Двести лет вместе
Автор | Aleksandr Solzhenitsyn |
---|---|
Переводчик | (нет) английский |
Язык | Русский |
Дата публикации | 2002 |
Место публикации | Россия |
ISBN | 978-5-9697-0372-8 |
лет вместе ( Двести ) Двести лет вместе — двухтомный исторический очерк Александра Солженицына . Он был написан как всеобъемлющая история евреев в Российской империи , Советском Союзе и современной России в период с 1795 по 1995 год, особенно в отношении отношения правительства к евреям. [1]
Солженицын опубликовал этот двухтомный труд по истории русско-еврейских отношений в 2001 и 2002 годах. Книга вызвала споры, и многие историки критиковали ее как ненадежную в отношении фактических данных и антисемитскую . [2] [3] [4] Книга была издана на французском и немецком языках в 2002–2003 годах. Частичный английский перевод можно найти в «Чтеце Солженицына». [5] [6] Полный английский перевод планируется выпустить в 2025 году; Тем временем Центр Александра Солженицына отметил, что неавторизованные онлайн-переводы на английский язык «часто переводятся плохо и небрежно; в них редактируются отрывки, а то и целые главы». [6]
Краткое содержание
[ редактировать ]В первом томе Солженицын обсуждает историю русских и 100 000 евреев, попавших под контроль России между 1772 годом, после первого раздела Польши и русской революции 1917 года. Он утверждает, что антиеврейские погромы в Российской империи не были спонсируемые правительством, но спонтанные акты насилия, за исключением некоторых случаев вины правительства в черте оседлости . Солженицын говорит, что жизнь русских евреев была тяжела, но не тяжелее, чем жизнь русских крестьян. [1] Второй том охватывает послереволюционную эпоху до 1970 года, когда многие евреи покинули Россию и перебрались в Израиль и западные страны. [7] Солженицын говорит, что евреи, участвовавшие в русских революциях, были фактически отступниками, отколовшимися от духа традиции. [1] Солженицын решительно отрицает ответственность евреев за революции 1905 и 1917 годов. В конце девятой главы Солженицын осуждает «суеверную веру в историческую мощь заговоров», которая заставляет некоторых обвинять евреев в русских революциях и игнорировать «Российские неудачи, определившие наш печальный исторический упадок». [8]
Солженицын критикует «скандальную» слабость и «непростительное бездействие», которые помешали российскому царскому государству адекватно защитить жизни и имущество своих еврейских подданных. Но он утверждает, что погромы почти во всех случаях были организованы «снизу», а не российскими властями. Он критикует «досадные», «скандальные» и «вызывающие беспокойство» ограничения гражданских свобод еврейских подданных в последние десятилетия существования Российской империи. По этому поводу в десятой главе сочинения он выражает восхищение усилиями Петра Столыпина (премьер-министра России с 1906 по 1911 год) по устранению всех правовых ограничений в отношении евреев в России.
В духе своего эссе 1974 года «Покаяние и самоограничение в жизни народов» [9] Солженицын призывает как русских, так и российских евреев взять на себя ответственность за «ренегатов» в обеих общинах, которые поддерживали тоталитарный и террористический режим после 1917 года. В конце главы 15 он пишет, что евреи должны ответить за «революционных головорезов» в их ряды, как и русские, должны покаяться «за погромы, за... беспощадных крестьян-поджигателей, за... обезумевших революционных солдат». Речь идет, добавляет он, об ответе «не перед другими народами, а перед самим собой, перед своей совестью и перед Богом». [10]
Солженицын также критикует антикоммунистическое Белое движение за потворство насилию против евреев и, таким образом, подрывает «то, что могло бы стать главным преимуществом победы белых» в Гражданской войне в России : «разумную эволюцию российского государства».
Прием
[ редактировать ]По словам Зинаиды Гимпелевич, " Двести лет вместе " были восприняты крайне негативно. [11] Историк Йоханан Петровский-Штерн из Северо-Западного университета опубликовал опровержение утверждений Солженицына и обвинил его в откровенном антисемитизме. [12] С другой стороны, такие историки, как Джеффри Хоскинг [13] и Роберт Сервис защищали Солженицына от его оппонентов. Сервис утверждает, что Солженицын очень далек от антисемитизма крайне правых российских сил и подходит к этому вопросу умеренно и ответственно. [14]
Критики сосредотачивают внимание на утверждении Солженицына о том, что евреи были не только жертвами, но и виновниками коммунистических репрессий, и что и русские, и евреи должны признать свою долю греха. [15] Вопросы, связанные с участием евреев в трех революциях, были спорными. Василий Бережков, полковник КГБ в отставке и историк спецслужб и НКВД (предшественник КГБ), сказал, что: «Вопрос этнической принадлежности не имел никакого значения ни в революции, ни в истории НКВД. социальная революция, и те, кто служил в НКВД и ЧК , служили идеям социальных перемен. Если Солженицын напишет, что в НКВД было много евреев, это усилит страсти антисемитизма, который имеет глубокие корни в русской истории. думаю, что лучше сейчас не обсуждать такой вопрос». [14] Другие считают, что евреи не были замешаны настолько, чтобы оправдывать упоминание о российском антисемитизме, или что любого понятия коллективной ответственности . следует избегать [15]
Солженицын утверждал, что евреи были чрезмерно представлены в раннем большевистском руководстве и аппарате безопасности, не ссылаясь на свои источники. Он писал, что «из 20 министров в первом советском правительстве один был русский, один грузин , один армянин и 17 евреев». [16] Это утверждение было дискредитировано, поскольку число комиссаров в первом советском правительстве 7 ноября 1917 года составляло 15, а не 20, из которых 11 были этническими русскими ( Милютин , Елизаров , Скворцов-Степанов , Ломов , Рыков , Ленин , Луначарский , Шляпников ). , Ногин , Крыленко и Авилов ), два украинца ( Антонов-Овсеенко и Дыбенко ), один поляк ( Теодорович ) и только один еврей ( Троцкий ). [17] [18] [19]
Солженицын заявил: «Мне пришлось хоронить многих товарищей на фронте, но ни разу мне не пришлось хоронить еврея». Он также заявил, что, по его личному опыту, евреям жилось гораздо легче в лагерях ГУЛАГа, в которых он был интернирован. [20] [21]
Рецензия на Ричарда Пайпса
[ редактировать ]описал книгу Историк Ричард Пайпс из Гарвардского университета как «сознательную попытку проявить сочувствие к обеим сторонам» и оправдывающую евреев от ответственности за революцию: «Нет, ни в коем случае нельзя сказать, что евреи «создали» революцию 1905 или 1917 года, поскольку она не была совершена другой нацией, взятой в целом». В то же время Пайпс пишет, что Солженицын «слишком стремится оправдать царскую Россию за жестокое обращение с ее еврейскими подданными и, как следствие, нечувствителен к затруднительному положению евреев». [22] По мнению Ричарда Пайпса, книга освобождает Солженицына от налета антисемитизма, хотя он считает, что национализм автора мешает ему быть полностью беспристрастным и что Солженицын использует устаревшие и неадекватные источники. Пайпс утверждает, что Солженицын не учел «ядовитую атмосферу, в которой евреи жили на протяжении поколений в Российской империи (атмосферу, зародившуюся в русских православных и националистических кругах)». [22] [23]
Критика Йоханана Петровского-Штерна
[ редактировать ]обвинил Солженицына Северо-Западного университета Историк Йоханан Петровский-Штерн в использовании ненадежных и манипулируемых цифр при игнорировании свидетельств, неблагоприятных для его собственной точки зрения, и, в частности, в игнорировании многочисленных публикаций авторитетных авторов по еврейской истории. [24] Петровский-Штерн говорит, что Солженицын утверждает, что евреи пропагандировали алкоголизм среди крестьянства, наводнили розничную торговлю контрабандой и «задушили» русское купечество в Москве. [25] He says that according to Solzhenitsyn, Jews are non-producing people ("непроизводительный народ") [26] и отказаться от работы на заводе. [27] Они не склонны к сельскому хозяйству и не желают обрабатывать землю ни в России, ни в Аргентине, ни в Палестине. [28] и автор винит в погромах собственное поведение евреев. [29] Он говорит, что Солженицын также утверждает, что евреи использовали Каббалу , чтобы склонить русских к ереси. [30] прельщали россиян рационализмом и модой, [31] спровоцировало сектантство и ослабило финансовую систему, [32] совершали убийства по приказу кагалских властей, [33] и оказывал неправомерное влияние на дореволюционное правительство. [34] Петровский-Штерн резюмирует свою критику, заявляя, что « 200 лет вместе суждено занять почетное место в каноне русскоязычной антисемитики».
Рецензия на Семена Резника
[ редактировать ]Критический анализ опубликовал российско-американский историк Семен Резник . По словам Резника, Солженицын осторожен в словарном запасе, щедр на комплименты в адрес евреев и во всем сохраняет нейтральный тон, но при этом не только оправдывает репрессивные меры против евреев, но и оправдывает их как направленные на защиту прав русских как титульная нация , которая якобы «сильно пострадала от еврейской эксплуатации, торговли алкоголем, ростовщичества и коррупции традиционного образа жизни». [35]
Другая критика
[ редактировать ]Историк и демограф Сергей Максудов назвал THYT «частью псевдонаучного эссеизма», который пропагандирует многочисленные антисемитские стереотипы о евреях как профессиональных паразитах, проникших в российскую культуру, и изображает репрессивную политику в отношении евреев как «соответствующую собственным интересам евреев». Максудов также утверждает, что Солженицын был нечувствителен к страданиям евреев во время погромов в целом и кишиневского погрома в частности, а также обвиняет Солженицына в отрицании многих хорошо задокументированных злодеяний. [36]
Джон Клиер , историк из Университетского колледжа Лондона , называет обвинения в антисемитизме «ошибочными», но в то же время пишет, что в своем отчете о погромах начала 20-го века Солженицын гораздо больше озабочен оправданием доброго имени русский народ, чем он, страдает от страданий евреев, и он принимает слухи царского правительства, обвиняющего в погромах провокации самих евреев. [37]
Подробный анализ THYT и обзор критических мнений по нему опубликовала профессор Университета Ватерлоо Зинаида Гимпелевич. По словам Гимпелевича, критическое мнение во всем мире в подавляющем большинстве склоняется против Солженицына. [38]
Григорий Бакланов Русский писатель в своем критическом исследовании назвал «Двести лет» «бесполезными как историческая наука». Бакланов, сам ветеран Второй мировой войны , акцентирует внимание на утверждениях Солженицына о предполагаемой трусости евреев во время войны и нежелании противостоять врагу, что, по его словам, противоречит как статистике еврейских потерь на фронте, так и большому количеству евреев, награжденных за храбрость в войне. боевой. [39]
Историк литературы Леонид Кацис обвиняет Солженицына в многочисленных манипулируемых и выборочных цитатах в первом томе книги, наносящих ущерб ее достоверности. [40] Историк культуры и компаративист Элиза Криза обсуждает THYT в статье об антисемитизме в творчестве Солженицына и объясняет, как обвинения Солженицына в адрес евреев как группы и его отношение к российским евреям как к «иностранцам», несмотря на то, что они находились в России в течение двухсот лет, являются свидетельством антисемитская риторика в книге. [41]
Историки Лейбельман, Левинская и Абрамов утверждают, что Солженицын некритически использовал сочинения антисемитского псевдоисторика. [42] Андрею Дикому за завышенные статистические данные об участии евреев в раннем советском правительстве и его аппарате безопасности. [35] [43] [44] [45]
Марк Дойч в рецензии, состоящей из двух частей, под названием «Бесстыжий классик» («Бесстыжий классик»), [46] [47] перечисляет многочисленные недостатки, проистекающие, по его мнению, из предвзятого изложения, игнорирования известных источников, внутренних противоречий и фактических ошибок.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Шнейдман, СС (2004). Русская литература, 1995–2002: На пороге нового тысячелетия (2-е изд.). Университет Торонто Пресс. стр. 46–47. ISBN 0802086705 . Архивировано из оригинала 13 января 2021 года.
- ^ "Еще одна книга Александра Исаевича" . Grani.ru . Retrieved 2013-10-05 .
- ^ КНИГА А.СОЛЖЕНИЦИНА "200 ЛЕТ ВМЕСТЕ" И СОВЕТСКИЕ ЕВРЕИ (на русском языке). Беркович-zametki.com . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ Пространства измерений в книге Александра Солженицына «Двести лет вместе». Зинаида Гимпелевич («[200] вызвала резкую реакцию у многих ученых, которые сомневаются, в частности, в его фактических данных и идеологическом подходе к истории российских евреев и их истории в Российской и Советской империях».)
- ^ Махони, Дэниел Дж.; Солженицын Александр Исаевич; Эдвард Л. Бич-младший (2009). Читатель Солженицына: новые и важные сочинения, 1947–2005 гг . Лэнхэм, доктор медицины: Институт межвузовских исследований. стр. 488–507. ISBN 978-1-935191-55-1 .
- ^ Перейти обратно: а б «Двести лет вместе» . Центр Александра Солженицына . 12 декабря 2019 года . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Махони, Дэниел Дж.; Солженицын Александр Исаевич; Эдвард Л. Бич-младший (2009). Читатель Солженицына: новые и важные сочинения, 1947–2005 гг . Лэнхэм, доктор медицины: Институт межвузовских исследований. п. 486. ИСБН 978-1-935191-55-1 .
- ^ Читатель Солженицына , с. 496
- ↑ Солженицынский читатель , стр. 527–555.
- ^ Читатель Солженицына , с. 505
- ^ Гимпелевич, Зинаида (2006). «Пространства измерений в произведении Александра Солженицына «Двести лет вместе». Канадские славянские документы . 48 (3–4): 291–314. дои : 10.1080/00085006.2006.11092417 . S2CID 162378693 .
- ^ "Stern o knige Solzenizin 200 Let LDN-knigi" .
- ^ «Литературное приложение к The Times | TLS» . Tls.timesonline.co.uk . Проверено 5 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уолш, Ник Пэтон (25 января 2003 г.). «Солженицын нарушает последнее табу революции» . Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б Янг, Кэти (май 2004 г.). «Традиционные предрассудки – Антисемитизм Александра Солженицына» . Причина [Журнал] Интернет . Архивировано из оригинала 30 октября 2006 года.
- ^ Нерсесов, Юрий (2017-09-05). Продажная история. "Паленые" мифы о России . Litres. ISBN 978-5457229242 .
- ^ "Национальный состав первого большевистского правительства: каким он был" . Рамблер/новости (in Russian). 2017-07-24 . Retrieved 2024-03-21 .
- ^ "Читать онлайн "Евреи в КГБ" автора Абрамов Вадим - RuLit - Страница 1" .
- ^ "Центральный Еврейский Ресурс. Сайт русскоязычных евреев всего мира. Еврейские новости. Еврейские фамилии" . 2013-10-14. Archived from the original on 2013-10-14 . Retrieved 2024-03-21 .
- ^ "200 years together":"... в лагерь присылаешься и узнаёшь: если у тебя удачная нация – ты счастливчик, ты обеспечен, ты выжил... В лагерях, где я сидел... евреям, насколько обобщать можно, жилось легче, чем остальным."
- ^ "Если бы я хотел обобщить и сказать, что жизнь евреев в лагерях была особенно тяжелой, я мог бы и не столкнулся бы с упреком в несправедливом национальном обобщении. Но в лагерях, где меня держали, это было Евреи, чей опыт я видел, – их жизнь была мягче, чем у других. | Александр Солженицын, 2003 г. Солженицын нарушает последнее табу революции Ник Пэтон Уолш, The Guardian , 25 января 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Пайпс: «Солженицын и евреи, новый взгляд: наедине вместе» The New Republic , 25 ноября 2002 г.
- ↑ Ричард Пайпс: Проблемная пророческая миссия Солженицына. 9 января 2009 г. в Wayback Machine The Moscow Times, августа 2008 г. Также в The St. 7 Архивировано
- ^ "Stern o knige Solzenizin 200 Let ldn-knigi" . Ldn-knigi.lib.ru . Retrieved 2013-10-05 .
- ^ стр. 39–41, 47.
- ^ стр. 52, 59.
- ^ с. 244–245
- ^ стр. 73, 76, 157, 256, 258, 267–268.
- ^ стр. 210, 483, 120.
- ^ с. 20
- ^ с. 21
- ^ с. 70
- ^ с. 87
- ^ с. 57
- ^ Перейти обратно: а б "Семен Резник: Вместе Или Врозь? [Win]" . Vestnik.com . Retrieved 2013-10-05 .
- ^ Сергей Максудов. "Не свои" . Guelman.ru . Retrieved 2013-10-05 .
- ^ «История сегодня», ноябрь 2002 г.
- ^ [2] [ мертвая ссылка ]
- ^ "Григорий Бакланов. Кумир" . Lib.ru . Retrieved 2013-10-05 .
- ^ "Независимая газета" . Exlibris.ng.ru. 2001-07-12. Archived from the original on 2012-07-07 . Retrieved 2013-10-05 .
- ^ Криза, Элиза (2016). «Антисемитизм в творчестве Александра Солженицына и его рецепция» . Ежегодник исследований антисемитизма . 25 : 193–214.
- ^ "Пособие Для Антисемитоискателя" . Lebed.com. 17 July 2003 . Retrieved 2013-10-05 .
- ^ Израиль Зайдман. "Трехголовый еврейский Горыныч, парящий над Русью; from ЕВРЕИ И "СОВЕТСКИЙ ПРОЕКТ" ТОМ 2 РУССКИЕ, ЕВРЕИ, РУССКИЕ ЕВРЕИ" . Base.ijc.ru. Archived from the original on 2013-10-06 . Retrieved 2013-10-05 .
- ^ "Андрей Дикий, Евреи в государственных учреждениях СССР" . Russia-talk.org . Retrieved 2013-11-25 .
- ^ "Чекисты = евреи? Мифы Александра Солженицына. Часть 1" . Sem40.ru. Archived from the original on 2013-10-14 . Retrieved 2013-11-25 .
- ^ "Бесстыжий классик" . 26 September 2003.
- ^ "Русская линия / Библиотека периодической печати: Бесстыжий классик" .