Ислам в Албании (1800–1912)
Ислам в Албании (1800–1912 гг.) относится к периоду, который последовал после обращения в ислам большинства албанцев в 17 и 18 веках. К началу 19 века ислам консолидировался в Албании , и обращение в веру произошло незначительно. После Восточного кризиса 1870-х годов и его геополитических последствий разделения для албанцев зарождающееся Национальное пробуждение стало центром размышлений и поставило под сомнение отношения между албанцами-мусульманами, исламом и Османской империей . Эти события и другие меняющиеся социальные динамики, вращающиеся вокруг ислама, окажут влияние на то, как албанцы будут относиться к мусульманской вере и своему отношению к ней. Этот опыт и взгляды, накопленные в 20 веке, оказали глубокое влияние на формирование ислама в Албании, которое проявилось в коммунистическую эпоху.
Фон
[ редактировать ]В начале XIX века албанцы были разделены на три религиозные группы. Албанцы-католики, которые имели некоторое албанское этнолингвистическое выражение в школе и церкви благодаря защите Австрии и патронажу итальянских духовенств. [ 1 ] Православные албанцы под Константинопольским Патриархатом проводили литургию и обучение на греческом языке, и к позднему османскому периоду они в основном отождествлялись с греческими национальными устремлениями. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В то время как албанцы-мусульмане в этот период составляли около 70% всего балканского албанского населения в Османской империи с предполагаемой численностью населения более миллиона человек. [ 1 ] С началом Восточного кризиса албанцы-мусульмане разрывались между лояльностью Османскому государству и зарождающемуся албанскому националистическому движению. [ 5 ] Ислам, султан и Османская империя традиционно считались синонимами принадлежности к более широкому мусульманскому сообществу. [ 6 ] В то время как албанское националистическое движение выступало за самоопределение и стремилось добиться общественно-политического признания албанцев как отдельного народа и языка внутри государства. [ 7 ] Между 1839 и 1876 годами Османская империя инициировала модернизацию государственных реформ в период Танзимата, и албанская османская элита выступала против них, в частности, против направления османских чиновников из других частей империи для управления османскими албанскими территориями и введения новой централизованной военной службы. система найма. [ 8 ]
Национальное пробуждение и ислам
[ редактировать ]Русско-османская война 1878 года и угроза раздела территорий, населенных османскими албанцами, между соседними балканскими государствами на Берлинском конгрессе привели к возникновению Призренской лиги (1878–1881 гг.), Чтобы предотвратить эти цели. [ 5 ] Лига возникла как организация, выступающая за исламскую солидарность и восстановление статус-кво (до 1878 года). [ 5 ] Со временем он также включал национальные требования албанцев, такие как создание большого албанского вилайета или провинции, что привело к его упадку под властью Османской империи. [ 9 ] Османская империя рассматривала албанцев-мусульман как оплот от дальнейшего вторжения христианских балканских государств на ее территорию. [ 6 ] Поэтому он выступал против зарождающихся албанских национальных чувств и образования албанского языка среди его мусульманского компонента, что могло бы отделить албанцев-мусульман от Османской империи. [ 6 ] В это время Османская империя апеллировала к панисламской идентичности и пыталась утешить албанцев-мусульман, например, нанимая их в основном в императорскую дворцовую гвардию и предлагая их элитным социально-политическим и другим привилегиям. [ 6 ] [ 10 ] Что касается мусульманской албанской элиты того времени, хотя и существовали оговорки относительно контроля со стороны центрального правительства Османской империи, они по-прежнему зависели от государственной гражданской, военной и другой занятости. [ 11 ] Для этой элиты пребывание в составе империи означало, что албанцы были динамичной и влиятельной группой на Балканах, тогда как внутри независимой Албании означало быть окруженной враждебными христианскими соседями и открытой для диктата других европейских держав. [ 11 ] Войны и социально-политическая нестабильность, приведшие к усилению идентификации с Османской империей среди некоторых мусульман на Балканах в поздний османский период, сделали термины « мусульманин» и «турок» синонимами. [ 12 ] В этом контексте албанцы-мусульмане той эпохи получили термин «турок» , предпочитая дистанцироваться от этнических турок. [ 12 ] [ 13 ] Эта практика в некоторой степени продолжается среди балканских христианских народов в наше время, которые до сих пор называют албанцев-мусульман турками , турко-албанцами , часто с уничижительным подтекстом и историческими негативными социально-политическими последствиями. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 13 ] В это время небольшое количество славянских мусульман, боснийцев из района Герцеговины Мостар, мигрировало из-за Герцеговинского восстания (1875 г.), а славянские мусульмане, изгнанные (1878 г.) черногорскими войсками из Подгорицы, поселились в нескольких поселениях на северо-западе Албании. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Тем не менее эти геополитические события подтолкнули албанских националистов, в том числе большое количество мусульман, дистанцироваться от османов, ислама и зарождающегося тогда панисламского османизма султана Абдул-Хамида II . [ 7 ] [ 23 ] Еще одним фактором, обуславливающим эти опасения в период Албанского национального пробуждения (Рилинджа), были мысли о том, что западные державы будут отдавать предпочтение только христианским балканским государствам и народам в антиосманской борьбе . [ 23 ] В это время албанские националисты воспринимали албанцев как европейский народ, который под руководством Скандербега сопротивлялся туркам-османам, которые позже поработили и отрезали албанцев от западноевропейской цивилизации. [ 23 ] Еще одной мерой националистов, продвигающих миф о Скандербеге среди албанцев, было то, что они отвернулись от своего османского наследия, которое рассматривалось как источник затруднительного положения албанцев. [ 24 ] [ 25 ] Начиная с 1878 года, албанские националисты и интеллектуалы, некоторые из которых стали первыми современными албанскими учеными, были озабочены преодолением языковых и культурных различий между албанскими подгруппами ( геги и тоски ) и религиозными разделениями (мусульманами и христианами). [ 26 ] Албанцы-мусульмане (бекташи) активно участвовали в Албанском национальном пробуждении, в результате чего появилось много фигур, таких как Фаик Коница , Исмаил Кемали , Мидхат Фрашери , Шахин Колонья и другие, выступавшие за интересы и самоопределение албанцев. [ 7 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Представляя сложности и взаимозависимости как османского, так и албанского мира, эти люди и другие люди в это время также внесли свой вклад в Османское государство как государственные деятели, военные, религиозные деятели, интеллектуалы, журналисты и будучи членами движения «Союз и прогресс » (CUP). [ 10 ] [ 27 ] [ 31 ] Такими фигурами были Сами Фрашери, которые, размышляя об исламе, и албанцы рассматривали бекташизм как более мягкую синкретическую форму ислама с шиитским и христианским влиянием, которая могла преодолеть религиозные разногласия среди албанцев путем массового обращения в него. [ 23 ] Суфийский орден Бекташи в поздний османский период, насчитывавший около 20 текке в Южной Албании, также сыграл роль во время Албанского национального пробуждения, культивируя и стимулируя албанский язык и культуру, и сыграл важную роль в построении национальной албанской идеологии. [ 1 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Поздний османский период
[ редактировать ]В течение позднего османского периода мусульмане компактно населяли всю гористую и холмистую внутреннюю территорию, расположенную к северу от линии Химара, Тепелена, Кельсире и Фрашери, которая охватывает большую часть регионов Влера, Тепелена, Маллакастер , Скрапар, Томорр и Дишница. [ 36 ] Были промежуточные районы, где мусульмане жили рядом с албаноязычными христианами в смешанных деревнях, поселках и поселках, где либо община составляла большинство, либо меньшинство населения. [ 36 ] В городских поселениях мусульмане почти полностью составляли большинство в Тепелене и Влёре, большинство в Гирокастре с христианским меньшинством, тогда как в Берате, Пермете и Дельвине было мусульманское большинство с большим христианским меньшинством. [ 36 ] Мусульманское население проживало также в Конисполе и некоторых селах вокруг города. [ 36 ] В то время как османские административные санчаки или районы Корча и Гирокастра в 1908 году содержали мусульманское население, которое насчитывало 95 000 человек, в отличие от 128 000 православных жителей. [ 37 ] За исключением небольшого и разрозненного числа цыган-мусульман, все мусульмане в этих районах, которые в конечном итоге стали составлять современную южную Албанию, были албаноязычными мусульманами. [ 36 ] [ 38 ] На юге Албании в поздний османский период албанство все больше ассоциировалось с исламом, а с 1880-х годов зарождающееся Албанское национальное движение рассматривалось как препятствие эллинизму в регионе. [ 39 ] [ 40 ] Некоторые православные албанцы начали присоединяться к Албанскому национальному движению, что вызвало беспокойство по поводу Греции, и они работали вместе с албанцами-мусульманами над общими социальными и геополитическими интересами и целями албанцев. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
В центральной и южной Албании албанское мусульманское общество было интегрировано в Османское государство. [ 43 ] Он был организован в небольшой элитный класс, владевший большими феодальными поместьями, в котором работал большой класс крестьян, как христиан, так и мусульман, хотя немногие другие люди также были заняты в армии, бизнесе, ремесленниках и других профессиях. [ 43 ] [ 44 ] В то время как северное албанское общество было мало интегрировано в османский мир. [ 45 ] Вместо этого оно было организовано через племенную структуру кланов ( фис ), многие из которых были католиками, а другие были мусульманами, проживавшими в гористой местности, где османам часто было трудно поддерживать власть и контроль. [ 45 ] Религиозные конфликты происходили между кланами противоположных конфессий, а в рамках клановой принадлежности религиозные разделения отодвигались на второй план. [ 46 ] Шкодер был населен мусульманским большинством и значительным католическим меньшинством. [ 45 ] В свидетельствах позднего османского периода они описывают мусульманский консерватизм албанского населения в центральной и северной Албании, который в таких местах, как Шкодер, иногда выражался в форме дискриминации албанцев-католиков. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] В других случаях албанцы-мусульмане и католики сотрудничали друг с другом, например, образуя Шкодерский комитет во времена Призренской лиги. [ 46 ] В супружеских отношениях в период Османской империи мужчинам-мусульманам было разрешено жениться на христианках, а не наоборот. [ 49 ] Однако в XIX веке в районах Северной Албании влиятельные и ревностные католики женились на мусульманках, которые обращались в христианство после замужества. [ 49 ] Обращение албанцев в ислам из христианства все еще происходило в первые годы 20 века. [ 50 ]
-
Мечеть Нешат-паши во Влёре.
-
Мечеть Этхем-бей, одна из старейших мечетей Тираны.
-
Базарная мечеть в Гирокастре.
-
Мечеть Коконози в Тиране.
-
Мечеть Теке в Гирокастре.
-
Мечеть Таннеров в Тиране.
В 1908 году младотурецкая революция , частично спровоцированная албанскими мусульманскими чиновниками Османской империи и войсками, поддерживающими КЕП, свергла султана Абдул Хамита II и установила новое правительство, обещавшее реформы. [ 31 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] В 1908 году конгресс по алфавиту, на котором присутствовали делегаты мусульман, католиков и православных, согласился принять албанский алфавит, основанный на латинских символах, и этот шаг считался важным шагом на пути к объединению Албании. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 51 ] Противодействие латинскому алфавиту исходило от некоторых албанских мусульман и священнослужителей, которые вместе с правительством Османской империи предпочитали албанский алфавит на арабской основе из-за опасений, что латинский алфавит подрывает связи с мусульманским миром . [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Из-за вопроса об алфавите отношения между албанскими националистами, многие из которых были мусульманами, и властями Османской империи испортились. [ 51 ] В позднеосманский период мусульмане-бекташи в Албании дистанцировались от албанских суннитов, выступавших против независимости Албании. [ 57 ] Правительство Османской империи было обеспокоено тем, что албанский национализм может вдохновить другие мусульманские национальности на такие инициативы и поставить под угрозу единство империи, основанное на мусульманах. [ 58 ] В целом албанский национализм был реакцией на постепенный распад Османской империи и ответом на балканские и христианские национальные движения, которые представляли угрозу албанскому населению, которое в основном было мусульманским. [ 59 ] Албанский национализм поддерживался многими албанцами-мусульманами, и османы приняли меры по его подавлению, что к концу османского правления привело к возникновению двух албанских восстаний. [ 58 ] [ 60 ] Первое восстание произошло в 1910 году в северной Албании и Косово в ответ на политику централизации нового османского правительства. [ 61 ] Другое восстание в тех же районах произошло в 1912 году , целью которого было политическое и языковое самоопределение албанцев в пределах Османской империи, и в обоих восстаниях многие лидеры и борцы были албанцами-мусульманами. [ 62 ] [ 52 ] Эти албанские восстания и возможная независимость (1912 г.) стали поворотными моментами, повлиявшими на правительство младотурок, которое все больше переходило от политического направления паносманизма и ислама к единственному национальному турецкому мировоззрению. [ 10 ] [ 63 ] Уменьшив акцент на ислам, албанское национальное движение получило мощную поддержку двух адриатических морских держав, Австро-Венгрии и Италии, которые были обеспокоены панславизмом на более широких Балканах и англо-французской гегемонией, предположительно представленной через Грецию в этом районе. [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Гаврич 2006 , стр. 21–22.
- ^ Синки 1967a , с. 174.
- ^ Нициакос 2010 , с. 56. «Православные албанцы-христиане, принадлежавшие к рому проса, в значительной степени идентифицировали себя с остальными православными, тогда как под крышей патриархата, а затем и под влиянием греческого образования они начали формировать греческое национальное самосознание, процесс, который был прерван албанским национальным движением в XIX веке, а затем и албанским государством»; п. 153. «Влияние эллинизма на албанских православных было таково, что, когда в последние три десятилетия XIX века развивалась албанская национальная идея, они сильно запутались в отношении своей национальной идентичности».
- ^ Скулидас 2013 . пункт. 2, 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , стр. 43–53.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гаврич 2006 , стр. 72–86.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , стр. 86–105.
- ^ Елавич 1983 , с. 363.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 60–70.
- ^ Перейти обратно: а б с Karpat 2001 , pp. 369–370.
- ^ Перейти обратно: а б Коколакис 2003 , с. 90. «Независимо от оговорок, которые она сохраняла в отношении центральной власти, руководящая часть туркалванов оставалась зависимой от государственных «луков», полученных их представителями путем заполнения политических и военных должностей Империи; более того, они хорошо знали, что Албанский элемент будет играть гораздо более важную роль на Балканах в рамках единой Османской империи, чем в качестве ядра государства. разделены, окружены враждебными христианскими королевствами и подвержены махинациям европейских держав». «[Независимо от оговорок, сохранявшихся против центральной власти, ведущая часть албанцев-мусульман оставалась зависимой от государства «луфедес», реализуемого как представители, набранные на гражданские и военные посты Империи; они также хорошо знали, что албанский элемент сыграет очень важную роль на Балканах в составе единой Османской империи, а не в ядре отдельного государства, окруженного враждебными христианскими королевствами и подверженного махинациям европейских держав]».
- ^ Перейти обратно: а б Карпат 2001 , с. 342. «После 1856 года, и особенно после 1878 года, термины «турок» и «мусульманин» стали на Балканах практически синонимами. Албанец, не знавший ни одного слова по-турецки, таким образом, получал этническое имя « турок» и принимал его, сколько бы он ни говорил. возможно, предпочел бы дистанцироваться от этнических турок».
- ^ Перейти обратно: а б Харт 1999 , с. 197. «Христиане в бывших османских владениях часто и стратегически смешивали термины «мусульманин» и «турок», чтобы подвергнуть остракизму мусульманское население или население мусульманского происхождения как чужеродное (как в нынешнем сербско-боснийском конфликте; см. Sells 1996), а также албанцев, хотя и из нескольких религии были так названы».
- ^ Мегаломматис 1994 , с. 28. «Албанцев-мусульман по-гречески называют «туркалваной», и это уничижительно».
- ^ Николопулу 2013 , с. 299. «Вместо термина «албанцы-мусульмане» в националистических греческих историях используется более известный, но уничижительный термин «туркалбанцы».
- ^ Лига Наций (октябрь 1921 г.). "Албания". Лига Наций – Официальный журнал . 8 : 893. «Меморандум албанского правительства… В меморандуме жалуется, что Панэпиротический союз ошибочно называет албанцев-мусульман «тюрко-албанцами»»
- ^ Менцель 2000 , с. 8. «Отношение немусульманских балканских народов было аналогичным. На большинстве Балкан мусульмане были «турками» независимо от их этнолингвистического происхождения. Это отношение со временем значительно, но не полностью, изменилось».
- ^ Блюми 2011 , с. 32. «В качестве государственной политики постосманские «нации» продолжают разрывать большую часть своих культурных, социально-экономических и институциональных связей с османским периодом. Иногда это требует отрицания мультикультурной истории, что неизбежно ведет к оргиям культурного разрушения (Киль 1990; Riedlmayer 2002). В результате этого стратегического удаления османского прошлого – изгнание «турков» (т.е. разрушение зданий); городов, семей и памятников; а также «очищение» языков — многие в регионе согласились с выводом, что османская культурная, политическая и экономическая инфраструктура действительно была «оккупационным» и, следовательно, иностранным образованием (Jazexhi 2009). Подобная логика имеет мощные интуитивные последствия для того, как мы пишем об истории региона: если османские мусульмане были «турками» и, следовательно, «иностранцами» по умолчанию, возникает необходимость отличать коренных жителей от пришельцев, и это смертельный расчет. в двадцатом веке с ужасающими последствиями для миллионов».
- ^ Тошич 2015 , стр. 394–395.
- ^ Стейнке и Юлли 2013 , с. 137 «Деревня Боракай (Борак/Бораке), расположенная между Дурресом и Тираной недалеко от небольшого городка Шияк, почти полностью населена боснийцами. К этой группе относятся также боснийцы в соседнем городе Коджас.»; п. 137. "Боснийцы действительно пришли в Албанию после 1875 года из окрестностей Мостара, а именно из деревень между Мостаром и Чаплиной... Отдельные боснийские семьи живут в различных городах, таких как Шияк, Дуррес. Те, кто переехал в Либофшу в 1924 году. Группа иммигрировавшие около Фиера теперь почти полностью лингвистически ассимилировались, ШЕХУ-ДИЗДАРИ-ДУКА (2001: 33) описывает их как боснийцев».
- ^ Грубер 2008 , с. 142. «Миграция в Шкодру происходила в основном из деревень к юго-востоку от города и из городов Подгорица и Улцинь в Черногории. Это было связано с независимостью Черногории от Османской империи в 1878 году и приобретением дополнительные территории, например, Улцинь в 1881 году (Иппен, 1907, стр. 3)».
- ^ Стейнке и Юлли 2013 , с. 9. «Сегодня на восточном берегу озера Шкодра в районе Врака расположены четыре деревни, в которых часть жителей говорит на черногорском диалекте. Это деревни Боричи и Мадх (Борич Вели), Боричи и Вогель (Борич Мали/Борич Стари/Борич Везиров), Гриль (Гриль) и Омарай (Омара), которые административно входят в состав муниципалитета Груэмира в регионе Малесия-э-Мадхе. В эту группу также входят деревни Штойи-и-Ри и Штойи-и-Вьетер в муниципалитете Рретинат, а также, расположенная дальше к северо-западу от Коплика, деревня Камица (Каменица). который принадлежит муниципалитету Кендер в регионе Малесия-э-Мадхе, также есть другие носители, проживающие в городе и в районе Шкодра. Черногорский диалект делится на две группы: православные и мусульманские славяноязычные. Первая, меньшая группа, проживает в Боричи-и-Вогеле, Гриле, Омарае и Камице, вторая, более крупная группа - в Боричи-и-Мадхе и Штойе. Обе конфессии представлены славяноязычными. живущие в Шкодре... Мусульмане обычно называют себя подгоричанскими «иммигрантами». Подгорица» и выходцы из Зеты, Подгорицы, Тузи и т. д.»; п. 19. «Не указывая источник, ШЧЕПАНОВИЧ (1991: 716–717) приводит следующие «нынешние» цифры:... Велики (Млади) Борич 112 семей, из них 86 подгоричанских, 6 черногорских и 20 албанских семей. СТОППЕЛЬ (2012: 28) говорит следующее о черногорцах в Албании: «Это (по оценкам, согласно опросам Хельсинкского комитета в 1999 году) около 1800-2000 сербоязычных людей в районе озера Шкодер и на северной горной окраине с Черногория, которая была довольно символично заявлена в 1989 году с населением около 100 человек и после «В 1991 году большинство славяноязычных первоначально переехало в Югославию». «Сегодня в Штой-и-Ветере проживает около 30 мусульманских семей, а в Штой-и-Ри, т.е. Подгоричане».
- ^ Перейти обратно: а б с д Эндресен 2011 , стр. 40–43.
- ^ Миша 2002 , с. 43.
- ^ Эндресен 2010 , с. 249.
- ^ Костов 2010 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Скенди 1967а , с. 181–189.
- ^ Скулидас 2013 . пункт. 19, 26.
- ^ Шоу и Шоу 1977 , с. 254.
- ^ Такей и Гвосдев 2004 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , стр. 140–169.
- ^ Синки 1967a , с. 143.
- ^ Мерджанова 2013 , с. 41.
- ^ Petrovich 2000 , p. 1357.
- ^ Стоянов 2012 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Коколакис 2003 , с. 53. «За исключением небольших общин старых румынских евреев Арты и Янины и еще меньшей группы католиков Авлоны, жители Эпира делятся по критерию вероисповедания на две большие группы: православных и Мусульмане [За исключением нескольких членов старых общин, таких как евреи-романиоты из Арты и Янины и даже небольших групп католиков во Влере, жители Эпира были разделены по критерию вероисповедания на две основные группы: православных и мусульман.]"; п. 54. "Мусульманская община Эпира, за исключением небольшого городского населения южных грекоязычных регионов, о которых мы упоминали выше, и двух-трех тысяч разрозненных "турко-цыган", состояла целиком из албаноязычных, и в конце османского владычества охватывали 3/4 населения албаноязычных регионов и более 40% от общей численности [ Мусульманская община в Эпире, за исключением небольшого городского населения южных грекоязычных районов, о которых мы упоминали, и 2-3000 рассеянных «цыган-мусульман», полностью состояла из албаноговорящих и в поздний османский период охватывала примерно 3/3000 человек. 4 населения территорий, говорящих на этническом албанском языке, и более 40% общей территории."; стр. 55–56. «В этих местах мусульманские общины, когда они существовали, ограничивались компактным населением отдельных городов и поселков (Аргирокастро, Лимбохово, Лесковики, Дельвино, Парамифия). [В этих частях мусульманские общины, где они присутствовали, ограничивались компактное население некоторых городов и поселков (Гирокастра, Либохова, Лесковик, Дельвина, Парамифия).]", с. 370, 374.
- ^ Stoppel 2001 , стр. 9–10. «В южных частях страны мусульмане и православные всегда были примерно сбалансированы: например, в 1908 году в районах (тогда турецких санджаках) Корча и Гирокастро проживало 95 000 мусульман и 128 000 православных, тогда как в 1923 году соотношение составляло 109 000 на 114 000 и В 1927 году их было от 116 000 до 112 000 [В южных частях страны мусульмане и православные в целом всегда были сбалансированы: так, например, в 1908 году в округах (тогда турецких санджаках) Корча и Гирокастер проживало 95 000 мусульман и в отличие от 128 000 православных, в то время как в 1923 году соотношение от 109 000 до 114 000, а в 1927 году — от 116 000 до 112 000.]»
- ^ Бальциотис 2011 . пункт. 14. «Тот факт, что христианские общины на территории, на которую претендовала Греция с середины 19-го века до 1946 года, известной после 1913 года как Северный Эпир, говорили на албанском, греческом и арумынском (валахском) языках, был решен путем принятия две разные политики греческих государственных учреждений. Первая политика заключалась в принятии мер по сокрытию языка (языков), на котором говорило население, как мы видели в случае с «Южным Эпиром». выдвинуть аргумент о том, что язык, используемый населением, не имел никакого отношения к его национальной принадлежности... Как мы обсудим ниже, согласно преобладающей в Греции идеологии того времени каждый православный христианин считался греком, и наоборот после 1913 года, когда территория, которая с тех пор называлась «Северным Эпиром» в Греции, была передана Албании, каждый мусульманин на этой территории считался албанцем».
- ^ Коколакис 2003 , с. 56. «Этот процесс эллинизации православных регионов, обратный процессу исламизации, ускоряет отождествление албанского элемента с исламом, элемента, который будет иметь решающее значение в развитии националистических конфликтов конца XIX века. [Этот процесс эллинизации православных территорий, действовавший в противоположном направлении по отношению к процессу исламизации, ускорил отождествление албанского элемента с исламом, элементом, который окажется решающим в развитии националистических конфликтов в XIX веке]"? п. 84. «Главным врагом эллинизма, начиная с 1880-х годов, была албанская идея, которая медленно, но верно устраняла возможность серьезного греко-албанского сотрудничества и делала неизбежным будущее расчленение Эпира. [Главный враг эллинизма с 1880-х годов и далее» была албанская идея, медленно, но твердо отвергла возможность серьезного греко-албанского сотрудничества и сделала неизбежным будущее расчленение Эпира.]»
- ^ Перейти обратно: а б Викерс, 2011 , стр. 60–61. «Греки тоже стремились ограничить распространение национализма среди южных православных албанцев не только в Албании, но и в албанских колониях в Америке».
- ^ Скенди 1967a , с. 175–176, 179 .
- ^ Перейти обратно: а б Коколакис 2003 , с. 91. «Сдерживая свои первоначальные исламистские вспышки, албанское националистическое движение заручилось политической защитой двух адриатических держав, Италии и Австрии, которые заявили о своей готовности сделать все возможное, чтобы спасти Балканы от угрозы панславизма и от англо-французское покровительство, которое должно было представлять расширение Греции. Распространение албанских идей среди христианского населения стало заметным и вызвало особую озабоченность Греции». «[Ограничивая исламский характер, албанское националистическое движение обеспечило гражданскую защиту со стороны двух мощных сил на Адриатике, Италии и Австрии, которые были готовы сделать всё возможное, чтобы спасти Балканы от угрозы панславизма и англо-французской угрозы. опека, которая, как предполагается, представляет собой его распространение через Грецию. Распространение идей среди албанского христианского населения начало становиться заметным и очень беспокоить Грецию]».
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , стр. 22–28.
- ^ Харт 1999 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , стр. 28–34.
- ^ Перейти обратно: а б с Дуйзингс 2000 , стр. 162–163.
- ^ Clayer 2003 , стр. 2–5, 37. «Между 1942 годом (дата последней переписи населения с учетом конфессиональной принадлежности) или 1967 годом (дата запрета религии) и 2001 годом географическое распределение религиозных общин в Албании сильно изменилось. Причины изменились, во-первых, демографические: группы населения, главным образом из Южной Албании, пришли в городские поселения центральной Албании в пользу института. При коммунистическом режиме в 1970-х и 1980-х годах в северных католических и мусульманских регионах темпы роста, безусловно, были выше, чем в южных православных регионах. С 1990 года наблюдались очень важные перемещения населения из сельских и горных районов в города (особенно в центральной Албании). , то есть Тирана и Дуррес), и от Албании до Греции, Италии и многих других стран».
- ^ Одиль 1990 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Доджа 2008 , стр. 58–59.
- ^ Доджа 2008 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с Незир-Акмесе 2005 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Поултон 1995 , с. 66.
- ^ Шоу и Шоу 1977 , с. 287.
- ^ Перейти обратно: а б Скенди 1967а , с. 370–378.
- ^ Перейти обратно: а б Дуйзингс 2000 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , стр. 182.
- ^ Массикард 2013 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Незир-Акмесе 2005 , с. 97.
- ^ Путо и Маурицио 2015 , с. 183. «Албанизм девятнадцатого века ни в коем случае не был сепаратистским проектом, основанным на желании порвать с Османской империей и создать национальное государство. По своей сути албанский национализм был реакцией на постепенный распад Османской империи и ответом на угрозам, исходящим от христианских и балканских национальных движений для населения, состоящего преимущественно из мусульман».
- ^ Шоу и Шоу 1977 , с. 288.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 177–179.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 190–196.
- ^ Блоксхэм 2005 , с. 60.
Источники
[ редактировать ]- Бальциотис, Ламброс (2011). «Мусульманские чамы северо-западной Греции: основания для изгнания «несуществующего» меньшинства» . Европейский журнал тюркских исследований . 12 .
- Блоксэм, Дональд (2005). Большая игра геноцида: империализм, национализм и уничтожение османских армян . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-150044-2 .
- Блюми, Иса (2011). Восстановление османов, Альтернативная балканская современность: 1800–1912 гг . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-11908-6 .
- Клейер, Натали (2003). «Бог в «Стране Мерседесов». «Религиозные общины Албании с 1990 года» . В Иордании Питер; Казер, Карл; Лукан, Уолтер (ред.). Албания: География – Историческая антропология – История – Культура – посткоммунистическая трансформация [Албания: География – Историческая антропология – История – Культура – посткоммунистическая трансформация] . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. стр. 277–314. ISBN 978-3-631-39416-8 .
- Доджа, Альберт (2008). «Инструментальные границы гендера и религиозной конверсии на Балканах». Религия, государство и общество . 36 (1): 55–63. CiteSeerX 10.1.1.366.8652 . дои : 10.1080/09637490701809738 .
- Дуйзингс, Герлахлус (2000). Религия и политика идентичности в Косово . Лондон: Херст и компания. ISBN 978-1-85065-431-5 .
- Эндресен, Сесили (2010). « Не смотрите на церковь и мечеть»? Посткоммунистическое духовенство Албании о нации и религии» . В Шмитте, Оливер Йенс (ред.). Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. стр. 233–258. ISBN 978-3-631-60295-9 .
- Эндресен, Сесили (2011). «Различные образы османского наследия в Албании» . В Хартмуте, Максимилиан (ред.). Образы имперского наследия: современные дискурсы о социальном и культурном влиянии правления Османской империи и Габсбургов в Юго-Восточной Европе . Берлин: Лит Верлаг. стр. 37–52. ISBN 978-3-643-10850-0 .
- Харт, Лори Кейн (1999). «Культура, цивилизация и демаркация на северо-западных границах Греции». Американский этнолог . 26 (1): 196–220. дои : 10.1525/ae.1999.26.1.196 . JSTOR 647505 .
- Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-84511-287-5 .
- Грубер, Зигфрид (2008). «Домохозяйства в городской Албании в 1918 году». История семьи . 13 (2): 138–151. дои : 10.1016/j.hisfam.2008.05.002 .
- Елавич, Барбара (1983). История Балкан . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27459-3 .
- Карпат, Кемаль (2001). Политизация ислама: реконструкция идентичности, государства, веры и сообщества в позднем Османском государстве . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-028576-0 .
- Коколакис, Михалис (2003). Покойный пашалик Янины: пространство, администрация и население в Эпире, находившемся под властью Османской империи (1820–1913 гг .) Афины: EIE-KNE. ISBN 978-960-7916-11-2 .
- Костов, Крис (2010). Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900-1996 гг . Оксфорд: Питер Лэнг. ISBN 978-3-0343-0196-1 .
- Массикар, Элиза (2013). Алевиты в Турции и Европе: идентичность и управление территориальным разнообразием . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-66796-8 .
- Мегаломматис, М. Космас (1994). Турецко-греческие отношения и Балканы: оценка историком сегодняшних проблем . Кипрский фонд.
- Ментцель, Питер (2000). «Введение: Идентичность, конфессионализм и национализм» . Национальные документы . 28 (1): 7–11. дои : 10.1080/00905990050002425 .
- Мерджанова, Инна (2013). Новое открытие Уммы: мусульмане на Балканах между национализмом и транснационализмом . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-046250-5 .
- Миша, Пиро (2002). «Изобретение национализма: миф и амнезия» . В Швандерс-Зиверсе, Стефани; Фишер, Бернд Дж. (ред.). Албанская идентичность: миф и история . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 33–48. ISBN 9780253341891 .
- Незир-Акмесе, Хандан (2005). Рождение современной Турции: Османская армия и поход к Первой мировой войне . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-85043-797-0 .
- Николопулу, Каллиопи (2013). Трагически говоря: об использовании и злоупотреблении теорией на всю жизнь . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803244870 .
- Нициакос, Василис (2010). На границе: трансграничная мобильность, этнические группы и границы вдоль албанско-греческой границы . Берлин: ЛИТ Верлаг. ISBN 978-3-643-10793-0 .
- Одиль, Дэниел (1990). «Историческая роль мусульманской общины в Албании». Центральноазиатское исследование . 9 (3): 1–28. дои : 10.1080/02634939008400712 .
- Петрович, Майкл Б. (2000). «Религия и этническая принадлежность в Восточной Европе» . В Хатчинсоне, Джон; Смит, Энтони Д. (ред.). Национализм: критические концепции в политической науке . Лондон: Psychology Press. стр. 1356–1381. ISBN 978-0-415-20109-4 .
- Поултон, Хью (1995). Кто такие македонцы? . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9781850652380 .
- Путо, Артан; Маурицио, Изабелла (2015). «От Южной Италии до Стамбула: траектории албанского национализма в трудах Джироламо де Рада и Шемседдина Сами Фрашери, около 1848–1903» . У Маурицио Изабелла; Зану, Константина (ред.). Средиземноморские диаспоры: политика и идеи в долгом XIX веке . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4725-7666-8 .
- Шоу, Стэнфорд Дж.; Шоу, Эзель Курал (1977). История Османской империи и современной Турции: Том 2, Реформа, революция и республика: подъем современной Турции 1808–1975 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29166-8 .
- Скенди, Ставро (1967а). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-4776-1 .
- Скулидас, Элиас (2013). «Албанские греко-православные интеллектуалы: аспекты их дискурса между албанскими и греческими национальными повествованиями (конец 19 - начало 20 веков)» . Хронос . 7 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 г. Проверено 19 ноября 2016 г.
- Стейнке, Клаус; Юлли, Джелал (2013). Славянские меньшинства в Албании (СМА). 4-я часть: Врака – Боракай . Мюнхен: Издательство Отто Сагнера. ISBN 978-3-86688-363-5 .
- Стоянов, Юрий (2012). «Спорные постосманские идентичности алевитов и бекташей на Балканах и их шиитский компонент» . В Риджеоне, Ллойд В.Дж. (ред.). Шиитский ислам и идентичность: религия, политика и изменения в глобальном мусульманском сообществе . Нью-Йорк: ИБ Таурис. стр. 170–209. ISBN 978-1-84885-649-3 .
- Стоппель, Вольфганг (2001). Защита меньшинств в Восточной Европе (Албания) [Защита меньшинств в Восточной Европе (Албания)] (PDF) (Отчет). Кельн: Кельнский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 19 ноября 2016 г.
- Такей, Рэй; Гвоздев, Николас К. (2004). Уходящая тень пророка: взлет и падение радикального политического ислама . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. ISBN 978-0-275-97628-6 .
- Тошич, Елена (2015). «Город« спокойствия »: народная мобильность и генеалогия урбанизации на границе юго-восточной Европы». Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 15 (3): 391–408. дои : 10.1080/14683857.2015.1091182 .
- Викерс, Миранда (2011). Албанцы: современная история . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-0-85773-655-0 .