Бог Хан
Бог Хан | |
---|---|
![]() | |
8-й Джебцундамба Хутухту | |
Срок владения 1870–1924 | |
Предшественник | Агваанчойдживанчугперенлайджамц |
Преемник | Джамбалнамдолчойджиджантсан |
Каган Монголии | |
Царствование 29 декабря 1911 г. - 20 мая 1924 г. | |
Предшественник | |
Преемник | |
Личные данные | |
Рожденный | Агваанл Увсанчойжиниам Танец Ванчуг в. 1869 Лхаса , Цин Китай |
Умер | 20 мая 1924 г. Нийслел Хурээ , Богдское ханство Монголии. | ( 1924-05-20 )
Супруг (а) |
|
Дети | Лувсанджамбин Мёрдорж (приемный) |
Бог Хан [ а ] [ б ] ( ок. 1869 — 20 мая 1924) был ханом Богдского каганата независимости государства с 1911 по 1924 год, после фактической от династии Цин китайской после Синьхайской революции . Родившийся в Тибете , он был третьим по важности человеком в тибетской буддийской иерархии как 8-й Джебцундамба Хутукту , уступая только Далай-ламе и Панчен-ламе , и поэтому также известный как «Богдо-лама». Он был духовным лидером тибетского буддизма Внешней Монголии. Его жена Цендийн Дондогдулам , Эх Дагина (« Мать Дакини »), считалась проявлением Белой Тары .
Жизнь
[ редактировать ]

Будущий Богд-хан родился в 1869 году в районе Лхасы, в семье тибетского чиновника. [ 1 ] Он родился как Агваан Лувсан Чойджинням Данзан Ванчуг . Его отец, Гончигцерен, был бухгалтером при Далай-ламы XII . дворе [ 2 ] Мальчик был официально признан новым воплощением Богдо -Гэгена в Потале в присутствии Далай-ламы XIII и Панчен-ламы . [ 3 ] Новый Богд Гэген прибыл в Ургу , столицу Внешней Монголии , в 1874 году. После этого он жил только в Монголии. [ 4 ]
В результате с юных лет 8-й Богд Гэген оказался предметом интриг цинских чиновников в Урге. Позже он стал объектом пропагандистских кампаний, организованных монгольскими коммунистами , которые нападали на него, утверждая, что он был плодовитым отравителем, педофилом и распутником , что позже повторялось в художественной литературе и другой ненаучной литературе (например, Джеймс Палмер ). Однако анализ документов, хранящихся в монгольских и российских архивах, не подтверждает эти утверждения. [ 5 ] [ 6 ]
Будучи монахом, Богд имел ограниченный доступ к физическим средствам навязывания власти, хотя некоторых врагов казнили за богохульство . Польский путешественник Фердинанд Оссендовский записал, что он знал «каждую мысль, каждое движение князей и ханов, малейший заговор против него, и обидчика обычно любезно приглашают в Ургу , откуда он не возвращается живым. [ 7 ] Утверждения Оссендовского о знакомстве с Богд-Гэгеном не подтвердились сравнительным анализом его книги и рукописей. [ 8 ]
К весне 1911 года некоторые видные монгольские дворяне, в том числе принц Тогс-Очирын Намнансюрен, убедили Джебстундамба Хутухту созвать встречу дворян и церковных чиновников для обсуждения независимости. Хутухту согласился. Чтобы избежать подозрений, он использовал в качестве предлога религиозный праздник, во время которого собравшиеся лидеры обсуждали необходимость перераспределения налогов между хошуунами. Встреча произошла 10 июля, и монголы обсудили независимость. Собрание зашло в тупик: одни выступали за полное, другие за частичное сопротивление. Восемнадцать дворян решили взять дело в свои руки. Тайно встретившись на холмах недалеко от Урги, они решили, что Монголия должна провозгласить свою независимость. Затем они убедили Хутукту послать в Россию за помощью делегацию из трех видных представителей — светского дворянина, духовного лица и мирского чиновника. Особый состав делегации — дворянин, священнослужитель и простолюдин — возможно, был предназначен для того, чтобы придать миссии чувство национального согласия.
1 декабря Временное правительство Халхи издало общую прокламацию, объявляющую об установлении теократии под руководством Джебцундамба Хутукту. 29 декабря Хутукту был официально назначен Богд-ханом нового монгольского государства.
Богд Геген потерял свою власть, когда китайское управление было восстановлено в 1919 году. Принц Тусиету-хана Аймака Дарчин Цинь Ван был сторонником китайского правления, а его младший брат Цеванг был сторонником Унгерн-Штернберга . [ 9 ] Когда войскам барона Унгерна не удалось захватить Ургу во время его вторжения в 1920 году, Богд был помещен под домашний арест; затем он стал марионеткой Унгерна незадолго до взятия Урги в 1921 году. [ 10 ] После революции 1921 года под руководством Дамдина Сухэ-Батора Богд-хану было разрешено оставаться на троне в рамках ограниченной монархии до своей смерти в 1924 году. [ 11 ] [ 12 ] через год после смерти его жены.
После его смерти
[ редактировать ]Правительство взяло под свой контроль печать Богд-хана после его смерти в соответствии с Конституцией Монгольской Народной Республики от 26 ноября 1924 года . [ 13 ]

Было предложено, чтобы Чжан Цзолиня владения (китайские « Три восточные провинции ») взяли Внешнюю Монголию под свое управление Богда-ханом и Бодо в 1922 году после того, как просоветские монгольские коммунисты захватили контроль над Внешней Монголией. [ 9 ]
После его смерти монгольское революционное правительство, возглавляемое последователями советских коммунистов, заявило, что реинкарнаций больше не существует, и основало Монгольскую Народную Республику . Однако в том же году в северной Монголии появились слухи о реинкарнации Джебцундамба Хутукту. [ 14 ] Никакого традиционного определения предполагаемого воплощения не проводилось. Еще один слух появился в 1925 году. В ноябре 1926 года 3-й Великий Хурал Монгольской Народной Республики утвердил специальное постановление о запрете поисков реинкарнаций Богд-Гэгена. [ 6 ] Окончательный запрет был одобрен 7-м съездом Монгольской народно-революционной партии и 5-м Великим народным хуралом в 1928 году. [ 15 ]
Тем не менее, следующая реинкарнация Богд Гегена была найдена в Тибете мальчиком, родившимся в 1932 году в Лхасе. Об этом не было объявлено до распада СССР и демократической революции в Монголии. 9- й Джебцундамба Хутухту был официально возведен на трон в Дхарамсале Тензином Гьяцо , 14-м Далай-ламой в 1991 году и в Улан-Баторе в 1999 году. [ нужна ссылка ]
Зеленый дворец , Желтый дворец , Коричневый дворец и Белый дворец были четырьмя главными резиденциями в столице Урге. Зеленый дворец сохранился и является туристической достопримечательностью Улан-Батора.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Монгольский : Богд хаан , латинизированный : Богд хаан , ᠪᠣᠭᠳᠠ ᠬᠠᠭᠠᠨ , произносится [ ] китайский ˈpɔqə̆t : ˈχaːɴ
- ^ Полностью известный как Богд Живзундамба Агваанлувсанчоижиньямданзанванчуг , Богд Живзундамба Агваанлувсанчоижиниамданзанванчуг , Монгольское : произношение
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сонинплатеж, Ш. и Пунсалдулам, Б. (композиторы) 2009. Монгольское развитие Китайской Народной Республики. Улан-Батор, с. 12.
- ^ Сандерс, Алан Дж. К. (2010). Исторический словарь Монголии . Пугало Пресс. п. 364. ИСБН 9780810861916 .
- ^ Knyazev, N.N. "The Legendary Baron". In: Legendarnyi Baron: Neizvestnye Stranitsy Grazhdanskoi Voiny . Moscow: KMK Sci. Press, 2004, ISBN 5-87317-175-0 стр. 67
- ^ Tornovsky, M.G. "Events in Mongolia-Khalkha in 1920–1921". In: Legendarnyi Baron: Neizvestnye Stranitsy Grazhdanskoi Voiny . Moscow: KMK Sci. Press, 2004, ISBN 5-87317-175-0 стр. 181
- ^ Басайхан, О. Богдо Джебцундамба Хутукту, последний король Монголии . Улан-Батор: Адмон Пабл., 2008, ISBN 978-99929-0-464-0 .
- ^ Jump up to: а б Кузьмин С.Л., Оюунчимэг Ж. Великий хан Монголии 8-й Богд-Гэгэн . Азия и Африка Сегодня. М.: Изд-во РАН. 2009. Вып. 1, стр. 59–64.
- ^ Фердинанд Осседовски, Звери, люди и боги (Нью-Йорк, EP Dutton & Co., 1922), 293.
- ^ Кузьмин С.Л., Рейт Л.Дж. Записки Ф.А. Оссендовского как источник по истории Монголии. – Ориенс (Москва, Изд-во РАН), 2008, вып. 5, стр. 97–110.
- ^ Jump up to: а б Оуэн Латтимор; Ш. Начукдоржи (1955). Национализм и революция в Монголии . Архив Брилла. стр. 171–. GGKEY:4D2GY636WK5.
- ^ Кузьмин С.Л. История барона Унгерна. Опыт реконструкции . Москва: КМК Науч. Нажимать., ISBN 978-5-87317-692-2 стр. 325–357
- ^ Марк Юргенсмайер (2008). Глобальное восстание: религиозные вызовы светскому государству, от христианских ополчений до Аль-Каиды . Издательство Калифорнийского университета. стр. 139 –. ISBN 978-0-520-93476-4 .
bogda khan.
- ^ Марк Юргенсмейер (1993). Новая холодная война? Религиозный национализм противостоит светскому государству . Издательство Калифорнийского университета. стр. 118–. ISBN 978-0-520-91501-5 .
- ^ А. П. Самест Блаустейн; Джей Адриан Сиглер; Бенджамин Р. Бид (1977). Документы о независимости мира. 2 . Архив Брилла. стр. 482–. ISBN 0-379-00795-9 .
- ↑ Боуден Ч.Р. Современная история Монголии, 1968, издательство Praeger, Нью-Йорк, стр. 261–263.
- ^ Пуревджав, С. и Дашджамц, Д. БНМАУ-д Сум, Хиид, Лам Нарын Асуудлыг Шиидверлесен Ни. Улан-Батор: Улсын Хевлелиин Херег Эрхлех Хороо Пабл.
Источники
[ редактировать ]
- Палмер, Джеймс (2009). Кровавый Белый Барон . Основные книги. ISBN 978-0-465-01448-4 .