Мария Германова
Maria Nikolayevna Krasovskaya-Kalitinskaya ( Russian : Мария Николаевна Красовская-Калитинская , née Bychkova ( Бычкова ), 1884 – 9 April 1940) was a Russian actress, theatre director and reader in drama, better known under her stage name Maria Germanova ( Германова ). [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Мария Бычкова родилась в Москве в семье купеческого старообрядца . Училась в Первой Московской гимназии, где Ольга Гзовская одной из ее одноклассниц была . В 1901 году она поступила в только что открывшееся драматическое училище МХАТ, а через год вошла в труппу МХАТ в роли Марии Германовой.
Дебютировала в 1903 году в Шекспира » «Юлии Цезаре , затем получила положительные отзывы в роли Елены в Максима Горького » «Детях солнца (1905), Софьи в Грибоедова » « Горе от ума и Агнессы в Генрика Ибсена ( «Брэнде» обе 1906). . Во многом именно на сценический образ Германовой Владимир Немирович-Данченко опирался в своих сценических экспериментах, среди которых «Борис Годунов» Марины Александра Пушкина (она в роли Мнишек , 1907), «Анафема» Леонида Андреева («Роза», 1909), «Братья Карамазовы » Достоевского («Грушенька», 1910), Льва Толстого » «Живой труп (Лиза Протасова, 1911). «Физическая красота, энергичный нервный ритм, острая проницательность» (по словам биографа Инны Соловьевой), а также ее любовь к модернизму («декадент» также использовалось для описания ее близкого круга друзей) сделали Германова — одна из восходящих звезд русского театра начала 1900-х годов и «многообещающая трагическая актриса в духе Дузе ». [ 1 ]
В 1914–1924 годах Германова снялась в пяти русских немых фильмах, начиная с «Анны Карениной» 1914 года режиссера Владимира Гардина и продюсера Пола Тимана.
В 1919 году Германова уехала из Москвы сначала в Киев , затем в Ростов-на-Дону . Она присоединилась к труппе Качалова и вместе с ней гастролировала за пределами Советской России в 1919–1922 годах. За это время она возродила большинство своих самых известных ролей прошлого (Грушенька в «Братьях Карамазовых» , Екатерина Ивановна в Леонида Андреева одноименной пьесе Антона Чехова » , Ольга в «Трех сестрах , Мамаева в «Достаточно глупостей» Островского в «Всяком мудреце»). Чехова ) и пополнила свой репертуар Еленой Андреевной в «Дяде Ване» . [ 1 ]
В 1922 году Германова вместе с несколькими своими коллегами отказалась вернуться в Москву. В 1923 году Немирович-Данченко отправил ей телеграмму с приглашением принять участие в его новом музыкально-театральном проекте, но это предложение было отклонено. Вместо этого Германова приехала в Прагу , где ее муж, археолог и искусствовед Александр Калитинский читал лекции в Археологическом институте (директором которого он в 1925 году стал). [ 2 ] и вскоре вместе с Николаем Массалитиновым стал соучредителем и директором того, что вскоре стало известно как Пражская труппа МАТ. В ее репертуар теперь вошли также партии Раневской ( «Вишневый сад» Чехова ), Королевы ( «Король темной палаты» Рабиндраната Тагора ), Эллиды Вангель ( «Дама с моря » Ибсена), Катерины ( «Буря » Александра Островского ). и Медея Еврипида . [ 1 ]
После расформирования Пражской труппы в 1927 году Германова принимала участие в постановках Жоржа Питоева и Гастона Бати . В конце 1920-х годов она сама начала работать театральным режиссером. В 1929 году она поехала в США и в том же году сменила Ричарда Болеславского на посту руководителя Американского театра-лаборатории , где поставила «Три сестры» Чехова . Лаборатория, как ее называли, распалась в 1933 году, но оказалась важным связующим звеном между Станиславским и Нью-Йоркским групповым театром . Германова умерла в Париже в 1940 году. Ее книга воспоминаний « Мой ларец с драгоценностями » вышла посмертно. Полная версия опубликована издательством «Русский путь» в Москве в 2012 году. [ 3 ]
Галерея избранных запчастей
[ редактировать ]-
1907: Marina Mnishek , Boris Godunov
-
1908: Фея, Синяя птица
-
1909: Rosa, Leonid Andreyev 's Anathema
-
1910: Грушенька, Братья Карамазовы
-
1926: Медея
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Мария Николаевна Германова . Profile at mxat.ru, the Moscow Art Theatre site
- ^ Н. Е. Андреев. Пражские годы // Новый Мир. 1994. № 11.]
- ^ Германова М.Н. Мой ларец с драгоценностями: Воспоминания. Дневники . Мария Германова; [сост., вступ. ст., подгот. текстов и примеч. И.Л.Корчевниковой; прилож.; оформл. О.Комаровой.] Русский путь 2012