Концерт для гобоя (Марчелло)
Концерт для гобоя ре минор , S D935, — концерт начала XVIII века для гобоя , струнных и континуо, приписываемый венецианскому композитору Алессандро Марчелло . Самая ранняя из сохранившихся рукописей, содержащая Иоганна Себастьяна Баха сольную клавишную аранжировку концерта , BWV 974, датируется примерно 1715 годом. Как концерт для гобоя , струнных и группы континуо , его самые старые из сохранившихся источников датируются 1717 годом: в том же году он был напечатан в Амстердам , и был записан до минорный вариант концерта S Z799.
Клавишная версия Баха была опубликована как аранжировка концерта Антонио Вивальди в XIX веке. В 1923 году до минорная версия концерта для гобоя была опубликована как сочинение Бенедетто Марчелло , брата Алессандро. Во второй половине 20-го века в нескольких публикациях Алессандро снова был указан как композитор произведения, как это было в его гравюре начала 18-го века, а концерт для гобоя снова был опубликован в версии ре минор.
В XX и XXI веках концерт превратился в устоявшееся репертуарное произведение, а также в концерт для гобоя, исполняемый на клавишных инструментах. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Концерт ре минор, S D935, был опубликован Жанной Роже в Амстердаме в 1717 году как Concerto a Cinque (концерт в пяти частях) для гобоя (солиста), струнных (две партии скрипки и одна партия альта) и континуо, сочиненный Алессандро. Марчелло. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В печати не указана дата публикации: хотя год публикации, в зависимости от автора, иногда указывается как «ок. 1714–1717». [ 5 ] или « ок. 1716 г.» [ 6 ] это можно сделать из последовательных показаний отца издателя ( Эстьен Роже ) и из последовательности номеров публикаций. [ 7 ] В публикации мелодические линии представлены без украшений, то есть: музыканту-исполнителю предоставляется возможность приукрашивать мелодии такими орнаментами , как трели , морденты и форшлаги . [ 8 ] Алессандро Марчелло опубликовал большинство своих произведений под псевдонимом ( Этерио Стинфалико ): публикация концерта для гобоя была в этом смысле исключением, поскольку в ней использовалось его настоящее имя. [ 9 ]
В Веймарский период (1708–1717) Иоганн Себастьян Бах аранжировал несколько концертов венецианских композиторов, большинство из них Антонио Вивальди , для сольной клавиатуры, известные как транскрипции его Веймарских концертов . В июле 1713 года принц Иоганн Эрнст вернулся в Веймар из Нидерландов с несколькими сочинениями итальянских мастеров. Вивальди, соч. 3, «L'estro Armonico» было издано в Амстердаме в 1711 году, и нет никаких сомнений в том, что принц привез это издание, содержащее двенадцать концертов, в Веймар в 1713 году, поскольку Бах, очевидно, использовал этот гравюр для пяти своих сольных клавишных аранжировок. Принц, который также сочинял итальянские концерты, по-видимому, поощрял Баха создавать сольные клавишные аранжировки таких произведений. Поскольку принц покинул Веймар в июле 1714 года, предполагается, что большинство сольных клавишных аранжировок итальянских и итальянских концертов Баха возникли в период с июля 1713 по июль 1714 года. То есть, по крайней мере, те аранжировки, которые можно было исполнить на клавесине без педалборда. , в то время как веймарский придворный орган (который понадобился бы для аранжировок, включая педали, такие как BWV 592–597) был бы недоступен для ремонта в этот период. [ 2 ] [ 6 ]
аранжировка Баха Мануалистическая , BWV 974, концерта Марчелло, по-видимому, не была основана на амстердамском издании, а, должно быть, была основана на (утерянной) рукописной версии концерта, которая распространялась до того, как он был напечатан. [ 2 ] Для создания аранжировки этого концерта могут подойти сроки с июля 1713 по июль 1714 года, хотя возможна и более ранняя или более поздняя дата. Автограф Баха на сольной клавишной аранжировке утерян, но аранжировка была скопирована примерно в 1715 году троюродным братом Баха Иоганном Бернхардом как третий элемент в рукописи, содержащей 12 клавишных транскрипций Иоганна Себастьяна итальянских и итальянских концертов. В 1739 году сын Иоганна Бернхарда Иоганн Эрнст написал титульный лист для этого сборника, предполагая, что сборник содержит исключительно аранжировки Вивальди для органа. Возможно, он предназначал этот титульный лист только для первого концерта в сборнике (который действительно был аранжировкой концерта Вивальди), но позже неизвестная рука добавила перед названием цифру «XII», что вызвало недоразумение, что все 12 были Аранжировки Вивальди. [ 10 ] В другой копии аранжировки Баха композитором оригинального произведения указан «Марчелло» (без имени), а аранжировщиком — И.С. Бах. Эта копия, в которой в качестве инструмента для аранжировки указан клавесин, возникла после копии Иоганна Бернхарда, но, возможно, была скопирована с более ранней стадии аранжировки Баха. [ 11 ] В другой рукописи, содержащей аранжировку Баха концерта для гобоя Марчелло, на титульном листе в качестве композитора указано « J.S.B. », без упоминания более ранней модели или композитора композиции. [ 12 ]

Орнамент, указанный в клавишной версии концерта Баха, хорошо подходит для клавесина, но менее подходит для исполнения на гобое начала XVIII века. Тем не менее орнамент Баха использовался в публикациях концерта для гобоя 20-го века - орнамент вызывает меньше проблем при исполнении на современном гобое. Редакции ре минорной версии концерта для гобоя с орнаментом, лучше соответствующим возможностям барочного гобоя, предлагаются с конца ХХ века. [ 8 ] [ 13 ] [ 14 ]
Другая транскрипция концерта, концерт ля 5 для гобоя, струнных и континуо до минор, находится в рукописи 1717 года. Тип ошибок в этой рукописи, по-видимому, позволяет предположить, что транспозиция из ре минор в до минор могла быть произведена переписчиками во время копирования. В этой рукописи имя композитора записано как «Марчелло» без указания имени: поскольку брат Алессандро Бенедетто был гораздо более известен как композитор под именем Марчелло, последующие поколения интерпретировали название рукописи как ссылку на более известного из « Марчелло» композиторы. [ 6 ] [ 15 ]
Движения
[ редактировать ]В произведении три части:
- Анданте и спиккато
- Адажио
- Скоро
Концерт сохранился в различных печатных и рукописных версиях, одна из которых до минор. [ 6 ]
Другие версии
[ редактировать ]Концерт также был записан в исполнении на трубе-пикколо — транскрипция, как известно, сложная из-за контроля дыхания и плотного амбушюра , необходимого для продолжительных пассажей в верхнем регистре. [ 16 ]
Клавишная транскрипция 2-й части («Адажио») Баха была адаптирована Джоном Уильямсом для включения в его партитуру к Стивена Спилберга полуавтобиографическому фильму 2022 года «Фабельманы» , который звучит на протяжении всего трехминутного эпизода, где Сэмми Фабельман монтирует отснятый материал. отправился в семейный поход и раскрывает роман между своей матерью Митци и Бенни Лоуи, верным коллегой его отца Берта. Сцена прерывается тем, что сама Митци играет эту пьесу на своем пианино, а Берт сидит на диване и слушает ее. [ 17 ] [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алессандро Марчелло: Концерт для гобоя и струнного оркестра и Концерт ре минор по мотивам Алессандро Марчелло, BWV 974 на ArkivMusic сайте . Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс 2006, стр. 143–144.
- ^ Раш 2005, с. 72
- ^ (публикация партитуры) Амстердам [1717]
- ^ Скарнати 1996
- ^ Перейти обратно: а б с д Шуленберг 2013, с. 130 и примечания с. 462
- ^ Раш 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Скарнати 1996, стр. 12–13
- ^ Скарнати 1996, стр. 16–17
- ^ (рукопись) DB Mus. РС. Бах П 280 (3)
- ^ (рукопись) D-DS Mus. РС. 66
- ^ (рукопись) DB Mus. РС. Бах П 804, Выпуск 4
- ^ Скарнати 1996, стр. 99–111
- ^ (публикация партитуры) Voxman 1977
- ^ (рукопись) SW Mus. г-жа 3530
- ^ Эймар, Джоэл (17 июля 2011 г.). «Концерт ре минор» . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ «Фабельманы: обзор и анализ» . Комментатор . 25 декабря 2022 г.
- ^ «Джон Уильямс размышляет о саундтреке к фильму Спилберга «Глубокая рана» для «Фабельманов»: «Дети сильно страдают от развода» (эксклюзивное видео)» . Обертка . 1 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]Рукописи
- ДБ Муз. РС. Бах P 280 (3) в Берлинской государственной библиотеке : «Концерт III ex D-♭» , стр. 12–16, ок. 1715, в XII. КОНЦЕРТ | ди | ВИВАЛЬДИ. | разработка: | ди | И. С. Бах . («Концерт in d (BWV 974)» в Баха цифровом источнике 00001222 ; РИСМ 467300720 )
- SW Муз. Г-жа 3530 в Государственной библиотеке Мекленбург-Передней Померании Гюнтер Иккер , музыкальная коллекция (D-SWl): Концерт a 5: | Обуа | Скрипка: Примо | Скрипка: Второе | Виола: | и др | Бассо континуо | дÿ | Марчелло: , 1717 (S Z799; РИСМ 240003100 )
- ДБ Муз. РС. Бах P 804, выпуск 4 в Берлинской государственной библиотеке, после 1727 года («Концерт в D ♭. di JSB», BWV 974, копия Иоганна Петера Келлнера и других; цифровой источник Баха 00001801 )
- Д-ДС Муз. РС. 66 в Дармштадтском университете и государственной библиотеке , ок. 1720–39 (BWV 974; источник 00002746 и первая страница на веб-сайте Bach Digital)
Оценка публикаций
- «Концерт II: г-на Александро Марчелло» в Концертах для пяти: со скрипками, гообоем, Виолеттой, виолончелью и бассо континуо, Дель Синьори Дж. Валентини, А. Вивальди, Т. Альбинони, Ф. М. Верачини, Дж. Сен-Мартен, А. Марчелло, Г. Рампин, А. Предьери. - Том I. Амстердам: Жанна Роджер (Каталог № 432), [1717] (S D935)
- Эрнст Науманн (редактор). Концерт III (стр. 73–79) из « VIII: XVI Концерта А. Вивальди » в томе 42: Clavierwerke, том 5 издания Bach-Gesellschaft Edition . Лейпциг: Брейткопф и Хертель , 1894. Табличка BW XLII.
- Ричард Лашманн (редактор). Бенедетто Марчелло: Концерт для гобоя до минор в сопровождении двух скрипок, альта, баса и клавесина (или фортепиано) . Лейпциг: Форберг, 1923 г.
- Хьюго Руф (редактор). Концерт ре минор для гобоя (скрипки), струнных и бассо континуо: клавесина (органа), виолончели (виолы да гамба) ad lib. Шотт, 1963 год.
- Бернард Ховард Гилмор (редактор). Концерт ре минор Алессандро Марчелло для гобоя, струнных и континуо: практическое издание и обсуждение № 1 , 1965. , Музыкальное отделение
- Хими Воксман (редактор); Рихард Хервиг (континуо-реализация / редукция фортепиано). Алессандро Марчелло: Концерт ре минор (до минор) для гобоя и струнных инструментов (с орнаментами Баха) . Лондон: Musica Rara, 1977.
- Манфред Фехнер (редактор). Алессандро Марчелло: Концерт ре минор для гобоя, струнных и бассо континуо . Лейпциг: Петерс, 1977.
- Карл Хеллер (редактор). «Концерт ре минор BWV 974 по мотивам концерта для гобоя Марчелло» в книге Иоганна Себастьяна Баха: Новое издание полного собрания сочинений , Серия V: Клавишные и лютневые произведения , Том 11: Аранжировки произведений других композиторов . Беренрайтер , 1997.
Сочинения
- Ричард Д.П. Джонс . «Транскрипции концерта», стр. 142–153 в «Творческом развитии Иоганна Себастьяна Баха» , том I: 1695–1717 – Музыка для услаждения духа . Издательство Оксфордского университета , 2006. ISBN 9780191513244
- Рудольф Раш. «Дочери Эстьена Роже», стр. 65–78 в Ежегоднике истории голландской книги , Vol. 12. Неймеген: Вантилт, 2005.
- Дэвид Шуленберг. «8: Транскрипции концерта», стр. 117–139 в «Клавишной музыке И. С. Баха» . Рутледж , 2 2013. ISBN 9781136091469
- Элеонора Селфридж-Филд. Музыка Бенедетто и Алессандро Марчелло: Тематический каталог с комментариями к композиторам, репертуару и источникам . Издательство Оксфордского университета / Clarendon Press , 1990. ISBN 9780193161269
- Ребекка Кемпер Скарнати. Орнамент четырех итальянских концертов для гобоя начала восемнадцатого века, найденный в «Concerti a Cinque... Libro primo» Жанны Роже (Амстердам, ок. 1714-1717) . Университет Аризоны , 1996 г. (докторская диссертация).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт Марчелло ре минор для гобоя, струнных и бассо континуо: взгляд на его происхождение и использование в III Концерте И.С. Баха для клавесина соло, BWV 974
- Концерт для гобоя ре минор, S.Z799 (Марчелло, Алессандро) , Концерты для пяти: со скрипками, гобоя, Виолеттой, виолончелью и бассо континуо , 16 Konzerte nach verschiedenen Meistern, BWV 972–987 (Бах, Иоганн Себастьян) : партитуры в Международный проект библиотеки музыкальных партитур