Ямаха ДХ7
Ямаха ДХ7 | |
---|---|
Производитель | Ямаха |
Даты | Май 1983–1989 гг. |
Цена | 1995 долларов США 1495 фунтов стерлингов 248 000 иен |
Технические характеристики | |
Полифония | 16-голосный |
Тембральность | монотембральный Двухтембральный ( DX7 II ) |
Осциллятор | 6 цифровых синусоидальных операторов на голос, 32 алгоритма исправлений [ 1 ] |
Тип синтеза | Цифровая линейная частотная модуляция / Аддитивный синтез (алгоритм №32) |
Фильтр | никто |
Аттенюатор | 1 огибающая высоты звука и 6 генераторов амплитуды на голос |
послекасания Выражение | Да (канал) |
Выражение скорости | Да |
для хранения Память | 32 патча в оперативной памяти (резервная батарея); Порт картриджа ПЗУ/ОЗУ на передней панели |
Эффекты | никто |
Аппаратное обеспечение | YM2128 (OPS) Чип оператора YM2129 (EGS) Генератор огибающей |
Ввод/вывод | |
Клавиатура | 61 нота с скоростью и чувствительность послекасания |
Левое управление | колеса изменения высоты тона и модуляции |
Внешний контроль | MIDI- вход/выход/сквозной, вход для ножного контроллера x2, вход для ножного переключателя x2, вход для дополнительного контроллера дыхания |
Yamaha DX7 — синтезатор , производившийся корпорацией Yamaha с 1983 по 1989 год. Это был первый успешный цифровой синтезатор и один из самых продаваемых синтезаторов в истории: было продано более 200 000 единиц.
В начале 1980-х годов на рынке синтезаторов доминировали аналоговые синтезаторы . FM-синтез , средство генерации звуков посредством частотной модуляции , был разработан Джоном Чоунингом в Стэнфордском университете , Калифорния. FM-синтез создавал более яркие, стеклянные звуки и мог лучше имитировать акустические звуки, такие как духовые инструменты и колокольчики. Yamaha лицензировала эту технологию для создания DX7, объединив ее с очень крупными интеграционными микросхемами для снижения производственных затрат.
Из-за сложного меню и отсутствия традиционных элементов управления мало кто научился глубоко программировать DX7. Однако его предустановленные звуки стали основой поп-музыки 1980-х годов ; в 1986 году он использовался в 40% синглов, занявших первое место в чарте Billboard Hot 100 . Особенно широко использовался его звук электрического фортепиано, особенно в пауэр-балладах . Английский продюсер Брайан Ино умел программировать свои собственные звуки, и это сыграло важную роль в его работе над эмбиент-музыкой . DX7 Чипы на базе звукового чипа , такие как YM2612 , использовались в таких технологиях, как игровая консоль Sega Genesis .
На смену DX7 пришли FM-синтезаторы, включая DX1 , DX21 , DX27 и DX100 . В последующие годы звуки DX7 стали считаться устаревшими или клишированными, и их использование сократилось.
Разработка
[ редактировать ]К середине 20-го века частотная модуляция (FM), средство передачи звука, была понята на протяжении десятилетий и широко использовалась для радиовещания . [ 2 ] В 1960-х годах в Стэнфордском университете , Калифорния, Джон Чоунинг разработал FM-синтез — средство использования FM для генерации звуков, отличных от аналогового синтеза . В 1971 году, чтобы продемонстрировать свой коммерческий потенциал, Чоунинг использовал FM для имитации акустических звуков, таких как органы и духовые инструменты. Стэнфорд запатентовал технологию и надеялся получить на нее лицензию, но ему отказали американские компании, включая Hammond и Wurlitzer . [ 3 ] Чоунинг чувствовал, что их инженеры не понимают FM. [ 4 ]
В то время японская компания Yamaha была крупнейшим в мире производителем музыкальных инструментов, но имела небольшую долю рынка в США. [ 4 ] Один из их главных инженеров посетил Стэнфорд, чтобы ознакомиться с технологией. По словам Чоунинга: «Через десять минут он понял… Думаю, Yamaha уже работала в цифровой сфере, поэтому он точно знал, о чем я говорю». [ 4 ] Yamaha лицензировала эту технологию сроком на один год, чтобы определить ее коммерческую жизнеспособность, а в 1973 году ее органное подразделение начало разработку прототипа монофонического FM-синтезатора . В 1975 году Yamaha заключила исключительные права на эту технологию. [ 3 ]
Икутаро Какехаси , основатель японской компании Roland , также заинтересовался, но встретился с Чоунингом через шесть месяцев после того, как Yamaha согласилась на сделку. Позже Какехаси сказал, что Yamaha была естественным партнером в этом предприятии, поскольку у них были ресурсы, чтобы сделать FM-синтез коммерчески жизнеспособным. [ 2 ]
Yamaha создала первую аппаратную реализацию FM-синтеза. [ 4 ] Первым коммерческим FM-синтезатором стал Yamaha GS1, выпущенный в 1980 году. [ 5 ] производство которого было дорогим из-за интегральных микросхем . [ 4 ] В то же время Yamaha разрабатывала средства для производства крупномасштабных интеграционных микросхем. Это позволило DX7 использовать только два чипа по сравнению с 50 в GS1. [ 4 ] Yamaha также изменила реализацию алгоритмов FM в DX7 для повышения эффективности и скорости, обеспечив частоту дискретизации выше, чем у синтезаторов Стэнфорда. Чоунинг почувствовал, что это дает заметный «блестящий» звук. [ 4 ]
В 1982 году компания Yamaha представила прототип DX7 под торговой маркой CSDX, что отсылало к линейке аналоговых синтезаторов Yamaha CS. [ 6 ] В конце 1982 года Дэйв Бристоу и Гэри Лойенбергер, эксперты по Yamaha CS-80 DX7 , прилетели в Японию для разработки голосов . У них было менее четырех дней, чтобы создать 128 пресетных патчей для DX7. [ 7 ]
Функции
[ редактировать ]По сравнению с «теплым» и «нечетким» звуком аналоговых синтезаторов , цифровой DX7 звучит «резко», «стеклянно» и «холодно». [ 8 ] с более богатым и ярким звуком. [ 9 ] Его пресеты представляют собой «ударные» и «щипковые» звуки со сложными переходными процессами . [ 9 ] Его клавиатура охватывает пять октав , [ 7 ] а выражение клавиатуры учитывает чувствительность к скорости нажатия и послекасание. [ 7 ] DX7 имеет 16-нотную полифонию , то есть одновременно могут звучать 16 нот. Он имеет 32 алгоритма генерации звука, [ 1 ] каждый из шести синусоидальных операторов имеет разное расположение. [ 9 ] DX7 был первым синтезатором с жидкокристаллическим дисплеем и первым, позволяющим пользователям давать названия патчам. [ 7 ]
Продажи
[ редактировать ]DX7 был первым коммерчески успешным цифровым синтезатором. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] и остается одним из самых продаваемых синтезаторов в истории. [ 11 ] [ 13 ] По словам Бристоу, Yamaha надеялась продать более 20 000 единиц. За год заказы превысили 150 000 единиц, [ 7 ] а Yamaha за три года продала 200 000 единиц. [ 14 ]
DX7 был первым синтезатором, проданным тиражом более 100 000 единиц. [ 7 ] Yamaha производила агрегаты в масштабах, с которыми американские конкуренты не могли сравниться; для сравнения, Moog продала 12 000 синтезаторов Minimoog за 11 лет и не смогла удовлетворить спрос. [ 14 ] Патент FM в течение многих лет был одним из самых прибыльных в Стэнфорде. [ 15 ] Чоунинг получил гонорары за все FM-синтезаторы Yamaha. [ 3 ]
По словам Дэйва Смита , основателя компании Sequential , производящей синтезаторы , «в конце 70-х рынок синтезаторов был крошечным. Никто не продавал 50 000 таких вещей. синтезаторы». [ 16 ] Смит сказал, что DX7 хорошо продавался, поскольку он был по разумной цене, имел клавиатуру и 16 голосов, а также лучше имитировал акустические звуки, чем конкурирующие продукты. [ 16 ] Чоунинг объяснил успех сочетанием своего патента FM с чиповой технологией Yamaha. [ 4 ]
Влияние
[ редактировать ]На момент выпуска DX7 был первым цифровым синтезатором, который использовало большинство музыкантов. [ 8 ] Он сильно отличался от аналоговых синтезаторов, доминировавших на рынке. [ 17 ] По данным MusicRadar , его «острое» и «кристальное» звучание сделало его «идеальным противоядием десятилетию аналоговых сигналов». [ 17 ] Его хвалили за точность воспроизведения трубчатых колоколов , металлофонов и клавесина , и он завоевал рынок электрических пианино . [ 18 ] [ 19 ]
Из-за сложных подменю, отображаемых на ЖК-дисплее, и отсутствия ручек и ползунков для регулировки звука, многие сочли DX7 трудным для программирования. [ 20 ] MusicRadar описал свой интерфейс как «почти непроницаемый» с «операторами, алгоритмами и необычными оболочками… доступ к которым осуществляется через утомительные меню и миниатюрный дисплей». [ 17 ] Вместо того, чтобы создавать свои собственные звуки, большинство пользователей использовали пресеты. [ 8 ]
Пресеты широко использовались в поп-музыке 1980-х годов. [ 9 ] Пресет «BASS 1» использовался в таких песнях, как « Take On Me » группы A-ha , « Danger Zone » Кенни Логгинса и « Fresh » группы Kool & the Gang . [ 8 ] Особую известность приобрел пресет «E PIANO 1». [ 8 ] [ 21 ] особенно для мощных баллад , [ 22 ] и использовался артистами, включая Уитни Хьюстон , Чикаго , [ 22 ] Фил Коллинз , Лютер Вандросс , Билли Оушен [ 8 ] и Селин Дион . [ 23 ] В 1986 году он использовался в 40% синглов номер один в Billboard Hot 100 США , в 40% синглов номер один в стране и в 60% синглов номер один в RnB. [ 24 ] Пресет имитирует фортепиано Rhodes , что побудило некоторых отказаться от Rhodes в пользу DX7. [ 25 ]
Несколько музыкантов, умеющих программировать DX7, нашли работу, создавая звуки для других исполнителей. [ 26 ] Английский музыкант Брайан Ино научился глубоко программировать DX7 и использовал его для создания эмбиентной музыки в своем альбоме 1983 года Apollo: Atmосферs and Soundtracks . [ 8 ] Он поделился инструкциями по воссозданию своих патчей в выпуске журнала Keyboard за 1987 год . [ 20 ] Ино использовал DX7 на записях, которые он продюсировал U2 и Coldplay . [ 8 ] В последующие годы звуки DX стали восприниматься как устаревшие или клише, а интерес к FM-синтезату снизился: бывшие в употреблении цифровые синтезаторы продавались дешевле, чем аналоговые. [ 8 ] Разработка программных синтезаторов , таких как Native Instruments FM8, привела к возрождению популярности FM-синтеза. [ 27 ]
Преемники
[ редактировать ]По данным Sound on Sound , в середине 1980-х годов «Yamaha наводнила рынок множеством недорогих FM-синтезаторов». [ 6 ] В 1987 году Yamaha выпустила DX7II, который не достиг успеха DX7. [ 7 ] Дальнейшими преемниками были TX81Z , DX1 , DX11 и DX21 . [ 6 ] DX7 Yamaha производила уменьшенные версии звукового чипа , такие как YM2612 , для использования в таких технологиях, как игровая консоль Sega Genesis . [ 28 ] В 2015 году Yamaha выпустила FM-синтезатор меньшего размера — Reface DX. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б
«Глава 2: Генераторы FM-тонов и зарождение домашнего музыкального производства» . История, 40-летие Yamaha Synth . Корпорация Ямаха. 2014. Архивировано из оригинала 23 октября 2014 года.
В то время ряд подразделений Yamaha параллельно разрабатывали различные инструменты... прямым предшественником синтезаторов серии DX была тестовая модель, известная как музыкальный синтезатор с программируемым алгоритмом. ( ПАМС ). DX7 обозначен как синтезатор цифровых программируемых алгоритмов В знак признания этого факта на верхней панели . / Как следует из названия, PAMS создавал звук на основе различных алгоритмов расчета, а именно фазовой модуляции, амплитудной модуляции, аддитивного синтеза и частотной модуляции (ЧМ), и с самого начала прототип поддерживал хранение программ в памяти. Однако такой высокий уровень свободы в звуковом дизайне был достигнут ценой огромного увеличения количества требуемых параметров, а это означало, что PAMS еще не был пригоден для коммерциализации в качестве инструмента, который мог бы программировать средний пользователь. / Чтобы решить эту проблему, разработчики Yamaha решили упростить конструкцию генератора тона синтезатора, за счет использования общих параметров модулятора и генераторов огибающей несущей. Они также сократили количество алгоритмов (или шаблонов комбинаций операторов) до 32.
- ^ Jump up to: а б Рид, Гордон (декабрь 2004 г.). «История Роланда: Часть 2» . Звук на звуке . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Рид, Гордон (сентябрь 2015 г.). «Джон Чоунинг» . Звук на звуке . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дартер, Том. «Джон Чоунинг» (PDF) . Стэнфордский университет .
- ^ Кертис Роудс (1996). Урок компьютерной музыки . МТИ Пресс . п. 226. ИСБН 0-262-68082-3 . Проверено 5 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Рид, Гордон (сентябрь 2001 г.). «Звуки 80-х, часть 2: Yamaha DX1 и его преемники (ретро)» . Звук на звуке . Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вейл, Марк (2014). Синтезатор . Издательство Оксфордского университета . п. 59. ИСБН 978-0195394894 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «14 самых важных синтезаторов в истории электронной музыки – и музыканты, которые их используют» . Журнал ФАКТ: Музыкальные новости, Новая музыка . 15 сентября 2016 г. Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бровиг-Ханссен, Рагнхильд; Дэниэлсен, Энн (19 февраля 2016 г.). Цифровые подписи: влияние оцифровки на звучание популярной музыки . МТИ Пресс. ISBN 9780262034142 .
- ^
Эдмондсон, Жаклин, изд. (2013). Музыка в американской жизни: энциклопедия песен, стилей, звезд и историй, сформировавших нашу культуру [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 398 . ISBN 9780313393488 .
В 1967 году Джон Чоунинг из Стэнфордского университета случайно обнаружил синтез частотной модуляции (FM), экспериментируя с экстремальными эффектами вибрато в MUSIC-V. ... К 1971 году он смог использовать FM-синтез для синтезирования звуков музыкальных инструментов, и этот метод позже был использован для создания синтезатора Yamaha DX, первого коммерчески успешного цифрового синтезатора, в начале 1980-х годов.
- ^ Jump up to: а б
Шепард, Брайан К. (2013). Улучшение звука: Практическое руководство по синтезу и синтезаторам . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199376681 .
Yamaha DX7, первый цифровой синтезатор, попавший в студии, стал одним из самых коммерчески успешных синтезаторов всех времен.
- ^
Пинч, Ти Джей; Бийстервельд, Карин (июль 2003 г.). « Следует ли аплодировать?» Нарушения и границы в восприятии новых технологий в музыке» . Технологии и культура . 44 (3): 536–559. дои : 10.1353/tech.2003.0126 . S2CID 132403480 .
К тому времени, когда в 1983 году появился первый коммерчески успешный цифровой инструмент, Yamaha DX7 (с продажами в двести тысяч штук)…
(Примечание: приведенные выше цифры продаж касаются всей серии DX) - ^ Холмс, Том (2008). «Ранняя компьютерная музыка» . Электронная и экспериментальная музыка: технологии, музыка и культура (3-е изд.). Тейлор и Фрэнсис . п. 257. ИСБН 978-0415957816 . Проверено 4 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Вайнер, Софи (20 октября 2017 г.). «Minimoog: первый по-настоящему портативный синтезатор» . Ежедневник музыкальной академии Red Bull . Архивировано из оригинала 19 октября 2023 года . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Пинч, Тревор; Трокко, Фрэнк (2002). Analog Days: изобретение и влияние синтезатора Moog . Издательство Гарвардского университета . п. 6. ISBN 0674008898 .
- ^ Jump up to: а б «Дэйв Смит» . КлавиатураМаг . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «10 лучших классических синтезаторных пресетов (и где их можно услышать)» . Музыкальный Радар . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Расс, Мартин (2012). Звуковой синтез и сэмплирование . ЦРК Пресс. п. 356. ИСБН 9781136115103 .
- ^ Биедный, Давид (февраль 2007 г.). «Native Instruments FM8 — включите синтезатор» . МакЛайф . п. 84 . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Звучит как Брайан Ино с его синтезаторными патчами Yamaha DX7 1987 года» . Журнал ФАКТ: Музыкальные новости, Новая музыка . 12 мая 2017 г. Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ «10 лучших классических синтезаторных пресетов (и где их можно услышать)» . Музыкальный Радар . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Симпсон, Дэйв (14 августа 2018 г.). «Больше синтетического бамбука! Лучшие пресеты в поп-музыке» . Хранитель . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Сакселби, Рут. «Рождённые в 90-е [ч.1]» . ДМИ . Архивировано из оригинала 28 января 2023 года . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ «Синтезатор Yamaha DX7 изменил современную музыку» . Экономист . 31 декабря 2020 г.
- ^ Вердероса, Тони (2002). Техно-букварь: основной справочник по музыкальным стилям, основанным на лупах . Корпорация Хэла Леонарда. п. 120. ИСБН 978-0-634-01788-9 .
- ^ Роджер Т. Дин, изд. (16 сентября 2009 г.). Оксфордский справочник по компьютерной музыке . Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН 9780199887132 .
- ^ Стивенс, Блейк (16 августа 2021 г.). Преподавание электронной музыки: культурные, творческие и аналитические перспективы . Рутледж. ISBN 978-1-000-41727-2 .
- ^ Стюарт, Кейт (13 февраля 2020 г.). «Супер Соник: создаем новое звучание хита-ежа от Sega» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Голдман, Дэн «JD73» (13 октября 2015 г.). «Обзор Yamaha Reface DX» . Музыкальный Радар . Проверено 2 февраля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Синтезаторы Yamaha DX7IID/FD». Музыкальные технологии . Март 1987 г. с. 30. ISSN 0957-6606 . OCLC 24835173 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Цифровой синтезатор с программируемым алгоритмом Yamaha DX7» . Черные ящики Yamaha .
- Лавенгуд, Меган Л. (2021). «Yamaha DX7 в истории синтезаторов» .
- Лавенгуд, Меган Л. (2019). « Что заставляет его звучать 80-е?»: Звук электрического пианино Yamaha DX7» (PDF) . Журнал исследований популярной музыки . 31 (3): 73–94. дои : 10.1525/jpms.2019.313009 . S2CID 203055819 .
- Ширрифф, Кен (ноябрь 2021 г.). «Реверс-инжиниринг звукового чипа синтезатора Yamaha DX7 по фотографиям кристалла» .
- - (ноябрь 2021 г.). «Умная экспоненциальная схема синтезатора Yamaha DX7, реконструированная» .
- - (декабрь 2021 г.). «Часть III: Внутри логсинусоидального ПЗУ» .
- - (декабрь 2021 г.). «Часть IV: как реализуются алгоритмы» .
- - (февраль 2022 г.). «Часть V: Выходная схема» .
- - (февраль 2022 г.). «Часть VI: регистры управления» .
- США, срок действия истек 4554857A , Тецуо Нисимото, «Электронный музыкальный инструмент, способный изменять алгоритм работы синтеза тона», выпущен 26 ноября 1985 г., передан Yamaha.