Месть Спасителя
Виндикта Сальваторис (на английском языке: «Месть Спасителя» или «Месть Спасителя» ) — это текст апокрифов Нового Завета , который расширяет историю последствий казни Иисуса. Его часто представляли как дополнение к Евангелию от Никодима . Самыми старыми известными копиями являются две латинские версии Vindicta Salvatoris , обе датированные 8-м или 9-м веками и, вероятно, временем написания произведения. Считается, что произведение было написано на юге Франции , возможно, в регионе Аквитании .
«Виндикта Сальваторис» — это яростно антиеврейское произведение. Согласно ему, евреи коллективно виновны в преступлении убийства Христа и заслуживают мучений и смерти. Божественная милость придет к христианам, которые вершат Божье правосудие над евреями, убивая их. Работа также включает в себя пересказ истории о святой Вероники чудесной завесе , на которой запечатлен лик Иисуса, из чуть более ранней Cura sanitatis Tiberii легенды .
В рассказе изображено обращение Тита в христианство, осада Титом Иерусалима, самоубийство Ирода Великого , казни Каиафы и Ирода Архелая , а также заключение Понтия Пилата в Дамаске . Вторая часть изображает обращение Тиберия в христианство.
Содержание
[ редактировать ]В «Мести Спасителя» Натан, измаильтянин (араб), покидает Иудею и путешествует по Империи, чтобы собрать дань для императора Тиберия . Ветры сбивают его с курса на север, в царство Ливии. Там Тир является местным правителем «в царстве Аквитании, в городе Ливии, который называется Бурдигала»; он болен раком носа и искалеченным лицом. Натан рассказывает Тирусу о чудесах Иисуса, суде, казни, спасении человечества от ада и воскресении. Тир тут же принимает христианство. Он клянется, что если бы знал раньше, то отомстил бы за его смерть, убил бы врагов Иисуса и повесил бы их тела на сухом дереве. Эта клятва мести немедленно излечивает рак Тайруса и восстанавливает его лицо.
После крещения Натана Тир меняет свое имя на Тит . Тит посылает за Веспасианом , и они оба покидают Бурдигалу с армией и осаждают Иерусалим в течение семи лет. Во время голода, вызванного длительной осадой, царь Ирод Великий кончает жизнь самоубийством. Многие евреи, следуя примеру Ирода, совершают массовое самоубийство . Евреи согласны с тем, что Святая Земля больше не принадлежит им и что Христос забрал ее у них, чтобы отдать римлянам. После падения города оставшихся евреев постигла кровавая судьба: некоторых разделили на четыре части (как была разделена одежда Иисуса); некоторые пронзены копьями; некоторые побиты камнями; некоторые повешены; а остальные порабощены и проданы по цене 30 евреев за одну серебряную монету, в сравнении с тридцатью серебряными монетами, уплаченными Иуде Искариоту . Каиафу и сына Ирода Архелая забивают камнями, а Понтия Пилата заключают в тюрьму и бросают в железную клетку в Дамаске . [1]
После этого история переходит в пересказ Cura sanitatis Tiberii , произведения VI или VII века. [2] Император Тиберий отправляет своего эмиссара Волосиана (или Велосиана) в Иерусалим для расследования историй об Иисусе. Он допрашивает Иосифа Аримафейского , Никодима , Симеона и Понтия Пилата. Разгневанный тем, что он узнал, Волосиан бросает Пилата в железную клетку (снова) за убийство идеального человека и приказывает наказать его самой отвратительной смертью. Волосиан также находит святую Веронику и забирает у нее портрет Иисуса , чтобы вернуть Тиберию. Вероника настаивает на том, чтобы отправиться с ним на лодке, чтобы не потерять свой образ Иисуса. На суде Волосиан описывает, как были наказаны виновные евреи. Он прямо призывает к тому, чтобы так же, как евреи убили Христа, пусть поступят с ними верующие: евреев следует убить самой гнусной смертью и стереть их имена с лица земли. Затем портрет Вероники исцеляет императора Тиберия от проказы. Тиберий и его семья крещены как христиане. [1] [3]
Фактические вопросы
[ редактировать ]Работа, хотя в то время воспринималась всерьез, ближе к историческому роману и имеет серьезные отличия от истории. Согласно ему, Тир/Тит является правителем «Ливии», слова, которое обычно относится к Ливии, то есть к римской Северной Африке . Однако в работе также утверждается, что «Ливии» находятся к северу от Иудеи, а Африка — к юго-западу от Иудеи. Было высказано предположение, что, возможно, автор использовал уникальное написание Альби на юге Франции вместе с «Ливиями», что также объясняет упоминание Бурдигалы ( Бурдо ) и Аквитании. Предполагается, что эта работа будет написана в Аквитании отчасти потому , что это антиисторическая попытка связать Тита с этим регионом; Возможно, это была попытка включить в историю первоначальную аудиторию автора, сделав Тита галльским правителем.
В произведении Остер назван северным ветром, но это южный ветер. История Волосиана и Вероники не кажется тесно связанной с историей Тита и Веспасиана, предшествующей ей, поскольку, похоже, она не происходит в дымящихся руинах Иерусалима. Волосиан может взять интервью у Пилата в Иерусалиме, несмотря на рассказ о иудейско-римской войне, в результате которой Пилат остался в Дамаске. Работа также сжимает сотни лет истории в одну историю. Ирод Великий , которого здесь еще называют царем Иудеи, умер около 3 или 4 г. до н. э.; Правление Тиберия закончилось в 37 году нашей эры; Веспасиан и Тит вели Первую иудейско-римскую войну с 66 по 73 год нашей эры; и римские императоры не обращались в христианство до времен Константина . [1]
История рукописи
[ редактировать ]Эта история была широко известна в средневековой Западной Европе. Есть англосаксы. [4] и старофранцузские переводы. [5] «Виндикта Сальваторис» была также основным источником для двух религиозных эпосов: «Разрушение Иерусалима» — песни жеста на старофранцузском языке. [6] и «Осада Иерусалима» , аллитерационная поэма на среднеанглийском языке . [7]
Константин фон Тишендорф был одним из первых и наиболее влиятельных составителей древних церковных документов и легенд, находя старые рукописи и кодексы и передавая их в современную печатную форму. Он опубликовал версию Vindicta Salvatoris в своей работе 1853 года (2-е издание в 1876 году) Evangelia apocrypha , сборнике греческих и латинских текстов. [8] Тишендорф опубликовал копию латинских версий XIV и XV веков, хотя он отметил некоторые отклонения от еще более старой англосаксонской ( староанглийской ) рукописи XI века, которая была самой старой из доступных в то время. Тишендорф включил это произведение в Пилата цикл апокрифов ; хотя Пилат не играет главной роли в этой работе, она соответствует другим особенностям литературы Пилата, таким как включение легенды о Веронике и акцент на последствиях казни Иисуса. С 1870-х годов были обнаружены как старые, так и новые копии, в частности, латинский манускрипт Сен-Омера IX века. По оценкам ученых, эта работа могла быть написана в VIII веке, причем версия Сен-Омера была сравнительно ранней ее копией. Из шестидесяти обнаруженных древних рукописей около трети включали в себя произведение, непосредственно содержащее Евангелие от Никодима. [9]
Более длинная версия Vindicta Salvatoris была опубликована в 1996 году на основе более поздних расширенных рукописей. [10] хотя краткое изложение более длинной версии было опубликовано в 1932 году. В этой версии Тит является вице-королем Бордо , а Пилат в конечном итоге заключен в тюрьму во Вьенне (оба города в современной Франции), где его держат в темноте и ему запрещают любую приготовленную пищу. В конце концов он просит яблоко и нож, чтобы его почистить, и кончает жизнь самоубийством, нанеся себе удар ножом. Жителям Вьенны, после нескольких неудачных попыток избавиться от его тела, удается сделать это, сплавив его по Роне в бочке. Он ударяется о скалу, которая раскрывается и поглощает тело Пилата. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Эрман, Барт ; Плеше, Златко (2011). Апокрифические Евангелия: тексты и переводы . Издательство Оксфордского университета. п. 537–555. ISBN 978-0-19-973210-4 .
- ^ Реми Гунель, « Les origines Litéraires de la Légende de Véronique et de la Sainte Face: la Cura sanitatis Tiberius et la Vindicta Saluatoris » в А. Моначи Кастаньо, изд., Sacre improte e oggetti «non fatti da mano d'uomo» nelle Religii (Турин: Edizioni dell'Orso, 2011), стр. 231-251
- ^ Эллиотт, Джеймс Кейт (1993). Апокрифический Новый Завет . Издательство Оксфордского университета. п. 213–215. ISBN 0-19-826182-9 .
- ^ Чарльз Уиклиф Гудвин , изд., Англосаксонские легенды о святом Андрее и святой Веронике (Кембридж: Дейтон, 1851), стр. 26-47 Текст
- ^ А.Э. Форд, изд., La Vengeance de Nostre-Seigneur . 2 тома. Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1984; Тюрнхаут: Брепольс, 1993 г.
- ^ Артуро Граф, Рим в воспоминаниях и воображениях Средневековья . 2 тома. (Турин: Лешер, 1882–1883) об. 1 стр. 429-460
- ^ Э. Кёлбинг, Мейбл Дэй, ред., Осада Иерусалима . Лондон: Общество ранних английских текстов, 1932 г.
- ^ Константин фон Тишендорф , Евангелия апокрифы . 2-е изд. (Лейпциг: Х. Мендельсон, 1876), стр. 470–486.
- ^ Эрман 2011. Эрман цитирует «Месть Спасителя» (Жизель Бессон, Мишель Броссар-Дандре и Збигнев Изидорчик) в Écrits Apocryphes Chrétiens, том 2.
- ^ Дж. Э. Кросс и др., ред., « Два древнеанглийских апокрифа и их рукописный источник». Евангелие от Ниходима и месть за Спасителя (Кембридж, 1996), стр. 248–292.
- ^ Э. Кёлбинг, Мейбл Дэй, ред., Осада Иерусалима (Лондон: Общество ранних английских текстов, 1932), стр. xvi-xvii
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Б. Х. Каупер, Апокрифические Евангелия и другие документы, относящиеся к истории Христа . 5-е изд. (Лондон, 1881 г.), стр. 432–447.
- З. Изидорчик, изд., Средневековое Евангелие от Никодима: тексты, интертексты и контексты в Западной Европе (Торонто, 1997) , с. 60
- А. Уокер, Апокрифические Евангелия, Деяния и Откровения (Эдинбурги, 1870. Доникейская христианская библиотека , 16), стр. 245-255.
- А. Уэсткотт, Евангелие от Никодима и родственные ему документы (Londinii, 1915), стр. 146–159.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Месть Спасителя в НАССКАЛЕ
- Христианские тексты VIII века
- Христианские тексты 9 века
- Апокрифы Нового Завета
- Средневековая латинская литература
- Цикл Пилата
- Христианский антииудаизм в средние века
- Ирод Архелай
- Каиафа
- Культурные изображения Тиберия
- Культурные изображения Тита
- Веспасиан
- Культурные изображения Ирода Великого
- Культурные изображения Понтия Пилата
- Иосиф из Аримафеи
- Никодим
- Романы, основанные на Библии
- Романы, действие которых происходит в Древнем Риме.
- Романы, действие которых происходит в Иерусалиме
- Дамаск в художественной литературе
- Покров Вероники