Jump to content

Золотая Свобода

(Перенаправлено с Благородной демократии )
Республика в зените своего могущества. Золотая свобода. Королевские выборы 1573 года , Ян Матейко.

Золотая свобода ( латынь : Aurea Libertas ; польский : Złota Wolność , литовский : Auksinė laisvė ), иногда называемая Золотыми свободами , дворянской демократией или дворянским Содружеством ( польский : Rzeczpospolita Szlachecka или Złota wolność szlachecka ) — политическая система в Королевстве. Польши , а после Люблинской унии (1569 г.) — в Речи Посполитой . В рамках этой системы все дворяне ( шляхта ), независимо от звания, экономического положения или этнического происхождения, считались имеющими равный правовой статус и пользовались обширными юридическими правами и привилегиями . Дворянство контролировало законодательный орган ( Сейм парламент Посполитой ) и избранного короля Речи .

Разработка

[ редактировать ]

Эта политическая система, уникальная в Европе, возникла в результате консолидации власти шляхты ( дворянского класса ) над другими социальными классами и над монархической политической системой . Со временем шляхта накопила достаточно привилегий (установленных Актом Nihil novi (1505 г.), Статьями короля Генриха (1573 г.) и различными Pacta conventa не мог надеяться сломить шляхты ), что ни один монарх власть .

Политическая доктрина Содружества двух наций заключалась в том, что «наше государство — это республика под президентством короля». Канцлер Ян Замойский резюмировал эту доктрину, сказав, что « Rex regnat sed non gubernat » («Король царствует, а не правит»). [1] Речь Посполитая имела парламент, Сейм, а также Сенат и избранного короля. Король был обязан уважать права граждан, указанные в статьях короля Генриха , а также в pacta conventa, заключенных во время его избрания.

Власть монарха была ограничена в пользу значительного дворянского сословия. Каждый новый король должен был подписаться под «Статьями короля Генриха», которые составляли основу политической системы Польши и включали почти беспрецедентные гарантии религиозной терпимости . Со временем статьи короля Генриха были объединены с pacta conventa — конкретными обязательствами, согласованными избранным королем. С тех пор король фактически стал партнером дворянского класса и всегда находился под контролем группы сенаторов . В основе этой доктрины лежала древняя республиканская мысль, которая затем с переменным успехом была вновь применена к политической реальности выборной монархии. [2]

Основа политической системы Речи Посполитой, «Золотая свобода» ( польский : Złota Wolność , термин, используемый с 1573 года), включала следующее:

  • выборы ( короля всеми желающими участвовать дворянами, известные как wolna elekcja свободные выборы)
  • Сейм , парламент Содружества, который король должен был созывать каждые два года.
  • pacta conventa ( лат .), «согласованные соглашения», заключенные с избранным королем, включая билль о правах, обязательный для короля, заимствованный из более ранних статей короля Генриха.
  • рокош ( восстание ), право шляхты организовать законное восстание против короля, нарушившего их гарантированные свободы
  • свобода вероисповедания , гарантированная Актом Варшавской Конфедерации 1573 г. [3]
  • liberum veto ( лат .), право отдельного земельного посланника выступить против решения большинства на сессии Сейма; озвучивание такого «свободного вето» аннулировало все законы, принятые на этой сессии; во время кризиса второй половины 17 века польские дворяне могли также использовать liberum veto в провинциальных сеймиках.
  • konfederacja (от латинского confederatio ), право создать организацию для достижения общей политической цели.

Политическую систему Содружества трудно уместить в одну простую категорию, но условно ее можно охарактеризовать как смесь следующих систем:

  • конфедерация и федерация , с учетом широкой автономии ее регионов. Однако трудно однозначно назвать Речь Посполитую то ли конфедерацией, то ли федерацией, поскольку она обладала некоторыми качествами того и другого.
  • олигархия , [4] поскольку только мужская шляхта , около 15% населения, имела политические права
  • демократия, поскольку все представители шляхты были равны в правах и привилегиях, а сейм мог накладывать вето на короля по важным вопросам, включая законодательство (принятие новых законов), иностранные дела, объявление войны и налогообложение (изменение существующих налогов или взимание новых). Кроме того, 10% населения Содружества, пользовавшееся этими политическими правами ( шляхта ), составляли значительно больший процент, чем в любой другой европейской стране, а дворянство простиралось от могущественных князей до рыцарей, беднее, чем многие крестьяне; для сравнения, во Франции только около 1% населения имело право голоса в 1831 году, а в 1832 году в Соединенном Королевстве только около 14% взрослых мужчин могли голосовать.
  • выборная монархия монарх, избранный шляхтой . , поскольку главой государства был
  • конституционная монархия , поскольку монарх был связан pacta conventa и другими законами, а шляхта могла не подчиняться любому из указов короля, которые они считали незаконными.

«Золотая свобода» была уникальной и противоречивой особенностью политической системы Польши. Это было исключение, характеризующееся сильной аристократией и слабым королем в эпоху, когда абсолютизм развивался в более сильных странах Европы, но это исключение характеризовалось поразительным сходством с некоторыми современными ценностями. [5] В то время, когда большинство европейских стран двигались к централизации , абсолютной монархии , религиозной и династической войне, Содружество экспериментировало с децентрализацией . [4] конфедерация и федерация , демократия, религиозная толерантность и даже пацифизм . Поскольку Сейм обычно накладывал вето на планы монарха по войне, это было заметным аргументом в пользу теории демократического мира . [6] Эта система была предшественником современных концепций более широкой демократии. [7] и конституционная монархия [8] [9] [10] а также федерация . [4] Граждане - шляхты Содружества восхваляли право на сопротивление, общественный договор, свободу личности, принцип правления по согласию, ценность уверенности в своих силах - все широко распространенные концепции, встречающиеся в современных либеральных демократиях. [5] Как и либеральные демократы XIX и XX веков, польские дворяне были обеспокоены мощью государства. [11] Польские дворяне были категорически против самой концепции авторитарного государства. [12]

Возможно, самые близкие параллели польской «благородной демократии» можно найти за пределами Европы, в Америке, среди рабовладельческой аристократии юга Соединенных Штатов , где рабовладельческие демократы и отцы-основатели США, такие как Томас Джефферсон или Джордж Вашингтон , имел много общих ценностей с дворянами-реформистами Содружества. [13] Однако сравнение очень слабое, поскольку так называемая южная аристократия не ограничивалась наследственной кастой; социальная структура, основанная просто на приобретении (или утрате) богатства и собственности, была изменчивой; и, конечно, в Соединенных Штатах не было ни монархии, ни дворянства.

Другие, однако, критикуют Золотую Свободу, указывая, что она была ограничена только дворянством, за исключением крестьян и горожан. [14] и не дал никакой правовой системы, предоставляющей свободу и свободу большинству населения, подведя их, не защитив их от бесчинств дворянства, что привело к медленному развитию городов и второму крепостничеству среди крестьян. [15] Речь Посполитую называли дворянским раем , иногда — еврейским раем , но также чистилищем для обывателей (горожан) и адом для крестьян . [16] И даже среди знати ( шляхты ) Золотая Свобода подвергалась злоупотреблениям и искажениям со стороны самых могущественных из них ( магнатов ). [14] [17] Однако этот « еврейский рай, но также и чистилище для горожан и ад для крестьян » был выражением социальной сатиры, и следует оценить, отражает ли оно факты того времени. Ряд русских крестьян бежали от своих гораздо более жестоких господ и поселились в либеральной Польше. [18] что может служить примером контрдоказательства утверждению «Ад для крестьян».

В крайнем случае, Золотую Свободу критиковали как ответственную за «гражданские войны и вторжения, национальную слабость, нерешительность и нищету духа». [19] Не сумев развиться в « современную » систему абсолютистской и национальной монархии , Содружество постепенно пришло в упадок, вплоть до грани анархии из-за liberum veto. [17] и другие злоупотребления системой . Поскольку большинство шляхты считало , что они живут в идеальном государстве, слишком немногие подвергали сомнению Золотую Свободу и философию сарматизма , пока не стало слишком поздно. [20] Поскольку шляхта отказывается платить налоги за более крупную и современную армию, а магнаты, подкупленные иностранными державами, парализуют политическую систему Содружества, [21] [22] Содружество было неспособно идти в ногу со своими все более милитаризованными и эффективными (благодаря бюрократизации ) соседями, [23] становится заманчивой мишенью для иностранной агрессии. В конечном итоге она была разделена в конце 18-го века и аннексирована более сильными абсолютистскими соседними странами в ходе раздела Польши . [10] [24]

Подобные системы

[ редактировать ]

Золотая Свобода создала необычное для своего времени государство, но несколько схожие политические системы существовали и в других современных государствах, таких как Венецианская республика . [25] (Оба государства были названы « Самой Светлой Республикой ». [26] )

Подобная участь была предотвращена Италией; сначала из-за светской неспособности королей Франции и Испании, а также папства прийти к соглашению о том, как разделить страну, затем из-за реакции против господства Габсбургов , которая еще в 1861 году окончательно объединила большинство государств страны. в поддержку национальной монархии под руководством короля Виктора Эммануила II , Савойского дома до сих пор короля Сардинии .

Примечательно, что ни Венецианская республика, ни Италия не имели права вето среди своих институтов.

Пословица

[ редактировать ]

шляхты Права стали и привилегии пословицей :

Дворянин на ферме
равный воеводе

-буквально,

«Дворянин в своем поместье
равен воеводе »

польского оригинала рифм или, сохраняя схему :

«Благородный за стеной своего сада
равен губернатору провинции».

По сей день в Польше это означает, что свободный человек (в лучшем смысле слова шляхтич ) не считает ни одного человека выше себя.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бруно Агилера-Барше, История западного публичного права: между нацией и государством , 2014, ISBN   331911803X
  2. ^ Филоник, Якуб (2015). «Золотая свобода польского дворянства: о древних корнях политической идеи» . Европейское наследие . 20 (7): 731–744. дои : 10.1080/10848770.2015.1071124 . S2CID   141659882 .
  3. ^ # Норман Дэвис, Божья площадка. История Польши, Том. 1: Происхождение до 1795 года, Том. 2: 1795 г. по настоящее время. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-925339-0 / ISBN   0-19-925340-4
  4. ^ Перейти обратно: а б с Александр Гелла , Развитие классовой структуры в Восточной Европе: Польша и ее южные соседи , SUNY Press, 1998, ISBN   0-88706-833-2 , Google Print, стр. 13.
  5. ^ Перейти обратно: а б Норман Дэвис, Божья площадка: история Польши в двух томах, Oxford University Press, 2005, ISBN   0-19-925339-0 , стр.262.
  6. ^ Фрост, Роберт И. Северные войны: война, государство и общество в северо-восточной Европе, 1558–1721 гг . Харлоу, Англия; Нью-Йорк: Лонгмана. 2000. Особенно стр. 9–11, 114, 181, 323.
  7. ^ Мацей Яновский , Польская либеральная мысль , Central European University Press, 2001, ISBN   963-9241-18-0 , Google Print: стр. 3 , стр. 12.
  8. ^ Пол В. Шредер , Трансформация европейской политики 1763–1848 гг ., Oxford University Press, 1996, ISBN   0-19-820654-2 , Google print, стр. 84.
  9. ^ Ретт Р. Людвиковски , Разработка конституции в регионе бывшего советского доминирования , Duke University Press, 1997, ISBN   0-8223-1802-4 , Google Print, стр. 34.
  10. ^ Перейти обратно: а б Джордж Сэнфорд , Демократическое правительство в Польше: конституционная политика с 1989 года , Пэлгрейв, 2002 г., ISBN   0-333-77475-2 , Google print стр. 11 — конституционная монархия , ч.3 — анархия
  11. ^ Норман Дэвис, Божья площадка: история Польши в двух томах, Oxford University Press, 2005, ISBN   0-19-925339-0 , Google Print, стр. 283.
  12. ^ Ежи Шацкий, Либерализм после коммунизма , Центрально-Европейский университет, 1995, ISBN   1-85866-016-5 , Пресса Google Print, стр. 46
  13. ^ Норман Дэвис, Божья площадка: история Польши в двух томах, Oxford University Press, 2005, ISBN   0-19-925339-0 , стр.282.
  14. ^ Перейти обратно: а б Хельмут Георг Кенигсбергер, Монархии, Генеральные штаты и парламенты , Издательство Кембриджского университета, 2001, ISBN   0-521-80330-6 , Google Print, стр.336.
  15. ^ Причины рабства или крепостного права: гипотеза. Архивировано 15 декабря 2007 г. в Wayback Machine , обсуждение и полный онлайн-текст Евсея Домара (1970) «Причины рабства или крепостного права: гипотеза», Economic History Review 30 :1. (март), стр. 18–32.
  16. ^ Норман Дэвис, Божья площадка: история Польши в двух томах, Oxford University Press, 2005, ISBN   0-19-925339-0 , Google Print, стр. 160.
  17. ^ Перейти обратно: а б Ежи Луковский, Хуберт Завадский, Краткая история Польши , Cambridge University Press, 2006, ISBN   0-521-85332-X , Google Print, стр. 88.
  18. ^ Николай Валентин Рясановский (2000). История России . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-512179-1 .Google Книги
  19. ^ Филип Паяковский, в Михале Бобжинском (1849-1935) , Питере Броке, Джоне Д. Стэнли, Петре Врубеле (редактор), Нация и история: польские историки от Просвещения до Второй мировой войны , University of Toronto Press, 2006, ISBN   0-8020-9036-2 , Google Print, стр. 150.
  20. ^ Норман Дэвис, Божья площадка: история Польши в двух томах, Oxford University Press, 2005, ISBN   0-19-925339-0 , стр.279]
  21. ^ Уильям Буллит, Сам великий земной шар: предисловие к книге «Мировые дела» , Transaction Publishers, 2005, ISBN   1-4128-0490-6 , Google Print, стр. 42–43.
  22. ^ Джон Адамс , Политические сочинения Джона Адамса , Regnery Gateway, 2001, ISBN   0-89526-292-4 , Google Print, стр. 242.
  23. ^ Брайан М. Даунинг, Военная революция и политические перемены: истоки демократии и автократии в Европе раннего Нового времени , Princeton University Press, 1992, ISBN   0-691-02475-8 , Google Print, стр. 144.
  24. ^ Мартин Ван Гельдерен , Квентин Скиннер , Республиканизм: общее европейское наследие , Cambridge University Press, 2002, ISBN   0-521-80756-5 Google Print: стр. 54.
  25. ^ Джоанна Олькевич , Светлейшая Венецианская Республика , Книга и Знание, 1972, Варшава
  26. ^ Джозеф Конрад , Заметки о жизни и письмах: Заметки о жизни и письмах , Cambridge University Press, 2004, ISBN   0-521-56163-9 , Google Print, стр. 422 (примечания) [ постоянная мертвая ссылка ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b01c28e60f4dde7eed9a9c5bb40d9b0__1718148300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/b0/3b01c28e60f4dde7eed9a9c5bb40d9b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Golden Liberty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)