Санкхья-йога (Бхагавад-гита)
Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( сентябрь 2023 г. ) |
Санкхья-йога | |
---|---|
Информация | |
Религия | индуизм |
Автор | Традиционно приписывают Вьясе. |
Язык | санскрит |
Стихи | 72 |
Санкхья -йога ( санскрит : सांख्ययोग , латинизированная : Sāṃkhyayoga ) — вторая из восемнадцати глав Бхагавад-гиты . [1] Всего в главе 72 шлоки. [2] Эта глава является 26-й главой Бхишма Парвы , шестым эпизодом Махабхараты . [3]
Этимология
[ редактировать ]Самкхья-йога — термин из индуистского философского текста « Бхагавад-гита» .
- Санкхья относится к аналитическому подходу к распознаванию реальности посредством знания и понимания.
- Йога означает путь или дисциплину. В контексте Бхагавад-гиты санкхья-йога относится к пути познания, самореализации и понимания природы реальности.
Этимология предполагает объединение слов «Самкхья» и «Йога» для обозначения философских и духовных учений, изложенных в этом разделе текста.
Обзор
[ редактировать ]1-12 : Арджуна сбит с толку и морально обеспокоен на поле битвы. Кришна учит, что душа вечна и ее нельзя убить, бренно только тело. Он призывает Арджуну выполнить свой долг воина.
13-30 : Кришна объясняет природу души, подчеркивая, что она находится за пределами рождения и смерти. Он советует Арджуне подняться над привязанностями и сосредоточиться на самоотверженном выполнении своего долга.
31-38 : Кришна обсуждает концепцию дхармы , или долга, и объясняет, что Арджуна не должен подчиняться личным желаниям. Выполнение своего долга воина важнее.
39-53 : Кришна подробно описывает три гуны (качества), которые влияют на поведение человека: саттва (доброта), раджас (страсть) и тамас (невежество). Он подчеркивает необходимость преодоления этих гун для достижения духовного прогресса.
54-72 : Кришна восхваляет отречение и самообладание, подчеркивая, что истинная мудрость приходит от понимания себя, отличного от тела. Он призывает Арджуну действовать без привязанностей.
Содержание
[ редактировать ]В санкхья-йоге Кришна передает Арджуне глубокую мудрость , направляя его через моральные и экзистенциальные дилеммы. [4]
Глава начинается с того, что Арджуна выражает свое замешательство и нежелание участвовать в битве, что является метафорой жизненных проблем. Кришна отвечает, подчеркивая непостоянство физического тела и вечную природу души. Он объясняет, что душа ( Атман ) находится за пределами рождения и смерти, и поэтому Арджуне не следует скорбеть о физических телах, которые погибнут. [5]
Кришна представляет концепцию санкхьи , что означает знание или мудрость, и призывает Арджуну развивать беспристрастное и уравновешенное мышление. Он подчеркивает, что истинная мудрость предполагает видение за пределами двойственности удовольствия и боли, успеха и неудачи и сохранение незатронутости внешних обстоятельств. [6]
Кришна обсуждает различные пути к духовной реализации, включая Карма-йогу (йогу бескорыстного действия) и Джнана-йогу (йогу знания). Он подчеркивает, что выполнение своих обязанностей без привязанности к результату – залог достижения внутреннего покоя и духовного роста. [7]
Кришна обращается к сомнениям Арджуны по поводу отречения, объясняя, что истинное отречение заключается не в отказе от действий, а в отказе от привязанностей и стремления к плодам этих действий. [8] Он учит, что действия, совершаемые как подношение божеству, без корыстных мотивов, ведут к освобождению .
Кришна подчеркивает важность самоконтроля и дисциплины. Он сравнивает беспокойный ум с диким ветром, который можно укротить практикой и отстраненностью. Овладев разумом, люди могут сохранять равновесие перед лицом трудностей.
Глава завершается тем, что Кришна подчеркивает важность веры и самоотречения. Он призывает Арджуну подчинить свою волю божественному и довериться великому космическому порядку. Истинное знание, объясняет Кришна, ведет к самореализации и освобождению от цикла рождений и смертей .
Подводя итог, можно сказать, что вторая глава « Бхагавад-гиты» , «Самкхья-йога», представляет собой глубокие рассуждения о природе личности, важности бескорыстных действий и пути к духовному просветлению. Кришна учит Арджуну преодолевать двойственность жизни, развивать непривязанность и применять дисциплинированный и сбалансированный подход к трудностям. Глава закладывает основу для понимания сути йоги, которая представляет собой союз индивидуальной души с космическим сознанием.
Темы
[ редактировать ]Глава «Самкхья-йога» в « Бхагавад-гите» излагает темы, которые дают понимание природы реальности, человеческого существования и пути к духовному просветлению.
- Самопознание. В этой главе подчеркивается важность понимания своей истинной природы и различения вечной души (Атмана) и временного физического тела. [9]
- Отстраненность. Санкхья-йога выступает за непривязанность к материальному миру и призывает людей выполнять свои обязанности, не привязываясь к результатам. [10]
- Дисциплина и сосредоточенность. Арджуне рекомендуется сосредоточиться на своем долге воина, не поддаваясь эмоциям, подчеркивая важность дисциплины и умственной сосредоточенности. [11]
- Природа реальности. Исследуется различие между физическим и духовным царствами, подчеркивая нетленную и вечную природу души. [12]
- Отказ от действий. Глава поощряет самоотверженное выполнение действий и посвящение результатов высшей цели, выходя за рамки эгоистичного стремления к личной выгоде. [13]
- Интеллектуальное исследование. Стремление Арджуны к знаниям побуждает Кришну высказывать философские идеи, поощряя рациональные исследования для достижения духовной мудрости.
- Путь к освобождению. Санкхья-йога прокладывает путь к освобождению через знание, подчеркивая важность понимания взаимосвязанности всех существ и признания высшей реальности.
Эти темы одинаково направляют Арджуну на его пути к самореализации, предлагая учения о природе существования, долге и стремлении к духовному просветлению.
Значение
[ редактировать ]Санкхья-йога имеет большое значение, поскольку в Гите она закладывает основополагающие принципы и служит кратким изложением всего Священного Писания.
Санкхья-йога обращается к фундаментальным темам долга, бескорыстного действия и природы реальности. Кришна наделяет Арджуну неизменной мудростью, помогая ему подняться над своими внутренними конфликтами и выполнить свои обязанности. В учениях подчеркивается важность выполнения своего долга без привязанности к результатам, что является центральной концепцией Карма Йоги .
Кришна вводит концепцию вечной души (Атмана) и временной природы физического тела. Он объясняет, что душа бессмертна, и ее сущность остается нетронутой ни рождением, ни смертью. Это понимание закладывает основу для понимания более глубоких концепций текста, таких как бессмертие души и идея самореализации.
Санкхья-йога также вводит концепцию санкхьи, что означает анализ или проницательность. Этот аналитический подход предполагает различие между временными и вечными аспектами существования, что ведет к глубокому пониманию реальности и пути к освобождению.
Более того, санкхья-йога — это мост, соединяющий первоначальное эмоциональное смятение Арджуны с последующим философским дискурсом. Оно обеспечивает переход от первоначального нежелания Арджуны выполнять свой долг воина к его готовности постичь более глубокие истины существования.
По сути, санкхья-йога служит краеугольным камнем Бхагавад-гиты , представляя необходимые учения, которые подготавливают почву для последующих глав. Акцент на долге, бескорыстном действии, природе души и аналитической проницательности отражает суть всей Гиты, делая ее важной главой, закладывающей основу для духовного просветления и самореализации. [14]
Наследие
[ редактировать ]Стих 47 этой главы текста звучит следующим образом:
карманьевадхикарасте ма пхалешу кадачана
ма кармафалахетурбхурма те санго'ствакармани Твое право — трудиться, но никогда не получать его плоды; пусть плоды действий не будут твоим мотивом, и пусть твоя привязанность не будет к бездействию.— Бхагавад Гита , 2.47.
Следующая шлока широко используется в Индии. Это была вступительная песня к фильму BR Films Б. Р. Чопры . Шлока была использована Рамом Чараном в » года Раджамули «RRR на телугу 2022 фильме СС .
движения за независимость Индии Лидер Махатма Ганди интерпретировал главу санкхья-йоги в Бхагавад-гите, вращающуюся вокруг бескорыстного действия , непривязанности и концепции долга. Он считал, что люди должны сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, не привязываясь к результатам. Эта философия определяла его подход к ненасильственному сопротивлению, когда действия предпринимались искренне и без стремления к личной выгоде. Ганди подчеркивал важность самодисциплины и отказа от материальных желаний, что соответствует учению Гиты о непривязанности. Его наследие в санкхья-йоге заключается в применении этих принципов к социальной и политической активности, защите справедливости, равенства и свободы мирными средствами. Эта интерпретация продолжает вдохновлять людей во всем мире заниматься самоотверженным служением и способствовать позитивным социальным изменениям. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саркер, Сунил Кумар (май 1999 г.). Гита в английском стихе . Atlantic Publishers & Dist. стр. XIX. ISBN 978-81-7156-578-8 .
- ^ Бхаттачарья, Гуниндра Лал (1993). Кришна из Гиты: размышления и необходимость перегруппировки текста Гиты . Мастерская писателей. п. 142. ИСБН 978-81-7189-478-9 .
- ^ «ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ» , Шестая книга Махабхараты (Том 1) , NYU Press, стр. 105–170, doi : 10.2307/j.ctt1bmzmj1.9 , получено 4 августа 2023 г.
- ^ Диллема, ФРВ; Стабель-Куло, Т. (2003). «Безопасность со вкусом песто» . 22-й Международный симпозиум по надежным распределенным системам, 2003 г. Труды . IEEE-компьютер. Соц. стр. 241–249. дои : 10.1109/reldis.2003.1238074 . ISBN 0-7695-1955-5 . S2CID 16132317 .
- ^ Шарма, Амия Бхушан (9 января 2018 г.). «Аристотель, Платон и Бхагвад-гита о «Душе» » . Журнал Индийского совета философских исследований . 35 (2): 279–295. дои : 10.1007/s40961-017-0127-5 . ISSN 0970-7794 . S2CID 256469242 .
- ^ Страуд, Барри (19 июля 2018 г.). «Чувства и описание чувств» . Оксфордская стипендия онлайн . дои : 10.1093/oso/9780198809753.003.0012 .
- ^ «Транснациональный рост сваминараянского индуизма» , Введение в сваминараянский индуизм , Cambridge University Press, стр. 212–254, 2018 г., номер документа : 10.1017/9781108332989.009 , ISBN. 9781108332989 , получено 12 августа 2023 г.
- ^ Джайн, Панкадж (март 2010 г.). «Отречение и неотречение в индийских фильмах» . Религиозный компас . 4 (3): 157–165. дои : 10.1111/j.1749-8171.2009.00198.x . ISSN 1749-8171 .
- ^ «Какое самопознание?» , Самопознание и самообман , Пэлгрейв Макмиллан, 2015, doi : 10.1057/9781137538222.0004 , ISBN 9781137538222 , получено 12 августа 2023 г.
- ^ Бринтон, Дэниел А.; Уилкинсон, Чарльз П. (17 сентября 2009 г.), «Профилактика отслоения сетчатки» , Отслойка сетчатки , Oxford University Press, doi : 10.1093/oso/9780195330823.003.0011 , ISBN 978-0-19-533082-3 , получено 12 августа 2023 г.
- ^ «Фокус» . Фокус . 2016. doi : 10.5040/9781350980112 .
- ^ «Что такое дополненная реальность и виртуальная реальность?» , Reality Media , The MIT Press, 2021, doi : 10.7551/mitpress/11708.003.0005 , ISBN 9780262366250 , получено 12 августа 2023 г.
- ^ Еврокод 1. Действия над конструкциями , Британские стандарты BSI, doi : 10.3403/03252196u , получено 12 августа 2023 г.
- ^ Санкхья-йога — самая значительная глава Бхагавад-гиты , поскольку она служит основой всей будущей книги .
- ^ Гири, Ананта Кумар (21 сентября 2021 г.), «Махатма Ганди и Шри Ауробиндо» , Лондон: Routledge India, стр. 1–37, doi : 10.4324/9781003097259-1 , ISBN 978-1-00-309725-9 , получено 12 августа 2023 г.
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )