Мишель Клукар
Мишель Клукар | |
---|---|
Рожденный | 6 августа 1928 г. Монпинье , Франция |
Умер | 21 февраля 2009 г. Гайак , Франция |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия Западный марксизм |
Основные интересы | Политика, экономика, социология, история |
Известные идеи | Критика либертарианского либерализма |
Мишель Клусар (англ. Французский: [kluskaʁ] ; 6 августа 1928 — 21 февраля 2009) — французский философ -марксист и социолог. Противник капитализма, критик эволюции идей прогресса, столкнувшейся с либеральными мутациями конца 20-го века, его творчество связано с мыслью Руссо , Гегеля и Маркса , связи и единство которых он показывает. Известно, что он философски показал сговор между капитализмом и французской теорией , представленной Леви-Стросом и Делёзом , построив собственную концепцию неокантианства. Он развил философское исследование идеи общественного договора, постулируя, что «основополагающим принципом любого общества являются отношения между производством и потреблением».
Его вклад был направлен на создание концептуальной основы для размышлений о демократической политической философии самоуправления, которая позволила бы преодолеть управление богатством, нациями и политическим образованием граждан со стороны класса капиталистов.
Биография
[ редактировать ]В молодости Клусара преобладала легкая атлетика . Он был отобран для участия в беге на 200 метров на Олимпийских играх 1948 года в Лондоне . [ 1 ]
Аспирантура Клушара в области литературы и философии под руководством Анри Лефевра завершилась диссертацией «Бытие и код» ( L'Être et le Code ; опубликовано в 1972 году), представленной , среди прочего, Жан-Полю Сартру для защиты. Несмотря на резкую критику Клушаром феноменолога Гуссерля , Сартр прокомментировал: « Бытие и код демонстрируют очень амбициозную задачу. ), поскольку она объясняет все, даже индивидуальное (...) Ее великая заслуга состоит в том, чтобы показать наилучшие условия для того, чтобы история конкретно проявила себя такой, какая она есть: продолжающейся тотализацией » . [ 2 ] Эта работа положит начало целой жизни исследований и писательских работ, направленных на развитие его работы и расширение ее на изучение французского общества с 1945 года по сегодняшний день.
Клусар был профессором социологии в Университете Пуатье с 1975 по 1990 год, где на него повлиял его коллега Жак Д'Ондт , специалист по Гегелю .
В начале 1970-х годов Мишель Клусар разработал критику либертарианского либерализма .
Он удалился в Гайяк, чтобы написать окончание своей работы, которая до сих пор частично не опубликована.
Он умер в ночь с 20 на 21 февраля 2009 года в своем доме от болезни Паркинсона .
Философская работа
[ редактировать ]По мнению Клусара, «капитализм соблазнения» с его либертарианским либеральным лицом возникает в результате самой эволюции капиталистического способа производства . Это свидетельствует о качественном скачке накопленных величин, которые в определенный момент достигают либертарианской структуры общества.
Со своим либертарианским лицом либерализм достигает собственной самореализации до неизбежной катастрофы. Клукар говорит затем о неофашизме.
Подводя итоги последствий либеральной контрреволюции, Клусар написал философскую работу, призванную обдумать и предложить основу нового общественного договора и сделать возможным возрождение прогрессивизма.
Критика либертарианского либерализма
[ редактировать ]С начала 1970-х годов Мишель Клусар развил критику либертарианского либерализма ( libéralisme libertaire ). Он изучает изменения в социально-экономической структуре Европы с 1945 года и разрабатывает концептуализацию новой капиталистической политической экономии.
По его словам, во времена Карла Маркса промышленность еще не достигла стадии легкой промышленности, которая позволяет производить гаджеты, либидозные объекты и делает изучение легкомыслия важными данными для анализа современного производства. С появлением способа серийного производства качественное изменение объектов и ставок производства заставляет вновь развивать критику политической экономии Карла Маркса. И с тех пор, чтобы понять идеологические изменения капиталистического общества, он перешел от репрессивной моральной доктрины к разрешительной моральной доктрине. Это переход от жесткой экономии, навязанной всем при традиционном репрессивном фашизме, к жесткой экономии периода после мая 68 года, когда культурные модели изменились: вседозволенность служила валютой для маскировки экономического угнетения рабочего класса в новое общество» неограниченного наслаждения. Идеологические последствия и противоречия, связанные с этой моделью, готовят новое фашистское подавление противоречий, поскольку Пьер Паоло Пазолини также отметил в «Речи хиппи» «крайне правую моду» на «длинноволосых». [ 3 ]
Таким образом, Клускар понимает социальную эволюцию как формирующееся историческое целое. Он связывает либеральную эволюцию социальной морали с потребностями нового торгового порядка капитализма – необходимостью создания новых рынков и продолжения экономического угнетения рабочего класса. Он определяет экономическую и коммерческую функцию продвижения новых культурных моделей в рекламной идеологии для спасения капитализма в кризисе.
Трансгрессивная и либертарианская эмансипация критикуется здесь не с точки зрения личности или гражданского общества как неприкосновенной монады, а как части социального тела. В логике политической философии государства подстрекательство к свержению «установившегося порядка» культурой (маоизм) и «воображение у власти» мая 68 года, не меняя основ общества, позволили создать новые рынки. . То есть «освобожденное» потребление товаров или услуг, произведенных в результате продолжающегося угнетения рабочего класса. По мнению буржуазных идеологов, «свободное пользование» привело бы к тому, что индивидуальная свобода рабочих «играет в игру», несмотря на отчуждение плодов их рабочей силы (вымогательство прибавочной стоимости ). Риторика развлечения, по мнению автора, выявляет стратегию управления социальными противоречиями.
Метаморфозы классовой борьбы
[ редактировать ]Таким образом, «Бытие и код» являются концептуальной основой его более поздних исследований французского общества. Понимание кодификации социального тела в соответствии с отношением «бытие-код» и через диалектику легкомысленного и серьезного дает ключ к освобождению истории Франции до 1789 года от одностороннего прославления только прогрессивных аспектов общества. Просвещение (борьба за рационализацию). Напротив, рассмотрение осторожных и взвешенных политических концепций энциклопедистов « Старого режима» дает пример их идеологического позиционирования и эпистемологии, особенно антропологической. Позитивистский материализм, натурализм , конечно, противостоят абсолютистской идеологии, то есть теократии божественного права, но такая фигура, как Вольтер, показывает реальный горизонт интеллектуальной элиты буржуазии. Действительно, накануне Французской революции буржуазия денег и культуры сумела разделить одну и ту же «распутную» культуру с дворянство .
По мнению Клусара, элиты Просвещения, безусловно, несут индустриализацию и рационализацию, которые станут одной из идеологических основ конца политической гегемонии дворянства и духовенства. Но без реального критического обсуждения способов производства богатства и социальных проблем. Политической основой команды Дидро является конституционная монархия, то есть демократическая и основанная на налогах рационализация управления отношениями доминирования. Вот почему Руссо изолирован: «Общественный договор» явно претендует на республику. Захват власти третьим сословием под властью буржуазии является в такой же степени результатом стратегии интеграции и разделения власти, как и результатом идеологического понимания восходящих социальных классов, которые возьмут на себя управление обществом. Генезис абстрактной, идеологической универсальности прав человека...
Критика нового «либертарианского» отчуждения в капиталистическом режиме
[ редактировать ]Чтобы не допустить очевидного неверного истолкования его работ как враждебных социальному прогрессу, необходимо прояснить, что Клусар всего лишь анализирует, как эволюция капиталистического способа производства и его политическое выживание после 1945 года приводят к новому консенсусу между левыми и либертарианцев , либералов и социал-демократов, которых он называет «либертарианским либерализмом». Социальные противоречия (послевоенный голод, опустошение промышленности, экономический спад и т. д.), приведшие к принятию новой модели общества, описанной автором в « Метаморфозах классовой борьбы» , требуют изучения морали, чтобы объяснить мутации индустриальных обществ.
Его социологическое исследование приводит Клусара к релятивизации идеологического энтузиазма элит новой интеллигенции, которая хочет обозначить смягчение моральных репрессий моделей общества и триумф мягкой революции капитализма, способной растворить блокировки и запреты ( фрейдомарксизм Герберта Маркузе ). Идеологическая кодификация, превозносящая новый «либертинизм» шестидесятых годов, объясняется в его работе прогрессивной интеграцией новых социальных слоев (Клускар конструирует концепцию средних слоев, отличных от средних классов) – новых средних слоев – с техно-бюрократическими слоями. система управления нового социал-демократического управления капитализмом. Попустительство между интеллигенцией «новых левых» и «новых правых» выражает тогда двойственность взаимодополняемости интересов и членов «финансовой буржуазии» и новых средних слоев, находящихся в столь же двусмысленном положении по отношению к нынешний пролетариат, как и буржуазия 1789 года, был вместе с остальным третьим сословием. В предисловии ко второму изданию Бытие и Код , автор пишет, среди прочего:
«Книги, которые будут посвящены нынешнему французскому обществу, показывают итог этой истории Франции: 68 мая, совершенная либеральная контрреволюция, революция современности, скрывающая «новую реакцию»» [ 4 ]
От социальной борьбы в рыночной экономике к неофашизму
[ редактировать ]Таким образом, критический анализ социального прогресса в ХХ веке не может быть ценным как моральная критика эмансипации женщин и молодежи, а как критический анализ создания новых рынков посредством смягчения моральных репрессий. Обманчивые силы капитализма (рекламные коммуникации и т. д.) предшествуют индивиду, который привязывается к моделям «эмансипированного» поведения, которые «освобождают тело», не освобождая при этом ни души, ни рабочей силы индивидуумов Коллективного Рабочего, вынужденного эксплуатировать. себя участвовать в системе знаков наслаждения.
Таким образом, социальная борьба эксплуатируется и становится инструментом самой формы общества. Благодаря огромному росту производительности, позволяющему промышленное производство средств существования и средств производства, рыночная экономика находит коммерческие рынки для удовлетворения социальных потребностей, но в режиме социального неравенства. Беднейшие имеют доступ к тем же культурным моделям, что и самые богатые, но в то время как рабочий класс по-прежнему эксплуатируется для производства и имеет доступ лишь к минимальному легкомысленному потреблению – иногда только к самым скромным признакам – новые средние и буржуазные слои потребляют гораздо больше, не производя и иметь доступ к роскошному «ассортименту» новых продуктов: отдых, путешествия, роскошные органические продукты, маргинальный и альтернативный образ жизни, морализирующее оспаривание капиталистических отношений и т. д.
Анимация и менеджмент на службе соблазнительного капитализма
[ редактировать ]Анимация и менеджмент — это популистская и демагогическая сторона новой распутной культуры господствующих классов, которая обещает удовольствие рабочему классу и порождает согласованный отвлекающий дискурс, призванный демобилизовать политическую борьбу рабочих. Оригинальность этой идеологии, безусловно, заключается в отказе от великих и проблематичных коллективных нарративов, которые обязывают принимать во внимание социальные классы. Впервые идеологическая продукция фокусируется на создании коллективного повествования об эмансипации личности в новом либертарианском и доброжелательном обществе. Проблемы труда решаются не с коллективной точки зрения, а через индивидуальный подход. Эта культура (участие и дискурс), которая отвергает классовую борьбу, имеет тенденцию маскировать или минимизировать важность классовых различий, прикрывает реальность тем, что Клускар обозначает и концептуализирует как «соблазнение», возрождение софистики для новых целей:
«Соблазнение — это сила языка независимо от понятия, независимо от мудрости. В данный момент может появиться дискурс, обладающий силой уничтожить бытие: это дискурс видимости, дискурс соблазнения. Тогда истина как таковая есть покрытый." [ 5 ]
Уровни приобщения к цивилизации и капиталистической эксплуатации
[ редактировать ]В своем исследовании антропологии современности «Капитализм соблазнения» ( Le Capitalisme de la séduction) Клусар раскрывает свою критику идеологии либертарианской социал-демократии. Написанная после избрания Франсуа Миттерана , когда Джек Ланг был министром культуры, эта работа дает отчет о новом либеральном образовании, которое формирует экзистенциальный и концептуальный горизонт молодежи, чтобы привнести на рабочее место не коллективные претензии, а индивидуальные заблуждения. Традиционное общество предполагало участие в трудоемких задачах и обучение труду как принцип реальности, но новая цивилизация отменяет ссылки на боль и заслуги в повседневной жизни. В прошлом эмансипация также совпадала с интеграцией на рабочем месте, но Клускар показывает, что по мере того, как капитализм нацеливается и развивает новые рынки, а именно женщин и молодежь, «эмансипация» начинается гораздо раньше. Таким образом, он осуждает идеологическую функцию мирского феминизма: работающая женщина должна заявить о праве на эксплуатацию и объявить своего мужа из рабочего класса «фаллократом», что приводит к гражданской войне в рабочем классе. В то же время «молодой человек», который потребляет, не будучи продуктивным, может обвинить отца-рабочего в недостатке широты взглядов. Тогда устанавливается связь символического обмена с объектами, которые конденсируют идеологические обещания, фантазматику рекламной идеологии и приобщение к цивилизации товаров: новая капиталистическая цивилизация порождает новое отчуждение, которое, таким образом, должно быть изучено. Изучение легкомыслия имеет решающее значение для понимания новой борьбы классов, и Клусар разрабатывает методологию, которая критикует, но заимствует современность. Леви-Стросс , что заставит его сказать: «Те, кто принял всё от Леви-Стросса, для кого система родства является структурой интерсубъективности, не примут, что западная интерсубъективность также порождает систему родства.. .[установлено буржуазией]. Может быть, потому, что житель Запада более «цивилизован»? [ 6 ] "
В целом, это новый общественный договор между добродушными буржуазными родителями и «эмансипированными», но «автономными» детьми. Более того, мягкое побуждение присутствием новых товаров, являющихся признаками «образа» (джинсы), отношений (группа, завершающая «ночное» образование, которое семья не может обеспечить), механическое оживление тело (бинарные ритмы, гармонии «психоделического» импрессионизма), освобождающий способ досуга («канабис», сексуальные отношения), регулирование противоречий и отбор наиболее сопротивляющихся (наслаждение предлагает ловушки, которые являются зависимости, аномии и т. д.).
Этот механизм концептуализируется как появление в торговом обществе «свободного» распределения товаров и знаков, освободительных дискурсов и культурных моделей, но за счет политического подчинения рабочих немедленному и «натурализованному» потреблению новых товаров. капитализма легкой промышленности . А для самых бедных — потребление признаков богатства (солнцезащитные очки), но не их реальности (неделя в Майами): воображаемое настолько распространено, система «культурных» значений настолько выражена, что Клускар резюмирует и концептуализирует операцию как « отбор части прибавочной стоимости » в пользу рабочего класса: незначительная доля прибавочной стоимости, вымогаемая у взрослых рабочих (особенно мужчин), служила начальным капиталом для создания новых рынков в направление будущих эксплуатируемых рабочих (молодежи и женщин). Благодаря мягким и прогрессивным стимулам новая капиталистическая политическая экономия продвинулась вперед: экономика, товары и модели потребления которой вызывают привыкание. Клоускар называет эту проституционную экономику в книге Refondation Progressiste Face à la contre-revolution libérale . Прежде всего, « отбор доли прибавочной стоимости» соответствует «мягкому» угнетению неокапитализма и имеет тенденцию дополнять или даже заменять простое вымогательство прибавочной стоимости, которое раньше описывало объективную ситуацию. рабочего класса в капиталистическом обществе двадцатого века. Викторианская мораль кодифицировала ситуацию, имманентную объективным условиям жесткой экономии, в то время как либертарианская антимораль кодифицирует отрицание пролетариата другой частью рабочего класса (рабочими): новыми средними классами.
Противоречие либертарианского либерализма: кризис, возвращение репрессированных
[ редактировать ]« Капитализм качнулся влево в политико-культурном отношении и вправо в экономическом и социальном плане ». [ 7 ]
Мишель Клукар осудил этот дрейф рыночной экономики в то время, когда цикл чередующихся спадов и подъемов привел к тому, что безработица и политика жесткой экономии стали структурным горизонтом для рабочих, и в частности для рабочего класса, и, таким образом, позволили части «чрезмерно численного "и ослабил рабочий класс, чтобы найти выход в индустрии развлечений и "проституционной экономике". В 1983 году Клукар закончил «Капитализм соблазнения» :
«Кризис обнажит глубокую природу этой системы: политика жесткой экономии (экономические репрессии против рабочих, по существу рабочего класса) имеет своим следствием не только поддержание, но и расширение «либертарианского» социал-демократического потребления. Это было в В разгар этого кризиса родилась идеология компьютеризации общества на службе веселья. По мере усиления жесткой экономии обороты индустрии отдыха, туризма и развлечений, похоже, находятся в прямо противоположной корреляции. «Либертарианское» наслаждение имеет своими требованиями: производительность, инфляцию, безработицу и т. д. [ 8 ] "
Котировки
[ редактировать ]« Маркс посвятил себя исключительно изучению концентрации владения: капитала что это принцип политической экономии . Мы предложим изучение дрейфа накопления как принципа феноменологического познания для изучения изменения буржуазии свободной , потому Внедрение в буржуазию услуг и функций либерального общества . Таким образом, мы раскроем огромный невысказанный комментарий генеалогии этого либерального общества». [ 9 ]
« Неофашизм станет окончательным выражением либертарианского социального либерализма , единицы, которая начнется в мае 68 года . Его специфика заключается в этой формуле: все разрешено, но ничего невозможно . Вседозволенность изобилия, роста, новых моделей потребления оставляет место пресечения кризиса, дефицита, абсолютного обнищания . Эти два исторических компонента сливаются в голове, в духе, создавая тем самым субъективные условия неофашизма. От Кон-Бендита ( левого либертарианца ) до Ле Пена (французского крайнего националиста), петля замкнулась: наступает время разочарованных реваншистов». [ 10 ]
«Государство было надстройкой власти капиталистических репрессий . Вот почему Маркс осуждает его. Но сегодня, с глобализацией , инверсия является тотальной. В то время как государство-нация могло быть средством угнетения одного класса другим, оно становится средством сопротивления глобализации. Это диалектический процесс». [ 11 ]
Работает
[ редактировать ]- О бытии и коде , Éditions Mouton, 1972; перепечатано L'Harmattan, 2004 г., перепечатано Delga, 2019 г. ( ISBN 978-2-7475-5530-2 ).
- Неофашизм и идеология желания , 1973; перепечатано Le Castor Astral, 1999 г.; перепечатано Delga 2008 г. ( ISBN 978-2-915854-10-7 ).
- «Легкомысленное и серьезное» , Альбин Мишель, 1978; переиздан Delga, 2010 г. ( ISBN 978-2-915854-20-6 )
- Капитализм соблазнения – Критика социал-демократии , Social Editions 1981, Reissue Delga 2006, ( ISBN 978-2-209-05457-2 ).
- Дикий зверь, Метаморфозы капиталистического общества и стратегии , Éditions Sociales, 1983.
- О современности: Руссо или Сартр , Мессидор / Éditions Sociale, 1985.
- Ущерб от либеральной практики или метаморфозы французского общества , Nouvelles Éditions du Pavillon, 1987.
- Трактат о безумной любви. Генезис Запада , Scandéditions-Éditionssociales, 1993, ( ISBN 978-2-209-06862-3 ).
- Метаморфозы классовой борьбы , Le Temps des Cerises, 1996, ( ISBN 978-2-84109-071-6 ).
- Прогрессивное возрождение перед лицом либеральной контрреволюции , Éditions L'Harmattan, 2003, ( ISBN 978-2-7475-5307-0 ).
- Критика либертарианского либерализма: Генеалогия контрреволюции , 1986, переиздание 2006, Дельга, ( ISBN 2-915854-01-7 ).
- Производство «Индивидуум» , Делга, 2011г., ( ISBN 978-2-915854-27-5 ).
- Les chemins de la praxis, онтологические основы марксизма , Париж-Дельга, 2015, ( ISBN 978-2-915854-79-4 )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Клоукарт, дальновидный мыслитель» . L'Humanité (на французском языке). 26 февраля 2009 года . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Клукар, Мишель (2018). «Введение Эмерика Монвилля». Бытие и код: производственный процесс докапиталистического целого ([3-е издание] изд.). Париж. ISBN 978-2-37607-140-2 . OCLC 1079909666 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пазолини, Пьер Паоло (2010). «Речь хиппи». В опасности: антология Пазолини . Джек Хиршман, Сборник гей-поэзии Бемиса/Флаэрти. Сан-Франциско, Калифорния, с. 41. ИСБН 978-0-87286-507-5 . OCLC 456178311 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Клукар, Мишель (2003). Прогрессивное возрождение: лицом к лицу с либеральной контрреволюцией . Мари-Антуан Рье. Париж: L'Harmattan. ISBN 2-7475-5307-8 . OCLC 716651100 .
- ^ Бернар Пиво (26 марта 1982 г.), Апострофы - Images de marque , получено 9 июля 2021 г.
- ^ Клушар, Мишель (1993). Трактат о безумной любви: генезис Запада . Париж: Социальные издания. ISBN 2-209-06862-2 . ОСЛК 35762516 .
- ^ Клушар, Мишель (2009). Капитализм соблазнения: критика либертарианской социал-демократии . Париж: Издания Delga. ISBN 978-2-915854-13-8 . OCLC 495054654 .
- ^ Клушар, Мишель (2009). Капитализм соблазнения: критика либертарианской социал-демократии . Париж: Издания Delga. ISBN 978-2-915854-13-8 . OCLC 495054654 .
- ^ Критика либертарианского либерализма, Париж, Дельга, с. 141
- ^ Интервью в "L'Evadé" , № 9, французский 141.
- ^ Критика либертарианского либерализма, Париж, Дельга, с. 141
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ассоциация Clouscard (Франция)
- Мишель Клусар (француз)