Борис Томашевский
Борис Томашевский | |
---|---|
Борис Томашевский | |
![]() | |
Рожденный | Борух-Аарон Томашевский в 1866 |
Умер | 9 июля 1939 г. | ( 1939-07-09 )
Род занятий | Актер, создатель идишского театра, издатель , педагог |
Супруг | Бесси Томасефски 1891–1939 (разлучена в 1911 году) |
Дети | 4 |
Boris Thomashefsky ( Russian : Борис Пинхасович Томашевский , sometimes written Thomashevsky , Thomaschevsky , etc.; Yiddish : באָריס טאָמאשעבסקי ) (1868 [ 1 ] –9 июля 1939), урожденный Борух-Аарон Томашевский , был певцом и актером украинского происхождения (позже американским) еврейским , ставшим одной из крупнейших звезд идишского театра .

Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился Борух-Ароном Томашефским в Оситняжке [ 2 ] [ 3 ] ( укр .: Оситняжка ; идиш : אָסיטניאַשקע ), село в Чигиринском уезде Киевской губернии Российской империи (сегодня в Кировоградской области , Украина). Вырос в соседнем городе Каменка (сегодня Черкасская область , Украина). [ 2 ] пока в 11 лет он не уехал в Бердичев , где обучался на мэшойра (певца) в известном синагогальном хоре кантора Нисана Бельзера . [ 2 ] [ 3 ]
В 1881 году он эмигрировал с семьей в США. [ 3 ] и всего год спустя, будучи еще подростком, он был в значительной степени ответственен за первое представление идишского театра в Нью-Йорке, в том месте, которое впоследствии стало Идиш-театральным районом . Его считают пионером развлечений Borscht Belt .
Хотя Томашевский покинул императорскую Россию в то время, когда там еще процветал идишский театр (он был запрещен в сентябре 1883 года), он никогда не видел его в исполнении до спектакля 1882 года, который он организовал в Нью-Йорке. Томасефски, который зарабатывал немного денег пением по субботам в синагоге на Генри-стрит в Нижнем Ист-Сайде , также работал изготовителем сигарет в потогонной мастерской , где он впервые услышал песни из идишского театра в исполнении некоторых из его коллег по работе. . [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]Томашефски удалось убедить владельца местной таверны инвестировать в привлечение артистов. Первым спектаклем стала Авраама Гольдфадена идишская оперетта די מכשפה ( «Ведьма» ). Спектакль оказался легкой катастрофой: благочестивые и процветающие немецкие евреи из «больших городов», выступавшие против идишского театра, немало сделали, чтобы саботировать его. Его исполнительская карьера началась отчасти из-за этого саботажа - подкупа субретки , чтобы она симулировала боль в горле: вместо нее выступил Томашевский. [ 4 ]
Вскоре после этого подросток Томасефски стал пионером «путешествия» идишского театра по Соединенным Штатам, исполняя пьесы Голдфадена в таких городах, как Филадельфия , Вашингтон, округ Колумбия , Балтимор , Питтсбург , Бостон и Чикаго, и все это в 1880-х годах; на протяжении большей части 1880-х годов Чикаго был его базой. После того, как идишский театр был запрещен в России, в его гастроли вошли такие выдающиеся актеры, как Зигмунд Могулеско , Дэвид Кесслер и Якоб Адлер , а также новые пьесы таких драматургов, как Мозес Ха-Леви Горовиц . [ 5 ]
В 1887 году, играя в Балтиморе, он встретил 14-летнюю Бесси Баумфельд-Кауфман , когда она пришла за кулисы, чтобы познакомиться с красивой молодой «актрисой», которую она видела на сцене, только для того, чтобы обнаружить, что «она» - это Борис. Бесси вскоре сбежала из дома, чтобы присоединиться к труппе, и в конечном итоге взяла на себя роли изобретательницы , а Борис перешел к романтическим мужским героям. Они поженились в 1891 году. [ 4 ]
В 1891 году, когда Могулеско, Кесслер и Адлер участвовали в создании Юнион-театра, Мойше Финкель привез все еще относительно неизвестного Томашевского обратно в Нью-Йорк, чтобы он играл главную роль в своем Национальном театре , где Томашевский добился достаточного успеха в постановке Моисея Галеви Горовица . оперетты Дэвида бен Джесси , чтобы заставить Театр Юнион временно отказаться от своих интеллектуальных программ и начать соревноваться в лоб. [ 6 ]
После того, как Адлер нанял Якоба Гордина в качестве драматурга и нашел способ привлечь массы к серьезному театру с помощью «Идишского короля Лира» Гордина , а затем обратился к шекспировскому « Отелло» , Томашевский решил показать, что он может конкурировать и на этой почве, и ответил первой постановкой на идише шекспировского «Гамлета» , в которой, судя по всему, он оправдал себя превосходно. [ 7 ] Его постановка « Гамлета» была больше, чем просто прямой перевод; история также была адаптирована, чтобы сделать ее более доступной для набожной европейской еврейской аудитории. В начале пьесы юный Гамлет учился в раввинском колледже, а его дядя увел королеву-мать от короля Гамлета, разбив старику сердце. Существуют сектантские анекдоты по поводу общения с ангелами. Клавдий распространяет слух, что принц Гамлет во время своего отсутствия поддался нигилизму, но его замысел раскрывается, и предателя отправляют в Сибирь вместо племянника. Спектакль заканчивается рано: Гамлет торжественно женится на Офелии на ее похоронах, а затем умирает от разбитого сердца. Подобные правки не были редкостью на идишской театральной сцене. Некоторые критики рассматривают это как шаг в сторону от ассимиляции иммигрантов, другие – как шаг вперед к взаимопониманию между новыми жителями и их американскими соседями. Эти постановки положили начало тому, что обычно называют первой великой эпохой идишского театра, с центром в Нью-Йорке и продолжавшейся примерно до тех пор, пока новая волна еврейской иммиграции в 1905–08 годах снова не привела к появлению моды на широкую комедию. водевили и легкие оперетты, которые Томасефские восприняли всей душой, особенно в исполнении пьес Леона Кобрина о жизни иммигрантов. [ 8 ]
Другие известные постановки Томашевского включали идишские версии « Хижины дяди Тома» , Гете » «Фауста и, как бы маловероятно это ни казалось, Вагнера » «Парсифаля .
По данным Еврейской виртуальной библиотеки, в экранизации « Гамлета » под названием Студент « ешивы » «Злой дядя опорочивает репутацию кандидата в раввины , называя его нигилистом , и молодой человек умирает от разбитого сердца». [ 4 ] (Они не говорят, была ли эта постановка конкурирующей с «Отелло» Адлера и Кесслера .)
К 1910 году Томасефски владел домом с 12 комнатами на Бедфорд-авеню в Бруклине , а также бунгало у моря и площадью 20 акров (81 000 м²). 2 ) в Хантере, штат Нью-Йорк , который включал театр под открытым небом «Райские сады Томасефски». У каждого из трех его сыновей была арабская лошадь . [ 9 ]
Однако в 1915 году Томасефский подал заявление о банкротстве, перечислив активы на сумму 21 900 долларов и долги на 76 297,65 долларов. [ 10 ]
В 1935 году, в конце своей карьеры, Томасефски был актером и певцом в Генри Линна идишском фильме «Бар-мицва» . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] в котором он с удовольствием сыграл мелодраматическую роль и стал сопродюсером фильма. Он спел « Эрлех Зейн» («Будь добродетельным»), песню из идишской пьесы 1924 года «Бар-мицва» .
Личная жизнь
[ редактировать ]От жены, актрисы Бесси Томасефски , у него было трое сыновей, а также дочь, которая умерла, когда ей было шесть лет. Третий сын, Теодор, сменил имя на Тед Томас и стал постановщиком . Один из сыновей Теда Томаса — дирижер Майкл Тилсон Томас . Первый сын, Гарри, впоследствии снял фильм «Идишский король Лир» (1935) под эгидой Федерального театрального проекта . [ 14 ] [ 15 ] а позже переехал с матерью в Лос-Анджелес. [ 16 ] Второй сын, Микки, имел романы с двумя женщинами одновременно, что привело к драматической попытке убийства/самоубийства в 1931 году, напоминающей его тети Эммы Томасефски Финкель пресловутый роман в 1904 году. И Микки, и его тетя Эмма были парализованы из-за покушений на убийство со стороны ревнивых товарищей, и оба позже умерли от осложнений, связанных с их ранами; Эмма, много лет спустя, в 1929 году, и Микки, пять лет спустя, в 1936 году. [ 17 ] У Бориса Томашефского был длительный роман с идишской актрисой Региной Цукерберг , актрисой австрийского происхождения на двадцать лет моложе Бесси. Это заставило Бориса и Бесси расстаться. Оба сделали успешную, но разную карьеру. Однако в 1930-е годы Борис стал нищим. [ 18 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Томасефски похоронен со своей женой, которая, хотя и разлучилась с ним в 1911 году, так и не развелась с ним, в идишской театральной части кладбища на горе Хеврон, Флашинг, Квинс, Нью-Йорк .
Оба Томашефски многое сделали для формирования мира современного театра, от безрассудства до Бродвея, и дали старт многим актерам, композиторам и продюсерам, которые впоследствии основали и владели театрами и киностудиями. Даже братья Гершвины начали свою карьеру с Томасефки. Они также сыграли важную роль в решении спорных социальных проблем того времени и в обучении «зеленых рогов» тому, как быть американцами. Они не только основали театры и продюсерские компании, но и открыли издательства и совершили множество других успешных деловых приключений. Борис Томашевский даже основал и финансировал еврейскую армию, которую он отправил в Израиль и назвал в его честь. Позже это подразделение стало подразделением британской армии. [ 18 ]
В третьем братьев Маркс фильме «Обезьянье дело » Граучо Маркс (защищая свое право прятаться в чулане гангстерской шлюхи) восклицает: «Это то, что они сказали Томасу Эдисону, могучему изобретателю, Томасу Линдбергу, могучему летчику, и Томасефски, «могущественному изобретателю». как роза!» Дань также была отдана в мюзиклах Мела Брукса на сцене и в кино, основанных на его фильме 1968 года «Продюсеры» , когда Макс Бялисток приписывает свою проницательность бродвейского продюсера опеке «великого Бориса Томашевского» в песне «Король Бродвея». [ нужна ссылка ]
В 2011 году Шулер Хенсли сыграл Бориса Томашефского в «Томашефских: Музыка и воспоминания о жизни в идишском театре» , концертном представлении, посвященном семье Томасефских и музыке американского идишского театра, организованном их внуком, дирижером Майклом Тилсоном Томасом . Шоу транслировалось в сериале PBS Great Performances в 2012 году. [ 19 ]
Работает
[ редактировать ]- « Сломанная скрипка» (1918), музыка Иосифа Румшинского. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Борис Томашевский (1868 – 1939)» . Еврейская виртуальная библиотека.
- ^ Jump up to: а б с Зильберцвейг, Залмен (1934). « Томашевский, Борис » (на идиш) . Лексикон веселый идишн театр [Лексикон идишского театра]. Том. 2. Варшава: Фарлаг Элишева. Столбцы 804-840; здесь: кол. 804. (Примечание: год рождения 1886 в начале записи - явно опечатка, видимо, для 1868 г., так как по оценке автора Т. находился в Бердичеве 11-летним ребенком в 1879 г.)
- ^ Jump up to: а б с « Хронология ». Томасефские: Музыка и воспоминания о жизни в идишском театре . wwwthomasefsky.org. Проверено 26 декабря 2016 г. Веб-сайт основан на одноименном музыкальном шоу, которое написал, вел и дирижировал Майкл Тилсон Томас (внук семьи Томасефски), премьера которого состоялась в Нью-Йорке в апреле 2005 года.
- ^ Jump up to: а б с д « Борис Томашевский ». Еврейская виртуальная библиотека . www.jewishvirtuallibrary.org. Проверено 26 декабря 2016 г.
- ^ Адлер, 1999, стр. 312–314.
- ^ Адлер, 1999, с. 318 (комментарий)
- ^ Адлер, 1999, стр. 329-330.
- ^ Адлер, 1999, passim , 359 (комментарий).
- ^ [Адлер, 1999, 359 (комментарий).
- ^ «Истсайдский актер-банкрот» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 28 февраля 1915 года.
- ^ Хоберман, Дж. (1991). Мост света: фильм на идиш между двумя мирами . Музей современного искусства, издательство Shocken Books. п. 191н.
- ^ Бар-мицва в базе данных TCM Movie
- ^ Бар-мицва на IMDb
- ^ Берковиц, Джоэл (2002). Шекспир на американской сцене идиш . Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. п. 70
- ↑ Шехтер, Джоэл (8 декабря 2009 г.). «Идишский король Лир на смене» , The Forward . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ «Официальный сайт» . thomasefsky.org . Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ «Сценическое убийство» . Форвард.com . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Томашефские: музыка, воспоминания и жизнь в театре.
- ^ Джонс, Кеннет (29 марта 2012 г.). «Томашевские, Музыкальный портрет идишской сцены, выйдет в эфир на канале PBS 29 марта» . Афиша . Архивировано из оригинала 10 апреля 2012 года.
- ^ Нахшон, Эдна (8 марта 2016 г.). Идишский театр Нью-Йорка: от Бауэри до Бродвея . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231541077 – через Google Книги.
Источники
[ редактировать ]- Чира, Сьюзен, «Празднование 100-летия идишского театра», The New York Times , 15 октября 1982 г., C28.
- Адлер, Джейкоб , Жизнь на сцене: Мемуары , перевод и комментарии Луллы Розенфельд, Кнопф, Нью-Йорк, 1999, ISBN 0-679-41351-0 .
- Липцин, Сол, История литературы на идиш , издательство Джонатан Дэвид, Мидл-Виллидж, Нью-Йорк, 1972, ISBN 0-8246-0124-6 .
- Борис Томашевский из Еврейской виртуальной библиотеки (JVL), получено 28 февраля 2005 г.
- Хронология проекта Томасефски