Jump to content

Давайте бороться

(Перенаправлено от людей из Кау-Крик )
Дженни, женщина из Роуг-Ривер-Такелма, создавшая платье для этого культового Питера Бритта . портрета

Такелма , (также Дагельма ) — коренной американец который первоначально жил в Долине Разбойников на внутреннем юго-западе Орегона .

Большинство их деревень располагалось вдоль реки Роуг . Имя Такелма означает «(Те) вдоль реки».

О образе жизни такелма известно гораздо меньше, чем об их соседях в других частях Орегона и северной Калифорнии . Их родина была заселена евроамериканцами в конце истории американской границы, потому что окружающая горная страна защищала ее. Но как только колонизация началась, она пошла быстрыми темпами. Открытие золота послужило толчком к созданию первого белого поселения в этом регионе в 1852 году. Выжившие такелма были отправлены в резервации в 1856 году. Поселенцы и туземцы жили в этом регионе вместе менее четырех лет.

Поскольку территория Такелмы включала наиболее привлекательную в сельскохозяйственном отношении часть Долины Роуг, особенно вдоль самой реки Роуг, их ценные земли были преимущественно захвачены и заселены евроамериканскими поселенцами в середине 19 века. Почти все без исключения эти пришельцы мало или совсем не хотели узнавать о своих коренных соседях и считали их опасной помехой. Они мало что писали о такелма, за исключением документирования собственного взгляда на конфликты. Коренные американцы, живущие недалеко от Такелмы, но на более маргинальных и труднопроходимых землях, такие как народы Шастан и Роуг-Ривер атабаскские , пережили период колонизации, сохранив свою культуру и язык в более нетронутом виде.

Конфликты между поселенцами и коренными народами прибрежных и внутренних районов юго-западного Орегона обострились и стали известны как Войны на реке Роуг . [ 1 ] Натан Дутит исследовал мирные встречи между белыми и индейцами южного Орегона, встречи, которые он описывает как «средние» взаимодействия, осуществляемые «культурными посредниками». Дутит утверждает, что без такого «среднего» контакта такелма и другие индейцы южного Орегона были бы истреблены, а не переселены.

В 1856 году правительство США насильно переселило такелма, переживших войны с разбойными индейцами, в резервацию прибрежных индейцев (сегодня резервация Силец ) на дождливом северном побережье Орегона, в среду, сильно отличающуюся от страны сухих дубов и чапараля, которую они знали. [ 2 ] Многие погибли по пути в резервацию Силец и индейскую резервацию Гранд-Ронд , которая сейчас существует как Конфедеративные племена общины Гранд-Ронд в Орегоне . И многие умерли в резервациях от болезней, отчаяния и неправильного питания. Индийские агенты обучали выживших такелма навыкам ведения сельского хозяйства и отговаривали их говорить на своем родном языке, полагая, что их лучший шанс на продуктивную жизнь зависит от изучения ими полезных навыков и английского языка . В резервациях такелма жили вместе с коренными американцами разных культур; и их смешанные браки с людьми других культур, как в резервации, так и за ее пределами, препятствовали передаче языка и культуры такельманов потомкам такельманов.

Такельма провели много лет в изгнании, прежде чем антропологи начали опрашивать их и записывать информацию об их языке и образе жизни. Лингвисты Эдвард Сапир и Джон Пибоди Харрингтон работали с потомками Такелмы.

В конце 1980-х годов Агнес Бейкер Пилигрим , внучка вождя Такелмы Джорджа Харни, стала наиболее значимым представителем Такелмы. [ 3 ]

«В 1994 году на берегу Эпплгейта люди Такелма впервые за полтора столетия провели Священную Церемонию лосося… Еще одно предприятие, Межплеменной проект Такелма, начавшийся в 2000 году, работал над восстановлением съедобных, лекарственные и плетеные растения с помощью традиционных методов сжигания и обрезки». [ 4 ]

По переписи 2010 года 16 человек заявили о своем происхождении от Такелмы, пятеро из них были чистокровными. [ 5 ]

Культура

[ редактировать ]

Окружающая среда и адаптация

[ редактировать ]

Люди Такельмана жили как собиратели — термин, который многие антропологи считают более точным, чем охотники-собиратели . Они собирали растительную пищу и насекомых, ловили рыбу и охотились. Такельма выращивали только одну культуру — местный табак ( Nicotiana biglovii ). Такелма жили небольшими группами родственных мужчин и их семей. На внутреннем юго-западе Орегона четко выражены времена года, и древние жители Такелма адаптировались к этим временам года, проводя весенние, летние и ранние осенние месяцы, собирая и запасая еду на зимний сезон. Река Роуг, вокруг которой возникли их деревни, снабжала их лососем и другой рыбой. [ 6 ] По общему мнению, древние промыслы лосося были большими. Интенсивный и скоординированный труд, связанный с крупномасштабным выловом лосося сетями и копьями мужчинами, а также их очисткой и сушкой женщинами, обеспечивал такелма превосходным, богатым белком рационом на протяжении большей части года, если промысел лосося не прекращался. хороший. Рацион лосося дополнялся или заменялся в годы плохого промысла лосося такой дичью, как олени, лоси, бобр, медведь, антилопа и снежный баран. (Последние два вида в настоящее время локально вымерли.) Мелкие млекопитающие, такие как белки, кролики и суслики, могут попасться в ловушки как мужчинам, так и женщинам. Личинки желтого жакета и кузнечики также давали калории.

Ограничивающим фактором в диете Такелмы были углеводы, поскольку рыба и дичь содержали много жиров и белков. Чтобы получить углеводы и витамины, необходимые для хорошего здоровья, такельма собирали разнообразную растительную пищу. Однако в соответствии с теорией оптимального кормодобывания , которая предполагает, что люди, как и другие существа, решают, какую пищу есть в зависимости от того, что дает наибольшую пищевую ценность за труд, затраченный на ее получение, такелма стратегически сосредоточились на двух растительных продуктах: желудях и камасе. , также известный как камассия . Они собирали желуди с двух видов дубов на своей территории в Долине Роуг: белого дуба Орегона и черного дуба Калифорнии . Когда эти продукты были недоступны или для разнообразия своего рациона, женщины Такелма также собирали и обрабатывали семена местных трав и тара ( Madia elegans ), выкапывали корни и собирали мелкие плоды.

В зимние месяцы такелма жили в полуподземных домах, частично вырытых в изолирующей земле, с надстройками, построенными из вертикально расположенных досок сахарной сосны . Более бедные люди также жили в жилищах из бревен и коры, хорошо засыпанных землей и сухими листьями для изоляции. [ 7 ] Обычно доски опирались на две вертикальные опоры высотой 6 футов, которые поддерживали горизонтальный центральный столб. Рядом с ямой для костра были размещены циновки из кошачьего хвоста с отверстиями в крыше для вентиляции. Дома Такелма имели структурное сходство с полуподземными домами народов Кламат и Модок на востоке, которые говорили на языках плато-пенутийской семьи, а также с домами шаста на юге, которые говорили на различных языках Шастана (которые могут быть частью гипотетической семьи Хокан ). В одном историческом отчете описывается прямоугольная дощатая конструкция, достаточно большая, чтобы вместить 100 человек, но археологи в этом регионе обычно находили остатки гораздо меньших жилищ. В теплые летние месяцы Такельма жил в домах из кустарника или вообще отказывался от них. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сотрудники ICTMN (7 ноября 2012 г.). «Открытие затерянного поля битвы с индейцами в Орегоне, связанное с« детективной работой » » . Сеть СМИ Indian Country Today . Проверено 4 декабря 2012 г.
  2. ^ «Племя Такельма» . Национальный памятник «Пещеры Орегона». 21 ноября 2012 г. Проверено 4 декабря 2012 г.
  3. ^ Стейси Д. Стамбо. « Холокост привел к резне в Индии: в понедельник 1855 года индейцы решили, что больше не могут терпеть» . Ежедневный курьер . Проверено 3 декабря 2012 г.
  4. ^ Уолдман, Карл. « Такельма ». Энциклопедия индейских племен, третье издание. Нью-Йорк: Facts On File, Inc., 2006. История американских индейцев в Интернете. Facts On File, Inc. (по состоянию на 4 декабря 2012 г.)
  5. ^ «Перепись 2010 года CPH-T-6. Коренные племена американских индейцев и Аляски в США и Пуэрто-Рико: 2010 год» (PDF) . www.census.gov . Проверено 29 марта 2018 г.
  6. ^ Этвуд, Кей, Деннис Дж. Грей (2003). «Индейские культуры: такелма и другие народы» . Проект истории Орегона . Проверено 4 декабря 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б Сапир 1907 , стр. 251–275.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бекхэм, Стивен Доу (1996), Реквием по народу: индейцы-изгои и пограничники , Корваллис: издательство Университета штата Орегон, ISBN  0-87071-521-6
  • Кэмпелл, Лайл (1997), Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных американцев , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN  0-19-509427-1
  • Дутит, Натан (2002), Неопределенные встречи: индейцы и белые в мире и войне в Южном Орегоне 1820-1860-х годов , Нью-Йорк: Издательство Университета штата Орегон, ISBN  0-87071-549-6
  • Хэннон, Нэн (1990), Хэннон, Нэн; Олмо, Ричард К. (ред.), «Обзор юго-западного Орегона», Жизнь с землей: индейцы юго-западного Орегона , Медфорд, Орегон: Пресса Исторического общества Южного Орегона
  • Годдард, Айвз, изд. (1996), Языки , Справочник североамериканских индейцев, том. 17, Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, ISBN.  0-16-048774-9
  • Грей, Деннис Дж. (1987), Такелмасы и их соседи-атапаски: новый этнографический синтез для района верхней реки Роуг на юго-западе Орегона , Антропологические документы Университета Орегона, Юджин, Орегон: University of Oregon Press
  • ЛаЛанд, Джефф (1987), Сначала над Сискиусом: Путешествие Питера Скина Огдена в 1826-1827 годах через приграничье Орегона и Калифорнии , Портленд, Орегон: Пресса Исторического общества Орегона
  • ЛаЛанд, Джефф (1990), «Индейцы Юго-Западного Орегона: Этноисторический обзор», Жизнь с землей: Индейцы Юго-Западного Орегона , Медфорд, Орегон: Историческое общество Южного Орегона, ISBN  0-943388-08-2
  • Митхун, Марианна (1999), Языки коренных народов Северной Америки , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-23228-7
  • Сапир, Эдвард (1907), Заметки об индейцах такелема юго-западного Орегона , Новая серия американского антрополога, том. 9, Вашингтон, округ Колумбия: Американская антропологическая ассоциация, стр. 251–275.
  • Сапир, Эдвард (1909), Тексты Такелемы , Антропологические публикации Университетского музея, том. 2, Вашингтон, округ Колумбия: University of Pennsylvania Press, стр. 34–42.
  • Сапир, Эдвард (1922), «Язык такелма юго-западного Орегона», в Боасе, Франце (редактор), Справочник по языкам американских индейцев: Часть 2 , Вашингтон, округ Колумбия: Издательство правительственной типографии, стр. 1–296.
[ редактировать ]

SOHS - Индейцы Такелма на юго-западе Орегона

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 041a6a8c52a80c0b99b81f3e412b51a5__1694766600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/a5/041a6a8c52a80c0b99b81f3e412b51a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Takelma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)