Сари Нусейбе
Сари Нусейбе | |
---|---|
![]() Сари Нуссейбе на Лейпцигской книжной ярмарке 2012 | |
Президент Университета Аль-Кудс | |
Представитель Палестинской национальной администрации в Иерусалиме | |
Личные данные | |
Рожденный | 1949 Дамаск , Сирия |
Национальность | палестинский |
Супруг | Люси Остин |
Дети | 4 |
Альма-матер | Крайст-Черч, Оксфорд |
Занятие | профессор философии |
Сари Нуссейбе ( араб . سري نسيبة ) (род. в 1949 г.) — палестинский профессор философии и бывший президент Университета Аль-Кудс в Иерусалиме. До декабря 2002 года он был представителем Палестинской национальной администрации в этом городе. В 2008 году в открытом онлайн-опросе Нусейбе была признана 24-м самым влиятельным интеллектуалом в мире в списке 100 лучших публичных интеллектуалов по версии журналов Prospect Magazine ( Великобритания ) и Foreign Policy ( США ). [1]
Семейное прошлое
Нусейба может похвастаться своим 1300-летним присутствием в Иерусалиме, будучи потомком Убайды ибн ас-Самита , брата Нусайбы бинт Кааб , женщины-воительницы из Бану Хазрадж в Аравии и одной из четырех женщин-вождей 14 племен. раннего ислама . Убадия, сподвижник Умара ибн аль-Хаттаба , был назначен первым мусульманским верховным судьей Иерусалима после его завоевания в 638 году н. э., вместе с обязательством содержать Святую Скалу Голгофы в чистоте. [2] Несмотря на благородное происхождение, семейная традиция, в соответствии с верой в то, что все великие семьи имеют корни в разбойничестве, передает легенду о том, что их происхождение также можно проследить по длинной линии воров. [3]
Согласно семейной традиции, они сохраняли исключительное право на ключи от Храма Гроба Господня вплоть до османского периода , когда семья Джуде получила ордер на совместное владение. [4] Говорят , что по сей день семья Нусейбе передают их смотрителю Храма Гроба Господня . является попечителями, и, получив ключи от члена клана Джуде, Нусейбе, как говорят, каждый день перед рассветом [5] Моше Амирав сообщает, что Нусейбе пошутил, однако, отвечая отрицательно на вопрос о том, есть ли у его семьи ключи, он сказал: «Нет, в них больше нет необходимости. Иисуса больше нет». [6]
Дед Нусейбе последовательно женился на представителях трех разных палестинских знатных семей, Шихабитов, известных своей ученостью; дервиш из могущественной семьи аль-Хусайни ; и к Нашашиби , и, таким образом, по словам Нусейбе: «за несколько лет [...] удалось сплотить четыре древние иерусалимские семьи, две из которых были непримиримыми соперниками». [7]
Биография
Нусейбе родилась в Дамаске, Сирия, в семье политика Анвара Нусейбе , выдающегося государственного деятеля, видного деятеля в палестинской и (после 1948 года) палестино-иорданской политике и дипломатии. Его мать, Нужа аль-Гусейн , дочь палестинского политического лидера Якуба аль-Гусейна, родилась в Рамле . [8] в семью богатых землевладельцев-аристократов с землей в Вади-Хнейне (ныне израильский город Нес-Циона ), [9] Его мать покинула Палестину в 1948 году, чтобы избежать боевых действий, а его отец потерял ногу в результате ранения во время участия в Гражданской войне 1947–48 годов в Подмандатной Палестине . [10] Несколько лет спустя они переехали в Каир, где его отец участвовал в формировании Первого палестинского правительства в изгнании. [11] Вернувшись в Иерусалим, он жил всего в нескольких сотнях ярдов по другую сторону нейтральной полосы от Амоса Оза и, читая мемуары последнего о своем воспитании, был поражен глубокими различиями между их соответствующим опытом в детстве в одном и том же городе. . [12] Их семья владела сельскохозяйственными угодьями в Караме , которые он помогал обрабатывать, управляя трактором во время летних каникул. Это должно было стать местом того, что в памяти палестинцев стало известно как кровавая баня их палестинского Сталинграда . [13] Во время завоевания Израилем Западного берега в ходе Шестидневной войны израильские войска разграбили семейный дом в Иерусалиме, лишив его всех семейных реликвий, хотя позже семейный автомобиль был возвращен. [14] Несколько месяцев спустя оккупационные власти экспроприировали семейное поместье площадью 200 акров в долине реки Иордан . [15]
Осенью 1967 года Нусейбе отправилась изучать философию в Крайст-Черч в Оксфорде . Там он подружился с Авишаем Маргалитом , а также с Ахмадом Валиди, единственным палестинским студентом в то время и сыном выдающегося ученого Валида Халиди . [16] [17] Это был период, отмеченный студенческими революционными волнениями , и именно в это время Ахмад познакомил его с тонкостями палестинских политических фракций, пародируемых в » Монти Пайтона «Жизни Брайана . [18] Лето он проводил в Иерусалиме, где в 1968 году начал изучать иврит , некоторое время работал в Ха-Зореа кибуце . [19] а в следующем году он был готов помочь потушить пламя, вызванное австралийским христианским фундаменталистом- поджигателем Майклом Роханом, когда последний пытался сжечь мечеть Аль-Акса , поджег Саладина 1000-летнюю кафедру в Алеппо . [20]
В Оксфорде Нусейбе познакомилась с Люси Остин, дочерью британского философа Дж. Л. Остина и будущей основательницей неправительственной организации MEND . В конце 1973 года они поженились Великим муфтием Иерусалима шейхом Саад ад-Дином Джалалом аль-Алами , и в этом браке у них родилось четверо детей: трое сыновей Джамаль, Абсал, Бурак и одна дочь Нужа. [21] Во время учебы в Оксфорде Сари очень увлекался лингвистической философией, представленной Людвигом Витгенштейном и развитой Остином. После получения степени Оксфорда он провел год в Варбургском институте в Лондоне, прослушав лекцию Абдулхамида Сабры , которая привлекла его к изучению ранней исламской школы логиков-мутазилитов , идей Аль-Газали и последующих дискурсивная победа последнего, как это сформулировано богословской школой ашари . [22]
После непродолжительного периода работы в Абу-Даби Нусейбе начал обучение в докторантуре по теме исламской философии в Гарвардском университете , начиная с осени 1974 года, и получил степень доктора философии. в (1978). [8] [23] Он вернулся на Западный берег в 1978 году, чтобы преподавать в Бирзейтском университете (где он оставался профессором философии до закрытия университета с 1988 по 1990 год во время Первой интифады ). В то же время он преподавал исламскую философию в Еврейском университете в Иерусалиме, Израиль. В начале 1980-х годов он помог организовать профсоюз учителей в Бирзейте и три срока занимал пост президента профсоюза преподавателей и сотрудников. Нусейбе также является соучредителем Федерации работников сферы образования всего Западного берега.
Политическая активность
Сари Нусейбе долгое время считалась палестинцем умеренных взглядов. В июле 1987 года Нусейбе и Фейсал Хусейни встретились с Моше Амиравом, членом израильской партии «Ликуд», став первыми видными палестинцами, встретившимися с представителем израильских правых. Амирав прощупывал почву для группы, близкой к тогдашнему премьер-министру Ицхаку Шамиру, относительно возможности заключения исторического пакта с ООП и Фатхом . [24]
После многих лет работы над созданием функционирующего палестинского государства наряду с государством Израиль, Нусейба к 2011 году стала называть решение о создании двух государств «фантазией». [25] В книге « Чего стоит палестинское государство?» (Harvard University Press, 2011) он призвал к «мысленному эксперименту» единого государства, в котором Израиль аннексировал все территории, а палестинцы были бы «гражданами второго сорта» с «гражданскими, но не политическими правами», в котором «евреи могли бы управлять страной, пока в ней могут жить арабы». [26] Это конкретное предложение было отклонено как «неискреннее». [27] Все это время Нусейбе говорила о шагах в направлении той или иной версии решения в виде единого государства, например, двунационального государства. [26] [28]
Первая интифада
Нусейбе также был важным лидером во время Первой интифады , автором Палестинской декларации принципов. [29] и работа по укреплению движения ФАТХ на Западном Берегу; Нусейбе помог написать «внутреннюю» декларацию независимости палестинцев, принятую во время Первой интифады, а также создать 200 политических комитетов и 28 технических комитетов, которые должны были стать зачаточной инфраструктурой для будущей палестинской администрации.
Первая война в Персидском заливе
После запуска ракет «Скад» по Тель-Авиву Нусейбе работала с израильским «Мир сегодня» над выработкой общего подхода к осуждению убийств мирных жителей во время войны. Но 29 января 1991 года он был арестован и помещен под административный арест по факту обвинения в том, что он был иракским агентом. [30] Затем арест был подвергнут сомнению британскими и американскими официальными лицами, и администрация США призвала либо предъявить ему обвинение, либо в противном случае возникнет подозрение, что арест был политическим. Он был усыновлен как узник совести Amnesty International . [31] написали Письма протеста в «Таймс» такие учёные, как Питер Стросон , Исайя Берлин и Х.Л.А. Харт . [32] Некоторые израильтяне заявили, что этот шаг был направлен на дискредитацию Нусейбы перед международным мнением. [30] Палестинцы восприняли арест как политическое предупреждение о том, что Израиль не намерен вести переговоры ни с одним палестинским лидером, каким бы умеренным он ни был. Например, Саиб Эрекат из Университета Ан-Наджа сказал: «Это послание нам, палестинским умеренным. Послание таково: «Вы можете забыть о переговорах после войны, потому что мы собираемся убедиться, что не с кем будет говорить». ". Он был освобожден без предъявления обвинений вскоре после окончания войны, после 90 дней заключения в тюрьме Рамле . [33]
Мирные инициативы и деятельность с 2000 года.
Нусейбе не проявляла политической активности на протяжении большей части мирного процесса в Осло , но была назначена представителем ООП в Иерусалиме в 2001 году. [34] В этот период Нусейбе начала настоятельно предлагать палестинцам отказаться от своего права на возвращение в обмен на создание палестинского государства на Западном Берегу и в секторе Газа . [35] Ряд палестинских организаций решительно осудили его взгляды по этому вопросу. [36]
Нусейбе раскритиковала милитаризацию интифады в январе 2002 года и призвала отказаться от взрывов смертников и создать Палестину как демилитаризованное государство: «Палестинское государство должно быть демилитаризовано - не потому, что этого требует Израиль, а в наших собственных интересах». Некоторые высокопоставленные деятели Израиля, такие как Узи Ландау, отвергли это предложение, назвав его уловкой. [37]
В 2002 году Сари Нусейбе и бывший ШАБАКа директор Ами Аялон опубликовали «Голос народа» , израильско-палестинскую гражданскую инициативу, направленную на продвижение процесса достижения мира между Израилем и палестинцами, а также проект мирного соглашения, в котором содержится призыв к созданию палестинского государства на основе о границах Израиля 1967 года и за компромисс по праву палестинцев на возвращение. Инициатива «Голос народа» была официально запущена 25 июня 2003 года.
В 2002 году Ясир Арафат назначил Нусейбе представителем ООП в Восточном Иерусалиме, и эту должность он занял после внезапной смерти Фейсала Хусейни. [34]
В 2008 году Нусейбе заявил, что поиск решения о создании двух государств застопорился. Он призвал палестинцев начать дебаты по идее решения проблемы одного государства . [38]
Принадлежности
Нусейбе является главой и основателем Палестинской консультативной группы , соучредителем и членом нескольких палестинских организаций, включая Иерусалимских друзей больного общества , Федерацию работников сектора образования на Западном Берегу , Арабский совет по связям с общественностью , Комитет по борьбе с «Железным кулаком» и Иерусалимский арабский совет . Он также входит в консультативный совет Международного центра этики, правосудия и общественной жизни при Университете Брандейса . [39]
На международном уровне Нусейбе является членом исполнительного и управляющего комитетов ближневосточной программы McGill. В ноябре 2007 года, после публикации книги « Однажды в стране: палестинская жизнь» , он отправился в Монреаль, Канада, чтобы прочитать лекцию о MMEP и своем видении мира.
См. также
- Нусайба (значения)
- Народный голос
- Хронология израильско-палестинского конфликта
- Проекты, работающие на достижение мира между израильтянами и арабами
- Список борцов за мир
Сноски
- ^ Журнал «Проспект», 2008 .
- ^ Нусейбе 2009 , с. 18.
- ^ Нусейбе 2009 , с. 15.
- ^ Деккер и Медеарис 2010 , с. 175 В семье Джуде сохраняется другая версия, согласно которой Саладин передал ключи их клану через 10 дней после завоевания им у Иерусалимского королевства крестоносцев . Исторические записи свидетельствуют о передаче ключей мусульманской семье, нейтральной к спорный вопрос, когда ссорящиеся христианские семьи не могли договориться о праве владения. ( Масалха 2007 , стр. 108).
- ^ Нуссейбе 2009 , стр. 15–20.
- ^ Амирав 2009 , с. 200.
- ^ Нусейбе 2009 , с. 24
- ^ Jump up to: а б Ремник 2008 , с. 332.
- ^ Нусейбе 2009 , с. 34.
- ^ Нусейбе 2008 , с. 198.
- ^ Нусейбе 2008 , с. 199.
- ^ Нуссейбе, 2009 , стр. 11–12.
- ^ Нуссейбе 2009 , стр. 104–105.
- ^ Нуссейбе 2009 , стр. 94–95.
- ^ Нуссейбе 2009 , стр. 109, 117, 136.
- ^ Нусейбе 2009 , с. 104
- ^ Бенедикт 2004 .
- ^ Нуссейбе, 2009 , стр. 104–105.
- ^ Нусейбе 2009 , стр. 113–115.
- ^ Нусейбе 2009 , с. 118.
- ^ Нусейбе 2012 , стр. 130–132, 232.
- ^ Нуссейбе 2009 , стр. 121–128.
- ^ Нуссейбе 2009 , стр. 132–134.
- ^ Нусейбе 2009 , с. 253
- ^ Шпигель 2012 .
- ^ Jump up to: а б Эль Муссауи 2012 .
- ^ Шульман 2012 .
- ^ Нусейбе 2014 .
- ^ см . Журнал палестинских исследований , Vol. 17, № 3, весна 1988 г., стр. 63–65, текст Декларации принципов, также известной как Четырнадцать требований.
- ^ Jump up to: а б Кинг 2007 , с. 180.
- ^ Международная амнистия, 1991 .
- ^ Нусейбе 2009 , с. 163.
- ^ Нуссейбе 2009 , стр. 314–321.
- ^ Jump up to: а б Эльдар 2002 .
- ^ [1] Архивировано 23 мая 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ [2] Архивировано 27 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Би-би-си 2002 .
- ^ Росс, Окленд. Палестинцы возрождают идею создания единого государства . Торонто Стар .
- ^ [3] Архивировано 28 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
Ссылки
- Амирав, Моше (2009). Иерусалимский синдром: палестино-израильская битва за Священный город . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-845-19347-8 .
- «Израиль и оккупированные территории: доктор Сари Нусейбе: узник совести, содержащийся под административным арестом» . Международная амнистия . 21 марта 1991 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Авнери, Ури (5 сентября 2010 г.). «Ури Авнери о Сари Нусейбе и решении «два государства против одного государства»» . Палестина-Мандат . Проверено 23 сентября 2011 г.
- «Помощник Арафата предлагает демилитаризованное государство» . Новости Би-би-си . Новости Би-би-си . 13 января 2002 года . Проверено 9 января 2016 г.
- Бенедикт, Линда (9 января 2004 г.). «Интервью с Сари Нусейбе» . Сеть медиамониторов . Проверено 7 января 2016 г.
- Птица, Кай (2010). Разделенный город: взросление между арабами и израильтянами . Саймон и Шустер. ISBN 9780857200198 .
- Деккер, Тед; Медеарис, Карл (2010). Чай с «Хезболлой»: за столом врагов. Наше путешествие по Ближнему Востоку . Издательская группа Корона. ISBN 978-0-307-58829-6 .
- ДПА (27 мая 2005 г.). «Профсоюз призывает Аль-Кудс уволить Сари Нусейбу» . Гаарец . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Эльдар, Акива (20 декабря 2002 г.). «Арафат свергает Сари Нусейбе с поста главы Иерусалима» . Гаарец . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Нусейбе, Сари (6 сентября 2012 г.). Эль Муссауи, Наима (ред.). «Интервью с Сари Нусейбе: призыв к радикальному прагматизму» . Qantara.de . Проверено 7 января 2016 г.
- изотало, Риина (2007). «Палестинское возвращение: размышления об объединении дискурсов, практиках рассеивания и остаточных повествованиях» . В Бенвенисти — Эяль; Гусь, Хаим; Ханафи, Сари (ред.). Израиль и палестинские беженцы . Вклад в зарубежное публичное право и международное право. Springer Science & Business Media. стр. 159–187. ISBN 978-3-540-68161-8 .
- Киллгор, Эндрю И. (март 1991 г.). «Истинное преступление палестинского профессора Сари Нусейбе» . Вашингтонский доклад по делам Ближнего Востока . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Кинг, Мэри Элизабет (2007). Тихая революция: первая палестинская интифада и ненасильственное сопротивление . Национальные книги. п. 180 . ISBN 978-0-786-73326-2 . Проверено 9 января 2016 г.
- Лис, Джонатан; Обычный, Арнон (29 апреля 2004 г.). «Доктор Сари Нусейбе арестован за наем нелегальных палестинских рабочих» . Гаарец . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Масалха, Нур (2007). Библия и сионизм: изобретенные традиции, археология и постколониализм в Палестине-Израиле . Книги Зеда. ISBN 9781842777619 .
- Нусейбе, Сари (2000). «Будущее Иерусалима с палестинской точки зрения» . В Маозе, Моше; Нусейбе, Сари (ред.). Иерусалим: точки трения и не только . БРИЛЛ. стр. 7–10. ISBN 978-90-411-8843-4 . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Нусейбе, Сари (24 сентября 2001 г.). "Что дальше?" . Гаарец . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Нусейбе, Сари (2008). «Переговоры по городу: взгляд иерусалимца» . У Майера, Тамар; Мурад, Сулейман А. (ред.). Иерусалим: идея и реальность . Рутледж. стр. 198–204. ISBN 978-1-134-10287-7 .
- Нусейбе, Сари (2009) [2007]. Однажды в стране: палестинская жизнь . Лондон: Издательство Halban. ISBN 978-1-905559-05-3 . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Нусейбе, Сари (2012). Сколько стоит палестинское государство? . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05949-8 . Проверено 7 января 2016 г.
- Нусейбе, Сари (21 февраля 2012 г.). Дорри, Мартин; фон Миттельштадт, Джулиана (ред.). «Палестинский взгляд на ближневосточный конфликт: стремление к решению на основе создания двух государств – это фантазия » . Дер Шпигель . Проверено 7 января 2016 г.
- Нусейбе, Сари (25 июня 2014 г.). «Как Израилю избежать адского будущего» . Гаарец . Проверено 9 января 2016 г.
- «Интеллектуалы — результаты» . Журнал «Проспект» . Июль 2008 года . Проверено 7 января 2016 г.
- Ремник, Дэвид (2008). «Ярость и разум: Саари Нусейбе и ООП» . Репортаж: статьи из журнала New Yorker . Пан Макмиллан. стр. 330–344. ISBN 978-0-330-47129-9 .
- Рубенберг, Шерил (2003). Палестинцы: в поисках справедливого мира . Издательство Линн Риннер. п. 93 . ISBN 978-1-58826-225-7 . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Рубинштейн, Дэнни (12 ноября 2001 г.). «Исключение из правил» . Гаарец . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Уоллах, Джон ; Уоллах, Джанет (1994). Новые палестинцы: новое поколение . Издательская группа Корона. ISBN 978-1-559-58429-6 .
- Шульман, Дэвид (24 февраля 2012 г.). «Израиль и Палестина: нарушаем молчание» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 7 января 2016 г.
- Сильвия Мерфи, «Дети Кэнди» (роман), действие которой частично происходит в памятной Палестине. (Выходные данные SAGreenland, 2007 г.) ISBN 978-0-9550512-1-0
Опубликованные произведения
Книги
- Никаких труб, никаких барабанов: решение израильско-палестинского конфликта на основе двух государств, Нью-Йорк: Hill & Wang , 1991.
- «Однажды в стране: палестинская жизнь», написанная совместно с Энтони Дэвидом; Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру , Лондон: Halban Publishers, 2007. ISBN 978-1-905559-05-3
- Палестина: рождение государства (Подборки статей из газет и журналов за 1987–1990 годы) Информационное бюро Палестины: Гаага, 1990.
- Сколько стоит палестинское государство? . Издательство Гарвардского университета. 2011. С. 234 . ISBN 978-0-674-04873-7 .
- История разума в исламе . Издательство Стэнфордского университета, 2016. ISBN 978-0-804-79461-9
Другие работы
- Формула нарративного выбора: комментарий к описанию арабо-израильского конфликта, Перспективы политики, Том 3/№1 (март 2005 г.)
- Предел разума (или почему достоинство не подлежит обсуждению), Информационные бюллетени APA, (Vo.04, Number1), 2004.
- Сингулярность и множественность идентичности: дело палестинского заключенного, Множественность и ее атрибуты (Fundacion Duques de Soria), 2002.
- Личная и национальная идентичность: история двух воль. Философские перспективы израильско-палестинского конфликта, под ред. Томас Капитан (Армонк, Нью-Йорк и Лондон: Шарп, Невада) 1997.
- Эпистемология, История исламской философии Рутледжа, изд. Оливер Лиман (Лондон: Рутледж, Кеган и Пол), 1995.
- Аль-Хуррийя Бейн Альхадд Валь Мутлак (Абсолютная и ограниченная свобода). Лондон: Аль-Саки, 1995.
- Аль-Хизб ас-Сияси Валь димократия (Политические партии и демократия). В Азмат аль-Хизб ас-Сияси аль-Фаластини (Рамаллах: Муватин), 1996 г.
- Могут ли войны быть справедливыми? в «Но было ли это справедливо?» Размышления о морали войны в Персидском заливе с Джин Эльштайн и др. (Нью-Йорк: Даблдей) 1992.
- Обзор комментария Ф. Циммермана Аль-Фараби и краткого трактата об интерпретации Аристотеля, истории и философии логики, 13 (1992), 115–132.
- Аль-Акл Аль Кудси: Субъективная теория познания Авиценны. Студия Исламика (1989), 39–54.
- Отрывки (включая переводы) из Священного Корана. В «Знакомых цитатах Бартлетта», 15-е изд., 1984 г.
- Обзор исламской жизни и мысли, С.А. Наср. (TLS), март 1982 г.: 267.
- Машариф аль-Мантик (Вводная символическая логика). (Иерусалим: Общество арабских исследований) 1982.
- О субатомных частицах и научных положениях, с Баширом Эль-Иссой. (Бирзейтский химический журнал) 1981.
- Авиценна: Медицина и скептицизм. Корот Том 8, № 1–2 (1981): 9–20.
- Некоторые деятели и темы исламской философии. Обзор исследований Азии и Африки 14 (1980), 207–209.
- Герберт Маркузе валь метамарксия». Аль-Джадид, 1 июля.
Внешние ссылки
- Веб-страница Сари Нусейбе
- Интервью NPR 18 октября 2001 г.
- Один на один с Сари Нусейбе: Однажды в конфликте - интервью газете «Джерузалем Пост», 26 апреля 2007 г.
- Интервью газете "Гаарец", 15 августа 2008 г.
- Биография в Wayback Machine (архивировано 28 октября 2009 г.)
- Интервью с Сари Нусейбе «Человеческие ценности объединяют, религиозные ценности разделяют!» в Wayback Machine (архивировано 6 сентября 2010 г.)
- Симпозиум: Сари Нусейбе «Чего стоит палестинское государство?», «Обоснованные документы: журнал междисциплинарных нормативных исследований», октябрь 2012 г., стр. 15–69.
- 1949 рождений
- Живые люди
- Семья Нусайба
- Выпускники Крайст-Черч, Оксфорд
- Узники совести Amnesty International, удерживаемые Израилем
- Выпускники Гарвардского университета
- Палестинские активисты
- Палестинские философы
- Палестинские политики ХХ века
- Люди из Дамаска
- Академический состав Бирзейтского университета
- Философы 20-го века
- Философы XXI века
- Палестинцы заключены в тюрьму Израилем
- Выпускники школы Святого Георгия, Иерусалим