Этта Мотен Барнетт
Этта Мотен Барнетт | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Веймар, Техас , США | 5 ноября 1901 г.
Умер | 2 января 2004 г. | ( 2004-01-02 )
Род занятий | Актриса, певица, представительница культуры США в Африке. |
Годы активности | 1929–1952 |
Супруги |
|
Дети | 3 |
Этта Мотен Барнетт (5 ноября 1901 – 2 января 2004) была американской актрисой и вокалисткой контральто , которую отождествляли с ее фирменной ролью «Бесс» в «Порги и Бесс » . [ 1 ] Она создала новые роли для афроамериканок на сцене и экране. После своей исполнительской карьеры Барнетт активно работала в Чикаго в качестве крупного филантропа и гражданского активиста, собирая средства и поддерживая культурные, социальные и церковные учреждения. [ 2 ] Она также вела радиопрограмму в Чикаго и представляла Соединенные Штаты в нескольких официальных делегациях стран Африки. [ 3 ] [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Этта Мотен родилась в Веймаре, штат Техас , в семье методистского священника преподобного Фримена Ф. Мотена и учительницы, его жены Иды Норман Мотен. [ 1 ] Еще ребенком она начала петь в церковном хоре.
Семья Этты придавала большое значение образованию, поскольку ее родители следили за тем, чтобы ее зачислили в хорошие школы, куда бы они ни переезжали. [ 5 ] Этта училась в средней школе колледжа Пола Куинна в Уэйко, штат Техас. [ 6 ] Затем она поступила в Западный университет , исторически сложившийся колледж для чернокожих (HBCU) в Киндаро, штат Канзас , где изучала музыку. Чтобы оплатить обучение, она присоединилась к квартету на радио WREN в Топике, выступала в Чаутокуа и проводила лето с группой Jackson Jubilee Singers. Она завершила образование в Канзасском университете , где в 1931 году получила степень бакалавра голоса и драмы. [ 7 ] Она стала первой студенткой, которая выступила с сольным концертом в недавно построенной аудитории Hoch Auditorium кампуса. Мотен стала членом женского общества Alpha Kappa Alpha , которое обеспечивало сеть связей на протяжении всей ее карьеры. [ нужна ссылка ]
Карьера
[ редактировать ]Первая работа Этты Мотен Барнетт началась в Университете Линкольна. Она получила контракт на преподавание, который продлился недолго, когда отец сообщил ей, что она переезжает в Нью-Йорк. Мотен переехала в Нью-Йорк, где впервые выступила в качестве солистки хора Евы Джесси . Джесси была новаторским соавтором Вирджила Томсона и Джорджа Гершвина . В 1931 году она выступала в «Форсаже»; музыкальное ревю, написанное Зорой Нил Херстон . [ 6 ] Мотен был задействован в бродвейском шоу «Зомби» .
Она сыграла в двух музыкальных фильмах, выпущенных в 1933 году: «Полет в Рио» (исполняя « Кариоку ») и более существенную роль военной вдовы в Басби Беркли мюзикле «Золотоискатели» 1933 года (исполняя эмоциональную песню «My Forgotten Man» с Джоан). Блонделл ). Также в 1933 году она озвучила пение Терезы Харрис в «Профессиональной возлюбленной» .
До этого момента изображение чернокожих женщин в кино ограничивалось горничными или нянями ( архетип мамочки ). Мотен совершила прорыв в своих ролях в этих фильмах и считается первой чернокожей женщиной, сделавшей это. [ 8 ]
31 января 1934 года Мотен стал первым афроамериканцем, выступившим в Белом доме в 20 веке, первым за более чем 50 лет с тех пор, как Мари Селика Уильямс выступала перед президентом Резерфордом Б. Хейсом и первой леди Люси Уэбб Хейс в 1878 году. исполнила «Забытого человека» из своего фильма «Золотоискатели 1933 года» для президента Франклина Делано Рузвельта на праздновании его дня рождения. [ 5 ] Песня перекликалась с предвыборным обещанием Рузвельта о том, что он будет помнить «забытого человека».
Этта Мотен Барнетт пересекла границу за десятилетия до того, как в музыкальной индустрии появилось это словосочетание. Обеспокоенная едва заметной, но постоянной расовой дискриминацией, Этта упорствовала, полагая, что ей нужно быть «вдвое лучше, чтобы вообще чего-то добиться».
Гершвин рассказал о том, как она исполнила партию «Бесс» в своем новом произведении «Порги и Бесс» , которое он написал специально для нее. Она боялась попробовать роль, выходящую за рамки ее естественного диапазона контральто. В возрождении 1942 года роль Бесс была переписана. Она согласилась на роль «Бесс», но не стала петь слово «ниггер», которое впоследствии Айра Гершвин выписала из либретто. Благодаря своим выступлениям на Бродвее и с национальной гастрольной труппой до 1945 года она сделала Бесс своей фирменной ролью. [ 1 ]
Она прекратила выступать в 1952 году из-за проблем с голосом после того, как врачи обнаружили у нее кисту на голосовых связках, потребовавшую хирургического вмешательства. После смерти мужа Клода Барнетта в 1967 году она жила в Чикаго, где стала активным членом Национального совета негритянских женщин , Чикагской лирической оперы и Филдового музея . Она также работала в музее DuSable и Общественном центре искусств Саут-Сайда . [ нужна ссылка ]
Помимо деятельности с общественными организациями, Мотен Барнетт была членом правления как The Links , организации по обслуживанию афроамериканских женщин, так и ее женского общества Alpha Kappa Alpha . Она также принимала активное участие в Международного женского года в 1980-х годах. мероприятиях [ нужна ссылка ]

Культурные миссии
[ редактировать ]В 50-х и 60-х годах Мотен Барнетт вел радиошоу в Чикаго под названием «Я помню, когда» . Десятки записей « Я помню, когда» доступны в Библиотеке Конгресса и в библиотеке Шомбурга в Нью-Йорке. [ 9 ] По словам историка Анджелы Тейт, программа Мотен Барнетт, которая охватывала широкий спектр культурных вопросов, была, пожалуй, первой «радиопередачей чернокожих женщин, созданной для чернокожих слушателей, которая также имела более широкую аудиторию». [ 9 ]
Правительство Соединенных Штатов назначило ее представителем в культурных миссиях в десять африканских стран. Брак Этты с Клодом Барнеттом дал ей возможность поехать в Африку. Клод, как глава Associated Negro Press, вместе с Эттой и другими членами организации часто посещал континент, чтобы получить информацию об африканских новостях для ANP, чтобы включить ее в свои выпуски. [ 10 ] 6 марта 1957 года Мотен Барнетт взяла интервью у доктора Мартина Лютера Кинга-младшего в Аккре, Гана , где они оба присутствовали на праздновании независимости Ганы от Великобритании — она была женой Клода Барнетта, видного члена партии. официальная делегация США во главе с вице-президентом Ричардом Никсоном и Кингом, только что пережившим автобусный бойкот в Монтгомери , как человек, заинтересованный в освобождении угнетенных людей во всем мире, но с нет официального места в праздновании Дня независимости Ганы. [ 11 ] Запись этого разговора, сделанная в радиостудии Ганы, где Мотен Барнетт собирала записи для своих передач в Чикаго, также доступна в Библиотеке Конгресса и Библиотеке Шомбурга.
Личная жизнь
[ редактировать ]Примерно в 1918 году она вышла замуж за Кертиса Брукса, который был ее учителем в средней школе. У них было три дочери: Сью, Глэдис и Этта Ви, но они развелись после шести лет брака.
В 1934 году, живя и работая в Нью-Йорке, Мотен вышла замуж во второй раз за Клода Альберта Барнетта , главу Associated Negro Press в Чикаго. Они были счастливы в браке 33 года, вплоть до его смерти в 1967 году. [ 12 ]
Этта Мотен Барнетт умерла от рака поджелудочной железы в больнице Милосердия в Чикаго в 2004 году в возрасте 102 лет.
Наследие и почести
[ редактировать ]- 1943 – Канзасский университет, почетная грамота.
- 1958 – Национальная ассоциация деловых и профессиональных женщин, награда за заслуги.
- 1973 – Африканский центр Университета Атланты, награда за вклад в афроамериканскую музыку.
- 1974 - ПОДОЖДИТЕ, благодарность за вклад в развитие города Чикаго.
- 1979 - введен в Зал славы чернокожих кинематографистов , отмечен как: актриса, концертная артистка. [ 13 ]
- 1983 - Премия Кэндис от Национальной коалиции 100 чернокожих женщин [ 14 ]
- 1988 - Благодарность Афро-американского института за заслуги перед Африкой. [ 15 ]
- 1993 – Орден Линкольна от штата Иллинойс. [ 15 ] [ 16 ]
- 2001 г. - принят в Центр Эмили Тейлор по делам женщин и гендерного равенства, Канзасский университет. [ 17 ]
- Почетные степени
- 1976 – Университет Атланты.
- 1983 – Колледж Спелмана.
- 1987 – Университет Иллинойса.
- 1989 – Университет Линкольна (Пенсильвания).
- 1989 – Центральный университет Северной Каролины. [ нужна ссылка ]
Работа
[ редактировать ]Этап
[ редактировать ]- Форсаж , музыкальное ревю (1931)
- Зомби , пьеса (1932)
- Порги и Бесс , музыкальное возрождение (1943)
- Лисистрата , комедия Аристофана с черным актерским составом (1946)
Фильмография
[ редактировать ]- Дамы, о которых они говорят (1933) как Singing Inmate (голос, в титрах не указан)
- Золотоискатели 1933 года (1933) как певец "Remember My Forgotten Man" (в титрах не указан)
- Бомба (1933) как Певица (сцены удалены)
- Полет в Рио (1933) как Цветной певец
- Professional Sweetheart (1933) (дублированный певческий голос Терезы Харрис )
- Оператор 13 (1934) как Раб на медицинском шоу (в титрах не указан)
- Зеленые пастбища (1936) как Ангел (в титрах не указан)
- День на скачках (1937) как Black Singer (в титрах не указан)
- Рожденный петь (1942) как солист - «Баллада для американцев» (в титрах) (последняя роль в кино)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джон Трёссер (1 февраля 2005 г.). «Десять вещей, которые вы должны знать об Этте Мотен Барнетт» . Техасские побеги . Проверено 22 января 2008 г.
- ^ Хайн Кларк, Дарлин (1997). Факты о файловой энциклопедии чернокожих женщин в Америке Музыка . Нью-Йорк, Нью-Йорк: факты о файловых книгах. стр. 63–65. ISBN 0-8160-3424-9 .
- ^ «Этта Мотен Барнетт» . Энциклопедия мировой биографии . Cengage/через-Encyclepedia.com
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ «Этта Мотен Барнетт, 102 года» . Чикаго Трибьюн . 4 января 2004 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Барфорд, Мэри Флоренс, «БЛИЗОСТЬ И АВТОНОМИЯ: АМЕРИКАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ХХ ВЕКА И СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ» (2015). Диссертации в открытом доступе. 1088. https://docs.lib.purdue.edu/open_access_dissertations/1088 .
- ^ Jump up to: а б «Надвигается мировая война». Взлет и падение агентства Associated Negro Press: Панафриканские новости Клода Барнетта и парадокс Джима Кроу , ДЖЕРАЛЬД ХОРН, University of Illinois Press, Урбана; Чикаго; Спрингфилд, 2017, стр. 51–64. JSTOR , www.jstor.org/stable/10.5406/j.ctt1ws7w2c.6. По состоянию на 22 ноября 2020 г.
- ^ «Певица-актриса, выпускница Калифорнийского университета была образцом для подражания». Архивировано 22 июля 2010 г. на Wayback Machine , Wichita Eagle и Kansas.com , 19 июля 2010 г.
- ^ «Черная актриса-новатор, певица умерла в возрасте 102 лет; Этта Моттен Барнетт «сыграла достойную роль в картинах».» Los Angeles Sentinel , январь 2005 г., стр. A.13 . ПроКвест 369340400
- ^ Jump up to: а б Тейт, Анджела (1 сентября 2021 г.). «Звук: Архив Этты Мотен Барнетт, диаспора и радиоактивизм в холодной войне» . Резонанс . 2 (3): 395–410. дои : 10.1525/res.2021.2.3.395 . ISSN 2688-867X . S2CID 239225318 .
- ^ «Клод Барнетт». Американские журналисты: получение истории , Дональд А. Ричи, Oxford University Press, 2007, стр. 199.
- ^ Кинг, Мартин Лютер младший (6 марта 1957 г.). Этта Мотен Барнетт.pdf «Интервью Этты Мотен Барнетт» (PDF) (интервью: стенограмма). Беседовала Этта Мотен Барнетт. Аккра, Гана: Стэнфордский университет | Мартин Лютер Кинг-младший. Научно-исследовательский и образовательный институт . Проверено 15 сентября 2020 г.
{{cite interview}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Этта Мотен Барнетт вспоминает свою жизнь с Клодом Барнеттом (4 февраля 1993 г.). «Биография Этты Мотен Барнетт» . Создатели истории . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ «Архивы Зала славы черных кинематографистов» . Архивировано из оригинала 11 июля 2019 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
(примечание: нажмите на изображение «Призывники» 3 из 5 и изображения «Призывники и почетные работники 1974–1993» 110 и 116 из 295)
- ^ «Лауреаты премии Кэндис 1982–1990» . Национальная коалиция 100 чернокожих женщин . п. 1. Архивировано из оригинала 14 марта 2003 г.
- ^ Jump up to: а б «Документы Этты Мотен Барнетт» . Публичная библиотека Чикаго . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ «Лауреаты по алфавиту» . Академия Линкольна в Иллинойсе . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ «Вводная статья Центра Эмили Тейлор» (PDF) . 2001.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саузерн, Эйлин (1997). Музыка чернокожих американцев: история (Третье изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 0-393-97141-4 .
- Вернон, Энн (1997). Этта Мотен Барнетт: дань уважения Канзас-Сити.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Афроамериканские певицы XX века
- Американские певцы 20-го века
- Американские оперные певицы 20-го века
- Афро-американские оперные певицы
- Американские оперные контральто
- Смертность от рака поджелудочной железы в Иллинойсе
- Люди из Веймара, Техас
- Певцы из Техаса
- Выпускники Канзасского университета
- 1901 рождений
- 2004 смертей
- Афро-американские методисты
- Актрисы из Техаса
- Афро-американские актрисы
- Американские киноактрисы
- Актрисы американского музыкального театра
- Американские актрисы театра
- Афро-американские долгожители
- Американские актрисы 20-го века
- Классические музыканты из Техаса
- Американские женщины-долгожители
- Методисты 20-го века
- Члены Связей
- Радиоведущие из Чикаго