Тиктак
Другие имена | Тик-так |
---|---|
Жанры | Настольная игра Игра в кости |
Игроки | 2 |
Движение | вопреки |
Шанс | Средний ( бросание кубиков ) |
Навыки | Стратегия , тактика , расчет. |
Похожие игры: Английский • Ирландский • Французский Trictrac |
Ticktack или Tick-Tack — историческая английская настольная игра для двух игроков, использующая доску, аналогичную той, которая используется сегодня для нард и других настольных игр. Как и его гораздо более сложный французский аналог Trictrac , он имеет необычную особенность: его можно выиграть несколькими различными способами, включая Toots и Rovers .
История
[ редактировать ]Тик-так упоминается еще в 1586 году как игра, в которую играли английские деревенские джентльмены в ненастную погоду, наряду с тремя другими играми из семейства настольных: Lurch , Irish и Doublets. [1] Самый ранний и единственный всеобъемлющий свод правил появился в 1672 году Уиллоби . [2] Тем не менее, Коттон дает обзор в «Совершенном игроке» 1674 года, отчет, который переиздавался до 1754 года, после чего игра исчезла из поля зрения, а в Холливелл-Филлипс (1881) она была названа архаичной. [3]
Имя
[ редактировать ]Уиллоби говорит, что название «Тиктак» произошло от правила, согласно которому, если к мужчине прикасаются, на нем нужно сыграть. [2] Коттон соглашается и сравнивает это с «прикоснуться» и «взять». [4] Тем не менее, игра, по-видимому, связана с французским Trictrac – есть несколько общих черт – которые, как обычно считали, происходят из-за дребезжащего шума игральных костей, брошенных в боковую планку доски, однако Фиске предполагает, что это может быть «просто аллитеративное дублирование (имеющее отношение к маршруту, пройденному мужчинами), обозначающее движение вперед и назад в виде «зигзага» или это может быть применение… уже существующего звукоподражательного слова (означающего любое резкое, цокающий звук)». [5]
Игроки и оборудование
[ редактировать ]Тиктак представлял собой игру для двух игроков, в которой использовались по два кубика и 15 человечков каждый, и в нее играли на настольной доске (см. иллюстрацию) с 12 игровыми позициями или очками на каждой стороне. На схеме доски Уиллоби точки пронумерованы от 1 до 12 на каждой стороне доски, причем номера идут параллельно. Он называет доску состоящей из двух столов , которые представляют собой две половины доски – левую и правую. [2] [а]
Правила
[ редактировать ]Проиллюстрированы обозначения, использованные в оригинальном рукописи Уиллоби. В этом случае черные сидят наверху и собирают всех 15 человек на исходной точке : в данном случае 1 очко наверху. Белые располагаются внизу и таким же образом собирают все 15 белых фигур в точке 1 внизу доски. [2]
Цель черных - переместить 15 черных фигур по часовой стрелке вокруг доски от их первой точки вдоль оставшихся 11 точек на своей стороне, а затем в обратном направлении на дальней стороне доски к опорному столу, прежде чем унести их . Тем временем белые движутся против часовой стрелки от точки 1 к точке 12 на своей стороне, затем поворачивают на дальнюю сторону доски к опорной таблице на стороне черных и уходят оттуда. [2]
Чтобы переместить своих людей, игроки бросают кости и назначают каждый бросок одному человеку, перемещая его на соответствующее количество очков вперед. Два броска можно объединить, например, 4 и 3 можно использовать, чтобы переместить человека на 7 очков. Мужчины могут двигаться в любую точку, кроме той, которая занята двумя или более противниками. [2]
Уиллоби объясняет некоторые термины: [2]
- Взятие очка означает выставление на него двух фигурок за один ход (поэтому оно не может быть занято людьми противника и не может быть «поражено»).
- Связывание человечка означает добавление второго человечка к точке, уже занятой человечком того же цвета.
- Связывание на длину – это когда это делается с использованием двух бросков для одного человека.
- Длинная игра заключается в простом использовании двух бросков за один ход.
- Игра дома – это когда игрок играет с мужчинами на ближайшей стороне. Также называется игрой за собственными столами .
- Игра из дома означает перемещение всех мужчин из начальной точки и по доске.
- Блот - это один человек на очко и в пределах 12 или менее очков от соперников.
- Пятно на игральной кости - это один человек, выпавший на очко в пределах 6 или менее очков от соперников.
- Попадание в кляксу означает попадание игрока на точку, занятую только одним противником.
Очко может быть занято любым количеством игроков, сколько пожелает игрок. Мужчину можно сыграть на любое свободное место; или к тому, у которого есть люди одного цвета, или к тому, который занят только одним вражеским человеком. Очко, занятое двумя или более противниками, не может быть разыграно, а игрок не может быть «игран в длину» (перемещен на сумму двух кубиков), если промежуточная точка занята. [2]
Победа
[ редактировать ]Необычной особенностью Ticktack является наличие пяти различных способов выигрыша: [2]
- Удар по пятну . Это самый распространенный вариант, который стоит одной игры.
- Тутс или Тутс . Строго говоря, это когда все очки в последнем квадранте (домашнем квадранте) забираются игроком. Однако получение всех очков в любом из четырех квадрантов является победой и дает двойное преимущество. Необязательный.
- Роверс . Если игрок может занять 12-ю и 13-ю точки от дома с одним игроком каждый, и ни один другой игрок не покинул домашнюю точку (точка 1), это дает двойной выигрыш. Необязательный.
- Два угла . Если игрок одновременно набирает очки 12 и 13 или очки 1 и 24 (очко 1 противника в обозначениях Уиллоби), этот игрок выигрывает двойную игру. Удержать двух мужчин по пункту 1 — это удержать свою возлюбленную ; если игрок вынужден переместить один из них, это называется «разбить свою возлюбленную» или «потерять свою возлюбленную» .
- Выключение подшипника . Если игроку удается выбить все 15 фигур после очка 24, игра выигрывается вдвое. Уиллоби предполагает, что это очень редко.
Если игрок не понимает, что может выиграть, противник может сказать: «Почему бы и нет?» и заявить о победе. Игрок также может сделать рейз, сказав «Я соперничаю», после чего противник должен признать игру или оставить игру, сказав «Я вижу это». Первая игра удваивает игру, вторая утрояет и так далее. [2]
Вариация
[ редактировать ]Коттон описал несколько иную схему. В «простой игре» игроки выигрывают одиночную игру за попадание в пятно или двойную игру, либо заполняя все очки в своей второй таблице, либо забирая очко 11 противника. [б] Коттон утверждает, что некоторые играют в игру с Тутс (= Тутс выше), Бовери (= Роверс ) и Флайерс . [с] Бовериес означает, что человек один, а его оппоненты набирают 11 очков. Последний подвиг - это провести человека вокруг столов до того, как противник покинет первый стол на своей стороне. Коттон не упоминает об уходе. Вкратце, схема Коттона такова: [4]
- Попадание в пятно – одиночная победа
- Заполнение 2-го стола – двойной выигрыш
- Пункт 11 – двойная победа
- Тутс (заполнение 1-й таблицы) – по желанию
- Бовери – по желанию
- Флаеры – по желанию
Похожие игры
[ редактировать ]Некоторые источники приравнивают Ticktack к французской игре Trictrac . [д] который, хотя и имеет схожие особенности, значительно сложнее. Однако возможно, что Ticktack развился как упрощенная версия Trictrac.
Сноски
[ редактировать ]- ^ В настольных играх слово «стол» также часто относится к квадранту доски.
- ^ Неясно, нужно ли игроку взять только точку 11 или также необходимо получить точки 5 и 6.
- ↑ Тутс, Бовери и Флайерс, по-видимому, выигрывают дважды, но Коттон не говорит об этом явно.
- ^ Например, Бойер (1714), с. 202 и Бэрд (2020), с. 176.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ли (1890), с. 232. Ли сообщает, что эта игра упоминается Винсентом в книге «Английский придворный и деревенский джентльмен » (1586) следующим образом: «В ненастную погоду мы посылаем за честными соседями, если, возможно, мы остаемся с нашими женами одни дома (а это бывает редко). и с ними мы играем в кости и карты, сортируя себя по числу игроков и их навыкам: кто-то в тик-так, кто-то в тик-так, кто-то в ирландскую игру или в дублеты; другие сидят рядом с картами, на посту и Пара, в Раффе или Колчестере Трампе, в Маке или Моу: да, есть очень свежие игроки, которые составят вам компанию в Новем-Кинке, в Фаринге, Трее-Трипе или в тридцать одном.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уиллоби (1666–1672), стр. 116 и далее.
- ^ Холливелл-Филиппс (1881), стр. 873.
- ^ Jump up to: а б Коттон (1674 г.), стр. 158–162.
- ^ Фиске (1905), стр. 157.
Литература
[ редактировать ]- Бэрд, Кэролайн (2020). Игры и азартные игры в драме раннего Нового времени: ставки и опасности . Пэлгрейв Макмиллан.
- Бойер, Абель (1714). Полный мастер французского языка . Лондон: Ричард Сор.
- Коттон, Чарльз (1674). Настоящий геймер . Лондон: AM OCLC 558875155.
- Фиске, Уиллард (1905). Шахматы в Исландии и в исландской литературе: с историческими заметками о других настольных играх. Флоренция: Флоретинское типографское общество.
- Форгенг, Джефф; Джонстон, Дороти; Крам, Дэвид, ред. (2003). Книга игр Фрэнсиса Уиллоби . Фарнем: Эшгейт. ISBN 1-85928-460-4. (Критическое издание тома Уиллоби, содержащего описания игр и развлечений, около 1660–1672 гг. Рукопись в коллекции Миддлтона, Ноттингемский университет; ссылка на документ Mi LM 14)
- Ли, сэр Сидней (1890). Стратфорд на Эйвоне: от древнейших времен до смерти Шекспира. Сили и Ко.
- Уиллоби, Фрэнсис (1672 г.) Рукопись из коллекции Миддлтона, Ноттингемский университет; ссылка на документ Mi LM 14.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет об игре: Ticktack – реконструкция и оценка на основе Уиллоби.