Нэнси Стораче

Анна (или Энн ) Селина Стораче (англ. Итальянский: [stoˈratʃe] ; [ 1 ] 27 октября 1765 г. - 24 августа 1817 г. [ 2 ] ), известная профессионально как Нэнси Стораче , была английской оперной сопрано . партия Сюзанны в Моцарта опере «Свадьба Фигаро» Для нее была написана и впервые исполнена .
Она родилась в Лондоне и начала свою певческую карьеру как вундеркинд в Англии в возрасте 12 лет. Это привело к дальнейшему обучению в Италии и к успешной певческой карьере там в конце 1770-х годов. Находясь в Монце (или незадолго до этого в Милане) в 1782 году, [ 3 ] она была принята на работу в новую итальянскую оперную труппу императора Иосифа II в Вене, где собравшиеся певцы, присоединившиеся к ней, «созданные за два года до премьеры «Женитьбы Фигаро» , были объединены в лучший ансамбль буйвола. где угодно». [ 4 ]
В Вене она подружилась с Моцартом и Йозефом Гайдном . Внезапная потеря голоса в 1785 году заставила ее уйти со сцены на пять месяцев; хотя ее карьера продолжала быть успешной, она так и не восстановила свое прежнее вокальное мастерство. Выйдя замуж в 1784 году, она покинула Вену в 1787 году и вернулась в Лондон, где продолжила свою карьеру, в частности, пела в своего брата Стивена Стораче операх . Она осталась в Лондоне, но к 1808 году ушла со сцены. Она умерла в 1817 году.
Родословная и детство
[ редактировать ]Матерью Нэнси Стораче была Элизабет Труслер, дочь кондитера и владелицы Мэрилебон Гарденс . [ 5 ] Ее отцом был Стефано Стораче, итальянец, эмигрировавший в Ирландию в 1750 году и работавший там контрабасистом до 1756 года. [ 6 ] К 1759 году он выступал в Лондоне; рецензент назвал его «первым исполнителем своего времени на контрабасе». [ 6 ] оперы Стораче также перевел либретти с итальянского на английский и аранжировал музыку для спектакля. Их старший ребенок Стивен Стораче , также добившийся известности как музыкант, родился в 1762 году.
Нэнси Стораче родилась в 1765 году в Лондоне. Она была вундеркиндом: впервые выступила публично в Саутгемптоне в 1773 году; в апреле 1774 года она впервые выступила в Лондоне в театре Хеймаркет . Она училась вокалу у знаменитого кастрата Венанцио Рауццини исполнила партию Купидона в опере Рауццини «Любовный Али» и 29 февраля 1776 года .
Италия
[ редактировать ]В 1778 году Стораче отправилась в Неаполь в компании своих родителей; ее старший брат Стивен уже учился там композицию. [ 7 ] Она училась в Венеции у Антонио Саккини . Визит в Италию стал продолжительным, поскольку Стораче начал там очень успешную карьеру, исполняя сначала второстепенные партии, затем главные. Специально для нее композитор Джузеппе Сарти написал свою оперу «Fra i Due tiganti il terzo gode» (1782, Милан); оно добилось больших успехов. [ 8 ] вскоре после этого Стораче был завербован в Вену вместе с выдающимся бассо-буффо Франческо Бенуччи . Стораче в роли примадонны и Бенуччи, который также пел с ней, предложили высокие зарплаты, более 4000 флоринов.
Находясь в Италии, Стораче познакомилась с ирландским тенором Майклом Келли , который долгое время был ее коллегой и другом. Келли часто упоминает ее в своих мемуарах.
Мастерство и уверенность в себе молодого сопрано иллюстрирует часто повторяемый анекдот, рассказанный Келли:
- Ее очень любили, и послесловие пошло во Флоренцию, где знаменитая певица-сопрано Маркези [кастрат] работала в театре «Пергола». Он был тогда в расцвете сил и привлекал не только всю Флоренцию, но, можно сказать, всю Тоскану. Стораче был приглашен спеть вторую женщину в своих операх; и своему внезапному подъему в своей профессии она обязана следующему обстоятельству, хорошо известному на всем континенте. Бьянки сочинил знаменитую каватину « Semianza amabile del mio bel only », которую Маркези исполнил с восхитительным вкусом; в одном отрывке он набрал волетту из полутонов октав , последнюю из которых он произнес с такой изысканной мощью и силой, что ее с тех пор называли « La Bomba di Marchesi!» Сразу после этой песни Стораче пришлось ее спеть, и он был полон решимости также вывести на поле бомбу. Она попыталась это сделать и выполнила, к восхищению и изумлению публики, но к ужасу бедного Маркези. Кампильи, менеджер, попросил ее прекратить это, но она категорически отказалась, заявив, что имеет такое же право демонстрировать силу своей бомбы, как и любой другой. Разногласия были прекращены заявлением Маркези, что, если она не покинет компанию, он бы это сделал; и как бы несправедливо это ни было, управляющему пришлось уволить ее и нанять другую даму, которая не была столь амбициозна в выставлении напоказ бомбы. [ 9 ]
Голдовский предполагает, что такими подвигами Стораче «посеял семена» более поздних проблем с вокалом:
- Как скажет вам любой учитель пения, пятнадцатилетняя или шестнадцатилетняя девочка, поддерживающая чрезвычайно высокие тона «с исключительной мощью и силой», скорее всего, рано или поздно повредит свои голосовые связки. [ 10 ]
Вена
[ редактировать ]В 1783 году австрийский император Иосиф II основал новую оперную труппу, специализирующуюся на итальянской опере-буффа. [ 11 ] В то время Стораче пел в театре Сан-Самуэле в Венеции. Граф Джакомо Дураццо , который был одновременно опытным бывшим театральным режиссером и послом императора, [ 12 ] помолвлен с Майклом Келли, как он заявляет в своих «Воспоминаниях» . Благодаря дальнейшему привлечению такого либреттиста Лоренцо да Понте был сформирован выдающийся ансамбль. [ 4 ]
Венские спектакли
[ редактировать ]По словам Доротеи Линк, за время пребывания в Вене Стораче исполнила около 20 опер. [ 13 ] Она пела на нескольких мировых премьерах 1780-х годов, в том числе Сюзанну в опере Моцарта «Свадьба Фигаро» (с Бенуччи в главной роли), графиню в ( Сальери «Школе гелози» также с Бенуччи) и Анжелику в опере Висенте Мартина и Солера . s Добросердечный скряга .
Стораче, кажется, часто производил сильное впечатление на зрителей. Хантер описывает и цитирует дневник графа Карла фон Цинцендорфа , государственного чиновника, регулярно посещавшего театр во времена Стораче:
- [Его] комментарии 1783 года о Нэнси Стораче в роли Дорины в «Фраке и тяжбе» кажутся поразительно неосторожными: «Стораче играла [роль] как ангел. Ее красивые глаза, белая шея, красивое горло, свежий рот производили очаровательный эффект. ." Его комментарии 1787 года о дуэте «Pace, caro mio sposo» в «Una cosa rara» предполагают аналогичный энтузиазм по поводу музыки, которую пел Стораче: «Я нахожу дуэт Мандини и Стораче настолько нежным и таким выразительным, что он представляет опасность для молодого зрители, чтобы увидеть это с холодной головой, нужно иметь некоторый опыт». [ 14 ]
После того, как Стораче покинула Вену в 1787 году, в дневниковых записях Зинцендорф неоднократно выражалось сожаление о том, что более поздние сопрано не смогли соответствовать ее выступлениям. [ 15 ]
Венгерский поэт Ференц Казинци посетил спектакль «Женитьба Фигаро» и позже вспоминал, какое сильное впечатление произвело на него это произведение, в частности упомянув Стораче:
- Стораче, прекрасная певица, очаровала глаз, слух и душу. – Моцарт руководил оркестром, играя на фортепиано ; радость, которую вызывает эта музыка, настолько далека от всякой чувственности, что о ней нельзя говорить. Где же найти слова, достойные описать такую радость? [ 16 ]
Дружба с Гайдном и Моцартом
[ редактировать ]Стораче был в дружеских отношениях как с Моцартом, так и с Йозефом Гайдном. Моцарт жил и работал в Вене с 1781 года; Гайдну нравились визиты в Вену, но работа у принца Николауса Эстерхази была вынуждена проводить большую часть времени в Эстерхазе , Венгрия, и Айзенштадте , Австрия.
Гайдна Стораче спела в оратории Il ritorno di Tobia в марте 1784 года. Позже Гайдн посетил Стораче с ее братом Стефаном в их доме и играл камерную музыку. [ 17 ] Он также написал кантату «для голоса моего дорогого Стораче», предположительно Miseri noi , H. XXIVa. [ 18 ]
Стораче тесно сотрудничал с Моцартом над «Женитьбой Фигаро» , премьера которого состоялась в Вене 1 мая 1786 года; возможно, ее живая актерская манера послужила источником вдохновения для создания главной героини Сюзанны. [ нужна ссылка ] Моцарт, очевидно, тут же внес изменения в вокальную партию в ответ на особые потребности Стораче. Автор Пьеро Мелограни , развивая более ранние утверждения музыковеда Альфреда Эйнштейна , предположил, что у Моцарта и Стораче мог быть роман. [ 19 ]
Собираясь покинуть Вену, Стораче выступила на прощальном концерте 23 февраля 1787 года. По этому случаю Моцарт написал для него концертный речитатив и арию « Ch'io mi scordi di te? [...] Non temer, amato bene» для ее. Произведение, озаглавленное « Recitativo con Rondò. Composto per la Sigra: storace / dal suo servo ed amico W: A: Mozart. / viena li 26 / di dec br: 786 », представляет собой дуэт для сопрано и фортепиано с оркестром. что, учитывая примечание Моцарта в его собственном тематическом каталоге (« Scena con Rondò mit klavierSolo. für Mad:selle storace und mich.»), скорее всего, была исполнена ею на прощальном концерте с самим Моцартом в партии фортепиано. британскому композитору Питеру Сиборну поручил В 2011 году Государственный оркестр Рейнской филармонии написать оркестровое произведение «Tu Sospiri», взяв за отправную точку слова из этой концертной арии. [ 20 ]
Провал ее голоса
[ редактировать ]1 июня 1785 г. [ 21 ] У Стораче катастрофически пропал голос во время исполнения оперы ее брата Gli sposi Malcontenti («Несчастная супружеская пара»). Келли описывает это событие в своих мемуарах:
- Была поставлена новая опера, сочиненная Стивеном Стораче... Мы с синьорой Стораче сыграли в ней две основные партии. В середине первого акта Стораче вдруг потеряла голос и не могла произнести ни звука в течение всего спектакля; это, естественно, ошеломило как публику, так и исполнителей. Потеря первой певицы, бывшей большой и заслуженной любимицей, стала для композитора, ее брата, тяжелым ударом. Я никогда не забуду ее отчаяние и разочарование, но тогда она не была готова к масштабам своего несчастья, поскольку к ней не удалось достаточно восстановить голос, чтобы выступать на сцене в течение пяти месяцев. [ 22 ]
Осенью 1785 года Моцарт сотрудничал с Антонио Сальери (в операх которого также выступал Стораче) и неизвестным композитором Корнетти над короткой кантатой под названием Per la ricuperata salute di Ofelia , посвященной возвращению Стораче на сцену. Считалось, что кантата была утеряна до тех пор, пока ее не обнаружил в ноябре 2015 года музыковед и композитор Тимо Йоуко Херрманн во время исследования Сальери в коллекциях Чешского музея музыки. [ 23 ]
Даже после того, как пятимесячное отсутствие закончилось, голос Стораче, по-видимому, был далек от полного восстановления. Голдовский вспоминает уловки, которые использовали Сальери и Моцарт, чтобы позволить выздоравливающему сопрано играть главные роли в их операх; Моцарт, в частности, переписал отрывки из «Женитьбы Фигаро» на более низкий тон, чтобы помочь Стораче пережить свои выступления. В современных спектаклях используются значения высоты звука, присвоенные Моцартом более поздним сопрано в спектаклях возрождения в Праге и Вене. [ 24 ]
Брак и личная жизнь
[ редактировать ]29 марта 1784 г. [ 25 ] она была замужем за Джоном Абрахамом Фишером , 40-летним композитором и скрипачом. [ 8 ] Брак сложился плохо, поскольку Фишер оскорблял ее и, возможно, избивал. [ 26 ] Известие об этом дошло до императора, который принимал активное участие в управлении своей оперной труппой, и он приказал Фишеру покинуть Вену. [ 27 ] Фишер подчинился и перебрался в Ирландию. Стораче была беременна ребенком, который родился 30 января 1785 года; эта дочь, Джозефа Фишер, дожила до 17 июля 1785 года. [ 28 ]
Англия
[ редактировать ]
В 1787 году она вернулась в Англию, где в том же году впервые появилась в Королевском театре в Лондоне. [ 29 ] Фактически, она надеялась вернуться в Вену на пасхальный сезон 1788 года, но оперный бюджет императора больше не позволял этого, поскольку он начал дорогостоящую войну с Турцией . [ 30 ]
Она внесла большой вклад в успех опер своего брата Стивена Стораче, в том числе «Башня с привидениями» и «Осада Белграда» , а также появилась на праздновании памяти Генделя в Вестминстерском аббатстве в 1791 году. [ 29 ] и многочисленные концерты. [ 31 ]
В 1791 году Йозеф Гайдн прибыл в Лондон в первый из двух своих визитов туда, во время которых он добился богатства и славы и для которых сочинил свои двенадцать лондонских симфоний . В это время Стораче возобновила дружбу и сотрудничество с Гайдном. [ 32 ] Она появилась на первых двух концертах Salomon , на которых звучала музыка Гайдна. [ 33 ] Также она пела на девятом и одиннадцатом концертах. [ 34 ] а также на благотворительном концерте Гайдна, [ 35 ] и на концерте, посвященном присвоению Гайдну звания почетного доктора Оксфордского университета. [ 36 ] Она также выступала на концертах с Гайдном во время его второго визита в 1794/1795 году. [ 37 ]
Примерно в 1796 году Стораче начал длительную связь с тенором Джоном Брэмом , хотя они так и не поженились. [ 38 ] Их разрыв в 1815 году был резким и, возможно, способствовал внезапной смерти Стораче в следующем году; во всяком случае, их сын, Уильям Спенсер Харрис Брэм, определенно в это верил. Спенсер, ставший англиканским священником и младшим каноником Кентерберийского собора . [ 39 ] годы спустя искал и получил разрешение от королевы Виктории изменить фамилию своей семьи на Медоуз. [ 40 ] его ходатайство было получено на том основании, что его жена была единственной наследницей своего деда по материнской линии с таким именем. По завещанию матери, завещав имущество на сумму 50 000 фунтов стерлингов, она назвала себя «старой девой». [ 29 ] хотя с юридической точки зрения она умерла вдовой, умерев раньше своей овдовевшей матери.
Стораче похоронен в церкви Святой Марии в Ламбете (ныне Садовый музей ), где есть памятная доска. [ 41 ]
Оценка
[ редактировать ]Мэтьюз (1969) пишет: «Даже после ее большого успеха в Вене и последующей популярности на английской сцене, ее голос, как говорили, имел своего рода звон, и именно ее живость и дар комедии сделали ей репутацию».
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Роббинс Лэндон 1989, с. 163 гласит: «Семья [Стораче] произносила ее имя на итальянский [манер]».
- ^ Эмерсон с. 97; Хайфилл с. 295
- ^ Песке 2017, с. 56-57 цитирует письмо поэта Джованни Баттисты Касти от ноября 1785 года, который сообщает своему корреспонденту, что Стораче и Бенуччи уже завербованы в Вену.
- ^ Jump up to: а б Паркер 2001, с. 109
- ^ Берроуз и Данхилл 2002, стр. 742
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз 1969, с. 733
- ^ Джейн Гирдхэм: «Стораче, Стивен (Джон Сеймур)» в Оперном словаре New Grove , Vol. ??, с. ??
- ^ Jump up to: а б Патрисия Леви Гидвиц и Бетти Мэтьюз: «Стораче, Нэнси [Энн Селина; Анна]» в Оперном словаре New Grove , Vol. ??, с. ??
- ^ Цитирование Келли в Голдовском 1991, стр. 22–23.
- ^ Голдовский 1991, с. 23
- ^ Ссылка 2004, с. жить
- ^ Хартц 1986, с. 256
- ^ Ссылка 2002, стр. xiv – xvi. В этой работе представлен полный список оперных постановок Стораче.
- ^ Хантер (1999:45)
- ^ См. Deutsch (1965), ссылки на индексную запись «Storace».
- ^ Из автобиографии Казинци 1828 года; цитируется в Deutsch (1965)
- ^ Гейрингер 1982, с. 104
- ^ Вебстер 2002, стр. 22 и 66.
- ^ Мелограни 2006, с. 241
- ^ «Предварительный отчет 2011-10-11d» .
- ^ Голдовский 1991, с. 31
- ^ Цитируется по Голдовскому, 1991, стр. 31–32.
- ↑ Международный фонд Моцартеум (19 января 2016 г.). «Утерянная композиция Моцарта для Нэнси Стораче вновь открыта». Архивировано 31 января 2016 года в Wayback Machine . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Голдовский 1991, Гл. 2
- ^ Вена, Евангелическая реформатская городская церковь HB, No. 4985.
- ↑ В своих мемуарах Майкл Келли , друг Стораче, писал: «Говорили, что у него был очень поразительный способ отстаивать свое мнение».
- ↑ Майкл Келли говорит об этом в своих «Воспоминаниях» , I, с. 229.
- ^ Майкл Лоренц , Обзор Мелани Анселд: Женщины Моцарта. Встречи в музыке и любви. , Ежегодник Моцарта 2007/08. Беренрайтер, Кассель и др., 2011, с. 228
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 968.
- ^ Харц 2009, с. 196: Действительно, Император планировал уничтожить всю роту, но позже уступил.
- ^ Pesqué 2017, стр. 414-415, 420-431-441 представляет собой полный список концертных выступлений Стораче в Англии.
- ^ Гейрингер 1982, с. 103: В дневнике Гайдна упоминается ужин с Нэнси и Стивеном Стораче 3 июня 1792 года.
- ^ Роббинс Лэндон 1976, с. 49 и с. 60
- ^ Роббинс Лэндон 1976, с. 73 и с. 81
- ^ Роббинс Лэндон 1976, стр. 75–76)
- ^ Роббинс Лэндон 1976, с. 88
- ^ Роббинс Лэндон 1976, с. ??
- ↑ Слухи о романе Стораче и Брахама появились в английских газетах в мае 1796 года. Абзацы, в которых упоминается этот роман, цитируются в Pesqué 2017, p. 233-234.
- ^ Дэвид Конвей, Джон Брэм, от Мешоррера до тенора , Jewish Historical Studies 41, Лондон, 2007, стр. 60
- ^ Хайфилл, Филип Х. и др. 1991, XIV, с.303.
- ^ «ClassicFM: Влюбленный Моцарт» . Проверено 14 января 2021 г.
Источники
- Берроуз, Дональд и Розмари Данхилл (2002), Музыка и театр в мире Генделя: Семейные документы Джеймса Харриса 1732–1780 , Oxford University Press, США
- Чик, Леонард Х., Нэнси Стораче, Первая «Сюзанна» Моцарта. Лондон, 1987. (изд. 2 компакт-диска, 2000 г.)
- Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Эмерсон, Изабель Патнэм (2005). Пять веков женщин-певиц (глава 8, «Анна Селина Стораче (27 октября 1765 - 24 августа 1817)»). Издательская группа Гринвуд
- Гейрингер, Карл (1982) Гайдн: творческая жизнь в музыке . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Голдовский, Борис (1991) Взрослый Моцарт: личный взгляд, Книга I: Похищение из сераля; Женитьба Фигаро . Национальная оперная ассоциация.
- Харц, Даниэль (2009) Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен, 1781–1802 . WW Нортон и компания.
- Харц, Дэниел (2012) « Нэнси Стораче, Сюзанна Моцарта» в фильме «След за музой». Очерки в честь Уильяма Призера. (Кристин К. Форни и Джереми Л. Смит, изд.) Хиллсдейл, 2012, с. 218-233.
- Хайфилл, Филип Х. и др. (1991). Биографический словарь актеров, том 14, от С. Сиддонса до Тинна . Издательство Университета Южного Иллинойса.
- Хантер, Мэри. 1999. Культура оперы-буффа в Моцартовской Вене . Принстон: Издательство Принстонского университета.
- Келли, Майкл (1826) Воспоминания о Майкле Келли, о Королевском театре и Королевском театре Друри-Лейн: включая период почти полвека; с оригинальными анекдотами многих выдающихся деятелей политического, литературного и музыкального характера . Х. Колберн.
- Линк, Доротея (2002), Арии для Нэнси Стораче . АР Издания, Инк.
- Мэтьюз, Бетти (1969) «Детство Нэнси Стораче». Музыкальные Таймс 110:733–735.
- Мелограни, Пьеро (2006) Вольфганг Амадей Моцарт: Биография . Перевод Лидии Г. Кокрейн. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- (фр) Песке, Эммануэль (2017) Нэнси Стораче, муза Моцарта и Гайдна . Париж: Песке. ISBN 978-2-9560410-0-9
- Роббинс Лэндон, Говард Чендлер (1976) Гайдн в Англии, 1791–1795 (Гайдн: Хроники и произведения, Том III) . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Роббинс Лэндон, Говард Чендлер (1989) Моцарт, золотые годы, 1781–1791 . Книги Ширмера.
- Розенталь, Гарольд и Варрак, Джон (1979) Краткий Оксфордский оперный словарь , 2-е издание, Oxford University Press. п. 479
- Вебстер, Джеймс и Георг Федер (2001), «Йозеф Гайдн», статья в Словаре музыки и музыкантов New Grove (Нью-Йорк: Grove, 2001). Опубликовано отдельно в виде книги: The New Grove Haydn (Нью-Йорк: Macmillan 2002, ISBN 0-19-516904-2 ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]