Гендерные роли в исламе
Гендерные роли в исламе основаны на Священных Писаниях , культурных традициях и юриспруденции .
Коран . , священная книга ислама, указывает на то, что мужчины и женщины духовно равны В Коране говорится:
«Те, кто делает добро, будь то мужчина или женщина, и имеют веру, войдут в Рай, и с ними никогда не будут обижены, даже как с пятнышком на финиковом косточке». [ 1 ]
Однако эта идея равенства не нашла отражения в ряде законов мусульманских учреждений. [ 2 ]
Коран не определяет гендерные роли женщин. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] но исламская практика имеет такое значение. Частично это связано с тем, что мужчинам и женщинам иногда предоставляются разные права и культурные ожидания. В хадисе Сахих Бухари (9:89:252) говорится, что мужчина должен быть «хранителем [своей] семьи», тогда как женщина должна быть «хранителем дома своего мужа и его детей». [ 6 ]
В некоторых мусульманских странах женщинам по закону запрещено пользоваться определенными правами. [ 7 ]
Традиционные гендерные роли
[ редактировать ]Культурные традиции часто влияют на гендерные роли, преобладающие культурные нормы и интерпретацию Корана и других исламских текстов. [ 8 ]
Семья
[ редактировать ]Некоторые ученые -реформисты и феминистки утверждают, что концепция опеки легла в основу определенных гендерных ролей в мусульманских обществах. От женщин часто ожидают, что они будут послушными женами и матерями, оставаясь в семейном окружении. Между тем ожидается, что мужчины будут защитниками и опекунами своих семей. [ 9 ] Однако большинство мусульманских ученых согласны с тем, что женщины не обязаны служить своим мужьям, выполнять работу по дому или выполнять какую-либо работу по дому. [ 10 ] [ 11 ] Согласно египетской Дар-аль-Ифта , женщине разрешено выходить на работу, если у нее есть согласие мужа. Если нет обоюдного согласия, то ей не разрешается выходить на работу. [ 12 ] До периода возникновения ислама существовало множество представлений об определенных действиях и поведении женщин, которых следует ожидать, которые считались традиционными гендерными ролями. Женщины считались ниже мужчин, а женщины должны были вести себя хорошо и уважать мужчин. Раньше женщины считались домохозяйками и полагались на своих мужей, чтобы защитить их, поскольку считалось, что они недостаточно сильны, чтобы позаботиться о себе. [ 13 ]
По словам Сайида Кутба , видного члена египетских «Братьев-мусульман» в 1950-х и 1960-х годах, Коран «даёт мужчине право «опеки» или «превосходства» над семейной структурой, чтобы предотвратить разногласия и трения между супругами. Справедливость Сущность этой системы заключается в том, что Бог не только наделил человека необходимыми качествами и навыками для «опеки», но и возложил на него обязанность обеспечивать содержание сооружения». [ 14 ] Идеология Кутба по-прежнему оказывает влияние на радикальных исламистов и сегодня, оказывая влияние на таких выдающихся лидеров Ближнего Востока, как Айман Завахири , и террористов, таких как Усама бен Ладен . [ 15 ] [ 16 ]
В исламской культуре роли мужчин и женщин одинаково важны. Гендерные роли, рассматриваемые с исламской точки зрения, основаны на Коране и подчеркивают динамичную структуру семьи. [ 17 ] Как и в любой социокультурной группе, гендерные роли различаются в зависимости от консервативного или либерального характера конкретной группы.
Хотя в Коране нет подробного описания ролей мужчин и женщин, явно подразумевается, что каждый пол вносит одинаково значительный вклад в семейную жизнь.
В главе 4, стихе 34 Корана, говорится, что «мужчины являются кормильцами женщин». [ 18 ] из-за того, что они обеспечивают свою семью. Подразумевается, что благородный «обязанности мужа обязывают его содержать жену и детей, давать образование своим потомкам, быть добрым и внимательным к своей супруге, быть добрым к своим близким». [ 19 ] Эти ценности оставались довольно последовательными на протяжении всей истории ислама. В культуре принято, что женщины полагаются и должны полагаться на мужчин. Это рассматривается не как ограничивающая опора, а как мера по защите женщин от страданий и неудобств, связанных с общественной жизнью. [ 19 ] Именно из-за этой идеологии женщины традиционно не вносят финансового вклада в домашнее хозяйство, оставляя мужчину единственными кормильцами.
Роль женщины в доме, хотя и отличается от роли мужчины, также имеет большое значение и значение в исламской культуре. В прежние времена с самого раннего возраста девочки традиционно росли в женских покоях дома, называемых гаремом . Гарем был той частью дома, где жили женщины-члены семьи и домашнего хозяйства. Обычно это было запрещено всем мужчинам, кроме хозяина дома, его сыновей и, возможно, врача. [ 20 ] Здесь молодых девушек знакомили с домашними делами. [ 20 ] и обучались исламским законам и ценностям.
Женственность
[ редактировать ]То, что считается женским и «идеальной» мусульманкой, постоянно меняется. На эти изменения влияют многие факторы, в том числе глобальный рынок и модернизация. Коран требует , чтобы мусульманские мужчины и женщины одевались скромно. [ 21 ] Закон о хиджабе гласит, что все женское тело, кроме лица и рук, должно быть закрыто, когда женщина выходит из дома. [ 22 ] [ 23 ] в знак скромности, послушания Богу и уважения исламских ценностей. Модернизация изменила многие аспекты женственности как в прошлом, так и в настоящем. [ 24 ] Мировой рынок меняет женственность, демонстрируя и продвигая образы, желательные для идеальной мусульманки. [ 25 ] и это изменение привело к тому, что некоторые женские традиции устарели и стали оспариваться. [ 26 ] Одной из традиций, которая становится все менее приемлемой, является вуаль; некоторые женщины, хотя и не все, теперь считают это унизительным в современном мире, тогда как в прошлом это рассматривалось как знак уважения. [ 26 ] Независимо от традиций, женщины на протяжении всей истории использовались как культурный символ мусульманских религиозных ценностей. [ 27 ] которая сформировала то, что значит быть женственной в обществе.
Одежда
[ редактировать ]Несколько отрывков Корана посвящены приемлемым стандартам одежды как для мужчин, так и для женщин. Сура 24, стихи 30-31 гласит:

«И скажи верующим мужчинам, чтобы они опустили свой взор и были скромными. Это чище для них, и скажи верующим женщинам, чтобы они опустили свой взор и были скромными, и выставляли напоказ свои украшения только то, что кажется видимым, и накрывали свои покрывала». их груди и не показывать своих украшений, кроме как [тем родственникам, которые попадают в рамки близких отношений, объясненных в Коране (т.е. Махрамы )]...» [ 28 ]
В Иране нарушение исламского дресс-кода или участие в предполагаемом переодевании в одежду другого пола является преступлением, влекущим за собой тюремное заключение. [ 29 ]
Молитва и поклонение
[ редактировать ]Во время пятничной молитвы мусульманские общины по традиции разделяют мужчин, женщин и детей на отдельные группы. В остальные дни женщины и дети молятся дома. Ожидается, что мужчины будут совершать пятикратную ежедневную молитву в ближайшей мечети. Мухаммед специально разрешил мусульманским женщинам посещать мечети и молиться позади мужчин. Мухаммед сказал: «Не запрещайте своей жене (женам) ходить в мечеть, даже если их дома для них лучше», что подразумевает, что женщинам рекомендуется оставаться дома. «Молитва женщины в ее доме лучше, чем ее молитва во дворе, и ее молитва в ее спальне лучше, чем ее молитва в ее доме». (Сообщил Абу Дауд в аль-Сунане, Бааб маа джаа фи хурудж ан-ниса' илааль-масджид. См. также Сахих аль-Джами', № 3833). [ 30 ] [ нужен лучший источник ]
Спорные практики
[ редактировать ]Калечащие операции на женских половых органах
[ редактировать ]Опросы показали, что среди небольшого меньшинства мусульманских стран, особенно в Мали, Мавритании, Гвинее и Египте, широко распространено мнение, что КОЖПО является религиозным требованием. [ 31 ] Грюнбаум утверждает, что практикующие врачи могут не различать религию, традиции и целомудрие, что затрудняет интерпретацию данных. [ 32 ] Происхождение КЖПО в северо-восточной Африке имеет доисламское происхождение, но эта практика стала ассоциироваться с исламом из-за того, что эта религия ориентирована на женское целомудрие и уединение. [ а ] об этом нет упоминания В Коране . [ 34 ] В некоторых даиф (слабых) хадисах (высказываниях, приписываемых Мухаммеду) оно восхваляется как благородное, но не обязательное. [ 35 ] [ б ] считает это обязательным хотя шафиитская версия суннитского ислама . [ 36 ] В 2007 году Высший совет исламских исследований Аль-Азхара в Каире постановил, что КОЖПО «не имеет оснований ни в основных исламских законах, ни в каких-либо его частичных положениях». [ 37 ]
Современные точки зрения
[ редактировать ]Точки зрения на гендерные роли различаются в зависимости от различных интерпретаций Корана , различных сект религии, а также различных культурных традиций и географических регионов.
Салафизм
[ редактировать ]Салафия , арабский термин, обозначающий «салафизм», определяется как «то, что относится к происхождению». [ 38 ] Впервые он был задуман Мухаммадом Абдо , имея в виду первые поколения первых мусульман, которые поддерживали Мухаммеда в седьмом веке. [ 38 ]
Идеи Абдель Азиза бин Абдуллы бин База характерны для большей части секты салафитов. Бин Баз считал, что участие женщин в «мужских сферах» отделяет их от данной им Богом природы, что в конечном итоге приводит к страданиям и гибели женщин. [ 8 ] Он считал, что женщины, проникающие в «мужские владения», представляют опасность для мусульманского общества, в конечном итоге приводя к его моральному разложению. [ 8 ] Кроме того, он утверждал, что женщина вне дома — это женщина, отрицающая свой истинный, данный Богом характер. [ 8 ] Он рассматривал участие женщин в мужской сфере как ущерб следующему поколению, которое, по его словам, может получить худшее образование и меньше сострадания со стороны своих матерей. [ 39 ] [ 40 ] Бин Баз также считал, что женщины должны работать только в определенных областях, принадлежащих женщинам, таких как женское образование, уход и медицинское обслуживание. Но даже они должны подчиняться строгому разделению полов. [ 40 ]
Васатийя
[ редактировать ]Коранические и пророческие термины, обозначающие «умеренность», отражены в слове «васатия», что означает «средний путь между крайностями» и «вертикальный, не теряя равновесия». [ 41 ]
Идеи Мухаммада аль-Газали во многом характеризуют философскую школу васатийя. Его идеи разделяют и другие известные и влиятельные люди, в том числе Юсуф Аль-Кардави , Абдель-Халим Абу-Шакуа и Хасан аль-Тураби . [ 8 ] Вместе они представляют растущую модернистскую тенденцию. [ 8 ] Аль-Газали указал, что ислам предполагает значительное чувство равенства между мужчинами и женщинами. [ 8 ] Он утверждал, что существуют традиции, созданные людьми, а не Богом, которые замедляют развитие женщин и удерживают их в религиозном невежестве, что, по его мнению, приводит к деградации всего мусульманского сообщества. [ 8 ] Газали утверждает, что женщинам было отказано в праве голоса в своих общинах, и они были ограничены домашней работой. [ 42 ] Он также призвал к изменению исламского мышления в целом и переоценке культурных традиций, которые ошибочно считаются центральными в исламской вере. [ 8 ]
Фатема Мернисси
[ редактировать ]В своих трудах Фатема Мернисси заявила, что «если права женщин являются проблемой для некоторых современных мужчин-мусульман, то не из-за Корана, Пророка Мухаммеда или исламской традиции, а просто потому, что эти права противоречат интересам мусульман». мужская элита». [ 43 ] Она ставит под сомнение социальную норму, согласно которой мужчина унижается, если женщина в его семье работает вне домашнего пространства. Она утверждает, что в мужском сознании общество разделено на экономически производительную часть, то есть общественную и мужскую, и домашнюю сферу , которая является частной и женской, и что эти две области не должны смешиваться. [ 8 ]
Хеба Рауф
[ редактировать ]Хеба Рауф (род. 1965) подчеркивает важность новых интерпретаций Корана и Сунны ( традиций и высказываний Мухаммеда). Рауф утверждает, что продвижение женских интересов в арабских и мусульманских обществах требует переработки исламской мысли. Она критикует усилия тех, кто черпает вдохновение исключительно из западного феминизма. [ 8 ] С другой стороны, некоторые феминистки, такие как Наваль Эль-Саадави, резко критикуют чадру: «Чадра и нагота — две стороны одной медали. Обе подлые женщины — тела без ума…». [ 44 ] Но Рауф рассматривает ношение чадры как средство освобождения: «Чадра нейтрализует женскую сексуальность в общественной сфере, давая понять, что они граждане, а не сексуальные объекты». [ 45 ]
Рауф признает, что женщины принадлежат к общественной сфере, и она бросает вызов любому гендерному разделению между публичной и частной сферой. [ 46 ] Она утверждала, что «разрыв этой дихотомии придаст домохозяйкам больше социального уважения и побудит работающих женщин реализовать свою психологическую потребность быть хорошими матерями и женами». [ 46 ] подчеркивая, что женская работа должна распространяться как на частный, так и на государственный сектор.
Страны
[ редактировать ]Саудовская Аравия
[ редактировать ]С июня 2018 года женщинам разрешено водить машину в Саудовской Аравии. Это единственная страна в мире, где женщинам запрещено водить машину. [ 47 ] [ 48 ] В некоторых регионах, например в Мекке, принято также покрывать волосы. [ 8 ] Хотя они получили более широкий доступ к образованию и некоторым возможностям трудоустройства с разделением по признаку пола, их представленность на рынке труда увеличилась с чуть более 10 процентов в 2002 году до 33 процентов в 2021 году. [update]. [ 49 ] [ 50 ]
Развитие женщин в Саудовской Аравии происходит относительно медленнее, чем в соседних арабских странах, особенно в отношении улучшения участия женщин. [ 8 ] В 2004 году на пятом Экономическом форуме в Джидде, проходившем в Саудовской Аравии, впервые в истории на ключевых мероприятиях присутствовала женщина, а Лубна Олаян выступила с программной речью. [ 8 ]
Иран
[ редактировать ]За последние 40 лет в Исламской Республике Иран произошло несколько улучшений и неудач в роли женщин, особенно после иранской революции 1979 года. После революции иранские женщины получили больше возможностей в одних областях и больше ограничений в других. Одной из ярких особенностей революции было широкомасштабное участие женщин традиционного происхождения в демонстрациях, приведших к свержению монархии. Культура женского образования сложилась ко времени революции, так что даже после революции большое количество женщин поступило на государственную службу и в высшие учебные заведения. [ 51 ] После иранского конституционного референдума 1989 года изменения привели к улучшению жизни и возможностей женщин. [ 52 ] С тех пор несколько женщин были избраны в иранский парламент, и все больше женщин работают на государственной службе. [ 53 ] Частично это связано с тем, что женщины пользуются возможностями получения высшего образования. Уровень грамотности иранских женщин вырос с 46 процентов до 83 процентов. Иран занимал 10-е место по уровню грамотности женщин в 1970-х годах и удерживает эту позицию до сих пор. [ 54 ] Хиджаб стал обязательным, а также требованием скромности; свободная одежда, а также русари (платок), закрывающий все волосы. [ 55 ] [ 56 ] На экономическом фронте уровень участия женщин в рабочей силе и уровень грамотности растут. Однако уровень безработицы среди женщин по сравнению с мужчинами по-прежнему значительно выше. [ 57 ] [ 54 ]
Афганистан
[ редактировать ]В Афганистане права женщин колебались взад и вперед в зависимости от периода времени. После падения Кабула в 2021 году во время мятежа Талибана и последующего захвата Афганистана талибами обеспокоенность по поводу будущего женщин в стране возросла . [ 58 ] Согласно отчету ЮНЕСКО, за последние 18 лет произошли улучшения в образовании девочек: 4 из 10 детей были девочками. Из-за давления со стороны Организации Объединенных Наций и международных организаций талибы были вынуждены разрешить женщинам получать образование, в том числе бакалавриат и аспирантуру. [ 59 ]
Помимо прав на образование, Министерство по делам женщин было также заменено Министерством порока и добродетели. Эти группы исламской религиозной полиции считались очень жестокими и даже избивали женщин, если их замечали без опекунов-мужчин или нескромно одетых . [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джерри Маки , 1996: «КОЖПО является доисламским явлением, но оно было преувеличено из-за его пересечения с исламским кодексом скромности, заключающимся в семейной чести, женской чистоте, девственности, целомудрии, верности и уединении». [ 33 ]
- ^ Джерри Маки , 1996: «Коран ничего не говорит об КО, но несколько хадисов (высказываний, приписываемых Мухаммеду) рекомендуют смягчить эту практику ради женщины, восхваляют ее как благородную, но не предписанную, или советуют новообращенным женщинам воздерживаться от нанесения увечий, потому что даже если приятно мужу, то больно жене». [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сура Ан-Ниса – 124» . Коран.com . Проверено 02 марта 2022 г.
- ^ Дживрадж; де Йонг; Сухрайя; Аниса (2003). «Ресурс по сексуальности, гендеру и исламу» . kar.kent.ac.uk.
- ^ ул Хак, Икрам. «Говорит ли ислам КОНКРЕТНО, что женщины должны быть поварами, уборщицами и домохозяйками?» . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ ул Хак, Икрам. «Обязанность женщины — готовить для мужа?» . Архивировано из оригинала 1 июля 2012 года . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ Салих, Суад. Онислам, «Женщины, работающие дикторами на телевидении». Последнее изменение: 18 июня 2002 г. По состоянию на 14 марта 2014 г. http://www.onislam.net/english/ask-the-scholar/financial-issues/earning-livelihood/175434.html .
- ^ «Сахих аль-Бухари 7138 – Суждения (Ахкам) – Книга постановлений – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Проверено 02.03.2022 .
- ^ «Гражданство второго сорта» . Фонд Века . 4 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Сидани, Юсуф. «Женщины, работа и ислам в арабских обществах». Женщины в управленческом обзоре. нет. 7 (2005): 498-512. http://www.emeraldinsight.com/journals.htm?issn=0964-9425&volume=20&issue=7&articleid=1524037&show=html (по состоянию на 30 января 2014 г.).
- ^ Дживрадж; де Йонг; Сухрайя; Аниса (2003). «Ресурс по сексуальности, гендеру и исламу» . kar.kent.ac.uk. Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «Жена не обязана выполнять работу по дому» .
Большинство мусульманских ученых считают, что служение мужу не является обязательным... Имамы Малик, Аш-Шафи и Абу Ханифа, да помилует их Аллах, поддерживают это. Аль-Кайим, да помилует его Аллах, отметил, что брачный договор позволяет мужу наслаждаться своей женой; это не позволяет ему вовлекать ее в работу по дому.
- ^ «Женские вопросы» . Проверено 7 сентября 2017 г.
...готовить, шить, убирать, стирать и т. д. Эти вещи не являются для нее [жены] обязанностью.
- ^ «Фатава – Имеет ли женщина право работать?» . Дар аль-Ифта аль Мисрия . Проверено 02 марта 2022 г.
- ^ Ньюкерк, Карин ван (1998). Час для Бога и час для сердца: Ислам, гендер и женские развлечения в Египте . Университет Мэриленда, округ Балтимор. стр. Глава 4.
- ^ Хаддад; Эспозито (1998). Ислам, гендер и социальные изменения . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 20–38. ISBN 0195113578 .
- ^ Шойер, Майкл (2006). Глазами наших врагов: Усама бен Ладен, радикальный ислам и будущее Америки (Переиздание, 2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: ISBN Potomac Books, Inc. 1-57488-967-2 .
- ^ Викторович, Кинтан (16 февраля 2005 г.). «Генеалогия радикального ислама» . Исследования конфликтов и терроризма . 28 (2): 75–97. дои : 10.1080/10576100590905057 . S2CID 55948737 .
- ^ Самани, Шамим (июль 2016 г.). «Между текстами и контекстами: гендерные роли современных мусульман». Ислам и христианско-мусульманские отношения . 27 (3): 319–332. дои : 10.1080/09596410.2016.1148969 . S2CID 147239781 .
- ^ «Новый подход к Корану» . Священный Коран .
- ^ Перейти обратно: а б Альторки, Сорая (1986). Женщины в Саудовской Аравии: идеология и поведение среди элиты . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 62–63.
- ^ Перейти обратно: а б Вальтер, Вибке (1981). Женщина в Исламе . Лондон: Джордж Прайор Ассошиэйтед Паблишерс Лтд. стр. 42 . ISBN 9780839002567 .
- ^ Мартин и др. (2003), Энциклопедия ислама и мусульманского мира, Справочник Macmillan.
- ^ Аль-Арабия Аль-Исламия, Даруль-Улум. Межисламское «Хиджаб (покрывало)». Последнее изменение: 2001 г. По состоянию на 14 марта 2014 г. http://www.inter-islam.org/Actions/Hijbdu.html. Архивировано 8 февраля 2018 г. на Wayback Machine .
- ^ «Избранные решения» . Проверено 8 сентября 2017 г.
Женщинам необходимо закрывать от посторонних все тело, кроме лица и рук. Никакого особого вида и цвета одежды не рекомендуется; достаточно всего, чем можно покрыть тело.
- ^ ЭСПОЗИТО, ДЖОН Л. (1975). «Права женщин в исламе» . Исламские исследования . 14 (2): 99–114. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20846947 .
- ^ Гекариксель, Бану; МакЛарни, Эллен (2010). «Введение: мусульманские женщины, потребительский капитализм и индустрия исламской культуры» . Журнал женских исследований Ближнего Востока . 6 (3): 1–18. дои : 10.2979/MEW.2010.6.3.1 . ISSN 1552-5864 . S2CID 145081342 .
- ^ Перейти обратно: а б Фердоус, Адель К. (1983). «Женщины и Исламская революция» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 15 (2): 283–298. дои : 10.1017/S0020743800052326 . ISSN 0020-7438 . JSTOR 162994 . S2CID 162881314 .
- ^ Думато, Элеонора Абделла (1999). «Женщины и работа в Саудовской Аравии: насколько гибкими являются исламские прибыли?» . Ближневосточный журнал . 53 (4): 568–583. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4329391 .
- ^ «Сура Ан-Нур – 30-31» . Коран.com . Проверено 02 марта 2022 г.
- ^ Саидзаде, Зара (2 апреля 2020 г.). « Являются ли транс-мужчины самыми мужественными из мужчин?» Гендерные практики, транс-мужественность и марданеги в современном Иране» . Журнал гендерных исследований . 29 (3): 295–309. дои : 10.1080/09589236.2019.1635439 . ISSN 0958-9236 . S2CID 199145725 .
- ^ Онислам, «О правилах молитвы в мечетях». Последнее изменение: 19 августа 2013 г. По состоянию на 30 марта 2014 г. http://www.onislam.net/english/ask-about-islam/faith-and-worship/aspects-of-worship/166196-about-rules-of -praying-in-mosques.html .
- ^ ЮНИСЕФ, 2013 , 69–71.
- ^ Грюнбаум (2001) , 50 ; Маки и ЛеДжон (ЮНИСЕФ), 2008 г. , стр. 8–9.
- ^ Маки (1996) , 1008.
- ^ Перейти обратно: а б Маки (1996) , 1004–1005.
- ^ Роальд (2003) , 224; Асмани и Абди (2008) , 6–13.
- ^ Роальд (2003) , 243.
- ^ Пресс-релиз ЮНИСЕФ , 2 июля 2007 г.; ЮНИСЕФ 2013 , 70.
- ^ Перейти обратно: а б Шехаде, Ламия Рустум (2003). Идея женщины в фундаменталистском исламе . Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-3135-4 .
- ^ БинБаз, А. (1988), Исламские фетвы, Дарул-Калам, Бейрут.
- ^ Перейти обратно: а б БинБаз, А. (1985), «Суждение о женском труде», доступно по адресу: www.binbaz.org.sa/display.asp?f=ibn00195 (по состоянию на 24 ноября 2004 г.).
- ^ «ИсламиСити – глобальное мусульманское электронное сообщество» . www.islamicity.org . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Аль-Газали, М. (1989), Аль-Хак Аль-Мурр – Мрачная правда, Shurook Publishing, Каир.
- ^ Мернисси, Ф. (1991), Женщины и ислам, Blackwell Publishers, Оксфорд.
- ^ Эль-Саадави, Н. (1997), Читатель Навал Эль-Садави, Zed book, Лондон.
- ^ Полтер, Дж. (1997), «Отдельное место», журнал Sojourners, май – июнь, доступно по адресу: www.sojo.net/index.cfm?action=magazine.article&issue=soj9705&article=970521.
- ^ Перейти обратно: а б Эль-Гавхари, К. (1994), «Пришло время начать новое женское освободительное движение – исламское (интервью с Хебой Рауф)», Middle East Report, стр. 26-7.
- ^ «Саудовским женщинам разрешат иметь водительские права» . Би-би-си . 26 сентября 2017 года . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ Кеннеди, Меррит (26 сентября 2017 г.). «Саудовская Аравия заявляет, что отменит запрет и разрешит женщинам водить машину» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Отчет о человеческом развитии арабских стран (2002 г.), Создание возможностей для будущих поколений, ПРООН, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
- ^ Джалаби, Рая (04 ноября 2021 г.). «Саудовские женщины стремятся стать рабочей силой в меняющемся королевстве» . Рейтер . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ «Образование взрослых предлагает новые возможности и возможности иранским женщинам» . Унгей.орг. 6 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2018 г. Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ «Иранское палатное общество: Иранское общество: гендер, ислам и политика - Иран» . www.iranchamber.com .
- ^ Кедди, Современный Иран (2003), с. 286
- ^ Перейти обратно: а б Бахрамиташ, Роксана (весна 2004 г.). «Рыночный фундаментализм против религиозного фундаментализма: занятость женщин в Иране». Критика: критические исследования Ближнего Востока . 13 (1). Тейлор и Фрэнсис : 33–46. дои : 10.1080/1066992042000189706 . S2CID 220378330 .
- ^ Министерство исламской ориентации, Анализ данных о ценностях и взглядах иранцев: разрыв между поколениями и преемственность (Тегеран: Tarh-haye Melli [Национальные планы]), AH 1382/2003
- ^ Рамезани, Реза (2010). Хиджаб дар Иран аз Энкелаб-е Ислами та пайан Джанг-е Тахмили [Хиджаб в Иране от Исламской революции до конца Навязанной войны] (персидский), Фаснама-е Тахассуси-йе Бануван-е Шиит [Ежеквартальный журнал Шиитские женщины] , Кум: Муассаса-е Шиит Шинаси
- ^ Моллахосейни, Али (январь 2008 г.). «Гендер и занятость в Иране». Индийский журнал гендерных исследований . 15 (1). МУДРЕЦ : 159–162. дои : 10.1177/097152150701500110 . S2CID 144486202 .
- ^ Трофимов, Ярослав (15 августа 2021 г.). «Правительство Афганистана терпит крах, когда талибы захватывают Кабул» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Гольдбаум, Кристина; Хайери, Киана (27 октября 2021 г.). «Талибан разрешает девочкам вернуться в некоторые средние школы, но с большими оговорками» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Афганистан: Талибан объявляет новые правила для студенток» . Новости Би-би-си . Проверено 23 мая 2022 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Асмани, Ибрагим Летоме; Абди, Марьям Шейх (2008). Разрыв связи между калечащими операциями на женских половых органах/обрезанием и исламом (PDF) . Вашингтон: Границы репродуктивного здоровья, USAID. Архивировано (PDF) из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 26 июля 2015 г.
- Грюнбаум, Эллен (2001). Споры о женском обрезании: антропологическая перспектива . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-1746-9 .
- Маки, Джерри (декабрь 1996 г.). «Прекращение связывания ног и инфибуляции: отчет о конференции» (PDF) . Американский социологический обзор . 61 (6): 999–1017. дои : 10.2307/2096305 . JSTOR 2096305 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 июля 2019 года . Проверено 6 сентября 2014 г.
- Роальд, Анн-Софи (2003). Женщины в исламе: западный опыт . Лондон: Рутледж.