слабость
Аль-Кахина | |
---|---|
Королева Ауреса | |
Королева Ауреса | |
Царствование | в. 668 - 703? |
Предшественник | Яудас |
Лидер берберов | |
В офисе | в. 680-е – 703? |
Предшественник | Есть |
Рожденный | Начало седьмого века |
Умер | 703? (в бою) Бир-эль-Кахина, Орес [ 1 ] |
Отец | Он был [ 2 ] |
Аль-Кахина ( араб . الكاهنة , букв. «Прорицательница»), также известная как Дихья , была берберской королевой-воином племени Орес. [ 1 ] и религиозный и военный лидер, живший в седьмом веке нашей эры.
Ее наследие пересказывалось в устной традиции с момента ее жизни. Существуют различные письменные отчеты о ней с доколониальной и постколониальной точек зрения. Вообще известно, что она объединила под своим руководством различные берберские племена для борьбы с продолжающимся мусульманским завоеванием Магриба , возглавив коренную североафриканскую оборону региона, известного тогда как Нумидия . Она участвовала во многих сражениях, в частности, разгромив силы Омейядов в битве при Мескиане . Впоследствии она стала неоспоримой правительницей всего региона Магриба . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] и оставался таковым до тех пор, пока не потерпел решительное поражение в битве при Табарке .
Антрополог Абдельмаджид Ханнум писал: «Хотя история Кахины может варьироваться от одного информатора к другому, картина одна и та же: Кахина - это берберская героиня, которая боролась с арабами за независимость». [ 7 ] В наше время Кахина зарекомендовала себя как популярная североафриканская народная героиня и образец для подражания для североафриканских женщин. Ученый-феминистка Фатима Садики заявила, что «женское руководство Кахины опиралось не на институционализированную власть, а на признанную личную харизматическую силу». [ 8 ]
Существуют различные версии обстоятельств ее смерти, но считается, что она умерла в современном Алжире в конце седьмого века. Она считается одной из самых известных фигур своей эпохи в истории берберского сопротивления арабскому завоеванию. [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Ее личное имя — одна из этих вариаций: Дайя, Дехия, Дихья, Дахья или Дамья. [ 9 ] В арабоязычных источниках ее титул упоминался как аль-Кахина ( жрица- прорицательница ) ( араб . الكاهنة ). Это прозвище дали ей ее оппоненты -мусульмане из-за ее предполагаемой способности предвидеть будущее. [ 1 ]
Происхождение и религия
[ редактировать ]Аль-Кахина возглавлял племя Джарава Зената . Возможно, она была еврейкой . [ 10 ] В течение пяти лет она управляла свободным берберским государством от гор Орес до оазиса Гадамес (695–700 гг. н.э.). Но арабы под командованием Мусы бин Нусайра вернулись с сильной армией и разбили ее. Она сражалась в римском амфитеатре Эль-Джем , но в конце концов была убита в бою возле колодца Бир аль-Кахина в Ауресе , который до сих пор носит ее имя . [ 11 ]
Различные источники предполагают, что она исповедовала еврейскую религию или что ее племя состояло из иудаизированных берберов . [ 12 ] По словам аль-Малики , в ее путешествиях ее сопровождал «идол». И Мохамед Талби , и Габриэль Кэмпс интерпретировали этого идола как христианскую икону либо Христа, либо Богородицы, либо святого, защищающего королеву. Мхамед Хассин Фантар считал, что эта икона представляет собой отдельное берберское божество, предполагая, что она следовала традиционной берберской религии . Однако наиболее вероятной гипотезой остается то, что Аль-Кахина был христианином. [ 1 ]
Идея о том, что джарава были иудаизированы, исходит от средневекового историка Ибн Халдуна , который назвал их одним из семи берберских племен. Хиршберг и Тальби отмечают, что Ибн Халдун, по-видимому, имел в виду время, предшествовавшее возникновению поздней Римской и Византийской империй, и чуть позже в том же абзаце, кажется, говорится, что ко времени Римской империи «племена» стали христианизированными . Еще в 1963 году израильский историк Х. З. Хиршберг, переведя текст Ибн Халдуна и строго повторив весь документ, поставил под сомнение эту интерпретацию и вообще существование крупных еврейских берберских племен в конце Античности. [ 1 ] По словам Х. З. Хиршберга , «из всех известных движений обращения в иудаизм и случаев иудаизации те, что связаны с берберами и суданцами в Африке, наименее достоверны. Что бы о них ни писали, это крайне сомнительно». [ 13 ]
Спустя четыре столетия после ее смерти тунисский агиограф аль-Малики, похоже, был одним из первых, кто заявил, что она проживала в горах Орес . Через семь столетий после ее смерти паломнику ат-Тиджани сказали, что она принадлежит к племени Лувата . [ 14 ] Когда более поздний историк Ибн Халдун пришел написать свой отчет, он отнес ее к племени Джарава .
Согласно различным мусульманским источникам, аль-Кахина была дочерью Табата , или, как некоторые говорят, Матии . [ 2 ] Эти источники зависят от племенных генеалогий , которые обычно были придуманы по политическим причинам в 9 веке. [ 15 ]
Ибн Халдун записывает множество легенд об Аль-Кахине. Некоторые из них относятся к ее длинным волосам или большому размеру — легендарным характеристикам колдунов . Предполагается также, что она обладала даром пророчества и имела трех сыновей, что характерно для ведьм в легендах. Даже тот факт, что двое были ее собственными, а один усыновленный ( арабский офицер, которого она взяла в плен), был предполагаемой чертой колдунов в сказках. Другая легенда утверждает, что в юности она якобы освободила свой народ от тирана , согласившись выйти за него замуж, а затем убив его в брачную ночь. О ее личной жизни практически ничего не известно. [ по мнению кого? ]
Конфликты и легенды
[ редактировать ]Аль-Кахина сменил Кусейлу на посту военного лидера берберских племен в 680-х годах и выступил против вторжения арабских исламских армий династии Омейядов . Хасан ибн ан-Нуман выступил из Египта и захватил главный византийский город Карфаген и другие города (см. Мусульманское завоевание Северной Африки ). В поисках еще одного врага, которого нужно победить, ему сказали, что самым могущественным монархом в Северной Африке была «Королева берберов» (араб. Маликат аль-Барбар ) Аль-Кахина, и, соответственно, он двинулся в Нумидию . В 698 году армии встретились возле Мескианы. [ 16 ] в современной провинции Ум-эль-Буаги в битве при Мескиане (или «битве верблюдов») в Алжире . [ 17 ]
Аль-Кахина настолько разгромил Хасана, что тот бежал из Ифрикии скрывался в Киренаике и на четыре или пять лет (Ливия). Понимая, что враг слишком силен и должен вернуться, она, как говорят, предприняла кампанию на выжженной земле , которая мало повлияла на горные и пустынные племена, но лишила ее решающей поддержки со стороны оседлых жителей оазиса. Вместо того, чтобы обескуражить арабские армии, ее отчаянное решение ускорило поражение. [ 18 ]
Историю Кахины рассказывают представители разных культур, и каждая история часто предлагает свою или даже противоречивую точку зрения. Например, эта история используется для пропаганды феминистских убеждений. [ нужна ссылка ] Более того, об этом говорят даже арабы. [ который? ] пропагандировать собственный национализм. Для арабов, [ ВОЗ? ] они рассказали историю с точки зрения, в которой Кахина выглядела волшебницей, и все это в попытке дискредитировать ее. [ нужна ссылка ] История Кахины была рассказана для того, чтобы представить колониализм в положительном свете. [ нужна ссылка ] Эта история была рассказана с сообщением, что она представляет собой освобождение берберов от арабов. [ 19 ]
Еще один, менее известный аккаунт [ который? ] из Аль-Кахины утверждала, что она интересовалась ранними исследованиями пустынных птиц. Хотя эта точка зрения может быть правдоподобной, а может и нет, некоторые свидетельства [ нужны разъяснения ] была обнаружена на месте ее смерти, в современном Алжире. Было найдено несколько фрагментов раннего пергамента с изображением птицы, хотя невозможно сделать вывод, что эти фрагменты принадлежали ей. Однако вполне возможно, что ее интерес начался еще в Ливии, поскольку на картине был изображен ливийский вид птиц. [ по мнению кого? ]
Поражение и смерть
[ редактировать ]В конце концов Хасан вернулся и, благодаря связям с пленным офицером Халидом бин Язидом аль-Кайси, усыновленным Аль-Кахиной, победил ее в битве при Табарке (местность на территории современного Туниса недалеко от границ с Алжиром ). [ 1 ] в отношении которого существует некоторая неопределенность. [ 20 ] По некоторым данным [ который? ] Аль-Кахина погиб, сражаясь с захватчиками, с мечом в руке. Другие аккаунты [ который? ] говорят, что она покончила жизнь самоубийством, проглотив яд, вместо того, чтобы быть схваченной врагом. Этот заключительный акт произошел в 690-х или 700-х годах, причем наиболее вероятным годом считается 703 год нашей эры. [ 1 ] В тот год ей было, по словам Ибн Халдуна , 127 лет. Очевидно, это еще один из многих мифов, окружающих ее. В любом случае она была обезглавлена Омейядов , а ее голова была отправлена обратно халифу в Дамаск в качестве доказательства ее смерти. [ 21 ]
По мнению многих историков [ ВОЗ? ] , Багай и Хенчла обратились, [ 22 ] и повел берберскую армию в Иберию . Однако историк Ибн аль-Асир говорит, что они умерли вместе со своей матерью.
Наследие
[ редактировать ]Аль-Кахина была принята женщинами как символ [ который? ] и использовался как символ против иностранной оккупации, а затем как символ против мужской гегемонии. Ведь уже в период французской колонизации Алжира Кахина была образцом для воинственных женщин, воевавших с французами. Во время кабильского восстания 1851 и 1857 годов такие женщины, как Лалла Фатма Н'Сумер и Лалла Хадиджа Бент Белкасем , известные как главные воины, взяли Кахину за образец. [ 23 ] [ 24 ]
Кроме того, французы в начале 20 века, стремясь французизировать Алжир путем романизации его прошлого, проводили параллели между собой и римлянами. Алжирские националисты , вместо этого стремящиеся привязать Алжир к Востоку, проводят те же параллели, но для них и Рим, и Франция были колониальными державами, ответственными за упадок финикийской цивилизации в прошлом и арабской цивилизации в настоящем. Обе идеологии использовали мифологию Кахины в качестве основополагающего мифа . С одной стороны, она была той, кто боролся с арабами и исламом, чтобы сохранить Алжир христианским, с другой, она была той, кто боролся со всеми захватчиками (византийцами или арабами), чтобы создать независимое государство. [ 24 ]
В наши дни образ Кахины постоянно используется берберскими активистами, чтобы продемонстрировать, что они как народ сильны и не будут завоеваны или унижены другими общинами. Ее лицо часто можно увидеть на граффити и скульптурах по всему Алжиру, чтобы продемонстрировать поддержку прогрессивных идеалов, которые она представляет. Хотя ее истинный облик до сих пор неизвестен, художники изобразили ее с определенными аспектами, которые усиливают прогрессивное движение, которое она, как известно, представляет. Однако не все правительства принимают идеалы, стоящие за Кахиной. Одна статуя Кахины в Багаи была осуждена правительством за богохульство. Президент организации «Защита арабского языка» Осман Саади заявил, что Кахина представляет собой сопротивление исламу и поэтому должна быть осуждена. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Модеран, Ив (2005). «Кахена» . Берберская энциклопедия . Эдисуд. стр. 4102–4111. doi : 10.4000/энциклопедиябербере.1306 .
- ^ Jump up to: а б По мнению некоторых, это имя является арабизированной формой христианского имени Матиас или Матфей. Дополнительную информацию см. в Talbi (1971).
- ^ История антисемитизма, Том 2: От Мухаммеда до марранов Леон Поляков Пресса Пенсильванского университета
- ^ Замечательные еврейские женщины: мятежники, раввины и другие женщины от библейских времен до наших дней. Эмили Тейтц, Сондра Генри Еврейское издательское общество,
- ^ История Северной Африки: Тунис, Алжир, Марокко: от арабского завоевания до 1830 года. Шарль Андре Жюльен Прегер
- ^ Евреи Северной Африки: от Дидоны до Де Голля Сара Тайеб-Карлен Университетское издательство Америки,
- ^ Ханнум, Абдельмаджид (19 сентября 2001 г.). Колониальные истории, постколониальные воспоминания . Портсмут, Нью-Хэмпшир: Гринвуд. п. 140. ИСБН 0-325-00253-3 .
- ^ Садики, Фатима (2014). Марокканские феминистские дискурсы . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, США. стр. 59–61. дои : 10.1057/9781137455093 . ISBN 978-1-349-48341-9 .
- ^ См. обсуждение этих предполагаемых имен Талби (1971).
- ^ Нейлор, Филипп С. (2009). Северная Африка: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 65. ИСБН 978-0-292-77878-8 .
- ^ Шарль Андре Жюльен; Роджер Ле Турно (1970). История Северной Африки . Прегер. п. 13. ISBN 978-0-7100-6614-5 .
- ^ См. Хиршберг (1963) и Талби (1971).
- ^ Хиршберг (1963) с. 339.
- ^ ат-Тиджани, арабский текст, стр. 57: аль-кахинат аль-мааруфат би-кахинат луватат , с. 118 перевода
- ^ Талби (1971) и Модеран (2005) обсуждают различные источники.
- ^ Талби (1971) предполагает, что, исходя из топографии, сообщенной аль-Малики, настоящим полем битвы было Вади Нини.
- ^ Филипп Сенак; Патрис Крессье (2012). Арман Колен (ред.). История средневекового Магриба: 7-11 века (на французском языке). п. 111.
- ^ Однако, даже если арабские отчеты верны, они считаются сильно преувеличенными. См. Талби (1971) и Модеран (2005). Одно можно сказать наверняка: Дихья любил орнитологию.
- ^ Jump up to: а б Беккер, Синтия, «Кахина: женское лицо берберской истории» . Проект Мизан. 26 октября 2015 г. По состоянию на 15 апреля 2018 г.
- ^ Талби (1971) предполагает, что это было между Сетифом и Тобной, но это не точно.
- ^ Гушер, Кэндис (24 января 2022 г.). Женщины, которые изменили мир: их жизнь, проблемы и достижения в истории [4 тома] . ISBN 978-1-4408-6825-2 .
- ^ Описание 100 франков 1940 года, Алжир.
- ^ З.Дауд, Феминизм и политика в Магрибе, (Париж: Maisonneuve and Larose, 1993), стр. 133-34 и с. 357
- ^ Jump up to: а б Ханнум, Абдельмаджид (1997). «Историография, мифология и память в современной Северной Африке: история Кахины». Студия Исламика (85): 85–130. дои : 10.2307/1595873 . JSTOR 1595873 .
Библиография
[ редактировать ]- Ибн Халдун , Китаб аль-Ибар . Обычно цитируется как: Histoire des Berbères et des dynasties musulmanes de l'Afrique septentrionale , французский пер. Уильям МакГаккин де Слейн, Пол Гетнер, Париж, 1978. Этот перевод XIX века теперь следует считать устаревшим. Существует более точный современный французский перевод Абдесселама Чеддади, Peuples et Nations du Monde: extraits des Ibar , Sindbad, Paris, 1986 и 1995. Хиршберг (1963) дает английский перевод раздела, где Ибн Халдун обсуждает предполагаемую иудаизированную Джараву.
- Ханнум, Абдельмаджид. (2001). Постколониальные воспоминания: легенда о Дихье, североафриканской героине ( Исследования африканской литературы ). ISBN 0-325-00253-3 . Это исследование легенды о Дихье XIX века и позже. Первая глава представляет собой подробную критику того, как легенда о Дихье возникла после нескольких преобразований с 9 по 14 век.
- Хиршберг, Х.З. (ноябрь 1963 г.). «Проблема иудаизированных берберов». Журнал африканской истории . 4 (3): 313–339. дои : 10.1017/S0021853700004278 . ISSN 1469-5138 . S2CID 162261998 .
- Хиршберг, Х.З. (1974). История евреев в Северной Африке . Том. 1 От античности до шестнадцатого века (2-е изд., англ. пер. изд.). Брилл. ISBN 978-90-04-03820-2 .
- аль-Малики, Рияд ан-Нуфус . Частичный французский пер. (включая историю Дихьи) Х. Р. Идриса, «Le recit d'al-Mālikī sur la Conquête de l'Ifrīqiya», Revue des Etudeslamiques 37 (1969) 117–149. Точность этого перевода подверглась критике со стороны Талби (1971) и других.
- Модеран, Ив (2005). «Кахена. (Аль-Кахина)» . Кахена . Берберская энциклопедия . Том. 27 | Кайруан – Кифан Бель-Гомари. Экс-ан-Прованс: Эдисуд. стр. 4102–4111. doi : 10.4000/энциклопедиябербере.1306 . ISBN 978-2-7449-0538-4 . Новейшее критическое исследование исторических источников.
- Талби, Мохаммед. (1971). Новый фрагмент истории мусульманского Запада (62–196/682–812 гг.): эпос аль-Кахина. ( Cahiers de Tunisie , том 19, стр. 19–52). Важное историографическое исследование.
- ат-Тиджани, Рихлат . Арабский текст изд. Его Святейшество Абдулваххаб, Университет Иоганна Вольфганга Гете, Франкфурт, 1994. Французский пер. А. Руссо в Journal Asiatique , раздел, содержащий историю Дихья, находится в ns 4, vol. 20 (1852) 57–208.
- Рождения в 7 веке
- 703 смерти
- Берберы VII века
- Монархи VII века в Африке
- Царствующие королевы VII века
- Женщины-воины
- Африканские женщины на войне
- Берберские христиане
- Христианство в Алжире
- Средневековая история Алжира
- Мусульманское завоевание Магриба
- Королевы правят в Африке
- Женщины в средневековой войне
- Зената