Женское образование в Пакистане
образование женщин в Пакистане является основным правом каждой гражданки женского пола. Согласно статье тридцать седьмой Конституции Пакистана , [1] однако гендерные различия все еще существуют в сфере образования. Согласно человеческом развитии Докладу о Программы развития ООН за 2011 год , среднее образование в Пакистане получают примерно в два раза больше мужчин, чем женщин , а государственные расходы на образование составляют лишь 2,7% ВВП страны . [2] Уровень безработицы среди выпускниц женского пола в Пакистане примерно в 3,8 раза выше, чем у их коллег-мужчин. [3]
Гендерные роли в Пакистане
[ редактировать ]Патриархальные ценности в значительной степени определяют социальную структуру пакистанского общества в сельской местности. Для сравнения, городские центры страны, а также полупериферийные регионы медленно движутся к изменению гендерных ролей, которые становятся более инклюзивными. Согласно аналитической записке Азиатского банка развития по участию женщин в рабочей силе в Пакистане, 2016 г., около 70% работающих женщин в Пакистане работают на открытом воздухе. Общее восприятие традиционных в культурном отношении гендерных ролей заключается в том, что женщина, как жена, должна заботиться о доме. и мать, тогда как вне дома доминирует мужчина в качестве кормильца, в некоторых секторах вызывают сомнения. В сельскохозяйственных работах в сельской местности как мужчины, так и женщины работают в полях, и ожидается, что они будут в равной степени участвовать в работе по дому. В опросе Статистического бюро Пакистана за 2013–2014 годы сообщалось, что 26% женщин работают (около 15 миллионов). Существует традиционно концептуальная идея разделения мужчин и женщин на два разных мира. Однако в разных частях страны это реализуется по-разному. Лишь в большинстве изолированных сельских регионов страны эта идея гендерных ролей строго соблюдается. Бедность является одним из основных факторов неравномерного распределения ресурсов домохозяйства в пользу сыновей из-за их роли в обществе вне дома. Таким образом, образование мальчиков имеет приоритет над образованием девочек, поскольку считается, что мальчики должны обладать образовательными навыками, чтобы конкурировать за ресурсы на общественной арене; в то время как девочки должны специализироваться на домашних навыках, чтобы быть хорошими матерями и женами. Таким образом, образование не считается важным для девочек.
Такое гендерное разделение труда было усвоено обществом, и у девочек не так много вариантов выбора, которые могли бы изменить эти патриархальные реалии их жизни. Общество не позволяет девочкам развивать свои человеческие способности , лишая их возможности получать образование. Отсутствие внимания к важности женского образования является одной из основных особенностей гендерного неравенства в Пакистане. [ нужна ссылка ] В Докладе о человеческом развитии (HDR) Пакистан включен в категорию стран с «низким человеческим развитием » с уровнем грамотности женщин в тридцать процентов, а Пакистан занимает 145-е место в мире по уровню человеческого развития. [2]
Важность женского образования
[ редактировать ]Образование имело центральное значение для развития человеческого общества. Это может стать началом не только индивидуальных знаний, информации и осведомленности, но и целостной стратегии развития и изменений. [ нужна ссылка ] Образование во многом связано со способностью женщин формировать социальные отношения на основе равенства с другими и достигать такого важного социального блага, как самоуважение. Это также важно для мобильности (через доступ к работе и политическому процессу), а также для здоровья и жизни (через связь с физической неприкосновенностью). Образование служит защитой от домашнего насилия. Домашнее насилие является основным фактором, негативно влияющим на улучшение положения женщин. Одной из важных целей образования пакистанских женщин является его вклад на рынок труда. Образование дает женщинам право голоса в процессе принятия решений в семье, где доминируют мужчины, ограничивая мужчин влиянием на участие женщин в оплачиваемой работе, которая вносит вклад в экономику страны, тем самым улучшая статус женщин в Пакистане. [4] Образование может позволить женщинам участвовать в политике, чтобы они могли гарантировать, что их голоса и проблемы будут услышаны и учтены в государственной политике. Это также имеет решающее значение для доступа женщин к правовой системе. [5] Хотя надо учитывать, что религия и традиции Пакистанцев влияют на образование женщин. Некоторые женщины могут предпочесть сохранить традиционные роли, потому что это то, что они всегда знали и к чему привыкли. Однако было бы прекрасной возможностью, если бы женщины могли сделать свой выбор самостоятельно. Они должны, по крайней мере, обладать знаниями обеих сторон, чтобы получить образование или придерживаться традиционных путей.
Образование является важнейшим вкладом в развитие человеческих ресурсов и имеет важное значение для экономического роста страны. Оно повышает производительность и эффективность труда людей, а также производит квалифицированную рабочую силу, способную вести экономику к устойчивому росту и процветанию. Прогресс и благополучие страны во многом зависят от выбора образования, доступного ее народу. Это может быть одним из самых мощных инструментов перемен. Оно может помочь стране достичь своих национальных целей, создавая умы, наполненные знаниями, навыками и компетенциями, которые помогут сформировать ее будущую судьбу.
Широкое признание этого факта привело к осознанию необходимости сосредоточиться на грамотности и начальном образовании не просто как вопрос социальной справедливости , но и в большей степени для содействия экономическому росту, социальному благополучию и социальной стабильности. [6] Женское образование настолько неразрывно связано с другими аспектами человеческого развития, что сделать его приоритетом означает также внести изменения на ряде других фронтов; от здоровья и статуса женщин до ухода за детьми раннего возраста; от питания, водоснабжения и санитарии до расширения прав и возможностей общин; от сокращения детского труда и других форм эксплуатации к мирному разрешению конфликтов. [7] Образование в Великобритании находится в критическом состоянии, особенно в связи с отсутствием внимания и планирования со стороны правительства региона образованию детей. Вопиющее отсутствие политики, касающейся прав на образование. [8]
Экономические преимущества женского образования
[ редактировать ]Большое количество эмпирических исследований показало, что повышение уровня образования женщин повышает их заработную плату и что отдача от образования для женщин часто выше, чем для мужчин. Повышение уровня женского образования улучшает результаты человеческого развития, такие как выживание детей, здоровье и школьное образование. [9] Более низкий уровень образования женщин оказывает негативное влияние на экономический рост, поскольку снижает средний уровень человеческого капитала. [10] Экономисты развития утверждают, что в развивающихся странах женское образование снижает рождаемость, детскую смертность и повышает уровень образования детей. [11] Гендерное неравенство в сфере образования напрямую и существенно влияет на экономический рост .
Гендерное неравенство в образовании в Пакистане
[ редактировать ]Согласно отчету ПРООН за 2010 год, Пакистан занял 120-е место в 146 странах по индексу гендерного развития (GDI), а по рейтингу измерения гендерных возможностей (GEM) он занял 92-е место в 94 странах. [12] Гендерное неравенство в образовании можно измерить по-разному. Валовые и чистые показатели зачисления, а также показатели завершения и отсева являются способами выявления гендерного неравенства в образовании. Пакистан стремится достичь Целей развития тысячелетия , а также стремится устранить гендерное неравенство на всех уровнях образования к 2015 году. [13] Устранение гендерного неравенства на всех уровнях образования требует увеличения выделения ресурсов на образование женщин. Между сельскими и городскими районами Пакистана существуют сильные гендерные различия в уровне грамотности и образования.
Социально-экономические препятствия
[ редактировать ]Патриархальные ценности глубоко укоренены в обществе Пакистана, и их различные проявления наблюдаются в разных аспектах жизни общества. Как упоминалось выше, гендерное разделение труда вынуждает женщин специализироваться в первую очередь на неоплачиваемой работе по уходу за домом в качестве матери и жены, тогда как мужчины выполняют оплачиваемую работу и являются кормильцами. Это привело к низкому уровню инвестиций в образование девочек не только их семей, но и государства. Этот низкий уровень инвестиций в женский человеческий капитал , усугубляемый негативными социальными предубеждениями и культурными практиками, ограничениями на мобильность женщин и усвоением патриархата самими женщинами, становится основой гендерной дискриминации и неравенства в большинстве сфер жизни. Некоторые из последствий заключаются в том, что женщины не способны развивать навыки, востребованные на рынке труда, и, следовательно, у них ограниченные возможности на рынке наемного труда. Более того, социальные и культурные ограничения ограничивают шансы женщин конкурировать за ресурсы в мире за пределами четырех стен их домов. Это приводит к социальной и экономической зависимости женщин от мужчин. Природа и степень угнетения и подчиненного положения женщин различаются в зависимости от класса, региона и различия между деревней и городом в Пакистане. Было замечено, что мужские доминирующие структуры относительно более выражены в сельской и племенной среде, где местные обычаи и законы коренных народов устанавливают более сильную мужскую власть и власть над женщинами. [14]
Повстанческие препятствия
[ редактировать ]Разрушение школ и убийства нанесли ущерб образованию женщин в Пакистане. 16-летняя активистка образования и блоггер Малала Юсуфзай была ранена в голову и шею боевиками Талибана 9 октября 2012 года после того, как она написала в блоге о разрушении школ и закрытии школ для девочек в своем городе Мингора в округе Сват . Позже Талибан отрицал, что выступает против образования, и заявил, что «Малала стала мишенью из-за ее новаторской роли в проповеди секуляризма и так называемой просвещенной умеренности». [15]
В сентябре 2012 года пакистанская газета Dawn сообщила, что 710 школ были разрушены или повреждены боевиками в Хайбер-Пахтунхве , а 401 школа была разрушена или повреждена в Свате. [16] Хотя кампания Талибана распространяется не только на девочек, но и на светское образование в целом, [17] по крайней мере один источник сообщает, что ущерб был связан с противодействием Талибана образованию девочек. [15] Другой источник включает в себя бомбардировки школ для девочек в рамках политики Талибана. [18]
Барьеры на пути к высшему образованию
[ редактировать ]Хотя образование для женщин в Пакистане является правом с 1976 года, все еще существует значительный гендерный разрыв, особенно в сфере высшего образования для женщин. Согласно данным, собранным в 2003–2004 годах, доля женщин, обучающихся по программам бакалавриата, составила 43,5% по сравнению с их коллегами-мужчинами, у которых этот показатель составлял 56,49%. [ нужна ссылка ] Более того, в исследовании Монаццы Аслам был сделан вывод, что инвестиции в образование женщин приносят более высокую экономическую отдачу, чем инвестиции в образование мужчин, однако женскому образованию придается мало значения. [19] Это связано с ожиданиями общества и ценностью женщин в Пакистане.
Путь к высшему образованию для женщин труден и не дает тех же результатов, что и для мужчин. Во-первых, на женщин смотрят как на домохозяек и матерей, их отводят одной цели – сделать образование наименее важной заботой для своих семей. [20] Кроме того, решение о получении образования не остается за женщинами в Пакистане, их семьи, будь то родители или супруги, решают судьбу своих женщин. Поскольку женщин готовят к замужеству, их семьи часто озабочены тем, чтобы научить их домашним делам, чтобы они могли доставить удовольствие своим супругам и новым семьям. Если дочери предоставляется возможность получить высшее образование, ее семья часто использует это как «золотой браслет». Высшее образование можно рассматривать как высокий статус и часто демонстрирует богатство семьи, в частности, для стимулирования потенциальных претендентов. [ нужна ссылка ] Более того, образование мужчины ценится выше образования женщины из-за гендерных норм в Пакистане, а также отсутствия социального обеспечения. Ожидается, что сыновья будут работать и когда-нибудь финансово поддерживать своих родителей, а дочери должны выйти замуж в другую семью. Эти гендерные нормы мотивируют родителей финансировать образование сына, уделяя при этом внимание приданому дочери. Эти гендерные нормы, а также цена высшего образования и отсутствие женских и совместных школ ограничивают возможности женщин получить высшее образование.
Получение высшего образования – путь не из легких. Если женщина замужем, от нее по-прежнему ожидается, что она будет заботиться о своей семье, и многим женщинам в Пакистане не разрешается работать вне дома, что очень затрудняет получение работы. [21] Более того, даже преодолев все препятствия, как только женщина получит высшее образование, ей придется столкнуться с гендерной дискриминацией на рабочем месте, и многие женщины обнаружат, что нелегко найти хорошо оплачиваемую или управленческую работу даже с высшим образованием. . [22] [23]
Сельский против городского
[ редактировать ]В 2006 году уровень грамотности в городах составлял 58,3%, в то время как в сельской местности он составлял 28,3%, а среди сельских женщин - только 12%. [24] Интересным фактором в этом контексте является то, что самый высокий показатель набора женщин в начальную школу был зарегистрирован, но он постепенно снижается на уровне средней школы, колледжей и высшего образования. Было подсчитано, что менее 3% девушек в возрасте 17–23 лет имеют доступ к высшему образованию. [25]
Число женщин, посещающих школу в городских и сельских районах, существенно различается. В городских районах уровень образования женщин растет с каждым днем. Родители девочек, живущих в городских районах, гораздо более терпимо относятся к их поступлению в школу и даже поощряют девочек делать карьеру, поскольку они также гораздо лучше осведомлены о своих правах. Это делает их намного более мотивированными, чтобы постоять за свое образование. Родители в городских районах гораздо более модернизированы или вестернизированы. Эти городские родители признают важность образования. Женщины, живущие в городских районах, часто учатся в частных школах, получая там лучшее образование, поскольку у них гораздо больше возможностей для получения образования. Женщины в городских районах также окружены образованными людьми, которых не унижают и не бьют за то, что они ходят в школу. В отличие от городских районов, женщинам в сельской местности не рекомендуется посещать школу. Большинство из них воспитываются в консервативных семьях, практически не имея образования. Им приходится работать больше, чем женщинам в городских районах, потому что у них мало системы поддержки. Если их родители соглашаются на образование, они все равно не могут пойти туда, поскольку большинство из них очень бедны и не могут позволить себе такие расходы. Женщины также не посещают школу в сельских районах Пакистана, потому что это не принято с культурной точки зрения. Взгляды сельских пакистанских родителей на образование продолжают меняться. Многие родители признают реальные преимущества получения высшего образования: контроль и расширение прав и возможностей женщин. Напротив, некоторые родители по-прежнему рассматривают образование как способ улучшить брак. [26] Эти консервативные семьи, как правило, придерживаются более традиционных взглядов, ожидая, что женщины останутся дома и будут заниматься домашним хозяйством, пока мужчины уходят на работу. Они также ограничены в сельской местности, поскольку в их городе может даже не быть школы, поэтому для посещения школы приходится ехать на большие расстояния. [27]
Статистика
[ редактировать ]Последняя официальная статистика набора, предоставленная Министерством образования Пакистана, относится к 2005–2006 году. Статистику можно разделить на две категории: государственные школы и частные школы. [25]
Дошкольное образование
[ редактировать ]- Государственный сектор
По данным правительства Пакистана , общий уровень приема в дошкольные учреждения государственного сектора составил 4 391 144 человека. Из 4 391 144 учащихся дошкольных учреждений 2 440 838 — мальчики, а 1 950 306 — девочки. Из него следует, что 56% зачисленных студентов – мальчики, а 44% – девочки. Дальнейшая разбивка этих статистических данных по уровням зачисления в городскую и сельскую местность показывает почти одинаковый процент зачисления мальчиков и девочек, т.е. в сельских школах 57% мальчиков и 43% девочек.
Частный сектор; В Пакистане существует огромный сектор частного образования. По данным правительства Пакистана, в частных школах обучаются 2 744 303 ученика дошкольных учреждений. Из них 1 508 643 мальчика и 1 235 660 девочек. Это показывает, что 55% зачисленных детей — мальчики, а 45% — девочки. Из общего числа 39% студентов проживают в сельской местности, а процент зачисленных мальчиков и девочек в сельской местности составляет 58% и 42% соответственно.
Начальное образование
[ редактировать ]Начальное образование является обязательным для каждого ребенка в Пакистане, но из-за культуры, бедности и детского труда Пакистан не смог достичь 100% охвата начальным образованием.
- Государственный сектор
Общее число учащихся в первичном государственном секторе составляет 11 840 719 человек; 57% (6 776 536) - мальчики, 43% (5 064 183) - девочки. 79% всех учащихся начальных классов в Пакистане учатся в сельских школах, а гендерное соотношение учащихся в сельских школах Пакистана составляет 59% и 41% для мальчиков и девочек соответственно.
- Частный сектор
Частные школы в основном расположены в городских центрах, а общее количество учащихся в частных начальных школах составило 4 993 698 человек.
Уровень средней школы
[ редактировать ]Уровень набора в Пакистане резко падает с уровня начальной до средней школы. Эта статистика может быть очень полезна для понимания проблем, с которыми сталкивается Пакистан в образовательном секторе.
- Государственный сектор
В государственных средних школах обучаются 3 642 693 учащихся; 61% (2 217 851) - мальчики, 39% (1 424 842) - девочки. Из общего числа учащихся 62% учащихся проживают в сельской местности, а количество девочек, обучающихся в сельских средних школах, намного ниже, чем в городских школах. В сельских школах 66% зачисленных учащихся составляют мальчики и 34% - девочки.
- Частный сектор
Набор в частные школы резко снижается после начального уровня, поскольку стоимость обучения в частных школах увеличивается, а большинство населения не может позволить себе частное образование в Пакистане. Общее количество учащихся, обучающихся в частных школах среднего уровня, составляет 1 619 630 человек. Из общего уровня набора в частные школы 66% учащихся учатся в городских школах. Таким образом, соотношение мальчиков и девочек относительно сбалансировано: 54% мальчиков и 46% девочек.
Уровень средней школы
[ редактировать ]В Пакистане 8–10 классы составляют среднюю школу.
- Государственный сектор
Общее количество учащихся, обучающихся в государственных средних школах, составляет 1 500 749 человек. 61% студентов - мальчики и 39% - девочки. Общий охват резко снижается на уровне средней школы. В сельских средних школах наблюдается весьма непропорциональное гендерное соотношение, только 28% зачисленных учащихся составляют девочки, а 72% - мальчики.
- Частный сектор
В частных средних школах обучаются 632 259 студентов. Большинство из них находится в городских центрах. Соотношение охвата мальчиков и девочек составляет 53% и 47% соответственно.
Высшее среднее
[ редактировать ]Общее соотношение, похоже, выравнивается среди мальчиков и девочек, получающих высшее среднее образование.
- Государственный сектор
В государственных учреждениях высшего среднего образования обучаются 699 463 студента. Почти 50% мальчиков и девочек охвачены высшим средним образованием. Но существует разница между городским и сельским набором учащихся. Только 16% студентов от общего числа - из сельской местности, и только 28% - студентки. В то время как в городских центрах 55% студентов составляют студентки.
- Частный сектор
В частных вузах обучаются 154 072 студента, из них 51% мальчиков и 49% девочек.
Образование на уровне степени
[ редактировать ]Студенток-женщин больше, чем их коллег-мужчин по уровню образования.
- Государственный сектор
В учреждениях государственного сектора обучаются только 296 832 студента, из них 62% — женщины, а 38% — мужчины. Очень мало (менее 1%) студентов учатся в сельских вузах.
- Частный сектор
В учебных заведениях частного сектора обучается 29 161 студент; 4% - женщины, в основном в городских центрах.
Сводная статистика
[ редактировать ]Эта статистика проливает некоторые интересные факты об образовании в Пакистане; гендерное неравенство в образовании гораздо ниже в городских районах по сравнению с сельскими районами. Одним из возможных объяснений этой закономерности является сравнительно более сильное доминирование родоплеменных, феодальных и патриархальных традиций в сельской местности. Более того, у женщин в сельской местности очень мало возможностей трудоустройства, и поэтому у семей очень мало финансовых стимулов отправлять своих девочек в школы. Однако, несмотря на скудное представительство женщин в секторе образования, уровень успеваемости студенток неизменно намного выше, чем у их сверстников-мужчин. Девочки обычно превосходят мальчиков на экзаменах, а также имеют более высокие результаты в университетах. К сожалению, большинство девушек так и не получают возможности развивать свои образовательные способности. [14]
Женские медресе
[ редактировать ]Существует почти 2000 зарегистрированных исламских религиозных школ для девочек, в которых обучаются почти четверть миллиона молодых женщин и которые ежегодно обеспечивают более половины кандидатов, сдающих выпускные экзамены. [28] [29]
Роль правительства в женском образовании
[ редактировать ]Официально правительство Пакистана стремится предоставить каждому гражданину доступ к образованию, но критики говорят, что его бюджетные ассигнования на образование не соответствуют его прежним обязательствам. Расходы на образование в процентах от ВВП составляли 1,82% в 2000–2001 годах, а в 2006–2007 годах они немного выросли до 2,42%, и они все еще относительно ниже, чем в большинстве соседних стран. [24] Экономисты-феминистки утверждают, что правительству Пакистана необходимо полностью рассмотреть и решить гендерные проблемы, существующие в образовательном секторе. Они предполагают, что одним из способов улучшить эту ситуацию является увеличение финансирования женского образования, поощрение и финансовое стимулирование жителей сельской местности отправлять своих девочек в школы. [14] В рамках гендерных исследований гендерное разделение труда считается патриархальным, и феминистки утверждают, что оно может быть сознательно нейтрализовано государственной политикой, т.е. поощрением девочек к изучению математики, естественных наук, компьютеров, делового администрирования и т. д. Таким образом, девочки будет специализироваться в более высокооплачиваемых областях (работах), а не сосредоточиться исключительно на работе по уходу. [5]
Роль родителей
[ редактировать ]В 2016 году родители воспользовались инициативой, отправив своих дочерей в школу совместного обучения в Мангар Кота, Сват . В селе есть только одна начальная школа для девочек, в которой работает всего один учитель. Ближайшая средняя школа находится в 12 км. Единственным способом продолжить образование для девочек было посещение школы для мальчиков. Вдохновленные Малалой Юсуфзай , родители восьми девочек отдали дочерей в школу для мальчиков. [30]
Родители часто не хотят отправлять своих дочерей в школу из-за расстояния, плохой инфраструктуры, проблем с безопасностью и безопасностью, а также отсутствия таких удобств, как туалеты в школах. [31] Это вызывает особую озабоченность в сельских районах, где мало школ для женщин.
Образование матери является важным фактором, влияющим на возможности и уровень образования их детей. [32] Это также можно считать барьером для новых поколений, продолжающих цикл женщин, не получающих высшего образования. Успеваемость пакистанских девочек в школе увеличивается на одну треть-половину больше за один год формального образования матери. [32] Примерно половина населения Пакистана — женщины; страна не сможет развиваться, если половина ее граждан будет ограничена высшим образованием. [32]
Заключение
[ редактировать ]Статистика показывает, что образование в Пакистане может характеризоваться значительным гендерным неравенством. Девушкам/женщинам приходится сталкиваться с социально-культурными препятствиями для получения образования. Международное сообщество достигло консенсуса в рамках Целей развития тысячелетия по устранению гендерного неравенства в сфере образования. [33] Сторонники гендерного равенства утверждают, что предоставить каждому легкий доступ к образованию без каких-либо гендерных предубеждений не только гуманно и этически, но также важно для развития и прогресса общества, чтобы как мужчины, так и женщины получали образование. Они также указывают на эмпирические исследования, которые подтвердили, что гендерное неравенство в образовании оказывает значительное влияние на сельскую бедность в Пакистане, а женская грамотность важна для борьбы с бедностью. Феминистки, такие как Марта Нуссбаум, утверждают, что существует неотложная необходимость увеличить государственные расходы на женское образование, чтобы достичь гендерного равенства на всех уровнях. [5]
См. также
[ редактировать ]- Женщины в Пакистане
- Права женщин
- Государственный женский колледж
- Государственный колледж для девочек
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конституция Пакистана , Правительство Пакистана
- ^ Перейти обратно: а б ПРООН, Отчет о человеческом развитии (2011 г.)
- ^ Алам, Казим (9 апреля 2023 г.). «Почему выпускники сталкиваются с более высокой безработицей в Пакистане» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Хуршид, Аиша (ноябрь 2016 г.). «Домашнее гендерное (в) равенство: женское образование и гендерные отношения среди сельских общин в Пакистане». Международный журнал развития образования . 51 : 43–50. дои : 10.1016/j.ijedudev.2016.08.001 .
- ^ Перейти обратно: а б с Нуссбаум, М. (2003). Женское образование: глобальный вызов . Чикагский университет.
- ^ Мишра RC (2005). Женское образование . Нью-Дели: Издательская корпорация APH.
- ^ Гоэл, А. (2004). Образование и социально-экономические перспективы развития и расширения прав и возможностей женщин .
- ^ Рехман, Абдул; Цзиндун, Луан; Хусейн, Имран (1 ноября 2015 г.). «Уровень грамотности в провинции в Пакистане и его влияние на экономику» . Pacific Science Review B: Гуманитарные и социальные науки . 1 (3): 140–144. дои : 10.1016/j.psrb.2016.09.001 . ISSN 2405-8831 .
- ^ Класен, С. и Ламанна, Ф. (2008), Влияние гендерного неравенства в образовании и занятости на экономический рост в развивающихся странах: обновления и дополнения .
- ^ Класен, Стефан (1999). «Снижает ли гендерное неравенство рост и развитие? Данные межстрановой регрессии», Серия рабочих документов по политическим исследованиям по гендеру и развитию, № 7. Группа исследований развития /PREMN, Всемирный банк.
- ^ Ноулз, Стивен; Лорджелли, Паула К.; Оуэн, П. Дориан (2002). «Являются ли гендерные разрывы в образовании тормозом экономического развития? Некоторые эмпирические данные из разных стран». Оксфордские экономические документы . 54 (1): 118–149. дои : 10.1093/oep/54.1.118 . JSTOR 3488655 .
- ^ ПРООН (2010), «Заявление о гендерных вопросах в Пакистане».
- ^ Организация Объединенных Наций, ПРООН. http://www.un.org/millenniumgoals/ .
- ^ Перейти обратно: а б с Хан, С (2007). «Гендерные проблемы в высшем образовании в Пакистане». Бюллетень , выпуск 162, 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Почему талибы застрелили школьницу | Леон Визельтье| 19 октября 2012 г. | доступ 12.11.212
- ^ Воинственность не позволяет 600 000 детей КП посещать школу , 12 сентября 2012 г.
- ^ Алекс Родригес (26 октября 2012 г.). «Атака Талибана на пакистанское образование выходит за рамки одной девочки» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Хума Юсуф (25 октября 2012 г.). «В прицеле талибов» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Сиеда Кудсия Батул; М.А. Саджид; Имраб Шахин (2013). «Гендер и высшее образование в Пакистане» (PDF) . Международный журнал гендерных и женских исследований . 1 (1): 15–28.
- ^ Али, Тазин С.; Кранц, Гунилла; Гюль, Раиса; Асад, Наргис; Йоханссон, Ева; Могрен, Ингрид (2 ноября 2011 г.). «Гендерные роли и их влияние на жизненные перспективы женщин в городском Карачи, Пакистан: качественное исследование» . Глобальное действие в области здравоохранения . 4 : 7448. дои : 10.3402/gha.v4i0.7448 . ISSN 1654-9716 . ПМК 3208374 . ПМИД 22065609 .
- ^ Могол, МАЗ (2019). «От серпа к перу: образование женщин и повседневная мобильность в сельских районах Пакистана». Трансферы . 9 (2): 82–100. дои : 10.3167/TRANS.2019.090206 . S2CID 212768525 .
- ^ Шаукат, Садия; Сиддикуа, Аиша; Уильям Пелл, Энтони (2014). «Гендерная дискриминация в высшем образовании в Пакистане: опрос профессорско-преподавательского состава университета» (PDF) . Евразийский журнал исследований в области образования (56): 109–126.
- ^ Шаукат, Садия; В. Пелл, А. (08 января 2016 г.). «Гендерное неравенство на рабочем месте в высших учебных заведениях Пакистана» . Бахрийский журнал профессиональной психологии . 15 (1): 29–45.
- ^ Перейти обратно: а б Федеральное бюро статистики/Министерство образования Пакистана.
- ^ Перейти обратно: а б Статистика образования Пакистана (сводка) 2005-06 гг. , Правительство Пакистана.
- ^ Али, Р., Джумани, Н.Б., и Эджаз, С. (2015). Высшее образование женщин в Пакистане: обещания, достижения и препятствия. Пакистанский журнал женских исследований , 22 (2), 59
- ^ Тахир, Минза. «Женское образование: в сельских и городских районах Пакистана» . Пакистанский зритель . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ Батт, Риазат (15 мая 2009 г.). «Бум женских медресе в Пакистане» . Хранитель . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Саттар, Абдул (10 января 2019 г.). «Пакистан хочет реформировать медресе. Эксперты советуют в первую очередь наладить государственное образование» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ↑ Рассвет, 6 июня 2016 г.
- ^ « Должен ли я кормить свою дочь или давать ей образование?» | Препятствия на пути к образованию девочек в Пакистане» . Хьюман Райтс Вотч . 12.11.2018 . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хохар, Ашар Джонсон (19 декабря 2018 г.). «Женщины-академические лидеры в сфере высшего образования в Пакистане: перспективы студенток, получающих высшее образование» . Пакистанский журнал женских исследований: Алам-э-Нисван . 25 (2): 59–76. дои : 10.17613/etp5-2288 . ISSN 1024-1256 . S2CID 216760569 .
- ^ Цели развития тысячелетия, ПРООН, http://www.un.org/millenniumgoals/education.shtml .