Анджей Ставар
Анджей Ставар | |
---|---|
![]() Анджей Ставар, 1959 год. | |
Рожденный | Эдвард Янус 1 мая 1900 г. Варшава , Конгресс Польши , Российская Империя |
Умер | 5 августа 1961 г. Сен-Жермен-ан-Ле , Франция | ( 61 год
Место отдыха | Повонзское кладбище |
Занятие |
|
Национальность | Польский |
Анджей Ставар (родившийся Эдвард Янус , 1 мая 1900 — 5 августа 1961) был польским марксистом . [ 1 ] писатель, критик и переводчик. он действовал в основном как антисталинистский политический активист, журналист и сторонник авангарда в искусстве В межвоенный период . К концу своей жизни он стал известным литературным критиком-марксистом в Польской Народной Республике, несмотря на то, что никогда не проявлял лояльности к ПОРП . Публикация с критикой советской политической системы за рубежом после его смерти стала важным событием.
Жизнь
[ редактировать ]Эдвард Янус родился 1 мая 1900 года в семье безземельных крестьян. [ 2 ]
Коммунист и искусствовед
[ редактировать ]В начале 1920-х годов он вступил в Коммунистическую рабочую партию Польши и публиковал свои первые статьи в периодике левой крестьянской печати. В 1924 году он занял пост секретаря коммунистической фракции в польском парламенте ( сейме ), несмотря на то, что партия была официально запрещена в Польше, редактировал ее бюллетени и прокламации, писал для нелегальной печати. Его первый конфликт с Коммунистической партией произошел в 1926 году, во время майского переворота маршала Юзефа Пилсудского и его движения Санации : партия поддержала переворот, а Ставар стал принципиальным критиком ее «оппортунизма». [ 2 ]
Ставар публиковал свои статьи и эссе об искусстве и политике в недолговечных левых журналах Miesięcznik Literacki ( Литературный ежемесячник ), которыми руководил его близкий друг Александр Ват , и в Dźwignia ( Журавль ) [ 2 ] опубликовано художником Мечиславом Щукой . Ставар продвигал конструктивизм как революционное художественное движение, осознание того, что «новое искусство должно быть революционным не только по форме, но и во всех аспектах, касающихся общества», привело его к решению «производить предметы утилитарной ценности», и, таким образом, Щука был для него примером революционного художника, о чем Ставар выразился в некрологе Щуке. [ 3 ] Ставар оказался самым выдающимся и искушенным автором «Дзвигнии» , имеющим наибольшее марксистское образование. Как литературный критик, Ставар считал, что в конечном итоге литературная критика должна способствовать изменению отношения «массового читателя» ко всей форме литературных вопросов - отношения, в конечном итоге созданного под влиянием враждебной классовой идеологии. В 1931 году редакция Miesięcznik Literacki , в том числе Ват и Ставар, была арестована. В конце концов они были освобождены в том же году. [ 4 ]
Антисталинский активист
[ редактировать ]В период с 1934 по 1936 год он выпускал еженедельную марксистскую газету « Под prąd» ( «Вверх по , течению» «Против течения », «Против потока» ), а в 1937 году основал еще одну газету «Течение» ( польск . «Нурт» ). [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 1 ] Подобно троцкистам, Ставар критиковал Сталина как представителя правящей бюрократии, предавшей революционные ценности и отражавшей ценности дореволюционной мелкой буржуазии . Однако, в отличие от большинства коммунистической оппозиции Сталину, он также критиковал Ленина, обвиняя его в продвижении бюрократического централизма и превращении марксизма в догматическую систему, закладывающую основы сталинизма; Примечательно, что его главной заботой в отношении Сталина был не отказ от мировой революции в пользу социализма в одной стране , а скорее отказ от идеи отмирания государства в пользу этатистской модернизации. [ 1 ] В своих газетах Ставар публиковал свои эссе на такие темы, как Троцкий, природа советской бюрократии и разница между бонапартизмом и фашизмом . [ 4 ] Он также опубликовал свои исследования в либеральной газете Wiadomości Literackie . [ 1 ] Другой ключевой фигурой в проекте «Против течения» был Роман Яблоновский . Исаак Дойчер не участвовал в группе «Против зерна» , но присоединился к «Нурту» в 1937 году. [ 8 ]
Газета открыто продавалась в 1930-е годы при режиме Пилсудского и не была конфискована, что было одной из причин, по которой польские коммунисты считали антисталинистов предателями, которые помогали польскому правительству антисоветской пропагандой; они даже подозревали, что правительство «намеренно провозило» газеты в «наполненные коммунистами тюрьмы». «Безерство» Ставара оказало болезненное воздействие на его друзей-коммунистов, которые раньше считали его своим учителем марксизма и разорвали с ним связи. Янина Броневска , которой Ставар признался в любви, писала: «Наш самый принципиальный сектант, наш наставник... претерпевает эволюцию. Он обращается — как женщина распущенных нравов, впадающая в религиозность на старости — в троцкизм». Ват, несмотря на то, что соглашался со Ставаром по поводу Сталина и помогал газете, читая статьи и внося предложения, никогда не способствовал написанию каких-либо материалов, поскольку считал это «помощью врагам» «родины пролетариата». [ 4 ]
Несмотря на то, что Под Прадом управляла лишь небольшая группа антисталинистов [ 4 ] и действовало на обочине Коммунистической партии, издание имело глубокое влияние на партийную интеллигенцию. [ 5 ] В 1938 году партия была распущена Коминтерном после обвинений в идеологических «отклонениях» и «троцкизме» среди ее членов.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Ставар провел Вторую мировую войну в качестве беженца в союзном Оси Венгерском королевстве , участвуя в издании польской еженедельной газеты Tygodnik Polski ; после поражения нацистов в Венгрии Ставар помог организовать Tymczasowy Komitet Polski (Польский временный комитет). В 1945 году он вернулся в Польшу, где доминировал Советский Союз . Некоторое время ему удавалось публиковать свои сочинения в Odrodzenie и Kuźnica . После того, как Ян Котт и некоторые другие представители Кузницы дело бывшего «троцкиста», связанного с Исааком Дойчером и Альтером Виктором передали Якубу Берману , последний потребовал от Ставара «встать на колени и забрать всю ложь, которую он говорил». ] распространился вокруг нас». Ставар отказался, из-за чего его нельзя было публиковать, хотя Берман разрешил ему отправлять переводы под псевдонимом. Когда он был без квартиры, он жил временами у Уотсов и у Ирэны Кшивицкой . [ 2 ] [ 4 ]
В период с конца 1954 по 1955 год Ставар был «реабилитирован», несмотря на отказ представить « самокритику » во второй раз, и возобновил писать, в основном на литературные темы и исследования польских и некоторых русских писателей ( Бой , Сенкевич , Галчинский). , Бжозовский ). Эти эссе сразу же укрепили за ним положение самого выдающегося литературного критика Польши; однако, все еще будучи идеологически скомпрометированной фигурой, он не вернулся в журналистику и политику даже во время Польского Октября 1956 года. В своих произведениях он оставался верным марксизму как критической методологии. [ 2 ] [ 4 ]
Смерть и последние сочинения
[ редактировать ]После болезни в конце 1960 г. ему разрешили поехать на Запад для сбора материала для книги по эстетике. В конце июля 1961 года он отправился в Париж для публикации Последние сочинения сборника своих эссе « » в эмигрантском журнале «Культура» , все еще считая себя в некотором роде троцкистом. Он умер в августе; после кремации его тела прах перевезли в Варшаву. Ежи Путрамент организовал государственные похороны с военным оркестром, делегатами ПОРП и престижным местом захоронения на Повонзком кладбище ; Путрамент говорил о «товарище Ставаре, образцовом марксистском писателе и активисте, верном партии до самого конца». [ 4 ] [ 2 ]
Уже после его смерти, но в том же году, «Культура» опубликовала «Последние сочинения» . Многие статьи и эссе были опубликованы Ставаром несколькими годами ранее, некоторые из них - в Под-пронде в 1930-х годах; были также статьи с критикой Никиты Хрущева : «Это миф, что Хрущев положил конец сталинизму». Были слова, критикующие большевизм вообще: «Нет сомнения, что большевизм содержит семена безумия». Публикация и контрабанда книги в Польшу стала крупным событием. Журнал Time назвал это «самым разрушительным обвинением коммунистической системы со времен Милована Джиласа » « Нового класса ». «Но с тайным появлением его «Последних сочинений» имя и память о Ставаре почти исчезли. Даже цветы, которые должны были украшать его могилу до первых заморозков, были поспешно убраны», — писало « Time» . [ 4 ] [ 2 ] [ 9 ]
Публикации
[ редактировать ]Политические сочинения
[ редактировать ]- О бонапартизме и фашизме
- Подробнее об антисемитизме
- О советской бюрократии
- История Троцкого
- Недавние статьи
Литературная критика
[ редактировать ]- Литературные зарисовки: Выбор (1957)
- Тадеуш Желенский (Мальчик) (1958)
- О Галчинском (1959)
- Сочинения Генрика Сенкевича (1960)
- О Бжозовском и других зарисовках (1961)
Переводы
[ редактировать ]- Лев Толстой . Война и мир (как Война и мир )
- Федор Достоевский . Бедные люди (как Бедные люди )
- Михаил Шолохов . И Тихий Дон (как Цичи Дон )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д https://books.google.com/books?id=hLRwDwAAQBAJ&pg=PA133&lpg=PA133
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Новая политика . Партнеры новой политики. 1961.
- ^ Конструктивизм в Центральной Европе: живопись, типографика, фотомонтаж . БРИЛЛ. 31 января 2022 г. ISBN 978-90-04-50637-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шор, Марси. Икра и пепел: жизнь и смерть варшавских поколений в марксизме, 1918-1968 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006. стр. 110, 332.
- ^ Jump up to: а б Конгресс за свободу культуры, Общество экономических исследований и публикаций и Ассоциация друзей доказательств. Доказательства: ежемесячные дневники Конгресса за свободу культуры . Париж: Le Congrès, 1961. с. 64
- ^ Центральный комитет Польской объединенной рабочей партии. Новые дороги . Варшава: сн.], 1988. С. 133.
- ^ Ставар, Анджей. Бесплатные марксистские очерки . Париж: Éditions du Seuil, 1963. с. 12
- ^ Шор, Марси. Икра и пепел: жизнь и смерть варшавских поколений в марксизме, 1918-1968 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006. с. 400
- ^ «Мир: все еще цезаризм» . 27 октября 1961 года.