Хронология миссии STS-51-L
Миссия STS -51-L началась с зажигания главных двигателей «Челленджера» до дистанционного уничтожения двух твердотопливных ракетных ускорителей (SRB) и включает в себя расшифровку разговоров экипажа с диктофона в кабине на борту орбитального корабля . STS-51-L был двадцать пятым полетом в программе американского космического корабля "Шаттл" и ознаменовал первый полет гражданского лица на борту космического корабля "Шаттл" . В миссии использовался космический челнок «Челленджер» , который стартовал со стартовой площадки 39B (LC-39B) 28 января 1986 года из Космического центра Кеннеди , Флорида . Миссия закончилась катастрофой после разрушения через «Челленджера» 73 секунды после старта из-за выхода из строя уплотнительного кольца на правом твердотопливном ракетном ускорителе «Челленджера » , что привело к быстрому разрушению штабеля космического корабля «Шаттл» из-за сильных аэродинамических воздействий. давления. Экипаж из семи человек погиб, когда боевой отсек врезался в Атлантический океан на скорости 333 км/ч (207 миль в час) после двух с половиной минут свободного падения.
Сводный график
[ редактировать ]После нескольких дней длительных задержек «Челленджер» наконец взлетел в 16:38:00 по всемирному координированному времени 28 января 1986 года. Ее три главных двигателя загорелись на Т-6,6 секунды, а на Т-0 загорелись твердотопливные ракетные ускорители, подняв Стопка шаттлов у стартовой площадки LC-39B в Космическом центре Кеннеди. Практически сразу камеры, зафиксировавшие пуск, зафиксировали наличие дыма в месте стыка рядом со стойкой крепления на правой СРБ, что указывает на выход из строя уплотнительных колец, которые должны были герметизировать стык от «прорыва». горячих газов из ускорителей. Однако где-то примерно через Т+2 секунды кусок твердого топлива изнутри ракеты-носителя переместился внутрь стыка и обеспечил временную изоляцию от прорыва, позволив запуску продолжаться нормально в течение примерно сорока секунд.
Однако примерно на Т + 36 секунд и на высоте чуть более 3000 м (9800 футов) «Челленджер» испытал самый сильный сдвиг ветра , который когда-либо ощущался во время запуска космического корабля «Шаттл». Из-за тангажа и рыскания, заданных компьютерами шаттла для противодействия этому ветру, пробка твердого топлива выпала из монтажного соединения на правом SRB. [1]
Примерно на Т+58 секунд камеры заметили появление шлейфа на задней стойке крепления правого SRB, когда воспламененный газ начал просачиваться через быстро растущую дыру в монтажном стыке. Через секунду шлейф стал четко выраженным и интенсивным. Внутреннее давление в правом SRB начало падать из-за быстро увеличивающегося отверстия в вышедшем из строя сочленении, и на момент Т+60 секунд появились визуальные свидетельства того, что пламя прошло через сочленение и ударило во внешний бак (ЕТ). Когда часы миссии прошли через Т+64 секунды, шлейф внезапно изменил форму, показывая, что он прожег дыру в баке с жидким водородом в Челленджера инопланетянине , что привело к утечке бака. Давление в баке начало падать, и бортовые компьютеры « Челленджера » начали поворачивать сопла SSME, чтобы противодействовать теперь уже несбалансированной тяге между двумя SRB.
На этом этапе ситуация еще казалась нормальной как космонавтам, так и диспетчерам полета. В Т+68 CAPCOM проинформировал экипаж: «Челленджер, давай больше газа», и командир Фрэнсис Р. «Дик» Скоби подтвердил вызов. Его ответ: «Роджер, давай больше газа» был последним сообщением от Челленджера по контуру «воздух-земля » .
На отметке Т+72 секунд правый SRB, по-видимому, оторвался от кормовой стойки, прикрепив ее к внешнему баку. Более поздний анализ данных телеметрии показал внезапное боковое ускорение вправо в момент Т+72,525 секунды, которое, возможно, почувствовал экипаж. Последнее заявление, зафиксированное самописцем в кабине экипажа, прозвучало всего через полсекунды после этого ускорения, когда пилот Майкл Дж. Смит сказал: «Ой-ой». Смит также мог реагировать на бортовые сигналы о работе главного двигателя или на падение давления во внешнем топливном баке.
В момент Т+73,124 секунды задний купол резервуара с жидким водородом вышел из строя, создав движущую силу, которая толкнула резервуар с водородом в резервуар с жидким кислородом в передней части внешнего резервуара. В то же время правый SRB развернулся вокруг передней стойки крепления и ударился о межбаковую конструкцию .
Разрушение аппарата началось в Т+73,162 секунды на высоте 14 600 м (47 900 футов)). [2] Из-за разрушения внешнего бака «Челленджер» отклонился от правильного положения по отношению к местному потоку воздуха и был немедленно разорван на части аэродинамическими силами, в результате чего коэффициент нагрузки достиг 20 г , что значительно превысило расчетный предел. Два SRB, которые могли выдерживать более высокие аэродинамические нагрузки, отделились от инопланетянина и продолжали неуправляемый полет с двигателем еще 37 секунд. Корпуса SRB были изготовлены из стали толщиной 12,7 мм (0,50 дюйма) и были намного прочнее, чем у орбитального корабля и ET; таким образом, оба SRB пережили разрушение стопки космического корабля "Шаттл", хотя правый SRB все еще страдал от последствий прогорания сустава, которое привело к разрушению " Челленджера" . [3] Ускорители были уничтожены системой безопасности дальности примерно через 110 секунд после запуска.
Подробный график и стенограмма
[ редактировать ]На следующей временной шкале представлен подробный список основных событий запуска STS-51-L, завершившихся уничтожением «Челленджера» . [4] Список также содержит стенограмму диктофона кабины шаттла (CVR) от запуска главных двигателей до Т + 73 секунд. На временной шкале используются следующие аббревиатуры:
- ВСУ – Вспомогательная силовая установка
- CAPCOM – Капсульный коммуникатор ( Ричард О. Кови )
- CDR - Командир ( Фрэнсис Р. «Дик» Скоби )
- CVR – диктофон в кабине экипажа
- ДПС - Системы обработки данных
- ET – Внешний резервуар
- FIDO - Офицер по динамике полета
- GLS - устройство управления наземным запуском
- GPC – Компьютер общего назначения
- HPFT – Топливный турбонасос высокого давления
- LH2 – жидкий водород
- LO2 – жидкий кислород (то же, что LOX)
- LVLH – Локальный вертикальный Локальный горизонтальный
- ЦУП – Центр управления полетами
- MEC – Главный контроллер двигателя
- MPS - Главная двигательная установка
- MS1/MS2 – Специалист миссии ( Эллисон С. Онидзука / Джудит А. Резник )
- ПАО – Сотрудник по связям с общественностью
- PIC – Контроллер инициатора пиротехники
- PLT - Пилот ( Майкл Дж. Смит )
- psf – фунты на квадратный фут
- psi – фунты на квадратный дюйм
- RCS – Система управления реакцией
- SGTC — Канал телеметрии Shuttle to Ground ( полная таблица )
- SRB – твердотопливный ракетный ускоритель
- SSME - Главный двигатель космического корабля "Шаттл"
- TVC — управление вектором тяги
Время (UTC) (час:мин:сек) | Затраченное время миссии (MET) (с) | Событие | Источник | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
16:37:53.444 | -6.566 | Команда зажигания ССМЕ-3. | ГПХ | ||||
16:37:53.564 | -6.446 | Команда зажигания ССМЕ-2. | ГПХ | ||||
16:37:53.684 | -6.326 | Команда зажигания ССМЕ-1. | ГПХ | ||||
16:37:54 | -6 | CDR: « Вот они, ребята! » МС2: « Хорошо! »CDR: « Три по сто » . | ЦВР | ||||
16:38:00.010 | 0.000 | Команда зажигания SRB. | ГПХ | ||||
16:38:00.018 | 0.008 | Удерживающий пост 2 PIC срабатывает. | камера Е8 | ||||
16:38:00 | 0 | МС2: « Хорошо! » | ЦВР | ||||
16:38:00.260 | 0.250 | Первое непрерывное вертикальное движение. | камера Е9 | ||||
Уплотнительные кольца выходят из строя в правом монтажном соединении SRB. | |||||||
16:38:00.688 | 0.678 | Первое подтвержденное облако дыма появляется над монтажным соединением крепежного кольца SRB/ET на правом SRB. | камера Е60 | ||||
16:38:00.846 | 0.836 | Над монтажным стыком появляются восемь клубов дыма длительностью от Т+0,836 до Т+2,5 секунды МЕТ. | камера Е63 | ||||
16:38:00.900 | 0.890 | Компьютеры наземной последовательности запуска начинают «сохранение» конструкций и оборудования стартовой площадки после старта. | ГЛС | ||||
16:38:01 | 1 | ПЛТ: « Поехали » . | ЦВР | ||||
16:38:02.743 | 2.733 | Последнее свидетельство дыма из полевого соединения. | Камера ЦЗР-1 | ||||
16:38:03 | 3 | ПАО: « Старт 25-го космического корабля, и он покинул башню » . | НАСА ТВ | ||||
Твердотопливная «пробка» герметизирует зазор, образованный «прорывным» уплотнительным кольцом. | |||||||
16:38:03.385 | 3.375 | Последнее свидетельство дыма. | камера Е60 | ||||
16:38:04.349 | 4.339 | МСП задушены до 104% | SGTC: E41M2076D | ||||
16:38:05 | 5 | ДПС: « Взлет подтвержден » . Руководитель полета: « Взлет… » | МСС | ||||
16:38:05.684 | 5.674 | Давление в правом SRB на 11,8 фунтов на квадратный дюйм выше нормы. | СГТК: B47P2302C | ||||
16:38:07 | 7 | CDR: « Хьюстон, Челленджер – программа переворота » . | ЦВР | ||||
16:38:07.734 | 7.724 | Программа переката запущена. | СГТК: V90R5301C | ||||
16:38:10 | 10 | CAPCOM: « Роджер ролл, Челленджер » . ФИДО: « Хороший перекат, полет » .Руководитель полета: « Рог, хороший перекат » . | МСС | ||||
16:38:11 | 11 | PLT: « Иди, мама! » | ЦВР | ||||
16:38:14 | 14 | MS1: « ЛВЛХ » | ЦВР | ||||
16:38:15 | 15 | MS2: «(ругательство) горячо! » ЦДР: « ОК » . | ЦВР | ||||
16:38:16 | 16 | ПАО: « Хорошая программа разворота подтверждена. Челленджер сейчас движется вниз » . | НАСА ТВ | ||||
16:38:19 | 19 | PLT: « Похоже, сегодня у нас сильный ветер » . | ЦВР | ||||
16:38:19.869 | 19.859 | Доля МСП снова снизилась до 94%. | SGTC: E41M2076D | ||||
16:38:20 | 20 | ЦДР: « Да » . | ЦВР | ||||
16:38:21.134 | 21.124 | Программа рулона завершена. | СГТК: VP0R5301C | ||||
16:38:22 | 22 | CDR: « Здесь из моего окна немного плохо видно » . | ЦВР | ||||
16:38:27 | 27 | БУСТЕР: « Уменьшите газ до 94 ». Руководитель полета: « Девяносто четыре… » | МСС | ||||
16:38:28 | 28 | PLT: « Там десять тысяч футов и пять десятых Маха » . | ЦВР | ||||
16:38:28 | 28 | ПАО: « Двигатели начинают снижать газ, сейчас на уровне 94%. Нормальный газ для большей части полета составляет 104%. Вскоре мы уменьшим газ до 65%. » | НАСА ТВ | ||||
16:38:30 | 30 | [Искажение] | ЦВР | ||||
16:38:35 | 35 | CDR: « Пункт девятый » . | ЦВР | ||||
16:38:35.389 | 35.379 | Доля МСП снова снизилась до 65%. | SGTC: E41M2076D | ||||
16:38:37.000 | 36.990 | Реакция крена и рыскания на сдвиг ветра (от 36,990 до 62,990 секунд). | СГТК: V95H352nC | ||||
Твердотопливная «пробка» смещена. | |||||||
16:38:40 | 40 | PLT: « Есть один Мах » . | ЦВР | ||||
16:38:41 | 41 | CDR: « Пройдено девятнадцать тысяч » . | ЦВР | ||||
16:38:43 | 43 | CDR: « Хорошо, мы снижаем скорость » . | ЦВР | ||||
16:38:45.227 | 45.217 | Вспышка наблюдается ниже правого крыла шаттла. | |||||
16:38:48.128 | 48.118 | За правым крылом видна вторая вспышка. | |||||
16:38:48.428 | 48.418 | Третья необъяснимая вспышка видна ниже правого крыла шаттла: ярко-оранжевый огненный шар появляется из-под правого крыла и быстро сливается с шлейфом твердотопливных ракетных ускорителей - явление, отмеченное во время предыдущих полетов. | 70-мм камера | ||||
16:38:49 | 49 | БУСТЕР: « Три в 65 ». ПАО: « ...Три хороших топливных элемента. Три хороших ВСУ... »Руководитель полета: « Шестьдесят пять, ФИДО… »ФИДО: « Т-дел подтверждает дросселирование » .Руководитель полета: « ...Спасибо » . | MCC и НАСА ТВ | ||||
16:38:51.870 | 51.860 | МСП задушены до 104% | SGTC: E41M2076D | ||||
16:38:52 | 52 | ПАО: « Скорость 2257 футов в секунду (1539 миль в час), высота 4,3 морских мили, дальность полета 3 морских мили... » | НАСА ТВ | ||||
16:38:57 | 57 | CDR: « Усиление регулирования » . | ЦВР | ||||
16:38:58 | 58 | PLT: « Дроссель вверх » . | ЦВР | ||||
16:38:58.798 | 58.788 | Первые признаки пламени на правом SRB | Камера Е207 | ||||
16:38:59 | 59 | CDR: « Роджер » . | ЦВР | ||||
16:38:59.010 | 59.000 | Реконструированный Max Q (720 фунтов на квадратный фут) | Лучшая расчетная траектория | ||||
16:38:59.272 | 59.262 | Сплошной четко выраженный шлейф пламени на правом SRB. | Камера Е207 | ||||
16:38:59.763 | 59.753 | Пламя от правого SRB направлено вниз (вид с южной стороны автомобиля) | Камера Е204 | ||||
16:38:60 | 60 | PLT: « Почувствуй, как мама уходит! » « Ууууу! » | ЦВР | ||||
16:39:00.014 | 60.238 | Давление в правых и левых ОСР начинает расходиться. | B47P2302 | ||||
16:39:00.248 | 60.238 | Первые свидетельства периодического отклонения шлейфа | Камера Е207 | ||||
16:39:00.258 | 60.248 | Первые свидетельства прикрепления шлейфа SRB к рамке кольца инопланетян | Камера Е203 | ||||
16:39:00.998 | 60.988 | Первые свидетельства непрерывного отклонения шлейфа | Камера Е207 | ||||
16:39:01.734 | 61.724 | Пиковая скорость крена в ответ на сдвиг ветра | СГТК: V90R5301C | ||||
16:39:02 | 62 | PLT: « Тридцать пять тысяч проходят через одну целую пять » . | ЦВР | ||||
16:39:02.094 | 62.084 | Пиковая реакция TVC на сдвиг ветра | СГТК: B58H1150C | ||||
16:39:02.414 | 62.404 | Пиковая реакция рыскания на сдвиг ветра | SGTC: V90R5341C | ||||
16:39:02.494 | 62.484 | Пик момента шарнира привода правого подвесного элевона | SGTC: V58P0966C | ||||
16:39:03.934 | 63.924 | Изменение разницы давления привода правого подвесного элевона | SGTC: V58P0966C | ||||
16:39:03.974 | 63.964 | Начало запланированного маневра по тангажу | SGTC: V90R5321C | ||||
Шлейф пламени прожигает бак LH2 в ET. | |||||||
16:39:04.670 | 64.660 | Изменение аномальной формы шлейфа (протечка бака LH2 возле кольцевой рамки 2058) | Камера Е204 | ||||
16:39:04.715 | 64.705 | Яркое устойчивое свечение по бокам инопланетянина. | Камера Е204 | ||||
16:39:04.947 | 64.937 | Запуск SSME с большими изменениями угла наклона подвеса | СГТК: V58H1100A | ||||
16:39:05 | 65 | CDR: « Читаю четыре восемьдесят шесть на моем » . | ЦВР | ||||
16:39:05.174 | 65.164 | Начало переходного движения из-за изменения аэросил из-за шлейфа. | SGTC: V90R5321C | ||||
16:39:06 | 66 | БУСТЕР: « Давай больше, три на 104 ». Руководитель полета: « CAPCOM, давай газ » . | МСС | ||||
16:39:06.774 | 66.764 | Отклонения давления незаполненного давления Start ET LH2 | СГТК: T41P1700C | ||||
16:39:07 | 67 | PLT: « Да, у меня тоже это есть » . | ЦВР | ||||
16:39:08 | 68 | ПАО: « Двигатели дросселируются. Три двигателя сейчас работают на 104 процентах » . CAPCOM: « Челленджер, давай газ повыше » . | НАСА ТВ и ЦУП | ||||
16:39:10 | 70 | CDR: « Роджер, давай газ повыше » (последняя передача по голосовому шлейфу «воздух-земля») | ЦВР | ||||
Пламя прожигает нижнюю стойку крепления правого SRB, заставляя SRB отходить от ET. | |||||||
16:39:12.214 | 72.204 | Скорость рыскания SRB влево и вправо начинают расходиться. | SGTC: V90R2528C | ||||
16:39:12.294 | 72.284 | Скорость шага левого и правого SRB начинает расходиться. | СГТК: V90R2525C | ||||
16:39:12.488 | 72.478 | Команда главного высокоскоростного привода SRB | SGTC: V79H2111A | ||||
16:39:12.507 | 72.497 | Скорость вращения подвеса SSME 5°/сек. | СГТК: V58H1100A | ||||
16:39:12.535 | 72.525 | Максимальное боковое ускорение автомобиля +Y (+0,227 g ) | SGTC: V98A1581C | ||||
16:39:12.574 | 72.564 | SRB главное высокоскоростное движение привода | СГТК: B58H1151C | ||||
16:39:12.574 | 72.564 | Начало снижения давления в резервуаре H2 при открытых двух регулирующих клапанах. | СГТК: T41P1700C | ||||
16:39:12.634 | 72.624 | Последний вектор состояния передан по нисходящей линии связи | Сокращение данных | ||||
16:39:12.974 | 72.964 | Начало резкого падения давления на входе MPS LOX. | СГТК: V41P1330C | ||||
16:39:13 | 73 | ПЛТ: « Ой-ой... » | ЦВР | ||||
16:39:13.020 | 73.010 | Последний полный компьютерный кадр TDRS данных | Сокращение данных | ||||
16:39:13.054 | 73.044 | Начало резкого падения давления на входе MPS LH2. | СГТК: V41P1100C | ||||
16:39:13.055 | 73.045 | Максимальное боковое ускорение автомобиля -Y (-0,254 g ). | SGTC: V98A1581C | ||||
Челленджер начинает распадаться. | |||||||
16:39:13.134 | 73.124 | Белый узор по окружности на кормовом куполе ET (неисправность бака LH2). Дно инопланетянина открыто, и из него выливается жидкий водород. | Камера Е204 | ||||
16:39:13.134 | 73.124 | Давление в правом SRB на 19 фунтов на квадратный дюйм ниже, чем в левом SRB. | СГТК: B47P2302C | ||||
16:39:13.147 | 73.137 | Первый намек на пар в межбаке | Камера Е207 | ||||
16:39:13.153 | 73.143 | Все системы двигателя начинают реагировать на потерю топлива и давления на входе LOX. | Команда ССМЭ | ||||
16:39:13.172 | 73.162 | Внезапное облако вдоль восточной долготы между межтанковым пространством и кормовым куполом. Правый ускоритель врезается в ET в тот момент, когда баллон LH2 врезается в кислородный баллон. | Камера Е207 | ||||
16:39:13.201 | 73.191 | Вспышка между орбитальным аппаратом и танком LH2 | Камера Е204 | ||||
16:39:13.221 | 73.211 | Помехи в данных телеметрии SSME с 73.211 по 73.303. | Сокращение данных | ||||
16:39:13.223 | 73.213 | Вспышка возле передней стойки крепления SRB и усиление вспышки между орбитальным аппаратом и инопланетянином. | Камера Е204 | ||||
16:39:13.292 | 73.282 | Первый признак: интенсивная белая вспышка в передней точке крепления SRB. | Камера Е204 | ||||
16:39:13.337 | 73.327 | Значительно увеличена интенсивность белой вспышки. | Камера Е204 | ||||
16:39:13.387 | 73.377 | Начало колебаний давления в струйной камере РКС | SGTC: V42P1552A | ||||
16:39:13.393 | 73.383 | Все двигатели приближаются к красной линии температуры нагнетания HPFT. | SGTC: E41T1010D | ||||
16:39:13.492 | 73.482 | Температура нагнетания ME-2 HPFT. Канал А голосует за закрытие; два удара по каналу Б. | данные МЭК | ||||
16:39:13.492 | 73.482 | Последнее обновление слова контроллера SSME-2 | данные МЭК | ||||
16:39:13.513 | 73.503 | SSME-3 остановлен из-за превышения красной линии температуры нагнетания HPFT. | данные МЭК | ||||
16:39:13.513 | 73.503 | Последнее обновление слова контроллера SSME-3 | данные МЭК | ||||
16:39:13.533 | 73.523 | SSME-1 остановлен из-за превышения красной линии температуры нагнетания HPFT. | Расчет | ||||
16:39:13.553 | 73.543 | Последняя точка телеметрических данных SSME-1 | Расчет | ||||
16:39:13.628 | 73.618 | Последнее подтвержденное телеметрическое измерение орбитального аппарата | SGTC: V46P0120A | ||||
16:39:13.641 | 73.631 | Конец последнего реконструированного кадра данных с допустимой синхронизацией и количеством кадров. | Сокращение данных | ||||
16:39:14.140 | 74.130 | Последний радиочастотный сигнал с орбитального корабля | Сокращение данных | ||||
Потеря нисходящей линии связи – Challenger потерян. | |||||||
16:39:14.597 | 74.587 | Яркая вспышка в районе носа орбитального корабля | Камера Е204 | ||||
16:39:16.447 | 76.437 | Отделение носовой части правого SRB и раскрытие парашюта | Камера Е207 | ||||
16:39:17 | 77 | ПАО: « Одна минута пятнадцать секунд. Скорость: 2900 футов в секунду (1977 миль в час). Высота над уровнем моря: 9 морских миль. Расстояние до дальности полета: 7 морских миль » . | НАСА ТВ и ЦУП | ||||
16:39:29 | 89 | Руководитель полета: « ФИДО, траектории... » ФИДО: « Давай » . | МСС | ||||
16:39:50.260 | 110.250 | Уничтожение правого СРБ через систему безопасности дальности | Камера Е202 | ||||
16:39:50.262 | 110.252 | Уничтожение левого СРБ через систему безопасности дальности | Камера Е230 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэр, Дуг Г. (28 января 2016 г.). «Инженер, предупредивший о катастрофе «Челленджера» 1986 года, все еще терзается чувством вины, спустя три десятилетия» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Кервин, Джозеф П. (1986). « Челленджера Причина и время гибели экипажа » . Проверено 4 июля 2006 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Отчет группы фото- и телеанализа (1986 г.). Расследование катастрофы космического корабля "Челленджер" . Оперативная группа по данным и анализу STS-51L. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ "в1ч3" . www.nasa.gov . Проверено 22 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Расшифровка НАСА, заархивированная 24 декабря 2016 г. в Wayback Machine.
- Космический полет сейчас: « Челленджера » хронология катастрофы