Чжуан Цзи (поэт)
Чжуан Цзи ( упрощенный китайский : 庄忌 ; традиционный китайский : 莊忌 ; пиньинь : Чжуан Цзи ) имел любезное имя ( цзы ) Фузи (夫子), буквально «Мастер»; и позже его иногда называли Янь Цзи (嚴忌) из-за табу на имя , основанного на личном имени титулованного императора ( Хань Минди (личное имя Лю Чжуан)). Чжуан Цзи процветал во втором веке до нашей эры как ранней династии Хань литературный писатель и придворный служитель. Он известен как один из наиболее публикуемых поэтов за всю историю, поскольку он является автором произведения «Ай ши мин» или « Увы, моя судьба не была брошена », собранного в неоднократно переиздаваемом Чуси сборнике стихов : хотя только Тот факт, что произведения Чжуан Цзи широко публиковались и были включены в популярную раннюю антологию, не обязательно означает, что он отличался своим поэтическим мастерством. Известно, что ни одна из других его работ не сохранилась. Биография Чжуан Цзи также скудна, хотя известно, что он родился в штате У, а затем нашел убежище в штате Лян. И У, и Лян были тогда полунезависимыми государствами, регионами династии Хань, непосредственно контролируемыми их местным правителем, в этих двух случаях членами королевского дома Хань. Чжуан Цзи продолжил литературную карьеру, благодаря которой он приобрел известность, хотя, похоже, поначалу он зарабатывал на жизнь, посещая двор своего местного правителя, хотя в каких именно целях неизвестно. При жизни Чжуан Цзи политические потрясения и социальные потрясения во многом повлияли на его вклад в литературу, действительно, такое положение дел очень очевидно в «Ай Ши Мин». ПОЭТОМУ Чжуан Цзи стремился в конечном итоге присоединиться к центральному императорскому двору Хань, чтобы продолжить свою карьеру или литературные занятия, неизвестно; однако известно, что он нашел покровительство в двух разных региональных государственных судах, в родном У, а затем в Ляне, тогдашнем центре литературной деятельности. Чжуан Цзи пережил бурные и опасные события, случавшиеся в местах его проживания, но все же находил время и силы для литературного призвания.
Биография
[ редактировать ]О жизни Чжуан Цзи мало что известно. [ 1 ] Однако существуют исторические записи того времени, которые указывают на экологическую обстановку того времени. Это было во времена ранней династии Хань , которая была разделена на полуавтономные государства, управляемые принцами семьи Лю, королевскими династами Хань. Двумя главными его покровителями были как князья династического рода Лю, так и правители полуавтономных государств (при номинальной лояльности императору — вассальных государств ранней Хань ); и оба его покровителя оказались на плохой стороне своего родственника, ханьского императора того времени, который укреплял свою имперскую власть. Первым покровителем Чжуан Цзи был Лю Пи , правивший как король/принц У с 216 по 154 год до нашей эры. У (吳) был родным штатом Чжуан Цзи. Чжуан Чжу, сын или племянник Чжуан Цзи, стал придворным императора Хань Уди , первоначально выбранный на основе проверенных заслуг через систему императорских экзаменов , а затем лично назначенный Уди на звание дворцового гранда ( чжун дафу ), Чжуан Чжу стал один из любимых придворных Ву. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Чжуан Цзи был уроженцем У, ныне южного Цзянсу . [ 3 ] родился в Куайджи Коммандери . [ 4 ] У раньше был частью воюющих государств королевства Чу , в честь которого была названа антология поэзии Чуси и во многом вдохновлена ею.
При дворе Лю Пи, принца Ву
[ редактировать ]Чжуан Цзи в конечном итоге служил при дворе Лю Пи, принца У (годы правления 195–154 гг. До н.э.). [ 5 ] Он служил там вместе со своими двумя друзьями Цзоу Яном и Мэй Шэном. [ 6 ] Вероятно, они нашли применение своим литературным способностям или, возможно, служили своего рода советниками; однако покровитель Чжуан Цзи в У, Лю Пи, не проявил в истории большого интереса к литературе и не оставил сохранившихся произведений, в отличие от его второго покровителя в Ляне, при дворе которого царила настоящая литературная сцена. [ 7 ]
Начало неприятностей
[ редактировать ]Император Хань Вэньди был отцом от своей жены Ван Чжи Лю Пи и наследного принца, наследника империи, . По словам Сыма Цяня , сын принца Пи Лю Сянь и его брат, наследный принц Ци, были вовлечены в игру в любо «шахматы», которая закончилась тем, что наследный принц убил своего племянника, сына Лю Пи, с помощью игровой доски (которые часто делались из камня или бронзы). Вэньди умерла в 157 г. до н. э., и Ци стал императором, ныне известным как Хань Цзинди. Из мести и растущего недоверия к своему брату-императору Пи начал наращивать богатство и военную мощь в государстве У. Затем Цзинди попал под влияние своего воинственного, смутного и непоколебимого защитника легистской школы мысли министра Чао Цо . За этим последовала имперская кампания, направленная, по крайней мере, на сокращение численности, если не на уничтожение полунезависимых региональных князей У, Ляна, Чу и т. д., чтобы таким образом консолидировать власть в центральной империи. Почувствовав угрозу и уже склонившись к этому из-за того, что император (как наследный принц) убил своего сына, в 154 г. до н.э. принц Пи убедил шесть других правящих принцев королевской крови восстать против ханьского императора; однако некоторые правители, такие как Лю У из Ляна, оставались верными вассалами Цзинди. Это было началом того, что известно как Восстание семи государств , или Восстание вассалов.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Чжуан Цзи продолжил свою литературную карьеру под покровительством младшего брата ханьского императора, склонного к буквальному мышлению Лю У, правителя Ляна. Таким образом, он избежит катастрофы, которая вскоре постигнет его бывшего покровителя в результате его мятежных действий. Однако опасность затронула и Лян, поскольку он стал объектом нападения Лю Пи и его союзников.
При дворе Лю Ву, принца Ляна.
[ редактировать ]Чжуан, Цзоу и Мэй, похоже, воспользовались возможностью покинуть У в какой-то момент процесса развития проблем, возможно, в 157 году до нашей эры, прежде чем ситуация стала слишком опасной и разразилась настоящая война. [ 8 ] Более того, товарищи Чжуан Цзи Цзоу Ян и Мэй Чэн почтили память Лю Пи, посоветовав ему не восставать против ханьского императора, но совет был отклонен. [ 9 ] Все трое отправились в Лян, где получили покровительство Лю У, принца Ляна , младшего брата ханьского императора. [ 10 ] и великий покровитель литературного искусства.
Восстание принцев
[ редактировать ]
в 154 г. до н.э. под влиянием министра Чао Цо, который придумал для этого множество оправданий и причин, император Цзинди приказал карательно сократить многие государства, включая выделение командорий (районов, находящихся под непосредственным имперским контролем) Хуэйцзи и Ючжан с территории штата Ву, родного штата Чжуан Цзи. Цзинди потерял энтузиазм по поводу своего беспокойного министра Чао Цо после того, как его министр Юань Ань убедил императора, что заявления Чао Цо о нелояльности вассальных принцев преувеличены. Цзин приказал казнить министра Чао Цо. Однако события уже были запущены.
Восстание
[ редактировать ]Затем семь мятежных принцев династии подняли вооруженное восстание при поддержке союзных южных независимых королевств Дунхай (современный Чжэцзян ) и Миньюэ (современная Фуцзянь ), которые послали войска на помощь. Это было известно как Восстание семи государств или Война вассалов. Союзные принцы, включая бывшего покровителя Чжуан Цзи Лю Пи . После некоторого спора между ними относительно правильного образа действий некоторые, в том числе Лю Пи и правитель государства Чу, решили напасть на государство Лян, которым правил вассал императора Цзинди, его младший брат, новый покровитель Чжуан Цзи. Лю Ву, принц Лян (劉武/刘武 из 梁). Повстанческие армии, особенно армии Ву и Чу, осадили столицу Лю Ву Суйян (睢陽). Предположительно, и покровитель, и клиент находились при дворе и страдали от осады.
Ответ
[ редактировать ]Сяовэнь Вдовствующая императрица убеждала своего сына императора послать императорскую армию на помощь Ляну и ее младшему сыну, где предположительно в то время находился Чжуан Цзи при дворе принца вместе со своими двумя друзьями. Император назначил Чжоу Яфу главнокомандующим. Генерал Чжоу был очень дисциплинированным и эффективным генералом. Приняв на себя командование, Чжоу Яфу воспользовался беспорядками среди мятежных принцев, чтобы основать сильный лагерь в Сяи ( 下邑 , современный Даншань в Аньхое ), перекрывая линию снабжения и коммуникаций повстанцев вдоль реки Си , ранее являвшуюся крупным и важный водоток. Игнорируя просьбы Лю У о помощи и императорские приказы продвигаться к городу, генерал Чжоу использовал свое усмотрение в качестве полевого командира, чтобы отказаться от приказов и вместо этого сосредоточить свои ресурсы на своей базе в Сяи, где он занял оборону, одновременно нарушая линии снабжения повстанцев из Чу, отправив маркиза Гунгао Хань Туйдана , сына Хань Синя (韓王), человека, который потратил немало времени на изучение мобильных военных приемов. принадлежащий Хунну . Тем временем повстанцы продолжили безуспешное нападение на новый дом Чжуан Цзи в столице Лян Суйян . Поскольку их линии снабжения были перерезаны эффективной кавалерией Хань Туйдана, подчиненного генерала Чжоу, повстанцы отступили от атаки на Лян, решив атаковать генерала Чжоу на его к тому времени хорошо укрепленной оборонительной базе в Сяи. В конечном итоге вассальные принцы были легко побеждены благодаря дисциплинированной и эффективной подготовке генерала Чжоу; действительно, во время нападения Чжоу сначала отказался даже будить его из постели. Восстание вскоре закончилось, после трех месяцев ожесточенных боев, с поражением повстанцев.
Последствия
[ редактировать ]Мятежные принцы обычно заканчивали плохо: бывший покровитель Чжуан Цзи Лю Пи, правитель У, бежал и был убит в бегстве коренным народом Юэ (термин, используемый для обозначения различных неханьских китайских народов), народ которого его обязанностью было подавлять. , и его территория Ву была разделена между сыновьями Лю Ву. Напротив, покровитель Чжуан Цзи Лю У был вознагражден за его верную поддержку во время восстания, а его брат- император Цзинди оказал ему почести и привилегии. Частные сады Лю Ву соперничали с садами императора, и он увеличил численность своей свиты, привлекая людей, чьи действия в конечном итоге лишили бы его благосклонности, полученной им у императора, и привели бы к его возможному падению в немилость. Когда , Цзиньди понизил титул наследного принца ( тайцзы в 150 г. до н.э. Лю Ву и общая мать Цзинди, вдовствующая императрица Доу , наследника) своего сына Цзинди, воспользовавшись этой возможностью, чтобы лоббировать своего сына Цзинди, чтобы тот назвал ее другого сына, Лю Ву, наследный принц и преемник, а не Цзинди, продвигающий на эту должность одного из своих сыновей. Сначала Цзинди согласился, но затем советники отговорили его. Например, министр Юань Ань решительно предостерег от нарушения законов о наследовании как от дестабилизирующего прецедента, назначая брата вместо обычной практики выбора сына. Выступая в поддержку своего покровителя, некоторые из новых вассалов Лю Ву затем вышли и убили этого министра Юань Анга, совершив серию убийств, пытаясь вернуть своему покровителю Лю Ву положение наследного принца и возможность стать императором, если Цзинди внезапно умрет. Когда Цзинди узнал об этой интриге, Лю Ву приказал двум своим вассалам покончить жизнь самоубийством, умиротворив их и преподнеся свои тела императору. Тем не менее, Лю У не удалось после этого вернуть себе благосклонность, его редко принимали при дворе, а его сводный племянник (будущий император Хань Уди) заменил его на посту наследного принца. В другом и связанном с этим опасном повороте событий для Лю Ву мать нового наследного принца Ван Чжи была повышена до первой леди, консолидировав власть против него при дворе. Однако Лю Ву не потерял поддержку всех влиятельных придворных женщин. Его мать, вдовствующая императрица Доу, все еще поддерживала его, отказываясь есть, пока с него не были сняты обвинения. После официального расследования императору Цзинди было доложено, что Лю Ву был признан причастным к этому, что «щадение принца Ляна нарушит закон Хань», однако «его убийство глубоко огорчило бы вдовствующую императрицу и еще больше расстроило императора», посоветовав Цзинди отказаться от этого вопроса. В беседе с женщинами он обвинил в убийствах исключительно двух придворных Лю Ву, которые теперь мертвы и уже наказаны по закону. Вернувшись из неудачной поездки в Чанъань , Лю Ву умер дома в Ляне в 144 г. до н.э.
Литературный меценат
[ редактировать ]Лю У, принц Лян, стал известным покровителем, особенно автора Сыма фу Сянжу . В более общем смысле, его двор был центром развития стиля поэзии и прозы фу , конкурируя со двором его брата Цзинди в Чанъане. Чжуан Цзи смог продолжить свою литературную деятельность. У его компаньона Цзоу Яна было одно особенно влиятельное произведение - «Мемориал принцу Ляна из тюрьмы», в котором Цзоу Ян успешно выступил в защиту клеветы других придворных и освободился от смертного приговора, не обратившись к выдвинутым против него обвинениям, а умножая исторические примеры катастрофы сплетен и клеветы. Сообщается, что Чжуан Цзи и Мэй Шэн были слишком напуганы, чтобы протестовать против ареста Цзоу и последующего смертного приговора, которого ему едва удалось избежать. [ 11 ] Лю Ву умер примерно в сорок лет, и в это время он все еще сохранял свой двор в Ляне и его феодальные владения, несмотря на то, что находился в немилости у императора. Принц Лю У из Ляна оставил после себя поместье, насчитывающее, по оценкам, 400 000 котов золота и эквивалентное количество земли. Неизвестно, пережил ли Чжуан Цзи своего покровителя. [ 12 ]
Работает
[ редактировать ]
Чжуан Цзи известен как автор произведения из антологии Чуси «Ай ши мин» или « Увы, что мой жребий не был брошен ». [ 13 ] «Увы, жребий мой не был брошен» — одно из стихотворений, включенных в антологию древнекитайского поэтического сборника « Чу ци» ; которые вместе с « Шицзин» составляют два основных текстовых источника древнекитайской поэзии . «Увы, что жребий мой не был брошен» — это пример Сао типа поэзии Чу ци в духе « O tempora o mores! ». «Ай ши мин» написан в стиле сао , начатом Цюй Юанем в его « Ли сао », Чжуан Цзи также приписывают написание 24 произведений в стиле фу по « Книге Хань» . [ 14 ] Несмотря на упоминание о 24 фу в Ханьшу , единственной известной сохранившейся частью Чжуан Цзи является «Ай ши мин». [ 15 ] Критики восприняли «Ай Ши Мин» Чжуан Цзи часто без энтузиазма, несмотря на то, что современники прозвали его «Мастером» и даже зашли так далеко, что активно переработали некоторые его части как свою собственную работу. Дэвид Хоукс говорит, что стихотворение включает в себя все элементы стиля сан : интроспективную печаль, символическую структуру, параллелизм как поэтический прием и даже очень краткое путешествие духа в шаманском стиле. Однако Хоукс считает, что «вдохновение мертво», а эффект «монотонный и гнетущий». Еще один момент, который он отмечает, - это противопоставить современный взгляд на стихотворение взгляду современников Чжуан Цзи, чей вкус к стихотворению был усилен их способностью конкретно идентифицировать «объекты его презрения и ненависти», что уже невозможно из-за к отсутствию подробной информации, сохранившейся до наших дней. [ 16 ] Давид Кнехтес и Тайпин Чань обнаруживают, что для того времени, когда он был написан, «Ай ши мин» обладал «отшельническими чувствами», которые были «редки в ранней Хань», и которые, кажется, почти с нетерпением ждут поэзии Шести династий . [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Увы, мой жребий не был брошен
- Чучи
- Императрица Ван Чжи
- Императрица Доу (Вэнь)
- Он династия
- Лю Пэнгли
- Сима Сянгру
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хоукс 1985, 262.
- ^ Чан и Ло, 48-49.
- ^ Хоукс 1985, 262.
- ^ Кнехтес и Чан 2014, 2311
- ^ Хоукс 1985, 262.
- ^ Хоукс 1985, 262.
- ↑ Чан и Ло, 43 года.
- ^ Хоукс 1985, 262.
- ↑ Чан и Ло, 42 года.
- ^ Хоукс 1985, 262.
- ^ Хоукс 1985, 262.
- ^ Хоукс 1985, 263.
- ^ Хоукс 1985, 262.
- ↑ Чан и Ло, данные получены 14 октября 2018 г., стр. 43.
- ^ Кнехтес и Чан 2014, 2310.
- ^ Хоукс 1985, 263.
- ^ Кнехтес и Чан 2014, 2311
Ссылки
[ редактировать ]- Хоукс, Дэвид , перевод, введение и примечания (2011 [1985]). Цюй Юань и др. , Песни Юга: Древнекитайская антология стихов Цюй Юаня и других поэтов . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-044375-2
- Чан, Алан К.Л., Юет-Кеунг Ло, редакторы, книга «Интерпретация и литература в раннем средневековом Китае», получено из Google Книги 14 октября 2018 г. [1]
- Кнехтес, Давид и Тайпин Чан, Древняя и раннесредневековая китайская литература (том 3 и 4), 2014 (Брилл: Лейден), доступ: Справочное руководство, часть третья и четвертая , ISBN 9789004271852 , по состоянию на 14 октября 2018 г. [2]
- Палудан, Энн (1998). Хроника китайских императоров: история правления правителей императорского Китая . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05090-2