник (2000), стр. 225–226.
- ^ «Известные люди, похороненные на острове Хар-ха-Зейтим» . Заповедник Хар Хазейсим. 2011 . Проверено 29 ноября 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Крон, раввин Пайсах Дж. (1987). Говорит Маггид: Любимые истории и притчи раввина Шолома Швардрона Шлита, Маггида из Иерусалима . Mesorah Publications, Ltd. ISBN 0-89906-230-Х .
- Лазевник, Либби (2000). Голос истины: жизнь и красноречие раввина Шолома Швадрона, незабвенного Маггида Иерусалимского . Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, Ltd. ISBN 9781578195008 .