Макс Чарльзворт
Максвелл Джон Чарльзворт AO FAHA (30 декабря 1925 — 2 июня 2014) — австралийский философ и общественный интеллектуал. Он преподавал и писал по широкому кругу областей, включая философию религии и роль церкви в либерально-демократическом обществе; австралийских аборигенов Культура и религия ; Европейская философия от средневековья до континентальной ; биоэтика и роль современной науки в обществе; и философия образования . [1] В 1990 году он был удостоен звания кавалера Ордена Австралии за вклад в австралийское общество в области образования и биоэтики. [2]
Чарльзворта описывали как «исключительного среди австралийских философов за его честность, за его способность меняться и развиваться по мере изменения баланса доказательств, а также за его готовность инициировать новые разработки». [3]
Биография
[ редактировать ]Чарльзуорт родился в Нумурке , штат Виктория, 30 декабря 1925 года и был младшим сыном Уильяма и Мейбл Чарльзворт. [1] Он получил образование в государственных школах в Нумурке, а затем в Успенском колледже в Килморе. Чарльзуорт переехал в Мельбурн , чтобы учиться в Мельбурнском университете , получив степень бакалавра гуманитарных наук с отличием в 1946 году и степень магистра гуманитарных наук в 1948 году. [2]

Чарльзуорт был награжден первой стипендией Мэнникса для обучения за границей в 1950 году, в том же году он женился на Стефани Чарльзуорт (урожденной Армстронг). [1] Однако, заразившись туберкулезом , Чарльзуорт был вынужден отложить получение стипендии и провел следующие два года в санатории Грессвелл в Виктории. [1]
После выздоровления Чарльзуорт последовал совету своего наставника, профессора Александра Бойса Гибсона и продолжил обучение в аспирантуре в 1953 году в Католическом университете Лувена (UCL) в Бельгии. [1] Это решение было основано на репутации университета как в области богословия , так и в области современной континентальной философии . [4] Его особенно привлекли архивы Эдмунда Гуссерля , немецкого феноменолога , которые базировались в UCL, и он планировал написать диссертацию по феноменологии. Однако его научный руководитель, профессор Жорж ван Рит , настоял на том, чтобы Чарльзуорт вместо этого предпринял критическое исследование лингвистического анализа, что привело Чарльзворта к продуктивному контакту с ведущими философами-витгенштейнианцами, такими как Элизабет Анскомб и Питер Гич . Чарльзуорт получил докторскую степень по философии с большим отличием в UCL в 1955 году, а затем был назначен на должность лектора в Оклендском университете в 1956 году.
Первая книга Чарльзворта «Философия и лингвистический анализ» , основанная на его докторской диссертации, была опубликована в 1959 году, в том же году он был назначен на факультет философии Мельбурнского университета. [4] В течение следующих шестнадцати лет в Мельбурне Чарльзуорт начал обширную философскую программу. [4] Он представил курс философии религии, к ужасу многих членов университетского сообщества, которые считали, что изучение религии неуместно в светском учебном заведении. [4] Чарльзуорт также основал курс средневековой философии , предмета, который до этого момента в значительной степени игнорировался в австралийских философских кругах. [3] Пожалуй, наиболее спорным было то, что он представил курс континентальной философии , столкнувшись со скептицизмом со стороны своих коллег, большинство из которых были философами-аналитиками. [3]
Во время своего пребывания в Мельбурнском университете Чарльзуорт также был научным сотрудником Наффилда в Институте Варбурга в Лондоне с 1963 по 1964 год и приглашенным профессором в Университете Нотр-Дам , штат Индиана, США, с 1968 по 1969 год. [5]
Чарльзуорт занимал должность заведующего кафедрой философии с 1974 по 1975 год. [5] и был назначен деканом факультета гуманитарных наук в новом Университете Дикина в Джилонге в 1975 году. [6]
В Дикине Чарльзворте был создан особый философский факультет, интересовавшийся психоаналитической теорией , континентальной философией, религиоведением и индийской философией . [4] Он вышел на пенсию в 1990 году и был назначен почетным профессором . [4]
Во время своего пребывания в Дикине Чарльзуорт стал приглашенным профессором Фонда наук о человеке в 1980 году. Он был приглашенным профессором в своей альма-матер , Католическом университете Лувена , в 1972 году и снова в 2006 году. [5]
Влияние Чарльзворта выходило за пределы академии; он считал, что философия должна меньше интересоваться тайными техническими деталями, а больше проблемами, стоящими перед обществом. [3] Примером его влияния является его роль в качестве председателя Викторианского консультативного комитета по Объединенных Наций Международному году мира Организации в 1986 году. [6]
Чарльзуорт работал в Национальном консультативном комитете по биоэтике, а также в Постоянном комитете правительства штата Виктория по бесплодию. [2] Он также был председателем Консультативного комитета Университета Монаша Центра биоэтики человека с 1987 по 1990 год. [4] прежде чем стать директором Национального института права, этики и связей с общественностью при Университете Гриффита в Квинсленде в 1992–1994 годах. [5]
Чарльзуорт также является одним из двух австралийских философов (второй — Джон Пассмор ), которых приглашают читать Австралийской радиовещательной корпорации ежегодные лекции Бойера . В 1989 году его серия лекций под названием « Жизнь, смерть, гены и этика: биотехнология и биоэтика» была посвящена дилеммам биоэтики. [2]
За вклад в австралийское общество в области образования и биоэтики Чарльзуорт был удостоен звания кавалера Ордена Австралии в 1990 году. [2] Он также был избран членом Австралийской академии гуманитарных наук. [ нужна ссылка ]

Будучи католиком, находящимся под влиянием идей Джона Генри Ньюмана , Джона Стюарта Милля и Джона Кортни Мюррея , Чарльзуорт твердо придерживался ключевой роли совести как в религии, так и в общественной жизни. [3] Иногда это приводило его в противоречие с иерархией Австралийской католической церкви . [4]
Чарльзуорт выступал против антикоммунистического «Движения» в 1950-х и 1960-х годах, возглавляемого Б. А. Сантамарией . [6] Он считал, что настойчивое требование Движения о том, что христианские ценности должны занимать привилегированное место в обществе, искажает правильные отношения между Церковью и государством. [4] Чарльзуорт высказал свою критику на страницах журнала «Католический рабочий» , который он редактировал совместно с Тони Коуди в конце 1960-х и начале 1970-х годов. [3] Журнал осудили представители католического духовенства, и его распространение в церквях было запрещено. [7] Объединив свою либеральную философию с прогрессивным социальным видением, [3] Чарльзворт и другие авторы журнала «Католический рабочий» подвергли сомнению моральную обоснованность войны во Вьетнаме и католических учений о контрацепции , абортах и разводах , среди прочего. [4]
Отчасти этот интеллектуальный активизм был вдохновлен событиями во Втором Ватиканском соборе , когда Совет стал более сговорчивым и открытым отношением к другим религиям и нерелигиозным людям. [8] Действительно, в 1970 году Чарльзуорт был назначен сотрудником Секретариата Ватикана по делам неверующих. [3]
в 1962 году основал академический журнал «София» Чарльзуорт вместе с Грэмом Э. де Граафом для содействия изучению философии религии. [3] Чарльзуорт был соредактором журнала с момента его создания до 1990 года. [6] В 2012 году журнал опубликовал специальный выпуск, посвященный 50-летнему юбилею Чарльзворта и его творчества, в котором сам Чарльзуорт написал статью под названием «Перевод религиозных текстов». [4]
Чарльзворт умер в 2014 году, у него остались жена Стефани, семеро детей (Сара, Хилари , Стивен, Люси, Бруно, Анна и Эстер) и одиннадцать внуков. [1]
Чарльзуорт был посмертно удостоен звания почетного доктора литературы После его смерти в 2014 году Университета Дикина «за выдающиеся академические заслуги в области образования, гуманитарных наук и биоэтики». [9] Foundation House , Викторианский фонд помощи пережившим Туртуру, покровителем-основателем которого был Чарльзуорт, также учредил ежегодную серию лекций Макса Чарльзворта Орейшн в его честь. [10]
Философия
[ редактировать ]Чарльзворт получил классическое образование в области философии, но его подход к ее практике был необычным для того времени в Австралии. Он подчеркнул важность философского участия в современных социальных дилеммах и доступного представления философских идей. [3]
У Чарльзворта был плюралистический подход как к философии, так и к религии, который сформировал его взгляды на жизнь в либерально-демократических обществах. [3] Этот плюрализм побудил Чарльзворта работать над широким кругом тем. По мере того, как он становился старше, он стал менее склонен изучать сами концепции и более склонен изучать, как и кем создаются знания. [3]

Религия
[ редактировать ]Хотя Чарльзуорт был воспитан как католик, он бросил вызов ортодоксальным взглядам на отношения между церковью и государством. [6]
Чарльзворта интересовал не только католицизм или даже более великая христианская традиция: его очень интересовало разнообразие мировых религий, то, как они действуют и почему. Он исследовал то, как разные религии отвечают на основные этические вопросы, выпустив детскую книгу, иллюстрированную Робертом Ингпеном , под названием «Религиозные миры» . Уэйн Хадсон отметил, что «не отказываясь от своего личного католицизма, [Чарльсворт] принял более строгие последствия плюрализма в рамках либеральной политической философии». [3] Он действительно пришел к выводу, что все религии — творческие изобретения. [3]
Культура австралийских аборигенов
[ редактировать ]Чарльзуорт много писал о традициях австралийских аборигенов земельных правах , культуре и религиозных . Работая с антропологами, Чарльзуорт настаивал на том, что религии аборигенов следует воспринимать серьезно как системы духовного значения, а не просто как культурные артефакты. [1]
Это был аспект его попыток повлиять на то, как общество австралийских поселенцев понимало общество аборигенов. [3]
Европейская философия
[ редактировать ]Из средневековой философии Чарльзуорт выделил религиозных мыслителей, имеющих современную значимость. Он перевел и прокомментировал святого Ансельма, «Прослогион» а также «Мировой порядок», 15-й том « » святого Фомы Аквинского Summa Theologiae с оригинального латинского языка . [3] Роль перевода продолжала интересовать Чарльзворта, и его последняя статья, написанная в 2012 году для Софии , была посвящена проблемам перевода религиозных текстов. [11]
Чарльзуорт также увлекался современной европейской философией, от экзистенциализма до постмодернизма . В 1975 году Чарльзуорт подготовил серию радиопрограмм для канала ABC , которые позже были преобразованы в книгу под названием «Экзистенциалисты и Жан-Поль Сартр». Эти передачи познакомили австралийскую аудиторию с основными принципами экзистенциализма, в том числе посредством интервью с Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар , а также различных критических статей.
Биоэтика и социальная роль науки
[ редактировать ]В 1980-е годы наблюдалось развитие новых научных технологий, влияющих на жизнь человека, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, таких как экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство . Дебаты об этических последствиях этих технологий разделились между некоторыми учеными, выступавшими за свободу экспериментов, и некоторыми религиозными группами, выступавшими за ограничения этих разработок в соответствии с религиозными убеждениями. [12] Чарльзворт попытался преодолеть разрыв между двумя группами, признавая при этом сложность решения этических проблем в либерально-демократическом обществе, где не существует общего стандарта морали. [3] Эти идеи наиболее полно развиты в его ABC лекциях Boyer «Жизнь, смерть, гены и этика: биотехнология и биоэтика».
Чарльзворта также беспокоила социальная роль современной науки. Он писал о влиянии науки на общество и о природе самих научных сообществ, будучи соавтором книги « Жизнь среди ученых» . Это было антропологическое исследование ученых из Института медицинских исследований Уолтера и Элизы Холл в Мельбурне. [13]
Образование
[ редактировать ]Чарльзуорт много писал о философии образования , особенно о роли университетов в современном обществе.
Будучи деканом факультета гуманитарных наук Университета Дикина в Джилонге, Чарльзуорт работал над тем, чтобы сделать высшее образование доступным для студентов зрелого возраста и других людей, которым доступ к нему был затруднен, разрабатывая модель под влиянием Открытого университета в Великобритании . [4]
Чарльзуорт разработал междисциплинарные курсы, которые объединили многие, казалось бы, разрозненные философские области. Идея заключалась не в подготовке профессиональных философов, а в том, чтобы позволить философии существенно изменить жизнь людей за пределами университета. [1] Этот же идеал мотивировал книгу Чарльзворта «Философия для начинающих» в 2007 году .
Выберите библиографию
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]- Философия религии: исторические подходы , Гердер и Гердер, Нью-Йорк, 1972.
- Религиозные миры , Hill of Content Publishing, Мельбурн, 1985 г. (с Робертом Ингпеном в качестве иллюстратора)
- Чарльзуорт, Макс (1988). «Австралийские католические интеллектуалы: католические рабочие и движение». В Брайане Хэде; Джеймс Уолтер (ред.). Интеллектуальные движения и австралийское общество . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. стр. 274–288.
- « Августин и Фома Аквинский: Церковь и государство », в журнале «Политические мыслители», изд. Дэвид Мушамп, 1986, стр. 39–50.
- « Экуменизм между мировыми религиями », София , т. 34, нет. 1, 1995, стр. 140-160.
- Религиозные изобретения: четыре эссе , издательство Кембриджского университета, 1997.
- Философия и религия: от Платона к постмодернизму , One World, Оксфорд, 2002.
- Демократическая церковь: реформирование ценностей и институтов католической церкви , издательство John Garratt Publishing, Мельбурн, 2008 г.
Исследования австралийских аборигенов
[ редактировать ]- Движение аборигенов за земельные права , Кооператив образовательных ресурсов Ходжа, 1984 год.
- Религия у аборигенов Австралии: антология , University of Queensland Press, 1984. (в качестве соредактора с Говардом Морфи , Дайан Белл и Кеннетом Мэддоком)
- Духи предков: аспекты жизни австралийских аборигенов , издательство Deakin University Press, 1990. (в соавторстве с Ричардом Кимбером и Ноэлем Уоллесом)
- Религиозный бизнес: очерки духовности австралийских аборигенов , Cambridge University Press, 1998. (как редактор)
- Религии аборигенов в Австралии: Антология последних сочинений , Ашгейт, Великобритания, 2005 г. (соредактор с Франсуазой Дюссар и Говардом Морфи)
Средневековая и континентальная философия
[ редактировать ]- Философия и лингвистический анализ , издательство Duquesne University Press, Питтсбург, 1959.
- Святого Ансельма Прослогион , Оксфорд, Clarendon Press, 1965.
- Summa Theologiae Фомы Аквинского : Том 15, Мировой порядок: 1a. 110–119 , Издательство Кембриджского университета, 1970.
- Экзистенциалисты и Жан Поль Сартр , University of Queensland Press, 1975.
Биоэтика
[ редактировать ]- Жизнь, смерть, гены и этика: биотехнология и биоэтика (лекции Бойера, 1989 г.) , ABC Books, 1989.
- Жизнь среди ученых: антропологическое исследование австралийского научного сообщества , Oxford University Press, 1989. (в соавторстве с Линдси Фаррелл, Терри, Стоксом и Дэвидом Тернбуллом)
- Биоэтика в либеральном обществе , издательство Кембриджского университета, 1993. (переводы на немецкий, испанский и итальянский языки).
- « Чье тело?» Феминистские взгляды на репродуктивные технологии », в книге «Тревожные тела: критические взгляды на постмодернизм, медицинскую этику и тело» , изд. Пол Комесарофф, Duke University Press, 1995.
- « Не вините «био» - обвиняйте «этику»: разновидности (био)этики и проблема плюрализма », Журнал биоэтических исследований , том 2, № 1, 2005 г., стр. 10–17.
Образование
[ редактировать ]- «Образование и государство», The Australian Catholic Record , июль 1965 г.
- « Образование и культурное разнообразие », Мельбурнские исследования в области образования , том 28, № 1, 1986, стр. 1–13.
- Ответственность интеллектуалов: университеты и общество в Австралии: Четвертая лекция памяти Чарльза Джозефа ЛаТроба , Университет Ла Троб, 1978.
- Философия для начинающих , University of Queensland Press, 2007.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кирснер, Дуглас (13 июня 2014 г.). «Некролог: Макс Чарльзворт» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Jump up to: а б с д и Кирснер, Дуглас; Ли, Дженни (лето 1991 г.). "Введение". Минджин . 50 (4): 444–446.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Хадсон, Уэйн (2015). Австралийская религиозная мысль . Издательство Университета Монаша. п. 152. ИСБН 9781922235763 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Коуди, Тони. «Макс Чарльзворт» (PDF) . Годовой отчет 2013-2014 гг . Австралийская академия гуманитарных наук. стр. 28–30. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д Хатчингс, Патрик (декабрь 2014 г.). «В память о Максвелле Джоне Чарльзворте» . София . 53 (4) (4-е изд.): 425–426. дои : 10.1007/s11841-014-0457-6 . hdl : 11343/282974 . ISSN 1873-930Х .
- ^ Jump up to: а б с д и Маккарти, Кэтлин (декабрь 2015 г.). «Война и мир: Католическая церковь, Макс Чарльзуорт и Б. А. Сантамария» . Католический отчет Австралии . 92 (4-е изд.): 433–446. ISSN 0727-3215 .
- ^ Морган, Патрик, изд. (2008). Б. А. Сантамария - Управление всем: избранные документы 1939–1996 гг . Миегунья Пресс. стр. 35–38. ISBN 9780522854978 .
- ^ Келли, Джерард (апрель 2014 г.). «Влияние Второго Ватиканского Собора». Австралазийские католические записи . 91 (2): 146–159.
- ^ «Почетные награды Университета Дикина» .
- ^ «Дом Фонда - Речь Макса Чарльзворта» .
- ^ Чарльзуорт, Макс (декабрь 2012 г.). «Перевод религиозных текстов». София . 51 (4): 423–448. дои : 10.1007/s11841-012-0337-x . S2CID 170136576 .
- ^ Певец, Питер (лето 1991 г.). «Философ среди пробирок». Минджин . 50 (4).
- ^ Чарльзворт, Макс; Фарролл, Линдси; Стоукс, Терри; Тернбулл, Дэвид (1989). Жизнь среди ученых: антропологическое исследование австралийского научного сообщества . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195549997 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Тексты и традиции » - программа национальных встреч ABC Radio, которая включает раздел, посвященный Максу Чарльзворту и его работе по переводу.
- « Жизнь, смерть, гены и этика » - запись первой части лекции Макса Чарльзворта на канале ABC Boyer 1989 года.
- 1925 рождений
- смертей в 2014 г.
- Австралийские философы XX века
- Австралийские философы XXI века
- Австралийские писатели XX века
- Выпускники Мельбурнского университета
- Академический состав Оклендского университета
- Академический состав Мельбурнского университета
- Факультет Университета Нотр-Дам
- Академический состав Университета Дикина
- Академический состав Университета Монаш
- Академический состав Университета Гриффита
- Люди из Виктории (штат)
- Люди, получившие образование в Успенском колледже, Килмор.