Монопод (существо)
Моноподы (также называемые сциаподами, скиаподами, скиаподами ) были мифологическими существами, похожими на карликов, с единственной большой ступней, отходящей от ноги, расположенной посередине их тела. Названия монопод и скиапод (σκιάποδες) греческие и означают соответственно «одна нога» и «нога-тень».
Древнегреческая и римская литература
[ редактировать ]Моноподы появляются в Аристофана пьесе « Птицы » , впервые поставленной в 414 году до нашей эры. [1] Они описаны Плинием Старшим в его «Естественной истории» , где он сообщает истории путешественников о встречах или наблюдениях моноподов в Индии. Плиний отмечает, что они впервые упоминаются Ктесием в его книге «Индика» (Индия), записи взглядов персов на Индию, которая сохранилась лишь во фрагментах. Плиний описывает моноподы так:
Он [Ктесий] говорит также о другой расе людей, известных как Моноколи, у которых есть только одна нога, но которые могут прыгать с удивительной ловкостью. Этих же людей называют еще сциаподами, потому что они имеют обыкновение лежать на спине во время сильной жары и защищаться от солнца тенью своих ног. [2]
Филострат упоминает Скиапода в своем «Жизнеописании Аполлония Тианского» , которое цитировал Евсевий в своем «Трактате против Гиерокла» . Аполлоний Тианский считает, что скиаподы живут в Индии и Эфиопии, и спрашивает индийского мудреца Ярхаса об их существовании.
Св. Августин (354–430) упоминает «Скиоподов» в «Городе Божьем» , книге 16, главе 8, озаглавленной «Происходят ли некоторые чудовищные человеческие расы от потомков Адама или сыновей Ноя». [3] и упоминает, что неизвестно, существуют ли такие существа.
Средневековая литература
[ редактировать ]Ссылки на легенду продолжались и в средние века , например, у Исидора Севильского в его «Этимологии» , где он пишет:
Говорят, что раса сциоподов обитает в Эфиопии; у них только одна нога, и они удивительно быстры. Греки называют их σκιαπόδες («тененогие»), потому что в жару они лежат на спине на земле и находятся в тени из-за огромных размеров ступней. [4]
Херефордская карта мира , нарисованная ок. 1300 г., изображен сциапод на одной стороне света. [5] как и карта мира, нарисованная Беатом Лиебанским (ок. 730 – ок. 800). [6]
Эйнфоетинг Канады
[ редактировать ]Раса «Одноногих», [7] или «Юнипед» ( древнескандинавский : einfœtingr ) [8] [9] предположительно столкнулся с Торфинном Карлсефни и его группой исландских поселенцев в Северной Америке в начале 11 века, согласно Eiríks saga rauða ( «Саге об Эрике Рыжем »). [а] Присутствие « unipedes maritimi » в Гренландии было отмечено на Клавдия Клавуса, датированной 1427 годом. карте [11]
Согласно саге, Карлсефни Торвальд Эйрикссон и другие собрали поисковый отряд для Торхалла и поплыли вокруг Кьяларнеса , а затем на юг. После долгого плавания, когда они стояли на якоре на южном берегу реки, текущей на запад, в них выстрелил одноногий человек ( einfœtingr ), и Торвальд умер от ранения стрелой. [7]
Далее в саге рассказывается, что группа направилась на север и приблизилась к тому, что, как они предполагали, было Эйнфётингаландом («Земля одноногих» или «Страна одноногих»). [7] [9]
Источник
[ редактировать ]По словам Карла А. П. Рака , упомянутое существование моноподов в Индии относится к ведическому Аджа Экапад («Нерожденный одноногий»), эпитету Сомы . Поскольку Сома — ботаническое божество, единственная ступня будет представлять собой стебель энтеогенного растения или гриба. [12]
Иоанн Мариньолли (1338–1353) дает другое объяснение этим существам. Цитата из его путешествия из Индии: [13]
Истина в том, что таких людей как наций не существует, хотя отдельные монстры могут встречаться тут и там. И вообще нет людей, подобных изобретенным, у которых была бы только одна нога, которой они пользовались бы, чтобы прикрываться. Но так как все индейцы обычно ходят обнаженными, они имеют обыкновение носить с собой что-то вроде небольшой палатки на тростниковой ручке, которую они по своему желанию открывают для защиты от солнца или дождя. Это они называют чатыром; Я привез один с собой во Флоренцию. И именно это поэты превратили в ногу.
— Джованни де Мариньолли
Вымысел
[ редактировать ]Хроники Нарнии
[ редактировать ]К.С. Льюис использует моноподы в книге «Путешествие «Покорителя зари» , входящей в его детскую серию «Хроники Нарнии» .
По сюжету племя глупых гномов, известных как Дафферы, населяет небольшой остров недалеко от края Нарнийского мира вместе с волшебником по имени Кориакин , который в качестве наказания превратил их в моноподы. Они стали настолько недовольны своей внешностью, что стали невидимыми. Их (повторно) обнаруживают исследователи с нарнийского корабля « Покоритель зари» , который приземлился на острове, чтобы отдохнуть и пополнить запасы, и по их просьбе Люси Певенси снова делает их видимыми. Из-за путаницы между их старым названием «Дафферс» и новым названием «Моноподы», они стали известны как «Даффлпады». [14]
Согласно Брайана Сибли книге «Земля Нарнии» , Льюис, возможно, основывал свой внешний вид на рисунках из Херефордской карты мира .
Баудолино
[ редактировать ]Умберто Эко в своем романе «Баудолино» описывает сциапода по имени Гавагай. Имя существа «Гавагай» — отсылка к Куайна примеру о неопределенности перевода .
Имя Розы
[ редактировать ]В Умберто Эко романе «Имя розы » дом капитула аббатства украшен резными изображениями «обитателей неведомых миров», в том числе «сиопод, которые быстро бегают на одной ноге и когда хотят укрыться от солнца». вытянись и подними свою огромную ногу, как зонтик». [15]
См. также
[ редактировать ]- Азиза (африканская мифология)
- Врожденная ампутация
- Сиреномелия
- Маленький
- Инвунче
- Каса-обаке
- Куй (китайская мифология)
- Наснас
- Сакс (бразильский фольклор)
- Патасола
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ также отметил, К. К. Рафн что Римбегла (конец XII века, опубликовано в 1780 году) упоминает популяцию однопедов ( einfœtingjar ), обитающую в Блаланде в Эфиопии . [10]
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Аристофан . Птицы , пер. 1554 г.
- ^ Плиний Старший. Естественная история VII:2
- ^ Августин, Глава 8. - Произошли ли некоторые чудовищные человеческие расы от потомков Адама или сыновей Ноя.
- ^ Барни, Стивен А. и др. (переводчики) (2006). Этимология Исидора Севильского . Издательство Кембриджского университета. п. 245. ИСБН 9781139456166 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Герефорд Маппамунди» . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ Беато дель Бурго де Осма (ок. 750–800). Херефорд Маппа Мунди. Фолио 34в-35.
- ^ Jump up to: а б с Кунц, Кенева (тр.) (2000). Сага об Эйрике Рыжем (гл. 11–12) . Нью-Йорк: Викинг. стр. 671–672. ISBN 9780670889907 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) электронное издание 2005 г. - ^ Стинсби, HP (1918), «Путь скандинавов в Винную страну» , «Заметки о Гренландии» , 56 : 194–196 ; весь том (pdf)
- ^ Jump up to: а б Бимиш, Норт-Ладлоу , изд. (1841). «Сага о Торфинне Карлсефне» . Открытие Америки северянами: в десятом веке . Лондон: Т. и В. Бун. стр. 100–102. , по К. К. Рафна . изданию
- ^ Бимиш (1841) , с. 100, примечание *, апуд Рафн, Карл Кристиан (1837) , с. 158
- ^ Стинсби (1918) , стр. 195, примечание 2, apud Storm, Густав (1887), стр. 317.
- ^ « Грибы и философы », Журнал этнофармакологии .
- ^ Юл, сэр Генри (1913). Катай и путь туда: собрание средневековых заметок о Китае VOL. II . Лондон: Общество Хаклюта. п. 257.
- ^ Льюис, CS (1965) [1952]. Путешествие «Покорителя зари» . Тупик. стр. 114–124, 139–147.
- ^ Эко, Умберто (1994) [1980]. Имя Розы . Харкорт Брейс и компания. стр. 336–337.