Jump to content

Государственная монополия

(Перенаправлено с Государственные монополии )

В экономике государственная монополия или общественная монополия — это форма принудительной монополии , при которой государственное учреждение или государственная корпорация является единственным поставщиком определенного товара или услуги, а конкуренция запрещена законом. Это монополия, созданная, принадлежащая и управляемая государством. Ее обычно отличают от монополии, предоставленной государством , когда правительство предоставляет монополию частному лицу или компании.

Государственная монополия может осуществляться на любом уровне правительства — национальном, региональном, местном; для уровней ниже национального — это местная монополия . Термин «государственная монополия» обычно означает государственную монополию, управляемую национальным правительством.

Характеристика государственных монополий

[ редактировать ]

Государственную монополию можно охарактеризовать тем, что ее коммерческое поведение не ограничивается фактически конкурентным давлением частных организаций . [ 1 ] [ 2 ] Это происходит, когда его деловая деятельность оказывает обширное влияние на рынке , может действовать автономно от любых конкурентов , а потенциальные конкуренты не могут с ним успешно конкурировать. [ 3 ] [ 4 ]

Эта деятельность оказывает большое влияние на операционную среду, когда ее торговая деятельность не подвергается конкурентным силам, присущим рынкам свободной торговли . [ 5 ] Таким образом, это приводит к использованию своего доминирования и влияния на рынке в своих интересах, влияя на то, как рынок будет развиваться в течение длительного периода времени. [ 6 ] Это особенно актуально, если государственная монополия контролирует доступ к жизненно важным ресурсам, необходимым для работы на рынке. [ 7 ]  

Высокая степень автономии и способность действовать независимо на рынке была продемонстрирована способностью изменять отношения со своими клиентами в свою пользу, не оказывая негативного влияния на свою доминирующую долю рынка. [ 4 ] [ 8 ] Способность государственной монополии увеличивать цену или количество предоставляемых товаров и услуг без относительного изменения своих собственных операционных издержек (в сочетании с поддержанием этой цены или количества на уровне выше рыночного уровня ) демонстрирует ее способность игнорировать любые конкурентные силы внутри страны. рынок. [ 9 ] Государственная монополия также сохраняет возможность снижать стоимость услуг или вводить ограничительные условия , не теряя при этом доли рынка . [ 10 ]

Цель государственных монополий

[ редактировать ]

Теоретическая цель государственных монополий – максимизировать коллективное благосостояние . Это основано на идее, что государственное управление не нацелено строго на получение прибыли. Таким образом, продукты или услуги могут быть гарантированы потребителям при поставке этого продукта или услуги на лучших условиях и по ценам, которые сопоставимы с ожиданиями стоимости и характеристик продукта или услуги. [ 11 ]

Однако структура экономики страны в более широком смысле обычно определяет, как действуют государственные монополии. В странах-членах ОЭСР секторами , в которых существуют государственные монополии, обычно являются те, которые удовлетворяют «потребности коммунальных предприятий и общественных услуг». [ 12 ] В то время как в развивающихся странах государственные монополии могут подорвать здоровую деловую конкуренцию, а в экономиках с централизованным контролем такое подавление частной конкуренции останавливает экономический рост.

Концепция общественных благ, производимых и распределяемых в условиях государственных монополий, заключается в том, что они поставляются на уровне, независимом или несовместимом с фактическим рыночным спросом на товар. Следовательно, цена не отражает полезность продукта или услуги. Согласно марксистской экономической идеологии, это выступает за централизованную производственную систему, учитывающую тот факт, что этот продукт или услуга должны быть универсально доступны, а конкуренция «плохо адаптируется» к ограничениям, которым подвергается поставка этих продуктов или услуг. [ 11 ]

Интересно, что исследование 2013 года показало, что когда доступны частные варианты продуктов или услуг, благосостояние с большей вероятностью будет максимальным. [ 13 ] Простое объяснение этому состоит в том, что чем больше игроков, тем больше выбора. Больший выбор обеспечивает больший доступ к большему числу людей.

Рыночная власть

[ редактировать ]

Рыночная власть и доминирование государственной монополии могут быть обусловлены ее превосходным инновационным потенциалом или более высокой производительностью. [ 14 ] Однако любой из трех следующих факторов в более широком смысле объясняет существование государственной монополии:

  • На рынке сохраняется естественная монополия, при этом наиболее эффективной формой удовлетворения спроса является создание единого государственного органа . [ 15 ]
  • Государственная монополия законодательно закреплена законодательными актами, исключающими конкурентную деятельность по поставке товаров или услуг. [ 15 ]
  • Существует слабоконкурентный рынок, при этом конкуренция ранее действовала неэффективно, несмотря на отсутствие законодательных ограничений. [ 15 ] [ 16 ]

Доказательства осуществления рыночной власти

[ редактировать ]

Основными условиями демонстрации рыночной власти государственных монополий являются:

  • монополии Экономический доход на рынке характеризуется непропорциональной доходностью от существующей базы активов . [ 17 ] Этот доход был бы чрезмерным, если бы не был результатом его неэффективной деятельности. [ 17 ] [ 18 ]
  • Существует существенная разница между показателями передовой практики в частных организациях и собственной производственной эффективностью государственной монополии. [ 19 ] Например, недостаточная производственная эффективность монополии может быть результатом позолоты активов . [ 20 ]
  • Монополия перекрестно субсидирует доходы между убыточной деятельностью и прибыльной деятельностью. [ 19 ] Если вышеупомянутое происходит в результате поведения производства или ценообразования, это означает, что обычные конкурентные силы, характерные для конкурентных рынков, не применяются к государственной монополии. [ 18 ] Фирма, практикующая такую ​​практику в нормальных рыночных условиях, не выживет в долгосрочной перспективе . [ 20 ] [ 18 ]

Наиболее ярким примером монополии является закон и законное применение физической силы. [ 21 ] Во многих странах почтовая система находится в ведении правительства, а конкуренция в некоторых или всех услугах запрещена законом. Кроме того, государственные монополии на коммунальные услуги , телекоммуникации и железные дороги наблюдается сильная тенденция приватизации исторически были обычным явлением, хотя в последние десятилетия во всем промышленно развитом мире .

В странах Северной Европы некоторые товары, считающиеся вредными, распространяются через государственную монополию. Например, в Финляндии , Исландии , Норвегии , Швеции и на Фарерских островах государственные компании имеют монополию на продажу алкогольных напитков . Казино и другие азартные заведения также могут быть монополизированы. В Финляндии правительство имеет монополию на эксплуатацию игровых автоматов (см. Veikkaus ). Аналогичные режимы в отношении алкоголя существуют в Соединенных Штатах , где некоторые штаты по контролю за алкогольными напитками (штаты ABC), например, Пенсильвания и Вирджиния , поддерживают государственные монополии на продажу определенных видов алкоголя (обычно дистиллированных спиртных напитков , а иногда и вина) . или пиво ). В этих монополиях на вредные товары или услуги монополия предназначена для сокращения потребления продукта за счет преднамеренного снижения эффективности рынка.

Правительства часто создают или допускают существование монополий и выдают им патенты. Это ограничивает вход и позволяет патентообладателю получать монопольную прибыль от изобретения.

Системы здравоохранения, в которых правительство контролирует отрасль и прямо запрещает конкуренцию, например, в Канаде , являются государственными монополиями. [ 22 ]

Реформы для усиления конкуренции

[ редактировать ]

Хотя государственные монополии поддерживаются посредством законодательных инструментов , во многих крупных экономиках предпринимаются попытки реформировать непропорционально большую рыночную власть, которую они поддерживают, чтобы тем самым усилить конкуренцию. [ 23 ] [ 24 ] Это было реализовано посредством реформ регулирования (устранение законодательных ограничений рыночной конкуренции) и структурных реформ (включая отделение спорных элементов государственной монополии и создание прав третьих сторон на доступ к естественным монополиям). [ 25 ] [ 26 ]

На всех уровнях государственной юрисдикции предпочтение отдавалось как структурным, так и нормативным реформам, поскольку они вынуждают всех участников рынка (как государственные монополии, так и частный сектор) реагировать на конкурентное давление, а не на законодательно закрепленные регулирующие структуры. [ 27 ] [ 28 ] Было замечено, что это приводит к более оптимальным результатам для экономики, поскольку распределение ресурсов больше не регулируется законодательными инструментами или регулирующими органами . [ 29 ]

Несмотря на эти реформаторские усилия по развитию конкурентных рынков, нормативные и структурные реформы с трудом преодолевают укоренившееся рыночное доминирование государственных монополий. [ 30 ] Это является результатом преимуществ, которыми обладают государственные монополии, в том числе преимуществ первопроходцев . [ 23 ]

Преимущества

[ редактировать ]

Следующие преимущества могут иметь место или нет: [ 31 ]

  • Государственные монополии склонны соблюдать закон (налоговое законодательство, экологическое законодательство, правила техники безопасности).
  • Цены на товар или услугу могут быть более стабильными или иметь фиксированную цену.
  • Никакого экономического груза в рекламе.
  • Больший и более стабильный государственный доход, чем у государственной компании на свободном рынке.
  • Никакого давления с целью снижения затрат ( гонка ко дну ), что можно рассматривать как основу для более этичного ведения бизнеса.
  • Может захватить частную монополию, признанную вредной.

Недостатки

[ редактировать ]

Государственные монополии имеют традиционные риски обычных монополий:

  • Могут возникнуть высокие цены
  • Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Кроме того, существуют опасения, что правами, контролируемыми государством, можно манипулировать с помощью политической воли. Это может проявляться в распределении ресурсов для достижения политических целей, а не для повышения экономической эффективности. [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Государственное регулирование на конкурентных рынках в ЕС . Харт Паблишинг. 2007. doi : 10.5040/9781472560124.ch-004 . ISBN  978-1-84113-497-0 .
  2. ^ Гордон, Ричард Л. (1994), «Проблемы воздействия на окружающую среду и регулирование деловой практики» , Регулирование и экономический анализ , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 129–147, номер документа : 10.1007/978-1-4615-2620- 9_10 , ISBN  978-1-4613-6123-7 , получено 2 мая 2022 г.
  3. ^ Берг, Сэнфорд В.; Чирхарт, Джон (27 января 1989 г.). Регулирование естественных монополий . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511572067 . ISBN  978-0-521-33039-8 .
  4. ^ Jump up to: а б Вебер Уоллер, Спенсер (1 сентября 2006 г.). «Рецензия на книгу: Экономика регулирования и антимонопольного законодательства , В. Кип Вискузи, Джозеф Э. Харрингтон-младший и Джон М. Вернон (MIT Press, Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия, 4-е изд., 2005 г.)» . Мировое соревнование . 29 (3): 504. дои : 10.54648/woco2006035 . ISSN   1011-4548 . S2CID   248274219 .
  5. ^ Ли, Шуай; Цай, Цзяннан; Фэн, Чжо; Сюй, Ифан; Цай, Хубо (февраль 2019 г.). «Государственный контракт с монополией в сфере инфраструктуры: регулирование или дерегулирование?» . Транспортные исследования, часть E: Обзор логистики и транспорта . 122 : 506–523. дои : 10.1016/j.tre.2019.01.002 . S2CID   159127679 .
  6. ^ Аллен, GC (05 ноября 2013 г.). Монополия и ограничительная практика (0-е изд.). Рутледж. дои : 10.4324/9781315016597 . ISBN  978-1-136-51086-1 .
  7. ^ Сибли, Дэвид С.; Доан, Майкл Дж.; Уильямс, Майкл А.; Цай, Шу-И (октябрь 2004 г.). «Ценообразование доступа к монопольному ресурсу» . Журнал общественной экономической теории . 6 (4): 541–555. дои : 10.1111/j.1467-9779.2004.00179.x . ISSN   1097-3923 .
  8. ^ Груничев А.С.; Мирин, Луизиана; Ягудин Р.Х.; Фахрутдинов, Р.М. (01.02.2015). «Институциональные особенности взаимодействия государства и естественных монополий» . Средиземноморский журнал социальных наук . дои : 10.5901/mjss.2015.v6n1s3p73 .
  9. ^ Пек, Джеймс; Рампал, Дживант (октябрь 2019 г.). «Неоптимальность ценообразования государственных монополий при неопределенности спроса: пример» . Письма по экономике . 183 : 108561. doi : 10.1016/j.econlet.2019.108561 . ISSN   0165-1765 . S2CID   200077285 .
  10. ^ Гордон. (1994). Регулирование и экономический анализ: критика двух столетий (1-е изд. 1994 г.). Спрингер-Сайенс+Бизнес Медиа, Б.В.
  11. ^ Jump up to: а б Сконьямиглио, Карло; Кароли, Маттео (1992), Бальдассарри, Марио (редактор), «Государственные монополии» , Олигополия и динамическая конкуренция: фирма, рынок и экономическая система , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 249–278, номер домена : 10.1007/978-1-349-12818-1_9 , ISBN.  978-1-349-12818-1 , получено 22 апреля 2023 г.
  12. ^ Махмуд, Арис (сентябрь 2022 г.). «Монопольный анализ общества с ограниченной ответственностью государственных предприятий (ГП)» . Журнал правоохранительных органов и правосудия . 3 (2): 152–168. дои : 10.18196/jphk.v3i2.15825 . S2CID   253294152 .
  13. ^ Сейм, Катя; Вальдфогель, Джоэл (апрель 2013 г.). «Государственная монополия и экономическая эффективность» . Американский экономический обзор . 103 (2): 831–862. дои : 10.1257/aer.103.2.831 . S2CID   53691574 .
  14. ^ Чжао, Бо (май 2012 г.). «Монополия, экономическая эффективность и безработица» . Экономическое моделирование . 29 (3): 586–600. дои : 10.1016/j.econmod.2012.01.001 . S2CID   154754431 .
  15. ^ Jump up to: а б с В., Шарки, Уильям (1982). Теория естественной монополии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-511-57181-7 . OCLC   1127513607 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Дэвис, Колин; Хашимото, Кен-ичи (февраль 2016 г.). «Экономическая интеграция, монопольная власть и рост производительности без эффекта масштаба: экономическая интеграция и рост производительности» . Обзор экономики развития . 20 (1): 152–163. дои : 10.1111/rode.12200 . S2CID   59503533 .
  17. ^ Jump up to: а б фон Бланкенбург, Корбиниан; Нойберт, Милена (19 апреля 2015 г.). «Максимизация монопольной прибыли: успех и экономические принципы» . Международное исследование экономики . 2015 : 1–10. дои : 10.1155/2015/875301 . ISSN   2090-2123 .
  18. ^ Jump up to: а б с Тул, Эндрю А. (сентябрь 2010 г.). «Г. Г. Джолов, Экономика конкуренции: гонка к монополии. Лондон: The Haworth Press, 2006, 322 стр., ISBN 0789027895 (SC), 47,50 долларов США» . Агробизнес . 26 (1): 174–175. дои : 10.1002/agr.20232 . ISSN   0742-4477 .
  19. ^ Jump up to: а б Браун, Джон Ховард (июнь 2009 г.). «Генри В. де Йонг и Уильям Г. Шепард, ред., Пионеры промышленных организаций: как сформировалась экономика конкуренции и монополии (Челтнем, Великобритания: Эдвард Элгар, 2007)» . Журнал истории экономической мысли . 31 (2): 243–244. дои : 10.1017/s1053837209090245 . ISSN   1053-8372 . S2CID   154765535 .
  20. ^ Jump up to: а б «Айринг, Карл Ф. Основы физики. Нью-Йорк: Prentice-Hall, Inc., 1948. 422 стр. 3,75 доллара» . Научное образование . 33 (1): 85–86. Февраль 1949 г. Бибкод : 1949SciEd..33S..85. . дои : 10.1002/sce.3730330167 . ISSN   0036-8326 .
  21. ^ К. Гречениг, М. Колмар, Государственная правоприменительная монополия и частная защита собственности, Журнал институциональной и теоретической экономики (JITE) 2014, том. 170 (1), 5-23 .
  22. ^ Гратцер, Дэвид (лето 2007 г.). «Уродливая правда о канадском здравоохранении» . Городской журнал . Манхэттенский институт . Проверено 29 декабря 2008 г.
  23. ^ Jump up to: а б Бюлер, Стефан; Гертнер, Деннис; Хальбхир, Дэниел (июль 2006 г.). «Дерегулирование сетевых отраслей: компромисс между ценой и качеством» . Журнал регуляторной экономики . 30 (1): 99–115. дои : 10.1007/s11149-006-0011-8 . hdl : 10419/76237 . ISSN   0922-680X .
  24. ^ Батлер, Грэм (1 сентября 2021 г.). «Государственные монополии и свободное перемещение товаров в законодательстве ЕС: выход за пределы неясной ясности» . Правовые вопросы экономической интеграции . 48 (3): 285–308. дои : 10.54648/leie2021020 . ISSN   1566-6573 . S2CID   247829825 .
  25. ^ Эсташ, А. (1 мая 2001 г.). «Приватизация и регулирование транспортной инфраструктуры в 1990-е годы» . Обозреватель исследований Всемирного банка . 16 (1): 85–107. дои : 10.1093/wbro/16.1.85 . hdl : 10986/17127 .
  26. ^ Нотон, Барри (январь 1992 г.). «Последствия государственной монополии на промышленность и ее ослабление» . Современный Китай . 18 (1): 14–41. дои : 10.1177/009770049201800102 . ISSN   0097-7004 . S2CID   154538716 .
  27. ^ Хабер, Ханан (04 марта 2018 г.). «Либерализация рынков, либерализация благосостояния? Экономическая реформа и социальное регулирование в электроэнергетическом режиме ЕС» . Журнал европейской публичной политики . 25 (3): 307–326. дои : 10.1080/13501763.2016.1249012 . ISSN   1350-1763 . S2CID   157115433 .
  28. ^ Аскер, Альберто (2018). Регулирование инфраструктуры и коммунального хозяйства: вопросы государственной политики и управления . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-3-319-67735-4 . OCLC   1015849922 .
  29. ^ Ведение бизнеса 2020: сравнение регулирования бизнеса в 190 странах . 24 сентября 2019 г. дои : 10.1596/978-1-4648-1440-2 . ISBN  978-1-4648-1440-2 . S2CID   243030172 .
  30. ^ Ведение бизнеса 2020: сравнение регулирования бизнеса в 190 странах . 24 сентября 2019 г. дои : 10.1596/978-1-4648-1440-2 . ISBN  978-1-4648-1440-2 . S2CID   243030172 .
  31. ^ Кабрал, Кэрри (2 июля 2020 г.). «Хороши ли монополии? Удивительно, но да, — объясняет Питер Тиль» . Короткие книги . Проверено 03 февраля 2023 г.
  32. ^ Сейм, Катя; Вальдфогель, Джоэл (апрель 2013 г.). «Государственная монополия и экономическая эффективность» . Американский экономический обзор . 103 (2): 831–862. дои : 10.1257/aer.103.2.831 . S2CID   53691574 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ab8f031caeaaff200b99a10563d72b6__1721160840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/b6/2ab8f031caeaaff200b99a10563d72b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
State monopoly - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)