Jump to content

Трамваи в Киеве

(Перенаправлено с киевского трамвая )
Киевский трамвай
Обзор
Родное имя Киевский Tрамвай
Владелец Киевпастранс , Киевский городской совет
Обслуживаемая территория Darnytsia Raion , Десна Район , Днипро Район , Холосиев Район , Оболонь Район , Печерский Район , Подил Район , Шевченко Район , Соломьянка Район , Сватосин Район
Местный Киев
Количество строк 22
Годовой пассажиропоток 114,701,800 (2016) [ 1 ]
Веб-сайт https://kpt.kyiv.ua/
Операция
Начало работы 11 августа 1891 года ( конка )
Февраль 1892 г. ( паровой трамвай )
13 июня 1892 года ( электрический трамвай )
Количество автомобилей 456
Технический
Длина системы 230 километров (140 миль) (2017) [ 2 ]
Ширина колеи 1524 мм ( 5 футов )
Карта системы

Киевский трамвай трамвайная сеть, обслуживающая Украины столицу Киев . Это был первый электрический трамвай в бывшей Российской империи и четвёртый в Европе после Берлинского , Будапештского и Пражского трамваев . Система Киевского трамвая в настоящее время состоит из 139,9 км (86,9 миль) путей. [ 3 ] включая 14 км (8,7 миль) двух линий скоростного трамвая , обслуживаемых 21 маршрутом с использованием 523 трамвайных вагонов. Однако системой пренебрегают, длина обслуживаемых путей сокращается быстрыми темпами и заменяется автобусами и троллейбусами .

Киевский трамвай эксплуатируется муниципальным предприятием « Киевпастранс », которое также обслуживает автобусный, троллейбусный и городской железнодорожный транспорт в Киеве.

Во времена Российской империи

[ редактировать ]
Акция Société du Chemin de Fer (Трамвай) de la Ville de Kief, выпущенная 21 декабря 1890 г.

До 1886 года планировались проекты строительства конки. Однако ни один из этих планов так и не дошел до стадии строительства. [ 4 ] В 1886 году проект инженера Аманда Струве был одобрен к строительству, а в 1889 году было основано акционерное общество «Киевское городское железнодорожное общество».

30 июня 1891 года, после церемонии открытия, на его пути пустили первый конный трамвай. Официальное движение трамвая от Лыбедской площади до Мариинско-Благовищинской улицы (ныне улица Саксаганского) началось 11 августа. К 18 августа трамвайная линия протянулась от Царской площади (ныне Европейская площадь ) до Демеевской площади . [ 4 ] 7 ноября Подольская трамвайная линия от Троицкого трамвайного депо (ныне Подольское трамвайное депо) до Александровской площади (ныне Контрактовая площадь открылась ).

Вскоре после запуска трамвая возникло множество проблем. Самую большую проблему представлял холмистый рельеф Киева. Когда Подольскую линию продлили до Почтовой площади , пары лошадей не хватило, чтобы тащить трамвай в гору. Поэтому были добавлены еще две пары лошадей, что не улучшило ситуацию. механизировать трамвай с использованием паровых Таким образом, в качестве решения проблемы была предпринята попытка трамвайных двигателей. Однако паровые машины производили сильный шум, который пугал лошадей и людей и сильно загрязнял воздух. [ 4 ] линия на Александровский спуск (ныне Владимирский спуск С сентября 1891 по февраль 1892 года строилась ).

Множество проблем, с которыми столкнулись трамваи, шокировали Струве, который в 1890 году написал письмо в городскую администрацию Киева, в котором предлагалось, чтобы для повышения безопасности и упрощения использования трамваи должны были работать на электричестве. [ 4 ] Руководство Киевтелеграфной службы выступило против этого шага, поскольку, по их мнению, электродвигатели будут мешать работе телефонной и телеграфной систем. [ 4 ]

Один из первых киевских трамваев, построенный братьями Струве (1892 г.) по американским проектам.

3 мая 1892 года в Киев прибыли первые два электрических трамвая. Их построили братья Струве на подмосковном заводе по американским проектам. В тот же день трамваи прошли испытания на ровной улице Александровской (ныне улица Сагайдачного) и вновь, 8 мая, на участке от улицы Подола до улицы Крещатик . 9 июня трамваи прошли испытания специальной комиссией и 13 июня начали движение пассажиров.

В 1893 году доходы от электрических трамваев превысили затраты на их содержание. Кроме того, электрические трамваи использовались всякий раз, когда у конных или паровых трамваев возникали трудности. Тем не менее, конные трамваи системы использовались до 1895 года, а последние паровые вагоны работали до 1904 года.

К 1893 году трамваи города легко поднимались по многочисленным крутым улицам Киева, включая улицу Прорезную , Круглоуниверситетскую и Караваевскую площадь (ныне площадь Украинских Героев ). В 1893 году журнал «Электричество» писал:

Если бы местность Киева не была такой уникальной, то потребовалось бы много лет, прежде чем трамваи стали бы использовать для питания трамваев. [ 5 ]

—  Elektrichestvo journal
Бельгийские вагоны Pullman, модернизированные Киевским трамвайным заводом, эксплуатировались на протяжении 1930-х годов.

Основной проблемой для водителей трамваев в то время был используемый подвижной состав. Когда умер акционер городской железной дороги Лазарь Бродский , акции были переданы бельгийской аукционной фирме, и в трамвайной системе начали работать бельгийские трамваи Pullman с мягкими тканевыми сиденьями парусного типа. Но ни эти, ни более ранние сиденья в немецких трамваях не давали водителям трамвая никакого комфорта, когда они стояли в ветер, дождь или снег на платформе машиниста трамвая.

В 1900 году трамвайная сеть расширилась до Пущи-Водицы . В 1912 году была проложена длинная линия бензинового трамвая длиной около 17 верст (18 километров) от Почтовой площади, через реку Днепр по Николаевскому мосту , через кварталы Передмостной и Никольской Слободки и до соседнего города Бровары . Линия использовалась до середины 1930-х годов и представляла собой одинарную линию с разъездами. Из-за этого поездка казалась более длительной, чем была на самом деле. Стоимость составила 35 копеек , приличные деньги по тем временам. [ 4 ] Тем не менее трамваи всегда были полны пассажиров.

Во времена Советского Союза

[ редактировать ]
Трамвай Pullman на улице Ярославов Вал в 1930-е годы

После русской революции и Гражданской войны в России началась реконструкция трамвайной системы. Несколько трамвайных линий были демонтированы и не восстанавливались. Частные линии были соединены с государственными и было построено несколько новых. В 1924 году трамваи начинают ходить на Соломянке, а в 1926 году построена линия на Бульонской улице (ныне улица Казимира Малевича).

Старые и устаревшие трамвайные вагоны требовали реставрации, так как промышленность страны не могла производить новый подвижной состав. Реконструкция проводилась в главном трамвайном депо системы — Домбальском депо, которое впоследствии станет Киевским заводом электротранспорта . С 1928 по 1932 год для Киева было изготовлено 80 двухосных моторных трамваев и 65 прицепных вагонов. С 1932 года депо начало производить четырехосные трамвайные вагоны. В этих трамваях помещение машиниста было отделено от пассажирского салона, но в зимний период не отапливалось.

В 1930-е годы предлагались различные проекты расширения трамвая, включая линии в Шевченковском и Соломенском районах , а также сообщение с левым берегом города. Большинство проектов были отменены из-за введения киевского троллейбусного движения , что также повлекло за собой демонтаж трамвайной линии в центре города.

В 1932 году была построена линия по улице Ивана Федорова. В 1934 году была открыта линия по улице Дегтяревской. В 1935 году трамвай начал курсировать по улице Тимирязевской (ныне улица Садово-Ботаничная), а также по Печерской линии. В 1936 году трамвайная сеть дошла до Дарницкого вагоноремонтного завода (ДВРЗ).

В 1941 году нацистская Германия напала на Советский Союз. Во время первой битвы за Киев в сентябре движение трамвая было остановлено. Во время нацистской оккупации трамвай работал с перебоями и в основном в грузовых целях. Во время второго боя 1943 года его работа вновь была остановлена. Трамвайная сеть в центре города сильно пострадала, и во время войны ее не удалось восстановить. После войны трамвай использовался для вывоза мусора во время ремонтных работ.

В 1951 году была открыта трамвайная линия на Кловском спуске, но примерно в то же время были демонтированы и другие центральные линии. В 1954 году была открыта трамвайная линия у моста Патона , соединившая после войны два берега. В 1956 году была открыта линия по улице Диагональной (ныне проспект Леонида Каденюка). В 1958 году трамвай начал курсировать по Харьковскому шоссе.

В 1960-х годах Советский Союз приобрел трамваи у ЧКД , в отличие от советских, у них только одна кабина, что привело к демонтажу многих тупиковых линий, который продлился до 1980-х годов.

Трамвайные вагоны ЧКД Татра-Т3СУ — самые распространенные трамвайные вагоны в Киеве. Здесь трамвайные вагоны стоят на Контрактовой площади , на фоне крыш Андреевской церкви.

13 марта 1961 года крупный оползень обрушился на городское трамвайное депо Подольское, засыпав его глиняным осадком и убив большую часть персонала на территории. Кроме того, десятки людей погибли в трамвайных вагонах и автобусах, попавших в результате оползня, а затем из-за неисправности электропроводки и короткого замыкания на перекрестке улиц непосредственно рядом с депо.

В 1961–1968 трамвайная сеть была расширена от улицы Дегтяревской до проспекта 50-летия Октября (ныне проспект Леси Курбасы) на правом берегу и от улицы Ташкентской до улицы Миропольской на левом берегу. Несколько непопулярных линий были закрыты.

была построена трамвайная линия В 1970-е годы в Куреневке . 11 апреля 1977 года остановилась первая линия киевского трамвая. В 1978 году линия по Брест-Литовскому проспекту (ныне Берестейский проспект ) была частично демонтирована, оставшаяся часть действовала до 1982 года.

30 декабря 1978 года скоростного трамвая линия в Киеве открылась первая в тогдашнем Советском Союзе . Он соединил площадь Победы (ныне Галицкая площадь ) с жилым массивом Южная Борщаговка . [ 6 ] В этом же году Киев пережил пик развития трамвайных маршрутов в своей истории. В 1978 году протяженность линий достигла 285 км, парк насчитывал 909 вагонов, а пассажиропоток в год превысил 396 миллионов человек. [ 7 ]

В 1980 году была проложена трамвайная линия через недавно построенный микрорайон Оболонь . В 1982 году левобережная трамвайная линия была расширена до улицы Николая Кибальчича. В 1985 году была закрыта линия на бульваре Леси Украинки. В 1986 году новая трамвайная линия открылась на Троещине . открылась трамвайная линия В 1987 году в строящемся Харьковском микрорайоне , а последняя тупиковая линия на улице Льва Толстого (ныне улица Гетмана Скоропадского) была демонтирована. В 1991 году закрыли линию на улице Гоголевской.

Независимая Украина

[ редактировать ]

В 1992 году были открыты новые рельсы возле Дарницкого трамвайного депо.

В 1994 году линия на Троещине была расширена до улицы Милославской.

Период застоя киевской трамвайной сети обычно связывают с Александром Омельченко, который в августе 1996 года стал мэром Киева. При его правлении в 1996-2006 годах город начал автомобильно-ориентированное развитие, и считалось, что трамвай вызывает пробки.

В августе 1996 года были демонтированы кольцевые линии перед вокзалом Киев-Пассажирский и на улице Воровского (ныне улица Бульварно-Кудрявская).

В 1997 году трамвайная линия на участке улицы Владимирской была закрыта.

В 1998 году линия на Печерск была закрыта.

В 2001 году кольцевую конечную станцию ​​возле Дворца спорта разобрали, а ее прежнее место продали под строительство небоскреба «Гулливер» , который некоторое время был самым высоким зданием в Украине.

В 2004 году киевская трамвайная сеть была разделена на две части после демонтажа линии у моста Патона, мост уже находился в плачевном состоянии, и демонтаж трамвая был попыткой его спасти. Решение было спорным, поскольку оно нигде не было объявлено, а люди не знали, как добраться до работы на другом берегу Киева, узнав об изменении маршрута прямо на трамвайной остановке. В конечном итоге дальнейшая реконструкция моста привела к увеличению пробок на вновь добавленных линиях, что только ухудшило состояние сооружения.

Маршруты

[ редактировать ]

По состоянию на 26 декабря 2023 года действуют следующие маршруты:

  Временно не работает (подробности смотрите в примечаниях)
  Временный или временно измененный маршрут (часы работы см. в примечаниях)
Маршрут Расписание Конечная остановка Конечная остановка С помощью Примечания
1 [1] Mykhailivska Borshchavihka Старовокзальная станция Сымыренко Street — Колцова Булевард — Volodymyra Pokotyla Street — Lesia Kurbasa Avenue — Liubomyra Huzara Avenue — Borshchahivska Street — Zhylianska Street —Starovokzalna Street Входит в Правобережную линию Киевского легкорельсового транспорта .
2 [2] Prospekt Akademika Koroliova Kiltseva Road station Akademika Koroliova Avenue — Symyrenka Street — Koltsova Boulevard — Volodymyra Pokotyla Street — Lesia Kurbasa Avenue  Входит в Правобережную линию Киевского легкорельсового транспорта .
3 [3] Kiltseva Road station Старовокзальная станция Kiltseva Road - Лесия Kurbasa Avenue - Лиубомира Huzara Avenue - Боршахивская Street - Жилинская Street -Старовокзальная Street Входит в Правобережную линию Киевского легкорельсового транспорта .
4 [4] Райдужные станции Милославская станция Petra Vershyhory Street - Onore de Balzaka Street  Входит в состав Левобережной линии Киевского легкорельсового транспорта . Работает только в будние дни и в часы пик.
5 [5] Райдужные станции Serzha Lyfaria Street Petra Vershyhory Street - Onore de Balzaka Street - Myloslavska Street - Mykoly Zakrevskoho Street  Входит в состав Левобережной линии Киевского легкорельсового транспорта .
8 [6] Лисова станция Линия 1 Позняки станция Линия 3 Hetmana Pavla Polubotka Street — Леонида Каденьюка Авенуя — Хната Хотковича Street — Pavla Usenka Street — Пластовая Street — Kharkivské Highway — Pryvokzalna Street — Yaltynska Street — Denysa Antipova Street — Trostianetska Street — Anny Akhmatovoii Street — Petrary 
11 Yordanska Street Контрактовая площадь Йорданская street - Heroiv Polku "Azov" - Dorbyninska street - Semena Skliarenka street - Petropavlivska quare - Kyrylivska street - Shekevytska street Temporarily suspended during construction on the segment from Shchekavytska Street to Podilske depot.
11К [7] Yordanska Street Контрактовая площадь Йорданская Street - Heroiv Polku "Azov" - Dorbyninska Street - Semena Skliarenka Street - Petropavlivska Square - Kyrylivska Street Temporary route during construction on the segment from Shchekavytska Street to Podilske depot. [ 8 ] Работает только в будние дни.
12 14th Lane, Pushcha-Vodytsia Контрактовая площадь Mykoly Yunkerova Street — 5th Lane — Fedora Maksymenka Street — средний highway — Pushcha-Vodytska Street — Tarasa Shevchenka Square — Poliarna Street — Автозаводская Street — Semena Skliarenka Street — Петропавловская Square — Kyrylivska Street — Щекавицкая Street — другой Street (other direction: Mezhihirska Street) — Spaska Street — Kontraktova Square Temporarily suspended during construction on the segment from Shchekavytska Street to Podilske depot.
12К [8] 14th Lane, Pushcha-Vodytsia Контрактовая площадь Mykoly Yunkerova Street — 5th Lane — Fedora Maksymenka Street — крепость — Pushcha-Vodytska Street — Tarasa Shevchenka Square — Poliarna Street — Автозаводская Street — Semena Skliarenka Street — Петропавливская Square — Kyrylivska Street Temporary route during construction on the segment from Shchekavytska Street to Podilske depot. [ 8 ]
14 [9] Видрадный проспект Контрактовая площадь Видрадные Авенуе — Ватслава Хавэла Булевард — Миколы Васыленка Street — Dehtiarivska Street — Dmytrivska Street — Hlybochytska Street — Nyzhny Val Street — Verkhnii Val Street — Kostiantynivska Street (второе место: Mezhihirska Street) — Spaska Street — Kontrak
15 [10] Видрадный проспект Старовокзальная станция Видрадные Авенуе — Ватслава Хавэла Буллевард — Миколы Васыленка Street — Dehtiarivska Street — Dmytrivska Street — Bulvarno-Kudriavska Street — Zhylianska Street
16 Heroiv Dnipra station Линия 2 Контрактовая площадь Heroiv Dnipra Street - Zoi Haidai Street - Левка Лукиененко Street - Heoriv Polku "Azov" Street - Dorbyninska Street - Semena Skliarenka Street - Petropavlivska Squre - Kyrylivska Street - Щекавицкая Street (второе направление: Olenivska Street) ) — Spaska Street Kontraktova Square Temporarily suspended during construction on the segment from Shchekavytska Street to Podilske depot.
16К [11] Heroiv Dnipra station Линия 2 Контрактовая площадь Heroiv Dnipra Street - Zoi Haidai Street - Левка Лукиененко Street - Heoriv Polku "Azov" Street - Dorbyninska Street - Semena Skliarenka Street - Petropavlivska Squre - Kyrylivska Street Temporary route during construction on the segment from Shchekavytska Street to Podilske depot. [ 8 ]
17 [12] Yordanska Street 14th Lane, Pushcha Vodytsia Йорданская street - Heroiv Polku "Azov" street - Dorbyninska street - Semena Skliarenka street - Avtozavodksa street - Poliarna street - Tarasa Shevchenka Square - Pushcha-Vodytska street - forest highway - Fedora Maksymenka street - 5th Lane - Mykoly Yunkerova street 
18 [13] Контрактовая площадь Старовокзальная станция Kontraktova Square — Spaska Street — Mezhihirska Street (второе направление: Костиантиновская Street) — Нижний Вал Street (второе направление: Verkhnii Val Street) — Hlybochytska Street — Dmytrivska Street — Bulvarno-Kudriavska Street — Zhylianska Street — Старовокзальная
19 Контрактовая площадь Tarasa Shevchenka Square Kontraktova Square — Spaska Street — Mezhihirska Street (второе направление: Костянтиновский Street) — Щекавицкая Street (второе направление: Olenivska Street) — Kyrylivska Street — Semena Skliarenka Street — Автозаводская Street — Poliarna Street — Tarasa Shevchenka Square Temporarily suspended during construction on the segment from Shchekavytska Street to Podilske depot.
19К [14] Контрактовая площадь Tarasa Shevchenka Square Кыриливская street - Semena Skliarenka street - Автозаводская street - Poliarna street - Tarasa Shevchenka Square Temporary route during construction on the segment from Shchekavytska Street to Podilske depot. [ 8 ]
22 [15] Завод железобетонных конструкций (ЗЗБК) Бульвар Перова Boryspilska Street — Pryvokzalna Street — Kharkivské Highway — Plastová Street — Pavla Usenka Street — Hnata Khotkevycha Street — Bratyslavska Street — Myropilska Street — Остафия Дашкевича Street — Suleimana Stalskoho Street — Perova Boulevard
23 [16] ДВРЗ Alishera Navoii Avenue Almatynska Street - Prazka Street - Ázerbaidzhanska Street - Hnata Khotkevycha Street - Bratyslavska Street - Myropilska Street - Alishera Navoii Avenue
25 [17] Позняки станция Линия 3 Завод железобетонных конструкций (ЗЗБК) Petra Hryhorenka Avenue — Anny Akhmatovoii Street — Trostianetska Street — Denysa Antipova Street — Yaltynska Street — Pryvokzalna Street — Boryspilska Street Работает только в будние дни. Один утренний маршрут.
28 [18] Милославская улица Лисова станция Линия 1 Myloslavska Street — Mykoly Zakrevskiho Street — Ronalda Reihana Street — Mykoly Kybalchycha Street — Ostafiia Dashkevycha Street — Myropilska Street — Bratyslavska Street — Hnata Khotkevycha Street — Leonida Kadeniuka — Hetmana Pavla Polubotka Street
28Д [19] Милославская улица Завод железобетонных конструкций (ЗЗБК) Myloslavska Street — Mykoly Zakrevskiho Street — Ronalda Reihana Street — Mykoly Kybalchcha Street — Остафия Дашкевича Street — Myropilska Street — Bratyslavska Street — Hnata Khotkevycha Street — Pavla Usenka Street — Plastova Street — Kharkivska Highway — Pryvokzalna Street Один утренний маршрут.
29 [20] Бориспольская станция Линия 3 Лисова станция Линия 1 Tashkentska Street - Volodymyra Rybaka Street - Denysa Antipova Street - Yaltynska Street - Pryvokzalna Street - Kharkivske Highway - Пластовая Street - Pavla Usenka Street - Hnata Khotkevycha Street - Leonida Kadenuka Avenue - Hetmana Pavla Полуботка Street
32 [21] Лисова станция Линия 1 ДВРЗ Hetmana Pavla Polubotka Street — Leonida Kadeniuka Avenue — Pavla Usenka Street — Plastova Street — Prazka Street — Almatynska Street
33 [22] Serzha Lyfaria Street ДВРЗ Hetmana Pavla Polubotka Street — Leonida Kadeniuka Street — Hnata Khotkevycha Street — Pavla Usenka Street — Plastova Street — Prazka Street — Almatynska Street
35 [23] Serzha Lyfaria Street Лисова станция Линия 1 Mykoly Zakrevskiho Street — Ronalda Reihana Street — Mykoly Kybalchycha Street — Ostafiia Dashkevycha Street — Myropilska Street — Hnata Khotkevycha Street — Leonida Kadeniuka Avenue — Hetmana Pavla Polubotka Street

Подвижной состав

[ редактировать ]

В киевской трамвайной системе используется множество различных трамвайных вагонов и типов: некоторые из них проектируются в Москве и производятся в Риге , некоторые производятся компанией «ЧКД Татра» в Праге , а некоторые производятся прямо в городе Киеве. Следующие данные включают только некоторые трамвайные вагоны, используемые в системе.

Картина Производитель Модель Количество С
Чешская Республика ЧКД Татра Т3СУ (3 двери)
Т3
Т3СУКС
587
10
138
1976
2012
2013
Чешская Республика ЧКД Татра
Украина Tatra-Yug
Т6Б5СУ
Т6Б5
95
2
1985
1994
Чешская Республика Парс Нова
Украина КЗЭТ
КТ3UA Кобра 14 2004
Украина Tatra-Yug 1 квартал
К1М8
К1М
9
4
8
2010
2010
2012
Чешская Республика Парс Нова
Украина ПТС
Т3УА-3 Каштан 6 2012
Беларусь БКМ
Украина Богдан
ТР843 1 2012
Украина КЗЭТ К3Р-ННП Каштан 1 2013
Украина Электрон Т5Б64 11 2015
Польша ДЕНЬГИ 71-414 Fokstrot 57 2016
Украина Tatra-Yug К1М6 1 2018
Чешская Республика ЧКД Татра Т6А5 7 2019
Украина Tatra-Yug К1Т306 18 2021

Исторический

[ редактировать ]
Картина Производитель Модель Количество Годы
Россия Казахстан 6 1892–1909
Германия П. Эрбранд и Cie. 86 1894–1935
Украина КЗЭТ 6 1894–1917
Польша Гостыньский 16 1899–1917
Германия МУЖЧИНА 61 1904–1951
Соединенные Штаты Пуллман 88 1909—1962
Украина Кузния на Рыбальскому 129 1911–1955
Россия УКВЗ Х
М
49
170
1928–1961
1930–1961
Россия УКВЗ
Украина КЗЭТ
131 1930–1955
Украина КЗЭТ М1 9 1940–1961
Россия УКВЗ КТМ-1 65 1948–1966
Латвия РВР МТВ-82 260 1949–1984
Украина КЗЭТ КТВ-57 87 1955–1987
Россия ПТМЗ ЛМ-57 1 1957–1967
Чешская Республика ЧКД Татра Т2СУ 51 1960–1987
Латвия РВР 6 25 1962–1969
Чешская Республика ЧКД Татра Т3СУ (2 двери) 336 1964–2011
Россия ПТМЗ 71-154М-К 1 2010–2017
Примечания
Сноски
  1. ^ "Главное управление статистики г.Киева - Количество перевозимых пассажиров по видам транспорта (ежегодная информация)" .
  2. ^ Объекты городского электротранспорта docs.google.com [ мертвая ссылка ]
  3. ^ План киевского трамвая на 2004 год можно найти на сайте mashke.org.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Калачевский Владимир. «Первый – в Киеве!» . Автоцентр (на русском языке). Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 26 июня 2006 г.
  5. ^ Анисимов, Александр (2002). Киев и киевляне (на русском языке). Курч. стр. 88–89. ISBN  966-96120-1-2 .
  6. ^ "Как в Киеве появилась первая в СССР линия скоростного трамвая. Исторические фото: Авто новости от AUTO-Consulting - трамва" . www.autoconsulting.ua . Retrieved 2020-05-19 .
  7. ^ "Крещатик - новости и жизнь украинской столицы" . Крещатик (in Russian) . Retrieved 2020-05-19 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д "С 19 августа ограничат движение трамваев по ул. Кирилловской от ул. Щекавицкой до Подольского ТРЕД в связи с ремонтом путей" . Официальный портал Киева (in Russian). 2023-08-18.
Библиография
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 380b839ff0112eb003965c953975d1da__1725268440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/da/380b839ff0112eb003965c953975d1da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trams in Kyiv - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)