Jump to content

Анджей Ставар

Анджей Ставар
Анджей Ставар, 1959 год.
Рожденный Эдвард Янус
( 1900-05-01 ) 1 мая 1900 г.
Варшава , Конгресс Польши , Российская Империя
Умер 5 августа 1961 г. ) ( 1961-08-05 ) ( 61 год
Сен-Жермен-ан-Ле , Франция
Место отдыха Повонзское кладбище
Занятие
  • Писатель
  • журналист
  • литературный критик
  • главный редактор
  • издатель
  • переводчик
  • политический активист
Национальность Польский

Анджей Ставар (родившийся Эдвард Янус , 1 мая 1900 — 5 августа 1961) был польским марксистом . [ 1 ] писатель, критик и переводчик. он действовал в основном как антисталинистский политический активист, журналист и сторонник авангарда в искусстве В межвоенный период . К концу своей жизни он стал известным литературным критиком-марксистом в Польской Народной Республике, несмотря на то, что никогда не проявлял лояльности к ПОРП . Публикация с критикой советской политической системы за рубежом после его смерти стала важным событием.

Эдвард Янус родился 1 мая 1900 года в семье безземельных крестьян. [ 2 ]

Коммунист и искусствовед

[ редактировать ]

В начале 1920-х годов он вступил в Коммунистическую рабочую партию Польши и публиковал свои первые статьи в периодике левой крестьянской печати. В 1924 году он занял пост секретаря коммунистической фракции в польском парламенте ( сейме ), несмотря на то, что партия была официально запрещена в Польше, редактировал ее бюллетени и прокламации, писал для нелегальной печати. Его первый конфликт с Коммунистической партией произошел в 1926 году, во время майского переворота маршала Юзефа Пилсудского и его движения Санации : партия поддержала переворот, а Ставар стал принципиальным критиком ее «оппортунизма». [ 2 ]

Ставар публиковал свои статьи и эссе об искусстве и политике в недолговечных левых журналах Miesięcznik Literacki [ pl ] ( Литературный ежемесячник ), которыми руководил его близкий друг Александр Ват , и в Dźwignia [ pl ] ( Журавль ) [ 2 ] опубликовано художником Мечиславом Щукой . Ставар продвигал конструктивизм как революционное художественное движение, осознание того, что «новое искусство должно быть революционным не только по форме, но и во всех аспектах, касающихся общества», привело его к решению «производить предметы утилитарной ценности», и, таким образом, Щука был для него примером революционного художника, о чем Ставар выразился в некрологе Щуке. [ 3 ] Ставар оказался самым выдающимся и искушенным автором «Дзвигнии» , имеющим наибольшее марксистское образование. Как литературный критик, Ставар считал, что в конечном итоге литературная критика должна способствовать изменению отношения «массового читателя» ко всей форме литературных вопросов - отношения, в конечном итоге созданного под влиянием враждебной классовой идеологии. В 1931 году редакция Miesięcznik Literacki , в том числе Ват и Ставар, была арестована. В конце концов они были освобождены в том же году. [ 4 ]

Антисталинский активист

[ редактировать ]

В период с 1934 по 1936 год он выпускал еженедельную марксистскую газету « Под prąd» ( «Вверх по , течению» «Против течения », «Против потока» ), а в 1937 году основал еще одну газету «Течение» ( польск . «Нурт» ). [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 1 ] Подобно троцкистам, Ставар критиковал Сталина как представителя правящей бюрократии, предавшей революционные ценности и отражавшей ценности дореволюционной мелкой буржуазии . Однако, в отличие от большинства коммунистической оппозиции Сталину, он также критиковал Ленина, обвиняя его в продвижении бюрократического централизма и превращении марксизма в догматическую систему, закладывающую основы сталинизма; Примечательно, что его главной заботой в отношении Сталина был не отказ от мировой революции в пользу социализма в одной стране , а скорее отказ от идеи отмирания государства в пользу этатистской модернизации. [ 1 ] В своих газетах Ставар публиковал свои эссе на такие темы, как Троцкий, природа советской бюрократии и разница между бонапартизмом и фашизмом . [ 4 ] Он также опубликовал свои исследования в либеральной газете Wiadomości Literackie [ pl ] . [ 1 ] Другой ключевой фигурой в проекте «Против течения» был Роман Яблоновский [ pl ] . Исаак Дойчер не участвовал в группе «Против зерна» , но присоединился к «Нурту» в 1937 году. [ 8 ]

Газета открыто продавалась в 1930-е годы при режиме Пилсудского и не была конфискована, что было одной из причин, по которой польские коммунисты считали антисталинистов предателями, которые помогали польскому правительству антисоветской пропагандой; они даже подозревали, что правительство «намеренно провозило» газеты в «наполненные коммунистами тюрьмы». «Безерство» Ставара оказало болезненное воздействие на его друзей-коммунистов, которые раньше считали его своим учителем марксизма и разорвали с ним связи. Янина Броневска , которой Ставар признался в любви, писала: «Наш самый принципиальный сектант, наш наставник... претерпевает эволюцию. Он обращается — как женщина распущенных нравов, впадающая в религиозность на старости — в троцкизм». Ват, несмотря на то, что соглашался со Ставаром по поводу Сталина и помогал газете, читая статьи и внося предложения, никогда не способствовал написанию каких-либо материалов, поскольку считал это «помощью врагам» «родины пролетариата». [ 4 ]

Несмотря на то, что Под Прадом управляла лишь небольшая группа антисталинистов [ 4 ] и действовало на обочине Коммунистической партии, издание имело глубокое влияние на партийную интеллигенцию. [ 5 ] В 1938 году партия была распущена Коминтерном после обвинений в идеологических «отклонениях» и «троцкизме» среди ее членов.

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

Ставар провел Вторую мировую войну в качестве беженца в союзном Оси Венгерском королевстве , участвуя в издании польской еженедельной газеты Tygodnik Polski ; после поражения нацистов в Венгрии Ставар помог организовать Tymczasowy Komitet Polski (Польский временный комитет). В 1945 году он вернулся в Польшу, где доминировал Советский Союз . Некоторое время ему удавалось публиковать свои сочинения в Odrodzenie [ pl ] и Kuźnica [ pl ] . После того, как Ян Котт и некоторые другие представители Кузницы дело бывшего «троцкиста», связанного с Исааком Дойчером и Альтером Виктором передали Якубу Берману , последний потребовал от Ставара «встать на колени и забрать всю ложь, которую он говорил». ] распространился вокруг нас». Ставар отказался, из-за чего его нельзя было публиковать, хотя Берман разрешил ему отправлять переводы под псевдонимом. Когда он был без квартиры, он жил временами у Уотсов и у Ирэны Кшивицкой . [ 2 ] [ 4 ]

В период с конца 1954 по 1955 год Ставар был «реабилитирован», несмотря на отказ представить « самокритику » во второй раз, и возобновил писать, в основном на литературные темы и исследования польских и некоторых русских писателей ( Бой , Сенкевич , Галчинский). , Бжозовский ). Эти эссе сразу же укрепили за ним положение самого выдающегося литературного критика Польши; однако, все еще будучи идеологически скомпрометированной фигурой, он не вернулся в журналистику и политику даже во время Польского Октября 1956 года. В своих произведениях он оставался верным марксизму как критической методологии. [ 2 ] [ 4 ]

Смерть и последние сочинения

[ редактировать ]

После болезни в конце 1960 г. ему разрешили поехать на Запад для сбора материала для книги по эстетике. В конце июля 1961 года он отправился в Париж для публикации Последние сочинения сборника своих эссе « » в эмигрантском журнале «Культура» , все еще считая себя в некотором роде троцкистом. Он умер в августе; после кремации его тела прах перевезли в Варшаву. Ежи Путрамент организовал государственные похороны с военным оркестром, делегатами ПОРП и престижным местом захоронения на Повонзком кладбище ; Путрамент говорил о «товарище Ставаре, образцовом марксистском писателе и активисте, верном партии до самого конца». [ 4 ] [ 2 ]

Уже после его смерти, но в том же году, «Культура» опубликовала «Последние сочинения» . Многие статьи и эссе были опубликованы Ставаром несколькими годами ранее, некоторые из них - в Под-пронде в 1930-х годах; были также статьи с критикой Никиты Хрущева : «Это миф, что Хрущев положил конец сталинизму». Были слова, критикующие большевизм вообще: «Нет сомнения, что большевизм содержит семена безумия». Публикация и контрабанда книги в Польшу стала крупным событием. Журнал Time назвал это «самым разрушительным обвинением коммунистической системы со времен Милована Джиласа » « Нового класса ». «Но с тайным появлением его «Последних сочинений» имя и память о Ставаре почти исчезли. Даже цветы, которые должны были украшать его могилу до первых заморозков, были поспешно убраны», — писало « Time» . [ 4 ] [ 2 ] [ 9 ]

Публикации

[ редактировать ]

Политические сочинения

[ редактировать ]
  • О бонапартизме и фашизме
  • Подробнее об антисемитизме
  • О советской бюрократии
  • История Троцкого
  • Недавние статьи

Литературная критика

[ редактировать ]
  • Литературные зарисовки: Выбор (1957)
  • Тадеуш Желенский (Мальчик) (1958)
  • О Галчинском (1959)
  • Сочинения Генрика Сенкевича (1960)
  • О Бжозовском и других зарисовках (1961)

Переводы

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д https://books.google.com/books?id=hLRwDwAAQBAJ&pg=PA133&lpg=PA133
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Новая политика . Партнеры новой политики. 1961.
  3. ^ Конструктивизм в Центральной Европе: живопись, типографика, фотомонтаж . БРИЛЛ. 31 января 2022 г. ISBN  978-90-04-50637-4 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шор, Марси. Икра и пепел: жизнь и смерть варшавских поколений в марксизме, 1918-1968 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006. стр. 110, 332.
  5. ^ Jump up to: а б Конгресс за свободу культуры, Общество экономических исследований и публикаций и Ассоциация друзей доказательств. Доказательства: ежемесячные дневники Конгресса за свободу культуры . Париж: Le Congrès, 1961. с. 64
  6. ^ Центральный комитет Польской объединенной рабочей партии. Новые дороги . Варшава: сн.], 1988. С. 133.
  7. ^ Ставар, Анджей. Бесплатные марксистские очерки . Париж: Éditions du Seuil, 1963. с. 12
  8. ^ Шор, Марси. Икра и пепел: жизнь и смерть варшавских поколений в марксизме, 1918-1968 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006. с. 400
  9. ^ «Мир: все еще цезаризм» . 27 октября 1961 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00f40dc910cd8c48810c590ca51d7dad__1724386680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/ad/00f40dc910cd8c48810c590ca51d7dad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Andrzej Stawar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)