Соната для фортепиано № 3 (Шопен)
Соната для фортепиано №3 | |
---|---|
Шопен Фредерик | |
![]() Дагерротип Шопена, ок. 1849 г. | |
Ключ | си минор |
Опус | 58 |
Форма | Соната для фортепиано |
Составленный | 1844 |
Опубликовано | 1845 |
Продолжительность | Около 25-30 минут |
Движения | 4 |
Фредерика Шопена , Соната для фортепиано № 3 си минор соч . композитора 58 — последняя из фортепианных сонат . Завершено в 1844 г. [ 1 ] Произведение, посвященное графине Элизе де Пертюи, считается одним из самых сложных произведений Шопена как в техническом, так и в музыкальном плане. [ нужна ссылка ] [ 2 ] Произведение имеет структуру, аналогичную Иоганна Непомука Хуммеля , Сонате для фортепиано № 5 фа-диез минор соч. 81 . [ 3 ] Исполнение сонаты длится около 25–30 минут, в зависимости от того, наблюдается ли части . повторение экспозиции в первой
Структура
[ редактировать ]Соната состоит из четырех частей , по структуре аналогична второй сонате, но с лирическим ларго, а не с траурным маршем.
- Allegro maestoso ( си минор → си мажор )
- Скерцо : Очень живое ( ми ♭ мажор → си мажор → ми ♭ мажор)
- Ларго (си мажор → ми мажор → си мажор)
- Финал : Presto нон танто (си минор → си мажор)
сонат композитора В отличие от первой и второй , произведение заканчивается в мажорной тональности. Исполнение сонаты длится от 25 до 30 минут, в зависимости от того, повторяется ли экспозиция.
I. Аллегро маэстосо
[ редактировать ]
Произведение начинается на боевой ноте, тяжелые аккорды и филигрань в начале первой части уступают место более мелодичной второй теме, что в конечном итоге приводит к завершению экспозиции в относительном мажоре D. Эта экспозиция довольно длинная по сравнению с к другим сонатам, и, возможно, по этой причине многие пианисты предпочитают опускать повтор экспозиции. Мотивы исходной темы возникают в развитии, которое нетрадиционно возвращается ко второй теме (в отличие от первой) для репризы, си-мажорной, ведущей к мощной коде.
II. Шутить
[ редактировать ]
Скерцо дрожанием в отдалённой тональности ми-бемоль мажор и в строгой троичной форме характеризуется энергичным в правой руке, с более скромной аккордовой средней частью си-мажор. композитора При медленном исполнении основная тема ми-бемоль мажор звучит чем-то похожей на мелодию ми-бемоль мажор из «Баллады № 1» . В отличие от скерцо сонаты си-бемоль минор (и, действительно, остальных произведений Шопена в жанре за пределами сонат), оно исключительно короткое, обычно длится всего две минуты в исполнении.
III. Ларго
[ редактировать ]
Несмотря на бурное вступление в пунктирном ритме, ларго безмятежно, почти ноктюрнно ; вводится чрезвычайно красивая мелодия, за которой следует мягкая и обширная средняя часть ми мажор, снова характеризующаяся дрожащей фигурой на фоне интенсивно гармонической линии, разделяющей более кантабильные внешние части си мажор. Это самое музыкально глубокое из движений. [ 4 ] с точки зрения устойчивой мелодии и инновационной гармонической прогрессии; он соперничает с обширной первой частью только по длине.
IV. Финал: Скоро не так уж и много
[ редактировать ]
Его бурное и драматическое вступление - восходящая гармоническая последовательность, оставленная на высокой доминантной седьмой - кроме того, финал си минор пронизан «скакающим» ритмом; акцент в мелодической линии на первой и третьей долях каждого полумера очерчивает пятую-восьмую ступени гармонической минорной гаммы, в данном случае F ♯ и B, придавая выдающееся значение увеличенной секунде между шестой и поднятой седьмой гаммой. градусов , G и A ♯ . Общая мелодия, хроматическая , но основанная на минорной тонике, придает мрачное настроение этим основным разделам. Более триумфальная вторая тема си мажор, дважды повторенная в форме A–B–A–B–A части, появляется совершенно внезапно в конце первой (также и при повторении); в конечном итоге поднимаясь во время быстрых пробежок по мелодии для левой руки, он снова возвращается к драматическому повторению основной темы в обоих своих выступлениях. Произведение завершается ликующей кодой си мажор.
Записи
[ редактировать ]Соната неоднократно записывалась. Первая коммерческая электрическая запись была сделана Перси Грейнджером в 1925 году. Ее описывают как «одну из величайших записей на дисках… Финал просто великолепен». [ 5 ]
Среди других замечательных записей — записи Марты Аргерих, Артура Рубинштейна и Дину Липатти. Все эти записи обладают мощной первой частью и чрезвычайно виртуозным финалом.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Самсон 1994 , с. 175 .
- ^ Уокер 2018 , с. 486.
- ^ Розен 1988 , с. 390.
- ^ Кремер 1991 .
- ^ Джереми Николс, Граммофон , перепечатано в Limelight , июнь 2011 г., стр. 68
Источники
- «Шопен, Фридерик Францишек». Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). 2001.
- Кремер, Уве (1991), 14 вальсов/Соната для фортепиано № 3 , Sony
- Розен, Чарльз (1988). Сонатные формы (Переработанная ред.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-02658-0 .
- Самсон, Джим (1994). Кембриджский компаньон Шопена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47752-9 .
- Уокер, Алан (16 октября 2018 г.). Фридерик Шопен: Жизнь и времена (1-е изд.). Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру . ISBN 978-0-374-71437-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )