Философия авторского права
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2010 г. ) |
Философия авторского права рассматривает философские вопросы, связанные с авторского права политикой , а также другие юридические проблемы, которые возникают при интерпретации и применении закона об авторском праве правовыми системами.
Одна из дискуссий касается цели авторского права. Некоторые используют подход, направленный на поиск последовательных обоснований существующих систем авторского права, в то время как другие начинают с общих этических теорий, таких как утилитаризм , и пытаются анализировать политику через эту призму. Другой подход отрицает значимость любого этического оправдания существующего закона об авторском праве, рассматривая его просто как результат (и, возможно, нежелательный результат) политических процессов.
Еще одним широко обсуждаемым вопросом является соотношение авторских прав и других форм « интеллектуальной собственности » и материальной собственности. Большинство исследователей авторского права сходятся во мнении, что его можно назвать разновидностью собственности , поскольку оно предполагает исключение других из чего-либо. Но существуют разногласия относительно того, в какой степени этот факт должен позволять передавать другие убеждения и интуиции относительно материальных благ.
Есть много других философских вопросов, которые возникают в юриспруденции авторского права. Они включают в себя такие проблемы, как определение того, когда одно произведение «получено» из другого, или определение того, когда информация помещена в «осязаемую» или «материальную» форму.
Обоснования авторских прав
[ редактировать ]Ученые-юристы часто обращаются к авторскому праву в поисках последовательного этического обоснования его существования и характера. Этот подход может показаться обратным – возможно, имеет смысл начать с цели, а затем изучить противоречащий ей закон, – но он широко практикуется. Таким образом, нормативные или этические теории, которые можно наивно рассматривать как тесты на соответствие закона об авторском праве, часто называют его «оправданиями». [1] Обоснования авторского права обычно можно разделить на две группы: деонтологические и консеквенциалистские . Деонтологические оправдания авторского права направлены на то, чтобы оправдать авторское право как вопрос прав или обязанностей; они стремятся обосновать авторское право (или интеллектуальную собственность в более широком смысле) на том основании, что это морально правильно. Напротив, консеквенциалистские теории авторского права стремятся оправдать или критиковать защиту авторских прав, основываясь на последствиях этой защиты, утверждая или предоставляя доказательства того, что защита авторских прав дает некоторый желаемый эффект. Примерами таких теорий являются теории стимулов, которые рассматривают интеллектуальную собственность как необходимый способ стимулирования создания новых творческих произведений. [2]
Естественные права
[ редактировать ]Естественные права связаны с логикой собственности . Джона Локка часто называют авторитетным человеком, хотя неясно, действительно ли Локк рассматривал авторское право как естественное право. Права личности являются основой немецкого закона об авторском праве. Эта позиция рассматривает произведения, охраняемые авторским правом, как продолжение личности автора. Автору предоставляются определенные полномочия по контролю над этими произведениями ввиду его связи с ними. [3]
Консеквенциалистские теории
[ редактировать ]Консеквенциалистские теории авторского права утверждают, что у нас должны быть законы, которые принесут «лучшие» результаты для общества. Наиболее распространенной консеквенциалистской позицией является утилитаризм , который определяет «лучшие» ситуации как те, в которых люди в целом настолько счастливы и удовлетворены, насколько это возможно. Экономисты анализируют авторское право, как правило, следуют этому философскому подходу.
Родственный класс теорий называется инструментализмом ; он считает, что закон об авторском праве должен существовать для ясных, последовательных и необходимых целей, но не быть настолько строгим, чтобы требовать максимизации некоторой «доброты» в результате.
Некоторые исследователи авторского права полагают, что, несмотря на современные достижения в области технологий, авторское право остается основным способом, с помощью которого авторы, скульпторы, художники, музыканты и другие лица могут финансировать создание новых произведений, и что без значительного периода правовой защиты их будущих доходов. , многие ценные книги и произведения искусства не были бы созданы. [4] Они утверждают, что общественным интересам лучше всего отвечает неоднократное расширение условий авторского права, чтобы охватить несколько поколений после жизни владельца авторских прав, поскольку это увеличивает текущую стоимость авторских прав, поощряя создание новых произведений и делая дополнительные инвестиции в старые произведения (например, например, реставрация старых фильмов) экономически целесообразна. [4] Наследники авторов продолжают получать прибыль, если авторские права сохраняются после смерти, и это дает существенный стимул для продолжения свежей работы даже по мере старения авторов. [4]
Современная рыночная система авторского права предоставляет авторам независимое финансирование (за счет гонораров). Без реального способа окупить вложения творческого времени посредством авторского права экономический стимул для производства будет незначительным, а произведения должны будут мотивироваться стремлением к славе со стороны уже богатых авторов или тех, кто может получить покровительство (с соответствующими ограничениями на независимость). . Сторонники авторского права оспаривают, что авторское право подрывает правила, позволяющие авторам опираться на опубликованные выражения, указывая на такие концепции, как Scènes à faire и разрыв между идеями и выражениями . Авторское право защищает только выражение творчества художника, а не идеи, системы или фактическую информацию, переданные в нем. [5] и, таким образом, художники могут свободно черпать идеи из произведений, защищенных авторским правом. [4]
Защитники нынешней системы сильных авторских прав утверждают, что она в значительной степени успешно финансирует создание и распространение самых разных произведений, особенно тех, которые требуют значительных трудовых и финансовых затрат. Умеренные ученые, похоже, поддерживают эту точку зрения, признавая при этом необходимость исключений и ограничений, таких как доктрина добросовестного использования . [6] Примечательно, что значительная часть действующего Закона США об авторском праве (разделы 107–120) посвящена таким исключениям и ограничениям.
Консеквенциализм в Соединенных Штатах
[ редактировать ]Статья первая Конституции Соединенных Штатов уполномочивает Конгресс « содействовать прогрессу науки и полезных искусств, обеспечивая на ограниченный период времени авторам и изобретателям исключительное право на их соответствующие произведения и открытия ».
Многие авторы считали, что эта формулировка фактически потребует, чтобы законы США об авторском праве служили цели «содействия прогрессу науки и полезных искусств». [ нужна ссылка ]
В США в 2003 году спорные изменения, внесенные Законом Сонни Боно о продлении срока действия авторских прав, продлевающие срок действия авторских прав в соответствии с законодательством США об авторском праве на 20 лет, были оспорены в Верховном суде США . Однако Суд в деле Элдред против Эшкрофта постановил, среди прочего , что, уравнивая существующие и будущие авторские права в CTEA, Конгресс действовал в пределах своих полномочий и не нарушал конституционных ограничений. Другие юрисдикции приняли законы, предусматривающие аналогичные продления срока действия авторских прав.
Оппозиция авторскому праву
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2008 г. ) |
Критики авторского права в целом делятся на две категории: те, кто утверждает, что сама концепция авторского права никогда не приносила пользу обществу и всегда служила просто обогащению немногих за счет творчества; и тех, кто утверждает, что существующий режим авторского права должен быть реформирован, чтобы сохранить его актуальность в новом информационном обществе . Французское об droit d'auteur («Права автора»), повлиявшее на Бернскую конвенцию 1886 года охране литературных и художественных произведений , также следует отметить как существенную альтернативу обычной англосаксонской концепции авторского права.
Среди последней группы также есть те, кто продолжает соглашаться с авторским правом как способом предоставления авторских прав, но считает, что оно «переживает свое приветствие», предоставляя авторские права слишком долго (например, намного дольше, чем время жизни автора). и поэтому приносит ему или ей небольшую прямую пользу. Продление срока действия авторских прав обычно связывают с эффективным корпоративным лоббированием , основанным на желании сохранить прибыльную монополию. В США это часто формулируется как заговор с целью «контроля над Мышью» (имеется в виду Микки Маус , персонаж , зарегистрированный как торговая марка , контролируемая компанией Disney, чьи ранние работы перешли бы в общественное достояние, если бы не такое расширение).
По мнению многих критиков, общая проблема заключается в том, что нынешняя (международная) система авторского права подрывает свою собственную цель. [7] Концепции общественного достояния и неотъемлемой свободы информации являются необходимыми принципами, позволяющими авторам опираться на опубликованные высказывания. Но они постепенно размываются, поскольку условия авторских прав неоднократно продлеваются, чтобы продлиться за пределами жизни аудитории, которая испытала и знала оригинальное произведение.
Еще одним следствием неоднократного продления срока действия авторских прав является то, что нынешние авторы защищены от конкуренции со стороны широкого общественного достояния: к тому времени, когда текущие произведения перейдут в общественное достояние, они почти всегда устареют. Это снижает риск коммерциализации актуальной научной литературы. Публикации, не защищенные авторскими правами, например, классическая литература, прибыль от которой очень низка, обычно предлагают только лучшее из каждого жанра. [8] [9]
Противодействие нынешней практике авторского права также связано с несоблюдением основного требования первоначального Закона Королевы Анны, который предусматривал, что для того, чтобы произведение получило авторское право, его копия должна быть помещена в библиотеку, чтобы неограниченное количество копий могло быть передано на хранение. сделано, когда истек срок действия авторских прав. Это наблюдалось в течение многих лет, но позже ему успешно противостояла киноиндустрия, которая отказывалась предоставлять копии своих фильмов, что привело к потере многих ранних фильмов. Цивилизация переживает аналогичную утрату древних документов, хранящихся в частных коллекциях до тех пор, пока они не сгниют.
Недавний успех проектов бесплатного программного обеспечения , таких как Linux , Mozilla Firefox и веб-сервер Apache , продемонстрировал, что качественные произведения могут создаваться даже в отсутствие монопольной ренты, охраняемой авторским правом. [10] В этих продуктах авторское право используется для обеспечения соблюдения условий лицензии, которые призваны обеспечить бесплатный характер произведения, а не обеспечивать держателю исключительные права с целью получения денежной выгоды. К таким лицензиям относятся лицензии с авторским левом , лицензии на бесплатное программное обеспечение и лицензии с открытым исходным кодом .
Даже в более традиционных формах, таких как проза, некоторые авторы, такие как Кори Доктороу , сохраняют авторские права на свою работу, но лицензируют ее для бесплатного распространения (например, по лицензии Creative Commons ). Преимущество этого подхода состоит в том, что он обеспечивает структурированную схему, согласно которой авторы могут ослабить некоторые барьеры, которые авторское право налагает на других, позволяя им частично внести свой вклад в сообщество (в форме предоставления общего гранта на копирование, воспроизведение, использование или адаптация при определенных условиях), сохраняя при этом другие исключительные права, которыми они обладают.
Авторское право также может использоваться для подавления политической критики. Например, в США содержание ток-шоу и подобных программ защищено авторским правом. Роберту Гринвальду , режиссеру документального фильма «Раскрытое: Вся правда о войне в Ираке», было отказано в праве использовать отрывок из интервью Джорджа Буша в NBC » канала программе «Встреча с прессой . Хотя в таких случаях могут применяться положения статута и общего права о добросовестном использовании, риск потерь в суде в случае судебного иска и давления со стороны страховых компаний, которые рассматривают использование практически чего угодно (например, трех слов, образующих начало песни ,) без разрешения как слишком рискованно, обычно исключает использование материалов без явного разрешения и, следовательно, без лицензионной платы.
Авторское право также рассматривается некоторыми [11] быть искусственным барьером, позволяющим свободно обмениваться «выражениями» между отдельными людьми и группами, если не препятствуют авторские права или другие юридические ограничения. Такие люди полагают, что, поскольку государство не обязательно обладает моральным правом принимать законы об авторском праве, люди могут по-разному соблюдать такие законы. Другие [12] [13] не согласны, полагая, что авторское право (которое, например, в системе Соединенных Штатов возникает из положений Конституции США) внесло и продолжает вносить ценный, даже существенный вклад в создание и распространение произведений. Они также указывают на социальные опасности, присущие той точке зрения, что каждый человек имеет право судить о «моральном авторитете» законов и соблюдать их или нет в соответствии с индивидуальными суждениями.
Современные проблемы авторского права
[ редактировать ]Примеры и перспективы в этом разделе касаются главным образом Соединенных Штатов и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Март 2017 г. ) |
В современную эпоху концепции авторского права подвергаются сомнению, в первую очередь из-за растущего использования однорангового обмена файлами . Крупнейшие правообладатели, такие как крупные звукозаписывающие компании и киноиндустрия , обвиняют легкость копирования в уменьшении своих прибылей. Были выдвинуты альтернативные объяснения, такие как плохое содержание продукта и чрезмерные лицензионные сборы.
В Соединенных Штатах группы общественных интересов , крупные корпорации и т.п. входят в систему государственного образования, чтобы преподавать учебную программу со своей точки зрения. Группа лоббирования MPAA предлагает учебную программу под названием «В чем разница?» [14] преподает группа волонтеров под названием Junior Achievement. У Business Software Alliance также есть собственная учебная программа под названием Play it Cybersafe . [15] который распространяется среди школьников через журнал The Weekly Reader . Американская ассоциация библиотекарей выпустила собственную учебную программу для библиотекарей, которая была распространена зимой 2004 года. [16]
См. также
[ редактировать ]Известные сторонники отмены авторских прав
[ редактировать ]Известные реформаторы авторского права
[ редактировать ]Известные авторские максималисты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вавер, Дэвид (2011). Право интеллектуальной собственности: авторское право, патенты, товарные знаки . Торонто: Ирвин Лоу. стр. 15–17. ISBN 978-1-55221-007-9 .
- ^ Датфилд, Грэм; Сутерсанен, Ума (2008). Глобальное право интеллектуальной собственности . Челтнем, Великобритания: Эдвард Элгар. стр. 51–52, 75. ISBN. 978-1-84720-364-9 .
- ^ Питер С. Менелл, « Интеллектуальная собственность: общие теории », в Энциклопедии права и экономики: том II , под редакцией Будевейна Букерта и Геррита де Геста (Челтнем: Эдвард Элгар, 2000), стр. 129-88.
- ^ Перейти обратно: а б с д Скотт М. Мартин (24 сентября 2002 г.). «Мифология общественного достояния: исследование мифов, лежащих в основе атак на продолжительность защиты авторских прав» (PDF) . Лойола из Los Angeles Law Review . 36 (1). Обзор закона Лойолы: 280. ISSN 1533-5860 . Проверено 17 ноября 2007 г.
- ^ Вавер, Дэвид (2011). Право интеллектуальной собственности: авторское право, патенты, товарные знаки . Торонто: Ирвин Лоу. стр. 59–60. ISBN 978-1-55221-007-9 .
- ^ Вавер, Дэвид (2011). Право интеллектуальной собственности: авторское право, патенты, товарные знаки . Торонто: Ирвин Лоу. п. 673. ИСБН 978-1-55221-007-9 .
- ^ Бойл, Джеймс (1996). Шаманы, программное обеспечение и селезенка: право и построение информационного общества . Издательство Гарвардского университета . п. 142 . ISBN 0-674-80522-4 .
- ^ Карьяла, Деннис. «О продлении срока действия авторских прав» . Архивировано из оригинала 27 августа 2003 года.
- ^ Удачи, Рэндольф. «Письмо сенатору Спенсеру Абрахаму от Мичигана против продления срока действия авторских прав на 104-м Конгрессе, 28 июня 1996 г.» . Архивировано из оригинала 13 января 2013 года . Проверено 18 марта 2013 г.
- ^ «Брифинг для консультантов — Открытый исходный код: плавание по течению — Уголок аналитика — ИТ-директор» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2007 года . Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ Фонд электронных границ. "Проблемы" .
- ^ "Проблемы" . Авторский Альянс . Архивировано из оригинала 23 ноября 2012 года.
- ^ «Защита контента» . Американская ассоциация кинематографистов .
- ^ В чем разница?
- ^ Играйте в кибербезопасности
- ^ Американская ассоциация библиотекарей
Библиография
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2010 г. ) |
- Уильям В. Фишер, Теории интеллектуальной собственности , в С. Мунцере (редактор), Новые очерки по юридической и политической теории собственности , Cambridge University Press (2000).
- Питер Драхос, Философия интеллектуальной собственности , Dartmouth Publishing Co. (1996).
- Александра Джордж, Создание интеллектуальной собственности , Издательство Кембриджского университета. (2012).
- Адам Д. Мур , Интеллектуальная собственность и контроль информации , Routledge Pub. 2001, 2004.
- Кристиан Г. Столлберг, Авторское право и моральное оправдание , Duncker & Humblot (2006)
- Кристиан Г. Столлберг, На пути к новой парадигме в оправдании авторского права: универсалистский подход
- Оберндорфер, Паскаль (2005). Философские основы авторского права . Издательство «Номос». ISBN 3-8329-1108-1 .