Alexander Dovzhenko
Олександр Довженко | |
---|---|
Рожденный | Alexander Petrovich Dovzhenko 10 сентября 1894 г. |
Умер | 25 ноября 1956 г. | ( 62 года
Место отдыха | Новодевичье кладбище , Москва. |
Национальность | |
Род занятий | Кинорежиссер , сценарист |
Годы активности | 1926–1956 |
Супруг | Yuliya Solntseva |
Александр Петрович Довженко , а также Александр Петровых Довженко [ 1 ] ( Russian : Александр Петрович Довженко , Russian : Александр Петрович Довженко ; September 10 [ OS August 29] 1894 – November 25, 1956), was a Ukrainian [ 2 ] Советский режиссер , кинопродюсер и сценарист . [ 3 ] [ 4 ] Его часто называют одним из самых важных ранних советских кинематографистов, наряду с Сергеем Эйзенштейном , Дзигой Вертовым и Всеволодом Пудовкиным , а также пионером советской теории монтажа .
Биография
[ редактировать ]Александр Довженко родился в селе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской губернии Российской империи (ныне часть Сосницы Черниговской области , Украина ) в семье Петра Семеновича Довженко и Одарки Ермолаивны Довженко. Его предками по отцовской линии были чумаки поселившиеся в Соснице в XVIII веке , выходцы из соседней Полтавской губернии . Александр был седьмым из четырнадцати детей, рожденных у пары, но из-за смерти братьев и сестер к одиннадцати годам он стал старшим ребенком. В конечном итоге до совершеннолетия дожили только Александр и его сестра Полина, которая впоследствии станет врачом.
Хотя его родители были необразованными, полуграмотный дедушка Довженко поощрял его учиться, что привело его к тому, что он стал учителем в возрасте 19 лет. Во время Первой мировой войны он избегал военной службы из-за болезни сердца, но во время Гражданской войны он, возможно, некоторое время служил в армии Украинской Народной Республики . [ 5 ] В 1919 году в Житомире попал в плен и отправлен в тюрьму по подозрению в разведке для армии УНР. В конце 1919 года его освободили по ходатайству Василия Эллана-Блакитного . После освобождения некоторое время преподавал историю и географию в офицерской школе Красной Армии. В 1920 году Довженко вступил в партию боротьбистов . Он работал помощником посла в Варшаве и Берлине . По возвращении в СССР в 1923 году начал иллюстрировать книги и рисовать карикатуры в Харькове . В то время Довженко также входил в состав ВАПЛИТЕ .
Довженко обратился к кино в 1926 году, когда приземлился в Одессе . второго сценария Его амбициозное стремление привело к созданию его «Вася-реформатор» (который он также был одним из режиссеров). Больший успех он добился в фильме «Звенигора» в 1928 году, истории молодого авантюриста, который становится бандитом и контрреволюционером и плохо кончает, в то время как его добродетельный брат проводит весь фильм в борьбе за революцию, которая сделала его крупным режиссером его эпоха. [ 6 ]
Украина Трилогия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2023 г. ) |
Его последующие «Украинские трилогии» ( «Звенигора» , «Арсенал » и «Земля ») являются его наиболее известными произведениями на Западе. «Арсенал» был плохо воспринят коммунистическими властями Украины, которые начали преследовать Довженко – но, к счастью для него, Сталин посмотрел его, и он ему понравился. [ 7 ]
Земля
[ редактировать ]» Довженко «Землю назвали одним из величайших немых фильмов, когда-либо созданных. Землю на В 2002 году Британский институт кинематографии попросил британского кинорежиссера Карела Рейша составить рейтинг величайших когда-либо созданных фильмов, и он поставил второе место. В фильме коллективизация изображена в положительном свете. Сюжет фильма вращался вокруг попытки помещика разрушить преуспевающий колхоз, получивший свой первый трактор, хотя он начинался с длинного крупного плана пожилого умирающего мужчины, получающего сильное удовольствие от вкуса яблока - сцена с без явного политического послания, но с некоторым аспектом автобиографии. Фильм подвергся критике со стороны советских властей. Поэт Демьян Бедный критиковал ее «пораженчество» на протяжении трех колонок газеты «Известия» , и Довженко был вынужден ее перередактировать. [ 8 ]
Обращение к Сталину
[ редактировать ]Следующий фильм Довженко, «Иван» , изображал строителя Днепростроя и его реакцию на индустриализацию, которую затем резко осудили за пропаганду фашизма и пантеизма . Опасаясь ареста, Довженко лично обратился к Сталину. Днем позже его пригласили в Кремль, где он прочитал сценарий своего следующего проекта « Аэроград» о защите недавно построенного города от японских лазутчиков перед аудиторией четырех самых влиятельных людей страны — Сталина . Молотов , Киров и Ворошилов . Сталин одобрил проект, но «предложил», чтобы следующим проектом Довженко, после «Аэрограда» , была экранизация биографии родившегося на Украине партизана-коммуниста Николая Щорса .
В январе 1935 года советская киноиндустрия отметила свое пятнадцатилетие крупным фестивалем, во время которого самый известный режиссер страны Сергей Михайлович Эйзенштейн , у которого были проблемы с властями и которому несколько лет не разрешали снять фильм, подарил бессвязная речь, перескакивавшая с одной эзотерической темы на другую. Довженко присоединился к критике, вызвав смех и умоляя: "Сергей Михайлович, если вы не снимете фильм хотя бы в течение года, то, пожалуйста, не снимайте его вообще... Все эти разговоры о полинезийских женщинах я с радостью променяю". все ваши незавершенные сценарии для одного из ваших фильмов». По итогам конференции Сталин вручил Довженко орден Ленина. [ 9 ]
Позже Довженко снова вызвали в Кремль и сказали Сталину, что он «свободный человек», который «не обязан» снимать фильм о Щорсе. Он понял намек, приостановил работу над «Аэроградом», следуя «предложению» Сталина, и отправил диктатору черновой вариант сценария «Щорса». Затем его вызвали к руководителю советской киноиндустрии Борису Шумяцкому и сказали, что сценарий содержит серьезные политические ошибки. [ 10 ] Его просьба о новой встрече со Сталиным была проигнорирована, поэтому 26 ноября 1936 года он написал диктатору, умоляя: «Это моя жизнь, и если я делаю это неправильно, то это связано с недостатком таланта или развития, а не с недостатком таланта или развития». злобу, твой отказ увидеть меня я воспринимаю как великое горе». [ 11 ] Ответом Сталина стала короткая записка Шумяцкому в декабре, в которой перечислялись пять недостатков сценария, в том числе то, что «Щорс вышел слишком грубым и неотесанным». [ 12 ]
Щорс
[ редактировать ]Довженко завершил «Аэроград» в 1935 году. Перед его выпуском в ноябре Довженко начал работу над «Щорсом» . По словам Джея Лейды, который в то время работал в советской киноиндустрии:
Щорс научил его новым трудностям выполнения предложения Сталина. За три года до его выхода Довченко пришлось подчинять каждое решение и каждый эпизод кажущемуся бесконечным ряду людей, «которые знали, чего хотел Сталин». Было кошмарное интервью, несколько горькое, с самим Вождем, который начинал проявлять признаки мании величия и непогрешимости... Позже Довженко рассказал друзьям об одном пугающем приходе в кабинет Сталина, когда он отказался говорить с Довченко, а Берия обвинил его присоединения к националистическому заговору. [ 13 ]
Несколько коллег Довженко были расстреляны или отправлены в трудовые лагеря во время Великой чистки в 1937–38 годах, в том числе его любимый оператор Даниил Демуцкий, работавший с ним на Земле . [ 14 ] Но когда он, наконец, закончил «Щорса» , вышедшего в январе 1939 года, ему заплатили огромный гонорар — 100 000 рублей. [ 15 ] - и удостоен Сталинской премии (1941).
Более поздняя работа
[ редактировать ]Во время войны Довженко написал статью и сценарий « Украина в огне », которые были обвинены в «завуалированных националистических настроениях». Есть две версии того, кто стоял за доносом. Никита Хрущев , который в то время был главой Украинской коммунистической партии, в своих мемуарах отдал должное Довженко как «гениальному режиссеру», а разоблачение « Украины в огне » назвал «позорным делом», инициированным руководителем политкомпартии. администрации Красной Армии Александра Щербакова , который «явно старался разжечь гнев Сталина, твердя о том, что сценарий фильма является крайне националистическим». [ 16 ] Довженко зачитал сценарий вслух Хрущеву, но утверждал, что не обратил на него особого внимания, поскольку был сосредоточен на войне.
Но в полицейском рапорте, отправленном в то время главой НКВД Всеволодом Меркуловым секретарю партии, курирующему культуру Андрею Жданову , говорилось, что Довженко сильно возмущался поведением Хрущева и лидеров Союза украинских писателей, которые хвалили сценарий в первом чтении, но затем по приказу сверху осудили. Довженко сказал: «Я ничего не имею против Сталина. Я что-то держу против… людей, которые бросают в меня злобные лозунги после всего своего восхищения сценарием, - эти люди не могут руководить войной и народом. Это мусор. " [ 17 ]
После предстояния перед ЦК Довженко был исключен из различных официальных организаций, отрезал себя от коллег-художников, написал романы и занялся написанием сценария о биологе Мичурине . Фильм «Мичурин» принес ему еще одну Сталинскую премию в 1949 году, хотя он столько раз пересматривался, чтобы получить политическое одобрение, что, по словам одного историка, «большая часть окончательной версии была сделана без него». [ 18 ]
Хрущев утверждал, что с его приходом к власти после смерти Сталина и казни начальника полиции Лаврентия Берии преследование Довженко прекратилось, и он снова смог «жить полезной активной жизнью». [ 19 ] Он приступил к двум проектам: экранизации повести Гоголя Тарас Бульба » « и «Поэмы о море» , ни один из которых не был завершен до того, как Довженко умер от сердечного приступа 25 ноября 1956 года на своей даче в Переделкино . последний достроила его вдова Юлия Солнцева . [ 20 ] За 20-летнюю карьеру Довженко лично снял всего семь фильмов.
Наследие
[ редактировать ]Довченко был наставником молодых советских украинских кинематографистов Ларисы Шепитько и Сергея Параджанова .
После его смерти Киностудия Довженко в Киеве была названа в его честь.
В 2016 году, после того как правительство Украины объявило программу «декоммунизации» топонимов, Карла Либкнехта улица в Мелитополе на востоке Украины была переименована в улицу Александра Довженко. 30 января 2023 года, после того как Мелитополь был оккупирован российской армией во время российского вторжения в Украину в 2022 году , Мелитополя назначенный Россией мэр Галина Данильченко объявила, что улице будет возвращено прежнее название. [ 21 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Love's Berries ( Russian : Ягодки Любви , translit. Yagodki lyubvi , Russian : Ягодки любви , translit. Yahidky kokhannya ), 1926
- Vasya the Reformer ( Russian : Вася – реформатор , translit. Vasya – reformator , Ukrainian : Вася – реформатор , translit. Vasya – reformator ), 1926
- The Diplomatic Pouch ( Russian : Сумка дипкурьера , translit. Sumka dipkuryera , Ukrainian : Сумка дипкур'єра , translit. Sumka dypkuryera ), 1927
- Zvenigora ( Russian : Звенигора , translit. Zvenigora , Ukrainian : Звенигора , translit. Zvenyhora ), 1928
- Arsenal ( Russian : Арсенал , Ukrainian : Арсенал ), 1929
- Earth ( Russian : Зeмля , translit. Zemlya , Ukrainian : Зeмля , translit. Zemlya ), 1930
- Ivan ( Russian : Иван , Ukrainian : Iвaн ), 1932
- Аэроград ( русский : Аэроград , украинский : Аэроград , транслит. Аэроград ), 1935 год.
- Bukovina: a Ukrainian Land ( Russian : Буковина, земля Украинская , translit. Bukovina, Zemlya Ukrainskaya , Ukrainian : Буковина, зeмля Українськa , translit. , Bukovyna, Zemlya Ukrayins'ka ), 1939
- Щорс * ( русский : Щорс , украинский : Щорс ), 1939 год
- Battle for Soviet Ukraine * ( Russian : Битва за нашу Советскую Украину , translit. Bitva za nashu Sovetskuyu Ukrainu , Ukrainian : Битва за нашу Радянську Україну , translit. Bytva za nashu Radyans'ku Ukrayinu ), 1943
- Earth ( Russian : Cтрана , . translit Soviet задняя
- Victory in the Ukraine and the Expulsion of the Germans from the Boundaries of the Ukrainian Soviet Earth ( Russian : Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель , translit. Pobeda na Pravoberezhnoi Ukraine i izgnaniye nemetsikh zakhvatchikov za predeli Ukrainskikh sovietskikh zemel , Ukrainian : Перемога на Правобережній Україні , translit. Peremoha na Pravoberezhniy Ukrayini ), 1945
- Michurin ( Russian : Мичурин , Russian : Мичурин ), 1948
- Farewell, America ( Russian : Прощай, Америкa , Ukrainian : Прощай, Америко , translit. Proshchay, Ameryko ), 1949
- Poem of the Sea * ( Russian : Поэма о море , translit. Poema o more , Ukrainian : Поема про море , translit. Poema pro more ), 1959
* codirected by Yuliya Solntseva
Кинопремия
[ редактировать ]кинопремия – Государственная премия Александра Довженко . За большой вклад в киноиндустрию его именем названа [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Александр Довженко в Энциклопедии Украины.
- ^ Е. Я. Марголит, ДОВЖЕНКО//Great Russian Encyclopedia [1] Archived 2020-07-25 at the Wayback Machine
- ^ Ричард Тейлор, Нэнси Вуд, Джулиан Граффи, Дина Иорданова (2019). BFI Companion восточноевропейского и российского кино . Блумсбери. стр. 1934–1935. ISBN 978-1838718497 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 187–191. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ Кто скрывается за фигурой гения? Контекст творчества Довженко
- ^ Лейда, Джей (1973). Кино, История российского и советского кино . Лондон: Джордж Аллен и Анвин. п. 242. ИСБН 0-04-791027-5 .
- ^ Миллер, Джейми (2010). Советское кино: политика и убеждения при Сталине . Лондон: IBTauris. п. 64. ИСБН 978-1-84885-009-5 .
- ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза наблюдали, Русские мастера - от Ахматовой и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна - при Сталине . Нью-Йорк: Новая пресса. п. 158. ИСБН 978-1-59558-056-6 .
- ^ МакСмит, Энди. Страх и Муза . п. 162.
- ^ МакСмит, Энди. Страх и Муза . стр. 158–59.
- ^ Кларк, Катерина и Добренко, Евгений (2007). Советская культура и власть: история в документах, 1917-1953 гг . Нью-Хейвен: Йельский университет, стр. 289–90. ISBN 978-0-300-10646-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кларк и Добренко. Советская культура . стр. 295.
- ^ Leyda. Kino . p. 354.
- ^ Миллер. Советское кино . п. 89.
- ^ Кларк и Добренко. Советская культура . стр. 281.
- ^ Хрущев, Никита (1971). Хрущев вспоминает . Лондон: Сфера. п. 154.
- ^ Кларк и Добренко. Советская культура . стр. 383–84.
- ^ Leyda. Kino . p. 395.
- ^ Хрущев. Мемуары . п. 306.
- ^ Лейда. Тело стр. 402–03.
- ^ Danilchenko, Galina. "Дорогие мелитопольцы! Улицы, проспекты, бульвары, шоссе, переулки, площади и проезды в Мелитополе вернут свои исторические названия.(Dear citizens of Melitopol! Streets, avenues, boulevards, highways, lanes, squares and driveways in Melitopol will return their historical names)" . Telegram . Retrieved 2 February 2022 .
- ^ «О государственных наградах Украины» . zakon.rada.gov.ua (на украинском языке). Верховная Рада Украины - Законодательство Украины . Проверено 10 марта 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Довженко, Александр (ed. Marco Carynnik) (1973). Александр Довженко: The Poet as Filmmaker , MIT Press. ISBN 0-262-04037-9
- Кепли-младший, Вэнс (1986). На службе государству: Кино Александра Довженко , University of Wisconsin Press. ISBN 0-299-10680-2
- Либер, Джордж О. (2002). Александр Довженко: Жизнь в советском кино , Британский институт кино. ISBN 0-85170-927-3
- Небесио, Богдан. «Предисловие» к спецвыпуску: Кино Александра Довженко. Журнал украинских исследований. 19.1 (лето 1994 г.): стр. 2–3.
- Перес, Жилберто (2000) Материальный призрак: фильмы и их среда , издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 0-8018-6523-9
- Абрамюк, Лариса (1998) Украинское барокко в кинематографическом искусстве Александра Довженко , Университет штата Огайо (UMI).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Alexandr Dovzhenko at IMDb
- Рецензия Криса Фудзивары «Заброшенный гигант: Александр Довженко» в МИД
- Рэй Узвышин «Немая трилогия Александра Довженко: визуальное исследование»
- Джон Райли « Либера (Украинская) жизнь в советском кино: Александр Довженко », Философия кино , вып. 7 нет. 31 октября 2003 г. - рецензия на книги Джорджа О. Либера (2002), Александр Довженко: Жизнь в советском кино.
- Пейзажи души: Кино Александра Довженко ,
- «Сценарии о Земле» Александра Довженко с сайта SovLit.net
- Олександр Довженко Центр
- 1894 рождения
- 1956 смертей
- Люди из Сосницы
- Жители Сосницкого уезда.
- Hlukhiv National Pedagogical University of Oleksandr Dovzhenko alumni
- Выпускники Киевского национального экономического университета
- Украинские дипломаты
- Советские дипломаты
- Советские пропагандисты
- Украинский народ во время украинско-советской войны
- Боротбисты
- Политики Коммунистической партии Украины (Советского Союза)
- Украинские политики ХХ века
- Украинский авангард
- Советские сценаристы
- Советские сценаристы-мужчины
- советские кинорежиссеры
- Украинские кинорежиссеры
- советские кинопродюсеры
- Odesa Film Studio
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Ленинской премии
- Режиссеры немого кино
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Украинские сценаристы
- Казненный Ренессанс