Хайнц Карл Грубер
Хайнц Карл « Нали » Грубер (родился 3 января 1943 года), профессионально называющий себя Х.К. Грубером , — австрийский композитор, дирижер, контрабасист и певец. Он является ведущей фигурой так называемой Третьей венской школы .
Карьера
[ редактировать ]Говорят, что Грубер является потомком (хотя происхождение остается неясным) Франца Ксавера Грубера , автора гимна Stille Nacht (Тихая ночь). Он родился в Вене . С 1953 по 1957 год Грубер был участником Венского хора мальчиков , получив прозвище «Нали» (по его мнению, из-за храпа). [ 1 ] Он учился в Венской высшей школе музыки , его учителями композиции были Альфред Уль , Эрвин Рац и Ханс Елинек , а позже Готфрид фон Эйнем , у которого он также учился в частном порядке. В 1961 году Грубер присоединился к ансамблю die Reihe в качестве контрабасиста, а в 1963 году стал солистом-басистом Венского тонкюнстлерского оркестра. В 1968 году вместе со своими друзьями-композиторами Куртом Шверциком и Отто М. Зиканом , а также скрипачом Эрнстом Ковачичем он стал соучредителем ансамбль «МОБ-арт и тон-АРТ», частично для исполнения собственного репертуара (в который входили короткая пьеса Грубера «Босса Нова» , которая быстро стала хитом) и частично Маурисио Кагеля . Ансамбль можно считать колыбелью так называемой «Третьей венской школы», наиболее известным представителем которой сейчас является Грубер.
Как и Шверцик, Грубер обучался в постшенберговском стиле Второй венской школы , но – также как и Шверцик – быстро приспособился к тональности и старым венским традициям. Критик Пол Драйвер писал о Грубере: «Неоромантик, неотонал, неоэкспрессионист, неовенец: он не является ни одной из этих вещей, скорее разумный (и совершенно совершенный) композитор, который продолжает реагировать на какой бы музыкальный стимул, будь то высокоинтеллектуальный или низкопробный, 12-тоновый или 7-тональный, горький или сладкий, он встречается на своем пути».
Грубер сочинял музыку, а также играл джаз еще со студенческих лет, но международную известность добился в 1978 году с «Франкенштейном»!! , «пандемониум» для шансонье и оркестра (или большого ансамбля) на стихи из Аллерлейрауша , сборник детских стихов его друга, абсурдиста и на венском диалекте поэта Х. К. Артмана , который он исполнял как певец по всему миру в следующие несколько лет. Он и Шверцик представили репортаж «Портрет композитора» на Берлинском фестивале 1979 года, и впоследствии Грубер был включен в число ведущих композиторов Австрии. Как исполнитель (дирижер, певец, басист) он участвовал в написании музыки Питера Максвелла Дэвиса , Ханнса Эйслера и Курта Вайля , а также сделал известные записи на компакт-дисках двух последних композиторов.
В сентябре 2009 года Грубер был назначен композитором/дирижером Филармонического оркестра BBC вместо Джеймса Макмиллана . [ 1 ]
Выбранный рабочий список
[ редактировать ]Сценические работы
[ редактировать ]- «Изгнание из рая» , мелодрама для ораторов и инструменталистов (1966)
- Гоморра , опера на либретто Рихарда Блетшахера (1970–96)
- Глория фон Якстберг ( «Глория, свинья» ), двухактный музыкальный театр для 5 певцов и 9 сессионных музыкантов плюс арфа (1992–4)
- Повелитель северного ветра , опера в 2-х частях (2003–5)
Оркестровый
[ редактировать ]- Концерт для оркестра, op.3 (1960)
- Manhattan Broadcasts для легкого оркестра (1962–4)
- fürbass , Концерт для контрабаса с оркестром (1965)
- Ревю для камерного оркестра, op.22 (1968; первая часть переработана как Vergrößerung для оркестра, 1971)
- Фотоподходящие картинки по следам предполагаемой темы для небольшого оркестра (1977)
- Концерт для скрипки №1 '...сотканный из теневого аромата...' (1978)
- Rough Music – Концерт для ударных с оркестром (1983)
- Чаривари - Австрийский журнал для оркестра (1983)
- Концерт для скрипки № 2 Nebelsteinmusik для скрипки и струнных (1988), премьера которого состоялась Эрнстом Ковачичем, который был одновременно солистом и руководителем на премьере с Венским камерным оркестром 10 июля 1988 года на фестивале Святого Флориана в Санкт-Флориане , Австрия.
- Концерт для виолончели с оркестром (1989), написанный для Йо-Йо Ма , который дал мировую премьеру с Boston Musica Viva под управлением Ричарда Питтмана 3 августа 1989 года в Тэнглвуде .
- Aerial , концерт для трубы с оркестром (1998–9), написанный для Хокана Харденбергера , который представил пьесу вместе с Симфоническим оркестром BBC под управлением Неэме Ярви в Королевском Альберт-Холле в Лондоне 29 июля 1999 года в рамках Променада BBC .
- Zeitfluren , Концерт для камерного оркестра (2001), премьера которого состоялась Лондонской симфониеттой под управлением композитора в зале Поля Захера в Базеле 9 ноября 2001 года.
- Танцы в темноте , оркестр (2002), премьера состоялась Венским филармоническим оркестром под управлением сэра Саймона Рэттла в Музикферайне , Вена , 11 января 2003 года.
- Скрытая программа для оркестра (2006), премьера которой состоялась на BBC Symphony под управлением композитора в KKL Konzertsaal, Люцерн , 20 августа 2006 года в рамках Люцернского фестиваля 2006 года .
- Выступление для трубы соло, струнного оркестра и дуэта аккордеона и банджо (2007), написанное для шведского виртуоза Хокана Харденбергера , который представил пьесу вместе с Амстердамской симфониеттой под управлением композитора в Muziekgebouw aan 't IJ , Амстердам, 17 мая 2008 года.
- Northwind Pictures (2003–2005/2010–11), оркестровая сюита из оперы «Герр Нордвинд» , премьера которой состоялась Тонкюнстлерским оркестром «Нидерёстеррайх» под управлением Грубера на музыкальном фестивале в Графенегге под Веной 4 сентября 2011 года. Премьера произведения в Великобритании. проводится филармонией BBC под руководством композитора в Бриджуотер-холле , Манчестер , 3 числа. Февраль 2012.
- в The Open ... для ударных и оркестра (2010), премьера которого состоялась в Филармоническом оркестре BBC под управлением Джона Сторгордса в Королевском Альберт-холле в Лондоне в рамках Променада BBC 2015 года . [ 2 ]
- Концерт для фортепиано с оркестром (2014–2016), премьера которого состоялась Эмануэлем Аксом и Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Алана Гилберта в Дэвиде Геффен-холле , Нью-Йорк, 5 января 2017 года.
Латунь
[ редактировать ]- Демилитаризованные зоны , Марш-парафраз для духового оркестра (1979)
Вокально-хоровое
[ редактировать ]- Месса для хора и ансамбля (1960)
- 3 песни Рабиндраната Тагора для баритона, ансамбля и текста (1961)
- Франкенштейн!! , пандемониум для шансонье и оркестра (или камерного оркестра) на стихи Х. К. Артмана (1976–77; разработан на основе вокально-ансамблевой сюиты «Франкенштейн» , 1971)
- Zeitstimme для шансонье с оркестром (1996)
Камерный ансамбль
[ редактировать ]- Сюита для 2-х фортепиано, духовых инструментов и ударных (1960)
- Трио-игра тре для фортепианного трио op.12 (1963)
- Босса-нова ор.21 (1968)
- В домохозяйство
- Настоящий гнев из-за потерянного пенни для 5 игроков (1972)
- Анаграмма на 6 клеток (1987)
- 3 Mob Stücke для 7 сменных инструментов и ударных (1968; версия для трубы с оркестром аранж. 1999)
Инструментальный
[ редактировать ]- 4 пьесы для скрипки соло, op.11
- 6 серий (из прерванной хроники) для фортепиано, соч.20 (1966–67)
- Боссанова для скрипки и фортепиано, op.21e
- Воздушные замки для фортепиано (1981)
- Открытое горло (соло на трубе)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хиклинг, Альфред (8 октября 2009 г.). «Г. К. Грубер: манчестерский монстр» . Хранитель . Лондон . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ «Г. К. Грубер – в открытую…» www.boosey.com .
Источники
[ редактировать ]- Литература Хайнца Карла Грубера и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Tempo No.126 (сентябрь 1978 г.), содержащий статьи Йозефа Хайнцельмана «Венская группа MOB art &tone ART» ; «Х.К. Грубер: официальное введение с двух сторон» Дэвида Дрю , «Нали» Грубер: личные впечатления друга» Отто М. Зикана и Х.К. Грубера, «Музыка и политика».
- Биография в Boosey & Hawkes