Моти Масджид (Красный Форт)
Моти Масджид (Красный Форт) | |
---|---|
Внешний вид Жемчужной мечети ( Моти Масджид ) Красного форта | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Округ | Центральный Дели |
Руководящий орган | Археологическая служба Индии |
Статус | Неактивный |
Расположение | |
Расположение | Дели |
Страна | Индия |
Территория | Дели |
Географические координаты | 28 ° 39'25 "с.ш. 77 ° 14'35" в.д. / 28,656815 ° с.ш. 77,243142 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Стиль | Могол |
Основатель | Аурангзеб |
Завершенный | 1663 |
Стоимость строительства | 1 лакх 60 тысяч рупий |
Технические характеристики | |
Купол (ы) | 3 |
Площадь сайта | 9 на 15 метров |
Материалы | Белый мрамор, красный песчаник. |
Моти Масджид ( букв. « Жемчужная мечеть » ) [ 1 ] — мечеть 17-го века внутри комплекса Красного форта в Дели , Индия. Он был построен императором Великих Моголов Аурангзебом , поврежден во время осады Дели и впоследствии восстановлен британцами. Назван в честь своего белого мрамора. [ 2 ] мечеть украшена богато украшенной цветочной резьбой. Это важный пример архитектуры Великих Моголов во время правления Аурангзеба.
История
[ редактировать ]Моти Масджид был заказан императором Великих Моголов Аурангзебом вскоре после его воцарения. Целью было предоставить императору мечеть для молитв ближе к его личным покоям в Красном форте. В то время в форте не было мечети; строитель форта и предыдущий обитатель форта, император Шах Джахан , вместо этого вознес коллективные молитвы в соседней Джама Масджид . [ 3 ] Строительство Моти Масджида заняло пять лет и завершилось в 1663 году на личные средства Аурангзеба; В судебной хронике Маасир-и-Аламгири указана стоимость в 1 лакх 60 тысяч рупий . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] После постройки Аурангзеб начал совершать зухр молитву в мечети вместе с государственными чиновниками, введя новую церемониальную практику. [ 5 ]
В 1857 году британские солдаты разграбили Красный Форт после его захвата во время осады Дели . медные купола Моти Масджид были В частности, позолоченные сняты призовыми агентами (британскими военными, уполномоченными собирать добычу) и проданы на аукционе. Это подвергло купола воздействию непогоды, что привело к их разрушению, а дождевая вода повредила потолок молитвенного зала. [ 6 ] Купола мечети позже были заменены британцами на белые мраморные. [ 3 ] [ 2 ]
В 1920-х годах инициативы Археологической службы Индии (ASI) привели к росту туризма в Красном форте, а в Моти Масджид возросло пешеходное движение. Это привело к введению правил и положений, позволяющих посетителям соблюдать исламское поведение. В эпоху после восстания ASI также выразила обеспокоенность по поводу того, что британские военнослужащие повредили мраморные полы мечети. [ 7 ]
В современную эпоху ASI закрыло здание мечети для посетителей, чтобы избежать повреждения конструкции. [ 8 ]
Архитектура
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Моти Масджид состоит из молитвенного зала и внутреннего двора, окруженного стеной. Участок небольшой, внутренние размеры 9 на 15 метров. Комплекс приподнят немного над уровнем земли, вход в него с востока по лестнице. Стены ограждения сделаны из красного песчаника и имеют значительную высоту, что затрудняет обзор построек внутри. Стены также различаются по толщине, что компенсирует ориентацию мечети: внешние стены совпадают с осями Красного форта, а внутренние стены ориентированы в сторону Мекки , согласно исламской традиции. Двор мечети имеет прямоугольную форму и имеет встроенный бассейн. [ 3 ] [ 9 ] [ 2 ]
В конце двора расположен молитвенный зал (главное здание мечети), трехпролетное строение , разделенное на два нефа. В здании также есть коридоры для придворных дам. Фасад молитвенного зала имеет три входные арки на опорах , а также криволинейный карниз ( бангла чхаджа ). Здание мечети увенчано тремя остроконечными куполами, сидящими на суженных шейках и совмещенных с арками фасада. [ 3 ] [ 9 ] Мраморный пол молитвенного зала разграничен прямоугольниками, возможно, для обозначения позиций прихожан. [ 2 ]
Стилизм
[ редактировать ]Моти Масджид больше всего напоминает Нагина Масджид , еще одну небольшую дворцовую мечеть, построенную предшественником Аурангзеба Шахом Джаханом в форте Агры . Ученый Эбба Кох заходит так далеко, что называет это почти буквальной копией. Оба памятника имеют схожий план, фасад и строительный материал (белый мрамор). Однако Моти Масджид отличается от Нагина Масджид в широком использовании орнаментов. В отличие от Нагина Масджид, поверхности которой просты, Моти Масджид отличается богато украшенным цветочным декором, выполненным в виде мраморных рельефов и инкрустаций . мечети Они находятся на стенах, арках, опорах и подвесках . Особенно примечательны михраб ( молитвенная ниша) мечети, украшенная мотивами виноградной лозы, и минбар (кафедра), выполненная в виде акантовой лозы, поддерживающей три ступени. Такое украшение происходит от дворцовой архитектуры Шах-Джахана, отраженной в нескольких павильонах Красного форта. Это заметно контрастирует с религиозными постройками времен правления Шаха Джахана, которые носили более строгий характер. Дадлани рассматривает это как новшество правления Аурангзеба, которое также появляется в его более поздних императорских мечетях. Моти Масджид также является новаторским в том, что Ашер называет «пространственным напряжением», достигаемым за счет высоты стен и куполов; это пространственное напряжение станет особенностью архитектуры во время правления Аурангзеба. [ 10 ] [ 3 ] [ 4 ]
Кох отмечает, что показной дизайн мечети контрастирует с репутацией Аурангзеба как человека с художественной строгостью. Она утверждает, что это указывает на отсутствие непосредственного участия императора в стилистике проекта. [ 4 ] С другой стороны, Дадлани рассматривает памятник как часть «имперской визуальной программы» Аурангзеба, в которой особое внимание уделялось строительству мечетей, чтобы изобразить себя благочестивым правителем, но также использовались украшения, чтобы напомнить о правлении Шаха Джахана и, следовательно, о его политической стабильности. [ 11 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Бронзовая входная дверь с цветочным декором
-
Интерьер мечети с богато украшенной резьбой на мраморных поверхностях.
-
Сэмюэл Борн, « Моти Мусджид. Дели. 1351 », 1863–1869, фотография, закрепленная на картонном листе, Отдел коллекций изображений, Библиотека Национальной галереи искусств, Вашингтон, округ Колумбия .
-
Двор мечети с встроенным бассейном
-
Моти Масджид в 1843 году с оригинальными позолоченными медными куполами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дадлани 2019 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д Альфиери, Бьянка Мария (2000). Исламская архитектура Индийского субконтинента . Издательство Лоуренса Кинга. п. 267. ИСБН 9781856691895 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ашер, Кэтрин Б. (24 сентября 1992 г.). Архитектура Индии Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 255–257. дои : 10.1017/chol9780521267281 . ISBN 978-0-521-26728-1 .
- ^ Jump up to: а б с Кох, Эбба (1991). Архитектура Великих Моголов: очерк ее истории и развития, 1526-1858 гг . Мюнхен, Федеративная Республика Германия: Престель. стр. 129–131. ISBN 3-7913-1070-4 . OCLC 26808918 .
- ^ Jump up to: а б Дадлани 2019 , с. 37-38.
- ^ Раджагопалан, Мриналини (2016). Истории зданий: архивная и эмоциональная жизнь пяти памятников в современном Дели . Издательство Чикагского университета. стр. 41, 49. doi : 10.7208/chicago/9780226331898.001.0001 . ISBN 978-0-226-28347-0 .
- ^ Раджагопалан, Мриналини (2016). Истории зданий: архивная и эмоциональная жизнь пяти памятников в современном Дели . Издательство Чикагского университета. стр. 52 и 107. doi : 10.7208/chicago/9780226331898.001.0001 . ISBN 978-0-226-28347-0 .
- ^ Суфи, Маянк Остин (3 июля 2017 г.). «Деливале: Памятник поносимому императору» . Индостан Таймс . Нью-Дели.
- ^ Jump up to: а б Дадлани 2019 , с. 9.
- ^ Дадлани 2019 , с. 9-14.
- ^ Дадлани 2019 , с. 38-39.
Библиография
[ редактировать ]- Дадлани, Чанчал Б. (12 августа 2019 г.), «Глава 1: Между экспериментированием и регулированием: основы стиля восемнадцатого века» , От камня к бумаге: архитектура как история в Империи Поздних Великих Моголов , Yale University Press, doi : 10.37862/aaeportal.00054.005 , ISBN 978-0-300-25096-1 , получено 2 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]