Жаке (игра)
Жанры | Настольная игра , гоночная игра , настольная игра. |
---|---|
Игроки | 2 |
Движение | параллельный |
Шанс | Средний ( бросание кубиков ) |
Навыки | Стратегия , тактика , подсчет , вероятность |
Похожие игры | |
Февга • Лаке • Мультезим | |
Особенности: форейтор |
Жаке — это настольная игра, в которую играют на доске, напоминающей нарды . Когда-то она была очень популярна во Франции и некоторых других частях Европы. [1] Вероятно, он появился около 1800 года, но засвидетельствован 1827 годом. [2] В 20 веке она заменила классический французский эквивалент нард — игру Триктрак — до тех пор, пока в 1960-х годах на смену Жаке не пришли англо-американские игры. [3] [4]
История
[ редактировать ]Жаке появился примерно в 1800 году и стал «эталоном настольных игр во Франции», постепенно вытеснив Trictrac , игру, которая символизировала Ancien Régime , и почти полностью вытеснив ее к концу 19 века. [4] Самые старые известные правила были опубликованы в 1818 году Лепентром. [4]
В XIX веке во французских источниках существовала путаница, которая иногда приравнивала Жаке к нардам, но отличительной особенностью было то, что большинство фигур или человечков нельзя было переместить до тех пор, пока первая из них, курьер, не достигла четвертой четверти доски. Другие различия заключаются в том, что игроки начинают со всеми 15 фигурками на 24-м очке, а затем играют в том же направлении по доске. [5]
В Жаке продолжали играть и в 20 веке, и к 1960-м годам он практически исчез. [4] Однако доски Jacquet все еще продаются, а совсем недавно наборы правил были опубликованы во французских сборниках настольных игр. [6] [7] Лешале (1979) заявил, что Жаке по-прежнему остается самой популярной настольной игрой во Франции. [8]
Принцип
[ редактировать ]Игроки перемещают своих фигурок по доске , а затем ждут, пока они все закончат последнюю четверть, чтобы убрать их с доски. Движение мужчин основано на броске игральных костей. Либо перемещаются двое мужчин, каждый в зависимости от количества очков на одном из двух кубиков; или один человек перемещается на основе общего количества очков. Особенностью Жаке является обязанность вывести одного из фигур на последнюю четверть доски до того, как передвинутся остальные; этот человек — «курьер» или «постильон» ( postillon ). [2] Как только форейтор окажется на месте, остальные смогут двигаться вперед. Цель игры — стать первым игроком, который унесет с доски все 15 своих фигур. [9]
Правила
[ редактировать ]Оборудование
[ редактировать ]В Жаке играют на доске того же типа, что и для нард, за исключением полосок для хранения, и с 15 фигурами, известными как человечки. [а] для каждого игрока, а также два кубика. Каждый игрок размещает пятнадцать человек на ближайшей части доски слева, называемой когтем ( «пяткой»). Движение — против часовой стрелки. [б] Для каждого игрока первая четверть (фр. table ) представляет собой группу из первых шести очков на левой половине своей стороны доски, вторая четверть состоит из следующих шести очков справа, третья четверть — это первая четверть соперника (противоположная сторона справа), а четвертая четверть — вторая четверть соперника. [4]
Предварительные сведения
[ редактировать ]Игроки украшают доску, размещая своих 15 человек в правом верхнем углу доски, то есть в самой левой точке на стороне доски противника. (Эта стартовая установка также использовалась в Révertier ). Затем каждый игрок бросает кубик. Игрок с большим числом ходит первым, берет оба кубика и бросает их для первого хода. Затем игроки по очереди бросают кубики. [4]
Движение
[ редактировать ]Правила передвижения такие: [4]
- За один бросок кубиков (когда на двух кубиках разные числа) вы можете:
- Либо переместите одного человека на значение одного кубика, а второго — на значение другого кубика,
- Или переместите одного человека на значение одного из двух кубиков, а затем из этого исходного положения снова переместите того же человека на значение второго кубика. На промежуточной точке обязательно необходимо отметить краткий период отдыха.
- При броске дублета (когда значение каждого из двух кубиков одинаковое):
- Счет удваивается, например, выпадение 4-4 означает, что у вас есть четыре четверки для игры.
- Переместить могут от одного до четырех человек
- Если ход человека превышает значение кубика в 2–4 раза, в каждой промежуточной точке должна быть короткая пауза.
Если невозможно сделать правильный ход, он аннулируется, т. е. все неиграбельные числа теряются.
Ограничения на передвижение
[ редактировать ]- Блоки . Человек не может останавливаться или даже отдыхать (поэтому и отмечается период отдыха) на точке, занятой ( блокированной ) противником. С другой стороны, человек может отдыхать на пустой точке или на точке, занятой одним или несколькими мужчинами одного и того же цвета. [4]
- Почтальон . Первым из пятнадцати человек каждого игрока является форейтор или курьер . Он размещается на кончике каждой точки. Когда он входит в последнюю четверть, он помещается в основание соответствующей точки. Только тогда игрок сможет играть за других мужчин. [4]
Обязательство сыграть на наивысшем кубике
[ редактировать ]- Если можно разыграть один или другой из двух кубиков, но не оба, каждый обязан, если возможно, сыграть более высокий. Именно по этой причине после броска игральных костей кости называются, начиная с самого сильного (например, «4 и 2», а не «2 и 4»). «1» считается не «единицей», а «тузом» ( As ). [4]
- В случае дублета необходимо разыграть максимально возможное количество очков (оставшись, разумеется, целым числом, кратным значению игральной кости). [4]
Отрыв
[ редактировать ]Процесс вытаскивания мужчин идентичен тому, который практикуется в нардах. После выхода в последнюю четверть они удаляются с доски по следующим правилам: [4]
- На этом этапе внешняя направляющая доски считается дополнительной точкой.
- Человек, приземлившийся на поручень с точным значением одного или обоих кубиков, покинул доску.
- Если невозможно двигаться, как указано выше, поскольку значение кубика больше, чем расстояние самого дальнего человека от концевого ограждения, его можно оторвать, например, если Мари выбрасывает «6 и 5», но дальше, чем на расстоянии, нет людей 4 от перил, она может унести тех, кто находится дальше всего.
Блокировка
[ редактировать ]Когда игрок занимает шесть соседних точек, это вызывает бушон («узкое место» или « блокаду »), который полностью блокирует продвижение последующих войск противника; мы говорим о «блокировании» прохода. Этот бушон можно сделать в любом месте доски, и его цель — замедлить продвижение противника. Однако есть два ограничения на блокировку: [4]
- блокировка форейтора запрещается;
- Чтобы игрок смог сформировать бушон, занимающий шесть точек первой четверти, самая последняя точка маршрута также должна быть занята этим игроком.
Подсчет очков
[ редактировать ]Игрок, первым выбивший всех 15 человек, получает 1 очко. Если это будет достигнуто до того, как противник убьет одного человека, засчитывается 2 очка. [4]
Жакет Версаля
[ редактировать ]Вариант под названием Jacquet de Versailles был придуман для ускорения игры. Изменения: [10]
- Дублеты возводятся в квадрат, а не удваиваются, например, двойная 5 равна 25, а не 20.
- Используется каждый бросок кубика, поэтому:
- Кубики, брошенные для определения преимущества, используются в первый ход игроком, бросающим кубик с более высоким значением.
- Если они выбрасывают дубль, оба игрока перемещают своих фигурок и снова бросают бросок на преимущество.
- Если игрок не может разыграть кубик, он ставит кубик более высокого уровня, а противник использует другой.
- Если игрок не может использовать ни один из кубиков, ими разыгрывает противник.
- Если противник не может разыграть два кубика, не обнаружив ни одного очка, он немедленно берет на себя инициативу и повторно бросает второй кубик.
Лешале (1976) перепечатывает приведенные выше правила Мулидара, но называет их Le Jacquet Rapide . [11]
Испанские нарды
[ редактировать ]Хейл описывает правила варианта, известного как «Испанские нарды или Жаке». Ключевой вариант заключается в том, что после того, как игрок унес все 15 человек, противник наказывается 3 очками за каждого человека, оставшегося в первой таблице, 2 очка за каждого человека во второй таблице и 1 очко за каждого игрока, оставшегося в последней таблице. . [12]
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жаке на bkgm.com. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б История настольных игр , Жан-Мари Лот, Эд.
- ^ Парлетт (1999), с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Игра в нарды на сайте salondesjeux.fr. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Фиш (1905), стр. 183.
- ^ Фалиго (1998 и 2001).
- ^ Лешале (1979 и 1987).
- ^ Лешале (1979), с. 2.
- ^ Парлетт (1999), стр. 75–76.
- ^ Мулидарс (1888), стр. 184–185.
- ^ Лешале (1976), стр. 17–18.
- ^ Хаус (1888), с. 270.
Литература
[ редактировать ]- Фалиго, Урбан (2001). Как играть в нарды, нарды и нарды . 2-е изд. (1-е изд. 1998 г.). ISBN 9782732804446
- Фиске, Уиллард (1905). Шахматы в Исландии и исландская литература: с историческими заметками о других настольных играх . Флоренция: Флорентийское типографское общество.
- Хейл, Лукреция Пибоди (1888). Fagots for the Fireside: сборник из более чем ста развлекательных игр для домашних вечеров и вечеринок . Бостон: Тикнор.
- Лебрен, М. (1828), Руководство по расчетным и случайным играм , Роре, Галлика , стр. 85-86.
- Лешале, Жак (1987) Ле Жаке, Нарды, Le Tric Trac, Le Solitaire , 2-е изд. (1-е изд. 1979 г.), Борнеманн. 55 стр. ISBN 9782851820778
- Л’От, Жан-Мари (1994). История настольных игр . Фламмарион. 671 стр. ISBN 9782080109293
- Мулидарс, Т. де (1888). Большая методическая, универсальная, иллюстрированная энциклопедия игр и развлечений ума и тела. Париж.
- Парлетт, Дэвид (1999). Оксфордская история настольных игр . Оксфорд: ОУП, стр. 75–76 и 86. ISBN 9780192129987
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жаке рулит в игре Backgammon Galore!
- Игра Жаке — первые правила в Le Salon des Jeux .
- Правила и вариации Ле Жаке на loisirs.savoir.fr.