Анатолий (Осроен)
Анатолий ( греч . Ανατόλιος , умер ок. 579/580) был византийским чиновником, действовавшим во время правления Тиберия II Константина (годы правления 574–582). Он был топотеретесом (депутатом) преторианской префектуры Востока и пресесом (губернатором провинции) Осроены . Его обвинили в том, что он криптоязычник , и за это казнили. [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]Основные источники о нем включают Евагрия Схоластика и Иоанна Эфесского . Упоминания о нем есть в произведениях Михаила Сирина и Никифора Каллиста Ксантопула . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Анатолий, по-видимому, был человеком скромного происхождения. В конце концов он поднялся на высокий пост, приобретя политическое значение. [ 1 ] Евагрий Схоластик сообщает: «Анатолий, который первоначально был одним из простолюдинов и ремесленником , но впоследствии тем или иным способом добился допуска к государственным должностям и другим важным постам». [ 2 ] Некоторое время он жил в Антиохии , переименованной в то время в Феополь («Город Божий»). Он вел в городе свои дела и был лично знаком с патриархом Антиохийским Григорием (срок 571–593). [ 1 ] Евагрий отмечает: «В этом городе он занимался своими делами, результатом чего стала близость с Григорием, президентом этой Церкви, и частые посещения его, отчасти с целью беседы по деловым вопросам, а отчасти с целью добиться большего». влияние на почве его общения с прелатом ». [ 2 ]
К 579 году Анатолий поднялся на свой самый высокий пост. Иоанн Эфесский описывает Анатолия как « архонта и заместителя преторианца-префекта » ( греч . ἄρχων καὶ ὰντιὐπαρχος ) в Эдессе . Это сделало бы его топотеретесом (депутатом) преторианской префектуры Востока и пресесом (губернатором провинции) Осроены , столицей которой была Эдесса. В одной из Novellae Конституции («Новые конституции») упоминаются топотеры Осроены и Месопотамии . Эту должность занимал Анатолий, и речь могла идти о самом Анатолии. [ 1 ] [ 3 ]
Арест
[ редактировать ]В 578 году византийские власти получили сообщение о готовящемся восстании криптоязычников в Баальбеке . Теофилу, чиновнику, который ранее сталкивался с восстаниями евреев и самаритян , было поручено найти указанных криптоязычников. Подозреваемых арестовывали и допрашивали под пытками , заставляя называть других «язычников». Вскоре у Феофила появились списки имен, в том числе выдающихся граждан, разбросанные по восточным провинциям Византийской империи . Преследование распространилось на остальные провинции. [ 4 ]
Феофил искал Руфина, первосвященника язычников, который «недавно побывал в гостях у Анатолия». Феофил последовал за этим человеком в Эдессу. [ 3 ] Он утверждал, что прервал жертвоприношение Зевсу / Юпитеру, проходившее в городе. [ 1 ] [ 4 ] Иоанн Эфесский рассказывает: «По прибытии они [Теофил и его сопровождающие] узнали, что он [Руфин] живет там, и, дождавшись ночи, окружив дом, чтобы арестовать его, они обнаружили, что пир Зевса действительно проводится. праздновали язычники, и люди собрались вместе с Руфином, чтобы принести жертвы. Однако, узнав, что они пытаются окружить дом, присутствующие встревожились и обратились в бегство, но Руфин хорошо знал, что он это сделал. не имея убежища, куда он мог бы убежать, вытащил нож и вонзил его себе в сердце, а также, нанеся себе рану в живот, упал замертво». [ 3 ]
Феофил схватил «подагрического старика, слишком слабого, чтобы бежать, и старуху». Оба были допрошены под угрозой смерти и вынуждены назвать «имена всех, кто принимал участие в этом разбирательстве». Они якобы назвали несколько человек, но в первоисточниках назван только Анатолий. [ 3 ] Сообщается, что Анатолий пытался создать алиби себе . Он поспешно оделся в типичную одежду путешественника (дорожное пальто, кожаные штаны и прогулочную обувь), а затем поздно вечером посетил резиденцию епископа Эдессы , притворившись, что только что вернулся из путешествия. Он надеялся, что епископ даст показания о своем предполагаемом путешествии. [ 1 ] [ 3 ]
Уловка Анатолия не удалась. Вскоре он был арестован и вынужден дать гарантию явки в Антиохию для суда. [ 1 ] Иоанн Эфесский объясняет: «Ибо, как только он [Анатолий] вышел от епископа, те, кто был послан схватить его, встретили его, и возложили на него руки, и сказали: иди с миром, господин мой правитель; мы очень нуждаетесь в вашем высочестве: прикажите прислать к вам поручителей по таланту за штуку, чтобы вы в течение десяти дней явились в Антиохию». Но он в ответ начал им объяснять и говорить: «Я только что въехал в город из путешествия, как епископ будет свидетельствовать». Но они ответили: «Нет смысла шутить с нами, господин правитель, этой самой ночью вы были с Руфином и остальными вашими людьми и принесли жертву Зевсу, и все свидетели готовы это доказать». И когда на это он пригрозил им своей властью и сказал: «Вы кладете конец всем государственным делам»; Они ответили: «Не угрожайте нам, милорд-губернатор: поскольку ваше высочество живой человек, вы не уйдете отсюда, не дав нам залога». И теперь, обнаружив, что у него нет ни выбора, ни возможности спастись, он согласился, дал залог и немедленно отправился с ними и другими пленниками в Антиохию». [ 3 ]
Пробный
[ редактировать ]Первоначально Анатолий предстал перед судом в Антиохии вместе со своим нотариусом (секретарем) Теодором. Он заявлял о своей невиновности и пытался доказать, что является истинным христианином . Он привел людей в свою частную резиденцию, где они смогли рассмотреть икону Иисуса Христа . Однако на обратной стороне иконы они, как сообщается, нашли «искусно представленное... подобие Аполлона , сделанное настолько тщательно, чтобы его нельзя было увидеть, не присмотревшись к нему внимательно. В ужасе от этого зрелища лучники бросили его [Анатолия] на землю. , и пинали его, и тащили за волосы в преторию , где они рассказали обо всем, что произошло». Его заставили дать полное признание. [ 1 ] [ 3 ]
Тем временем Феодора подвергали пыткам и бичеванию . Его признание касалось не только его самого и Анатолия: он также обвинил Григория Антиохийского и Евлогия Александрийского (впоследствии патриарха, срок 581–607) в участии в человеческом жертвоприношении . [ 3 ] [ 4 ] Иоанн Эфесский повествует: «Что и Григорий, патриарх Антиохийский, и Евлогий, ставший впоследствии патриархом Александрийским, присутствовали с ними при принесении в жертву мальчика, удерживаемого ночью в Дафне». Дафна была пригородом Антиохии . Теодор умер в тюрьме. Современные слухи гласили, что либо «на самом деле он был убит, чтобы избежать его показаний; но об истинности этого мы не будем свидетельствовать», или «как многие думали, он покончил с собой, потому что приговор ему наверняка будет вынесен приговор о смерти». [ 3 ]
Анатолия перевезли в Константинополь , чтобы предстать перед новым судом, который теперь будет рассматриваться специальным собранием. [ 1 ] Иоанн Эфесский сообщает, что все обвиняемые криптоязычники, прибывшие в Константинополь, были отданы под суд «судом... состоящим из мировых судей и юристов , чтобы судить их и исследовать истину дела, под присягой, что они не покажут ничего». пристрастность и уважение к личностям». Суды проходили во дворце Плацидии , и судебные разбирательства держались в тайне. Джон отмечает: «Хотя некоторые факты и стали известны, это произошло вопреки их собственным усилиям скрыть их. И через некоторое время люди в целом убедились, что взяточничество разрешено, и взяли верх над истиной». [ 3 ]
Население Константинополя начало бунтовать, не требуя пощады к пленным. Среди их лозунгов было: «Долой кости язычников ! » Тиберий II Константин отреагировал добавлением к членам суда всех доступных членов Сената , предположительно для того, чтобы принимать решения, более уважаемые. Он [Тиберий] «приказал всем магистратам и сенаторам собраться вместе со всеми людьми патрицианского ранга , субконсулами , теми, кто носит титул « прославленных », субпрефектами города и всеми членами Местом их собрания был назначен суд префекта, и перед ними должны были быть зачитаны все показания, касающиеся язычников, как по делам на востоке, так и на западе, и всякому, кто не присутствовал, он отдал приказ; его пояс должен быть разрезан, и он должен потерять свою должность. Повинуясь столь строгому повелению, они все собрались и сидели целый день с утра до ночи, постясь и беспокоясь». [ 3 ] Судьба Анатолия была оставлена в руках этого расширенного двора, что позволяет предположить, что Анатолий сам был членом Сената, возможно, даже vir illustris («прославленный человек», высокопоставленный сенатор). [ 1 ]
Исполнение
[ редактировать ]«Первым приговором нового суда было приговорить к смерти того, о ком мы говорили раньше, Анатолия». [ 3 ] Его сначала пытали. [ 1 ] [ 3 ] Евагрий утверждает, что Анатолий попытался снова обвинить Григория Антиохийского, но потерпел неудачу: «подвергаясь жестоким пыткам, [Анатолий] не смог ничего предъявить против епископа». [ 2 ]
Затем Анатолия бросили на «диких зверей» константинопольского ипподрома . Они ранили его, но им не разрешили убить. Тюремщики заставили его «вырвать из когтей», а затем распять . [ 1 ] [ 3 ] Евагрий утверждает, что Анатолия посадили на кол , а затем подробно описывает судьбу его трупа. «Сам Анатолий, после того как он впервые подвергся нападению диких зверей в амфитеатре и был искалечен ими, затем был посажен на кол, не окончив даже тогда своего наказания в этом мире; ибо волки , растерзав его оскверненное тело, разделили его как пир среди сами по себе, обстоятельство, которое никогда прежде не замечалось». [ 2 ]
Иоанн упоминает, что безымянный сын Феодора был схвачен толпой и сожжен заживо. [ 3 ] Он мог быть частью неназванных соратников Анатолия, упомянутых Евагрием: «Он [Анатолий] и его соратники были причиной еще больших волнений и общего восстания населения: ибо, когда некоторые из партии вместо этого были приговорены к изгнанию, После смерти народ, воспламененный каким-то божественным рвением, в своей ярости и негодовании вызвал всеобщее волнение и схватил лиц, приговоренных к изгнанию и посадили их в лодку, предали живыми огню, таков был приговор народа». [ 2 ]
Евагрий намекает на неназванного «хранителя дворца», который какое-то время защищал Анатолия, но передумал. [ 2 ] Это мог быть куратор domus divinae («хранитель божественных владений», распорядитель частной собственности императорской семьи). Уитби предположил, что этим человеком мог быть Магнус, который, как известно, был хранителем дворца Хормизда во время правления Тиберия II Константина. Магнус был выходцем из Сирии, занимал важный финансовый пост и мог иметь «тесные контакты с Анатолием». [ 5 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Источники и надежность
[ редактировать ]Майкл Уитби проверяет надежность первоисточников. Он указывает, что Евагрий Схоластик мог присутствовать в Антиохии и быть непосредственным свидетелем событий. Он также может иметь доступ к рассказам других свидетелей и современников, но отмечает, что рассказ Евагрия на ранних стадиях скандала в лучшем случае отрывочный. Он больше сосредотачивается на причастности Григория Антиохийского и угрозе Патриарху. Его описание событий содержит множество «божественных знамений». С другой стороны, версия Иоанна Эфесского предлагает множество «косвенных сведений» и даже включает упоминание официальных источников. Он рассматривает события с точки зрения монофизитов , но в данном случае кажется более правдоподобным. [ 5 ]
Уитби также отмечает, что рассказу Евагрия недостает контекста. Иоанн Эфесский относит арест и суд Анатолия к событиям более широкого религиозного преследования. Уитби отмечает, что преследование началось в Баальбеке, который он описывает как «заведомо языческий город». Он приходит к выводу, что христиане сочли невозможным сломать «монополию власти», сосредоточенную в руках богатых язычников города. Это могло спровоцировать расследование в отношении Теофила и всего дела. Он также указывает на дом, где жил Руфин в Эдессе, который, по мнению Уитби, был резиденцией Анатолия, из-за чего губернатору было трудно отрицать свою связь с первосвященником. [ 5 ]
Уитби отмечает, что у Евагрия и Иоанна есть рассказ об иконе, помогающей осудить Анатолия, но их рассказы совершенно разные. [ 5 ] В сообщении Евагрия сообщается следующее чудо : «Анатолий бросился к некоему образу Богородицы , подвешенному на веревке в темнице, и, сложив руки за спиной, объявил себя просителем: но она, в отвращении и осуждение виновного и ненавистного Богу человека совершенно изменилось, представив ужасное чудо, достойное вечной памяти, свидетелями которого были все заключенные, а также те, кто имел его; Таким образом, обвинение Анатолия и его соратников было опубликовано миру». [ 2 ]
Последствия относительно Грегори
[ редактировать ]Возвращаясь к рассказу Евагрия, Уитби отмечает роль Григория в событиях. В предыдущих отрывках Евагрий утверждал, что Григорий был популярен и уважаем в Антиохии, но затем сам Евагрий записывает беспорядки в Антиохии, направленные против Патриарха, предшествовавшие скандалу с Анатолием. После того, как Грегори был замешан в предполагаемом человеческом жертвоприношении, «народ подверг его жестоким нападкам». Евагрий, очевидно, симпатизировал Григорию, но факты указывают на то, что Григорий столкнулся с общей враждебностью внутри своего места власти. Его общение с Анатолием, возможно, было неудачным для них обоих. [ 5 ]
Что касается предполагаемого человеческого жертвоприношения, Уитби отмечает, что за жертвоприношением Джона сразу же последовало «ужасное землетрясение». Вероятно, это отсылка к землетрясению, произошедшему в Антиохии в 577 году. В остальном это событие записано только Евагрием. [ 5 ] Евагрий пишет: «На третий год управления империей Тиберием [577 г.] сильное землетрясение постигло Феополь [Антиохию] и его пригород Дафну, ровно в полдень; по этому поводу весь этот пригород был разрушен разрушение от потрясений, в то время как общественные и частные здания в Теополе, хотя и были разрушены до основания, все же не были полностью сровнены с землей». [ 6 ]
Язычники в VI веке
[ редактировать ]Говоря о событиях в Константинополе, Уитби отмечает, что у населения были основания опасаться, что заключенные получат легкие приговоры. Тиберий II Константин имел репутацию «снисходительного в религиозных вопросах». В предыдущей главе Иоанна Тиберий даже терпел арианство , пока бунт не вынудил его возобновить преследования. Под постоянной угрозой народных волнений терпимый Тиберий превратился в гонителя язычников и еретиков. Уитби даже делает прямые намеки на инквизицию . Описывая эту волну преследований, [ 5 ]
Джон Либешуец рассматривает происходящее как обычную «охоту на ведьм», где каждый является подозреваемым. Он указывает, что многие из казненных «язычников», вероятно, были настоящими христианами. [ 4 ] Уитби не так уверен. Он указывает на житие Симеона Столпника Младшего , современника Анатолия, которое намекает на существование выдающихся язычников в Антиохии и ее окрестностях, причем некоторые из них даже советовались со святым. Помимо язычников, это могло указывать на то, что в этом районе были люди, «чья религиозная позиция все еще была двойственной». [ 5 ]
Либешуец и другие современные историки указывают на причастность монофизитов к этим событиям . Последним благоприятным для них царствованием было царствование Анастасия I (годы правления 491–518). С 518 года их считали еретиками, «их церкви и монастыри… подлежали конфискации, а их епископы были сосланы и заключены в тюрьму». Тем не менее, они с энтузиазмом участвовали в поисках криптоязычников. Вероятно, они видели в этом возможность дискредитировать своих врагов, поскольку многие из «подозреваемых» оказались видными халкидонитами . [ 4 ]
Антигона Самелла указывает на термин, использованный Евагрием для трупа Анатолия: «оскверненный». Это греческий термин « миарон », происходящий от слова «миазмы » . Это позволяет предположить, что христиане считали нечистыми «тела язычников, приносивших жертвы богам». Она отмечает более ранний отрывок из книги Василия Кесарийского , в котором мощи еврейских мучеников описываются как отвратительные. Она приходит к выводу, что таково было общее отношение к «всему, что религиозные оппоненты считали священным». [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Мартиндейл, Джонс и Моррис (1992), стр. 72–73.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Евагрий Схоластик (1846), Книга 5, Глава 18 (XVIII)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Иоанн Эфесский (1860 г.), Часть 3, Книга 3, Главы 27–33
- ^ Jump up to: а б с д и Либешуец (2001), стр. 263–265 и примечания.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уитби (2000), стр. 277–280 и примечания.
- ^ Евагрий Схоластик (1846), Книга 5, Глава 17 (XVII)
- ^ Самеллас (2002), с. 148 и примечания
Источники
[ редактировать ]- Либешуец, Джон Хьюго Вольфганг Гидеон (2001). Упадок и падение римского города . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926109-1 .
- Мартиндейл, Джон Р.; Джонс, AHM; Моррис, Джон (1992), Просопография Поздней Римской империи, Том III: 527–641 гг. н.э. , Cambridge University Press, ISBN 0-521-20160-8
- Пейн Смит, Р.; Иоанн Эфесский (1860 г.), Церковная история, Часть 3. Новый перевод с греческого , Oxford University Press
- Самеллас, Антигона (2002), Смерть в восточном Средиземноморье (50–600 гг. Н.э.): христианизация Востока: интерпретация , Мор Зибек, ISBN 978-3-16-147668-6
- Уолфорд, Э.; Евагрий Схоластик (1846), Церковная история, Новый перевод с греческого , Сэмюэл Багстер и сыновья
- Уитби, Майкл; Евагрий Схоластик (2000), Церковная история Евагрия Схоластика , Liverpool University Press, ISBN 978-0-85323-605-4