Томас Эльзессер
Томас Эльзессер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 4 декабря 2019 г. | (76 лет)
Национальность | немецкий |
Альма-матер | Гейдельбергский университет Университет Сассекса |
Томас Эльзессер (22 июня 1943 — 4 декабря 2019) — немецкий историк кино и профессор кафедры кино и телевидения в Амстердамском университете . Он также был сценаристом и режиссером «Солнечного острова» . [ 1 ] документальный фильм-эссе о его дедушке, архитекторе Мартине Эльзеэссере . Он был женат на ученой Сильвии Вега-Ллона.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Томас Эльзессер родился в 1943 году в Берлине - Шарлоттенбурге . Внук архитектора Мартина Эльзеэссера , он провел детство в Верхней Франконии и в 1951 году переехал с семьей в Мангейм , где с 1955 по 1962 год посещал Гуманистическую гимназию (академическую среднюю школу), а затем изучал английскую и немецкую литературу в школе Рупрехта. -Карлов университет в Гейдельберге . В 1963 году Эльзессер уехал из Германии в Великобританию , где изучал английскую литературу в Сассекском университете (1963–1966); получив там степень бакалавра , он провел год (1967–68) в Сорбонне в Париже .
В 1971 году он получил докторскую степень по сравнительному литературоведению, защитив диссертацию. [ 2 ] по Жюля Мишле и Томаса Карлейля » «Истории Французской революции из Университета Сассекса .
Работа в киножурнале
[ редактировать ]В период с 1968 по 1970 год он участвовал и был одним из редакторов киножурнала, издаваемого Киносообществом Университета Сассекса ( Brighton Film Review ). [ 3 ] Среди других редакторов были Фил Харди , Дэвид Морс и Гэри Херман. Впоследствии он редактировал аналогичный журнал ( Monogram ) с 1971 по 1975 год в Лондоне , при поддержке Питера Воллена и при поддержке гранта Департамента образования Британского института кино . Будучи кинокритиком и теоретиком классического голливудского кино, именно его эссе о голливудской мелодраме ( «Сказки о звуке и ярости» , 1972) принесло Эльзесеру международную известность. [ 4 ]
Академия
[ редактировать ]С 1972 по 1976 год Эльзессер преподавал английский, французский язык и сравнительную литературу в Университете Восточной Англии . основал в UEA В 1976 году он вместе с Чарльзом Барром один из первых независимых центров кинематографии в Великобритании с полной программой бакалавриата , магистратуры и докторантуры . Помимо семинаров по раннему кино , Альфреду Хичкоку и Фрицу Лангу , Эльзессер также инициировал курс по кинематографу Веймарской республики , который он преподавал совместно со своим коллегой В. Г. Зебальдом .
В 1991 году Эльзессер был назначен заведующим кафедрой Амстердамского университета . Там он основал кафедру исследований кино и телевидения, которую возглавлял до 2000 года. В 1992 году он инициировал международную магистерскую и докторскую программу, серию книг (« Кинокультура в переходный период », изданную издательством Амстердамского университета и Университетом Chicago Press ), а также он был соучредителем Амстердамской школы культурного анализа (ASCA), созданной по американо-американской модели аспирантуры гуманитарных наук. В 2003 году Эльзессер основал международную магистерскую программу по сохранению и презентации движущегося изображения. [ 5 ] [ 6 ]
С 1976 года Эльзессер преподавал в качестве приглашенного профессора в американских университетах, включая Университет Айовы , Калифорнийский университет ( Лос-Анджелес , Сан-Диего , Беркли , Ирвин , Санта-Барбара ), Нью-Йоркский университет и Йельский университет . В 1993–1999 годах он был профессором II в Бергенском университете , Норвегия , а в 2005–2006 годах возглавлял кафедру Ингмара Бергмана в Стокгольмском университете . В 2006–2007 годах он был профессором Леверхалма в Кембриджском университете . Кроме того, он несколько раз преподавал в качестве приглашенного профессора в Гамбургском университете , Свободном университете Берлина и Венском университете . В 2003 году он был научным сотрудником Международного исследовательского центра культурных исследований IFK в Вене , в 2004 году — научным сотрудником Института Саклера Тель-Авивского университета , а в 2007 году — зарубежным научным сотрудником Черчилль -колледжа в Кембридже. С 2006 по 2012 год Эльзессер преподавал один семестр в году в Йельском университете в качестве приглашенного профессора. С 2013 года он был приглашенным профессором Школы искусств Колумбийского университета. . [ 7 ]
С 2000 по 2005 год он руководил международным исследовательским проектом «Кино Европы» в Амстердамском университете. Результатом проекта стало несколько книжных публикаций по европейскому кино и истории кино, таких как исследование об отношениях между Голливудом и Европой ( Европейское кино – лицом к лицу с Голливудом ), о современной синефилии ( Синефилия – кино, любовь и память ), о движение европейского авангарда и киносообщества ( «Двигаясь вперед, оглядываясь назад» ), о Ларса фон Триера кино как игровом прототипе ( «Игра на волнах» ) и схеме европейских кинофестивалей ( «Кинофестивали — от европейской геополитики до глобальной синефилии» ). Другие исследования проекта были посвящены сравнительным исследованиям, таким как «Постклассическое повествование и мировое кино» , «Кино, война и память» , «Финская визуальная культура» , «Музыка в европейском кино 1990-х годов» , а также несколько исследований по европейским городам и медиакультуре.
Оценка работы
[ редактировать ]Эльзессер — важный представитель международных исследований кино, чьи книги и эссе по теории кино , теории жанров , Голливуду , новой истории кино, медиа-археологии , новым медиа , фильмам-интеллектуальным играм, европейскому авторскому кино и искусству инсталляции были опубликованы в более более 20 языков. Эльзессер известен прежде всего своими исследованиями почти всех периодов истории немецкого кино , начиная с раннего кино ( «Вторая жизнь: первое десятилетие немецкого кино» ), кино Веймарской республики ( «Веймарское кино и после: историческое воображаемое Германии ») и Фрица Ланга ( Метрополис ), включая широко цитируемое « Новое немецкое кино – история» , а также монографию о Райнере Вернере Фассбиндере , исследование загробной жизни нацистской эпохи в немецком послевоенном кино, антологию творчества Харуна Фароки и BFI Companion немецкого кино .
Помимо своих публикаций о немецком кино, Эльзессер также редактировал и соредактировал сборники по раннему кино, телевидению, новым медиа, а также был соавтором книги о современном Голливуде ( «Изучение современного американского кино » с Уорреном Баклендом) и новаторского «Введения». к теории кино ( «Теория кино: Введение через чувства» , с Малте Хагенером).
Награды
[ редактировать ]Его книга «Новое немецкое кино: история» получила в 1990 году премию Джея Лейды (присуждаемую Киноархивом Антологии в Нью-Йорке) и премию Кэтрин Сингер Ковач в области исследований кино и видео (присуждаемую Обществом исследований кино и медиа). Его книга «Веймарское кино и после: Историческое воображение Германии» еще раз получила премию Кэтрин Зингер Ковач за лучшую кинокнигу 1998 года. Его книга «Европейское кино лицом к лицу с Голливудом» выиграла в 2006 году Premio Limina-Carnica, ежегодную премию, присуждаемую Университетом Удине. Киноконференция на лучшую международную книгу по кинематографии.
В 2006 году Эльзессер получил Королевский орден Рыцаря Ордена Нидерландского Льва . [ 8 ] В 2008 году Общество исследований кино и медиа удостоило его « Премии за выдающиеся достижения в карьере ». Также в 2008 году он был избран членом-корреспондентом Британской академии . [ 9 ] В марте 2017 года Эльзессер был удостоен звания почетного доктора . Льежского университета [ 10 ]
По случаю 60-летия Эльзеэссера был выпущен журнал Die Spur durch den Spiegel («Путь через зеркало») под редакцией Мальте Хагенера, Йоханнеса Н. Шмидта и Михаэля Веделя. [ 11 ] К его 65-летию было выпущено еще одно памятное издание, в котором приняли участие коллеги и бывшие студенты: « Осознавайте экран: концепции медиа по мнению Томаса Эльзессера» . [ 12 ]
Смерть
[ редактировать ]4 декабря 2019 года Томас Эльзессер неожиданно скончался в возрасте 76 лет в Пекине , где он должен был прочитать лекцию. [ 4 ]
Избранная библиография
[ редактировать ]- Новое немецкое кино: история (1989, Бейзингсток: издательство Macmillan and Rutgers University Press; переиздано в 1994 году; переведено на китайский и венгерский языки )
- Раннее кино: повествование о космическом кадре (1990, отредактировано: Лондон: Британский институт кино и издательство Университета Индианы )
- Написание для СМИ: Телевидение в переходный период (1994, совместное редактирование; Амстердам: Издательство Амстердамского университета)
- Вторая жизнь: первые десятилетия немецкого кино (1996, отредактировано: Амстердам: Издательство Амстердамского университета)
- Германия Фассбиндера: предмет исторической идентичности (1996, Амстердам: издательство Амстердамского университета; переведено на немецкий , 2001 и французский , 2005)
- Будущее кино: Каин, Авель или Кейбл? (1998, совместное редактирование: Амстердам: Издательство Амстердамского университета; переведено на корейский , 2002 г.)
- The BFI Companion to German Cinema (1999, соредактор: Британский институт кино)
- Weimar Cinema and After (2000, Лондон: Routledge; немецкое издание: 1999)
- Метрополис (2001, Лондон: Британский институт кино; перевод на немецкий, 2001)
- Изучение современного американского кино (2002, с Уорреном Баклендом, Нью-Йорк: Oxford University Press ; японский перевод, 2009 г.)
- ( История кино и раннее кино 2002, Мюнхен : текст издания и комментарии)
- Kino der Kaiserzeit [ Кино во времена Кайзера ] (2002, совместное редактирование: Мюнхен: текст издания и комментарии)
- Последняя великая американская киновыставка (2004, совместное редактирование; Амстердам: AUP)
- Харун Фароки: Работа над линиями обзора (2004, под редакцией; Амстердам: AUP)
- Terreur, Mythes et Representation [ Террор, мифы и репрезентация ] (2005, Лилль : издание тысячи глаз)
- Европейское кино: лицом к лицу с Голливудом (2005, Амстердам: AUP)
- и травма Террор (2007, Берлин: Kulturverlag Kadmos )
- Введение в историю кино (2007, с Мальте Хагенером, Гамбург : Юниус)
- Голливуд сегодня: история, пол и нация [ Голливуд сегодня: история, пол и страна ] (2009, Берлин: Берц + Фишер )
- Теория кино: введение через чувства (совместно с Малте Хагенером) (2010, Нью-Йорк : Routledge . Второе, исправленное издание, 2015 г.)
- Стойкость Голливуда (2011, Нью-Йорк: Routledge)
- Террор и травма: немецкое кино после 1945 года (2013, Нью-Йорк: Routledge)
- Body, Death and Technology — Metamorphosis of War Films [ Bodies, Death and Technology — Metamorphosis of War Films ] (совместно с Михаэлем Веделем) (2016, Падерборн : Konstanz UP )
- История кино как медиа-археология (2016, Амстердам: Издательство Амстердамского университета)
- Европейское кино и континентальная философия: фильм как мысленный эксперимент. (2018, Лондон: Блумсбери )
- Фильм об интеллектуальных играх: распределенное действие, путешествие во времени и продуктивная патология. (2021, Нью-Йорк: Рутледж)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Die Sonneninsel (Остров Солнца): европейский рост, идеалы, стремления и сложности | Медиаполис» . 27 января 2018 года . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Эльзессер, Т. (1971). Сравнительное исследование образов и тем в «Истории Французской революции» Томаса Карлейля и Жюля Мишле (доктор философии). Университет Сассекса . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Киносообщество Сассекса (1968). «Обзор фильма «Брайтон»» . Брайтонское кинообзор . OCLC 173852251 .
- ^ Jump up to: а б Хедигер, Винценц (17 октября 2013 г.). «О смерти Томаса Эльзессера: история и теория в собственном направлении» . Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке) , дата обращения 5 декабря 2019 г ..
- ^ [1] Архивировано 28 февраля 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Амстердам, фургон Университета (20 марта 2020 г.). «Двойное магистерское сохранение и представление движущегося изображения (медиаисследования) – GSH – Амстердамский университет» . gsh.uva.nl. Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «Томас Эльзессер» . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Факультет естественных наук, математики и информатики — Амстердамский университет» . Science.uva.nl. 03.12.2013. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 г. Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ «Профессор Томас Эльзессер – Британская академия» . Britac.ac.uk. Архивировано из оригинала 6 июня 2014 г. Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ «Томас ЭЛЬЗЕССЕР» . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Мальте Хагенер, Йоханнес Н. Шмидт, Михаэль Ведель (ред.): След через зеркало . Берц + Фишер, Берлин, 2004 г., ISBN 978-3-86505-155-4
- ^ Яап Койман, Патрисия Пистерс, Ванда Страувен (Hg.): Следите за экраном: концепции медиа по мнению Томаса Эльзессера . Издательство Амстердамского университета, 2008 г., ISBN 90-8964-025-8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Следите за экраном. Концепции СМИ по мнению Томаса Эльзессера , под редакцией Яапа Коймана, Патрисии Пистерс, Ванды Штраувен, Amsterdam University Press, 2008. ISBN 90-8964-025-8 ; ISBN 9789089640253
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1943 года рождения
- смертей в 2019 году
- Выпускники Университета Сассекса
- Академики Университета Восточной Англии
- Академический состав Амстердамского университета
- Теоретики кино
- Люди из Шарлоттенбурга
- Историки Германии
- Немецкие историки кино
- Члены-корреспонденты Британской академии
- Члены Американского физического общества