Дэниел Терри
Дэниел Терри (1780?–1829) — английский актер и драматург, известный также как близкий соратник сэра Вальтера Скотта .

Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Бате примерно в 1780 году и получил образование в гимназии Бата, а затем в частной школе в Вингфилде (?Винкфилд), Уилтшир , под руководством преподобного Эдварда Спенсера. В течение пяти лет он был учеником Сэмюэля Вятта архитектора .
Актер в провинции
[ редактировать ]Впервые сыграв в «Бат Хартвелл» в « Призе» , Терри покинул Уятта, чтобы присоединиться (в 1803–1805 годах) к компании в Шеффилде под руководством Уильяма Макриди Старшего . Его первое появление было в роли Тресселя в «Ричарде III» , за ним последовали другие роли: Томас Кромвель в «Генрихе VIII» и Эдмунд в «Короле Лире» . К концу 1805 года он присоединился к Стивену Кемблу на севере Англии.
После распада в 1806 году труппы Кембла он отправился в Ливерпуль и добился успеха, который рекомендовал его Генри Сиддонсу , который пригласил его в Эдинбург 29 ноября 1809 года в роли Бертрана в Уильяма Даймонда » «Лесном подкидыше . 12 декабря он сыграл Антигона в «Зимней сказке» , 8 января 1810 года — Просперо, а 29-го — в Джоанны Бэйли » «Семейной легенде . Вальтер Скотт по поводу этой роли писал: «Мистер Терри, обещающий стать прекрасным исполнителем, исполнил роль старого графа с большим вкусом и эффектом». Скотт также представил пролог, который произнес Терри. [1]
В Лондоне
[ редактировать ]Он был лордом Оглби в «Тайном браке» 18 ноября 1810 года в Эдинбурге. В этой части Терри впервые появился в Лондоне на Хеймаркете 20 мая 1812 года. [2] » Эйра Он создал несколько оригинальных персонажей в меньших пьесах, в том числе графа Салерно в «Взгляде на дом от 15 августа 1812 года по мотивам » Джона Мура «Зелуко . Было объявлено, что 14 ноября он вновь откроет Эдинбургский театр в роли лорда Оглби, но был болен и не появлялся до 23-го числа, а 24-го он сыграл Шейлока. 23 декабря он был первым лордом Арчибальдом в Каледонии, или Чертополохом и Розой .
В Ковент-Гардене
[ редактировать ]8 сентября 1813 года в роли Леона в «Правь женой и имей жену » романе Джона Флетчера Терри впервые появился в Ковент-Гардене, где, с частыми миграциями в Эдинбург и летними сезонами на Хеймаркете, он оставался до 1822 года. в свой первый сезон он играл: сэр Роберт Брэмбл в «Бедном джентльмене» , Дорнтон в « Дороге к гибели» , Форд, сэр Адам Контест в « Дне свадьбы» , Вентидий в «Антонии и Клеопатре» , Шейлок, Черлтон, оригинальная роль в пьесе Джеймса Кенни . Должник и кредитор , 26 апреля 1814 г., и сэр Оливер в «Школе скандалов». [3]

12 марта 1816 года «Гай Мэннеринг» впервые был показан , музыкальная адаптация романа Терри Скотта. Похоже, это была первая адаптация Терри Скотта. На Хеймаркете его видели в роли Барвинка в «Смелом поцелуе за жену» . [4] Тем временем в 1815 году он, с разрешения руководства Ковент-Гардена, поддержал Сару Сиддонс на ее прощальной помолвке в Эдинбурге, где он сыграл Макбета, «Незнакомца» [ так в оригинале ] в «Дугласе » , Вулси, короле Джоне и графе Уорик. Уильяма Даймонда Вернувшись в Ковент-Гарден, 7 октября 1816 года он был первым полковником Риголио в «Сломанном мече» , а 12 ноября первым губернатором Суринама в « Рабе Мортона» .
Пик карьеры
[ редактировать ]2 октября 1817 года его игра Фридриха Вильгельма, короля Пруссии, в Уильяма Аббота произведении «Юные дни Фридриха Великого » подняла его репутацию до высочайшего уровня, а 22 апреля 1818 года он был первым салерно в «Ришаре Лалоре». Шейл — Белламира . Джеймсона В «Девяти пунктах закона» он был на Хеймаркете 17 июля, мистер Точный, а в «Зеленом человеке» 15 августа продемонстрировал то, что можно назвать идеальным образцом игры в роли мистера Грина. 17 апреля 1819 года в Ковент-Гардене он был первым Дэвидом Дином в его собственной адаптации « Сердце Мидлотиана» ; играл сэра Сэмпсона-Легенда в «Любви за любовь» , Бэкингема в «Ричарде III» , Просперо, сэра Амиаса Полета в «Марии Стюарт» (адаптировано из Шиллера ), 14 декабря 1819 года, лорда Гленаллана , а впоследствии был объявлен за Джонатана Олдбака в его собственном произведении и Исаака Покока . адаптация, «Антиквар» , 25 января 1820 года. Болезнь, похоже, помешала ему сыграть «Олдбака», который был поручен Джону Листону .
17 мая он стал первым Дентатусом в Шеридана Ноулза Вирджинии . Летом на Хеймаркете Терри играл множество комических персонажей. [5] Среди многих оригинальных партий в произведениях Джеймса Кенни, Дж. Дибдина и других, Терри был сэром Кристофером Крэнберри в «Обмене без ограбления » его друга Теодора Хука , 12 августа 1820 года; Принц в разрыве спичек , 20 августа 1821 года; и «Акула утром, в полдень и ночью » , 9 сентября 1822 года.
Переезд на Друри Лейн
[ редактировать ]Поссорившись с руководством Ковент-Гардена по вопросу условий, Терри впервые появился на Друри-Лейн 16 октября 1822 года, время от времени выступая с речью Колмана и играя сэра Питера. [6] На Хеймаркете 7 июля он был первым адмиралом Франклином в «Возлюбленных и женах» Джеймса Кенни , а 27 сентября — первым доктором Примроузом в новой адаптации Т. Дибдина «Викарий Уэйкфилда» .
В сезоне 1823–4 на «Друри-Лейн» он играл Бартоло в «Фацио» , лорда Сэндса, Менения в «Кориолане» и первого Энтони Фостера в версии «Кенилворта» 5 января 1824 года, а в следующем сезоне — в роли Орозембо в «Пизарро» , судьи Вудкока в «Друри-Лейн» «Любовь в деревне» , Адам в «Как вам это понравится» , Усатый в «Анри Катре» , Юбер в «Короле Иоанне» и Рохфорт в переделке « Рокового приданого» . Среди его оригинальных ролей были Замет в «Массаньелло» 17 февраля 1825 года и Мефистофель в «Докторе Фаустусе» 16 мая.
Менеджер
[ редактировать ]В 1825 году вместе со своим другом Фредериком Генри Йейтсом он стал менеджером «Адельфи», открывшегося 10 октября в пьесе под названием «Киллигрю» . 31-го числа была снята Эдварда Фицболла адаптация «Пилот» , в которой пилотом был Терри. Он появлялся и в других частях. Но вскоре он покинул руководство из-за внешних неприятностей.
Отношения с Вальтером Скоттом
[ редактировать ]Скотт консультировался с Терри по литературным вопросам, особенно по пьесам, и, кажется, доверил ему « Гибель Деворгойла » с целью адаптировать его для сцены. Сколько из многочисленных сценических экранизаций Скотта, увидевших свет между появлением Уэверли и смертью актера, принадлежит Терри, сказать невозможно, многие из них анонимны и не напечатаны. Терри был почти так же известен в Эдинбурге, как и в Лондоне, и Скотт высоко ценил его игру. Поклонение Терри Скотту заставило его подражать как его манерам, так и его каллиграфии. Он также удалил речь Скотта, чтобы почти сойти за шотландца. Скотт одолжил ему деньги на театральные спекуляции и дал совет.
Архитектурные знания Терри пригодились Скотту, который консультировался с ним при строительстве Абботсфорда ; Знакомство с Эдвардом Блором было от него. [7] Терри также отвечал за Британскую театральную галерею , коллекцию портретов в полный рост с биографическими примечаниями (Лондон, 1822 г.).
Проблемы и смерть
[ редактировать ]Будучи близким другом Баллантайнов, издателей Скотта, Терри взял на себя финансовую долю в их бизнесе, и когда их бизнес рухнул, Скотт был обременен ответственностью (1750 фунтов стерлингов). Финансовые дела Терри стали настолько запутанными, что ему пришлось уйти с поста руководителя, и у него случился кризис.
Покинув «Адельфи», он временно удалился на континент, а затем снова присоединился к «Друри-Лейн» и играл Полония и Симпсона. Обнаружив, что не способен действовать, а память у него пропала, он отказался от помолвки.
12 июня 1829 года его поразил паралич, и он умер в течение месяца.
Семья
[ редактировать ]Впервые женившись в Ливерпуле, Терри в 1815 году взял во вторую жену Элизабет Уэмисс Нэсмит , которая, как и ее известный отец Александр Нэсмит , была художницей. Элизабет и ее сестра Энн Нэсмит проводили уроки рисования для художников из дома Терри. [8] Миссис Терри, которая после смерти Терри вышла замуж за лексикографа Чарльза Ричардсона , обладала хорошим вкусом в дизайне и, похоже, принимала участие в украшении Абботсфорда. Терри оставил ей сына по имени Скотт (Уолтер), за судьбой которого Скотт обещал следить, и дочь Джейн.
Портрет Терри работы Найта и портрет Де Уайльда в роли Барфорда в фильме « Кто хочет гвинею?» находятся в коллекции Мэтьюза в клубе Гаррика. Один из них, в роли Леона в «Правь женой и имей жену» , находится в « Театральном инквизиторе» (т. I).
Ссылки
[ редактировать ]- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
Выбранные роли
[ редактировать ]- Аргайл в «Семейной легенде» Джоанны Бэйли (1810)
- Черлтон в Должник и кредитор фильме Джеймса Кенни « » (1814)
- Фредерик Уильям в «Юные дни Фридриха Великого» книге Уильяма Эббота (1817)
- Полковник Вальштейн в «Шведский патриотизм» книге Уильяма Эббота (1819 г.)
- Беззубик в Вирджинии Джеймса Шеридана Ноулза (1820)
- Сэр капризный плагиат в «Критике» Ричарда Бринсли Шеридана (1821)
- Тит в «Гае Гракхе» ( Джеймса Шеридана Ноулза 1823)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ 22 ноября Терри сыграл Фальстафа в «Генрихе IV». 15 января 1811 года он был первым Родериком Дху в «Леди озера», адаптированном Эдмундом Джоном Эйром ; 6 марта он сыграл Полония; 18-го повторил Родерик Дху в «Рыцаре Сноудуна», второй версии Томаса Мортона «Владычицы озера», не намного более успешной, чем первая; и был, в его пользу, 23-го числа Фальстафом в « Виндзорских веселых женах» .
- ^ Играют в течение сезона Шейлок, Джоб Торнберри, сэр Энтони Абсолют, майор Стерджен в « Майоре Гарратта» , доктор Панглос в «Наследнике по закону» , Дон Цезарь в «Смелом ударе для мужа» , Мегрим в «Голубых дьяволах» , «Гармония в каждом есть» Его вина , сэр Эдвард Мортимер в «Железном сундуке» , Леон в «Правь женой и имей жену» , Градус в «Кто такой обманщик?» Ромальди в « Таинственной повести» , Барфорд в «Кому нужна гвинея?» , Селико в « Африканцах» , Харталл в «Солдатской дочери» , Бастлтон в «Менеджере в беде» , Октавиан и Яго.
- ^ Другие персонажи, в которых его раньше видели в Ковент-Гарден, включали Марралла в «Новом способе оплатить старые долги» , Стьюкли в «Игроке» , сэра Соломона Циника в « Завещании» , Филотаса в «Греческой дочери » и Анджело в «Мере за меру» .
- ↑ Также Хардкасл, Хотспур, сэр Джордж Тандер, сэр Пертинакс МакСикофант, сэр Fretful Plagiary, Юстас де Сен-Пьер, лорд Скретч в драматурге и другие части.
- ↑ Включая Харди в « Уловке красавицы» , Старую Мирабель в «Вино творит чудеса» (сокращенная версия «Непостоянного » ), Пичам в «Опере нищего», Фальстафа в «Генрихе IV», ч. я , Старый Хардкасл, сэр Питер Тизл, доктор Панглосс, Полоний, Лир, сэр Энтони Абсолют, Пьер в «Сохраненной Венеции » и Роб Рой.
- ↑ Затем он играл Крэбтри, Джона Дори в «Диких овсах» , Кассио, Белария в «Цимбелине» , Кента в «Лире» , Дугала в «Робе Рое» , Соломона в « Незнакомце » и Грумио, а 4 января 1823 года он был первым Симпсоном в «Симпсоне и компании» Пула. .
- ^ Порт, М.Х. «Блор, Эдвард». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/2679 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ JCB Кукси, «Семья Нэсмит (пер. 1788–1884)», Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004 г., по состоянию на 14 мая 2017 г.
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : « Терри, Дэниел ». Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900.