Ямаха GX-1
Ямаха GX-1 | |
---|---|
Производитель | Ямаха |
Даты | 1973/1975 [1] - 1977 |
Цена | $60,000 |
Технические характеристики | |
Полифония | Всего 18 голосов:
|
Тембральность | 4 |
Осциллятор |
|
ЛФО | 3 |
Тип синтеза | Аналоговый субтрактивный |
Фильтр |
|
Аттенюатор | 2 генератора огибающих |
Эффекты | 2 пружинных ревербератора |
Ввод/вывод | |
Клавиатура |
|
Внешний контроль | Никто |
Yamaha GX-1 , впервые выпущенная как Electone GX-707 , [а] [3] аналоговый полифонический синтезаторный орган, разработанный Yamaha в качестве испытательного стенда для более поздних потребительских синтезаторов и органов серии Electone для сценического и домашнего использования. GX-1 имеет четыре «ранга» синтезатора или три руководства , называемые Solo, Upper и Lower, плюс педаль и аналоговую ритм-машину . [2] GX-707 впервые появился в 1973 году как «театральная модель» для использования на концертных площадках, прежде чем GX-1 был публично выпущен в 1975 году. [1]
Обзор
[ редактировать ]Ранг Solo имеет 3- октавную клавиатуру с 37 клавишами. [2] которые имеют полную ширину, но короче стандартных. Прямо над клавиатурой Solo расположена клавиатура Portamento. [2] - ленточный контроллер , который можно использовать для воспроизведения плавно изменяемой высоты звука, примерно соответствующей ноте соло на клавиатуре, приведенной ниже. Клавиатура портаменто имеет приоритет перед соло-клавиатурой, если она используется одновременно. В ранге Solo имеется только один осциллятор. [2] но имеет специальный низкочастотный генератор (LFO), генератор огибающей основного тона и кольцевой модулятор .
Верхний и нижний ранги имеют полноразмерную 5-октавную клавиатуру с 61 нотой. Оба они 8-голосные полифонические , с двумя генераторами на голос. [2] Каждый полиранг имеет выделенный LFO, а также общий генератор «случайной» модуляции. Верхний ранг также имеет горизонтальное послекасание, которое можно назначить высоте, громкости или фильтру, а также функцию полифонического скольжения.
Ранг Pedal имеет педалборд на 25 нот . Он однотонный, [2] с тремя генераторами [ нужна ссылка ] но нет ЛФО. Элементы управления производительностью включают в себя «набухшую» педаль с ножным переключателем и подпружиненный коленный контроллер.
Все четыре ранга используют общую конструкцию голосовой карты (на языке Yamaha называемой генератором тона ) для воспроизведения звуков. Каждая голосовая карта оснащена управляемым напряжением генератором с несколькими формами сигналов, 2-полюсными фильтрами верхних и нижних частот, управляемыми напряжением , а также двумя генераторами огибающей для модуляции фильтра и управления VCA . также имеется переменная с полосовой фильтрацией пилообразная волна и верхних частот с фильтрацией прямоугольная волна На каждой карте . Всего в GX-1 имеется 36 голосовых карт, содержащих 36 генераторов, 72 генератора огибающих и 144 фильтра. Из-за широкого использования субмодулей, залитых эпоксидной смолой, полный набор голосовых карт GX-1 весит больше, чем Polymoog .
Предустановленные звуки хранятся в «тоновых модулях» — небольших картриджах, каждый из которых содержит 26 резисторов-делителей фиксированного значения. Они создают напряжение, которое приводит в действие голосовые карты, причем каждый резистор управляет одним параметром звука. Тембровые модули установлены в отсеках на верхней панели синтезатора. Вместо тонового модуля можно установить дополнительный программатор «тональной платы», предоставляющий полный набор ручек, переключателей и ползунков для ручного управления параметрами тембра. Тоны, созданные таким образом, затем можно было «запрограммировать» в модуль изменяемого тона с помощью поля настройки модуля тона. Ранги «Верхний», «Нижний» и «Педаль» имеют двухголосную структуру, где каждой из двух голосовых карт назначается разный тон для каждой ноты. Набор скрытых элементов управления «волновым движением» позволяет расстраивать вторые тона Верхнего и Нижнего ранга. В ранге «Педаль» второй тон удваивается на двух голосовых картах, каждая из которых имеет отдельный элемент управления расстройкой.
Консоль GX-1 весит 300 кг. [2] Педалборд и подставка прибавляют 87 кг, [2] и каждый из его ламповых [ нужна ссылка ] динамики , четыре из которых можно подключить к GX-1, весят 141 кг. [4] (Что вместе составляет 951 кг или 2096 фунтов).
GX-1 стоил 60 000 долларов (что эквивалентно 412 000 долларов сегодня). [5] Премьера состоялась в США в 1973 году на съезде NAMM . Точное количество произведенных самолетов неизвестно, но предполагается, что их количество составляет менее 100. Известно, что по крайней мере 13 GX-1 существуют за пределами Японии, остальные, предположительно, остались в Японии.
Известные пользователи
[ редактировать ]Ряд артистов широко использовали Yamaha GX-1 в своих записях:
- Кит Эмерсон из Emerson, Lake & Palmer в своих альбомах Works Volume 1 , Works Volume 2 , Love Beach и In Concert , а также в различных проектах саундтреков конца 1970-х и начала 1980-х годов, включая их одноименный альбом Emerson, Lake & Powell , а также в фильме-концерте их оркестрового тура Works 1977 года и в музыкальных клипах на "Fanfare for the Simple Man", снятых зимой на Олимпийском стадионе Монреаля, "Touch and Go" и "Black Moon". Эмерсон назвал гастроли с GX-1 «кошмаром роуди» из-за его массы в 600 фунтов. Позже Ханс Циммер купил один из старых GX-1 Кейта Эмерсона. [6] [7]
- Джон Пол Джонс из Led Zeppelin использовал GX-1 в своем альбоме 1979 года In Through the Out Door . Джонс также использовал его на концертах Led Zeppelin в Небуорте в 1979 году. Позже он продал свой Кит Эмерсон. [6]
- Говорят, что Стиви Уандер купил две, одна из которых выставлена в Музее мадам Тюссо в Лас-Вегасе . Он называл GX-1 «Машиной мечты» из-за трех клавиатур, которые позволяли ему одновременно накладывать разные звуки и создавать сочные и очень убедительные оркестровые звуки. Уандер использовал GX-1, в частности, в своем альбоме 1976 года Songs in the Key of Life и в своем альбоме саундтреков 1979 года Journey Through "The Secret Life of Plants" . [6] Один из двух сейчас принадлежит [1] Питу Таунсенду из The Who .
- Бенни Андерссон из ABBA использовал Yamaha GX-1 на нескольких треках ABBA, а также во время турне. [б] Он до сих пор хранит его в своей студии Riksmixningsverket в Стокгольме вместе со многими другими старыми синтезаторами и клавишными. [6]
- Ханс-Юрген Фриц из Triumvirat , немецкого прогрессив-рок-трио, находящегося под влиянием Эмерсона, Лейка и Палмера. [8]
- Рик ван дер Линден из Ekseption , чей сольный альбом GX1 был полностью сыгран на нем. [8]
- Ричард Райт из Pink Floyd якобы некоторое время владел им, но он не появлялся ни на каких записях. Его можно увидеть на обложке альбома Is There Anybody Out There? Стена в прямом эфире 1980–81 . [9]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Модель GX-707 Electone» . Электронная зона.
Ходят слухи, что когда Yamaha поняла, что номер модели обозначением совпадает с самолета Boeing 707 , они изменили его на GX-1. [ нужна ссылка ] Обратите внимание, что базовая конструкция GX-1 повторяет дизайн Electone EX-42, выпущенного в 1970 году. - ^ Известные примеры использования - это вступление на синтезаторном басе к "Does Your Mother Know" и струнные части многих песен из альбомов "Super Trouper" и "The Visitors", например, вступление "Lay All Your Love On Me".
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «[Глава 1] Истоки синтезатора Yamaha» . История, 40-летие Yamaha Synth . Корпорация Ямаха . 2014. Архивировано из оригинала 11 июля 2015 г.
... Представленный в 1975 году GX-1 был... », « Почему цифровая технология в аналоговом синтезаторе?» ... Таким образом, стало ясно, что для более эффективного использования ограниченного числа цепей потребуются новые технологии управления. ... Этот тип устройства был известен как устройство назначения ключей, и его по праву можно назвать предшественником современной технологии динамического распределения голоса (DVA). Еще в начале семидесятых, когда тон-генераторы все еще полагались на аналоговую технологию, в этих клавишных устройствах уже использовались цифровые схемы. «,» В 1973 году компания Yamaha завершила разработку прототипа под кодовым названием GX-707. По принципу управления напряжением кластера этот прибор можно считать предшественником Electone GX-1. ... Однако, будучи флагманской моделью в линейке Electone, этот прототип был задуман как театральная модель для использования на концертной сцене. С консолью весом более 300 кг и отдельной платой, необходимой для редактирования тонов, он не очень подходил для продажи широкой публике и по сей день считается нишевым инструментом.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Руководство пользователя Yamaha GX-1 1974 г. , стр. 24 , Технические характеристики
- ^ «Ямаха Электоне GX-1» . www.imoose.nl . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Руководство пользователя Yamaha GX-1, 1974 г. , стр. 3. Высококачественная акустическая система GX-1 — модель TX-II.
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ланди, Зет (2007). «III. Опыт». Песни Стиви Уандера в ключе к жизни . Издательство Блумсбери. п. 3-iii . ISBN 978-1-4411-7012-5 .
Этот запутанный период перехода также совпал с привилегированным переходом Уандера к передовым технологиям синтезаторов. Он был одним из немногих счастливчиков (наряду с Китом Эмерсоном из ELP, Джоном Полом Джонсом из Led Zeppelin и Бенни Андерссоном из ABBA, среди прочих), получившими Yamaha GX1, тестовую модель синтезатора, которая недавно была выпущена крайне ограниченным тиражом.
- ^ Дженкинс 2009 , с. 136 : В это время Циммер комбинировал аналоговые синтезаторы... с цифровыми модулями, такими как..., хотя его... модульная система оставалась особенностью его студии в течение многих лет, наконец, у него появилась тройная клавиатура Yamaha GX1, на которой играли. Кейт Эмерсон позировал перед ним.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс 2009 , с. 148 : Ханс-Юрген Фриц с Triumvirat очень многому научился в псевдоклассическом стиле Кита Эмерсона и после уверенного начала работы над такими альбомами, как « Mediterranean Tales» в 1972 году, произвел несколько отличных выступлений, в том числе на Yamaha GX1, на котором также играл Рик Ван Дер Линден из голландской классической рок-группы Ekseption.
- ^ Дженкинс 2019 , с. 135 : « ... поэтому было неожиданностью, когда в 1975 году компания выпустила массивный GX1. Он возглавил серию органов Electone, но на самом деле представлял собой огромный полифонический синтезатор... несмотря на стартовую цену примерно в 60 000 долларов США». , быстро продавались ведущим артистам, таким как Стиви Уандер, Abba, Джон Пол Джонс с Led Zeppelin, Ричард Райт с Pink Floyd, а также менее известным фигурам, таким как Юрген Фриц с Triumvirat и покойный Рик Ван дер Линден с Ekseption » .
Библиография
[ редактировать ]- Руководство по вашему Yamaha Electone GX-1 (PDF) . Хамамацу, Япония: Nippon Gakki Co. Ltd. [Yamaha Corporation, 1974].
Руководство пользователя Yamaha GX-1. - Дженкинс, Марк (2009). Аналоговые синтезаторы: понимание, исполнение, покупка — от наследия Moog к программному синтезу . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-12278-1 .
- Дженкинс, Марк (2019). «3. Рождение аналога, производители и художники / Yamaha». Аналоговые синтезаторы: понимание, исполнение, покупка — от наследия Moog к программному синтезу . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-429-84437-9 .
- Рид, Гордон (февраль 2000 г.). «Синтезатор Yamaha GX1, часть 1» . Звук на звуке . Архивировано из оригинала 8 июня 2015 года.
Статья Гордона Рида о работе GX-1. - Рид, Гордон (март 2000 г.). «Синтезатор Yamaha GX1, часть 2» . Звук на звуке . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года.
История Гордона Рида о том, как он встретил свой собственный GX-1.