Матричный взгляд
«Матричный взгляд» — книга художника , психоаналитика , клинического психолога , писателя и художника Брахи Л. Эттингер , вышедшая в 1995 году . [ 1 ] Это работа по феминистской теории кино , которая исследует взгляд , описанный Жаком Лаканом , критикует его и предлагает оригинальную теорию, касающуюся женственности и женского взгляда . Начиная с 1985 года, художественная практика Эттингер и ее теоретическое изобретение матричного пространства (матричного пространства) были сформулированы вокруг ее предложения женско-материнской сферы встречи, которая начинается в наиболее архаичном (доматеринско-пренатальном) гуманизированном событии встречи, [ 2 ] побудило ее опубликовать длинную серию научных статей, начиная с 1992 года. [ 3 ] формулируя и развивая в течение нескольких десятилетий то, что она назвала матричной (матрициальной, матричной) теорией транссубъективности. Матричная (matricial, matriciel, matriciel) теория формулирует эстетику и художественное творчество в терминах сосуществования, сострадания, удивления и «обаяния», а также этики свидетельствования, ответственности, уважения, сострадания и заботы, а также перехода от со-ответа. -способность к ответственности и от сострадания к состраданию. Браха Л. Эттингер изобрел область концепций, которые повлияли на дебаты в современном искусстве , психоанализе , женских исследованиях , киноведении , феминизме , гендерных исследованиях и культурологических исследованиях .
Публикация и ответ
[ редактировать ]Работа Эттингера следует фрейдистской и лакановской традициям психоанализа и бросает вызов их фаллоцентрическим концептуализациям. В ее книге также исследуются Эммануэль Левинас , теория «объектных отношений» и Жиля Делёза / Феликса Гваттари , а также критикуется их, переформулируя матричную субъективность, эстетику и этику в свете женских различий. Книга Эттингера считается инициатором создания матричной теории транссубъективности, или просто «Матричной». [ 4 ] Ее книга «Матричное пограничное пространство» , содержащая сборник статей 1990-х годов и включающая переиздание книги «Матричный взгляд» , повлияла на дискуссии о субъективности , рассматриваемой как событие встречи, матричный взгляд (матричный взгляд), матричное время, матричное пространство (матричное пространство), соавторство. -поэзис, связывание границ, расстояние между границами, совозникновение в дифференцировании и дифференцировании, транссубъективность , транссвязность , матричность сострадание, первичное сострадание, сострадательное гостеприимство, свидетельствование, совместное исчезновение, множественность , матричная трансформационная потенциальность, матричный/матричный перенос, архаическое м/Другое, обаяние, встреча-событие, рядом, первичные Материнские фантазии Не - достаточность, пожирание и оставление, сочувствие внутри сострадания, сочувствие без сострадания, переход от присутствия к свидетельствованию, переход от способности откликаться к ответственности, женско-материнскому соблазнению в жизнь и метаморфозе. Ее разговор с Эммануэлем Левинасом в 1991 году, в котором она предположила, что женственно-матрица является источником этики, стал краеугольным камнем в исследование феминистской этики . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Ученый Гризельда Поллок пишет: «Матричный взгляд возникает в результате одновременного изменения внутреннего и внешнего (и не представляет вечное внутреннее), в результате нарушения пограничных связей, проявляющегося в контакте внутреннее/внешнее и художественном произведении. посредством трансценденции интервала субъект-объект, которая не является слиянием, поскольку основана на априорной разделяемости различий». [ 8 ] Ученый Лоне Бертельсен проанализировал утверждения, которые работы Эттингера выдвигают от имени «женского начала», особенно « экзистенциальной этики женского начала». [ 9 ] Пэт Паксон пишет, что он приближается к лакановскому взгляду, «но под другим углом», добавляя, что им «движет стремление к связям и отношениям». [ 10 ] [ самостоятельный источник ] Эттингер продолжила исследовать эту концепцию в своей опубликованной работе. [ 11 ] включая ее книгу 2006 года (эссе с 1994 по 1999 год) «Матричное пограничное пространство » [ 12 ] Матричная субъективность, эстетика, этика. Том I: 1990–2000 (2020) [ 13 ] и протоэтика Матрицы . [ 14 ] Киновед Хулиан Гутьеррес-Альбилья систематически анализирует фильмы Педро Альмодовара с помощью различных концепций, изобретенных Эттингером в ее представлении Матричного взгляда и времени-пространства в связи с эттингерианским пониманием травмы, свидетельствования и исцеления. [ 15 ]
Матрица и фаллос
[ редактировать ]Матричный взгляд использует матрицу как символ, противостоящий фаллическому взгляду Лакана. Подобно формулировке Лакана, которая представляет собой метафорическую ссылку на анатомию для обсуждения символической мужской силы, матрица представляет собой метафорическую ссылку на матку (матрица-матка) для обсуждения истоков человеческой этики и отношений. Этот сдвиг заключался «не просто в замене органа (пениса) и его образа на другой (матку), но и в создании альтернативы фаллосу с точки зрения структуры, механизма, функций, логики». [ 16 ] По мнению Поллока, матричная сфера Эттингера позволяет нам уйти от «представления о дискретном и единичном субъекте, сформированном установлением границ, которые отличают его от океанической или недифференцированной инаковости мира или материнского тела». [ 17 ] Поллок отмечает, что мышление с точки зрения фаллоса и кастрационной тревоги представляет субъектов в терминах «разделений, расколов, порезов и расщеплений». [ 17 ] Венн добавляет, что матрица позволяет концепции взгляда выйти за пределы визуальной сферы и перейти к прикосновению, звуку и движению. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эттингер Браха Л. (1995). Матричный взгляд. Сеть феминистского искусства и истории, ISBN 978-0-9524899-0-0
- ^ Браха Л. Эттингер, Матрица. Халяль(а) – Лапсус. Заметки о живописи , 1985–1992. Перевод Джозефа Симаса. Оксфорд: МОМА, 1993.
- ^ Брача л. Эттингер, «Матрица и метаморфоза» в книге «Различия: журнал феминистских культурных исследований» , 4/3 (1992): 176–208.
- ^ Эттингер, Браха (2006). «Матричная транссубъективность». Теория, культура и общество . 23 (2–3): 218–222. дои : 10.1177/026327640602300247 . S2CID 144024795 .
- ^ Браха Л. Эттингер, Эммануэль Левинас (1991–1993), Время - дыхание духа. Оксфорд: МОМА, 1993.
- ^ Браха Л. Эттингер, Эммануэль Левинас (1991–1993), «Que dirait Eurydice?» Брака! № 8, 1997.
- ^ Браха Л. Эттингер, Эммануэль Левинас (1991–1993), «Que dirait Eurydice?» / «Что бы сказала Эвридика?». Париж: BLE Atelier, 1997. Перепечатано в журнале «Афина: Философские исследования». Том. 2, 2006. < http://lkti.lt/athena/pdf/2/100-145.pdf >
- ^ Поллок, Гризельда (1996). Поколения и география в изобразительном искусстве: феминистские чтения. Психология Пресс, ISBN 978-0-415-14128-4
- ^ Бертельсен, Одинокий (2004). Теория, культура и общество, февраль 2004 г., том. 21 нет. 1 121-147 дои : 10.1177/0263276404040484
- ^ Паксон, Пэт (2011). Искусство и интуиция: границы и границы: отражения и преломления взгляда в современной живописи. Кслибрис, ISBN 978-1-4628-6209-2
- ^ Эттингер Браха Л. (2004). Вплетение женщины-художницы в матричное событие-встречу. Теория, культура и общество , том. 21 нет. 1 69-94 дои : 10.1177/0263276404040480
- ^ Эттингер Браха Л. (2006). Матричное пограничное пространство. Университет Миннесоты Пресс, ISBN 978-0-8166-3587-0
- ^ Браха Л. Эттнигер, Матричная субъективность, эстетика, этика. Том I: 1990–2000 гг. , Пелгрейв-Макмиллан, 2020 г.
- ^ Эттингер Браха Л. Протоэтика матрицы , Gedisa, 2019
- ^ Гутьеррес-Альбилья, Хулиан. Эстетика, этика и травма в кино Педро Альмодовара. Издательство Эдинбургского университета, 2017.
- ^ Эттингер, Браха (1997). «Ответ на комментарий». Психоаналитические диалоги . 7 (3): 423–429. дои : 10.1080/10481889709539193 .
- ^ Перейти обратно: а б Поллок, Гризельда (2004). «Мышление о женственности: эстетическая практика как введение в Браху Эттингер и концепции матрицы и метаморфозы». Теория, культура и общество . 21 (1). дои : 10.1177/0263276404040479 . S2CID 144676381 .
- ^ Венн, Куз (2004). «Постлаканановая аффективная экономика, бытие в слове и критика настоящего: уроки Брахи Лихтенберг Эттингер». Теория, культура и общество . 21 (1): 149–158. дои : 10.1177/0263276404040485 . S2CID 144192617 .