Jump to content

Космический шаттл орбитаж

(Перенаправлен с Orbiter Orbiter )

Космический шаттл орбитаж
Производитель Rockwell International (североамериканские самолеты)
Страна происхождения Соединенные Штаты
Оператор НАСА
Приложения Экипаж и грузовой космический корабль
Спецификации
Тип космического корабля Экипаж, повторно используемый
Запустить массу 110 000 кг (240 000 фунтов)
Сухая масса 78 000 кг (172 000 фунтов)
Режим Низкая земля орбита
Размеры
Длина 37,237 м (122,17 футов)
Высота 17,86 м (58,6 фута)
Размах крыльев 23,79 м (78,1 фута)
Емкость
Полезная нагрузка на низкую орбиту Земли
Масса 24 310 кг (53 590 фунтов)
Производство
Статус Ушедший на пенсию
Построенный 6
Запущен 5 орбитажей
135 миссий
Потерянный 2 орбитальных аппаратов
Девичий запуск Космический челнок Колумбия
STS-1
(12 апреля 1981 г.)
Последний запуск Космический челнок Атлантида
STS-135
(8 июля 2011 г.)
Последний выход на пенсию Космический челнок Атлантида
STS-135
(21 июля 2011 г.)

Орбитальный аппарат космического челнока является космического компонентом шаттла , частично многократно используемой орбитальной системы космических кораблей , которая была частью прекращенной программы космического челнока . Управляется с 1981 по 2011 год НАСА , [ 1 ] Космическое агентство США, это транспортное средство, может нести астронавтов и полезные нагрузки на низкую орбиту Земли , выполнять операции в пространстве, а затем снова въехать в атмосферу и землю в качестве планера , возвращая свою команду и любую борту полезной нагрузки на Землю.

Шесть орбитарей были построены для полета: Enterprise , Columbia , Challenger , Discovery , Atlantis и Endeavour . Все были построены в Палмдейле, штат Калифорния , в Питтсбурге , штат Пенсильвания, базируясь на базе Rockwell International Company в североамериканской авиационной деятельности. Первый орбитаж, Enterprise , совершил свой девичий рейс в 1977 году. Необычный планер, он был перенесен модифицированным авиалайнером Boeing 747 , называемым самолетом транспортировки и выпущен для серии атмосферных испытательных рейсов и посадков. Enterprise частично разобрался и вышел на пенсию после завершения критического тестирования. Оставшиеся орбитальные аппараты были полностью эксплуатационными космическими кораблями и были запущены вертикально как часть стека космического челнока .

Колумбия была первой достойной космической орбиталью; Он совершил свой инаугурационный рейс в 1981 году. Challenger , Discovery и Atlantis последовали в 1983, 1984 и 1985 годах соответственно. В 1986 году Челленджер был уничтожен в результате катастрофы вскоре после 10 -го запуска, убив всех семи членов экипажа. Endeavour был построен в качестве Challenger преемника и впервые был запущен в 1992 году. В 2003 году Колумбия была уничтожена во время повторного входа , оставив всего три оставшихся орбитальных операторов. Discovery завершила свой последний рейс 9 марта 2011 года, и Endeavour завершила свой последний рейс 1 июня 2011 года. Атлантис завершил финальный трансфер, STS-135 , 21 июля 2011 года.

В дополнение к их экипажам и полезным нагрузкам, многоразовый орбитальный оператор несла космического челнока системы ракетную систему с жидкостью , но как жидкое водородное топливо , так и кислорода жидкий окислитель для трех основных ракетных двигателей были поданы от внешнего криогенного пропеллента бак ​Кроме того, два многоразовых сплошных ракетных усилителей (SRB) обеспечили дополнительную тягу примерно в течение первых двух минут запуска. орбитры несли гиперголические пропелленты для их системы управления реакцией (RCS) Сами и двигателей орбитальной системы маневрирования (OMS).

Описание

[ редактировать ]

О размере McDonnell Douglas DC-9 , [ 2 ] Орбитатор космического челнока напоминал своей визеляжем и двумя двойными дельта , в самолет конструкции со стандартным Вертикальный стабилизатор орбитального отверстия имел передний край , который был охвачен под углом 45 градусов. было установлено четыре элеона На заднем краях дельта крыльев был прикреплен комбинированный руль и скоростный тормоз , а на заднем крае вертикального стабилизатора . Они, наряду с подвижным клапаном тела, расположенным под основными двигателями, контролировали орбитаж на более поздних стадиях возврата .

Основным подрядчиком Orbiter был Rockwell International, которая построила под давлением кабины, тепловой защиты, системы управления вперед, а также вперед и кормового фюзеляжа на своей фабрике в Дауни, Калифорния , двери залива полезной нагрузки на своей фабрике в Талсе, в штате Оклахома и в теле и корпусе. Запал в его Колумбус, штат Огайо. Субподрядчики включали Convair в Сан -Диего для середины самолета Fairchild в Фармингдейле, Нью -Йорк, для вертикального стабилизатора, Grumman в Бетпейдже, Нью -Йорк для крыльев, [ 3 ] [ 4 ] Marquardt Corporation в Ван -Найс, штат Калифорния, для управления отношением, контроль, [ 5 ] Aerojet в Ранчо Кордова, штат Калифорния, для орбитальной вставки и силового движения Deorbit, Макдоннелл Дуглас для окружающих стручков и Rocketdyne в Канога -парке, Лос -Анджелес для запуска и движения восхождения. [ 4 ] [ 6 ] Окончательная сборка проводилась на заводе ВВС США 42 возле Палмдейла, штат Калифорния . [ 3 ]

Система управления отношением

[ редактировать ]
Проблемные движители управления реакцией прямого трансфера

Система управления реакцией (RCS) состояла из 44 небольших жидкости ракетных двигателей и их очень сложной на лету системы управления полетом , в которой использовалась вычислительно интенсивная цифровая фильтрация Калмана . Эта система управления проводила обычное управление отношением вдоль тона, броска и оси рыскания во время всех фаз полета запуска, вращения и повторного входа. Эта система также выполнила любые необходимые орбитальные маневры, включая все изменения на высоте орбиты, орбитальной плоскости и эксцентриситета . Все это были операции, которые требовали большей тяги и импульсивного, чем простое управление отношением.

Передние ракеты системы управления реакцией, расположенной недалеко от носа орбитального аппарата космического шаттла, включали 14 первичных и двух Vernier RCS Rocket RCS. Двигатели AFT RCS были расположены в двух орбитальных стручках маневрирования (OMS) в задней части орбитального аппарата, и они включали 12 первичных (PRC) и два Vernier (VRCS) двигателя в каждом стручке. Система PRCS обеспечила управление наказыванием орбитального аппарата, а VRCs использовались для хорошего маневрирования во время свидания, стыковки и нерешительных маневров с международной космической станцией , или ранее на российской космической станции MIR . RCS также контролировал отношение орбитального отверстия во время большей части его повторного въезда в атмосферу Земли-пока воздух не стал достаточно плотным, чтобы руль, элевы и лоскут тела стали эффективными. [ 7 ]

Ом и топливо OMS ORBITER представляет собой монометилгидразин (Ch 3 NHNH 2 ), а окислитель - тетроксид динитрогена (N 2 O 4 ). Эта конкретная комбинация топлива чрезвычайно реактивна и спонтанно зажигает при контакте (гиперголическом) друг с другом. Эта химическая реакция (4CH 3 NHNH 2 + 5N 2 O 4 → 9N 2 + 4CO 2 + 12H 2 O) происходит в камере сгорания двигателя. Продукты реакции затем расширяются и ускоряются в двигательном колоколе, чтобы обеспечить тягу. Из -за их гиперголических характеристик эти два химических вещества легко запускаются и перезагружаются без источника зажигания, что делает их идеальными для систем маневрирования космических кораблей.

Во время раннего процесса проектирования орбитального аппарата передовые двигатели RCS должны были быть спрятаны под выдвижными дверями, которые откроются, как только орбитаж достигнет пространства. Они были опущены в пользу монтажных двигателей, которые опасаются, что двери RCS останутся открытыми и подвергают опасности экипаж и орбитаж во время повторного входа. [ 8 ]

Под давлением кабины

[ редактировать ]
Космическая кабина стеклянная кабина (смоделированное, составное изображение)
Окно на Andeavour 's AFT Flight Deck

В полете или кабине Orbiter первоначально было 2214 элементов управления и дисплеев, примерно в три раза больше, чем командный модуль Apollo . [ 2 ] Кабина экипажа состояла из полета, средней палубы и зоны полезности. Самым верхним из них была полевая палуба, в которой сидел командир и пилот космического челнока на постоянно приправленных местах, где за ними сидели до двух специалистов по миссии. [ 9 ] Специалист по миссии на четвертом месте (расположенном позади и между командиром и пилотом) служил летным инженером во время восхождения и посадки, отслеживая информацию от Capcom и вызывая вехи.

Средняя палуба, которая была ниже полетной палубы, обычно была оборудована до трех дополнительных сидений, в зависимости от требований экипажа к миссии. [ 10 ] Одна миссия несла четыре места ( STS-61-A ), и НАСА составило планы, которые никогда не использовались для перевозки до семи мест в случае аварийного спасения ( STS-400 ).

Камбуз, туалет, местонахождение сна, шкафчики для хранения и боковой люк для входа и выхода на орбитарь также были расположены в середине палубы, а также в воздухе . В воздухе был дополнительный люк в бухте полезной нагрузки. Этот воздушный шлюз позволил двум или трем космонавтам, носящих их космические костюмы для мобильности (EMU), чтобы спрыгнуть перед прогулкой в ​​космосе ( EVA ), а также подавить и повторно ввести орбитаж при завершении EVA.

Утилита была расположена под полу в середине палубы и содержала воздушные и водные баки в дополнение к системе очистки углекислого газа .

Движитель

[ редактировать ]
Атлантиса во время запуска Основные двигатели

Три основных двигателя космического челнока (SSME) были установлены на кормовой фюзеляже орбитального отверстия в схеме равностороннего треугольника . Эти три двигателя с жидкостью могут быть повернуты на 10,5 градусов вертикально и на 8,5 градусов горизонтально во время ракетного подъема орбитального отверстия, чтобы изменить направление их тяги. Следовательно, они управляли всем космическим челноком, а также обеспечивали ракетную тягу к орбите. В кормовой фюзеляже также размещались три вспомогательные энергетические единицы (APU). APUS Химически преобразованное гидразиновое топливо из жидкого состояния в газовое состояние , питание гидравлического насоса , которое дало давление для всей гидравлической системы, включая гидравлическую подсистему, которая указывала три основных ракетных двигателей с жидкостью, под компьютерным управлением полетом полета. Полем Сгенерированное гидравлическое давление также использовалось для управления всеми поверхностями управления полетом орбитального аппарата (элеины, руля, скоростного тормоза и т. Д.), Для развертывания шасси орбитального отверстия и для устранения дверей соединений с пупочным шлангом, расположенными рядом сзади Помещение, которое снабжало SSME орбитатора жидким водородом и кислородом из внешнего резервуара.

Два двигатели орбитальной системы маневрирования (OMS) были установлены в двух отдельных съемных стручках на кормовой фюзеляже орбита, расположенного между SSME и вертикальным стабилизатором. Двигатели OMS обеспечивали значительную тягу для орбитальных маневров курса , включая вставку, циркуляризацию, передачу, свидание, деорбит, прерывание в орбиту и прервать один раз . [ 11 ] При отъезде два сплошных ракетных усилителя (SRB) использовались для выведения автомобиля на высоту примерно 140 000 футов. [ 12 ]

Электрическая мощность

[ редактировать ]

орбитального отверстия Электрическая мощность для подсистем была предоставлена ​​набором из трех водородных топливных элементов 28 вольт , которые производили мощность переменного тока 115 Вц постоянного тока, а также были преобразованы в трехфазную электроэнергию (для систем, которые использовали мощность переменного тока ). [ 13 ] Они обеспечивали мощность всему стеку шаттла (включая SRBS и ET) от T-Minus 3M30S до конца миссии. Водород и кислород для топливных элементов хранили в парах криогенных резервуаров для хранения в среднем фюзеляже под лайнером бухты полезной нагрузки, и может быть установлено переменное количество таких наборов резервуаров (до пяти пар) в зависимости от требований миссия Три топливных элемента были способны постоянно генерировать 21 киловатт мощности (или 15-минутный пик 36 киловатт), а орбитальный оператор потреблял в среднем около 14 киловатт этой силы (оставляя 7 киловатт для полезной нагрузки).

Кроме того, топливные элементы обеспечивали питьевую воду для экипажа во время миссии.

Компьютерные системы

[ редактировать ]

Компьютерная система Orbiter состояла из пяти идентичных IBM AP-101 Avionics Computers, которые избыточно управляли системами встроенных автомобилей. Специализированный язык программирования HAL/S использовался для систем орбитальных операций. [ 14 ] [ 15 ]

Тепловая защита

[ редактировать ]
Discovery Система вентральной тепловой защиты

Орбиты были защищены материалами системы тепловой защиты (TPS) (разработанные Space Systems Rockwell ) внутри и снаружи, от внешней поверхности орбитального отверстия до залива полезной нагрузки. [ 16 ] [ 17 ] TPS защищал его от холода -121 ° C (-186 ° F) в пространстве до тепла (3000 ° F) на первое въезд. Материалы для плитки, содержащие большую часть внешнего слоя орбитального отверстия, были в основном воздух, удерживаемые в кремнетических волокнах, которые делали его эффективным при рефрактерной изоляции , которая поглощала и перенаправленная тепло в воздух и покрыта силиконовыми боридами и боросиликатным стеклом , с черным Плитка, покрывая нижнюю поверхность, и белые плитки, покрывающие хвост, части верхнего крыла и поверхностей кабины экипажа, а также надличные двери дверей бухты полезной нагрузки. Носовая крышка, двери с носовой шашкой и ведущие края были изготовлены из армированного углерода -углерода , который пропитан на рисунке, заполненных графитом смолами и покрыта кремниевым карбидом . [ 18 ] Верхние белые материалы, которых не было в плитках, были в основном изготовлены либо из номекса покрытого кремниевым эластомером , , либо бета -тканью , тканые волокна кремнезема, покрытые тефлоном . Это было особенно верно во внутренней части залива полезной нагрузки. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 17 ]

Структура

[ редактировать ]

Структура орбитатора была изготовлена ​​в основном из алюминиевого сплава , хотя структура тяги двигателя была сделана из титанового сплава . Более поздние орбитальные услуги ( обнаружение , атлантида и усилия ) заменили графитовую эпоксидную смолу на алюминий в некоторых структурных элементах, чтобы уменьшить вес. Окна были изготовлены из алюминиевого силикатного стекла и слитого кремнетического стекла, и включали внутреннюю панель давления, оптическую панель толщиной 1,3 дюйма (33 мм) и внешнюю термическую панель. [ 22 ] Окна были окрашены теми же чернилами, которые использовались для изготовления американских банкнот . [ 23 ]

развернута Помещение Atlantis после STS-122.

У орбитального аппарата космического челнока было три комплекта шасси , которые появились вниз через двери в тепловом щите. В качестве меры по снижению веса передача не может быть втянута после развертывания. Поскольку любое преждевременное расширение шасси, скорее всего, было бы катастрофическим (поскольку оно открывалось через слои теплового экрана), шасси может быть снижен только с помощью ручного управления, а не какой -либо автоматической системой.

Точно так же, поскольку шаттл приземлился на высокой скорости и не мог прервать его попытку посадки, снаряжение пришлось надежно развернуться с первой попытки каждый раз. Передача была разблокирована и развернута с помощью тройной избыточной гидравлики, с дверями передачи, приведенным в действие механических связей с стойкой передачи. Если все три гидравлические системы не смогли выпустить блокировки шасси в одной секунде от команды выпуска, пиротехнические заряды автоматически разрезают замок крючков, а набор пружин развернул передачу.

Во время посадки колесо трансфера может быть направлено с педалями руля в кабине. Во время строительства космического шаттла была разработана улучшенная система рулевого управления носовым колесом, которая позволила проще и более эффективно. После Endeavour развертывания система была установлена ​​на других шаттлах во время их пересмотра в начале 1990-х годов.

Отсутствие навигационных огней

[ редактировать ]

Орбитальный аппарат космического челнока не носил анти-коллизионные огни , навигационные огни или посадочные огни , потому что орбитаж всегда приземлялся в районах, которые были специально очищены как Федеральной авиационной администрацией (FAA), так и ВВС США . Орбитатор всегда приземлялся на базе ВВС Эдвардса , Калифорния в космическом центре Кеннеди или на заводе по высадке , штат Флорида, за исключением STS-3 в космической гавани White Sands в Нью-Мексико. Подобные специальные зазоры (без летальных зон) также действовали на потенциальных местах аварийной посадки, например, в Испании и в Западной Африке во время всех запусков.

Когда ночью была проведена посадка на орбитальном режиме, взлетно -посадочная полоса всегда была сильно освещена светом от прожекторов и прожекторов на земле, делая посадочные огни на орбитальном режиме ненужными, а также ненужным грузом космического полета. В общей сложности 26 посадок состоялись ночью, первым из которых стал STS-8 в сентябре 1983 года. [ 24 ]

Маркировка и знаки не знаков

[ редактировать ]
Орбитатор космического челнока занимает второе место среди мира первых космических кораблей , которым предшествовал только североамериканский X-15 , а затем Buran , SpaceShipone и Boeing X-37 .
Предприятие отображает маркировку орбитальных операций.

Шрифт , используемый на орбитальном аппарате космического челнока, был Helvetica . [ 25 ]

Первоначально прототип Orbiter Enterprise имел флаг Соединенных Штатов на верхней поверхности левого крыла и буквы «США» в черном на правом крыле. Название «Enterprise» в черном было нарисовано на дверях залива полезной нагрузки чуть выше переднего шарнира и за модулем экипажа; На кормовой части двери залива полезной нагрузки был логотип НАСА "червяк" в сером. Под задней частью дверей залива полезной нагрузки на стороне фюзеляжа чуть выше крыла находился текст «Соединенные Штаты» в черном с флагом Соединенных Штатов предстоящим .

Первый операционный орбитарь, Колумбия , первоначально имел такую ​​же маркировку, как и предприятие , хотя буквы «США» на правом крыле были немного больше и растянулись дальше друг от друга. У Колумбии также была черная плитка, которой не хватало предприятия на своем прямом модуле RCS, вокруг окнов кабины и на вертикальном стабилизаторе. У Колумбии также были отличительные черные чини на передней части поверхностей верхнего крыла, которых ни у одного из других орбитажей не было.

Серый НАСА «Червячный» логотип, используемый на орбитальных аппаратах с 1982 по 1998 год.

Challenger создал модифицированную схему маркировки для автопарка, которая будет соответствовать Discovery , Atlantis и Endeavour . На левом крыле были отображены буквы «США» в черном над американским флагом с логотипом NASA «червя» в сером центре над названием орбитального отверстия в черном на правом крыле. Кроме того, название орбитального аппарата было написано не на дверях залива полезной нагрузки, а на переднем фюзеляже чуть ниже и за окнами кабины. Это сделало бы название видимым, когда орбиталь был сфотографирован на орбите с открытыми дверями. У Challenger также была черная плитка на кончике вертикального стабилизатора, так же, как Колумбия , которой не хватало другим орбитаж.

В 1983 году Enterprise изменила маркировку крыла, чтобы соответствовать Challenger , а логотип NASA «червя» на кормовой части двери залива полезной нагрузки был изменен с серых на черный. Некоторые черные маркировки были добавлены в нос, окна кабины и вертикальный хвост, чтобы более близко напоминать летные транспортные средства, но название «Enterprise» оставалось на дверях залива полезной нагрузки, так как никогда не было необходимости открывать их. Колумбия было перенесено на передовое фюзеляж, чтобы соответствовать другим летным транспортным средствам после -61-C , во время перерыва 1986–1988 STS гг . (после STS-93 ) и его уникальные черные чини для оставшейся части ее эксплуатационной жизни.

НАСА "Фрикадельки" знаки отличия, используемые на операционных космических шаттлере после 1998 года.

Начиная с STS-95 (1998), маркировки полетных транспортных средств были модифицированы, чтобы включить знаки не знания «Фрикадельки НАСА» . Логотип «червя», который агентство сняло, был удален из двери залива полезной нагрузки, а «фрикаделька» была добавлена ​​в кормовой части текста «Соединенных Штатов» на нижней кормовой фюзеляже. «Фрикадельки» также была выставлена ​​на левом крыле, с американским флагом над именем орбитального отверстия, левой, а не центрированной, на правом крыле. Три выживших летных транспортных средства, обнаружение , Атлантида и усилия , все еще несут эти маркировки в качестве музейных экспозиций. Enterprise стало собственностью Смитсоновского института в 1985 году и больше не находилось под контролем НАСА, когда эти изменения были внесены, следовательно, у прототипного орбитального оператора все еще есть маркировки 1983 года и все еще имеет свое название в дверях залива полезной нагрузки.

Выход на пенсию

[ редактировать ]

С окончанием программы шаттла были составлены планы по размещению трех оставшихся орбитажей космического челнока на постоянный дисплей. Администратор НАСА Чарльз Ф. Болден -младший объявил о местонахождении орбитаж 12 апреля 2011 года, 50 -летию первого человеческого космического полета и 30 -й годовщины первого полета в Колумбии .

Discovery пошла в центр Смитсоновского института Стивена Ф. Удвара-Хази , заменив предприятие , которое было перенесено в бесстрашный музей в Нью-Йорке . Endeavour отправилась в Калифорнийский научный центр в Лос -Анджелесе, прибывший 14 октября 2012 года. Атлантис отправился в комплекс для посетителей космического центра Кеннеди на острове Мерритт 2 ноября 2012 года. Сотни других артефактов шаттла будут выставлены в различных других музеях и Образовательные учреждения по всей территории США [ 26 ]

Один из пролетов в отделе подразделения экипажа и обучающего оборудования в середине палубы демонстрируется в Национальном музее ВВС США , [ 27 ] в то время как другой выставлен на JSC. [ 28 ] Полный тренер с фюзеляжем, который включает в себя отсеку полезной нагрузки и кормовой секции, но без крыльев, выставлен в Музее полета в Сиэтле, штат Вашингтон . [ 29 ] Симулятор миссии по моделированию и обучению миссии, фиксированный базовый симулятор, первоначально отправился на планетарий Адлер в Чикаго, штат Иллинойс [ 30 ] но позже был перенесен в Музей Air & Space в Стаффорде в Уэтерфорде, штат Оклахома . [ 31 ] Симулятор движения был переведен в A & M Техасский аэрокосмический отдел в Колледж Стейшн, штат Техас , [ 32 ] А симулятор руководства и навигации отправился в Музей авиации «Крылья мечты» в Старке, штат Флорида . [ 33 ] НАСА также сделало около 7000 плиток TPS, доступных для школ и университетов. [ 34 ]

Спецификации шаттл-орбитальных операций (OV-105)

[ редактировать ]

Данные от [ 35 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 (командир и пилот)
  • Емкость: 6 пассажиров (до трех миссии и до трех специалистов по полезной нагрузке) или 25 060 кг (55 250 фунтов)
  • Длина: 122 фута 2,0 дюйма (37,237 м)
  • Размах крыльев: 78 футов 1 в (23,79 м)
  • Высота: 58 футов 7 дюймов (17,86 м)
  • Область крыла: 2690 кв. Футов (249,9 м. 2 ) [ 36 ]
  • Пустой вес: 171 961 фунт (78 000 кг)
  • Максимальный вес взлета: 242 508 фунтов (110 000 кг)
  • Полезная нагрузка в Лео : 24 310 кг (53 590 фунтов)

Производительность

Грузовой залив составляет 60 футов (18 м) на 15 футов (4,6 м), [ 38 ] и может транспортировать 24 400 кг (53 800 фунтов) до 204 км (127 миль), или 12 500 кг (27 600 фунтов) до МКС в 407 км (253 миль). [ 39 ] Наиболее массивной полезной нагрузкой, запущенной космическим челноком, была рентгеновская обсерватория Chandra в 1999 году в 50 162 фунта (22 753 кг), включая ее инерционную верхнюю ступень (IUS) и вспомогательное оборудование. [ 40 ] Шаттл был способен вернуть приблизительно 16 000 кг (35 000 фунтов) груза на землю. [ 41 ]

орбитатора Максимальное соотношение скольжения / соотношение подъема к драгу значительно варьировалось в зависимости от скорости, от 1: 1 на гиперзвуковых скоростях , 2: 1 на сверхзвуковых скоростях и достигая 4,5: 1 на дозвуковых скоростях во время подхода и посадки. [ 37 ]

Профили запуска трансфера. Слева направо: Колумбия , Челленджер , Дискавери , Атлантида и Эффект .

Индивидуальные космические шаттл -орбитальные конспементы были названы в честь антикварных парусных кораблей военно -морских флотов (хотя тестовое орбитальное предприятие , первоначально названное « Конституцией », изменилось после того, как звездное Star Trek звезда , названное в честь серии из нас Военно -морские корабли ), и они также были пронумерованы с использованием системы обозначения транспортных средств НАСА . Три из имен также были даны космическим кораблям Apollo в период с 1969 по 1972 год: Apollo 11 командный модуль Columbia , Apollo 15 Command Module Endeavour и Apollo 17 Lunar Module Challenger .

В то время как все орбитальные контакты были внешне практически идентичны, у них были незначительные различия в своих интерьерах. Новое оборудование для орбитаж было установлено в том же порядке, что и в работе по обслуживанию, а новые орбитальные операции были построены Rockwell International под контролем НАСА, с некоторыми более продвинутыми, более легкими в весе, структурных элементах. Таким образом, более новые орбитальные операции ( Discovery , Atlantis и Endeavour ) имели немного большую грузоподъемность, чем Columbia или Challenger .

Космические шаттл -орбитальные контакты были собраны на сборочном заводе Роквелла в Палмдейле, штат Калифорния , [ 4 ] в федеральном заводе 42 комплекса.

Обозначение транспортного средства

[ редактировать ]

Каждое НАСА космического челнока обозначение было состоит из префикса и суффикса, разделенного приборной панелью. Префикс для эксплуатационных шаттлов - OV, для орбитального транспортного средства . Суффикс состоит из двух частей: серия и номер автомобиля; «0» использовалось для не полезных орбитажей, а «1» использовался для готовых к полету орбитаж. Номер транспортного средства последовательно назначен в серии, начиная с 1. Следовательно, никогда не может быть OV-100, как он будет читать «Транспортное средство orbiter stury 1 серии 1». Многие предложения по созданию орбитажей второго поколения, извне совместимы с текущей системой, но внутренне новой, называйте их «OV-200» или «OV-2XX», чтобы отличить их от «первого поколения», OV- 100 -е годы Эта терминология является неформальной, и маловероятно, что любому построенному транспортному средству, полученному из шаттла, будет дано такое обозначение. Первоначально Challenger был предназначен для использования в качестве структурного испытательного статья (STA), а не как орбитальный оператор, способный к полету; Таким образом, нумерация была изменена, когда она была перестроена. Предприятие , с другой стороны, было предназначено для восстановления на орбитальный аппарат, способный к полету; Было обнаружено, что он дешевле восстановить STA-099, чем OV-101, поэтому он оставался неразовированным. Обозначения не были изменены, несмотря на эти изменения в планах. Обозначение «OV-106» было предоставлено наборе структурных компонентов, изготовленных для замены тех, которые используются при строительстве усилий ; Тем не менее, контракт на них был отменен вскоре после этого, и они никогда не были завершены. [ 42 ] Устройства «096» и «097» были предоставлены для структурных испытательных статей, которые были отменены, но хотя они существуют в некоторых записях НАСА, Управление по истории НАСА не имеет официальных записей о STA-096 и STA-097. [ 43 ]

Орбитальные транспортные средства Тестовые статьи
Обозначение Транспортное средство Обозначение Транспортное средство
OV-099 [ А ] Претендент OV-095 Шаттл Авионика Лаборатория интеграции (парус)
OV-101 Предприятие STA-096 ECLSS Структурная тестовая статья
OV-102 Колумбия STA-097 Вибро -акустическая структурная тестовая статья
OV-103 Открытие OV-098 [ B ] Pathfinder
OV-104 Атлантида MPTA-098 Основная статья
OV-105 Стараться
  1. ^ Ранее известный как STA-099 .
  2. ^ Ретроактивное почетное обозначение

Операционные орбитальные конструкции

[ редактировать ]
Операционные орбитальные конструкции
Имя Картина OVD Первый полет Количество рейсов Последний рейс Статус [ 44 ] Рефери
Атлантида OV-104 STS-51-J
3–7 октября 1985 года
33 STS-135
8–21 июля 2011 г.
Ушедший на пенсию.
Выставлен в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди во Флориде.
[ 45 ]
Претендент OV-099 STS-6
4–9 апреля 1983 года
10 STS-51-L
28 января 1986 года
Уничтожен.
Распадается из-за неисправного твердого усиления ракета 28 января 1986 года. Обломки, похороненные на мысе Канаверал LC-31 .
[ 46 ]
Колумбия OV-102 STS-1
12–14 апреля 1981 года
28 STS-107
16 января - 1 февраля 2003 г.
Уничтожен.
Расстал повторный вход из -за повреждения крыла во время запуска 1 февраля 2003 года. Остатки орбитального аппарата, хранящиеся в здании сбора автомобиля .
Открытие OV-103 STS-41-D
30 августа 1984 года
39 STS-133
24 февраля 2011 г.
Ушедший на пенсию.
Выставлен в центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи в Шантилли, штат Вирджиния .
[ 47 ]
Стараться OV-105 STS-49
7 мая 1992 года
25 STS-134
16 мая 2011 г.
Ушедший на пенсию.
Выставлен в Калифорнийском научном центре в Лос -Анджелесе , штат Калифорния.
[ 48 ]
  • Atlantis была впервые запущена 3 октября 1985 года. В июле 2011 года он пролетел 33 космических полета, включая финальную миссию космического челнока STS-135 .
  • Endeavour была впервые запущена 7 мая 1992 года. Он пролетел 25 космических полетов, финал STS-134 , запущенный 16 мая 2011 года.

Тестовые статьи

[ редактировать ]
Тестовые статьи
Картина OVD Имя Примечания
OV-095 - Симулятор для реального тестирования и обучения системы программного обеспечения и программного обеспечения, расположенного в лаборатории интеграции трансляции трансляции
OV-098 [ А ] Pathfinder Симулятор орбитатора для перемещения и обработки тестов. В настоящее время выставлен в Космос и ракетном центре США .
MPTA-098 Испытательный стенд для систем движения и доставки топлива
STA-099 Статья по структурному испытанию, используемому для стресса и тепловых испытаний, позже стала Challenger
OV-101 Предприятие Первый атмосферный свободный рейс 12 августа 1977 года. Используется для подхода и посадных испытаний, не подходящих для космического полета. Ранее расположенный в центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи, орбитаж в настоящее время расположен на полете USS Intrepid ( CV-11) в Музее Intrepid Sea, Air & Space в Нью-Йорке. [ 26 ]

В дополнение к эксплуатационным орбитальным аппаратам и тестовым статьям, произведенным для использования в программе шаттла, есть также различные реплики макета, демонстрируемые на протяжении всей Соединенных Штатов:

Макеты
Имя Картина Повторяет Расположение Статус
Приключение Вперед фюзеляж Космический центр Хьюстон Удаленный
Америка Большинство, кроме правого Шесть флагов великая Америка Удаленный
Независимость Полный Космический центр Хьюстон На дисплее
Вдохновение (Калифорния) [ 49 ] Большинство, кроме левого, вертикального стабилизатора и двери залива полезной нагрузки Колумбийский мемориальный космический центр В хранилище
Вдохновение (Флорида) [ 50 ] Полный Шаттл посадочный завод На дисплее
Разрешение! [ 51 ] Вперед фюзеляж Колумбийский мемориальный космический центр Заброшенный

Статистика полета

[ редактировать ]
Ключ
Тестовый автомобиль
Потерянный
Трансфер Обозначение Рейсы Время полета Орбиты Самый длинный полет Первый полет Последний рейс Мне
стыковки
Док -джины Источники
Полет Дата Полет Дата
Предприятие OV-101 5 00d 00h 19m 00d 00h 05m Альт-12 12 августа 1977 года Все-16 26 октября 1977 года [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Колумбия OV-102 28 300D 17H 47M 15S 4,808 17d 15h 53m 18s STS-1 12 апреля 1981 года STS-107 16 января 2003 г. 0 0 [ 52 ] [ 53 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
Challenger OV-099 10 62d 07h 56m 15s 995 08d 05h 23m 33s STS-6 4 апреля 1983 года STS-51-L 28 января 1986 года 0 0 [ 52 ] [ 53 ] [ 59 ] [ 60 ]
Открытие OV-103 39 364d 22H 39M 29S 5,830 15d 02h 48m 08s STS-41-D 30 августа 1984 года STS-133 24 февраля 2011 года 1 13 [ 52 ] [ 53 ] [ 61 ] [ 62 ]
Атлантида OV-104 33 306d 14h 12m 43s 4,848 13d 20h 12m 44s STS-51-J 3 октября 1985 года STS-135 8 июля 2011 года 7 12 [ 52 ] [ 53 ] [ 63 ] [ 64 ]
Стараться OV-105 25 296d 03H 34M 02S 4,677 16d 15h 08m 48s STS-49 7 мая 1992 года STS-134 16 мая 2011 г. 1 12 [ 52 ] [ 53 ] [ 65 ] [ 66 ]
Общий 135 1,330d 18h 9m 44s 21,158 9 37


Временная шкала истории полета

[ редактировать ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Неофициальное почетное обозначение
  1. ^ «Факты о космических шаттлах» . НАСА. Архивировано с оригинала 17 апреля 2019 года . Получено 16 марта 2008 года .
  2. ^ Jump up to: а беременный Стивенс, Уильям К.; Times, Special для Нью -Йорка (6 апреля 1981 г.). «Новое поколение астронавтов, готовых к эпоху трансфер» . New York Times . п. А1. ISSN   0362-4331 . Получено 14 июля 2020 года .
  3. ^ Jump up to: а беременный «Роквелл Международный космический дивизион 1975 года промо -фильм 68804» . YouTube . Periscopefilm Llc. 6 января 2020 года . Получено 3 июля 2024 года .
  4. ^ Jump up to: а беременный в «Орбитальное производство и сборка» . НАСА. Архивировано из оригинала 25 апреля 2021 года . Получено 19 августа 2012 года . Сборка Роквелла в Палмдейле находился, где все отдельные детали, части и системы (многие из которых были построены различными субподрядчиками) собрались вместе и были собраны и протестированы
  5. ^ "Марквардт ван Найс сайт" . Отметьте веб -сайт Reynosa . 14 июня 2000 г. Получено 3 июля 2024 года .
  6. ^ «Ракетное растение, которое построило самые мощные ракетные двигатели в мире» . Канога -парк Совет по соседству . 8 августа 2016 года . Получено 3 июля 2024 года .
  7. ^ "HSF - шаттл" . НАСА. Архивировано из оригинала 10 февраля 2001 года . Получено 17 июля 2009 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  8. ^ Янг, Джон У.; Хансен, Джеймс Р. (2012). «Часть IV. Эра челнока». Forever Young: жизнь приключений в воздухе и космосе (Kindle Ebook). Университетская пресса Флориды. ISBN  978-0-8130-4281-7 Полем OCLC   1039310141 . В планах дизайна мы увидели, что у RCS будут большие двери, которые открылись наружу. Проблема заключалась в том, что если эти двери не смогли закрыться, орбитаж был потерян, когда он возвращался через атмосферу. Я написал «Расположение предмета обзора» (RID) с просьбой НАСА устранить открытые двери.
  9. ^ «Сиденье, командир/пилот, космический челнок» . Смитсоновский национальный музей воздуха и космоса . Получено 30 июля 2024 года .
  10. ^ "Человеческий космический полет (HSF) - космический челнок" . Архивировано из оригинала 31 августа 2000 года.
  11. ^ «Орбитальная система маневрирования» . НАСА. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Получено 17 июля 2009 года .
  12. ^ Кулкарни, Нилеш; Кришнакумар, Калмаж (2005). Навигационные и контрольные требования к космическим костюмам для интеллектуальной архитектуры Avionics (PAPA) интеллектуальной пьесы (PAPA) . AIAA Infotech@Aerospace. 26–29 сентября 2005 г. Арлингтон, Вирджиния. doi : 10.2514/6.2005-7123 . HDL : 2060/20060019188 . AIAA 2005-7123.
  13. ^ «Система электроэнергии» . Справочное руководство по трансферу . НАСА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. Архивировано из оригинала 4 мая 2001 года . Получено 1 февраля 2013 года .
  14. ^ «Компьютеры общего назначения» . НАСА. Архивировано из оригинала 8 июня 2001 года . Получено 18 января 2014 года .
  15. ^ Лор, Стив (7 февраля 2003 г.). «Потеря шаттла: технология; компьютеры, управляющие шаттлом, должны быть включены в запрос» . New York Times . Получено 18 января 2014 года .
  16. ^ «Автомобильный дизайн и производство» . Технологические трусы НАСА . 40 лет инноваций. 22 (9): 26. Сентябрь 1998 г. HDL : 2060/20110003618 .
  17. ^ Jump up to: а беременный Оукс, Райан (2 июня 2003 г.). «Плитка космического челнока» . UW DESTARMES WEB SERVER . Получено 24 марта 2023 года .
  18. ^ Лайл, Карен Х.; Fasanella, Edwin L. (2009). «Постоянный набор системы тепловой защиты космического челнока, усиленного углеродным углеродным материалом». Композиты Часть A: Прикладная наука и производство . 40 (6–7). Elsevier BV: 702–708. doi : 10.1016/j.compositesa.2009.02.016 . ISSN   1359-835X .
  19. ^ Finckenor, MM; Dooling, D. (апрель 1999 г.). «Рекомендации по многослойным изоляционным материалам» (PDF) . Получено 1 апреля 2023 года .
  20. ^ «STS-6 нажмите информацию» (PDF) . Rockwell International - Space Transportation & Systems Group. Март 1983 г. с. 7 ​Получено 16 марта 2023 года . Орбитальная система маневрирования/система управления реакцией Низкая температура повторная поверхностная изоляционная плитка (LRSI) заменена на расширенную гибкую многоразовую поверхностную изоляцию (AFRSI), состоящую из пришитого композитного одеяла стеганой ткани, с тем же материалом кремнеземной плитки, зажатой между внешним и внутренним одеялом.
  21. ^ «Система тепловой защиты орбитальной операции, тепловые материалы» (PDF) . НАСА . 2006. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2023 года . Получено 16 марта 2023 года .
  22. ^ «STS-113 Вопросы и ответы на обработку космического челнока (НАСА KSC)» . НАСА. 15 ноября 2002 года. Архивировано с оригинала 14 января 2010 года . Получено 17 июля 2009 года .
  23. ^ Фан, Линджин (11 января 2008 г.). «Загадочные загадки за 100 долларов« сверхнот »поддельные счета появляются по всему миру» . Звезда Канзас -Сити . Архивировано из оригинала 17 января 2008 года.
  24. ^ "Космический трансфер посадки" . НАСА . Получено 23 июля 2011 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  25. ^ Helvetica (документальный фильм). 12 сентября 2007 г.
  26. ^ Jump up to: а беременный Уивер, Дэвид (12 апреля 2011 г.). «НАСА объявляет о новых домах для шаттл -орбитажей после выхода на пенсию» . НАСА. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Получено 12 апреля 2011 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  27. ^ «Тренер для отделений экипажа космического челнока» . Национальный музей ВВС США. 14 марта 2016 года . Получено 1 мая 2020 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  28. ^ Хатчинсон, Ли (26 июня 2015 г.). «Подробный фото -тур по тренеру кабины космического челнока НАСА» . Ars Technica . Получено 1 мая 2020 года .
  29. ^ Перлман, Роберт (1 июля 2012 г.). «Тренер NASA Space Shuttle приземляется в Музее полета в Сиэтле» . Space.com . Получено 1 мая 2020 года .
  30. ^ Маллен, У. (12 апреля 2011 г.). «Нет трансфера для Адлера, но музей будет летать с симулятором» . Чикаго Трибьюн . Получено 1 мая 2020 года .
  31. ^ Перлман, Роберт (3 августа 2016 г.). « Шаттл Sooner State»: музей Стаффорда, чтобы показать симулятор НАСА в Оклахоме » . Collectspace . Получено 1 мая 2020 года .
  32. ^ Перлман, Роберт (29 декабря 2011 г.). «Особого симулятора космического челнока, чтобы снова« летать »в Texas A & M» . Space.com . Получено 1 мая 2020 года .
  33. ^ Уинстон, Ханна. «История НАСА приземляется в музее Keystone Heights» . Гейнсвилл Солнце . Получено 1 мая 2020 года .
  34. ^ Перлман, Роберт (3 декабря 2010 г.). «НАСА предлагает космические плитки для школ» . Space.com . Получено 1 мая 2020 года .
  35. ^ «Шаттл технические факты» . Дань космическому трансферу. Европейское космическое агентство . Получено 5 января 2019 года .
  36. ^ Уилхит, Алан В. (июнь 1977 г.). Анализ отделения космического шаттла орбитального отверстия от большого транспортного самолета . Исследовательский центр НАСА/Лэнгли. п. 10. HDL : 2060/19770018245 . НАСА TM X-3492; 77N-25189. Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  37. ^ Jump up to: а беременный Чаффи, Норман, изд. (Январь 1985). Техническая конференция космического челнока, часть 1 . НАСА. HDL : 2060/19850008580 . НАСА CP-2342-PT-1; N85-16889. Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  38. ^ Хейл, Уэйн; Лейн, Хелен; Чаплин, Гейл; Lulla, Kamlesh, eds. (2011). «Космический шаттл и его операции» . Крылья на орбите: научное и инженерное наследие космического челнока, 1971-2010 . НАСА. п. 59. HDL : 2060/20110011792 . ISBN  978-0-16-086846-7 Полем НАСА SP-2010-3409. Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  39. ^ Уэйд, Марк. "Космический челнок" . Astronautix.com. Архивировано с оригинала 12 июля 2016 года . Получено 5 января 2019 года .
  40. ^ «Рентгеновская обсерватория Chandra быстрая обсерватория» . НАСА/Маршалл Космический Полет Центр. Август 1999 года. Архивировано с оригинала 12 февраля 2022 года . Получено 5 января 2019 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  41. ^ Kitmacher, Gary H., ed. (Август 2006 г.). «Транспорт/логистика» (PDF) . Справочное руководство по международной космической станции . НАСА. ISBN  0-9710327-2-6 Полем НАСА SP-2006-557. Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  42. ^ Система космического транспорта Haer № TX-116, стр. 59, примечание 205 Получено 8 июня 2017 г. Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  43. ^ Система космического транспорта Haer № TX-116, страница 55 Получено 24 июня 2014 г. Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  44. ^ «Транспортные средства орбиты» . НАСА. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Получено 13 марта 2013 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  45. ^ "Атлантида (OV-104)" . НАСА. Архивировано из оригинала 28 августа 2011 года . Получено 13 марта 2013 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  46. ^ «Challenger (STA-099, OV-99)» . НАСА. Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Получено 13 марта 2013 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  47. ^ «Discovery (OV-103)» . НАСА. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Получено 13 марта 2013 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  48. ^ "Endeavour (OV-105)" . НАСА. Архивировано из оригинала 1 мая 2011 года . Получено 13 марта 2013 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  49. ^ «Исторический космический шаттл, хранящий в Дауни, штат Калифорния» .
  50. ^ Перлман, Роберт З. (29 апреля 2016 г.). «Реплика на взлетно -посадочной полосе: макет Орбитатор приземляется на реальной полосе космического челнока» . Collectspace.
  51. ^ «« Резолюция », которое нельзя было сохранить» . 18 сентября 2012 года.
  52. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Чен, Адам (2012). Уоллак, Уильям; Гонсалес, Джордж (ред.). Празднование 30 лет программы космического челнока . Вашингтон, округ Колумбия, США: НАСА. п. 280. ISBN  978-0-16-090202-4 Полем Получено 11 октября 2012 года .
  53. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон «Факты НАСА: факты эпохи космического челнока» (PDF) . Джон Ф. Кеннеди Космический центр . Получено 14 декабря 2012 года .
  54. ^ "Enterprise (OV-101)" . Национальная авиационная и космическая администрация . Получено 19 октября 2012 года .
  55. ^ «Быстрые факты на космическом шаттле предприятия» . Fox News Insider . Fox News . Архивировано с оригинала 14 марта 2016 года . Получено 14 декабря 2012 года .
  56. ^ «Пространство: космический челнок Колумбия» . New York Times . Получено 19 октября 2012 года .
  57. ^ «Быстрые факты: космический челнок Колумбия» . Fox News . 2 февраля 2003 года. Архивировано с оригинала 19 ноября 2012 года . Получено 14 декабря 2012 года .
  58. ^ «Колумбия (OV-102)» . Национальная авиационная и космическая администрация . Получено 27 октября 2012 года .
  59. ^ «Challenger (STA-099, OV-99)» . Национальная авиационная и космическая администрация . Получено 27 октября 2012 года .
  60. ^ «Факты космического челнока» . Флорида сегодня . Получено 14 декабря 2012 года .
  61. ^ Уолл, Майк (19 апреля 2012 г.). «Открытие космического челнока: 5 удивительных фактов о старейшем орбитальном аппарате НАСА» . Space.com . Получено 15 декабря 2012 года .
  62. ^ «Орбит, космический челнок, OV-103, Discovery» . Смитсоновский национальный музей воздуха и космоса . Получено 26 февраля 2016 года .
  63. ^ Флетчер, Дэн (14 мая 2010 г.). «Космический шаттл Атлантида взрывается: пять быстрых фактов» . Время . Получено 15 декабря 2012 года .
  64. ^ «Факты запуска шаттла: 15 вещей, которые нужно знать о миссии космического челнока Атлантиды» . Флорида сегодня . Получено 15 декабря 2012 года .
  65. ^ «Космический шаттл усилил информационный бюллетень» . CBS News . Получено 15 декабря 2012 года .
  66. ^ «Космический шаттл усилил факты» . Флорида сегодня . Получено 15 декабря 2012 года .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35dec7e3b7a57ba987aef82a134dd259__1723063500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/59/35dec7e3b7a57ba987aef82a134dd259.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Space Shuttle orbiter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)