Jump to content

Alexander Dovzhenko

(Redirected from Aleksandr Dovzhenko )
Олександр Довженко
Рожденный
Alexander Petrovich Dovzhenko

( 1894-09-10 ) 10 сентября 1894 г.
Умер 25 ноября 1956 г. ) ( 1956-11-25 ) ( 62 года
Место отдыха Новодевичье кладбище , Москва.
Национальность
Род занятий Кинорежиссер , сценарист
Годы активности 1926–1956
Супруг Yuliya Solntseva

Александр Петрович Довженко , а также Александр Петровых Довженко [ 1 ] ( Russian : Александр Петрович Довженко , Russian : Александр Петрович Довженко ; September 10 [ OS August 29] 1894 – November 25, 1956), was a Ukrainian [ 2 ] Советский режиссер , кинопродюсер и сценарист . [ 3 ] [ 4 ] Его часто называют одним из самых важных ранних советских кинематографистов, наряду с Сергеем Эйзенштейном , Дзигой Вертовым и Всеволодом Пудовкиным , а также пионером советской теории монтажа .

Биография

[ редактировать ]

Александр Довженко родился в селе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской губернии Российской империи (ныне часть Сосницы Черниговской области , Украина ) в семье Петра Семеновича Довженко и Одарки Ермолаивны Довженко. Его предками по отцовской линии были чумаки поселившиеся в Соснице в XVIII веке , выходцы из соседней Полтавской губернии . Александр был седьмым из четырнадцати детей, рожденных у пары, но из-за смерти братьев и сестер к одиннадцати годам он стал старшим ребенком. В конечном итоге до совершеннолетия дожили только Александр и его сестра Полина, которая впоследствии станет врачом.

Alexander Dovzhenko in 1921

Хотя его родители были необразованными, полуграмотный дедушка Довженко поощрял его учиться, что привело его к тому, что он стал учителем в возрасте 19 лет. Во время Первой мировой войны он избегал военной службы из-за болезни сердца, но во время Гражданской войны он, возможно, некоторое время служил в армии Украинской Народной Республики . [ 5 ] В 1919 году в Житомире попал в плен и отправлен в тюрьму по подозрению в разведке для армии УНР. В конце 1919 года его освободили по ходатайству Василия Эллана-Блакитного . После освобождения некоторое время преподавал историю и географию в офицерской школе Красной Армии. В 1920 году Довженко вступил в партию боротьбистов . Он работал помощником посла в Варшаве и Берлине . По возвращении в СССР в 1923 году начал иллюстрировать книги и рисовать карикатуры в Харькове . В то время Довженко также входил в состав ВАПЛИТЕ .

Довженко обратился к кино в 1926 году, когда приземлился в Одессе . второго сценария Его амбициозное стремление привело к созданию его «Вася-реформатор» (который он также был одним из режиссеров). Больший успех он добился в фильме «Звенигора» в 1928 году, истории молодого авантюриста, который становится бандитом и контрреволюционером и плохо кончает, в то время как его добродетельный брат проводит весь фильм в борьбе за революцию, которая сделала его крупным режиссером его эпоха. [ 6 ]

Украина Трилогия

[ редактировать ]
Duration: 1 hour, 18 minutes and 1 second.
Земля (1930), последний фильм трилогии Довженко «Украина».

Его последующие «Украинские трилогии» ( «Звенигора» , «Арсенал » и «Земля ») являются его наиболее известными произведениями на Западе. «Арсенал» был плохо воспринят коммунистическими властями Украины, которые начали преследовать Довженко – но, к счастью для него, Сталин посмотрел его, и он ему понравился. [ 7 ]

» Довженко «Землю назвали одним из величайших немых фильмов, когда-либо созданных. Землю на В 2002 году Британский институт кинематографии попросил британского кинорежиссера Карела Рейша составить рейтинг величайших когда-либо созданных фильмов, и он поставил второе место. В фильме коллективизация изображена в положительном свете. Сюжет фильма вращался вокруг попытки помещика разрушить преуспевающий колхоз, получивший свой первый трактор, хотя он начинался с длинного крупного плана пожилого умирающего мужчины, получающего сильное удовольствие от вкуса яблока - сцена с без явного политического послания, но с некоторым аспектом автобиографии. Фильм подвергся критике со стороны советских властей. Поэт Демьян Бедный критиковал ее «пораженчество» на протяжении трех колонок газеты «Известия» , и Довженко был вынужден ее перередактировать. [ 8 ]

Обращение к Сталину

[ редактировать ]
Плакат Аэрограда (1935)

Следующий фильм Довженко, «Иван» , изображал строителя Днепростроя и его реакцию на индустриализацию, которую затем резко осудили за пропаганду фашизма и пантеизма . Опасаясь ареста, Довженко лично обратился к Сталину. Днем позже его пригласили в Кремль, где он прочитал сценарий своего следующего проекта « Аэроград» о защите недавно построенного города от японских лазутчиков перед аудиторией четырех самых влиятельных людей страны — Сталина . Молотов , Киров и Ворошилов . Сталин одобрил проект, но «предложил», чтобы следующим проектом Довженко, после «Аэрограда» , была экранизация биографии родившегося на Украине партизана-коммуниста Николая Щорса .

В январе 1935 года советская киноиндустрия отметила свое пятнадцатилетие крупным фестивалем, во время которого самый известный режиссер страны Сергей Михайлович Эйзенштейн , у которого были проблемы с властями и которому несколько лет не разрешали снять фильм, подарил бессвязная речь, перескакивавшая с одной эзотерической темы на другую. Довженко присоединился к критике, вызвав смех и умоляя: "Сергей Михайлович, если вы не снимете фильм хотя бы в течение года, то, пожалуйста, не снимайте его вообще... Все эти разговоры о полинезийских женщинах я с радостью променяю". все ваши незавершенные сценарии для одного из ваших фильмов». По итогам конференции Сталин вручил Довженко орден Ленина. [ 9 ]

Позже Довженко снова вызвали в Кремль и сказали Сталину, что он «свободный человек», который «не обязан» снимать фильм о Щорсе. Он понял намек, приостановил работу над «Аэроградом», следуя «предложению» Сталина, и отправил диктатору черновой вариант сценария «Щорса». Затем его вызвали к руководителю советской киноиндустрии Борису Шумяцкому и сказали, что сценарий содержит серьезные политические ошибки. [ 10 ] Его просьба о новой встрече со Сталиным была проигнорирована, поэтому 26 ноября 1936 года он написал диктатору, умоляя: «Это моя жизнь, и если я делаю это неправильно, то это связано с недостатком таланта или развития, а не с недостатком таланта или развития». злобу, твой отказ увидеть меня я воспринимаю как великое горе». [ 11 ] Ответом Сталина стала короткая записка Шумяцкому в декабре, в которой перечислялись пять недостатков сценария, в том числе то, что «Щорс вышел слишком грубым и неотесанным». [ 12 ]

Довженко завершил «Аэроград» в 1935 году. Перед его выпуском в ноябре Довженко начал работу над «Щорсом» . По словам Джея Лейды, который в то время работал в советской киноиндустрии:

Щорс научил его новым трудностям выполнения предложения Сталина. За три года до его выхода Довченко пришлось подчинять каждое решение и каждый эпизод кажущемуся бесконечным ряду людей, «которые знали, чего хотел Сталин». Было кошмарное интервью, несколько горькое, с самим Вождем, который начинал проявлять признаки мании величия и непогрешимости... Позже Довженко рассказал друзьям об одном пугающем приходе в кабинет Сталина, когда он отказался говорить с Довченко, а Берия обвинил его присоединения к националистическому заговору. [ 13 ]

Несколько коллег Довженко были расстреляны или отправлены в трудовые лагеря во время Великой чистки в 1937–38 годах, в том числе его любимый оператор Даниил Демуцкий, работавший с ним на Земле . [ 14 ] Но когда он, наконец, закончил «Щорса» , вышедшего в январе 1939 года, ему заплатили огромный гонорар — 100 000 рублей. [ 15 ] - и удостоен Сталинской премии (1941).

Более поздняя работа

[ редактировать ]

Во время войны Довженко написал статью и сценарий « Украина в огне », которые были обвинены в «завуалированных националистических настроениях». Есть две версии того, кто стоял за доносом. Никита Хрущев , который в то время был главой Украинской коммунистической партии, в своих мемуарах отдал должное Довженко как «гениальному режиссеру», а разоблачение « Украины в огне » назвал «позорным делом», инициированным руководителем политкомпартии. администрации Красной Армии Александра Щербакова , который «явно старался разжечь гнев Сталина, твердя о том, что сценарий фильма является крайне националистическим». [ 16 ] Довженко зачитал сценарий вслух Хрущеву, но утверждал, что не обратил на него особого внимания, поскольку был сосредоточен на войне.

Но в полицейском рапорте, отправленном в то время главой НКВД Всеволодом Меркуловым секретарю партии, курирующему культуру Андрею Жданову , говорилось, что Довженко сильно возмущался поведением Хрущева и лидеров Союза украинских писателей, которые хвалили сценарий в первом чтении, но затем по приказу сверху осудили. Довженко сказал: «Я ничего не имею против Сталина. Я что-то держу против… людей, которые бросают в меня злобные лозунги после всего своего восхищения сценарием, - эти люди не могут руководить войной и народом. Это мусор. " [ 17 ]

После предстояния перед ЦК Довженко был исключен из различных официальных организаций, отрезал себя от коллег-художников, написал романы и занялся написанием сценария о биологе Мичурине . Фильм «Мичурин» принес ему еще одну Сталинскую премию в 1949 году, хотя он столько раз пересматривался, чтобы получить политическое одобрение, что, по словам одного историка, «большая часть окончательной версии была сделана без него». [ 18 ]

Хрущев утверждал, что с его приходом к власти после смерти Сталина и казни начальника полиции Лаврентия Берии преследование Довженко прекратилось, и он снова смог «жить полезной активной жизнью». [ 19 ] Он приступил к двум проектам: экранизации повести Гоголя Тарас Бульба » « и «Поэмы о море» , ни один из которых не был завершен до того, как Довженко умер от сердечного приступа 25 ноября 1956 года на своей даче в Переделкино . последний достроила его вдова Юлия Солнцева . [ 20 ] За 20-летнюю карьеру Довженко лично снял всего семь фильмов.

Наследие

[ редактировать ]

Довченко был наставником молодых советских украинских кинематографистов Ларисы Шепитько и Сергея Параджанова .

Monument to Alexander Dovzhenko in Nova Kakhovka

После его смерти Киностудия Довженко в Киеве была названа в его честь.

В 2016 году, после того как правительство Украины объявило программу «декоммунизации» топонимов, Карла Либкнехта улица в Мелитополе на востоке Украины была переименована в улицу Александра Довженко. 30 января 2023 года, после того как Мелитополь был оккупирован российской армией во время российского вторжения в Украину в 2022 году , Мелитополя назначенный Россией мэр Галина Данильченко объявила, что улице будет возвращено прежнее название. [ 21 ]

Фильмография

[ редактировать ]
Duration: 30 minutes and 6 seconds.
Буковина: украинская земля (1939)

* codirected by Yuliya Solntseva

Кинопремия

[ редактировать ]

кинопремия – Государственная премия Александра Довженко . За большой вклад в киноиндустрию его именем названа [ 22 ]

  1. ^ Александр Довженко в Энциклопедии Украины.
  2. ^ Е. Я. Марголит, ДОВЖЕНКО//Great Russian Encyclopedia [1] Archived 2020-07-25 at the Wayback Machine
  3. ^ Ричард Тейлор, Нэнси Вуд, Джулиан Граффи, Дина Иорданова (2019). BFI Companion восточноевропейского и российского кино . Блумсбери. стр. 1934–1935. ISBN  978-1838718497 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 187–191. ISBN  978-0-8108-6072-8 .
  5. ^ Кто скрывается за фигурой гения? Контекст творчества Довженко
  6. ^ Лейда, Джей (1973). Кино, История российского и советского кино . Лондон: Джордж Аллен и Анвин. п. 242. ИСБН  0-04-791027-5 .
  7. ^ Миллер, Джейми (2010). Советское кино: политика и убеждения при Сталине . Лондон: IBTauris. п. 64. ИСБН  978-1-84885-009-5 .
  8. ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза наблюдали, Русские мастера - от Ахматовой и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна - при Сталине . Нью-Йорк: Новая пресса. п. 158. ИСБН  978-1-59558-056-6 .
  9. ^ МакСмит, Энди. Страх и Муза . п. 162.
  10. ^ МакСмит, Энди. Страх и Муза . стр. 158–59.
  11. ^ Кларк, Катерина и Добренко, Евгений (2007). Советская культура и власть: история в документах, 1917-1953 гг . Нью-Хейвен: Йельский университет, стр. 289–90. ISBN  978-0-300-10646-6 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Кларк и Добренко. Советская культура . стр. 295.
  13. ^ Leyda. Kino . p. 354.
  14. ^ Миллер. Советское кино . п. 89.
  15. ^ Кларк и Добренко. Советская культура . стр. 281.
  16. ^ Хрущев, Никита (1971). Хрущев вспоминает . Лондон: Сфера. п. 154.
  17. ^ Кларк и Добренко. Советская культура . стр. 383–84.
  18. ^ Leyda. Kino . p. 395.
  19. ^ Хрущев. Мемуары . п. 306.
  20. ^ Лейда. Тело стр. 402–03.
  21. ^ Danilchenko, Galina. "Дорогие мелитопольцы! Улицы, проспекты, бульвары, шоссе, переулки, площади и проезды в Мелитополе вернут свои исторические названия.(Dear citizens of Melitopol! Streets, avenues, boulevards, highways, lanes, squares and driveways in Melitopol will return their historical names)" . Telegram . Retrieved 2 February 2022 .
  22. ^ «О государственных наградах Украины» . zakon.rada.gov.ua (на украинском языке). Верховная Рада Украины - Законодательство Украины . Проверено 10 марта 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Довженко, Александр (ed. Marco Carynnik) (1973). Александр Довженко: The Poet as Filmmaker , MIT Press. ISBN   0-262-04037-9
  • Кепли-младший, Вэнс (1986). На службе государству: Кино Александра Довженко , University of Wisconsin Press. ISBN   0-299-10680-2
  • Либер, Джордж О. (2002). Александр Довженко: Жизнь в советском кино , Британский институт кино. ISBN   0-85170-927-3
  • Небесио, Богдан. «Предисловие» к спецвыпуску: Кино Александра Довженко. Журнал украинских исследований. 19.1 (лето 1994 г.): стр. 2–3.
  • Перес, Жилберто (2000) Материальный призрак: фильмы и их среда , издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN   0-8018-6523-9
  • Абрамюк, Лариса (1998) Украинское барокко в кинематографическом искусстве Александра Довженко , Университет штата Огайо (UMI).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 344365ffaa4ca7116ec7a9801bae1089__1718509080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/89/344365ffaa4ca7116ec7a9801bae1089.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Dovzhenko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)