Не Флэш, просто Гордон

«Не вспышка, просто Гордон» - это рекламный слоган и кампания, использованная Британской Лейбористской партией в сентябре и октябре 2007 года. Кампания была создана рекламным агентством Saatchi & Saatchi в рамках подготовки к предполагаемым досрочным всеобщим выборам после того, как лидер Лейбористской партии Гордон Браун сменил Тони Блэра. в качестве премьер-министра в июне. Кампания имела целью привлечь на свою сторону электорат путем неявного сравнения Брауна с Блэром, диссоциации первого от демонстративной самопрезентации второго, а также неявно сравнивая Брауна с лидером Консервативной партии Дэвидом Кэмероном . Это сделало воспринимаемую неловкую личность Брауна сильной стороной, а его предполагаемое отсутствие харизмы и ограниченные коммуникативные навыки - достоинством. Предвыборная кампания завершилась после того, как Браун заявил, что не будет назначать досрочные выборы 6 октября.
Фон
[ редактировать ]Политическая подоплека
[ редактировать ]Лидер Лейбористской партии Гордон Браун стал премьер-министром 27 июня 2007 года, сменив предыдущего лидера партии Тони Блэра . [ 1 ] [ 2 ] Он занимал пост канцлера казначейства на протяжении всего премьерства Блэра в течение десяти лет. [ 3 ] Блэр был известен своей харизматичной личностью, умелой риторикой и общением, а также использованием политической пропаганды . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Однако Браун был известен своим неуклюжим характером. [ 7 ] Он пообещал «наступить новую эру политики, свободной от раскрутки» и предпринял попытки отделиться от Блэра. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
В последние месяцы пребывания Блэра у власти официальная оппозиционная партия, Консервативная партия, стала лидером опросов общественного мнения . [ 11 ] [ 12 ] Ее лидер Дэвид Кэмерон был молод и, как и Блэр, считался харизматичным. [ 13 ] [ 14 ] Им восхищались из-за его предполагаемых коммуникативных навыков. [ 15 ] В первые месяцы своего пребывания на посту премьер-министра Браун выиграл от роста опросов, когда лейбористы вернули лидерство консерваторам. [ 16 ] [ 12 ] Росли слухи, что Браун воспользуется своей популярностью и объявит досрочные всеобщие выборы уже осенью 2007 года или где-то в 2008 году. [ 17 ] [ 18 ] и это предположение было поддержано помощниками Брауна. [ 19 ] В августе обе основные партии начали поиск рекламного агентства. [ 18 ]
Саатчи и Саатчи
[ редактировать ]Компания Saatchi & Saatchi была основана в 1970 году братьями Чарльзом и Морисом Саатчи . В марте 1978 года братья были назначены Консервативной партией для проведения рекламной кампании на всеобщих выборах 1979 года , что привело к созданию «знаменитой» партии. [ 20 ] Рекламная кампания «Лейбористская партия не работает» , благодаря которой братья из безвестности превратились в имена, известные всем. [ 21 ] Саатчи и Саатчи продолжали работать на консерваторов на всеобщих выборах 1983 и 1987 годов ; Консерваторы выиграли все три выборов. [ 21 ] Маргарет Тэтчер , лидер консерваторов в то время, считала Saatchi & Saatchi своим любимым рекламным агентством. [ 22 ] В 1994 году братья были уволены из агентства в результате восстания акционеров . [ 23 ]
В 1995 году братья основали новое агентство M&C Saatchi , где продолжали работать на консерваторов до 1999 года. [ 24 ] [ 25 ] Дочернее предприятие нового агентства было завербовано партией и продолжало работать на нее до 2006 года. [ 26 ] Saatchi & Saatchi потеряли большую часть своего рынка, когда братья покинули первоначальное агентство, и оно потеряло свой видный статус в рекламной индустрии. [ 27 ] Несколько клиентов Saatchi отказались от первоначального агентства и вместо этого наняли M&C Saatchi. [ 28 ] Консерваторы отказались от Saatchi & Saatchi в декабре 1995 года. [ 29 ]
Кампания
[ редактировать ]Соревнуясь с тремя другими агентствами, Saatchi & Saatchi представила партии пятьдесят плакатов, фаворит из которых был выбран партийными чиновниками. [ 30 ] На этом плакате, разработанном агентством, рядом с рекламным слоганом было изображение Брауна, выглядящего скромно, задумчиво и одетого в слегка помятый костюм. [ 31 ] «Не Флэш, просто Гордон». [ 27 ] [ 32 ] 12 сентября 2007 г. из-за плаката [ 33 ] [ 34 ] Лейбористская партия и Саатчи подписали контракт на сумму в несколько миллионов фунтов, и агентству был передан контроль над рекламой партии на следующих всеобщих выборах. [ 35 ] [ 36 ] Об этом было объявлено на сайте партии в заявлении координатора всеобщих выборов Лейбористской партии Дугласа Александера , а над объявлением появился плакат. [ 37 ] К 16 сентября агентство запустило рекламную кампанию слогана. [ 38 ] с плакатом, размещенным на рекламных щитах и использованным в политической рекламе в рамках подготовки к внеочередным выборам 2007 года. [ 39 ]
На конференции Лейбористской партии, состоявшейся в конце сентября, были представлены новые плакаты с этим лозунгом. [ 40 ] Однако лидерство лейбористов в опросах общественного мнения снизилось после конференции Консервативной партии в начале октября. [ 41 ] 5 октября опрос общественного мнения, проведенный News of the World, показал, что консерваторы опередили лейбористов на шесть пунктов, получив 83 колеблющихся места . [ 42 ] 6 октября Браун публично заявил, что не будет назначать досрочные выборы осенью. [ 43 ] [ 44 ] Следующие выборы должны быть назначены не раньше 2010 года . [ 19 ] Впоследствии этот лозунг вышел из употребления, а плакаты с ним были сняты. [ 45 ] [ 46 ]
В 2017 году статья в журнале «Проспект» показала, что Саатчи разработал другие предвыборные плакаты для Лейбористской партии, которые затем были показаны фокус-группам колеблющихся избирателей в августе 2007 года. Браун сравнивался с лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном , получившим больше всего плакатов. демонстрируя «силу Брауна» и «слабость Кэмерона», но они не были показаны широкой публике. [ 47 ]
Анализ
[ редактировать ]
Саатчи и Саатчи придумали этот лозунг в рамках подготовки к возможным досрочным выборам. [ 48 ] [ 49 ] использовать его, чтобы сделать серьезную личность Брауна привлекательной для избирателей. [ 50 ] Первоначальный плакат был первым плакатом Лейбористской партии, опубликованным после передачи Блэра-Брауна. [ 51 ] Эта кампания была использована партией для победы над электоратом путем неявного [ 47 ] сравнивая Брауна с Блэром, [ 52 ] отмежевывая его от демонстративной самопрезентации Блэра. [ 5 ] В нем был продемонстрирован серьезный подход Брауна к работе в роли премьер-министра, в отличие от Блэра, который, как считалось, работал в этой роли поверхностно. [ 53 ] Это сделало достоинством предполагаемое отсутствие харизмы у Брауна, черту, которая была центральной в политической личности Блэра. [ 51 ] а также изобразил его правдивым, а не лукавым. [ 54 ] [ 55 ] Блэр был известен своей зависимостью от политических партий на посту премьер-министра, а Браун хотел дистанцироваться от этой зависимости с помощью своего лозунга. [ 5 ] Лейбористская партия рекламировала его отсутствие пропаганды как «противоядие» против эпохи Блэра. [ 15 ]
Слоган также косвенно [ 47 ] сравнил Брауна с лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном, который разделял воспринимаемую поверхностность Блэра. [ 56 ] Кэмероном восхищались из-за его предполагаемых коммуникативных навыков, тогда как Брауна считали обладателем ограниченных коммуникативных навыков, поэтому Лейбористская партия использовала рекламную кампанию, чтобы представить эту черту добродетельной. [ 15 ] Этот слоган также использовался для того, чтобы неуклюжий образ Брауна выглядел как сила, а не слабость. [ 7 ] Другими чертами Брауна, которые реклама должна была передать, были убежденность и солидность. [ 57 ] Дэвид Стрингер из NBC News сказал, что лозунг «[стремился] определить [Брауна] как серьезного и государственного деятеля». [ 58 ]
В статье для The Independent сказала Клэр Бил из кампании : «Если придерживаться линии «не вспыхивать» — это что-то, подход Лейбористской партии будет состоять в том, чтобы отказаться от гиперболы и сосредоточиться на честности Брауна. отделяет Брауна от эпохи Блэра и открывает путь к ребрендингу партии». [ 59 ] Рассказывая о работе Саатчи и Саатчи в Лейбористской партии, Энди МакСмит из The Independent и Эндрю Пирс из Daily Telegraph сказали, что это был «еще один разрыв» с эпохой Блэра в Лейбористской партии. Тревора Битти Рекламное агентство Beattie McGuinness Bungay работало на Блэра на всеобщих выборах 1997 , 2001 и 2005 годов и безуспешно конкурировало с Саатчи за контракт. [ 27 ] [ 36 ]
Эта фраза также была интерпретирована как отсылка к главному герою комиксов Флэшу Гордону . [ 37 ] [ 60 ] [ 61 ] Филип Гулд , работавший над кампанией, утверждал, что этот лозунг был игрой слов персонажа из его книги 2011 года «Незавершенная революция: как новые лейбористы навсегда изменили британскую политику» . [ 62 ] [ 63 ] Браун отверг сравнения с персонажем, когда он был премьер-министром, заявив, что он был «просто Гордоном, могу вас заверить». [ 64 ] [ 65 ]
Прием
[ редактировать ]Принятие Саатчи и Саатчи на работу в Лейбористскую партию удивило рекламную индустрию . [ 27 ] [ 36 ] Клэр Представитель кампании Бил заявила, что оригинальный плакат стал «отличным началом» для любых попыток Саатчи вернуть себе известность 1980-х годов. [ 66 ] Энди МакСмит из The Independent поддержал ее мнение, заявив, что плакат дал Саатчи «перспективу вернуть себе былую известность». [ 27 ] Сам лозунг имел некоторый успех до того, как его перестали использовать. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] Брауну понравился этот лозунг. [ 70 ] В своей автобиографии « Моя жизнь, наши времена» 2017 года он одобрил кампанию. [ 71 ]
Первоначальный плакат был хорошо принят колеблющимися избирателями. Хотя это лишь подразумевалось, избиратели сочли сравнение Брауна с Блэром и Кэмероном очевидным. Плакат воспользовался положительным мнением избирателей о Брауне в первые месяцы его пребывания на посту премьер-министра, а его неловкие черты характера заставили их поверить, что он был правдив и прямолинеен и что он не использовал пропаганду. [ 47 ]
Сторонники Лейбористской партии и оппозиционные партии восприняли кампанию как умелую попытку сформировать политический имидж Брауна, оставаясь при этом в пределах его реальной личности. [ 72 ] В ответ на кампанию консерваторы запустили собственную рекламную кампанию с плакатами с вопросом: «Кто имеет право голоса по Европейской конституции? Не вы, только Гордон», имея в виду отказ лейбористов объявить референдум по ратификации Лиссабонского договора. , что затронуло конституционные основы Евросоюза . [ 73 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чайник, Мартин (5 апреля 2010 г.). «Годы Гордона Брауна, через взлеты и падения к выносливости» . Хранитель . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «История достопочтенного Гордона Брауна» . GOV.UK. Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Гордон Браун – кто такой бывший премьер-министр?» . Politics.co.uk . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Маццолени, Джанпьетро; Барнхерст, Кевин Г.; Икеда, Даритель; Майя, Роузили CM; Весслер — Харту (14 декабря 2015 г.). Международная энциклопедия политической коммуникации Джон Уайли и сыновья. п. 1065. ИСБН 978-1-118-29075-0 .
- ^ Jump up to: а б с Раш, Майкл; Гиддингс, Филип (13 ноября 2008 г.). Когда Гордон встал у руля: Обзор британской политики Пэлгрейва 2007-08 гг . Пэлгрейв Макмиллан. п. 222. ИСБН 978-0-230-00260-9 .
- ^ Кино, Роланд (17 марта 2011 г.). Британские премьер-министры и демократия: от Дизраэли до Блэра . А&С Черный. п. 275. ИСБН 978-1-4411-1227-9 .
- ^ Jump up to: а б «Профиль: Гордон Браун» . BBC News Выборы 2010 года . 23 марта 2010 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «Опрос Newsnight показывает, что большинство избирателей считают, что Браун так же крут, как и Блэр» . Би-би-си . 12 октября 2007 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Гудман, Сэм (24 октября 2016 г.). Имперское премьерство: роль современного премьер-министра в разработке внешней политики, 1964–2015 гг . Издательство Манчестерского университета. п. 209. ИСБН 978-1-5261-0845-6 .
- ^ «Первые 100 дней: Гордон Браун» . Новости BBC онлайн . 5 октября 2007 г. Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «Блэр уходит через 10 лет» . Рейтер . 11 мая 2007 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Вудворд, Уилл (23 ноября 2007 г.). «Коричневый отскок исчез, как показывают опросы» . Хранитель . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Барчевски, Стефани; Эглин, Джон; Хиторн, Стивен; Сильвестри, Майкл; Тусан, Мишель (30 октября 2014 г.). Британия с 1688 года: нация в мире . Рутледж. п. 355. ИСБН 978-1-317-60660-4 .
- ^ Беккет, Энди (7 октября 2012 г.). «Дэвид Кэмерон: где все пошло не так?» . Хранитель . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Хеппелл, Т.; Тикстон, К. (30 июля 2013 г.). Как падают лейбористские правительства: от Рамзи Макдональда до Гордона Брауна . Спрингер. п. 150. ИСБН 978-1-137-31421-5 .
- ^ Денвер, Дэвид; Гарнетт, Марк (февраль 2014 г.). Всеобщие выборы в Великобритании с 1964 года: разнообразие, раскол и разочарование . ОУП Оксфорд. п. 150. ИСБН 978-0-19-967333-9 .
- ^ Хиндмур, Эндрю (11 июля 2019 г.). Двенадцать дней, которые создали современную Британию . Издательство Оксфордского университета. п. 261. ИСБН 978-0-19-883178-5 .
- ^ Jump up to: а б Суини, Марк (14 сентября 2007 г.). «Саатчи снова работает – на этот раз на Лейбористскую партию» . Хранитель . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Крофт, Адриан (10 октября 2007 г.). «Браун из Великобритании сталкивается с насмешками по поводу разворота выборов» . Рейтер . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Как фильм Хаммера, Тэтчер доказывает, что старую добрую мумию невозможно удержать» . Вестник . 15 сентября 2007 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Фэллон, Иван (17 сентября 2007 г.). «Saatchi & Saatchi: Агентство, вошедшее в историю Тори» . Независимый . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Вудс, Бен (20 декабря 2020 г.). «Скептики M&C Саатчи оказались трудной задачей для нового руководителя» . «Дейли телеграф» . ISSN 0307-1235 . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «История Саатчи и Саатчи» . Экономические времена . 21 сентября 2010 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Суини, Марк (25 марта 2010 г.). «M&C Saatchi работает над рекламной кампанией Тори» . Хранитель . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Диллон, Джо (5 декабря 1999 г.). «Тори бросают братьев Саатчи» . Независимый . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Суини, Марк (4 сентября 2006 г.). «Консервативная партия на стороне M&C Saatchi» . Хранитель . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Смит, Энди (14 сентября 2007 г.). «Они сказали, что лейбористы не работают. Теперь Саатчи и Саатчи работают на лейбористов» . Независимый . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Армстронг, Стивен (6 сентября 2010 г.). «Братья Саатчи отмечают 40 лет со дня основания своего рекламного агентства» . Хранитель . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Голдман, Кевин (4 декабря 2018 г.). Противоречивые сведения: создание и крах рекламной империи Саатчи и Саатчи . Саймон и Шустер. п. 318. ИСБН 978-1-4391-4514-2 .
- ^ Делани, Сэм (3 февраля 2015 г.). Безумцы и плохие люди: что произошло, когда британская политика встретилась с рекламой . Фабер и Фабер. п. 184. ИСБН 978-0-571-31239-9 .
- ^ Ассиндер, Ник (6 ноября 2007 г.). «Что делать с планами Брауна?» . Новости BBC онлайн . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Пфаннер, Эрик (2 октября 2007 г.). «Страница из сборника пьес Тэтчер» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 3 декабря 2022 г. Хайнс, Нико (13 сентября 2007 г.). «Саатчи нашли слоган, чтобы подвести итог Брауну» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 3 декабря 2022 г. «Лейбористы берутся за агентство Саатчи» . Вестник . 14 сентября 2007 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Херст, Грег (14 сентября 2007 г.). «Двойной удар Гордона Брауна: в нашу команду вступают два старых врага» . Санди Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Ватт, Николас (24 сентября 2010 г.). «Продажа Гордона Брауна: как Саатчи пытался продать бывшего премьер-министра» . Хранитель . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Рекламный аккаунт Saatchi Land Labor» . Новости BBC онлайн . 13 сентября 2007 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Пирс, Эндрю (13 сентября 2007 г.). «Saatchi & Saatchi выигрывает от Лейбористской партии» . «Дейли телеграф» . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хейкок, Гэвин (13 сентября 2007 г.). «Лейбористы превращаются в врага предвыборной рекламы 1979 года» . Рейтер . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Робинсон, Джеймс (16 сентября 2007 г.). «Действительно ли «Номер 10» закрыл двери для спин-культуры?» . Наблюдатель . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Ошибочное суждение премьер-министра по поводу выборов, которого никогда не было» . Шотландец . 10 января 2010 г. Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Харрис, Том (1 марта 2018 г.). Десять лет смерти Лейбористской партии . Издательство Bitback. п. 19. ISBN 978-1-78590-375-5 .
- ^ Мадженди, Пол (5 октября 2007 г.). «Опросы общественного мнения показывают, что лидерство Брауна испаряется» . Рейтер . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Винтур, Патрик; Ватт, Николас (26 июня 2008 г.). «Огромная цена, заплаченная за выборы, которых никогда не было» . Хранитель . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Дрейпер, Дерек (7 октября 2007 г.). «Выборы? Какие выборы? Почему Браун потерял бутылку» . Независимый . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Браун исключает осенние выборы» . Новости Би-би-си . 6 октября 2007 г. Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Мартин, Иэн (24 августа 2008 г.). «Гордон Браун может проиграть в спринте» . «Дейли телеграф» . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Болдуин, Том (19 июля 2018 г.). Ctrl Alt Delete: Как политика и средства массовой информации разрушили нашу демократию . Херст. п. 139. ИСБН 978-1-78738-100-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Шимшон, Бен (10 декабря 2017 г.). «Плакатная политика правды: плакаты Гордона Брауна к выборам, которых никогда не было» . Журнал «Проспект» . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ Сэндисон, Никки (3 марта 2008 г.). «Лейбористы под огнем критики из-за сделки Саатчи со скидкой» . Кампания . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Миддлтон, Алия Ф (2014). « Выборы, какие выборы?» Кампании низкого уровня и пагубные результаты выборов в безопасных округах» (PDF) . Эдинбургский университет. п. 139 . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Паркер, Джордж (25 июля 2014 г.). «Эд Милибэнд признает, что не может конкурировать с премьер-министром в фотооперациях» . Файнэншл Таймс . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Джон (2009). Пистолеты на рассвете: двести лет политического соперничества, от Питта и Фокса до Блэра и Брауна . Джонатан Кейп. п. 399. ИСБН 978-0-224-08066-8 .
- ^ Принц, Роза (9 апреля 2010 г.). «Всеобщие выборы 2010 года: Гордон Браун признает, что он «виновен в своей слишком серьезности» » . Телеграф . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Селдон, Энтони (3 октября 2011 г.). Браун в 10 . Издательство Bitback. п. 79. ИСБН 978-1-84954-089-6 .
- ^ Тернер, Олвин (17 июня 2021 г.). Все вместе: Англия в начале XXI века . Профиль. п. 198. ИСБН 978-1-78283-786-2 .
- ^ Дин, Малькольм (2013). Демократия под атакой: как СМИ искажают политику и политику . Политическая пресса. п. 31. ISBN 978-1-84742-849-3 .
- ^ Пирс, Роберт; Гудлад, Грэм (2 сентября 2013 г.). Британские премьер-министры от Бальфура до Брауна . Рутледж. п. 254. ИСБН 978-1-135-04538-8 .
- ^ МакГарви, Нил (25 ноября 2014 г.). «Гордон Браун: политический гигант и растраченный талант одновременно» . Разговор . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ Стрингер, Дэвид (27 июня 2008 г.). «Плохой год для премьер-министра Великобритании Брауна» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Бил, Клэр (17 сентября 2007 г.). «Клэр Бил о рекламе» . Независимый . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Рентул, Джон (15 октября 2021 г.). «10 лучших: отсылки к поп-культуре от ведущих политиков» . Независимый . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Хютлин, Томас (30 апреля 2008 г.). «Проблема с мистером Бином: британские избиратели собираются наказать незадачливого Гордона Брауна» . Дер Шпигель . ISSN 2195-1349 . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Де Мальманш, Бретт Рэймонд (сентябрь 2014 г.). Политический маркетинг и Британская лейбористская партия 1994–2010: применение модели жизненного цикла продукта к политической партии (PDF) . Университет Виктории в Веллингтоне (Диссертация). п. 147. дои : 10.26686/wgtn.17008006.v1 . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Гулд, Филип (22 сентября 2011 г.). Незавершенная революция: как новые лейбористы навсегда изменили британскую политику . Маленький, Браун. п. 504. ИСБН 978-0-349-13857-2 .
- ^ «Британский Браун в листке «Спасти мир»» . Новости ABC и текущие события . 10 декабря 2008 года . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ «Я не Флэш Гордон, - настаивает Браун» . Независимый онлайн . 14 октября 2008 года . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Бил, Клэр (13 сентября 2007 г.). «Лейбористы обращаются к Саатчису» . Кампания . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Пирсон, Эллисон (12 ноября 2017 г.). «Эллисон Пирсон о книге Гордона Брауна «Моя жизнь, наши времена: «Наказание — доказательство того, что Блэр был прав» » . «Дейли телеграф» . ISSN 0307-1235 . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Баттон, Джеймс (8 октября 2007 г.). «Внеочередные выборы в Великобритании – не такая уж и блестящая идея» . Возраст . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Харди, Джеймс (1 марта 2008 г.). «Браун поддерживает лейбористский корабль» . Новости BBC онлайн . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Ронсли, Эндрю (11 мая 2008 г.). «Репутация Гордона Брауна рухнула по всем фронтам» . Наблюдатель . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Пауэлл, Джонатан (17 ноября 2017 г.). «Роковые амбиции Гордона Брауна» . Новый государственный деятель . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Шни, Кристиан (17 декабря 2014 г.). Управление политической репутацией: стратегический миф . Рутледж. п. 82. ИСБН 978-1-317-63433-1 .
- ^ Окли, Робин (2007). «Колонна Окли» . Парламентский монитор . № 152–155. п. 8.