Мосты в Киеве
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( декабрь 2011 г. ) |

Киев , исторически расположенный на правом берегу Днепра , сейчас охватывает оба берега реки, ширина которой на протекании через город достигает нескольких сотен метров. Кроме того, несколько притоков впадают в Днепр внутри исторического города или к северу или югу от него. В настоящее время имеется восемь мостов через реку и несколько десятков мостов через каналы и притоки Днепра .
Благодаря расположению и ширине реки мосты на протяжении всей долгой истории Киева всегда были очень привлекательным и труднореализуемым вариантом .
Известно, что временные плавучие мосты существовали с 12 века. Стационарные мосты существовали в Киеве с середины XIX века, но ни один из них не пережил бурные события , последовавшие за русской революцией 1917 года .
Ранняя история
[ редактировать ]Согласно летописям, [ нужны разъяснения ] Самый ранний плавучий мост через Днепр в этом районе был построен в 1115 году. Он располагался недалеко от Вышгорода или, по разным данным, возле Выдубицкого монастыря . Существуют записи об еще одном плавучем устройстве 17 века, стационарно подходившем к берегу.
Того же лѣта устрои мостъ чересъ Днѣпръ
— Первая летопись , в переводе: Тем же летом был наведен мост через Днепр.
Киева большую часть зим замерзает Такие мосты могут быть лишь временными, поскольку Днепр на широте , а ледоход каждую весну остается проблемой даже для современных мостов. Кроме того, течение реки было особенно сильным до того, как Днепр был перекрыт плотиной в 20 веке. Поэтому переправа через реку на протяжении многих веков осуществлялась лодками и паромами.
Первые стационарные мосты: конец 19 - начало 20 века.
[ редактировать ]С середины 19 до середины 20 века Киев обслуживали два стационарных моста. Оба моста постигла схожая судьба. Построенные во времена промышленной революции в Российской империи, эти инженерные шедевры своего времени пережили Первую мировую войну и Гражданскую войну в России . Оба были взорваны в 1920 году польскими войсками, отступавшими из Киева после совместного польско-украинского антисоветского наступления на Киев .
Никольский Цепной мост
[ редактировать ]
Первый стационарный мост в Киеве был построен в 1848–1853 годах. [ 1 ] Этот Никольский мост длиной 770 м (2526 футов) представлял собой цепной подвесной мост, опиравшийся на пять опор. Будучи одним из самых больших и красивых мостов в Европе, он был гордостью города, пока не был взорван в 1920 году польскими войсками . Сильно поврежденный мост восстановлению не подлежал и в 1925 году на его месте был построен новый мост под названием «Мост Евгении Бош» (см. ниже). [ 2 ]
Струве (Дарныцкий) Railroad Bridge
[ редактировать ]
Железнодорожный мост Струве, второй стационарный мост Киева, был построен в 1868–1870 годах под надзором за строительством лично Аманда Струве . [ 3 ] длиной более 1 километра Этот железнодорожный ферменный мост первоначально был назван в честь своего строителя инженера Струве. Мост, стоящий на 13 опорах длиной более 1 км (0,62 мили), был самым длинным в Европе в то время. При строительстве Струве первым в Российской империи применил кессонный метод закладки фундамента. прибыл первый поезд Киево- Курской 17 февраля 1870 года по мосту на Киевский вокзал железной дороги . Как и Никольский мост, мост Струве пережил Первую мировую и Гражданскую войну, но был взорван в 1920 году отступающими польскими войсками ( см.: Киевское наступление ).
Русановский мост
[ редактировать ]Мост был построен в 1906 году и взорван в 1943 году отступающими войсками нацистской Германии. Русановский мост соединил Дарницкую область с городом Киевом по Броварскому шоссе. Мост спроектирован архитектором В.Апишковым. В 1965 году на его месте были возведены Метромост и Русановский Столичный мост (продолжение первого), которые входят в состав Святошино-Броварской линии метрополитена (СБЛ) .
Между Первой и Второй мировыми войнами
[ редактировать ]Новые мосты были построены в первые советские годы, но были разрушены в первые месяцы вторжения нацистской Германии в 1941 году . Восстановленные принудительным трудом военнопленных и мирных жителей во время немецкой оккупации, они были вновь взорваны немцами при отступлении из Киева в ноябре 1943 года. [ 4 ]
Бош мосты
[ редактировать ]
Через несколько месяцев после того, как польские войска взорвали оригинальный цепной мост, тем же летом 1920 года украинский инженер Евгений Патон предложил проект реконструкции, согласно которому старые цепи повторно использовались для подъема из-под воды. Однако ржавчина привела металлические части старого моста в негодность, и в течение следующих двух лет Патон работал над несколькими проектами реставрации Никольского моста. В конце концов он предложил построить совершенно новый мост, но это предложение было отклонено сторонниками повторного использования старых элементов из-под воды. 1923 год прошел в спорах между двумя предложениями. Строительство под руководством Патона было завершено к 1925 году. Мост Евгении Бош был назван в честь бывшего советского народного секретаря внутренних дел и ярой большевикки Евгении Бош . [ 5 ]
После нападения нацистов на Советский Союз мост был разрушен 18 сентября 1941 года отступающими советскими войсками. войсками . На его месте принудительным трудом в условиях немецкой оккупации был построен понтонный мост, который вновь был разрушен отступавшими из Киева немецкими
Дарницкий железнодорожный мост
[ редактировать ]Новый Дарницкий железнодорожный мост был построен в начале 1920-х годов, но повторил судьбу моста Босха . Разрушенный в первые месяцы Великой Отечественной войны , он был восстановлен во время немецкой оккупации принудительным трудом и вновь разрушен отступающими немецкими войсками.
Во время битвы за Киев попытка Красной Армии захватить мост десантом не увенчалась успехом. Немцы взорвали мост на глазах у советского десанта. Десантный отряд был расформирован из-за провала операции.
Сразу после освобождения временный деревянный мост на месте взорванного Дарницкого моста был построен инженерами Красной Армии в рекордные тринадцатидневный срок (некоторые источники называют тридцать дней) в срочном порядке для облегчения преследования немецкой армии на его отступление из Украины. Рекордно короткие сроки строительства были выполнены, несмотря на частые немецкие бомбардировки. В строительстве моста приняли участие 50 тысяч киевлян.
Подводные туннели
[ редактировать ]За несколько лет до Второй мировой войны правительство советское планировало проложить две подземные железнодорожные линии под скалами реки Днепр . Одна линия туннеля (северная) должна была простираться от района Оболони ( Оболонский район ) до так называемой Выгуровщины ( Десненский район ) возле Воскресенской слободки на левом берегу Днепра в непосредственной близости от Троещины . Другая линия (Южная) планировалась пересечь Днепр от острова Жуков до Осокорков ( Дарницкий район ). Проект возник из-за опасений, что в случае войны мосты через Днепр станут уязвимой частью региональной транспортной инфраструктуры, а туннели могут стать долгосрочным стратегическим решением.
Строительство, начатое в 1936 году, планировалось завершить где-то в 1944 году. НКВД курировал проект, привлекая сотни военных, гражданских и тюремных к работе работников. Слаборазвитая технология того времени требовала специальных самодельных кессонов (вертикальных шахт сооружения посередине реки для вентиляции и добычи грунта). Из-за технических неполадок и начала войны строительство так и не было завершено и даже не раскрыто публике. Строителям удалось лишь соединить Правобережье с близким островом Жуковым (на котором расположен современный южный порт). Затопленный вход в тоннель и заброшенные кессоны теперь можно увидеть в лесах и бухтах Голосеевского района . Современные исследователи-любители полагают, что в глубине тоннелей также расположена крупная секретная базовая составляющая проекта, включающая железнодорожный вокзал, казармы и братские могилы рабочих. [ 6 ]
После начала Великой Отечественной войны все строительство тоннелей (известное как «Строительство №1») было приостановлено и впоследствии признано нецелесообразным. Тем не менее, вокруг упомянутых кварталов до сих пор существуют входы в недостроенные туннели, которые по большей части не охраняются.
Современные мосты
[ редактировать ]- Примечание. Мосты указаны южнее течения реки.
Пивничный мост
[ редактировать ]Автодорожный Северный мост ( 50 ° 29'26 "N 30 ° 32'09" E / 50,49056 ° N 30,53583 ° E ) (до февраля 2018 года мост назывался Московский [ 7 ] ), спроектированный архитектором А.В.Добровольским и спроектированным GBFux, был построен в 1976 году. Это вантовый мост , балка главного пролета которого удерживается пучком стальных канатов, закрепленных на А-образной опоре высотой 115 метров. пилон . [ 8 ] Мост состоит из двух пролетов: пролета длиной 816 м (2677 футов) и шириной 31,4 м (103 футов) через Днепр и пролета длиной 732 м (2402 футов) и шириной 29,1 м (95 футов) через Десёнку . Приток Днепра.
Самый северный из городских мостов, Северный мост — ключевое сооружение на северном конце Малой кольцевой дороги Киева , соединяющее Почайну с густонаселенными северо-восточными жилыми кварталами, преимущественно Троещиной . С момента постройки мост строился как скоростная автомагистраль, которой он и остается по сей день.
Рыбальский железнодорожный мост
[ редактировать ]Рыбальский железнодорожный мост ( англ. 50 ° 29'01 "N 30 ° 32'50" E / 50,48361 ° N 30,54722 ° E ) изготавливается из стальных ферм . Первоначально он был построен в 1929 году и в то время назывался Петровским мостом. Как и другие мосты, он был взорван в ходе Второй мировой войны , но не получил серьезных повреждений и был вновь открыт в 1944 году. [ 9 ]
Рыбальский железнодорожный мост замыкает железнодорожное кольцо вокруг Киева. Однако из-за своего возраста мост предназначен для медленного железнодорожного движения.
Портовые мосты
[ редактировать ]Рыбальский (Рыбацкий) мост.
[ редактировать ]Стальной мост соединяет район Подола с Рыбальским полуостровом через Киевскую гавань. В 1990-е годы мост признали небезопасным для автомобильного движения, а с 2001 года он предназначен только для пешеходов . Мост огорожен со 2 февраля 2009 года и будет демонтирован. [ 10 ]
Гаванский мост
[ редактировать ]Автомобильный Гаванский мост был открыт 17 декабря 2007 года для автомобильного движения от Подола в сторону Оболони через Гавань ( укр . Гавань ) — гавань в устье бывшей реки Почайна , строительство которого началось в 2003 г. - замена закрытого Рыбальского моста. 23 октября 2010 года мост был открыт для двустороннего движения вместе с прилегающей эстакадой на правом берегу. [ 11 ]
Парковый Footbridge
[ редактировать ]
Парковый мост , также известный как Парковый пешеходный мост, спроектированный архитектором В. Суворовым и спроектированным В. Кириенко, был построен в 1957 году. Мост представляет собой легкую конструкцию длиной 400 м (1312 футов), соединяющую Киев с парковая зона Труханов остров . Это единственный мост, построенный специально для пешеходного движения через Днепровский фарватер, и по этой причине он формально включен в число киевских мостов через Днепр.
Венецианский мост
[ редактировать ]Автомобильный Венецианский мост , спроектированный архитектором А. Ильяшенко и спроектированный В. Ковалем, был построен в 1966 году. Мост перекинут через Венецианский канал, разделяющий Венецианский остров и остров Долобецкий.
Русанивские мосты
[ редактировать ]Русанивские мосты были построены в 1960-х годах через Русановский канал, соединив район с остальной частью левобережного города. Всего 5 мостов, 2 из них исключительно пешеходные. До Второй мировой войны Русановка была соединена с остальной частью Киева мостом, но во время войны была разрушена. Русановские мосты – излюбленное место рыбаков-любителей.
Метро Мост
[ редактировать ]
Автомобильно-железнодорожный метромост ( 50 ° 26'35 "N 30 ° 33'50" E / 50,44306 ° N 30,56389 ° E ), спроектированный Г. Фуксом и Ю. Иносовым и построенный в 1965 году. Мост используется как для Святошинско-Броварской линии Киевского метрополитена , так и для автомобильного движения (являясь частью Броварского бульвара ). Мост Метро состоит из двух пролетов и соединяет центральный остров Гидропарка , а также левый и правый берега. Больший пролет состоит из надземного центрального пролета метро и боковых автомобильных пролетов на отдельных нижних эстакадах. И метро, и автомобильные пути имеют отчетливый арочный контур. Это произошло потому, что линия метро продолжается в холм правого берега со станцией Днепр .
Меньший пролет под названием Русановский мост , соединяющий Гидропарк с левым берегом, представляет собой более традиционную эстакаду с двумя северными полосами движения и южным маршрутом метро.
Мост Патона
[ редактировать ]
Автомобильный мост Патона длиной 1543 метра ( 50 ° 25'38 "N 30 ° 34'55" E / 50,42722 ° N 30,58194 ° E ), построенный в 1953 году, является самым длинным из днепровских мостов города. На момент завершения строительства это была первая полностью сварная стальная конструкция такой длины в мире и самый длинный мост в Европе на тот момент. Мост был назван в честь Евгения Патона , известного инженера-сварщика, разработавшего технологию сооружения. Он умер за несколько недель до завершения строительства, так и не увидев своего шедевра.
Первоначально по нему проходили автомобильное движение и трамвайные линии через Днепр , но недавно мост был отремонтирован. На мосту убрали трамвайные пути и электрическую троллейбусную пристроили инфраструктуру. Закрытие трамвайной линии, которая исторически обслуживала мост, встретило неоднозначную реакцию киевлян, несмотря на заявления городских властей о том, что движение трамвая по мосту стало нецелесообразным.
В настоящее время мост имеет 3 полосы движения в обе стороны и одну реверсивную полосу, соединяющую Печерск с Левым берегом.
Дарницкий железнодорожный мост
[ редактировать ]Старый Дарницкий железнодорожный мост ( 50 ° 24'58 "N 30 ° 35'11" E / 50,41611 ° N 30,58639 ° E ), спроектированный И. Баренбоймом и Э. Радзевичем, был построен в 1949 году. Он занял место более старого моста, разрушенного в 1941 году в первые дни немецкого вторжения в Советский Союз ( см. раздел ранней истории). . )
Новый Дарницкий мост
[ редактировать ]Новый Дарницкий мост — автомобильно-железнодорожный мост, построенный в 50 м (164 фута) к югу от существующего Дарницкого железнодорожного моста. По мосту проходят 2 полосы железнодорожного и 6 полос автомобильного движения. [ 12 ] Ожидаемая пропускная способность моста — 60 000 автомобилей и 120 пар поездов в сутки. [ 13 ] Мостовой комплекс, уже функционирующий сам по себе, теперь не имеет съездов с дорог с некоторых направлений, которые все еще строятся. Также строятся дополнительные железнодорожные пути, соответствующие пропускной способности нового моста. 27 сентября 2010 г. состоялось официальное открытие железнодорожной части моста; 31 марта 2011 г. открылось дорожное движение. [ 14 ] Согласно последнему уведомлению правительства, мост должен был быть завершен в 2012 году. [ 13 ] После строительства моста будет построен новый крупный пассажирский терминал на Дарницком вокзале на левом берегу города.
Южный мост
[ редактировать ]Автожелезнодорожный Южный мост ( г. 50 ° 23'41 ″ с.ш. 30 ° 35'23 ″ в.д. / 50,39472 ° с.ш. 30,58972 ° в.д. ), спроектированный архитектором А. Гавриловым и спроектированный Г. Фуксом, был построен в 1990 году. Это второй метромост в Киеве, обслуживающий как Сырецко-Печерскую линию метрополитена , так и автомобильное движение. Ванты , удерживающие пролеты моста, поддерживаются двухколонной железобетонной конструкцией высотой 115 м (377 футов).
В настоящее время мост имеет 3 полосы движения в обе стороны. Он соединяет Выдубичи с быстро развивающимся левобережным микрорайоном Дарница , завершая южную часть маршрута Малой кольцевой дороги Киева .
Мосты в строительстве
[ редактировать ]
Из-за значительного увеличения трафика с конца 1990-х годов необходимо больше мостов, чтобы избежать пробок на уже существующих мостах и вокруг них. [ нужна ссылка ] В частности, центральный железнодорожный маршрут от центрального железнодорожного вокзала через Дарницкий мост перегружен, что ограничивает железнодорожное движение в Восточной Европе.
Сейчас строятся два моста (один — Новый Дарницкий, уже действующий) и ещё один. [ который? ] планируется согласно Плану развития Киева. Кроме того, в 2006 году был представлен проект декоративной ночной подсветки большинства мостов. [ 15 ]
Подольский мост
[ редактировать ]Строительство нового метро/автомобильного моста длиной 7 км (4 мили) ( 50 ° 28'18 "N 30 ° 32'40" E / 50,47167 ° N 30,54444 ° E ) идет на Трухановом острове , на полпути между существующим Рыбальским железнодорожным мостом и Парковым мостом. Мост является частью будущей Подольско-Вигуровской линии и по нему будет осуществляться 3 полосы автомобильного движения в обе стороны. Заказчиком строительства является Киевский муниципалитет.
Альтернативы мостам
[ редактировать ]
Туннельные проекты
[ редактировать ]Несмотря на неудачу середины 20-го века, идея подречных туннелей, основанная на самых передовых технологиях метрополитена , все еще находится на киевских градостроителей столе . Туннельные проекты недавно были включены в некоторые из предлагаемых планов развития Киева как способ перенести основные транспортные потоки в центре города под землю. Однако большинство экспертов [ ВОЗ? ] согласны с тем, что такие проекты в настоящее время недоступны и технически неосуществимы.
Недавно дорожная компания "Киевавтодор" и институты "Киевдормостпроект" и "Киевпроект" разрабатывали проект системы тоннелей, которая соединит левый и правый берега Киева. [ 16 ] Городские власти приветствовали план, который позволит разгрузить киевские мосты. [ 16 ]
Аварийные мосты
[ редактировать ]На случай войны или терроризма временные понтонные мосты в городе будут установлены . На Левом берегу базируется специальная понтонно-мостовая бригада Вооружённых Сил , готовая использовать свои автомобильные автоматические мосты и причалы. Такое оборудование обеспечивает автомобильное и ограниченное железнодорожное сообщение через реку и часто используется в военных маневрах.
Список мостов
[ редактировать ]Существующие мосты
[ редактировать ]Картина | Имя | Архитектор | Использование | Длина | Открыто |
---|---|---|---|---|---|
![]() |
Парковый мост Парковый мост |
Евгений Патон | Пешеходы | 52 метра (171 фут) | 22 ноября 1910 г. |
Рыбальский железнодорожный мост Рыболовный железнодорожный мост |
Евгений Патон | железная дорога | 1430 метров (4690 футов) | Январь 1917 г. | |
![]() |
Дарницкий мост Дарницкий мост |
M. Rudenko | железная дорога | 1114 метров (3655 футов) | 1951 |
![]() |
Мост Патона Мост Патона |
Евгений Патон | Автомобили Трамваи (1953–2004) |
1543 метра (5062 фута) | 5 ноября 1953 г. |
![]() |
Парковый мост Парковый мост |
Алексей Заваров | Пешеходы | 427 метров (1401 фут) | 3 июля 1957 г. |
![]() |
Рыбальский вантовый мост Рыболовный вантовый мост |
А. Гольдштейн | Автомобили | 474 метра (1555 футов) | 23 сентября 1963 г. |
![]() |
Русановский мост Русановский мост |
Автомобили | 100 метров (330 футов) | 1963 | |
![]() |
Русановский мост Русановский мост |
Автомобили | 95 метров (312 футов) | 1964 | |
![]() |
Русановский мост Русановский мост |
Автомобили | 120 метров (390 футов) | 1964 | |
![]() |
Метро Мост Мост Метро |
Georgy Fuks | Автомобили Метро |
682 метра (2238 футов) | 5 ноября 1965 г. |
![]() |
Русановский метромост Русановский метромост |
Georgy Fuks | Автомобили Метро |
349 метров (1145 футов) | 5 ноября 1965 г. |
![]() |
Венецианский мост Венецианский мост |
Oleg Iliashenko | Пешеходы | 144 метра (472 фута) | 1966 |
![]() |
Русановский пешеходный мост Русановский мост |
Пешеходы | 100 метров (330 футов) | 1967 | |
![]() |
Русановский пешеходный мост Русановский мост |
Пешеходы | 110 метров (360 футов) | 1967 | |
![]() |
Пивничный мост Северный мост |
Михаил Красноштейн | Автомобили | 816 метров (2677 футов) | 3 декабря 1976 г. |
![]() |
Южный мост Южный мост |
Georgy Fuks | Автомобили Метро |
1256 метров (4121 фут) | 25 декабря 1990 г. |
![]() |
Мост Небесной Сотни Мост Небесной сотни |
Пешеходы | 45 метров (148 футов) | 2002 | |
![]() |
Гаванский мост Гаванский мост |
Yuriy Borodkin | Автомобили | 380 метров (1250 футов) | 17 декабря 2007 г. 23 октября 2010 г. |
![]() |
Кирпа Дарницкий мост Дарницкий мост Кирпы |
Олег Заварзин | Автомобили железная дорога |
1100 метров (3600 футов) | 27 сентября 2010 г. 6 июля 2023 г. |
![]() |
Стеклянный мост Стеклянный мост |
Андрий Мурогородский | Пешеходы | 216 метров (709 футов) | 25 мая 2019 г. |
![]() |
Подольский мост Подольский мост |
Georgy Fuks | Автомобили Метро |
4432 метра (14 541 фут) | 1 декабря 2023 г. |
Мост на Оболонский остров. Мост на Оболонский остров |
Автомобили | 61 метр (200 футов) | 2023 | ||
![]() |
Волна Азова Волна Азова |
Пешеходы | 164 метра (538 футов) | 24 мая 2024 г. |
Разрушенные мосты
[ редактировать ]Картина | Имя | Архитектор | Использование | Длина | Открыто | Разрушен |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Николаевский Цепной мост Николаевский цепной мост |
Шарль Виньоль | Пешеходы Трамваи |
776 метров (2546 футов) | 10 октября 1853 г. | 10 июня 1920 г. |
![]() |
Дарницкий железнодорожный мост Дарницкий железнодорожный мост |
Аманд Струве | железная дорога | 1067 метров (3501 фут) | 25 февраля 1870 г. | Ноябрь 1943 г. |
![]() |
Русановский мост Русановский мост |
Vladimir Apyshkov | Пешеходы Трамваи |
202 метра (663 фута) | 24 октября 1906 г. | 19 сентября 1941 г. |
![]() |
Yevheniya Bosh Bridge Мост Евгении Бош |
Евгений Патон | Автомобили | 776 метров (2546 футов) | 10 мая 1925 г. | 19 сентября 1941 г. |
Наводницкий мост Наводнический мост |
Konstantin Yakovlev | Автомобили | 1780 метров (5840 футов) | 1941 | 1953 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Lantsiuhovslyi Bridge" . Wiki-Encyclopedia Kyiv (в Russian).
- ^ pdf. Архивировано 9 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Железнодорожный мост Струве» . Вики-энциклопедия Киев (на украинском языке).
- ^ "Кiевскiй телеграфъ № 279" . Кiевскiй телеграфъ (Kievsky telegraph) (in Russian).
- ^ "Евхения Bosch Bridge" . Wiki-Encyclopedia Kyiv (в Russian).
- ^ « Н/Д » . «ФАКТЫ» Факты и комментарии . Архивировано из оригинала 18 декабря 2005 г.
- ↑ Переименован Московский мост в Киеве , УНИАН (22 февраля 2018).
- ^ «Московский мост» . Вики-энциклопедия Киев (на украинском языке). Архивировано из оригинала 9 августа 2007 г. Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ «Киевские мосты» . Путеводитель по Киеву (на украинском языке). Архивировано из оригинала 3 июня 2006 г.
- ^ Киев закрывает Рыбальский мост для пешеходов , Українські Новини (5 февраля 2009 г.)
- ^ Киевские новости (на украинском языке)
- ^ «Проекты Юго-Западной железной дороги» . Юго-Западная железная дорога (на украинском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Pivdenno-Zakhidna railways launches rail traffic on Darnytsky bridge , Kyiv Post (Май 11, 2009)
- ^ "Кабмин увеличил финансирование строительства Дарницкого моста в Киеве на 36% - до 1,5 млрд грн в 2011 году" . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 г. Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ «Материалы Градостроительного совета» . 8 ноября 2006 г. (на русском языке). Архивировано из оригинала 20 ноября 2006 года.
- ^ Перейти обратно: а б (in Russian) Корреспондент » Главная » Киев » Правый и левый берег в Киеве могут связать тоннелями
- Маликенайте, Рута (2003). Гастроли по Киеву . Балтия Друк. п. 50.ISBN 966-96041-3-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Киевские мосты в Вики-энциклопедии Киев (на украинском языке)
- Stereo.org.ua — Послушайте, как «дышит» мост Патона, в разделе статьи представлены аудиозаписи, сделанные под этим знаменитым мостом.
- Мостобуд — Файлы мостов (на русском языке)
- 1000years.uazone.net — Мосты Киева (на украинском языке)
- «Днепровский участок «Пояса боевой славы»: остров Жуковский». Киев научно-издательское агентство «Книга Памяти Украины». Киев, 2006. ( ISBN 5-88500-141-3 )
- Тоннели под Днепром
- Тоннель под Днепром
- Строительство НКПС №1 - сталинского метрополитена
- Сталинские тоннели под Днепром: мифы и реальность
- Фото
- Мосты Киева (на итальянском языке)