Народы гуайкуру
![]() Изображение Дебрета кавалерии Гуайкуру во время атаки. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() ![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
Гуайкуруанские языки | |
Религия | |
Анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Гуарани |

Гуайкуру или Гуайкуру — общий термин для нескольких этнических групп, коренных жителей региона Гран-Чако в Южной Америке , говорящих на родственных гуайкуруанских языках . В 16 веке, во время первых контактов с испанскими исследователями и колонистами, люди Гуайкуру жили на территории современных стран Аргентины (к северу от провинции Санта-Фе ), Парагвая , Боливии и Бразилии (к югу от Корумбы ). [ 1 ]
Название пишется guaycurú или guaicurú на испанском языке (множественное число guaycurúes или guaicurúes ) и guaicuru на португальском языке (множественное число guaicurus ). Первоначально это был оскорбительный эпитет, данный народу мбая в Парагвае гуарани , означающий «дикарь» или «варвар», который позже был распространен на всю группу. В прошлом он также использовался для обозначения других народов региона Чако, но теперь ограничен теми, кто говорит на языке гуайкуру.
Впервые столкнувшись с испанцами в 16 веке, народы гуайкуру решительно сопротивлялись испанскому контролю и усилиям католических миссионеров по их христианизации . Они не были полностью умиротворены до начала 20 века.
Подразделения
[ редактировать ]Гуайкуру XVI века, похоже, был южной группой Мбайи, а не отдельным народом. Термины Мбайя и Гуайкуру были синонимами первых испанских колонистов. Гуайкуру стало собирательным названием, применяемым ко всем группам, говорящим на схожих языках, называемым Гуайкуруан. [ 2 ]
Основными сохранившимися ветвями Гуайкуру являются: [ 1 ]
- Мокови (Мокоби)
- Прямо вверх
- Пилага
- Кадивеу
Другие группы Гуайкуру исчезли за последние 500 лет:
Мокови, Тоба и Пилага называют себя ком и, по-видимому, образуют лингвистический и этнический континуум. [ 1 ] Они были помещены вместе с Абипоном в «Южный» дивизион, а Кадивеу помещены отдельно в «Северный» дивизион. Место пайягуа в этой классификации до сих пор остается спорным. [ 1 ]
Некоторые авторы, такие как Кеведо , Хант , Мейсон , Гринберг и Вьегас Баррос , объединили языки гуайкуру и матагуай в более крупную языковую семью матако-гуайкуру , но пока неясно, являются ли сходства между словарями этих двух семей. вследствие общего происхождения или заимствования. [ 1 ]
Культура
[ редактировать ]
Народ Гуайкуру состоял из множества групп, составляющих отдельные этнические группы с разными, но схожими языками. Гуайкуруанцы никогда не были политически едины и часто были враждебны друг другу, а также другим народам. [ 3 ]
Впервые встретившись в 16 веке, гуайкуру жили в Гран-Чако, негостеприимном регионе для сельского хозяйства и поселения в глазах испанских колонистов. Они были охотниками-собирателями и кочевниками, перемещавшимися с места на место в зависимости от сезонных ресурсов. Губернатор Парагвая Альвар Нуньес Кабеса де Вака сказал в 1540-х годах о Гуайкуру:
«Эти индейцы — великие воины и доблестные люди, которые питаются олениной, маслом, медом, рыбой и кабаном… Они ежедневно отправляются на охоту, потому что это их единственное занятие. Они проворны и быстры, поэтому многословны. что они утомляют оленей и ловят их руками... Они добры к своим женам... Все остальные племена их очень боятся. Они никогда не остаются на одном месте более двух дней, но быстро переносят свои дома. , из циновки..." [ 4 ]
Абипон-гуайкуруанцы приобрели лошадей у испанцев в конце 16 века и в течение 50 лет развили конную культуру, аналогичную культуре равнинных индейцев Северной Америки. Они и другие гуайкуруанцы приобретали лошадей и крупный рогатый скот, совершая набеги на испанские гасиенды, поселения гуарани и миссии иезуитов к востоку от рек Парагвай и Парана. Между набегами они продавали испанцам шкуры, воск, мед, соль и рабов гуарани в обмен на ножи, топоры и другие товары. Мобильность, обеспечиваемая лошадьми, облегчила контроль Гуайкуру над другими народами Чако и сделала набеги на испанцев и их индийских союзников прибыльным предприятием. [ 5 ]
Пайягуа, населявшие берега реки Парагвай к северу от города Асунсьон, были исключением из конной культуры других гуайкуруанцев. Пайягуа плавали по реке на каноэ, ловили рыбу и собирали съедобные растения, а также совершали набеги на своих сельскохозяйственных соседей, гуарани, на востоке. Пайягуа также стали великими торговцами как с испанцами, так и с другими гуайкуруанцами. Пайягуа угрожала испанским путешествиям по реке Парагвай в течение 200 лет. [ 6 ]
Группы и семейные группы, составляющие гуайкуруанцев, были матрилокальными и экзогамными . Группы объединялись только в торжественных случаях, особенно в период сбора дикого меда и стручков альгарробы ( Prosopis ), которые использовались для производства сброженного алкогольного напитка. Воссоединения использовались для назначения лидеров, укрепления отношений между группами и облегчения ухаживаний и браков. [ 7 ]
Гуайкуруанское население Чако в доиспанские времена оценивалось в 500 000 человек. Хотя документация по большей части отсутствует, гуайкуруанцы пострадали от эпидемий европейских болезней, но, возможно, в меньшей степени, чем их оседлые сельскохозяйственные соседи, такие как гуарани. Население гуайкуруанцев в середине 17 века оценивается в 40 000 человек. [ 8 ]
История
[ редактировать ]В 1542 году Кабеса де Вака ответил на просьбу гуарани наказать враждебного Гуайкуру. Он отправил большую экспедицию испанцев и солдат гуарани из Асунсьона и напал на лагерь Мбайяс, также называемый Эйигуайегис. Испанцы и гуарани убили многих и взяли в плен 400 человек. Однако после битвы гуайкуруанцы сохранили контроль над Чако и постепенно приобрели лошадей, вкус к испанской говядине, а также железное оружие и инструменты. В 17 веке набеги Гуайкуруана вынудили покинуть Консепсьон -дель-Бермехо , Аргентина, и переместить Санта-Фе, Аргентина . В отместку в 1677 году испанцы убили 300 мбаянских торговцев, стоявших лагерем недалеко от Асунсьона. К началу 1700-х годов отряды численностью до 400 воинов Гуайкуруа нападали на испанские поселения в Тукумане и других близлежащих провинциях Аргентины. Их набеги вынудили испанцев покинуть некоторые приграничные районы. Частые испанские военные экспедиции против гуайкуруанцев были успешными лишь временно, если вообще имели успех. [ 9 ]
Крупнейший набег Гуайкуруанцев произошел в 1735 году, когда 1000 мокоби и тоба напали на провинцию Сальта в Аргентине. Они убили или взяли в плен сотни людей, выкупив некоторых пленников и оставив других в рабстве, а также много скота. Рейды Мбайи в Парагвае в течение того же десятилетия привели к гибели 500 парагвайцев и краже 6000 голов скота. Однако могущество Гуайкуруа достигло своего зенита. Эпидемия оспы с 1732 по 1736 год убила многих, особенно Мокобиса; Испанские поселения вторгались в Чако, и некоторые жители Гуайкуруа перенимали испанскую культуру и религию. Более того, человеческое давление на Чако привело к ухудшению окружающей среды, и он стал менее подходящим в качестве среды обитания для традиционной культуры охоты и собирательства, а также для стад лошадей и крупного рогатого скота народов Чако. [ 10 ]
Миссионеры- иезуиты предприняли безуспешные попытки основать миссии или сократить число гуайкуруанцев в начале 1600-х годов. Их первая успешная миссия была основана среди мокоби в Сан-Хавьере , к северу от Санта-Фе, Аргентина, в 1743 году. Несколько других миссий были созданы среди различных этнических групп гуайкуру, и в начале 1780-х годов численность миссии достигла пика от 5000 до 6000 человек. . Население миссий было нестабильным, поскольку многие гуайкуруанцы вернулись к своему кочевому образу жизни после проживания в миссии. Многие гуайкуруанцы к этому времени также были интегрированы в испанскую экономику, разводя скот, выращивая урожай и работая за зарплату, хотя многие также продолжали заниматься контрабандой и воровать скот и оставались враждебными по отношению к испанцам. [ 11 ]
Отклонить
[ редактировать ]
К началу 19 века, когда страны Южной Америки стремились к независимости от Испании, народы Гуайкуруа были разделены на тех, кто жил в миссиях и был, по крайней мере частично, интегрирован в латиноамериканское и христианское общество, и тех, кто продолжал жить как кочевники в более изолированных регионах. части Гран-Чако. В ходе движения за независимость 1810-х и 1820-х годов некоторые гуайкуруанцы служили в колониальных армиях за независимость, другие возобновили свои набеги и изгнали поселенцев из части аргентинского Чако. Однако старая вражда между различными этническими группами, составляющими гуайкуруанцев, привела к междоусобной войне между Тобасом, Макобисами и Альбипонами. Мбайя все больше поглощались бразильским обществом. [ 12 ]
Лишь «небольшая депрессивная колония» некогда могущественного Пайягуа все еще сохранилась недалеко от Асунсьона в 1852 году. [ 13 ] Последняя известная пайягуа, Мария Доминга Миранда, умерла в начале 1940-х годов. [ 14 ] Абипон вымер во второй половине XIX века. [ 15 ] Мбайя получили землю от Бразилии за помощь в Парагвайской войне (1864-1870), но выжили только как Кадивеу, численностью 1400 человек в 2014 году. [ 16 ]
Все еще кочевавшие Тобас и Моковис в аргентинском Чако продолжали сопротивляться наступающей границе до 1884 года, когда они были решительно разбиты армией; в то время как некоторые из них согласились впоследствии жить в сокращении, тысячи тоба отступили в изолированные регионы Аргентины, Парагвая и Боливии и сохранили некоторый уровень автономии в 20 веке. В 1904 году милленаристское движение , подобное движению « Танец призраков» на западе Северной Америки, вспыхнуло среди мокови Сан-Хавьера, Санта-Фе , Аргентина, но было быстро подавлено, когда 500 из них были отброшены после нападения на город. В 1924 году аргентинская полиция и военные убили 400 Тоба в ходе так называемой резни в Напальпи . [ 17 ]
По данным переписи 1968 года в Аргентине насчитывалось 16 548 тоба и 1202 близкородственных им пилагаса. В Боливии проживало 2600 тоба. В 1968 году в Аргентине проживало от 3000 до 6000 мокови. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ален Фабр (2006), Гуайкуру , Часть 3, Народы Великого Чако и их языки Антропологическое приложение, том 41 вып. 2, с. 7–132. Асунсьон, Парагвай. [1] , по состоянию на 15 ноября 2017 г.
- ^ Стюард, Джулиан Х., изд. (1946), Справочник южноамериканских индейцев , Том. 1, Маргинальные племена , Смитсоновский институт, государственная типография, Вашингтон, округ Колумбия, с. 215
- ^ Саегар, Джеймс Шофилд (2000), Граница миссии Чако: опыт Гуайкуруана , Тусон: University of Arizona Press, стр. 3-5. Антропологи сопротивлялись называть этнические группы Гуайкуру «племенами», поскольку не существовало племенного правительства или отдельных племенных территорий.
- ^ Готт, Ричард (1993), Земля без зла: утопические путешествия через водораздел Южной Америки, Нью-Йорк: Версо, стр. 49-50. Неясно, что Кабеса де Вака имел в виду под «маслом», поскольку в 16 веке у Гуайкуру не было домашнего скота.
- ^ Саегар, стр. 5-9
- ^ Саегар, стр. 18-19. Пайагуа, возможно, также дали свое название реке Парагвай и стране Парагвай.
- ^ Ситро, Сильвия (2009), «Коренные жители Чако глазами немецких иезуитов», Anthropos , Vol 104, p. 399
- ^ Сагер, с. 6
- ^ Сагер, стр. 5-13
- ^ Сигер, стр. 21-25. Есть заметное сходство между поражениями гуайкуруанцев и равнинных индейцев Северной Америки.
- ^ Саегар, с. 29-40
- ^ Саегар, стр. 166-169
- ^ Готт, стр. 58-59
- ^ Гансон, Барбара (2017), «Эвуеви Парагвая: адаптивные стратегии и ответы на колониализм», The Americas , Vol 74, Issue 52, p. 463. Скачано с Project Muse.
- ^ «Абипон», https://www.britanica.com/topic/Abipon , по состоянию на 21 ноября 2017 г.
- ^ «Кадивеу», Коренные народы Бразилии, https://pib.socioambiental.org/en/povo/kadiweu/260 , по состоянию на 21 ноября 2017 г.; Саегар, с. 178
- ^ Саегар, стр. 176-177
- ^ Саегар, стр. 178-179