Королевская игра Ура
Годы активности | Самые ранние доски датируются ок. 2600 – ок. 2400 г. до н.э. [а] во время Ранней Династической III , в нее широко играли на Ближнем Востоке в период поздней античности и в Кочи, Индия, в течение 1950-х годов. |
---|---|
Жанры | |
Игроки | 2 |
Время установки | 10–30 секунд |
Время игры | Обычно около 30 минут |
Шанс | Средний ( бросание кубиков ) |
Навыки | Стратегия , тактика , подсчет , вероятность |
Синонимы |
|
« Королевская игра Ура» — это настольная для двух игроков стратегическая гоночная игра из семейства настольных игр , в которую впервые сыграли в древней Месопотамии в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Игра была популярна на Ближнем Востоке среди людей всех социальных слоев, а доски для игры в нее были найдены в таких далеких от Месопотамии местах, как Крит и Шри-Ланка . Одна доска, хранящаяся в Британском музее , датируется ок. 2600 – ок. 2400 г. до н.э., что делает ее одной из старейших игровых досок в мире. [2]
Королевскую игру Ура иногда приравнивают к другой древней игре, на которую она очень похожа, — « Игре двадцати квадратов» .
На пике своей популярности игра приобрела духовное значение, и считалось, что события в игре отражают будущее игрока и передают сообщения от божеств или других сверхъестественных существ. Игра Ура оставалась популярной до поздней античности или вытеснив ее , когда в нее перестали играть, возможно, превратившись в форму настольной игры . В конечном итоге о ней забыли повсюду, за исключением еврейского населения индийского города Кочи , которое продолжало играть ее версию под названием «Аша» до 1950-х годов, когда они начали эмигрировать в Израиль . [3]
«Игра Ура» получила свое название потому, что впервые ее заново открыл английский археолог сэр Леонард Вулли во время раскопок Королевского кладбища в Уре между 1922 и 1934 годами. С тех пор копии игры находили и другие археологи на Ближнем Востоке. Частичное клинописное описание правил Игры Ура, в которую играли во втором веке до нашей эры, сохранилось на вавилонской глиняной табличке, написанной писцом Итти-Мардук-балату.
Основываясь на этой табличке и форме игрового поля , Британского музея куратор Ирвинг Финкель реконструировал основные правила игры. Цель игры — пробежать по доске и отобрать все свои фигуры раньше противника. Как и современные нарды , эта игра сочетает в себе элементы стратегии и удачи .
История
[ редактировать ]Игра Ура была популярна на Ближнем Востоке. [4] [6] а доски для него были найдены в Ираке , Иране , Сирии , Египте , Ливане , Шри-Ланке , на Кипре и на Крите. [4] [6] [7] были найдены четыре игровые доски, очень напоминающие «Королевскую игру Ура» В гробнице Тутанхамона . [8] Эти доски поставлялись с небольшими коробочками для хранения кубиков и игровых фишек. [8] и у многих на обратной стороне были доски сенета , так что одну и ту же доску можно было использовать для любой игры, и ее нужно было просто перевернуть. [8]
Игра была популярна среди всех социальных слоев. [4] Граффито - версия игры, вырезанная острым предметом, возможно, кинжалом, была обнаружена на одном из часовых крылатых бычьих ворот с человеческой головой из дворца Саргона II (721–705 гг. до н. э.) в городе Хорсабад . [4] [5]
Игра Ура со временем приобрела суеверное значение. [4] [9] а табличка Итти-Мардук-балату дает расплывчатые предсказания будущего игроков, если они приземлятся на определенных местах, [4] [9] например: «Ты найдешь друга», «Ты станешь сильным, как лев» или «Ты нальешь прекрасное пиво». [4] [9] Люди увидели взаимосвязь между успехом игрока в игре и его успехом в реальной жизни. [4] [9] Казалось бы, случайные события, например, приземление на определенную площадь, интерпретировались как послания божеств, призраков умерших предков или собственной души человека. [9]
Исследование, проведенное в 2013 году почти ста хорошо датированных игровых досок на Ближнем Востоке, показывает значительные изменения, произошедшие за 1200 лет в расположении клеток на доске. [7] Это указывает на то, что правила игры и сам процесс игры не были статичными, а менялись с течением времени. Исследование также показывает, что игра была перенесена из Месопотамии в Левант около 1800 г. до н. э., из Леванта в Египет около 1600 г. до н. э., где она переняла небольшие нововведения в дизайне игрового поля (дополнительные клетки), а также из Египта или Леванта на Кипр и Нубию. Также появляются несколько явно неудачных инноваций в дизайне досок (т.е. из археологических данных известен только один пример конкретного дизайна доски). [7]
Неясно, что привело к окончательному упадку Игры Ура в поздней античности. [9] Одна теория утверждает, что она превратилась в нарды; [9] другой утверждает, что ранние формы нард затмили по популярности «Игру Ура», в результате чего игроки в конечном итоге забыли о старой игре. [4] [9] В какой-то момент, прежде чем игра потеряла популярность на Ближнем Востоке, она, очевидно, была завезена в индийский город Кочи группой еврейских торговцев. [4] [9]
Члены еврейского населения Кочи все еще играли в узнаваемую форму игры Ура, которую они называли Ааша . [3] к тому времени, когда они начали эмигрировать в Израиль в 1950-х годах после Второй мировой войны . [4] [9] В версии игры Кочи было двадцать квадратов, как и в оригинальной месопотамской версии, но у каждого игрока было двенадцать фишек, а не семь, и расположение двадцати квадратов было немного другим. [4]
Современное повторное открытие
[ редактировать ]Британский археолог сэр Леонард Вулли обнаружил пять игровых досок для игры «Ур» во время раскопок Королевского кладбища в Уре между 1922 и 1934 годами. [6] [8] [9] Поскольку игра была впервые обнаружена на Королевском кладбище в Уре, она стала известна как «Королевская игра Ура», но позже археологи обнаружили другие копии игры из других мест на Ближнем Востоке. [9] Доски, обнаруженные Вулли, датируются примерно 2600–2400 годами до нашей эры. [2] [10] [б]
Все пять досок были одного типа, но изготовлены из разных материалов и имели разное украшение. [6] [8] Вулли воспроизвел изображения двух из этих досок в своей книге 1949 года « Первые фазы» . [6] [8] Один из них представляет собой относительно простой набор, фон которого состоит из дисков ракушки с синими или красными центрами, покрытых битумом, покрытым деревом . [6] [8] Другой — более сложный, полностью покрытый бляшками из ракушек, инкрустированный красным известняком и лазуритом . [6] [8] На других игровых досках часто выгравированы изображения животных. [4] [6] [8]
Играть
[ редактировать ]Реконструкция
[ редактировать ]Когда впервые была обнаружена Игра Ура, никто не знал, как в нее играют. [6] [8] [9] [12] Затем, в начале 1980-х годов, Ирвинг Финкель , куратор Британского музея, перевел глиняную табличку, написанную ок. 177 г. до н. э. вавилонским писцом Итти-Мардук-балату, описывающим, как велась игра в тот период времени, на основе более раннего описания правил, сделанного другим писцом по имени Иддин-Бел. [9] [12] Эта табличка была написана на закате вавилонской цивилизации. [9] намного позже того времени, когда впервые была сыграна Игра Ура. [8]
Он был обнаружен в 1880 году среди руин Вавилона и продан Британскому музею. [12] Финкель также использовал фотографии другой таблички с описанием правил, которая находилась в личной коллекции графа Аймара де Лидекерке-Бофорта, но была уничтожена во время Первой мировой войны . [12]
Эта вторая табличка не была датирована, но археологи полагают, что она была написана на несколько столетий раньше, чем табличка Итти-Мардук-балату, и произошла из города Урук . [12] На обратной стороне обоих планшетов изображены схемы игрового поля, четко указывающие, какую игру они описывают. [4] [12] Основываясь на этих правилах и форме игрового поля, Финкель смог реконструировать, как могла вестись игра. [8] [9] [12]
Основные правила
[ редактировать ]The Game of Ur — гоночная игра. [8] [9] [12] и, вероятно, это предок семейства настольных игр, в которые до сих пор играют, включая нарды . [8] [9] В «Игре Ура» используются два набора по семь игровых фигур, аналогичные тем, которые используются в шашках или шашках . [8] Один набор фигур белый с пятью черными точками, а другой черный с пятью белыми точками. [6] [8] Игровое поле состоит из двух прямоугольных наборов коробок, один из которых содержит три ряда по четыре коробки в каждом, а другой - три ряда по две коробки в каждом, соединенных «узким мостиком» из двух коробок. [12]
Геймплей включает в себя элементы удачи и стратегии. [8] Движения определяются путем броска набора четырехгранных игральных костей в форме тетраэдра . [6] [8] Два из четырех углов каждого кубика отмечены, а два других нет, что дает каждому кубику равные шансы упасть отмеченным или немаркированным углом вверх. [6] [8] Количество отмеченных концов, обращенных вверх после броска кубиков, указывает, на сколько мест игрок может переместиться за этот ход. [12] Одна игра может длиться до получаса и быть очень напряженной. [8] Игры часто непредсказуемы и близки в конце.
Цель игры состоит в том, чтобы игрок переместил все семь своих фигур по ходу и за пределы доски раньше своего противника. [8] На всех сохранившихся игровых досках две стороны доски всегда идентичны друг другу, что позволяет предположить, что одна сторона доски принадлежит одному игроку, а противоположная сторона - другому. [6] Когда фигура находится на одном из полей игрока, она защищена от захвата. [8]
Когда он находится на одном из восьми полей в середине доски, фигуры противника могут захватить его, приземлившись на то же место, отправив фигуру обратно за доску, так что ей придется начать ход заново с самого начала. [8] Это означает, что есть шесть «безопасных» клеток и восемь «боевых». [8] На одном поле никогда не может быть более одной фигуры в любой момент времени, поэтому наличие слишком большого количества фигур на доске одновременно может затруднить мобильность игрока. [8]
Когда игрок бросает число с помощью кубиков, он может переместить любую из своих фигур на доске или добавить на доску новую фигуру, если у него еще есть фигуры, которые не вошли в игру. [8] Игроку не обязательно брать фигуру каждый раз, когда у него есть такая возможность. [8] Тем не менее, игроки обязаны по возможности передвигать фигуру, даже если это приводит к неблагоприятному исходу. [8]
Все сохранившиеся игровые доски имеют цветную розетку в середине центрального ряда. [6] [12] Согласно реконструкции Финкеля, если кусок находится на месте с розеткой, он застрахован от захвата. Финкель также утверждает, что когда фигура попадает на любую из трех розеток, игрок получает дополнительный бросок. [12]
Чтобы убрать фишку с доски, игрок должен выбросить ровно столько клеток, сколько осталось до конца поля плюс одна. [8] Если игрок выбрасывает число больше или меньше этого числа, он не может убрать фишку с доски. [8] Как только игрок убирает все свои фигуры с доски таким образом, он выигрывает игру.
Играть в азартные игры
[ редактировать ]В ходе археологических раскопок рядом с набором «Игры Ура» был обнаружен двадцать один белый шар. [8] Считается, что эти шары, вероятно, использовались для заключения пари . [8] Согласно табличке Итти-Мардук-балату, всякий раз, когда игрок пропускает один из ящиков, отмеченных розеткой, он должен положить жетон в горшок. [12] Если игрок приземляется на розетку, он может взять жетон из горшка. [12]
Игра двадцати
[ редактировать ]«Игра двадцати» или «Игра двадцати квадратов» — еще одна древняя настольная игра, похожая на Королевскую игру Ура. [с] В египетских игровых коробках доска для этой игры часто находится на противоположной стороне от более известной игры « сенет» . Она датируется примерно периодом с 1500 г. до н. э. по 300 г. до н. э., и известно, что в нее играли в регионе, включающем Вавилон, Месопотамию и Персию, а также Египет. Совет состоит из двух отдельных разделов; квадрант из квадратов 3 × 4, как в игре «Ур», и ряд или «рукав» из 8 квадратов, выступающий из центрального ряда квадранта. Имеет пять розеток. Правила точно не известны, но вполне вероятно, что игроки помещали все свои 5 фигур на руку и стремились отбросить их со сторон квадранта, возможно, оспаривая руку, отбивая противоположные фигуры. [13]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ См., например, одну из досок, обнаруженную Вулли и сейчас находящуюся в Британском музее. [2]
- ^ Некоторые более ранние источники датируют доски 3000 годом до нашей эры, но самые последние источники, включая Британский музей, датируют их 2600–2400 годами до нашей эры.
- ^ Финкель (2007) рассматривает их как одну и ту же игру, тогда как Парлетт (2018) различает их.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Игровая доска | Британский музей» . Британский музей . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с игровая доска : музейный номер 120834 на сайте britishmuseum.org. Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б С. Приядершини (1 октября 2015 г.). «Традиционные настольные игры: От Кочи до Ирака» . Индус . Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 6 июля 2019 г. - через www.thehindu.com.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Грин, Уильям (19 июня 2008 г.). «Охотник на крупную дичь» . Время . Лондон. ISSN 0040-781X . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 31 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллон, Доминик (1 июля 2011 г.). «Ассирийская фигура-хранитель» . История Би-би-си . Би-би-си. Архивировано из оригинала 13 июля 2007 г. Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Белл, Роберт Чарльз (1979) [1960]. Настольные и настольные игры многих цивилизаций (Пересмотренная ред.). Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 16, 17, 21, 25. ISBN. 1306356377 . OCLC 868966489 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Алекс де Вугт; Анн-Элизабет Данн-Ватури; Джелмер В. Эркенс (апрель 2014 г.). «Культурная передача на Древнем Ближнем Востоке: двадцать квадратов и пятьдесят восемь дыр» . Журнал археологической науки . 40 (4): 1715–1730. дои : 10.1016/j.jas.2012.11.008 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Ботерманс, Джек (2008). Книга игр: стратегия, тактика и история . Фанкбоннер, Эдгар Лой. Нью-Йорк: Стерлинг. стр. [1] . ISBN 9781402742217 . ОСЛК 86069181 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Донован, Тристан (2017). Это все игра: история настольных игр от «Монополии» до «Поселенцев Катана» (первое изд.). Нью-Йорк: Книги Томаса Данна. стр. 13–16. ISBN 9781250082725 . OCLC 960239246 .
- ^ Христос и др. (2016), с. 72.
- ^ «табличка | Британский музей» . Британский музей . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Беккер, Андреа (2007). «Королевская игра Ура». В Финкеле, Ирвинг (ред.). Древние настольные игры в перспективе: материалы коллоквиума Британского музея 1990 года с дополнительными материалами . Лондон, Англия: Издательство Британского музея. п. 16. ISBN 9780714111537 . OCLC 150371733 .
- ^ Парлетт (2018), стр. 65–66.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ботерманс, Джек (1988). Мир игр. Париж: Ле Шен. ISBN 978-2851085122 .
- Крист, Уолтер, Анн-Элизабет Данн-Ватури и Алекс де Фугт (2016). Древние египтяне в игре: настольные игры через границы. Великобритания: Блумсбери.
- Финкель, Ирвинг (2007), «О королевской игре Ура», в книге « Древние настольные игры в перспективе» , изд. Ирвинг Финкель. Лондон: British Museum Press, стр. 16–32.
- Финкель, Ирвинг (1991). Табличка с правилами царской игры Ура . Игра в древность, Каталог выставки. Марсель: Музей средиземноморской археологии.
- Финкель, Ирвинг (2005) [1995]. Игры: откройте для себя пять знаменитых древних игр и сыграйте в них (3-е изд.) . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0714131122
- Л'от, Жан-Мари (1993). История настольных игр. Париж: Фламмарион. ISBN 978-2080109293 .
- Парлетт, Дэвид (2018) [1999]. История настольных игр . Брэттлборо, Вирджиния: Эхо. ISBN 978-1-62654-881-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Расшифровка старейшей в мире книги правил – Ирвинг Финкель – Британский музей
- Том Скотт против Ирвинга Финкеля: Королевская игра Ура – Британский музей
- Сыграйте в королевскую игру Ура на GouziGouza