Jump to content

Погребальный храм Хатшепсут

Координаты : 25 ° 44'17,8 "N 32 ° 36'23,7" E  /  25,738278 ° N 32,606583 ° E  / 25,738278; 32,606583
(Перенаправлено из Храма Хатшепсут )
Погребальный храм Хатшепсут
Джесер-Джесер
частично реконструированный известняковый храм
Храм Хатшепсут
расположение храма на карте
расположение храма на карте
Показано в Египте
Расположение Верхний Египет
Область Дейр-эль-Бахари
Координаты 25 ° 44'17,8 "N 32 ° 36'23,7" E  /  25,738278 ° N 32,606583 ° E  / 25,738278; 32,606583
Тип Заупокойный храм
Длина 273,5 м (897 футов) (Храм) [ 2 ]
1000 м (3300 футов) (дамба) [ 3 ]
Ширина 105 м (344 фута) [ 2 ]
Высота 24,5 м (80 футов) [ 2 ]
История
Строитель Непонятно, возможно:
Сененмут , надзиратель работ
Хапусенеб , верховный жрец Амона
Материал Известняк, песчаник, гранит
Основан в. 15 век до н.э.
Периоды Поздний бронзовый век I
Культуры Египетский , Коптский
Примечания к сайту
Даты раскопок 1827 – настоящее время
Состояние Реконструированный
Публичный доступ Ограниченный

Заупокойный храм Хатшепсут ( египетский : Ḏsr-ḏsrw , что означает «Святая святых») — погребальный храм, построенный во время правления фараона Хатшепсут из Восемнадцатой династии Египта . [ б ] Расположенный напротив города Луксор , он считается шедевром древней архитектуры. [ с ] Его три массивные террасы возвышаются над поверхностью пустыни и уходят в скалы Дейр-эль-Бахари . Ее могила, KV20 , находится внутри того же массива, увенчанного Эль-Курном , пирамидой ее погребального комплекса. На краю пустыни, в 1 км (0,62 мили) к востоку, соединенный с комплексом дамбой, находится храм в долине. На другом берегу Нила вся конструкция указывает на монументальный Восьмой пилон, самое узнаваемое дополнение Хатшепсут к Карнакскому храму и место, откуда отправилась процессия Прекрасного Праздника Долины . Двойные функции храма определяются его осями: его главная ось восток-запад служила для приема барки Амона -Ре в кульминационный момент фестиваля, а его ось север-юг представляла жизненный цикл фараона от коронации до возрождения.

Строительство террасного храма велось между седьмым и двадцатым годами правления Хатшепсут, в течение которого планы строительства неоднократно менялись. По своему дизайну он находился под сильным влиянием соседнего храма Ментухотепа II Одиннадцатой династии, построенного шестью веками ранее. [ д ] Однако по устройству своих палат и святилищ храм совершенно уникален. Главную ось, обычно отведенную для погребального комплекса, вместо этого занимает святилище барка Амон-Ре, при этом погребальный культ смещен на юг, образуя вспомогательную ось с комплексом солнечного культа на севере. Отдельно от главного святилища находятся святилища Хатхор и Анубиса , расположенные на средней террасе. Портики , выходящие на террасу, украшены наиболее примечательными рельефами храма; те, которые связаны с экспедицией в страну Пунт и божественным рождением Хатшепсут, основой ее дела о том, чтобы по праву занять трон как член царской семьи и как благочестивое потомство. Ниже самая нижняя терраса ведет к дамбе и к храму в долине.

Состояние храма со временем ухудшилось. Через два десятилетия после смерти Хатшепсут под руководством Тутмоса III упоминания о ее правлении были стерты, узурпированы или уничтожены. Кампания была интенсивной, но недолгой и подавленной через два года, когда Аменхотеп II на трон взошел . Причины запрета остаются загадкой. Личная неприязнь кажется маловероятной, поскольку Тутмос III ждал двадцать лет, чтобы действовать. Возможно, концепция женщины-короля была анафемой для древнеегипетского общества или династический спор между линиями Ахмосидов и Тутмосидов нуждался в разрешении. В период Амарны храм снова подвергся нападению, когда Эхнатон приказал стереть изображения египетских богов, особенно изображения Амона. Эти повреждения были устранены впоследствии при Тутанхамоне , Хоремхебе и Рамсесе II . Землетрясение в Третьем промежуточном периоде нанесло дополнительный ущерб. В период Птолемеев святилище Амона было перестроено, и у его входа построили новый портик. монастырь Коптский Святой Фойбаммон был построен между 6 и 8 веками нашей эры, а изображения Христа были нарисованы поверх оригинальных рельефов. Последнее оставленное граффито датировано ок. 1223 .

Храм снова появляется в записях современной эпохи в 1737 году, когда Ричард Покок это место посетил , британский путешественник. Последовало несколько посещений, хотя серьезные раскопки не проводились до 1850-х и 60-х годов под руководством Огюста Мариетта . Храм был полностью раскопан между 1893 и 1906 годами во время экспедиции Фонда исследования Египта (EEF) под руководством Эдуарда Навиля . Дальнейшие усилия предпринимались Гербертом Э. Уинлоком и Метрополитен-музеем (ММА) с 1911 по 1936 год, а также Эмилем Барэзом и Службой египетских древностей (ныне Верховный совет древностей (SCA)) с 1925 по 1952 год. В 1961 году Польский центр средиземноморской археологии (PCMA) провел обширные работы по консолидации и реставрации всего храма, и он был открыт для публики в 1961 году. Март 2023.

Массивный известняковый храм, возвышающийся над скалами огромной высоты.
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари.
Схема, показывающая расположение ключевых объектов.
План храма: 1) входные ворота; 2) нижняя терраса; 3) нижние портики; 4) пандусы; 5) средняя терраса; 6) средние портики; 7) северный портик; 8) Храм Хатор; 9) Храм Анубиса; 10) верхняя терраса; 11) фестивальный двор; 12) Храм Амона; 13) суд солнечного культа; 14) погребально-культовый комплекс.

С момента своего восшествия на престол Хатшепсут возобновила строительство памятников. [ 17 ] В центре ее внимания были город Фивы и бог Амон , которым она узаконила свое правление. [ 10 ] [ 18 ] [ 19 ] Главной резиденцией Амона был Карнакский храм. [ 20 ] для которого Хатшепсут внесла Восьмой пилон, два обелиска высотой 30,5 м (100 футов), часовни, храм с двумя другими обелисками и ее статуи. [ 10 ] [ 21 ] Обратившись к Карнаку со стороны реки Нил, она построила погребальный храм на скалах Дейр-эль-Бахари . [ 22 ] Вершина ее архитектурного вклада. [ 22 ] он считается одним из величайших архитектурных чудес древнего мира. [ 9 ] [ 11 ]

В его дальнем восточном конце находился храм в долине, за которым следовала дамба длиной 1 км (0,62 мили) и шириной 37 м (121 фут), в средней точке которой также располагалась стоянка для барков, ведущая к входным воротам заупокойного храма. . [ 3 ] [ 23 ] [ 24 ] Здесь над поверхностью пустыни возвышались три массивные террасы. [ 24 ] и вёл в Джесер-Джесеру или «Святую Святых». [ 10 ] [ 25 ] Почти весь храм был построен из известняка с добавлением красного гранита и песчаника. [ 26 ] Единственный архитрав был построен из фиолетового песчаника, предположительно взятого из храма Ментухотепа II . [ 27 ] Этот храм, построенный столетия назад и расположенный непосредственно к югу от храма Хатшепсут, послужил источником вдохновения для ее проекта. [ 28 ] На его главной оси и в конце храма находился главный культовый объект храма, святилище Амона-Ра, который принимал свою ладью каждый год во время Прекрасного Фестиваля Долины в мае. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] На юге находились залы для подношений Тутмоса I и Хатшепсут, а на севере — двор солнечного культа. [ 32 ] Снаружи были построены еще два святилища для Хатхор и Анубиса соответственно. [ 33 ] Всего в храме было пять культовых объектов. [ 34 ]

Личность архитектора проекта остается неясной. Возможно, ответственность за это несут Сененмут , надзиратель за работами, или Хапусенеб , первосвященник. Также вероятно, что Хатшепсут внесла свой вклад в проект. [ 10 ] В ходе строительства, между седьмым и двадцатым годами правления Хатшепсут, план храма претерпел несколько изменений. [ 27 ] Ярким примером этих модификаций является храм Хатор, расширения которого, среди прочего, включали преобразование одногипостильных залов в двойные. [ 35 ] Его дизайн был непосредственно вдохновлен соседним храмом Ментухотепа II, расположенным непосредственно на юге. [ 13 ] хотя способ его устройства совершенно уникален. [ 11 ] Например, в то время как центральная святыня храма Ментухотепа II была посвящена его погребальному культу, Хатшепсут вместо этого возвысила святилище Амона до большей известности. [ 36 ] [ 22 ] Однако в остальном ее погребальному культу было предоставлено самое просторное помещение в храме, что напоминало залы для жертвоприношений эпохи пирамид. [ 36 ] Существуют параллели между архитектурным стилем храма и современной минойской архитектурой , что повысило вероятность распространения международного стиля по Средиземноморью в этот период. [ 10 ] [ 37 ] Хатшепсут также может быть частично критского происхождения. [ 37 ] В целом, храм является представителем погребальной архитектуры Нового Царства, которая служила прославлению фараона и почитанию богов, имеющих отношение к загробной жизни. [ 38 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Произведение искусства с изображением парусных кораблей с товарами на борту, плывущих на веслах десятками человек.
Экспедиция Хатшепсут в Пунт

Открывающей особенностью храма являются три террасы, перед которыми расположен портик, ведущий к самому храму, к которому ведет дамба длиной 1 км (0,62 мили), ведущая от храма в долине. [ 27 ] На каждую приподнятую террасу можно было попасть по пандусу, разделявшему портики. [ 13 ]

Нижняя терраса имеет глубину 120 м (390 футов) и ширину 75 м (246 футов) и была окружена стеной с единственными входными воротами шириной 2 м (6,6 футов) в центре ее восточной стороны. На этой террасе были изображены два дерева Персеи ( Mimusops schimperi ), две Т-образные чаши с папирусами и цветами, а также две статуи лежащих львов на балюстраде рампы. [ 39 ] [ 40 ] Портики нижней террасы шириной 25 м (82 фута) содержат по 22 колонны, расположенные в два ряда. [ 41 ] [ 42 ] и на стенах изображены рельефные сцены. [ 24 ] [ 43 ] Рельефы южного портика изображают транспортировку двух обелисков из Элефантины в храм Карнака в Фивах, где Хатшепсут преподносит обелиски и храм богу Амон-Ре. На них также изображен Дедвен , повелитель Нубии. [ 43 ] и «Ритуал Фонда». [ 44 ] Рельефы северного портика изображают Хатшепсут в виде сфинкса, сокрушающего своих врагов, а также изображения рыбалки и охоты, а также подношений богам. [ 43 ] [ 45 ] На внешних концах портиков располагались статуи Осириды высотой 7,8 м (26 футов). [ 46 ] [ 47 ]

Средняя терраса имеет глубину 75 м (246 футов) и ширину 90 м (300 футов) и имеет портики с западной и частично с северной стороны. [ 45 ] [ 13 ] Западные портики содержат 22 колонны, расположенные в два ряда, а северный портик - 15 колонн в один ряд. [ 41 ] Рельефы западных портиков этой террасы являются наиболее примечательными из заупокойного храма. Юго-западный портик изображает экспедицию в страну Пунт и перевозку экзотических товаров в Фивы. Рельефы северо-западного портика повествуют о божественном рождении Хатшепсут Тутмосу I, представленному как Амон-Ре, и Яхмосу . Тем самым узаконив ее правление как царского происхождения, так и благочестивого потомства. [ 43 ] [ 45 ] Это самая старая известная сцена такого типа. [ 48 ] Строительство северного портика и четырех или пяти часовен было прекращено до завершения и, следовательно, осталось пустым. [ 49 ] [ 50 ] На террасе также, вероятно, были установлены сфинксы вдоль пути к следующему пандусу. [ 45 ] чья балюстрада была украшена соколами, отдыхающими на свернувшихся кольцами кобрах. [ 51 ] В юго-западном и северо-западном углах террасы находятся святилища Хатхор и Ра соответственно. [ 43 ] [ 45 ] [ 41 ]

Верхняя терраса открывается 26 колоннами, перед каждой из которых стоит статуя Осириды Хатшепсут высотой 5,2 м (17 футов). [ 52 ] [ 13 ] В центре их разделяют гранитные ворота, через которые можно попасть на фестивальный двор. [ 53 ] [ 54 ] Это разделение также представлено географически: южные колоссы несут Хеджет Верхнего Египта, а северные колоссы несут Пшент Нижнего Египта. [ 54 ] Портик здесь завершает повествование предыдущих портиков коронацией Хатшепсут как царя Верхнего и Нижнего Египта. [ 51 ] Двор окружен колоннами, глубиной в два ряда с северной, восточной и южной сторон и в три ряда с западной стороны. [ 13 ] В западной стене были вырезаны восемь меньших и десять больших ниш. Предполагается, что в них находились коленопреклоненные и стоящие статуи фараона Хатшепсут. [ 40 ] [ 45 ] Остальные стены украшены рельефами: Прекрасный Праздник Долины на севере, Праздник Опета на востоке и ритуалы коронации на юге. [ 32 ] [ 45 ] От внутреннего двора отходят три культовых объекта. [ 32 ] Святилище Амона расположено на западе от главной оси, на севере находился двор солнечного культа, а на юге — часовня, посвященная погребальным культам Хатшепсут и Тутмоса I. [ 55 ] [ 41 ]

Храм Хатор

[ редактировать ]

В южном конце средней террасы находится храм, посвященный богине Хатор. [ 56 ] [ 43 ] [ 45 ] Святыня отделена от храма, и к ней можно попасть по пандусу с нижней террасы, хотя альтернативный вход существовал на верхней террасе. [ 47 ] [ 57 ] [ 45 ] Пандус ведет к портику, украшенному четырьмя колоннами с капителями Хаторов. [ 56 ] [ 53 ] На стенах входа изображены сцены кормления Хатхор Хатшепсут. [ 58 ] Внутри два гипостильных зала, первый из которых состоит из 12 колонн. [ 53 ] а второй содержит 16. [ 45 ] За ним находится вестибюль с двумя колоннами и двойным святилищем. [ 45 ] Рельефы на стенах святыни изображают Хатхор с Хатшепсут, богиню Верет-Хехау, преподносящую фараону ожерелье Менат , и Сененмут. [ 45 ] [ 53 ] Хатор имеет особое значение в Фивах, представляя холмы Дейр-эль-Бахари, а также Хатшепсут, которая представляла себя реинкарнацией богини. [ 56 ] [ 43 ] Хатор также связана с Пунтом, который изображен на рельефах в ближайшем портике. [ 43 ]

Храм Анубиса

[ редактировать ]

В северном конце средней террасы находится храм, посвященный богу Анубису. [ 33 ] [ 43 ] [ 45 ] Этот храм меньше своего аналога Хатор на юге. [ 43 ] [ 53 ] Он состоит из гипостильного зала, украшенного 12 колоннами, расположенными в три ряда по четыре штуки, за которыми следует ряд двух комнат, заканчивающихся небольшой нишей. [ 45 ] [ 56 ] На стенах представлены изображения подношений и культовой деятельности, а на рельефе изображен Анубис, сопровождающий Хатшепсут к святыне. [ 45 ] Имя Анубиса использовалось для обозначения наследника престола, что египтолог Энн Мэйси Рот связывает с рельефами, изображающими божественное рождение Хатшепсут. [ 43 ]

Храм Амона

[ редактировать ]
Зал со сводчатым потолком, весь украшенный картинами, и парой каменных статуй.
Барковый зал храма Амона

В задней части храма, на его главной оси, расположена кульминационная точка храма, святилище Амона, которому Хатшепсут посвятила храм как «сад моего отца Амона». [ 34 ] [ 22 ] [ 59 ] Внутри первая камера представляла собой часовню, в которой находилась ладья Амона, и световое окно, через которое свет падал на статую Амона. [ 34 ] [ 60 ] На перемычке входа из красного гранита изображены два Амона, сидящие на троне спиной друг к другу, и цари, преклонившие колени перед ними, что является символом его высшего статуса в святилище. [ 61 ] Внутри зала представлены сцены подношений Хатшепсут и Тутмоса I в сопровождении Яхмоса и принцесс Неферуре и Нефрубити. [ 62 ] четыре статуи Хатшепсут Осириды по углам, [ 63 ] и шесть статуй Амона, занимающих ниши зала. [ 61 ] В тимпане картуши с именем Хатшепсут расположены по бокам и апотропически охраняются картушами Амона-Ре. [ 64 ] Эта палата была конечной точкой ежегодного Прекрасного Фестиваля Долины. [ 65 ]

Во второй камере находилось культовое изображение Амона. [ 60 ] [ 34 ] [ 62 ] и по обе стороны от него располагалась часовня. [ 66 ] Северная часовня была украшена рельефами, изображающими богов Гелиополитанской Эннеады , а южная часовня — соответствующей Фиванской Эннеады. Каждый из восседающих на тронах богов держал скипетр и анк . Возглавляя делегации, Атум и Монту занимали торцевые стены. [ 67 ] В третьей камере находилась статуя, вокруг которой также совершался «Ежедневный ритуал». Первоначально считалось, что он был построен через тысячелетие после первоначального храма при Птолемее VIII Эвергете , что дало ему название «Святилище Птолемеев». Обнаружение рельефов с изображением Хатшепсут свидетельствует о строительстве ее правления. [ 68 ] Египтолог Дитер Арнольд предполагает, что здесь могла быть гранитная ложная дверь . [ 34 ]

Суд солнечного культа

[ редактировать ]
Массивный алтарь и лестница из известняка
Алтарь солнечного культового комплекса

Доступ к солнечному культу осуществляется со двора через вестибюль, занятый тремя колоннами на северной стороне двора с верхней террасой. [ 45 ] [ 56 ] Дверной косяк входа украшен фигурами Хатшепсут, Ра-Хорахти (Гора) и Амона. [ 62 ] Рельефы в вестибюле содержат изображения Тутмоса I и Тутмоса III . [ 32 ] Вестибюль выходит в главный двор, где находится большой алтарь, открытый небу, куда можно попасть по лестнице на западе двора. [ 56 ] [ 45 ] [ 58 ] Во дворе, в южной и западной стене, есть две ниши: в первой изображен Ра-Хорахти, преподносящий Хатшепсут анк , а во второй - рельеф Хатшепсут как жреца ее собственного культа. [ 45 ] При дворе была часовня [ и ] который содержал изображения семьи Хатшепсут. [ 30 ] На них Тутмос I и его мать Сенисенеб изображены приносящими подношения Анубису, а Хатшепсут и Яхмос изображены приносящими подношения Амон-Ра. [ 32 ]

Погребальный культовый комплекс

[ редактировать ]

В южной части двора располагался погребально-культовый комплекс. [ 36 ] Доступ через вестибюль, украшенный тремя колоннами, ведет к двум залам для предложений, ориентированным по оси восток-запад. [ 70 ] [ 32 ] Северный зал посвящен Тутмосу I; южный зал посвящен Хатшепсут. [ 70 ] Зал для подношений Хатшепсут имитировал те, что можно найти в погребальных храмах пирамидальных комплексов Старого и Среднего царства. Его размеры составляли 13,25 м (43,5 фута) в глубину, 5,25 м (17,2 фута) в ширину и сводчатый потолок высотой 6,35 м (20,8 фута). [ 36 ] Следовательно, это была самая большая комната во всем храме. [ 71 ] Зал для подношений Тутмоса I был значительно меньше: 5,36 м (17,6 футов) в глубину и 2,65 м (8,7 футов) в ширину. [ 72 ] В обоих залах были фальшивые двери из красного гранита, сцены жертвоприношения животных, подношений и носителей подношений, священников, совершающих ритуалы, и владельца часовни, сидящего перед столом и принимающего эти подношения. [ 32 ] Сцены из зала для жертвоприношений являются прямыми копиями тех, что присутствуют в пирамиде Пепи II конца Шестой династии . [ 71 ]

Фондовые вклады

[ редактировать ]

Перед его строительством было проведено «протягивание шнура», также известное как «ритуал основания». [ 73 ] [ 44 ] Ритуал подробно изображен на южном портике нижней террасы. Церемония начинается перед богиней Сешат , она следует за Хатшепсут и ее ка, разбрасывающими зерна бесена , прежде чем она предлагает свой храм Амон-Ре. Следующая сцена утеряна, она предшествовала заключительной сцене «Великого подношения» Амон-Ре-Камутефу. [ 44 ] [ 74 ] В ходе церемонии состоится освящение закладных. [ 44 ] практика, которая началась еще во времена Третьей династии Египта у пирамиды Джосера . [ 73 ] Известно шестнадцать фундаментов храма Хатшепсут, которые обычно очерчивают его периметр, и еще три в храме в долине. [ 75 ] В подготовленные ямы обычно клали керамику, предметы по обету, еду и ритуальные подношения, инструменты, скарабеев и амулеты с печатями. [ 73 ] [ 76 ] На некоторых из этих предметов высечены титулы Хатшепсут, Тутмоса III и Неферуре, а также изображения и имена богов. [ 73 ]

Погребальный комплекс

[ редактировать ]
Большая каменная стена с закрытым входом и предшествующими ей двумя рядами двух колонн.
Вход в погребальный культовый комплекс, окруженный колоннами и ритуалом коронации.

Было высказано предположение, что гробница Хатшепсут в Долине царей , KV20 , должна была стать элементом погребального комплекса в Дейр-эль-Бахари. [ 80 ] Расположение храма и гробницы пространственно напоминает пирамидальные комплексы Древнего царства. [ 81 ] [ 82 ] который состоял из пяти центральных элементов: храма в долине, дамбы, погребального храма, главной пирамиды и культовой пирамиды. [ 83 ] [ 84 ] Храмовый комплекс Хатшепсут включал храм в долине, дамбу и погребальный храм. Ее могила была построена в массиве тех же скал, что и храм, под доминирующей вершиной Эль-Курн (489 м (1604 фута) над уровнем моря). [ 11 ] ), который венчает ее гробницу, в каком-то смысле, как пирамида венчала гробницу фараона Старого Королевства. [ 85 ]

Кроме того, ее могила находится рядом с залом для жертвоприношений погребального культового комплекса. [ 86 ] Существует еще одна аналогичная связь между погребальным храмом и Карнаком и между пирамидами и Гелиополем. [ 87 ] Хотя KV20 признана гробницей Хатшепсут, существует спор о том, кто заказал ее первоначальное строительство. Две конкурирующие гипотезы предполагают, что гробница была построена первоначально во время правления Тутмоса I или Тутмоса II , и что Хатшепсут позже изменила гробницу, добавив дополнительную камеру для своего собственного захоронения. [ 80 ]

Основная функция храма заключалась в обслуживании царских погребальных культов Хатшепсут и Тутмоса I. [ 22 ] [ 34 ] Для достижения этой цели был построен погребальный культовый комплекс, где можно было делать подношения kꜣ , или духу короля. [ 34 ] По египетской концепции, умерший продолжал рассчитывать на то же пропитание, что и живой. В жизни аспекты души, kꜣ , bꜣ и ꜣḫ , содержались в сосуде живого тела. После смерти тело становилось неподвижным, и душа могла его покинуть. [ 88 ] В ее храме приношение еды и питья совершалось перед гранитными ложными дверями часовен для жертвоприношений. [ 89 ] [ 90 ] [ 32 ] Погребальный ритуал, списки подношений и получатель обрядов были изображены на восточной стене обеих часовен. [ 32 ]

Прекрасный фестиваль долины

[ редактировать ]
Рельеф с северной стены Фестивального двора.
Часть рельефа «Прекрасный фестиваль долины».

Святилище Амона было конечной точкой Прекрасного Фестиваля Долины, проводимого ежегодно, начиная с храма Карнака. [ 65 ] Это празднование относится к Среднему царству, когда оно завершилось в храме, построенном Ментухотепом II. [ 91 ] [ 21 ] Процессия началась у Восьмого пилона в Карнаке во главе с Хатшепсут и Тутмосом III, за ней следовали дворяне и священники, несущие барку Амона, в сопровождении музыкантов, танцоров, придворных и других священников и под охраной солдат. [ 22 ] [ 91 ] Была отбуксирована еще одна флотилия небольших лодок и большой корабль «Усерхат» , на котором находился барк. [ 91 ] Во времена Хатшепсут барка Амона представляла собой миниатюрную копию транспортной баржи, оснащенной тремя длинными шестами для переноски, которые несли по шесть жрецов каждый. [ 92 ] Фигура головы барана, посвященная Амону, украшала его нос и корму. [ 92 ] [ 93 ] В центре его корпуса был установлен богато украшенный наос , а внутри скрывалась статуя Амона, ныне украшенная драгоценностями. Длина барка, вероятно, составляла 4,5 м (15 футов). [ 92 ] Процессия пересекла Нил, посетила кладбища в память о них, прежде чем приземлиться у храма в долине и продолжить путь по дамбе длиной 1 км (0,62 мили) к самому храму. [ 22 ] [ 34 ] На полпути находилась стоянка для барков, за которой дорогу обрамляли более 100 сфинксов из песчаника, вплоть до террас. [ 34 ] [ 27 ] Это самая старая засвидетельствованная аллея сфинксов, хотя считается, что эта практика восходит к Древнему Королевству. [ 94 ] Храм в долине и стоянка для барков были точками, где приносились подношения и проводились ритуалы очищения. [ 91 ] Процессия прошла через входные ворота, вверх по огромным пандусам храма и в святилище, где барк и Амон находились на ночь, прежде чем вернуться домой в Карнак. [ 91 ] В этот день на столах Амону были поднесены щедрые подношения в виде еды, мяса, напитков и цветов, а царю было отведено меньшее количество. [ 95 ] Во все остальные дни жрецы совершали «Ежедневный ритуал» над статуями Амона и Хатшепсут. [ 96 ]

Ежедневный ритуал

[ редактировать ]

Каждое утро перед рассветом пара священников посещала храмовый колодец, чтобы набрать воду для переливания в сосуды для возлияния. Другие жрецы занимались приготовлением еды и питья в качестве подношений богам, в то время как главный жрец Хм-нр посещал пр-дут , чтобы очиститься и одеться, готовясь к церемонии. Наос , содержащий культовое изображение Амона-Ра, сначала очищался благовониями. С первыми лучами солнца главный жрец открыл храм и пал ниц перед богом, заявив, что он был послан от имени короля, в то время как другие жрецы совершали чтения. статуэтку Маат Святилище очистили водой и благовониями, а культовому изображению поднесли , которую затем убрали. Статуэтку сняли с одежды, очистили от масла и положили на кучу чистого песка, изображая бенбен . Его глаза были намазаны свежей краской, его помазали различными маслами, одели в новые тканевые одежды и снабдили аксессуарами. Наконец, его лицо было помазано и песок рассыпан по часовне, прежде чем изображение было возвращено на место упокоения. К этому времени ему был представлен завтрак, предложенный богу. Был проведен последний этап очищения, и двери святилища закрылись, а главный священник сметал за собой шаги. Пищу также забрали – ее физически не потребляли, бог только вкушал ее сущность – чтобы повторно представить в часовнях других божеств. Каждому богу оказывалась по существу одна и та же услуга. В конечном итоге еда потреблялась священниками в ходе «возврата подношений». wḏb ḫt . В полдень и вечером в святилищах совершались очистительные возлияния и возжигались благовония. В других случаях пелись гимны, совершались апотропные ритуалы, чтобы защитить барку Амон-Ре, путешествующую по небу, и уничтожались восковые или глиняные изображения врагов. [ 97 ] [ 98 ]

Более поздняя история

[ редактировать ]

В древнем Египте

[ редактировать ]

Проскрипция Хатшепсут Тутмосом III

[ редактировать ]

Через два десятилетия после ее смерти, на сорок втором году правления Тутмоса III, он решил, что все свидетельства ее правления в качестве царя Египта должны быть стерты. Причины, по которым он запретил ее правление, остаются неясными. Однако это нападение на ее правление было недолгим. Через два года после его начала, когда на трон взошел Аменхотеп II , запрет был отменен, а большая часть стирания осталась незавершенной. [ 99 ]

Есть три гипотезы относительно мотивации Тутмоса III. Самый старый и самый сомнительный – это личная месть. Эта гипотеза гласит, что Хатшепсут узурпировала трон как единоличный правитель, низложив Тутмоса III, и, следовательно, он стремился стереть ее память. Это объяснение неубедительно, поскольку запрет был отложен на два десятилетия и был направлен только против ее правления на посту короля. [ 100 ] [ 101 ] Второй аргумент заключается в том, что это был отказ от концепции женского королевского сана. Роль короля была закрыта для женщин, и ее вступление на эту роль могло создать идеологические проблемы, которые были решены путем стирания. Это может объяснить решение оставить нетронутыми изображения ее как королевы. [ 102 ] [ 103 ] Третий случай оценивает возможность династического спора между линиями Ахмосидов и Тутмосидов. Исключив ее правление из записей, Тутмос III, возможно, гарантировал, что его сын Аменхотеп II взойдет на трон. [ 101 ] Однако не существует ни одного известного претендента на роль Ахмосидов. [ 102 ]

Тутмос III в своей кампании использовал в ее храме несколько методов стирания. Наименее вредным было вычеркивание местоимений и суффиксов женского рода, в результате чего текст оставался нетронутым. Они обычно использовались в храме Хатор и на верхней террасе. Более тщательные методы удаления включали вырубку, придание шероховатости, сглаживание, исправление или закрытие ее изображения и заголовков. В других местах ее изображение было заменено изображением стола для жертвоприношений. Иногда ее изображение перепрофилировали для члена семьи Тутмосидов. Чаще всего это был Тутмос II, хотя нечасто вместо этого ее картуш заменялся картушем Тутмоса I или III. [ 104 ] Последним и самым разрушительным методом было уничтожение ее статуи в храме. Рабочие перетащили статуи из ее храма в одно из двух назначенных мест: в карьер (нору, из которой добывался наполнительный материал) и в дыру Хатшепсут. Здесь кувалдами и каменными блоками разбивали статуи, которые затем сбрасывали в выбранные хранилища. [ 105 ]

Период Амарны до третьего промежуточного периода

[ редактировать ]
Рельеф с изображением двух предметов, один из которых почти полностью стерт.
Стирание Амона (рисунок справа) по приказу Эхнатона.

Храм продолжал служить местом поклонения после смерти Тутмоса III. В период Амарны дальнейшее стирание рельефов было произведено по приказу Эхнатона , хотя целью этого преследования были изображения богов, особенно Амона. [ 107 ] В начале его правления Атон , солнечное божество, был возведен в статус верховного бога. [ 108 ] [ 109 ] Преследование других богов началось не сразу, вместо этого реформы продолжались постепенно в течение нескольких лет, прежде чем завершились запретом примерно на девятый год его правления. Запрет совпадает с изгнанием Гора . [ 110 ] [ 111 ] Эти изображения были восстановлены во времена правления Тутанхамона , Хоремхеба и Рамсеса II . [ 112 ] [ 92 ] Храм был еще больше поврежден землетрясением в девятом веке до нашей эры, во время Третьего переходного периода . [ 107 ] [ 113 ] В это время, между Двадцать первой и Двадцать пятой династиями, храм использовался как место захоронения жрецов культов Амона и Монту, а также членов королевской семьи. [ 114 ]

Птолемеевская эпоха

[ редактировать ]
Остатки портика из известняка с металлическими воротами и веревкой, ограждающей вход.
Птолемеевский портик фестивального двора

Во времена правления Птолемея III Эвергета на средней террасе была построена каменная часовня для Асклепия , бога греческого пантеона. [ 107 ] [ 27 ] Позднее при Птолемее VIII Эвергете святилище Амона было значительно изменено. Комната культовой статуи была преобразована в часовню для Аменхотепа, сына Хапу , архитектора Восемнадцатой династии Аменхотепа III , Имхотепа , визиря Третьей династии Джосера , и Гигиеи , греческой богини гигиены. [ 115 ] [ 107 ] В зале барка две центральные ниши были заполнены, а световой люк заблокирован. [ 115 ] [ 63 ] Вход в святилище был оборудован портиком с шестью колоннами. [ 63 ] [ 107 ]

За пределами Древнего Египта

[ редактировать ]

После царства Птолемеев храм использовался как место местного поклонения. Между VI и VIII веками нашей эры на территории храма был построен коптский монастырь Святого Фойбаммона. Фигуры Христа и других святых были нарисованы поверх оригинального рельефа храма. Паломник оставил последнее датированное граффито в ок. 1223 . [ 116 ]

Археологические раскопки

[ редактировать ]

Первым современным посетителем храма был Ричард Покок , английский путешественник, в 1737 году. За ним в 1798 году последовали Франсуа Жоллуа и Рене Эдуард Девилье , два участника Наполеона Бонапарта экспедиции . Самые ранние археологические находки были сделаны около 1817 года Джованни Баттистой. Бельзони и Генри Уильям Бичи , которые обыскали это место в поисках артефактов, подарок Генри Солту , британскому консулу. Еще одному посетителю этого места в 1823–1825 годах Генри Весткару приписывают самое раннее печатное упоминание имени Дейр эль-Бахари. В последующие десятилетия Джон Гарднер Уилкинсон , Жан-Франсуа Шампольон и Карл Ришар Лепсиус это место посетили . Самые ранние значительные раскопки проводились в 1850-х и 60-х годах под руководством Огюста Мариетта . Под его руководством были разрушены остатки монастыря Святого Фойбаммона и обнаружены святыни Хатхор и Анубиса, а также южная колоннада средней террасы. Во время экспедиции Египетского исследовательского фонда (EEF) под Эдуард Навиль и его помощник Говард Картер в 1893–1906 годах раскопали весь храм. Семь томов труда Навилля составляют фундаментальный источник информации для храма. В 1911–1936 годах Метрополитен-музей (ММА) финансировал раскопки под руководством Герберта Э. Винлока . В 1925–1952 годах группа под руководством Эмиля Барэза из Службы египетских древностей реконструировала значительную часть храма. С 1961 года Польский центр средиземноморской археологии (PCMA) Варшавского университета в Каире занимается реставрацией и консолидацией этого места. [ 117 ] [ 27 ]

Польско-египетская археологическая и природоохранная экспедиция была основана Казимежем Михаловским после того, как к нему обратился Высший совет древностей (SCA). Первоначально проект ограничивался реконструкцией третьей террасы, но с 1967 года в проект включили весь храм. В настоящее время проектом руководит Патрик Чудзик. Сайт постепенно открывается для туризма. С 2000 года для посетителей открыты фестивальный двор, верхняя терраса и коронационный портик. В 2015 году также были открыты для посещения двор солнечного культа, а в 2017 году — святилище Амона. [ 118 ] [ 119 ]

Панорамный вид на заупокойный храм

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это одно из многих записанных изображений Ḏsr-ḏsrw. Этот конкретный вариант изображения встречается в святилищах Хатхор и Амон. [ 1 ]
  2. ^ Предлагаемые даты правления Хатшепсут: ок. 1502–1482 гг. до н.э., [ 4 ] в. 1498–1483 гг. до н. э., [ 5 ] в. 1479–1458 гг. до н. э., [ 6 ] в. 1473–1458 гг. до н.э., [ 7 ] в. 1472–1457 гг. до н.э. [ 8 ]
  3. ^ Введение египтологов и кураторов Метрополитен-музея в Нью-Йорке Кэтрин Х. Рериг, Рене Дрейфус и Кэтлин А. Келлер: «В этот период египетские художники переосмыслили традиционные формы искусства и архитектуры с оригинальностью, которая примером является храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри в западных Фивах, одно из величайших архитектурных чудес древнего мира». [ 9 ]
    Заявление археолога Дитера Арнольда: «Шедевр храмовой архитектуры фараонов, да и всей мировой архитектуры, здание, несомненно, было спроектировано одним из величайших строителей храмов Древнего Египта». [ 10 ]
    Комментарий Збигнева Шафранского, бывшего директора Польской археологической и консервационной экспедиции в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари: «Взрыв художественного творчества Хатшепсут иллюстрируется ее храмом в Дейр-эль-Бахари. Пейзаж, террасная архитектура и скульптура создали одно из величайших архитектурных чудес древнего мира. Это шедевр храмовой архитектуры фараонов». [ 11 ]
  4. ^ Предлагаемые даты правления Ментухотепа II: ок. 2066–2014 гг. до н.э., [ 12 ] в. 2051–2000 гг. до н.э., [ 13 ] в. 2055–2004 гг. до н.э., [ 14 ] в. 2010–1998 гг. до н. э., [ 15 ] в. 1897–1887 гг. до н.э. [ 16 ]
  5. ^ Его по-разному называют «верхним храмом Анубиса», «часовней родителей» и «часовней Тутмоса I». [ 69 ]
  6. ^ Высокая ваза с медведями sꜥt-rꜥ ẖnmt-ỉmn-ḥꜣt-špśwt ỉr ns mnnw sn tf s ỉmn ḫft pḏ-šśḥr ḏsr-ḏsrw-ỉmn ỉr s ꜥnḫ-tỉ , что переводится как «дочь Ре Хнемет-Имен-Хатшепсут, сделала памятник своему отцу во время натягивания веревки над Джесер-Джесеру-Амоном, чтобы она могла жить». В маленькой вазе изображены мишки nṯrt nfr nbt tꜣwy mꜣꜥt-kꜣ-rꜥ ꜥnḫ-tỉ * ỉmn m ḏsr-ḏsr-w mrỉt, что переводится как «добрая богиня, госпожа Двух земель, Мааткаре, пусть она будет жива * возлюбленная Амона в Джесер-джесеру.
    См. также переводы Кэтрин Х. Рериг на стр. 144–145. [ 77 ]
  7. ^ Большая крышка несет nṯrt nfr mꜣꜥt-kꜣ-rꜥ ỉr ns mnnw sn tf s ỉmn ḫft pḏ-šśḥr ḏsr-ḏsrw-ỉmn ỉr s ꜥnḫ-tỉ rꜥ mỉ В переводе это означает «добрая богиня Мааткаре, она сделала памятник своему отцу Амону во время натягивания веревки над Джесер-джесеру-Амоном, чтобы она могла жить, как Ра, вечно». На маленькой крышке расположены две колонки текста, обращенные друг к другу, с надписью nṯrt nfr mꜣꜥt-kꜣ-rꜥ ꜥnḫ-tỉ * ỉmn ḥr-tp tꜣwy mrỉt, что переводится как «добрая богиня Мааткаре, пусть она будет жива» * «возлюбленная Амона, на от имени Обеих Земель».
  8. ^ С надписью nṯrt nfr mꜣꜥt-kꜣ-rꜥ ỉr ns mnnw sn tf s ỉmn-rꜥ ḫft pḏ-šśḥr ḏsr-ḏsrw-ỉmn ỉr s ꜥnḫ-tỉ перевод «доброй богине Мааткаре она построила свой храм для своего отца Амона-Ра во время натягивания веревки над Джесер-джесеру-Амоном, чтобы она могла жить».
    См. также перевод Кэтрин Х. Рериг на стр. 145. [ 78 ]
  9. ^ Имеет ее преномен mꜣꜥt-kꜣ-rꜥ вверху и номен ẖnmt-ỉmn-ḥꜣt-špswt внизу. [ 79 ]
  10. ^ Носит преномен mꜣꜥt-kꜣ-rꜥ . [ 79 ]
  11. ^ Левая половина рельефа когда-то была занята Гором, троном и именем Хатшепсут. Верхняя линия полностью стерта. От средней линии сохраняются формы nsw-bỉty , а картуша нет. За ним текст читается ỉmn-rꜥ mrỉ , что означает «Возлюбленный Амона-Ра». Этот текст также появляется на противоположной стороне той же строки. глифы sꜥ-rꜥ В нижней строке читаемы , а также ỉmn , фрагмент ẖnmt-ỉmn-ḥꜣt-špswt .
  12. ^ Имена в строках с 1 по 3 содержат имя Гора kꜣ-nḫt-ḫꜥ-m-wꜣst , тронное имя mn-ḫpr-rꜥ и имя при рождении ḏḥwty-ms nfr-ḫpr. [ 106 ]
  1. ^ Иващук 2016 , стр. 230–236.
  2. ^ Jump up to: а б с Иващук 2016 , стр. 49.
  3. ^ Jump up to: а б Пирелли 1999 , стр. 275–276.
  4. ^ Трой 2001 , с. 527.
  5. ^ Клейтон 1994 , с. 104.
  6. ^ Рериг, Дрейфус и Келлер 2005 , с. 6.
  7. ^ Шоу 2003 , с. 485.
  8. ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 290.
  9. ^ Jump up to: а б Рериг, Дрейфус и Келлер 2005 , с. 4.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Арнольд 2005а , с. 135.
  11. ^ Jump up to: а б с д Шафранский 2014 , стр. 125.
  12. ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 289.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Арнольд 2005а , с. 136.
  14. ^ Шоу 2003 , с. 483.
  15. ^ Клейтон 1994 , с. 72.
  16. ^ Редфорд 2001 , стр. 621–622.
  17. ^ Брайан 2003 , стр. 231–232.
  18. ^ Гримал 1992 , с. 209.
  19. ^ Рериг, Дрейфус и Келлер 2005 , с. 3.
  20. ^ Аллен 2005 , с. 83.
  21. ^ Jump up to: а б Аллен 2005 , с. 84.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г Рот 2005 , с. 147.
  23. ^ Арнольд 2003 , с. 104.
  24. ^ Jump up to: а б с Уилкинсон 2000 , с. 176.
  25. ^ Пирелли 1999 , с. 275.
  26. ^ Иващук 2016 , стр. 10.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж Пирелли 1999 , с. 276.
  28. ^ Брайан 2003 , с. 232.
  29. ^ Рот 2005 , стр. 147 и 150.
  30. ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2000 , с. 178.
  31. ^ Аллен 2005 , стр. 83–84.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рот 2005 , с. 150.
  33. ^ Jump up to: а б Арнольд 2005a , стр. 138–139.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Арнольд 2005а , с. 137.
  35. ^ Иващук 2016 , стр. 80–85.
  36. ^ Jump up to: а б с д Арнольд 2005а , с. 138.
  37. ^ Jump up to: а б Шафранский 2014 , стр. 126.
  38. ^ Струдвик и Струдвик 1999 , с. 81.
  39. ^ Пирелли 1999 , стр. 277.
  40. ^ Jump up to: а б Арнольд 2003 , с. 105.
  41. ^ Jump up to: а б с д Арнольд 2005а , с. 136, рис 57.
  42. ^ Пирелли 1999 , с. 277, рис 24.
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Рот 2005 , с. 149.
  44. ^ Jump up to: а б с д Иващук 2016 , стр. 51.
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Пирелли 1999 , с. 278.
  46. ^ Шафранский 2018 , стр. 377 и 390.
  47. ^ Jump up to: а б Гримал 1992 , с. 211.
  48. ^ Юрко 1999 , с. 819.
  49. ^ Чувик 2014 , стр. 82.
  50. ^ Иващук 2016 , стр. 77–78.
  51. ^ Jump up to: а б Шафранский 2007 , стр. 95.
  52. ^ Шафранский 2018 , стр. 377.
  53. ^ Jump up to: а б с д и Уилкинсон 2000 , с. 177.
  54. ^ Jump up to: а б Шафранский 2014 , стр. 130.
  55. ^ Уилкинсон 2000 , стр. 177–178.
  56. ^ Jump up to: а б с д и ж Арнольд 2005а , с. 139.
  57. ^ Арнольд 2005a , стр. 139, 137, рисунок 57.
  58. ^ Jump up to: а б Брайан 2003 , с. 233.
  59. ^ Уилкинсон 2000 , стр. 176 и 178.
  60. ^ Jump up to: а б Павлицкий 2017 , стр. 28.
  61. ^ Jump up to: а б Павлицкий 2017 , стр. 8.
  62. ^ Jump up to: а б с Пирелли 1999 , с. 279.
  63. ^ Jump up to: а б с Шафранский 2007 , стр. 97.
  64. ^ Павлицкий 2017 , стр. 4.
  65. ^ Jump up to: а б Рот 2005 , стр. 147–148.
  66. ^ Павлицкий 2017 , стр. 4 и 24.
  67. ^ Павлицкий 2017 , стр. 24.
  68. ^ Павлицкий 2017 , стр. 26.
  69. ^ Иващук 2016 , стр. 119.
  70. ^ Jump up to: а б Пирелли 1999 , стр. 278–279.
  71. ^ Jump up to: а б Шафранский 2007 , стр. 98.
  72. ^ Иващук 2016 , стр. 115.
  73. ^ Jump up to: а б с д Рериг 2005а , с. 141.
  74. ^ Карковски 2016 , стр. 113.
  75. ^ Иващук 2016 , стр. 51–52.
  76. ^ Иващук 2016 , стр. 51–54.
  77. ^ Рериг 2005a , стр. 144–145.
  78. ^ Рериг 2005a , с. 145.
  79. ^ Jump up to: а б Лепроон 2013 , с. 98.
  80. ^ Jump up to: а б Рериг 2005b , с. 185.
  81. ^ Чувик 2014 , стр. 67.
  82. ^ Иващук 2016 , стр. 50.
  83. ^ Барта 2005 , с. 178.
  84. ^ Вернер 2001 , стр. 47–54.
  85. ^ Чувик 2014 , стр. 67–68.
  86. ^ Чувик 2014 , стр. 68.
  87. ^ Чувик 2014 , стр. 69.
  88. ^ Мюллер 2002 , стр. 1–2.
  89. ^ Иващук 2016 , стр. 132.
  90. ^ Мюллер 2002 , с. 2.
  91. ^ Jump up to: а б с д и Павлицкий 2017 , стр. 10.
  92. ^ Jump up to: а б с д Павлицкий 2017 , стр. 12.
  93. ^ Харт 2005 , с. 13.
  94. ^ Каспшицка 2019 , стр. 361.
  95. ^ Павлицкий 2017 , стр. 16.
  96. ^ Павлицкий 2017 , стр. 14.
  97. ^ Томпсон 2002 , стр. 64–66.
  98. ^ Титер 2001 , стр. 341–342.
  99. ^ Дорман 2005 , стр. 267–269.
  100. ^ Дорман 2005 , стр. 267.
  101. ^ Jump up to: а б Рот 2005b , с. 281.
  102. ^ Jump up to: а б Дорман 2005 , с. 269.
  103. ^ Робинс 1993 , стр. 51–52, 55.
  104. ^ Рот 2005b , стр. 277–279.
  105. ^ Арнольд 2005b , стр. 273–274.
  106. ^ Лепроон 2013 , стр. 99–100.
  107. ^ Jump up to: а б с д и Арнольд 2005c , с. 290.
  108. ^ Харт 2005 , стр. 34 и 36.
  109. ^ Гримал 1992 , с. 227.
  110. ^ ван Дейк 2003 , стр. 269–270.
  111. ^ Шлёгель 2001 , стр. 156–158.
  112. ^ Шафранский 2007 , стр. 94.
  113. ^ Шафранский 2018 , стр. 385.
  114. ^ Шафранский 2007 , стр. 98–99.
  115. ^ Jump up to: а б Павлицкий 2017 , стр. 5–6.
  116. ^ Арнольд 2005c , стр. 290–291.
  117. ^ Арнольд 2005c , стр. 291–293.
  118. ^ Шимчак 2019 .
  119. ^ Павлицкий 2007 , 1960.

Источники

[ редактировать ]
  • Аллен, Джеймс П. (2005). «Роль Амона». В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 83–85. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Арнольд, Дитер (2003). Энциклопедия древнеегипетской архитектуры . Лондон: ИБ Таурис. ISBN  978-1-86064-465-8 .
  • Арнольд, Дитер (2005a). «Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри». В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 135–140. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Арнольд, Доротея (2005b). «Разрушение статуи Хатшепсут из Дейр-эль-Бахри». В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 270–276. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Арнольд, Доротея (2005c). «Хронология: более поздняя история и раскопки храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри». В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 290–293. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Барта, Мирослав (2005). «Расположение пирамид Старого царства в Египте». Кембриджский археологический журнал . 15 (2): 177–191. дои : 10.1017/s0959774305000090 . S2CID   161629772 .
  • Брайан, Бетси М. (2003). «18-я династия до периода Амарны (ок. 1550–1352 до н.э.)». В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 207–264. ISBN  978-0-19-815034-3 .
  • Клейтон, Питер А. (1994). Хроника фараонов . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-05074-3 .
  • Цвик, Анджей (2014). «Традиция Старого и Среднего царства в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари». Этюды и траво . 27 . Институт средиземноморских и восточных культур: 62–93. ISSN   2449-9579 .
  • Додсон, Эйдан; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  0-500-05128-3 .
  • Дорман, Питер (2005). «Запрет Хатшепсут». В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 267–269. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Грималь, Николас (1992). История Древнего Египта . Перевод Яна Шоу. Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN  978-0-631-19396-8 .
  • Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-34495-6 .
  • Иващук, Ядвига (2016). Священный пейзаж Фив во время правления Хатшепсут: царские строительные проекты . Том 1. Варшава: Институт средиземноморских и восточных культур Польской академии наук. ISBN  978-83-948004-2-0 .
  • Карковский, Януш (2016). « Храм рождается: несколько комментариев о ритуале основания храма». Этюды и траво . 29 . Институт средиземноморских и восточных культур: 111–123. ISSN   2449-9579 .
  • Каспшицкая, Катажина (2019). Зых, Ивона (ред.). «Реконструкция оснований сфинксов из песчаника из храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари » Польская археология в Средиземноморье . 28 (2): 359–387. doi : 10.31338/uw.2083-537X.pam28.2.20 . ISSN   2083-537X .
  • Лепроон, Рональд Дж. (2013). Великое Имя: Древнеегипетский царский титул . Письма древнего мира. Том. 33. Атланта: Общество библейской литературы. ISBN  978-1-58983-736-2 .
  • Мюллер, Майя (2002). «Загробная жизнь». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Говорят древние боги: Путеводитель по египетской религии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 1–7. ISBN  0-19-515401-0 .
  • Павлицкий, Францишек (2007). «История исследования PCMA в Египте» . Польский центр средиземноморской археологии Варшавского университета . Проверено 9 августа 2021 г.
  • Павлицкий, Фрэнсис Зек (2017). Главное святилище Амона-Ре в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари (PDF ) Варшава: Польский центр средиземноморской археологии, Варшавский университет. ISBN  978-83-94288-7-3-0 .
  • Пирелли, Розанна (1999). «Дейр эль-Бахри, храм Хатшепсут». В Барде, Кэтрин (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 275–280. ISBN  978-0-203-98283-9 .
  • Редфорд, Дональд Б. , изд. (2001). «Список египетских царей». Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 621–622. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Робинс, Гей (1993). Женщины в Древнем Египте . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-95469-6 .
  • Рериг, Катарина (2005a). «Фундамент храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри». В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 141–146. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Рериг, Катарина (2005b). «Две гробницы Хатшепсут». В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 184–189. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Рериг, Кэтрин Х.; Дрейфус, Рене; Келлер, Кэтлин А. (2005). "Введение". В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 3–7. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Рот, Энн Мэйси (2005). «Храм-погребение Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри: архитектура как политическое заявление». В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 147–157. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Рот, Энн Мэйси (2005b). «Стирание правления». В Рериге, Катарина (ред.). Хатшепсут От царицы к фараону . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 277–283. ISBN  1-58839-173-6 .
  • Шлёгель, Герман (2001). «Атон». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 156–158. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Шоу, Ян, изд. (2003). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-815034-3 .
  • Струдвик, Найджел; Струдвик, Хелен (1999). Фивы в Египте: Путеводитель по гробницам и храмам древнего Луксора (1-е изд.). Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-3693-1 .
  • Шафранский, Збигнев Э. (2007). «Дейр эль-Бахари: Храм Хатшепсут» В Ласковской-Кушталь, Ева (ред.). Семьдесят лет польской археологии в Египте (PDF) . Варшава: Польский центр средиземноморской археологии, Варшавский университет. ISBN  978-83-903796-1-6 .
  • Шафранский, Збигнев Э. (2014). «Исключительное творчество Хатшепсут». В Галане Хосе М.; Брайан М., Бетси; Дорман, Питер Ф. (ред.). Творчество и инновации в эпоху правления Хатшепсут . Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. ISBN  978-1-61491-024-4 .
  • Шафранский, Збигнев Э. (2018). Зых, Ивона (ред.). «Замечания о царских статуях в виде бога Осириса из Дейр-эль-Бахари» . Польская археология в Средиземноморье . 27 (2): 375–390. дои : 10.5604/01.3001.0013.3309 . ISSN   2083-537X . S2CID   202510175 .
  • Шимчак, Агнешка (10 апреля 2019 г.). «Дейр эль-Бахари, Храм Пророка » Польский центр средиземноморской археологии Варшавского университета . Получено 9 августа ,
  • Титер, Эмили (2001). «Божественные культы». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 340–345. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Томпсон, Стивен Э. (2002). «Культы: Обзор». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Говорят древние боги: Путеводитель по египетской религии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 62–71. ISBN  0-19-515401-0 .
  • Трой, Лана (2001). «Восемнадцатая династия до периода Амарны». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 525–531. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • ван Дейк, Якобус (2003). «Период Арманы и Позднее Новое царство (ок. 1352–1069 до н.э.)». В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 265–307. ISBN  978-0-19-815034-3 .
  • Вернер, Мирослав (2001). Пирамиды: тайна, культура и наука великих памятников Египта . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN  978-0-8021-1703-8 .
  • Уилкинсон, Ричард Х. (2000). Полное собрание храмов Древнего Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-05100-9 .
  • Юрко, Фрэнк Дж. (1999). «репрезентативные свидетельства, храмы Нового Царства». В Барде, Кэтрин (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 818–821. ISBN  978-0-203-98283-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мариетта, Огюст (1877). Дейр-эль-Бахари: топографические, исторические и этнографические документы, собранные в этом храме во время раскопок, проведенных Огюстом Мариетт-Беем. Работа опубликована под эгидой Его Высочества Исмаила Хедива из Египта. Планши (на французском языке). Лейпциг: Генрихс.
  • Навиль, Эдуард (1895–1909). Храм Дейр эль-Бахари . Том. I–VI. Лондон: Фонд исследования Египта.
  • Кляйнер, Фред (2021). Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива . Том. И. Бельмонт: Уодсворт.
  • Карковский, Януш (2003). Храм Хатшепсут: солнечный комплекс Варшава: Неритон.
  • Шафранский, Збигнев (2001). Царица Хатшепсут и ее храм 3500 лет спустя . Варшава: Агентство Reklamowo-Wydawnicza А. Гжегорчик.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a15b19f226f98fefae6847e1cdbf53a__1718900580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/3a/3a15b19f226f98fefae6847e1cdbf53a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mortuary temple of Hatshepsut - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)