Jump to content

Тиуанако

Координаты : 16 ° 33'17 "ю.ш. 68 ° 40'24" з.д.  /  16,55472 ° ю.ш. 68,67333 ° з.д.  / -16,55472; -68,67333
(Перенаправлено с Тиауанаку )
Тиуанако
Карта с указанием местоположения в Боливии
Карта с указанием местоположения в Боливии
Показано в Боливии
Альтернативное название Тиауанако, Тиауанаку
Расположение Муниципалитет Тиуанако , Боливия
Координаты 16 ° 33'17 "ю.ш. 68 ° 40'24" з.д.  /  16,55472 ° ю.ш. 68,67333 ° з.д.  / -16,55472; -68,67333
Тип Урегулирование
История
Основан в. 110 год нашей эры ? [1]
Культуры Империя Тиуанако
Примечания к сайту
Состояние В руинах
Официальное название Тиуанако: духовный и политический центр культуры Тиуанако
Тип Культурный
Критерии III, IV
Назначен 2000 г. (24-я сессия )
Справочный номер. 567
Область Южная Америка

Тиуанако ( испанский : Тиауанако или Тиауанаку ) — доколумбовый археологический памятник в западной Боливии , недалеко от озера Титикака , примерно в 70 километрах от Ла-Паса , и это один из крупнейших памятников в Южной Америке. Останки поверхности в настоящее время занимают площадь около 4 квадратных километров и включают украшенную керамику, монументальные сооружения и мегалитические блоки. По скромным оценкам, в 800 году нашей эры на этом месте проживало от 10 000 до 20 000 человек. [2]

Впервые это место было упомянуто в письменной истории в 1549 году испанским конкистадором Педро Сьеса де Леоном во время поисков южной столицы инков Кулласую . [3]

Летописец-иезуит из Перу Бернабе Кобо сообщил, что название Тиуанако когда-то было тайпикала , что в переводе с аймара означает «камень в центре», намекая на веру, что он лежит в центре мира. [4] Название, под которым Тиуанако был известен его жителям, возможно, было утеряно, поскольку у них не было письменности. [5] [6] Хеггарти и Бересфорд-Джонс предполагают, что язык Пукина , скорее всего, был языком Тиуанако. [7]

История сайта

[ редактировать ]

Датировка памятника была значительно уточнена за последнее столетие. С 1910 по 1945 год Артур Познанский утверждал, что этому месту 11 000–17 000 лет. [8] [9] на основе сравнений с геологическими эрами и археоастрономией . Начиная с 1970-х годов Карлос Понсе Сангинес предположил, что это место было впервые заселено примерно в 1580 году до нашей эры. [10] самая старая радиоуглеродная дата на этом месте. Эта дата до сих пор встречается в некоторых публикациях и музеях Боливии. С 1980-х годов исследователи признали эту дату недостоверной, что привело к единому мнению, что это место не старше 200 или 300 г. до н.э. [11] [12] [13] Совсем недавно статистическая оценка надежных радиоуглеродных дат показала, что это место было основано примерно в 110 году нашей эры (50–170, вероятность 68%). [1] эта дата подтверждается отсутствием керамических стилей более ранних периодов. [14]

Тиуанако начал свой устойчивый рост в первые века первого тысячелетия нашей эры. Примерно с 375 по 700 год нашей эры этот город в Андах приобрел большое значение. На пике своего развития город Тиуанако занимал площадь около 4 квадратных километров (1,5 квадратных миль) и имел население более 10 000 человек. Рост города был обусловлен его сложной аграрно-пастбищной экономикой, поддерживаемой торговлей. [15]

Судя по всему, это место рухнуло около 1000 года нашей эры, однако причины этого до сих пор остаются предметом споров. Недавние исследования геолога Эллиота Арнольда из Питтсбургского университета показали свидетельства большей засушливости в регионе во время обрушения. Засуха в регионе могла бы повлиять на местные системы сельского хозяйства и, вероятно, сыграла свою роль в крахе Тиуанако.

Отношения

[ редактировать ]

Жители Тиуанако поддерживали тесные связи с культурой Вари . Цивилизации Вари и Тиуанако имели одну и ту же иконографию, известную как «Южноандская иконографическая серия». Предполагается, что отношения между двумя цивилизациями основаны на торговле или на военной основе. Вари — не единственная цивилизация, с которой Тиуанако мог иметь контакт. Города инков также имели архитектурную инфраструктуру, аналогичную той, что была в Тиуанако. Исходя из этого, можно ожидать, что инки черпали вдохновение из города Тиуанако и других ранних цивилизаций Андского бассейна.

Структуры

[ редактировать ]
Резьба на Воротах Солнца Тиуанако (фотография 1903 г.).

Структуры, раскопанные исследователями в Тиуанако, включают террасный платформенный курган Акапана , Восточная Акапана и Пумапунку ступенчатые платформы , Каласасайя , Кантаталлита, Кери Кала и ограждения Путуни.

Акапана представляет собой сооружение в форме « полуандского креста » шириной 257 м, максимальной шириной 197 м и высотой 16,5 м. В его центре, по-видимому, находился затонувший двор. Оно было почти разрушено в результате глубоких раскопок, проведенных грабителями и простирающихся от центра этого сооружения до его восточной стороны. Материалы, найденные грабителями, были сброшены на восточном берегу Акапаны. На западной стороне имеется лестница. Возможные жилые комплексы могли занимать как северо-восточный, так и юго-восточный углы этого сооружения.

Первоначально считалось, что Акапана возникла на основе модифицированного холма. Исследования XXI века показали, что это полностью рукотворный земляной курган , облицованный смесью крупных и мелких каменных блоков. Грязь, содержащая Акапану, по-видимому, была выкопана из «рва», окружающего это место. [16] Самый большой каменный блок Акапаны, сделанный из андезита , весит 65,7 тонны . [17] Верхние террасы усеяны шипованными каменными блоками в виде пум и человеческих голов. [16]

Восточная Акапана была построена на восточной стороне раннего Тиуанако. Позже его считали границей между церемониальным центром и городской территорией. Он был сделан из толстого подготовленного пола из песка и глины, на котором стояла группа зданий. Желтая и красная глина использовалась в разных областях, видимо, в эстетических целях. Его очистили от всего домашнего мусора, что свидетельствует о его большом значении для культуры. [16]

Пумапунку — это искусственная платформа, построенная по оси восток-запад, как и Акапана. Это Т-образный террасный земляной платформенный курган, облицованный мегалитическими блоками. Его ширина составляет 167,36 м по оси север-юг, ширина 116,7 м по оси восток-запад и высота 5 м. Идентичные выступы шириной 20 метров простираются на 27,6 метра к северу и югу от северо-восточного и юго-восточного углов Пумапунку. С этой структурой связаны корты, обнесенные стенами и без стен, а также эспланада.

Отличительной особенностью Пумапунку является большая каменная терраса; Его размеры 6,75 на 38,72 метра, он вымощен большими каменными блоками. Он называется « Платаформа Литика » и содержит самый большой каменный блок, найденный на территории Тиуанако. [17] [18] По словам Понсе Санжинеса, вес блока оценивается в 131 метрическую тонну. [17] Вес второго по величине каменного блока, найденного в Пумапунку, оценивается в 85 метрических тонн. [17] [18]

На территории Пума Пунку разбросаны различные виды ограненных камней. Из-за сложности каменной кладки сторонники теорий заговора часто называют это место местом древнего инопланетного вмешательства. Эти утверждения совершенно необоснованны.

« Ворота Солнца », Тиуанако, рисунок Эфраима Сквайера в 1877 году. Вертикальный масштаб на этом рисунке преувеличен.

Каласасайя — это большой двор длиной более 300 футов, очерченный высокими воротами. Он расположен к северу от Акапаны и к западу от Полуподземного храма. Во дворе исследователи нашли Врата Солнца. С конца 20-го века исследователи предположили, что это было не первоначальное местоположение ворот.

Рядом со двором находится Полуподземный храм; квадратный затонувший двор, который уникален своей осью север-юг, а не восток-запад. [19] Стены покрыты шипами самых разных стилей, что позволяет предположить, что со временем конструкция повторно использовалась для разных целей. [20] Он был построен со стенами из колонн из песчаника и меньшими блоками каменной кладки. [20] [21] Самый большой каменный блок в Каласасая оценивается в 26,95 метрических тонн. [17]

Внутри многих структур объекта есть впечатляющие ворота; монументальные по размеру расположены на искусственных курганах, платформах или затонувших дворах. На одном из ворот изображена иконография обращенной вперед фигуры в позе Бога Посоха. Эта иконография также используется на некоторых огромных сосудах, что указывает на важность этой культуры. Иконографию Врат Солнца, называемую Южно-андской иконографической серией, можно увидеть на нескольких каменных скульптурах, цирусах , подносах для табакерки и других артефактах Тиуанако. [22]

Уникальная резьба на вершине Врат Солнца изображает животных и других существ. Некоторые утверждают, что этот символизм представляет собой календарную систему, уникальную для народа Тиуанако, хотя окончательных доказательств того, что эта теория верна, нет.

Ворота Солнца и другие, расположенные в Пумапунку, не завершены. В них отсутствует часть типичной утопленной рамы, известной как шамбрана , которая обычно имеет гнезда для зажимов для поддержки последующих дополнений. Эти архитектурные образцы, а также ворота Акапана отличаются уникальными деталями и демонстрируют высокое мастерство обработки камня. Это раскрывает знание начертательной геометрии . Правильность элементов позволяет предположить, что они являются частью системы пропорций.

Ворота Луны.

Было предложено множество теорий об искусстве архитектурного строительства Тиуанако. Во-первых, они использовали лука , стандартную величину около шестидесяти сантиметров. Другой аргумент — в пользу соотношения Пифагора. Эта идея требует использования прямоугольных треугольников в соотношении пять к четырем к трем, которые используются в шлюзах для измерения всех частей. Наконец, Процен и Наир утверждают, что в Тиуанако существовала система отдельных элементов, зависящая от контекста и состава. Это проявляется в строительстве подобных ворот от миниатюрных до монументальных размеров, что доказывает, что факторы масштабирования не влияют на пропорции. С каждым добавленным элементом отдельные части сдвигались, чтобы они соответствовали друг другу. [23]

По мере роста населения развивались профессиональные ниши, и люди начали специализироваться на определенных навыках. Увеличилось количество ремесленников, занимавшихся гончарным, ювелирным и текстильным производством. Как и у более поздних инков, у Тиуанако было мало коммерческих или рыночных институтов. Вместо этого культура опиралась на перераспределение элиты. [24] То есть элиты государства контролировали практически всю экономическую продукцию, но должны были обеспечивать каждого простолюдина всеми ресурсами, необходимыми для выполнения его или ее функций. Избранные профессии включают земледельцев, пастухов, скотоводов и т. д. Такое разделение профессий сопровождалось иерархическим расслоением внутри государства. [25]

Некоторые авторы полагают, что элита Тиуанако жила внутри четырех стен, окруженных рвом. Эта теория называется «теорией рва Тиуанако». Некоторые считают, что этот ров должен был создать образ священного острова. Внутри стен было множество изображений, посвященных происхождению человека, которые могли видеть только избранные. Простолюдины, возможно, входили в это сооружение только в церемониальных целях, поскольку там располагалась самая святая из святынь. [3]

Хрупкий Монолит, держащий поднос с табакеркой и Циру ; на поясе изображены прорастающие растения, которые часто принимают за крабов.

Космология

[ редактировать ]

Во многих андских культурах почитаются горы. [26] и могут считаться священными объектами. Территория Тиуанако расположена в долине между двумя священными горами, Пукара и Чуки-Кава . В таких храмах в древности проводились церемонии в честь и благодарность богам и духам. [27] Это были места поклонения и ритуалов, которые помогали объединить народы Анд посредством общих символов и мест паломничества .

Тиуанако стал центром доколумбовых религиозных церемоний как для широкой публики, так и для элиты. Например, человеческие жертвоприношения в некоторых доколумбовых цивилизациях использовались для умилостивления бога в обмен на удачу. Раскопки Акапаны в Тиуанако выявили остатки жертвенных посвящений людей и верблюдов. [28] Исследователи предполагают, что Акапана также могла использоваться в качестве астрономической обсерватории. Он был построен так, что находился на одной линии с вершиной Кимсачаты , обеспечивая вид на вращение Млечного Пути с южного полюса. [29] Другие сооружения, такие как Каласасая, расположены так, чтобы обеспечить оптимальный вид на восход солнца в дни равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Хотя о символической и функциональной ценности этих памятников можно только предполагать, жители Тиуанако смогли изучить и интерпретировать положения Солнца, Луны, Млечного Пути и других небесных тел достаточно хорошо, чтобы придать им значительную роль в своей архитектуре. [30]

Легенды аймара помещают Тиуанако в центр Вселенной, вероятно, из-за важности его географического положения. Тиуанако хорошо знали свою природу и использовали ее и свои знания астрономии в качестве ориентиров в своих архитектурных планах. Самыми значимыми достопримечательностями Тиуанако являются горы и озеро Титикака. [31] Уровень озера Титикака со временем значительно колебался. Духовное значение и расположение озера способствовали религиозному значению Тиуанако. В мировоззрении Тиуанако озеро Титикака является духовным местом зарождения их космических верований. [32] Согласно мифологии инков, озеро Титикака — место рождения Виракочи , ответственного за создание солнца, луны, людей и космоса. В Каласасае в Тиуанако на вершине монолита, известного как Врата Солнца , изображена обращенная вперед фигура, держащая копьеметатель. [33] и нюхательный табак. Некоторые предполагают, что это изображение Виракочи. Однако также возможно, что эта фигура представляет собой божество, которое аймара называют «Тунуупа», которое, как и Виракоча, связано с легендами о сотворении и разрушении.

Аймара . , которые считаются потомками Тиуанако, имеют сложную систему верований, аналогичную космологии некоторых других андских цивилизаций Они верят в существование трёх пространств: Арайпача, верхнего мира; Акапача, средний или внутренний мир; и Манкаоача, нижний мир. [34] Верхний мир, который часто ассоциируется с космосом и Млечным Путем, считается местом обитания небесных существ. Средний мир – это место, где находится все живое, а нижний мир – это место, где сама жизнь перевернута. [35]

Археология

[ редактировать ]
Монолит Беннета был найден в центре полуподземного храма американским археологом Венделлом Кларком Беннеттом. Это самая большая стела , когда-либо найденная в Андском мире (7,3 м высотой); его тело покрыто мифическими фигурами.
Главы в полуподземном храме.

Поскольку вскоре после падения Тиуанако это место пострадало от грабежей и любительских раскопок, археологи должны попытаться интерпретировать его, понимая, что материалы были перемешаны и уничтожены. Это разрушение продолжалось во время испанского завоевания и колониального периода, а также в течение 19 и начала 20 веков. Другой ущерб был нанесен людьми, добывавшими камень для строительства зданий и железных дорог, а также стрельбой по стрельбе военнослужащими.

На современном месте не сохранилось ни одной стоячей постройки. Остались только общественные, нежилые фундаменты с плохо реконструированными стенами. Блоки тесаного камня, использованные во многих из этих построек, производились серийно в одинаковых стилях, поэтому их можно было использовать для разных целей. На протяжении всего периода существования этого места некоторые здания меняли назначение, в результате чего сегодня можно найти множество артефактов. [23]

Детальное изучение Тиуанако началось в небольших масштабах в середине девятнадцатого века. В 1860-х годах Эфраим Джордж Сквайер посетил руины и позже опубликовал карты и зарисовки, выполненные во время его визита. Немецкий геолог Альфонс Штюбель провел девять дней в Тиуанако в 1876 году, создавая карту этого места на основе тщательных измерений. Он также делал эскизы и создавал бумажные оттиски резьбы и других архитектурных особенностей. Книга, содержащая основные фотографические документы, была опубликована в 1892 году инженером Георгом фон Грамбковым. С комментариями археолога Макса Уле это был первый углубленный научный отчет о руинах.

Фон Грамбков впервые посетил Тиуанако между концом 1876 и началом 1877 года, когда он сопровождал в качестве фотографа экспедицию французского авантюриста Теодора Бера , финансируемую американским бизнесменом Генри Мейггсом , вопреки обещанию Бера пожертвовать артефакты, которые он найдет, на Вашингтона от имени Мейггса Смитсоновскому институту и Американскому музею естественной истории в Нью-Йорке . Экспедиция Бера была прервана яростной враждебностью местного населения, спровоцированной католическим приходским священником, но ранние картины фон Грамбкова сохранились. [36]

Фотографии археологических раскопок 1903 года.

Современные раскопки и реставрация

[ редактировать ]
Любительская археологическая реконструкция стен вокруг Каласасайи
Остатки оригинальных стен Каласасая демонстрируют высокое качество каменной кладки.

В 1960-х годах правительство Боливии предприняло попытку восстановить это место и реконструировать его часть. Стены Каласасаи почти все реконструированы. Реконструкция не была достаточно основана на доказательствах. Реконструкция не имеет такого высокого качества каменной кладки, как в Тиуанако. [20] Первые посетители сравнивали Каласасайю с английским Стоунхенджем . [37] Эфраим Сквайер назвал его «Американским Стоунхенджем». [38] До реконструкции он больше напоминал Стоунхендж, поскольку все камни-наполнители между большими каменными колоннами были разграблены. [39] Как уже отмечалось, считается, что Ворота Солнца, находящиеся сейчас в Каласасайе, были перенесены со своего первоначального места. [3]

Современные, академически обоснованные археологические раскопки проводились с 1978 по 1990-е годы Чикагского университета антропологом Аланом Колата и его боливийским коллегой Освальдо Риверой. Среди их вкладов — повторное открытие сука коллуса , точная датировка роста и влияния цивилизации, а также доказательства краха цивилизации Тиуанако, вызванного засухой.

Археологи, такие как Пол Гольдштейн, утверждали, что империя Тиуанако простиралась за пределы района Альтиплано и до долины Мокегуа в Перу. Раскопки в поселениях Омо обнаруживают признаки схожей архитектуры, характерной для Тиуанако, такие как храм и террасный курган. [19] В качестве аргумента используются также свидетельства аналогичных типов модификации сводов черепа в погребениях между стоянкой Омо и основным памятником Тиуанако. [40]

Роботизированное исследование недавно открытого туннеля внутри Акапаны, 13 июня 2006 г.

Сегодня Тиуанако внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия , находящийся в ведении правительства Боливии.

В последнее время Департамент археологии Боливии (ДИНАР, под руководством Хавьера Эскаланте) проводит раскопки на террасном платформенном кургане Акапана. Проект Proyecto Arqueologico Pumapunku-Akapana (Археологический проект Пумапунку-Акапана, PAPA), которым управляет Пенсильванский университет , в течение последних нескольких лет проводил раскопки на территории, окружающей террасный платформенный курган, а также проводил с помощью георадара исследования местности .

В прежние годы полевая археологическая школа, предлагаемая в рамках программы летних школ Гарварда и проводившаяся в жилом районе за пределами монументального ядра, вызвала споры среди местных археологов. [41] Режиссером программы стал Гэри Уртон . [42] из Гарварда, который был экспертом по кипу , и Алексей Вранич из Пенсильванского университета . Споры закончились, разрешив команде неподготовленных студентов работать на объекте, даже под профессиональным наблюдением. Это было настолько важно, что доступ имели только сертифицированные профессиональные археологи с документально подтвержденным финансированием. Споры были обвинены в националистическом и политическом подтексте. [43] Гарвардская полевая школа просуществовала три года, начиная с 2004 года и заканчивая 2007 годом. В последующие годы проект не продлевался, и на это не запрашивалось разрешение.

В 2009 году финансируемые государством реставрационные работы на Акапане были остановлены из-за жалобы ЮНЕСКО . Реставрация заключалась в облицовке платформенного кургана саманом , хотя исследователи не установили это целесообразным. [44] [45]

В 2013 году морские археологи, исследующие риф Кхоа на озере Титикака, обнаружили древнее церемониальное место и подняли со дна озера такие артефакты, как лазурит и керамические статуэтки, курильницы и церемониальный медальон. [46] Артефакты отражают щедрость церемоний и культуру Тиуанако. [46]

Когда в 2016 году с помощью дрона была создана топографическая карта этого места, был обнаружен «набор ранее неизвестных структур». Эти сооружения занимали площадь более 411 гектаров и включали каменный храм и около ста круглых или прямоугольных построек огромных размеров, которые, возможно, были жилыми помещениями. [47]

Воздушное наблюдение

[ редактировать ]

использовала различные методы воздушного наблюдения В период с 2005 по 2007 год ЮНЕСКО для создания аэрофотоснимка этого места. В этом процессе использовались лидар, аэрофотосъемка, дроны и наземное лазерное сканирование. Данные, полученные в результате этого исследования, включают топографические карты, на которых показаны основные структуры на этом месте, а также картирование нескольких структур в районе Молло Кунту. С помощью этих методов было получено более 300 миллионов точек данных, которые помогли переопределить основные структуры, которые не были полностью раскопаны, такие как Пума Пунку.

Важные авторы

[ редактировать ]

Алан Колата из Чикагского университета провел исследование в Тиуанако в конце 1900-х годов, на основе которого он описал город, его структуру и культуру в своей книге «Тиуанако». Позже он опубликовал «Долину духов» , в которой описаны другие аспекты культуры Тиуанако, такие как астрология и мифология.

Джон Уэйн Янусек из Университета Вандербильта также проводил время в конце 1900-х годов на месте Тиуанако, записывая результаты продолжающихся раскопок. В 2008 году он опубликовал «Древний Тиуанако» , в котором описал свои открытия об архитектуре, сельском хозяйстве и других аспектах жизни Тиуанако.

Жан-Пьер Процен был профессором архитектуры Калифорнийского университета в Беркли и посвятил большую часть своей жизни изучению архитектуры Тиуанако. В 2013 году он опубликовал «Камни Тиауанако» , в которых подробно описаны архитектура и каменная кладка Тиуанако. Его работа сыграла огромную роль в создании потенциальных реконструкций того, как выглядят многие сооружения, особенно пума-панку.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Марш, Эрик (2012). «Байесовская переоценка самых ранних радиоуглеродных дат из Тиуанако, Боливия» . Радиоуглерод . 54 (2): 203–218. Бибкод : 2012Radcb..54..203M . doi : 10.2458/azu_js_rc.v54i2.15826 .
  2. ^ Янусек, Джон (2004). Самобытность и власть в древних Андах: города Тиуанако во времени . Нью-Йорк: Рутледж . п. 128. ИСБН  978-0415946346 .
  3. ^ Jump up to: а б с Колата, Алан Л. (1993). Тиуанако: портрет Андской цивилизации . Уайли-Блэквелл . ISBN  978-1-55786-183-2 .
  4. ^ Келли, Дэвид Х.; Милон, Юджин Ф. (19 ноября 2004 г.). Исследование древнего неба: энциклопедический обзор археоастрономии . Спрингер . ISBN  978-0-387-95310-6 .
  5. ^ Хьюз, Холли (20 октября 2008 г.). Фроммерс 500 мест, которые стоит увидеть, прежде чем они исчезнут (500 мест) . Фроммерс . стр. 266 . ISBN  978-0-470-18986-3 . Проверено 9 августа 2009 г.
  6. ^ «Профиль: Фабрисио Р. Сантос - Генографический проект» . Генографический проект . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 5 июля 2011 года . Проверено 9 августа 2009 г.
  7. ^ Хеггарти, П.; Бересфорд-Джонс, Д. (2013). «Анды: лингвистическая история». В Нессе, И. (ред.). Энциклопедия глобальной миграции людей . Оксфорд: Уайли-Блэквелл. стр. 401–409. дои : 10.1002/9781444351071.wbeghm852 . ISBN  978-1-44435-107-1 .
  8. ^ Познанский, Артур (1910). Тиуанаку и острова Солнца и Луны (Титикака и Коати) . Ла Пас. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Познанский, Артур (1945). Тиуанаку, колыбель американского человека Том. I–II. Перевод Джеймса Ф. Шивера. Нью-Йорк: Джей Джей Августин.
  10. ^ Понсе Сангинес, Карлос (1971). Тиуанако: пространство, время и культура . Ла-Пас: Национальная академия наук Боливии.
  11. ^ Браунман, Дэвид (1980). «Расширение Тиуанако и экономические модели». Археологические исследования . 5 : 107–120.
  12. ^ Янусек, Джон (2003). «Сосуды, время и общество: к керамической хронологии в сердце Тиуанако». В Колате, Алан (ред.). Тиуанако и его внутренние районы: археологические и палеоэкологические исследования андской цивилизации, Том. 2: Городская и сельская археология . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 30–89.
  13. ^ Стэниш, Чарльз (2003). Древняя Титикака . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
  14. ^ Марш, Эрик (2012). «Основание Тиуанако: свидетельства Ккараньи» Древний мир 32 : 169–188. дои : 10.1179/naw.2012.32.2.69 . S2CID   194040072 .
  15. ^ Эндрюс, Энтони П. (1995). Первые города . Канада: Сент-Реми Пресс. стр. 158–160. ISBN  0-89599-043-1 . Проверено 26 июля 2022 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Исбелл, WH, 2004, Дворцы и политика на Среднем горизонте Анд. в С.Т. Эвансе и Дж. Пиллсбери, ред., стр. 191–246. Дворцы Древнего Нового Света , Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия
  17. ^ Jump up to: а б с д и Понсе Сангинес, К. и Г.М. Терразас, 1970, О происхождении каменного материала памятников Тиуанако. Номер публикации. 21. Национальная академия наук Боливии .
  18. ^ Jump up to: а б Вранич, А., 1999, Интерпретация значения ритуальных пространств: Храмовый комплекс Пумапунку, Тиуанако, Боливия , Докторская диссертация, Пенсильванский университет.
  19. ^ Jump up to: а б Гольдштейн, Пол (1993). Храмы Тиуанако и расширение штата: Храм Затонувшего Суда Тиуанако в Мокегуа, Перу .
  20. ^ Jump up to: а б с Броуман, Д.Л., 1981, «Новый взгляд на Андский Тиуанако», New Scientist vol. 69, нет. 4, стр. 408-419.
  21. ^ Коу, Майкл, Дин Сноу и Элизабет Бенсон, 1986, Атлас древней Америки , с. 190
  22. ^ Сильверман, Хелейн Андская археология, том 2. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing, 2004.
  23. ^ Jump up to: а б Процен, Ж.-П. и С.Э. Наир, 2000, «О реконструкции архитектуры Тиуанако»: Журнал Общества историков архитектуры, том. 59, вып., 3, с. 358-371.
  24. ^ , Смит, Майкл Э. (2004), «Археология древней экономики», Анну. Преподобный Антроп. 33: 73-102.
  25. ^ Бан, Пол Г. Затерянные города . Нью-Йорк: Добро пожаловать, дождь, 1999.
  26. ^ Рейнхард, Йохан (1985). «Священные горы: этноархеологическое исследование руин высоких Анд» . Горные исследования и разработки . 5 (4): 299–317. дои : 10.2307/3673292 . ISSN   0276-4741 . JSTOR   3673292 .
  27. ^ Бонилья, Ираклион (1 ноября 2006 г.). «Религиозные практики в Андах и их значение для политической борьбы и развития» . Горные исследования и разработки . 26 (4): 336–342. doi : 10.1659/0276-4741(2006)26[336:RPITAA]2.0.CO;2 . ISSN   0276-4741 . S2CID   128460565 .
  28. ^ Блом, Дебора Э.; Янусек, Джон Уэйн (2004). «Создавая место: люди как посвящение в Тиуанако» . Мировая археология . 36 (1): 123–141. дои : 10.1080/0043824042000192623 . ISSN   0043-8243 . JSTOR   4128306 . S2CID   154741300 .
  29. ^ Вранич, Алексей (2016). «Монументальное восприятие ландшафта Тиуанако » Политические ландшафты столиц . Университетское издательство Колорадо: 181–212. дои : 10.5876/9781607324690.c005 . ISBN  9781607324683 . JSTOR   j.ctt1dfnt2b.11 .
  30. ^ Магли, Джулио (2009). Тайны и открытия археоастрономии: от Гизы до острова Пасхи . Нью-Йорк: Copernicus Books/Springer Science + Business Media, совместно с Praxis Pub. ISBN  978-0-387-76566-2 .
  31. ^ «Озеро Титикака» . Энциклопедия всемирной истории .
  32. ^ «Тиуанако и озеро Титикака – Боливия» . Священная Земля .
  33. ^ Макс Уле : Природа и порядок древних перуанских культур. Коллоквиум Верлаг, 1959, с. 62: Посох в правой руке рисунка ясно указывает на копьеметателя благодаря крючку наверху, который, как это часто бывает у настоящих копьеметателей, имеет форму птицы («Посох в правой руке На рисунке четко обозначен копьеметатель по крючку вверху, который - как это часто бывает у настоящих копьеметателей - имеет форму птицы.")
  34. ^ «Космовидение народа аймара в Чили для треккеров» . Треккингчиле RU .
  35. ^ Квилтер, Джеффри (2014). Древние центральные Анды . Абингдон, Оксон. ISBN  9780415673105 . Архивировано из оригинала 3 мая 2021 г. Проверено 4 мая 2021 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. ^ Ривиале, Паскаль (2018). «Коммунар среди американистов: биография Теодора Бера» . Бероза-Международная энциклопедия истории антропологии . Бероза . Проверено 18 января 2020 г.
  37. ^ Альфонс Штюбель, Макс Уле: Руины Тиауанако в высокогорье древнего Перу: культурно-историческое исследование, основанное на независимых записях. Хиерсеманн, Лейпциг, 1892 г., Часть II, с. 46 ( digi.ub.uni-heidelberg.de ).
  38. ^ Жан-Пьер Процен, Стелла Наир: Камни Тиауанако: исследование архитектуры и строительства. Том. 75. Издательство Института археологии Котсена, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес, 2013, с. 46.
  39. ^ Алексей Вранич, Чарльз Стэниш (ред.): Видения Тиуанако . Институт археологии Котсена Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, 2013, с. 4
  40. ^ Хошауэр, Лиза М. (1995). Искусственная деформация черепа на стоянке Омо M10: комплекс Тиуанако из долины Мокегуа, Перу .
  41. ^ Лемуз, К. (2007), «Хороший бизнес, хорошая археология?» , Crítica Arqueológica Boliviana [ боливийский археологический критик ] ( журнал Всемирной паутины ) (на испанском языке) .
  42. ^ «Программа в Тиуанако, Боливия» , Архив летней школы , Гарвардский университет, 2005 г., заархивировано из оригинала 5 августа 2012 г.
  43. ^ Коян, Дэвид; Анджело, Данте (2005), «Доминирующие повествования, социальное насилие и практика боливийской археологии», Журнал социальной археологии , 5 (3): 383–408, doi : 10.1177/1469605305057585 , S2CID   144411168 .
  44. ^ Кэрролл, Рори (20 октября 2009 г.). «Реконструкция может привести к потере Боливийской пирамиды статуса объекта всемирного наследия» . Хранитель .
  45. ^ «Пирамида может потерять статус всемирного наследия после фиаско реконструкции» . Сидней Морнинг Геральд . 20 октября 2009 г.
  46. ^ Jump up to: а б Образец, Ян (01 апреля 2019 г.). «Археологи обнаружили «исключительное» место на озере Титикака» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 2 апреля 2019 г.
  47. ^ «Тайны Тиуанако, раскрытые дроном» .

Библиография

[ редактировать ]
  • Берманн, Марк Лукурмата Издательство Принстонского университета (1994) ISBN   978-0-691-03359-4 .
  • Брюнс, Карен Олсен, Древняя Южная Америка , Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания, ок. 1994.
  • Артур Познански; Тиуанаку, колыбель американского мужчины (англо-испанское двуязычное издание) ; Нью-Йорк, 1945 год.
  • Гольдштейн, Пол, «Храмы Тиуанако и расширение государства: храм затонувшего суда Тиуанако в Модуэгуа, Перу», Latin American Antiquity , Vol. 4, № 1 (март 1993 г.), стр. 22–47, Общество американской археологии.
  • Хошауэр, Лиза М., Джейн Э. Буйкстра , Пол С. Гольдштейн и Энн Д. Вебстер, «Искусственная деформация черепа на стоянке Омо M10: комплекс Тиуанако из долины Мокегуа, Перу», Latin American Antiquity , Vol. 6, № 2 (июнь 1995 г.), стр. 145–64, Общество американской археологии.
  • Янусек, Джон Уэйн, Древнего Тиуанако (2008) издательство Кембриджского университета ISBN   978-0-521-01662-9 .
  • Колата, Алан Л., «Сельскохозяйственные основы штата Тиуанако: взгляд из глубинки», American Antiquity , Vol. 51, № 4 (октябрь 1986 г.), стр. 748–762, Общество американской археологии.
  • Колата, Алан Л. (июнь 1991 г.), «Технология и организация сельскохозяйственного производства в штате Тиуанако», Latin American Antiquity , 2 (2), Общество американской археологии: 99–125, doi : 10.2307/972273 , JSTOR   972273 , S2CID   3812420 .
  • Процен, Жан-Пьер и Стелла Э. Наир, «О реконструкции архитектуры Тиуанако», Журнал Общества историков архитектуры , Vol. 59, № 3 (сентябрь 2000 г.), стр. 358–71, Общество историков архитектуры.
  • Рейнхард, Йохан, «Чавин и Тиауанако: новый взгляд на два андских церемониальных центра». National Geographic Research 1 (3): 395–422, 1985.
  • ——— (1990), «Тиауанако, Священный центр Анд», Макфаррен, Питер (редактор), Путеводитель по Боливии для инсайдеров , Ла-Пас, стр. 151–81 {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • ——— (1992), «Тиуанако: очерк космовидения» [Тиуанако: очерк космовидения], Pumapunku Journal (на испанском языке), 2 : 8–6.
  • Стоун-Миллер, Ребекка (2002) [ок. 1995], Искусство Анд: от Чавина до инков , Лондон: Темза и Гудзон .
  • Вальер, Клодин (2013). Вкус Тиуанако: повседневная жизнь в древнем городском центре Анд через взгляд на кухню (доктор философии). Университет Макгилла.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f42164a205c8c0504341c4b7810b3a05__1722939060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/05/f42164a205c8c0504341c4b7810b3a05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiwanaku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)