Jump to content

Хронология миссии STS-51-L

(Перенаправлено с временной шкалы STS-51-L )

Нашивка миссии STS-51-L

Миссия STS -51-L началась с зажигания главных двигателей «Челленджера» до дистанционного уничтожения двух твердотопливных ракетных ускорителей (SRB) и включает в себя расшифровку разговоров экипажа с диктофона в кабине на борту орбитального корабля . STS-51-L был двадцать пятым полетом в программе американского космического корабля "Шаттл" и ознаменовал первый полет гражданского лица на борту космического корабля "Шаттл" . В миссии использовался космический челнок «Челленджер» , который стартовал со стартовой площадки 39B (LC-39B) 28 января 1986 года из Космического центра Кеннеди , Флорида . Миссия закончилась катастрофой после разрушения через «Челленджера» 73 секунды после старта из-за выхода из строя уплотнительного кольца на правом твердотопливном ракетном ускорителе «Челленджера » , что привело к быстрому разрушению штабеля космического корабля «Шаттл» из-за сильных аэродинамических воздействий. давления. Экипаж из семи человек погиб, когда боевой отсек врезался в Атлантический океан на скорости 333 км/ч (207 миль в час) после двух с половиной минут свободного падения.

Сводный график

[ редактировать ]
Космический шаттл «Челленджер» отправляется на свою последнюю миссию.
Камеры фиксируют шлейф пламени на (SRB) «Челленджера » правом твердотопливном ракетном ускорителе .
Челленджер начинает распадаться.

После нескольких дней длительных задержек «Челленджер» наконец взлетел в 16:38:00 по всемирному координированному времени 28 января 1986 года. Ее три главных двигателя загорелись на Т-6,6 секунды, а на Т-0 загорелись твердотопливные ракетные ускорители, подняв Стопка шаттлов у стартовой площадки LC-39B в Космическом центре Кеннеди. Практически сразу камеры, зафиксировавшие пуск, зафиксировали наличие дыма в месте стыка рядом со стойкой крепления на правой СРБ, что указывает на выход из строя уплотнительных колец, которые должны были герметизировать стык от «прорыва». горячих газов из ускорителей. Однако где-то примерно через Т+2 секунды кусок твердого топлива изнутри ракеты-носителя переместился внутрь стыка и обеспечил временную изоляцию от прорыва, позволив запуску продолжаться нормально в течение примерно сорока секунд.

Однако примерно на Т + 36 секунд и на высоте чуть более 3000 м (9800 футов) «Челленджер» испытал самый сильный сдвиг ветра , который когда-либо ощущался во время запуска космического корабля «Шаттл». Из-за тангажа и рыскания, заданных компьютерами шаттла для противодействия этому ветру, пробка твердого топлива выпала из монтажного соединения на правом SRB. [1]

Примерно на Т+58 секунд камеры заметили появление шлейфа на задней стойке крепления правого SRB, когда воспламененный газ начал просачиваться через быстро растущую дыру в монтажном стыке. Через секунду шлейф стал четко выраженным и интенсивным. Внутреннее давление в правом SRB начало падать из-за быстро увеличивающегося отверстия в вышедшем из строя сочленении, и на момент Т+60 секунд появились визуальные свидетельства того, что пламя прошло через сочленение и ударило во внешний бак (ЕТ). Когда часы миссии прошли через Т+64 секунды, шлейф внезапно изменил форму, показывая, что он прожег дыру в баке с жидким водородом в Челленджера инопланетянине , что привело к утечке бака. Давление в баке начало падать, и бортовые компьютеры « Челленджера » начали поворачивать сопла SSME, чтобы противодействовать теперь уже несбалансированной тяге между двумя SRB.

На этом этапе ситуация еще казалась нормальной как космонавтам, так и диспетчерам полета. В Т+68 CAPCOM проинформировал экипаж: «Челленджер, давай больше газа», и командир Фрэнсис Р. «Дик» Скоби подтвердил вызов. Его ответ: «Роджер, давай больше газа» был последним сообщением от Челленджера по контуру «воздух-земля » .

На отметке Т+72 секунд правый SRB, по-видимому, оторвался от кормовой стойки, прикрепив ее к внешнему баку. Более поздний анализ данных телеметрии показал внезапное боковое ускорение вправо в момент Т+72,525 секунды, которое, возможно, почувствовал экипаж. Последнее заявление, зафиксированное самописцем в кабине экипажа, прозвучало всего через полсекунды после этого ускорения, когда пилот Майкл Дж. Смит сказал: «Ой-ой». Смит также мог реагировать на бортовые сигналы о работе главного двигателя или на падение давления во внешнем топливном баке.

В момент Т+73,124 секунды задний купол резервуара с жидким водородом вышел из строя, создав движущую силу, которая толкнула резервуар с водородом в резервуар с жидким кислородом в передней части внешнего резервуара. В то же время правый SRB развернулся вокруг передней стойки крепления и ударился о межбаковую конструкцию .

Разрушение аппарата началось в Т+73,162 секунды на высоте 14 600 м (47 900 футов)). [2] Из-за разрушения внешнего бака «Челленджер» отклонился от правильного положения по отношению к местному потоку воздуха и был немедленно разорван на части аэродинамическими силами, в результате чего коэффициент нагрузки достиг 20 г , что значительно превысило расчетный предел. Два SRB, которые могли выдерживать более высокие аэродинамические нагрузки, отделились от инопланетянина и продолжали неуправляемый полет с двигателем еще 37 секунд. Корпуса SRB были изготовлены из стали толщиной 12,7 мм (0,50 дюйма) и были намного прочнее, чем у орбитального корабля и ET; таким образом, оба SRB пережили разрушение стопки космического корабля "Шаттл", хотя правый SRB все еще страдал от последствий прогорания сустава, которое привело к разрушению " Челленджера" . [3] Ускорители были уничтожены системой безопасности дальности примерно через 110 секунд после запуска.

Огненный шар «Челленджер» после полного распада шаттла.
Правый SRB выходит из огненного шара. Хорошо виден аномальный шлейф, вызвавший катастрофу.

Подробный график и стенограмма

[ редактировать ]

На следующей временной шкале представлен подробный список основных событий запуска STS-51-L, завершившихся уничтожением «Челленджера» . [4] Список также содержит стенограмму диктофона кабины шаттла (CVR) от запуска главных двигателей до Т + 73 секунд. На временной шкале используются следующие аббревиатуры:

  • ВСУ – Вспомогательная силовая установка
  • CAPCOM – Капсульный коммуникатор ( Ричард О. Кови )
  • CDR - Командир ( Фрэнсис Р. «Дик» Скоби )
  • CVR – диктофон в кабине экипажа
  • ДПС - Системы обработки данных
  • ET – Внешний резервуар
  • FIDO - Офицер по динамике полета
  • GLS - устройство управления наземным запуском
  • GPC – Компьютер общего назначения
  • HPFT – Топливный турбонасос высокого давления
  • LH2 – жидкий водород
  • LO2 – жидкий кислород (то же, что LOX)
  • LVLH – Локальный вертикальный Локальный горизонтальный
  • ЦУП – Центр управления полетами
  • MEC – Главный контроллер двигателя
  • MPS - Главная двигательная установка
  • MS1/MS2 – Специалист миссии ( Эллисон С. Онидзука / Джудит А. Резник )
  • ПАО – Сотрудник по связям с общественностью
  • PIC – Контроллер инициатора пиротехники
  • PLT - Пилот ( Майкл Дж. Смит )
  • psf – фунты на квадратный фут
  • psi – фунты на квадратный дюйм
  • RCS – Система управления реакцией
  • SGTC — Канал телеметрии Shuttle to Ground ( полная таблица )
  • SRB – твердотопливный ракетный ускоритель
  • SSME - Главный двигатель космического корабля "Шаттл"
  • TVC — управление вектором тяги
Время (UTC) (час:мин:сек) Затраченное время миссии (MET) (с) Событие Источник
16:37:53.444 -6.566 Команда зажигания ССМЕ-3. ГПХ
16:37:53.564 -6.446 Команда зажигания ССМЕ-2. ГПХ
16:37:53.684 -6.326 Команда зажигания ССМЕ-1. ГПХ
16:37:54 -6 CDR: « Вот они, ребята! »

МС2: « Хорошо! »CDR: « Три по сто » .

ЦВР
16:38:00.010 0.000 Команда зажигания SRB. ГПХ
16:38:00.018 0.008 Удерживающий пост 2 PIC срабатывает. камера Е8
16:38:00 0 МС2: « Хорошо! » ЦВР
16:38:00.260 0.250 Первое непрерывное вертикальное движение. камера Е9
Уплотнительные кольца выходят из строя в правом монтажном соединении SRB.
16:38:00.688 0.678 Первое подтвержденное облако дыма появляется над монтажным соединением крепежного кольца SRB/ET на правом SRB. камера Е60
16:38:00.846 0.836 Над монтажным стыком появляются восемь клубов дыма длительностью от Т+0,836 до Т+2,5 секунды МЕТ. камера Е63
16:38:00.900 0.890 Компьютеры наземной последовательности запуска начинают «сохранение» конструкций и оборудования стартовой площадки после старта. ГЛС
16:38:01 1 ПЛТ: « Поехали » . ЦВР
16:38:02.743 2.733 Последнее свидетельство дыма из полевого соединения. Камера ЦЗР-1
16:38:03 3 ПАО: « Старт 25-го космического корабля, и он покинул башню » . НАСА ТВ
Твердотопливная «пробка» герметизирует зазор, образованный «прорывным» уплотнительным кольцом.
16:38:03.385 3.375 Последнее свидетельство дыма. камера Е60
16:38:04.349 4.339 МСП задушены до 104% SGTC: E41M2076D
16:38:05 5 ДПС: « Взлет подтвержден » .

Руководитель полета: « Взлет… »

МСС
16:38:05.684 5.674 Давление в правом SRB на 11,8 фунтов на квадратный дюйм выше нормы. СГТК: B47P2302C
16:38:07 7 CDR: « Хьюстон, Челленджер – программа переворота » . ЦВР
16:38:07.734 7.724 Программа переката запущена. СГТК: V90R5301C
16:38:10 10 CAPCOM: « Роджер ролл, Челленджер » .

ФИДО: « Хороший перекат, полет » .Руководитель полета: « Рог, хороший перекат » .

МСС
16:38:11 11 PLT: « Иди, мама! » ЦВР
16:38:14 14 MS1: « ЛВЛХ » ЦВР
16:38:15 15 MS2: «(ругательство) горячо! »

ЦДР: « ОК » .

ЦВР
16:38:16 16 ПАО: « Хорошая программа разворота подтверждена. Челленджер сейчас движется вниз » . НАСА ТВ
16:38:19 19 PLT: « Похоже, сегодня у нас сильный ветер » . ЦВР
16:38:19.869 19.859 Доля МСП снова снизилась до 94%. SGTC: E41M2076D
16:38:20 20 ЦДР: « Да » . ЦВР
16:38:21.134 21.124 Программа рулона завершена. СГТК: VP0R5301C
16:38:22 22 CDR: « Здесь из моего окна немного плохо видно » . ЦВР
16:38:27 27 БУСТЕР: « Уменьшите газ до 94 ».

Руководитель полета: « Девяносто четыре… »

МСС
16:38:28 28 PLT: « Там десять тысяч футов и пять десятых Маха » . ЦВР
16:38:28 28 ПАО: « Двигатели начинают снижать газ, сейчас на уровне 94%. Нормальный газ для большей части полета составляет 104%. Вскоре мы уменьшим газ до 65%. » НАСА ТВ
16:38:30 30 [Искажение] ЦВР
16:38:35 35 CDR: « Пункт девятый » . ЦВР
16:38:35.389 35.379 Доля МСП снова снизилась до 65%. SGTC: E41M2076D
16:38:37.000 36.990 Реакция крена и рыскания на сдвиг ветра (от 36,990 до 62,990 секунд). СГТК: V95H352nC
Твердотопливная «пробка» смещена.
16:38:40 40 PLT: « Есть один Мах » . ЦВР
16:38:41 41 CDR: « Пройдено девятнадцать тысяч » . ЦВР
16:38:43 43 CDR: « Хорошо, мы снижаем скорость » . ЦВР
16:38:45.227 45.217 Вспышка наблюдается ниже правого крыла шаттла.
16:38:48.128 48.118 За правым крылом видна вторая вспышка.
16:38:48.428 48.418 Третья необъяснимая вспышка видна ниже правого крыла шаттла: ярко-оранжевый огненный шар появляется из-под правого крыла и быстро сливается с шлейфом твердотопливных ракетных ускорителей - явление, отмеченное во время предыдущих полетов. 70-мм камера
16:38:49 49 БУСТЕР: « Три в 65 ».

ПАО: « ...Три хороших топливных элемента. Три хороших ВСУ... »Руководитель полета: « Шестьдесят пять, ФИДО… »ФИДО: « Т-дел подтверждает дросселирование » .Руководитель полета: « ...Спасибо » .

MCC и НАСА ТВ
16:38:51.870 51.860 МСП задушены до 104% SGTC: E41M2076D
16:38:52 52 ПАО: « Скорость 2257 футов в секунду (1539 миль в час), высота 4,3 морских мили, дальность полета 3 морских мили... » НАСА ТВ
16:38:57 57 CDR: « Усиление регулирования » . ЦВР
16:38:58 58 PLT: « Дроссель вверх » . ЦВР
16:38:58.798 58.788 Первые признаки пламени на правом SRB Камера Е207
16:38:59 59 CDR: « Роджер » . ЦВР
16:38:59.010 59.000 Реконструированный Max Q (720 фунтов на квадратный фут) Лучшая расчетная траектория
16:38:59.272 59.262 Сплошной четко выраженный шлейф пламени на правом SRB. Камера Е207
16:38:59.763 59.753 Пламя от правого SRB направлено вниз (вид с южной стороны автомобиля) Камера Е204
16:38:60 60 PLT: « Почувствуй, как мама уходит! »

« Ууууу! »

ЦВР
16:39:00.014 60.238 Давление в правых и левых ОСР начинает расходиться. B47P2302
16:39:00.248 60.238 Первые свидетельства периодического отклонения шлейфа Камера Е207
16:39:00.258 60.248 Первые свидетельства прикрепления шлейфа SRB к рамке кольца инопланетян Камера Е203
16:39:00.998 60.988 Первые свидетельства непрерывного отклонения шлейфа Камера Е207
16:39:01.734 61.724 Пиковая скорость крена в ответ на сдвиг ветра СГТК: V90R5301C
16:39:02 62 PLT: « Тридцать пять тысяч проходят через одну целую пять » . ЦВР
16:39:02.094 62.084 Пиковая реакция TVC на сдвиг ветра СГТК: B58H1150C
16:39:02.414 62.404 Пиковая реакция рыскания на сдвиг ветра SGTC: V90R5341C
16:39:02.494 62.484 Пик момента шарнира привода правого подвесного элевона SGTC: V58P0966C
16:39:03.934 63.924 Изменение разницы давления привода правого подвесного элевона SGTC: V58P0966C
16:39:03.974 63.964 Начало запланированного маневра по тангажу SGTC: V90R5321C
Шлейф пламени прожигает бак LH2 в ET.
16:39:04.670 64.660 Изменение аномальной формы шлейфа (протечка бака LH2 возле кольцевой рамки 2058) Камера Е204
16:39:04.715 64.705 Яркое устойчивое свечение по бокам инопланетянина. Камера Е204
16:39:04.947 64.937 Запуск SSME с большими изменениями угла наклона подвеса СГТК: V58H1100A
16:39:05 65 CDR: « Читаю четыре восемьдесят шесть на моем » . ЦВР
16:39:05.174 65.164 Начало переходного движения из-за изменения аэросил из-за шлейфа. SGTC: V90R5321C
16:39:06 66 БУСТЕР: « Давай больше, три на 104 ».

Руководитель полета: « CAPCOM, давай газ » .

МСС
16:39:06.774 66.764 Отклонения давления незаполненного давления Start ET LH2 СГТК: T41P1700C
16:39:07 67 PLT: « Да, у меня тоже это есть » . ЦВР
16:39:08 68 ПАО: « Двигатели дросселируются. Три двигателя сейчас работают на 104 процентах » .

CAPCOM: « Челленджер, давай газ повыше » .

НАСА ТВ и ЦУП
16:39:10 70 CDR: « Роджер, давай газ повыше » (последняя передача по голосовому шлейфу «воздух-земля») ЦВР
Пламя прожигает нижнюю стойку крепления правого SRB, заставляя SRB отходить от ET.
16:39:12.214 72.204 Скорость рыскания SRB влево и вправо начинают расходиться. SGTC: V90R2528C
16:39:12.294 72.284 Скорость шага левого и правого SRB начинает расходиться. СГТК: V90R2525C
16:39:12.488 72.478 Команда главного высокоскоростного привода SRB SGTC: V79H2111A
16:39:12.507 72.497 Скорость вращения подвеса SSME 5°/сек. СГТК: V58H1100A
16:39:12.535 72.525 Максимальное боковое ускорение автомобиля +Y (+0,227 g ) SGTC: V98A1581C
16:39:12.574 72.564 SRB главное высокоскоростное движение привода СГТК: B58H1151C
16:39:12.574 72.564 Начало снижения давления в резервуаре H2 при открытых двух регулирующих клапанах. СГТК: T41P1700C
16:39:12.634 72.624 Последний вектор состояния передан по нисходящей линии связи Сокращение данных
16:39:12.974 72.964 Начало резкого падения давления на входе MPS LOX. СГТК: V41P1330C
16:39:13 73 ПЛТ: « Ой-ой... » ЦВР
16:39:13.020 73.010 Последний полный компьютерный кадр TDRS данных Сокращение данных
16:39:13.054 73.044 Начало резкого падения давления на входе MPS LH2. СГТК: V41P1100C
16:39:13.055 73.045 Максимальное боковое ускорение автомобиля -Y (-0,254 g ). SGTC: V98A1581C
Челленджер начинает распадаться.
16:39:13.134 73.124 Белый узор по окружности на кормовом куполе ET (неисправность бака LH2). Дно инопланетянина открыто, и из него выливается жидкий водород. Камера Е204
16:39:13.134 73.124 Давление в правом SRB на 19 фунтов на квадратный дюйм ниже, чем в левом SRB. СГТК: B47P2302C
16:39:13.147 73.137 Первый намек на пар в межбаке Камера Е207
16:39:13.153 73.143 Все системы двигателя начинают реагировать на потерю топлива и давления на входе LOX. Команда ССМЭ
16:39:13.172 73.162 Внезапное облако вдоль восточной долготы между межтанковым пространством и кормовым куполом. Правый ускоритель врезается в ET в тот момент, когда баллон LH2 врезается в кислородный баллон. Камера Е207
16:39:13.201 73.191 Вспышка между орбитальным аппаратом и танком LH2 Камера Е204
16:39:13.221 73.211 Помехи в данных телеметрии SSME с 73.211 по 73.303. Сокращение данных
16:39:13.223 73.213 Вспышка возле передней стойки крепления SRB и усиление вспышки между орбитальным аппаратом и инопланетянином. Камера Е204
16:39:13.292 73.282 Первый признак: интенсивная белая вспышка в передней точке крепления SRB. Камера Е204
16:39:13.337 73.327 Значительно увеличена интенсивность белой вспышки. Камера Е204
16:39:13.387 73.377 Начало колебаний давления в струйной камере РКС SGTC: V42P1552A
16:39:13.393 73.383 Все двигатели приближаются к красной линии температуры нагнетания HPFT. SGTC: E41T1010D
16:39:13.492 73.482 Температура нагнетания ME-2 HPFT. Канал А голосует за закрытие; два удара по каналу Б. данные МЭК
16:39:13.492 73.482 Последнее обновление слова контроллера SSME-2 данные МЭК
16:39:13.513 73.503 SSME-3 остановлен из-за превышения красной линии температуры нагнетания HPFT. данные МЭК
16:39:13.513 73.503 Последнее обновление слова контроллера SSME-3 данные МЭК
16:39:13.533 73.523 SSME-1 остановлен из-за превышения красной линии температуры нагнетания HPFT. Расчет
16:39:13.553 73.543 Последняя точка телеметрических данных SSME-1 Расчет
16:39:13.628 73.618 Последнее подтвержденное телеметрическое измерение орбитального аппарата SGTC: V46P0120A
16:39:13.641 73.631 Конец последнего реконструированного кадра данных с допустимой синхронизацией и количеством кадров. Сокращение данных
16:39:14.140 74.130 Последний радиочастотный сигнал с орбитального корабля Сокращение данных
Потеря нисходящей линии связи – Challenger потерян.
16:39:14.597 74.587 Яркая вспышка в районе носа орбитального корабля Камера Е204
16:39:16.447 76.437 Отделение носовой части правого SRB и раскрытие парашюта Камера Е207
16:39:17 77 ПАО: « Одна минута пятнадцать секунд. Скорость: 2900 футов в секунду (1977 миль в час). Высота над уровнем моря: 9 морских миль. Расстояние до дальности полета: 7 морских миль » . НАСА ТВ и ЦУП
16:39:29 89 Руководитель полета: « ФИДО, траектории... »

ФИДО: « Давай » .
Руководитель полета: « Траектория, ФИДО » .
ФИДО: « Полет, ФИДО, фильтры получили дискретные источники. Мы поехали » .
ГК: « Полет, ГК, у нас отрицательный контакт, потеря связи » .
Руководитель полета: « Хорошо, все операторы, внимательно следите за своими данными » .
ФИДО: « Беги, ФИДО, пока мы не вернем вещи, он на его подсказке для режимов прерывания » .
Руководитель полета: « Процедуры, есть помощь? »
Неизвестный: « Отрицательно, полет, данных нет » .

МСС
16:39:50.260 110.250 Уничтожение правого СРБ через систему безопасности дальности Камера Е202
16:39:50.262 110.252 Уничтожение левого СРБ через систему безопасности дальности Камера Е230
  1. ^ Уэр, Дуг Г. (28 января 2016 г.). «Инженер, предупредивший о катастрофе «Челленджера» 1986 года, все еще терзается чувством вины, спустя три десятилетия» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Проверено 28 января 2016 г.
  2. ^ Кервин, Джозеф П. (1986). « Челленджера Причина и время гибели экипажа » . Проверено 4 июля 2006 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. ^ Отчет группы фото- и телеанализа (1986 г.). Расследование катастрофы космического корабля "Челленджер" . Оперативная группа по данным и анализу STS-51L. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  4. ^ "в1ч3" . www.nasa.gov . Проверено 22 июля 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 251c4adf4d9c65075deccb26ad3ef668__1721609280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/68/251c4adf4d9c65075deccb26ad3ef668.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Timeline of the STS-51-L mission - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)