Социальная история фортепиано
Ранние годы
[ редактировать ]На момент своего возникновения около 1700 г. [ 1 ] Фортепиано было умозрительным изобретением, созданным хорошо оплачиваемым мастером и изобретателем Бартоломео Кристофори для своего богатого покровителя Фердинандо де Медичи , великого принца Флоренции . Таким образом, это была чрезвычайно дорогая вещь. В течение некоторого времени после своего изобретения фортепиано принадлежало в основном королевской семье (например, королям Португалии и Пруссии ); см . в Фортепиано подробности . Даже позже (то есть на протяжении 18 и начала 19 веков) фортепиано были финансово недоступны для большинства семей, а фортепиано того времени, как правило, были собственностью дворянства и аристократии . Приезжие мастера музыки учили своих детей игре на фортепиано.
Фортепиано и женщины
[ редактировать ]Оба Паракиласа [ 2 ] и Лессер [ 3 ] подчеркнуть связь в этот период между фортепиано и женским полом; Изучение игры на фортепиано, очевидно, было более характерно для девочек, чем для мальчиков. [ 4 ] Несмотря на это, женщинам не рекомендовалось профессионально играть на фортепиано, и их поощряли не относиться к своим музыкальным устремлениям слишком серьезно. Тем не менее женщины считались более привлекательными и желанными, если они умели играть на фортепиано. Фортепиано было символом социального статуса, а умение играть на фортепиано служило свидетельством замужества женщины. [ 5 ]
Женщины, научившиеся играть в детстве, часто продолжали играть и во взрослом возрасте, обеспечивая таким образом музыку в своих семьях. [ 6 ] Например, Эмма Веджвуд (1808–1896), внучка богатого промышленника Джозайи Веджвуда , брала уроки игры на фортепиано у Фредерика Шопена и, очевидно, достигла неплохого уровня мастерства. После замужества с Чарльзом Дарвином Эмма продолжала ежедневно играть на фортепиано, а ее муж с благодарностью слушал.
Ряд учениц игры на фортепиано стали откровенными виртуозами , а навыки женщин-пианисток вдохновили творчество Гайдна , Моцарта и Бетховена , посвящавших своим подругам трудные для исполнения произведения. [ 7 ] Однако карьера концертирующих музыкантов обычно была открыта только для мужчин (важным исключением была Клара Шуман ).
Распространение фортепиано в Европе.
[ редактировать ]Когда в 1700 году было изобретено фортепиано, оно не смогло привлечь внимание публики из-за своей дороговизны и того факта, что клавесин был предпочтительным инструментом того времени. Очень немногие люди знали о фортепиано до тех пор, пока после Семилетней войны молодой человек по имени Йоханнес Цумпе не бежал из Германии в Лондон. Там он усовершенствовал фортепиано Кристофори, введя отдельные секции черных клавиш, а также возможности высоких и низких частот. На этом новом фортепиано было чрезвычайно трудно играть, и из-за этого мало кто научился играть на инструменте. Ситуация изменилась, когда Цумпе убедил Иоганна Кристиана Баха , личного учителя музыки королевы Шарлотты и международную знаменитость, купить пианино Zumpe и сыграть на нем для первого в истории фортепианного концерта Zumpe в 1768 году. Благодаря славе Баха фортепиано вскоре заменило клавесин. как преобладающий инструмент того времени, а более поздние композиторы, такие как Моцарт и Бетховен, предпочитали играть на фортепиано Zumpe. [ 8 ]
Слава Баха и интерес королевы Шарлотты помогли фортепиано стать символом социального статуса. На рубеже XIX века также наблюдался рост среднего класса в западном мире. Этот средний класс стремился продемонстрировать свой социальный статус, и настоящей целью викторианского мужчины стало предоставить своей жене и дочерям свободное время и досуг, поскольку досуг был символом социального статуса. Следовательно, фортепиано, которое часто использовалось для отдыха, служило свидетельством положения семьи на социально-экономической лестнице. [ 9 ]
На протяжении XIX и XX веков средний класс Европы и Северной Америки увеличивался как по численности, так и по благосостоянию. Этот рост привел к соответствующему росту значимости фортепиано в семье, поскольку все больше семей стали иметь возможность позволить себе фортепиано и обучение игре на нем. Фортепиано также стало обычным явлением в общественных учреждениях, таких как школы, гостиницы и трактиры . По мере того как элементы образа жизни западного среднего класса постепенно распространялись на другие страны, фортепиано стало обычным явлением и в этих странах, например, в Японии .
Чтобы понять рост популярности фортепиано среди среднего класса, полезно помнить, что до появления механического и электронного воспроизведения музыку фактически ежедневно исполняли обычные люди. Например, трудящиеся каждой нации создали совокупность народной музыки , которая передавалась устно из поколения в поколение и исполнялась всеми. Родители Йозефа Гайдна (1732–1809) не умели читать ноты, однако отец Гайдна (который работал колесным мастером) научился играть на арфе , и семья Гайдна часто играла и пела вместе. С ростом благосостояния многие семьи, которые теперь могли позволить себе фортепиано и музыку, адаптировали свои домашние музыкальные способности к новому инструменту, и фортепиано стало основным источником музыки в доме.
Домашние пианисты-любители часто следили за выступлениями ведущих пианистов и композиторов своего времени. Профессиональные виртуозы написали книги и методики обучения игре на фортепиано, которые широко продавались. Виртуозы также подготовили свои собственные издания классических произведений, которые включали подробные отметки темпа и экспрессии, чтобы помочь любителю, желающему использовать их игру в качестве образца. (Сегодня студентам обычно предлагается работать с изданием Urtext .) Фортепианные сочинения великих композиторов часто хорошо продавались среди любителей, несмотря на то, что, начиная с Бетховена, они часто были слишком сложны для того, чтобы их мог понять кто-либо, кроме тренированного виртуоза. играй хорошо. Очевидно, пианисты-любители получали удовлетворение от того, что вплотную занялись лучшей музыкой, даже если не могли исполнить ее от начала до конца. [ 10 ]
Излюбленной формой музыкального отдыха дома было исполнение произведений на фортепиано в четыре руки , когда два исполнителя сидят рядом за одним фортепиано. Часто это были аранжировки оркестровых произведений, а раньше записи служили для распространения знаний о новой оркестровой музыке в местах, где не было оркестра. Иногда члены семьи пели или играли на других инструментах вместе с фортепиано. Эта практика часто была частью ухаживания , поскольку совместное исполнение музыки - особенно в присутствии или, по крайней мере, в пределах слышимости других членов семьи - было одним из немногих «респектабельных» способов для молодого мужчины и молодой женщины из «хороших» семей. быть вместе.
Родители, чьи дети проявляли необычный талант, часто подталкивали их к профессиональной карьере, иногда принося большие жертвы, чтобы сделать это возможным. Артура Шнабеля « Книга Моя жизнь и музыка». [ 11 ] ярко изображает собственный опыт в этом направлении, имевший место в Австро-Венгерской империи в конце XIX века.
Распространение фортепиано в Восточной Азии.
[ редактировать ]Фортепиано были приняты в Японии в конце 19 века, после Реставрации Мэйдзи в рамках реформ модернизации. Для реформаторов, которым угрожало европейское господство, фортепиано функционировало как символ международной современности, открывая доступ в мир, где ценились западные технические знания и культурные знания. Это было частью процесса избегания европейского колониализма путем принятия западных культурных практик и институтов, которые были быстро усвоены правительством Мэйдзи и народом. [ 12 ] Американские миссионеры Немецкой реформатской церкви прибыли в Японию в 1879 году и в 1880-х годах открыли музыкальные факультеты, которые предлагали обучение западной музыке на уровне колледжа, включая игру на фортепиано. [ 13 ]
В 1920-х годах фортепиано заменило кото в качестве предпочтительного инструмента для японских женщин перед замужеством. Накамура эпохи Тайсё Художник Дайзабуро написал в 1926 году «Пианино» , на котором изображена его невеста, одетая в кимоно и исполняющая «Траумерей» Роберта Шумана на русском фортепиано. [ 12 ] Игра на фортепиано была принята в Японии как часть современной жизни, в отличие от традиционного и досовременного представления о музыкантах как о социальных изгоях. Фортепиано стало источником образования, духовной и моральной дисциплины, а также культурного капитала, полезного на брачном рынке. [ 14 ]
Отклонить
[ редактировать ]Статус фортепиано в доме оставался неизменным до тех пор, пока технологии не сделали возможным наслаждение музыкой в пассивной форме. Сначала пианино (около 1900 г.), затем домашний фонограф (который стал обычным явлением за десятилетие до Первой мировой войны ), а затем радио (в 1920-е гг.) нанесли серьезный удар по любительской игре на фортепиано как форме домашнего отдыха. Во время Великой депрессии 1930-х годов продажи фортепиано резко упали, и многие производители прекратили свою деятельность.
Еще одним ударом по фортепиано стало широкое распространение в конце 20 века электронных клавишных инструментов . Этот инструмент в его более дешевых формах широко считается [ кем? ] обеспечить лишь плохую замену качества звука хорошего фортепиано (почему см. «Пианино »), но его легче переносить, он дешевле, гораздо более гибок и во многих отношениях лучше подходит для исполнения популярной музыки .
Тем не менее, фортепиано до сих пор сохранилось во многих домах 21 века. Пианино, покупаемые сегодня, как правило, более высокого качества и дороже, чем те, что были несколько десятилетий назад, что, возможно, позволяет предположить, что домашняя игра на фортепиано, возможно, сосредоточилась в домах более богатых или более образованных представителей среднего класса. Вряд ли умение играть на фортепиано в наши дни сильно способствует замужеству дочерей, но многие родители и сегодня считают, что уроки игры на фортепиано учат детей концентрации и самодисциплине, а также открывают дверь в мир классической музыки .
См. также
[ редактировать ]- Золотой век фортепиано , период, когда фортепиано пользовалось наибольшей популярностью как хобби.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пауэрс, Венди (2003). «Фортепиано: Фортепиано Бартоломео Кристофори (1655–1731) | Тематическое эссе | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ Паракилас (1999, 96–109)
- ^ Лессер (1954)
- ^ Уилок (1999, 117) утверждает это, основывая свое утверждение на «иконографии того периода»; т.е. сохранившиеся картины и другие изображения. Возможно, в шутку она добавляет, что эти данные «подтверждают впечатление о том, что в « исторически правильных » исполнениях соло и трио женщины должны играть за клавишными».
- ^ «Женщины в фортепианной педагогике» . iawm.org . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ Паракилас (1999, 102)
- ↑ Уилок (1999, 116) отмечает, что, за единственным исключением, все клавирные произведения Гайдна были посвящены женщинам (исключением является первая публикация, санкционированная его работодателем Николаусом Эстерхази , сонаты 1774 года, посвященные ему).
- ^ «История фортепиано, 1157-2014» . www.piano-tuners.org . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ «Социальная история преподавания игры на фортепиано. Часть 1. Любопытные преподаватели игры на фортепиано» . Любознательные преподаватели фортепиано . 17 июня 2016 г. Проверено 9 марта 2017 г.
- ↑ Этот момент высказывается в разных местах у Лессера (1954).
- ^ Перепечатано в 1988 г.; Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications.
- ^ Jump up to: а б Токита, Элисон (2010). «Фортепиано и культурная современность в Восточной Азии». В фонтане, Эдвард; Мерфи, Питер (ред.). Философские и культурологические теории музыки . Том. 8. Лейден: Брилл. стр. 228–229. ISBN 978-90-04-18434-3 .
- ^ Мель, Маргарет (2017). «Между глобальным, национальным и местным в Японии: два пионера музыки из Сэндая». Маршрут . 41 Специальный выпуск 2 (2): 305–325. doi : 10.1017/S0165115317000389 – через Cambridge Core.
- ^ Доктор (2010), 234.
Ссылки
[ редактировать ]- Лессер, Артур (1954, переиздано Dover Publications ). Мужчины, женщины и фортепиано . Всеобъемлющая социальная история, охватывающая три столетия и несколько стран.
- Паракилас, Джеймс (1999). Фортепианные роли: Триста лет жизни с фортепиано . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. Богато иллюстрированная история фортепиано и его роли в обществе.
- Уилок, Гретхен (1999). «Возвращение к классическому репертуару: инструменты, исполнители и стили», в Parakilas (1999), стр. 109–131.